Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении





Скачать 117.72 Kb.
НазваниеМоделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении
Дата публикации12.07.2013
Размер117.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Клушина Н.П., Скорикова Е.М.

Северо-Кавказский государственный технический университет

Моделирование содержания воспитательной работы

в высшем учебном заведении

В процессе развития общества содержание воспитания изменяется, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает личность, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование. Это дает основание определить феномен воспитания как преобразующую деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков личности, способствующую ее совершенствованию.

Воспитание – полинаправленный процесс, где каждая конкретная цель обуславливает соответствие содержания и методов. Направление воспитания определяется единством цели и содержания. На наш взгляд основной целью воспитания в вузе является создание условий для самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом. С точки зрения высшего профессионального образования самореализация личности может быть достигнута при наличии социальной и профессиональной компетентности. Именно ее достижение и определяет стратегическое направление в воспитательной деятельности университета.

Цель воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи, которые призван решать современный университет:

  • философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

  • оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических и духовных способностей, творческого потенциала, а также осознание ответственности за жизнетворчество;

  • развитие интеллектуально-нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

  • раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали, их диапазона и конкретного содержания (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

  • приобщение личности к системе культурных ценностей, раскрывающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

  • возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

  • изменение отношения к труду как социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, славу и богатство отечества;

  • развитие валеологических установок и представлений o здоровом образе жизни, формирование понятий o жизненных планах и пролонгированных устремлений к реализации личностных и социальных перспектив.

В соответствии с целью и задачами определяется содержание воспитания по следующим направлениям:

‒ профессиональное становление студентов на этапе обучения в вузе;

‒ личностное развитие студентов;

‒ поддержка активности студентов.

Профессиональное становление студентов на этапе обучения в вузе

предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную, воспитательную и др.) с целью формирования у нее системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности. Иными словами, профессиональное становление - это «формообразование» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности.

В центре этого направления профессиональное развитие личности студента и профессиональное самоопределение как самостоятельное осознанное согласование профессионально-личностных возможностей студента с содержанием и требованиями будущей профессиональной деятельности. Акцент делается на индивидуальные предпосылки и условия овладения конкретной профессией, а также ее влияния на личность студента. Главное внимание, в рамках этого направления, обращается на профессиональные достижения, обусловленные когнитивными и мотивационными признаками личности, на отношения между будущим профессионалом и его профессией, на социальное восприятие студентом различных профессиональных ролей. Воспитательные воздействия профессионального становления личности студентов способствуют:

‒ получению профессионального образования и подготовки, самоактуализации личности обучаемого;

‒ усилению учебно-профессиональной мотивации, укреплению уверенности в правильности выбора учебно-профессионального поля;

‒ общей ориентировке в мире профессионального труда, выделению профессиональной цели-мечты, определению ближайших целей как этапов и путей к дальней цели;

‒ нахождению личностного смысла в профессиональном труде, обогащению и кристаллизации профессиональной направленности личности, развитию профессионального самосознания;

‒ поиску сценариев профессиональной жизни;

‒ формированию профессиональной компетентности, начального опыта и развитию профессионально важных качеств;

‒ развитию представлений о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей;

‒ формированию готовности к постоянному профессиональному росту, поиску оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями;

‒ успешному началу практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянной корректировки намеченных планов.

Личностное развитие студентов в университете может рассматриваться в качестве системообразующего фактора. Являясь социальным институтом, вуз призван готовить своего выпускника к будущей социально-профессиональной жизни.

Становление специалиста обязательно предполагает развитие: аксиологической направленности и профессионального сознания; социального и профессионального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; позитивного отношения к миру и к себе; самостоятельности, автономности и уверенности в себе; профессионально важных качеств и аутокомпетентности.

Реализация данного направления возможна при наличии следующих условий:

‒ использование различных форм учения, досуга, способствующих личностному развитию и жизненному самоопределению;

‒ актуализация у студентов потребности в личностном развитии, в стремлении осуществить личностный вклад в развитие культуры, понимаемом в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.);

‒ непрерывное развитие аутокомпетентности студентов как адекватного представления о своих личностных и социально-профессиональных характеристиках;

‒ овладение студентами технологиями личностного развития и преодоления различных трудностей;

‒ организация и проведение мероприятий культурно-эстетического, спортивного, просветительского, гражданско-патриотического и т.п. плана с целью гармоничного и всестороннего развития личности будущего специалиста;

‒ психологическое сопровождение личностного развития студентов, с учетом особенностей и закономерностей возрастного развития и профессионального становления.

Поддержка активности студентов необходима, так как в активности выражается и осознание смысла жизни, и самосознание, и способ направления своих способностей, и воля, преобразующая действительность в направлении, адекватном потребностям. «Контур» активности студентов определяется личностными притязаниями (на успех, свои возможности и т.д.), и проявляются в характере саморегуляции, посредством которой они выстраивают (полностью автономный или с частичными опорами на внешние условия) «контур» своей активности.

Поддержка социальной и академической активности студентов осуществляется благодаря наличию института кураторов, функционирующего в разных организационных формах на младших и старших курсах обучения.

Куратор-тьютор – это представитель педагогического коллектива университета в студенческой группе. Деятельность куратора-тьютора подразумевает решение целого комплекса задач по организации учебно-воспитательной жизни студенческой группы, осуществление контроля за учебным процессом и успеваемостью студентов, вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность, развитию их личностного потенциала.

Поддержание и стимулирование активности студентов в ходе воспитательной работы позволяет им:

- моделировать свою жизнь, связывая воедино ее сферы, циклы, события, занятия; моделировать пространства своей активности;

- проявлять инициативу — не только как желание выразить себя, но и заявить о себе, оформить свои желания, притязания. Проявление инициативы не должно рассматриваться студентами как противоположность необходимости. Это опережение личностью внешних требований и проявление творчества.

- развивать ответственность как присвоение личностью внешней необходимости, как превращение ее во внутреннюю детерминанту. Ответственность гарантирует достижение результата, осуществление необходимого, т.е. предполагает овладение ситуацией, взятие на себя дела в целом;

- избавиться от равнодушия, пассивности, иметь ярко выраженную жизненную позицию, самостоятельно находить личностный смысл жизни и труда;

- испытывать большую удовлетворенность от собственной жизни в процессе обратной связи личности со способами ее объективации в жизни (с достижениями, оценками других и т.д.).

Воспитательный эффект достигается посредством реализации воспитательных программ.

1. Программа «ГРАЖДАНИН» связана с организацией гражданско-патриотического воспитания в единстве с нравственным и правовым. Данная программа имеет следующую цель: формирование и развитие у студентов гражданской культуры, чувства любви к Родине, уважения к своему и другим народам, к государственному, конституционному строю, готовности к защите своего Отечества, формирование и развитие уважительного отношения к историческому пути его народа, чувства причастности к современным общественным процессам в стране, на Северном Кавказе, в родном вузе: Я – россиянин → Я – житель Северного Кавказа → Я – студент вуза; преодоление в сознании и поведении студентов проявлений националистических предрассудков, национальной ограниченности; ознакомление с достижениями и особенностями национальных культур народов страны, их обычаями и традициями, формирование культуры межнационального общения. Программа «Гражданин» предполагает формирование у студентов моральных норм, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, воспитание у студентов нравственных чувств (совести, чести, долга, достоинства и т.д.) и нравственных качеств (честности, принципиальности, смелости, последовательности и т.д.), высокой культуры поведения, чувства коллективизма, ответственности за решение общественных проблем; формирование у молодежи научного правосознания, представлений о правовом государстве, вооружение молодых людей основами юридических знаний о правовом регулировании важнейших сфер жизнедеятельности общества, об основных правах и обязанностях граждан, воспитания у студентов уважения к правовым нормам, к закрепленному ими правопорядку, выработку у молодежи позиции неприятия противозаконных действий и готовности активного противодействия им.

В качестве консультантов по данной программе выступают кафедра Истории и теории государства и права, кафедра Психологии и педагогики высшей школы.

2. Программа «ПРОФЕССИОНАЛ» ‒ направлена на интеллектуальное воспитание, связана с формированием у студентов научного мировоззрения, глубоких теоретических знаний, профессиональной позиции личности. Научное мировоззрение включает в себя: расширение и углубление разносторонних знаний, формирующих научную картину мира, дающих правильное представление о тех процессах и явлениях, которые происходят в обществе на данном этапе его развития; вооружение студентов основными принципами научной методологии, элементами логической культуры мышления; развитие способности самостоятельного пополнения общих и специальных знаний; вооружение студентов навыками творческого подхода к поиску оптимальных действий в нестандартных ситуациях при решении теоретических и практических задач.

Реализацию идей данной программы осуществляет весь педагогический коллектив СевКавГТУ, в соответствии с воспитательными целями учебных дисциплин. Координаторами данной программы являются выпускающие кафедры университета.

3. Программа «КУЛЬТУРА» связана с эстетическим воспитанием и предполагает формирование эстетических потребностей, чувств, вкусов, соответствующих идеалу цивилизованного общества, развитию у студентов интереса и способности к эстетической деятельности. Эстетическое воспитание должно способствовать формированию научного мировоззрения, высоких гражданских и нравственных качеств будущих специалистов, пониманию истинно прекрасного в жизни и искусстве. Эстетическое воспитание имеет целью формирование у студентов эстетической культуры, способности понимать и ценить красоту в искусстве и окружающей действительности, стремлении жить по законам красоты. Содержанием программы «Культура» является: вооружение студентов основами эстетической теории, правильным пониманием прекрасного, умения видеть и понимать красоту жизни, труда, эстетику своей будущей профессии, красоту во взаимоотношениях между людьми и в культуре поведения; практическое участие молодежи в кружках и студиях самодеятельного художественного творчества, технического моделирования и др.

Координаторами и консультантами программы выступают кафедра Философии и Центр Эстетического Воспитания.

4. Программа «ПОДДЕРЖКА» ориентирована на оказание социальной, психологической поддержки и помощи студенческой молодежи на основе изучения и учета их потребностей; целенаправленное создание благоприятных условий для полноценного развития личности студента в соответствии с молодежной политикой университета. Программа «Поддержка» направлена на создание в университете условий, позволяющих студентам достичь состояния благоприятного социального самочувствия. В рамках этой же программы студенты участвуют в деятельности по решению актуальных социальных проблем региона и предоставляют социальные услуги на безвозмездной основе.

Реализацию идей данной программы в форме консультирования осуществляют кафедра Социологии и социальной работы, кафедра психологии, Движение Добровольцев Ставрополья.

5. Программа «ЛИДЕР» призвана реализовать идеи формирования личности студента, ориентированного на проявление инициативы, предприимчивости, готовности к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах. Программа способствует разностороннему и своевременному развитию креативных способностей, навыков самоорганизации личности, умения отстаивать свои права, участвовать в управлении делами университета.

Консультантами программы являются. Отдел социальной и воспитательной работы университета, Студенческий профсоюзный комитет.

6. Программа «ЗОЖ» нацелена на формирование здорового образа жизни, используется с целью формирования и развития у студентов культуры, физического самосовершенствования для укрепления здоровья, выработки физических и волевых качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Основы его содержания составляют: вооружение студентов научными знаниями по теории физической культуры и методике физического совершенствования; формирование у молодежи осознанной потребности занятиями физическими упражнениями, укреплению здоровья, практическому участию в работе спортивных секций, состязаниях и спортивно-массовых мероприятиях; обеспечение максимального эффекта в ходе физической подготовки молодежи, формирование у нее сознательной заботы о своем здоровье, информирование студентов о здоровом образе жизни, вооружение их знаниями о своем организме.

Реализацию идей данной программы осуществляют кафедра Физической культуры, спортклуб и Медицинский Центр университета.

7. Программа «ЭКО» реализует идеи экономического и экологического воспитания и связано с формированием и развитием у студентов экологического сознания, выработкой бережного отношения к окружающей природной среде, навыков рационального использования природных ресурсов; вооружает студентов экономическими знаниями, основами экономического анализа эффективности своей деятельности; формирования и развития экономического мышления, способности организовать свою профессиональную и хозяйственную деятельность; стремления к рационализаторской, изобретательской и научной работе. Основными элементами содержания программы «ЭКО» выступает: совершенствование знаний студентов о системе взаимосвязей между обществом и природой, специфики системы взаимосвязей с областью инженерного дела, экологические проблемы современности и ответственности в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования; практическое участие студентов в водозащитных и природо-восстановительных мероприятиях.

Консультанты по данной программе - кафедра Экономической теории, Экологии.

Таким образом, воспитание в вузе представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из различных взаимосвязанных и взаимодействующих между собой структурных элементов. Оно проводится в органическом единстве с процессом обучения на основе комплексного, системного подхода к решению задач по формированию научного мировоззрения, а также гражданско-патриотического, нравственно-этического, правового, эстетического, экономического, экологического, физического и трудового воспитания. В основе организации воспитания студентов лежит комплексное планирование мероприятий с использованием различных форм и методов учебной, воспитательной и культурно-массовой работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconУтверждены
Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Другими не менее важными после лекции формами учебной работы в высшем учебном заведении являются групповые практические, семинарские,...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconПсихология религии
Конституционный принцип свободы совести как основа преподавания курса в светском высшем учебном заведении
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconВведение в специальность
Целью изучения дисциплины является знакомство студентов со специальностью Микро- и наноэлектронные технологии и системы и методикой...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002
...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconСтандарт предприятия
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации,...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconОтветы на билеты по статистике
Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconИнструкция по делопроизводству пермь 2005
Настоящая инструкция устанавливает единую систему делопроизводства в университете и составлена в соответствии с Примерной инструкцией...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconМинистерство образования и науки российской федерации
Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconНомер студенческого билета Номер выполняемого варианта №111
Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconРуководство Иваново 2010
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), требованиями Государственных...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconПрограмма краевой научно-практической конференции
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), требованиями Государственных...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconНачисление баллов в системе брс для студентов
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), требованиями Государственных...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconСтруктура самообследования
«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального...
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Культурология» в высшем учебном заведении направлено на формирование высокой общей культуры специалиста. В соответствии с требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск