1. Урок, как основная форма организации учебной работы





Скачать 305.54 Kb.
Название1. Урок, как основная форма организации учебной работы
Дата публикации12.09.2014
Размер305.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Введение.

1. Урок, как основная форма организации учебной работы.

2. Типы уроков.

3. принципы.

Подготовка урока.

1. Определение и формулирование целевой установки урока.

2. Соответствие поставленной цели урока формам и методам достижения этой цели.

3. Планирование учебного материала урока.

4. Подбор учебного задания.

5. Распределение индивидуальной нагрузки во время урока.

6. систематическое повторение ранее пройденного учебного материала.

7. Осуществление контроля за деятельностью учащихся на уроке.

8. Применение технических средств.

9. Достижение высокой двигательной плотности на уроке.

10. Обеспечение психологических условий ведения урока.

Формы анализа и самоанализа урока.

1. Самоанализ урока физической культуры.

2. Анализ урока с позиции здоровья сбережения.

3. Системный анализ урока.

4. Карта наблюдения урока.

К сожалению, современные уроки физической культуры страдают рядом недостатков. К этим недостаткам можно причислить в первую очередь слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры; недостаточную нацеленность на создание условий для перерастания учебного процесса в процесс физического самосовершенствования; слабо выраженный мировоззренческий аспект учебных занятий; низведение роли урока до сугубо тренировочного занятия, а то лишь до средства активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии.

Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Он проводится по расписанию и с постоянным составом учеников. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Урочная форма занятий предоставляет возможность учителю применять разнообразные методы работы, обеспечивая наилучшие результаты обучения и воспитания. Каждый урок представляет собой относительно законченное мероприятие и является звеном целой системы уроков. Под системой уроков физической культуры понимают цепочку уроков в логической последовательности (на основе педагогических задач), построенных друг за другом и направленных на прохождение учебного материала, то есть вооружение учащихся знаниями, двигательными умениями и навыками. Может иметь место построение системы уроков в изучении бега, прыжков и метаний. При этом необходимо правильно увязать темы между собой, определить объем учебного материала на каждый урок с учетом этапа обучения двигательным действиям, требованиями положительного или отрицательного переноса двигательных навыков, подготовленности учащихся класса к выполнению упражнений в основной части урока. Учителю надо стремиться к созданию моделей обучения двигательным действиям, что значительно повысит эффективность обучения, сэкономит время для решения других педагогических задач.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства



Общие задачи

физического воспитания

Урочное направление физического воспитания школьников


Задачи урока



Качество физического воспитания

Управление качеством


Современный урок физической культуры должен отвечать научно – педагогическим требованиям, без выполнения которых не мыслится высокое качество его проведения. Высокое качество урока – залог успешной работы педагога по физической культуре в школе.

Различают несколько типов уроков:

1. Уроки здоровья ( в основном это уроки в начальной школе). Главная задача этих уроков – закаливание. Большая их часть должна проходить на воздухе.

2. Образовательные уроки, на которых формируются определенные навыки после теоретического изучения.

3. Тренировочные уроки (работы), на которых с помощью различных приемов и методов закрепляются и совершенствуются навыки.

4. Контрольные уроки – уроки-зачеты, проверки ЗУН.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

В работе нужно основываться на трех принципах.

Принцип сознательности и активности. Его реализация в практической деятельности предполагает: формирование осмысленного отношения, как к общей цели, так и к конкретным задачам и упражнениям урока; поощрение умений и попыток анализировать и контролировать свою деятельность при выполнении физических упражнений; развитие самостоятельности и творческих способностей школьников.

Принцип индивидуализации. Реализация этого принципа базируется на создании условий для самоизучения учебного материала; обучении умениям учитывать свои индивидуальные особенности; обучении способам самосовершенствования.

Принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого вопроса задания, блока упражнений в структуре урока и системе обучения в целом.

План урока представляет собой совокупность действий учителя (преподавание) и обучающихся (учение), необходимых и достаточных для достижения поставленной цели или решения учебной задачи. Поэтому очень важно, чтобы план включал в себя все необходимые для достижения поставленной цели действия, был реалистичен по времени, которое отводится учителем на различные виды работ.

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.

1.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

Каждый урок физической культуры должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи, например: «Ознакомить учащихся с метанием теннисного мяча с места», «Разучить выполнение толчка в прыжке в длину с разбега», «повторить технику выполнения прыжка в длину с разбега способом прогнувшись»».

В уроке необходимо комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Однако это не значит, что все они должны уместиться в одной схеме конкретного урока (при написании плана урока). Имеют место задачи, исходящие из темы урока. Они и являются главными. Такую задачу, как «Воспитание правильной осанки», не записывают в каждый план урока. Она проходит через весь процесс физического воспитания и практически решается на каждом уроке. То же можно отнести и к решению задач нравственного воспитания.

2. Соответствие поставленной цели урока формам и методам достижения этой цели.

Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способов организации учащихся на уроке. Неясно и нечетко поставленные задачи лишают урок целевой направленности. Поэтому средства решения педагогических задач должны глубоко продумываться педагогом, быть разнообразными по содержанию и точно ориентированы на задачу (задачи) урока. Выбор методов ведения соподчинен как задачам, так и содержанию урока (физическим упражнениям). Способы организации занимающихся упражнениями – фронтально, поточно, по группам, индивидуально, по парам, выполнение упражнений по кругу (круговая тренировка) – направлены на решение задач и определяются с учетом характера физических упражнений и уровня воспитанности занимающихся. Например, выполнение упражнений в парах может дезорганизовать урок (баловство учащихся друг с другом) или способствовать качественному решению задач урока (подсказывание друг другу правильного пути выполнения упражнений).

3. Спланировать учебный материал урока.

Подобрать литературу по теме. Обучение, воспитание, физическое развитие, оздоровление и подготовленность учеников должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и методики физического воспитания. Поэтому учителю необходимо знать новинки литературы. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно – популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Изучение книг должно осуществляться с тетрадью и карандашом в руках. Учитель может записывать главные положения книги, соглашаться или брать под сомнение отдельные рекомендации, пропускать через свой опыт работы советы, записывать собственные мысли и удачные находки, творчески работать с текстом. Такая работа с книгой повысит теоретический уровень педагога, расширит и углубит его знания в области физической культуры как предмета школьного обучения, будет способствовать развитию педагогического мышления.

4. Подобрать учебные задания.

Определяя физические упражнения урока, надо помнить о необходимости решения в единстве оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Однако в содержании урока следует выделять главное, основное, существенное и, учитывая это, избрать тип, структуру урока, подбирать физические упражнения, методы обучения и воспитания учеников. Такой подход учителя к уроку позволит наметить кратчайшие пути реализации педагогических задач и приведет учеников к более прочному усвоению знаний, двигательных умений. Надо научиться при наименьшем подборе упражнений и времени обучения решать максимально возможные задачи урока. Следует стремиться к логической взаимосвязи упражнений, наиболее полной реализации методических принципов физического воспитания.

Учебные задания, целью которых является:

- изучение нового материала;

- воспроизведение (применение учениками на практике усвоенных знаний и двигательных действий, каждый ученик должен быть обучен на уроках правилам выполнения общеразвивающих упражнений, умению дозировать их, соединять в комплексы утренней гимнастики, индивидуальной тренировки).

- применение знаний в знакомой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации (например, в уроке надо закреплять сложные двигательные действия, обучать учеников умению выполнять их в изменяющейся, нестандартной обстановке. С этой целью могут быть рекомендованы различные полосы препятствий (гимнастические, легкоатлетические, смешанные). Все это формирует у школьников способность гибко владеть движениями, подготавливает учеников к реальной жизни, юношей – к службе в армии).

- творческий подход к знаниям;

- а также надо систематически обучать учащихся самостоятельно приобретать знания по физической культуре и спорту, пользоваться методической литературой, пособиями, изданными для учеников, учебником по физической культуре. Это поможет воспитать убежденных сторонников физической культуры, подготовить в школе всесторонне образованных людей.

Урок физической культуры должен иметь большое воспитательное значение, нести высокий нравственный потенциал. Надо осуществлять воспитание молодежи в духе глубокого уважения к ценностям демократического общества, заботиться об освещении в уроке вопросов физкультурного и олимпийского движения, подчеркивать положительную роль ветеранов спорта, ученых, педагогов, врачей в совершенствовании российской системы физического воспитания.

5.Учет возрастных, психофизиологических и личностных особенностей учащихся. Грамотное распределение индивидуальной физической нагрузки во время урока.

Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания – одно из главных требований урока.

Восхождение к качеству учебно-воспитательного процесса немыслимо без реализации этих требований в практике работы учителя физической культуры.

Дифференциация обучения предполагает определение четких заданий мальчикам, девочкам, юношам, девушкам, отдельным группам учеников (основной, подготовительной) одного и того же возраста, примерно одинаковых по уровню подготовленности с целью достижения оптимального эффекта в решении педагогических задач. Готовясь к занятию, следует продумать дифференцированные задания для учащихся, особенно в основной части урока. Целесообразно делить учащихся в основной части урока на небольшие отделения, группы, команды, распределять школьников для выполнения упражнений по парам.

Индивидуализация обучения заключается в осуществлении индивидуального к каждому ученику подхода в процессе обучения и воспитания. Известный педагог А.С. Макаренко уделял большое внимание этому и рекомендовал предоставить возможность каждому ученику раскрыть свои способности, сохраняя индивидуальность. Необходимо тщательно изучать своих учеников, знать их общие черты и индивидуальные особенности.

6.Систематическое повторение ранее пройденного учебного материала осуществляется для более прочного формирования двигательных умений и навыков, особенно тех, которые составляют основу движений человека в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, перелезании и др. Это одно из важных требований урока физической культуры.

На уроках физической культуры надо осуществлять текущее повторение с целью предупреждения забывания ранее пройденного материала и закрепления двигательных действий. Обобщающее повторение проводится в конце обучения движениям (окончание прохождения темы, четверти, полугодия). Оно ставит задачей систематизацию двигательных умений и навыков, приобретенных за какой – либо отрезок времени. Заключительное повторение проводится после изучения темы, перед выполнением упражнений на оценку.

7. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

Постоянный педагогический контроль за усвоением учебного материала дает информацию о качестве овладения движениями, уровнем развития физических качеств, воспитанности школьников. На каждом уроке должен проводиться опрос и вызов учеников с целью демонстрации заданных на дом для закрепления упражнений, выявления теоретических знаний. Наблюдения учителя за группой учеников и отдельными школьниками позволяют оценивать действия учеников, проставлять оценки. Каждая оценка ученика должна быть обоснована, прокомментирована.

8. Применение технических средств – важная забота педагога. Известно, что использование музыкального сопровождения во время занятий физическими упражнениями повышает настроение, активность учеников, содействует воспитанию темпа и согласованности движений. Демонстрация видеокольцовок, слайдов, видеограмм повышает обучаемость учащихся двигательным действиям, снижает количество ошибок при выполнении движений.

Использование нестандартного оборудования (снарядов группового выполнения физических упражнений) и инвентаря на уроках физической культуры повышает эффективность процесса физического воспитания, способствует лучшему овладению двигательными умениями и навыками, развитию двигательных качеств, увеличивает плотность и физиологическую нагрузку урока, дисциплинирует учеников, так как упражнения выполняются одновременно подгруппой учащихся.

9. Достижение высокой двигательной плотности – одно из требований, предъявляемых к современному уроку физической культуры. Абсолютная плотность (моторная плотность) хорошо организованного урока должна быть 70 – 80 % от общего времени урока. Каждый учитель обязан стремиться к максимальному использованию времени урока, не допускать простоев и опозданий учеников к месту занятий.

10. Домашнее задание.

Уроки физической культуры должны быть подкреплены домашними заданиями. Выполнение домашних заданий учениками предусмотрено программой физического воспитания. Учитывая их обязательность в формировании двигательного режима ученика, следует планировать систему заданий в четверти, регулярно проверять их выполнение, ставить оценку в классный журнал. Домашние задания не должны вызывать случаи травматизма учеников. Они рассчитаны на доступность и самостоятельность выполнения их учениками дома, во дворе и т.д. к выполнению домашних заданий ученик должен быть подготовлен на уроках физической культуры.

11.Обеспечение психологических условий ведения урока.

Является фактором повышения активности учеников, сознательного отношения их к усвоению знаний. Умений и навыков. Создание благоприятной и доброжелательной обстановки на уроке в сочетании с формированием мотивации к занятиям физическими упражнениями влияет на результативность работы школьника и педагога. Со временем вырабатывается стиль педагогической деятельности учителя физической культуры.

В конце каждого урока или его части важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке.

1.Можно предложить ответить на следующие вопросы:

1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2. Было ли тебе интересно?

3. Сумел ли ты получить новые знания?

4. Ты был активен на уроке?

5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашние задания?

6. Учитель был внимателен к тебе?

2 .Можно выдать карточки трех цветов:

- красного цвета обозначает «Я удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я с пользой хорошо работал на уроке, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

- желтого цвета обозначает «Урок был интересен, я принимал активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, на уроке для меня было достаточно комфортно»

- зеленого цвета обозначает «Пользы от урока я получил мало»

3. В конце недели можно провести опрос ученики знаками «+» и «-» выражают свое отношение к учебному предмету.

1. Уровень предъявляемых требований меня устраивает.

2. Я доволен оценками, которые мне выставляют.

3. Я с удовольствием иду на урок.

4. Меня устраивает рабочий порядок во время урока.

5. После уроков я всегда выхожу с приятной усталостью.

6. Учитель понимает меня и некогда не кричит.

7. Учитель часто дает интересные задания.

8. Я выполняю домашнее задание систематически, в основном оно не вызывает затруднений.


.
Формы анализа и самоанализа урока.

Анализ урока – это одна из основных форм работы образовательного учреждения с учителями. Он может проводиться в целях:

- выявления затруднений в работе педагога;

- оказания практической помощи учителю;

- выявление ценного опыта;

- установления причин неудовлетворительных результатов обучения школьников и др.

Процедуры анализа урока включает в себя следующие этапы:

Этап самоанализа.

Вопросно-ответный этап.

Этап анализа урока (но прежде чем его анализировать необходимо для учителя его провести, а посещающего увидеть, зафиксировать).

Главная цель всех уроков физической культуры – укрепление здоровья ученика. В плане конспекте указывается место, проведения, средства, оборудование урока. Каждый урок можно условно разделить на три основные части, в которых физические нагрузки должны нарастать и убывать постепенно. Из 40 минут урока на вводную часть можно отнести до 6 минут, на основную часть – 25-30 минут, на заключительную часть – оставшееся до конца урока время.
Краткий (оценочный) – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, которая характеризует решение триединой цели урока, т.е. решение образовательной, воспитательной и развивающих задач урока, и дающая оценку их реализации.

Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования ЗУН учащихся, усвоения ими способов умения.

Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому этапу.

Психологический анализ – изучение выполнения психологических требований к уроку.

Комбинированный анализ – это одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Приемы аспектов урока:

- реализация учителем ТЦУ;

- использование развивающих приемов и методов на уроке;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование ОУУН учащихся;

- формы проверки и оценки знаний, умений и навыков у школьников и т.д.
Самоанализ урока физической культуры.
Учитель должен свободно владеть умениями анализа педагогического процесса и осуществлять самоанализ личного проведенного урока. Это способствует не только повышению качеству урока, но и развитию творческого педагогического мышления, воспитанию ответственности за проводимую работу, формированию потребности педагога в приобретении специальных знаний, пробуждает стремление к совершенствованию всей работы. В итоге повышается требовательность учителя к выполнению своих обязанностей.

Под самоанализом урока понимают сознательную и систематическую деятельность учителя, направленную на детальный разбор своих учебных занятий, что способствует улучшению всей системы физического воспитания детей.

Самоанализ урока должен иметь четкую возрастную направленность с учетом воспитанности и других особенностей учеников. Формы самоанализа учебного процесса могут быть различны. Педагог может осуществлять самоанализ конкретного урока, системы уроков по теме, анализ отдельных сторон урока, например организацию урока, учение школьников, деятельность учителя, методы обучения, дозировку упражнений, дисциплину на уроке и др. Необходимо глубоко осмыслить четвертной, полугодовой, годовой опыт учебно-воспитательной работы в классе.

Самоанализ урока физической культуры является сложным процессом осмысливания своей педагогической деятельности. Поэтому, анализируя урок, пользуются схемой, которая должна обеспечить всесторонность разбора.

Самоанализ урока целесообразно осуществлять по ходу его проведения. Такая последовательность мышления учителя наиболее полно отражает педагогическую работу с учениками. Схема анализа урока по его ходу лучше запоминается педагогом, в памяти закрепляются основные этапы и детали его проведения.

Педагогическая характеристика класса.

1.Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.

2.Каковы задачи урока?

3.Какова их результативность в концу урока?

4.Тип урока и соответствие его дидактическим целям.

5.Охарактеризовать использованные методы обучения, их соответствие изучаемому материалу.

Анализ подготовительной части урока: оценка подготовки и начала урока, объяснение и показ физических упражнений, место преподавателя, соответствие нагрузки возрасту и подготовленности занимающихся, формирование осанки, контроль за дыханием, продолжительность подготовительной части урока и ее педагогический эффект.

Анализ основной части урока: оптимальность выбора средств и методов решения главных педагогических задач, вычленение существенного в обучении, словесные, наглядные и практические методы обучения двигательным действиям и их эффективность, исправление общих и индивидуальных ошибок (дифференцированный и индивидуальный подход к занимающимся). Обеспечение страховки и безопасности урока, проведение подвижной игры, связь игры с уроком, воспитание нравственных и физических качеств, физиологическая нагрузка (по данным пульса) учеников, организационные моменты, продолжительность основной части урока и ее эффективность.

Анализ заключительной части урока: эффективность заключительных упражнений (снижение нагрузки до относительно спокойного состояния), подведение итогов, задание на дом, продолжительность заключительной части урока.

Анализ учения учащихся: активность занимающихся, оценка выполнения упражнений школьниками, проявление нравственных и физических качеств, соблюдение дисциплины, использование помощи физкультурного актива и характеристики его работы.

Психологический аспект деятельности учителя: уверенность, решительность, требовательность, умение создать эмоциональный настрой на уроке, формирование мотивации и потребности, учащихся к занятиям физическими упражнениями, забота о школьниках, взаимоотношения с отдельными учащимися и коллективом класса, осуществление индивидуального подхода, внешний вид учителя.

Анализ результатов урока: оздоровительное, образовательное и воспитательное значение урока, оптимизация и интенсификация деятельности школьников, самооценка урока, выводы.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере.

Присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока.

Гигиенические условия в классе: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизиологическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления, как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

Наличие на уроке микроконфликтов между учителем и с учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. умение учителя предупредить такие эмоционально негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса – отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».

Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости – угрюмости и т.п. урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями.

В конце урока советуем обратить внимание на следующие четыре показателя.

1. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели – в диапазоне от 60% до 80%.

2. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.


3. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

- неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

- отсутствие времени на вопросы учащихся;

- не конкретизированное домашнее задание.

Все это – ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя. Кроме того недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

4. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное».

Стоит обратить внимание на состояние учителя.

Поскольку посещение урока - стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ – сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть.

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление, как учителя, так и его учеников.

Системный анализ урока.

Системный анализ урока дает возможность проанализировать учебное занятие как целостную систему и оценить его достоинства и недостатки с точки зрения их влияния на результаты урока. Для проведения системного анализа следует рассмотреть урок как социальную процессную систему и выделить ее основные элементы, к которым относятся «вход», «процесс» и «выход» (результаты урока). «Вход» - это обучающиеся с определенным уровнем подготовки, сам учитель, план занятия, средства обучения. Под «процессом» будет подразумеваться собственно процесс обучения, т.е. реализация целей урока. Наконец, результаты урока, или «выход», - это степень реализации его целей. Таким образом, урок можно считать системой, которая создается учителем для решения проблемы преодоления рассогласования между знаниями, которыми школьники обладают на «входе» (в начале урока), и знаниями, необходимыми им для усвоения последующего учебного материала. Таким образом, каждый урок занимает в учебном процессе определенное место, и его анализ должен проводиться в контексте изучения всей учебной темы или раздела курса.

Анализ результатов урока.

Системный анализ урока следует начинать «с конца», то есть с анализа результатов учебной деятельности. Необходимо сопоставить реально полученные результаты с идеальными. Под идеальными в данном случае понимаются такие результаты, которые объективно можно было получить на этом уроке в данном классе. Не следует путать идеальные результаты с запланированными, так как нередко учителя допускают ошибки именно при планировании результатов обучения. Таким образом, чтобы проанализировать степень достижения целей урока, вам потребуется оценить обоснованность их постановки.

Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения. Оценку правильности постановки целей можно провести, определяя ее соответствие представленным ниже требованиям.

Требования к постановке целей урока.

1. Реалистичность целей урока с точки зрения:

- достаточности времени для их достижения;

- их соответствия способностям и подготовленности учащихся;

- их соответствия возможностям учителя.

2. Обоснованность целей урока с точки зрения:

- необходимости подготовки учащихся к усвоению материала на ближайших занятиях;

- достижения последующих (конечных) результатов обучения.

3. Конкретность постановки целей.

Если цели урока были поставлены учителем верно, то следует определить степень их достижения. Для этого реальные результаты урока сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными.

Если цели урока были поставлены учителем неверно, то сначала их нужно переформулировать, и только потом оценивать выполнение. Степень рассогласования реальных результатов с объективно необходимыми и возможными укажет на результативность урока.

Целесообразно использовать следующий алгоритм постановки целей урока:

1.Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают и умеют).

2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала.

3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.

4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.

5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.

Анализ хода урока.

После проведения анализа результатов урока необходимо проанализировать ход учебного процесса. Его следует начинать с рассмотрения завершающих этапов урока. Анализ учебного процесса проводится путем сопоставления реального состояния дел в практике с идеальным. К наиболее распространенным ошибкам, которые допускают учителя, можно отнести следующие:

1. Учитель задерживает обучающихся на определенном этапе формирования действий дольше, чем это объективно требуется.

2. Педагог неверно планирует время на первые этапы урока, это приводит к тому, что учителю и обучающимся не хватает времени на отработку нового материала.

3. Учитель не формирует у школьников оценочные умения, т.е. не разрабатывает критериев правильности выполнения учебных и практических задач и не учит школьников оценивать по ним свою деятельность. В результате у обучающихся не формируется умение учиться.

4. Анализ практики показывает, что одной из причин неудач на уроке является недостаточно качественное планирование учебного занятия.

Поэтому эксперту, оценивающему урок, обязательно следует обратиться к анализу того плана, по которому работал учитель.

Требования к планированию содержания урока.

1. Соответствие формы конспекта установленным требованиям. Терминологическая точность, грамотность, аккуратность всех записей. Использование нестандартного оборудования, технических средств обучения.

2. Полнота (необходимость и достаточность) состава запланированных организационных, мотивационных, контролирующих, информационных и др. действий учителя для организации полноценной деятельности учащихся по достижению целей урока. Наличие и оригинальность подготовительных и подводящих упражнений. Соответствие критериев требуемых результатам при выполнении упражнений.

3.Полнота (необходимость и достаточность) состава действий обучающихся по достижению поставленных на уроке целей.

4. Обоснованность логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения ее соответствия поэтапному формированию двигательных действий.

5. Контролируемость – возможность оценивать промежуточные и конечные результаты реализации плана урока (учебного процесса), благодаря конкретности запланированных в нем действий.

6. Чувствительность плана урока к сбоям и наличие возможности для коррекции урока в случае их возникновения. Это требование обеспечивается определенностью всех действий во времени, а также возможность контролировать в процессе урока успешность решения той или иной учебной задачи.
Для контроля распределения нагрузок ученика необходим врачебно педагогический - контроль. Эксперт определяет моторную плотность урока, для чего выбирают 2-3 учеников и следят за их чистым рабочим временем. Их чистое рабочее время делим на 40 минут и умножаем на 100% получаем моторную плотность урока.

Урок хороший, если моторная плотность урока составляет 60 – 80%. Если она ниже, значит, урок не был тренировочным, если выше, то происходит перегрузка ученика, и к следующему уроку он не сможет восстановиться. Одновременно следят за пульсом учащихся (этих же контрольных детей). В конце урока строится график зависимости пульса от времени урока (в минутах).

График наглядно покажет мастерство учителя.

  1. часть урока – вводная: должно наблюдаться повышение пульса, так как растут нагрузки;

  2. часть урока – основная: на нее приходится пик физических нагрузок урока и с нее начинается спад;

  3. часть урока – заключительная: за это время пульс должен восстановиться до первоначального

Схема наблюдения урока.

В этой схеме выделяются 5 видов деятельности учителя.

Организационное обеспечение урока.

Содержательная часть урока.

Методическая деятельность учителя.

Педагогическое мастерство.

Оздоровительная.

Деятельность самих учащихся.

Каждый вид деятельности оценивается по определенным параметрам: за наличие параметра в полном объеме проставляется 2 балла, просто за его наличие 1балл, за отсутствие 0 баллов. Таким образом, максимально возможное количество баллов 150. сумма проставленных баллов – это фактическая оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.

Частное деление этой суммы баллов на 150, выраженное в процентах, даст нам коэффициент эффективности урока. Если коэффициент выше 75% - значит, урок проведен на высоком методическом уровне; если коэффициент от 65 до 74%, то на удовлетворительном уровне; если ниже 50% - урок проведен неэффективно. Там, где в схеме проставлены 0 или1 балл, - это и есть возможные упущения в работе учителя, на которые следует указать учителю в ходе анализа урока.


Требования к деятельности учителя.

Организационное обеспечение урока.

Содержательная

деятельность

Методическая деятельность

1. Своевременность начала и конца урока.

2. Построения. Перестроения. Целесообразность.

3. Рациональность использования способа организации учебной работы.

4. Распределение учащихся на группы, команды (организация фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся)

5. Рациональность распределения времени между частями урока и видами упражнений.

6. Подготовка инвентаря, оборудования. Обеспечение занятости всего класса при установке и уборке снарядов, разборе и сборе инвентаря.

7. Организация учащихся, освобожденных от занятий на уроке.

8. Выбор места при показе различных видов упражнений.

9. Построение. Подведение итогов урока.

10. Своевременность завершения урока. Уход в раздевалку.

11. Применение команд, распоряжений, темп подачи команд.

12. Выставление оценок. Объективность. Обоснованность.

1. Цель урока. Умение учителя конкретизировать разъяснять учебные задачи, побуждать учащихся к проявлению сознательности и творческой активности.

2. Соблюдение дидактических принципов, а также принципов развивающего и воспитывающего обучения. Обеспечение связи при решении задач физического воспитания с нравственным, эстетическим, умственным и трудовым воспитанием.

3. Оптимальность выбора включенных в урок упражнений.

4. Знание и учет критических зон. Развитие двигательных качеств учащихся разных возрастных групп.

5. Дифференцированный подход. Приемы дифференцированной нагрузки.

6. Умение учителя экономно и логично преподнести учебный материал, отбирать факты, выделять главное.

7. Межпредметные связи .

8. Проверка усвоения материала урока: глубина усвоения, формы проверки, их целесообразность

9. Оказание помощи и страховка. Целесообразность. Уместность.

10. Техника безопасности. Роль учителя. Инструктаж.

11. Знание учащимися терминов.

12. Организация самостоятельной деятельности учащихся. Целесообразность выбранных форм.

13. Оценка достигнутых результатов.

14. Умение рассчитывать нагрузки.

15.Умение своевременно увидеть и исправить ошибки учащихся.

16. Обоснованность выбора методов практического обучения двигательным действиям.

17. Контроль и учет овладения техникой изученных действий.

18. Высокая моторная плотность.

1. Целесообразность подбора и эффективность применения методов слова.

2. Полнота, точность описания техники упражнений.

3. Убедительность требований к четкому усвоению последовательности действий.

4. Использование метода разбора. Корректность.

5. Использование метода наглядного восприятия.

6. Взаимосочетание «учитель – ученик» Достигнутая эффективность.

7. Двигательная культура учителя.

8. Использованные средства и их эффективность на данном уроке (эстафеты, игры, упражнения)

9. Целесообразность примененных методов: повторный, переменный, соревновательный. Их результативность.

10. Знание и учет внешних признаков утомления.

11. Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма и использование их во времени урока.

12. Нравственно – психологический метод.




Деятельность учителя на уроке.

Деятельность

учащихся

педагогическая

оздоровительная

1. Умение владеть классом, организовать учебный процесс.

2.Знание учащихся.

3. Речь учителя. Педагогический такт.

4. Владеть методами убеждения, приучения, поощрения и порицания. Результативность использования.

5. Внешний вид учителя. Общая культура и манера держаться.

6. Дифференцированный подход к учащимся.

7. Соблюдение меры в количестве указаний.

8. Объективность выставленных оценок, их своевременность.

9. Правильное сочетание активности учителя и учащихся; формирование уверенности в себе.

10. Учет поведения учащихся, их активность прилежание.

11. Нравственно – психологический климат на уроке.

12. Понимание учителем психологических особенностей школьников.

13. Использование актива класса.

14. Система требований. Наличие правил поведения в спортзале.

15. Формирование волевых качеств.

16. Формирование навыков судейства.


1. Санитарно-гигиеническое состояние места занятий.

2. Наличие спортивной формы.

3. Дозировка упражнений.

4. Внимание учителя к формированию осанки. Профилактики плоскостопия.

5. Чередование физических нагрузок и отдыха. Соответствие паузы и нагрузки. Специальные игры.

6. Гигиенические процедуры, завершающие урок.

7. Соответствие графика измерения пульса виду и задачам урока (врачебно педагогический контроль)


1. Поведение учащихся до урока, во время и после урока.

2. Внешний вид учащихся.

3. Понимание учащимися выполняемого упражнения.

4. Умение анализировать свои ошибки. Умение контролировать свои действия, эмоции, осмысливать и оценивать результаты своего учебного труда.

5.Заинтересованность учащихся, уровень их сознательности и ответственности в работе.

6. Качество выполнения физических упражнений (выполняются все задания, качественно и в полном объеме)

7. Занятость учащихся в заданном темпе весь урок.

8. Выполнение единых требований.

9. Наличие требований, которые учащиеся выполняют привычно.

10. Психологическая комфортность учащихся на уроке.

11. Взаимоконтроль и взаимопомощь. Характер и эффективность работы помощников учителя и учащихся (временно освобожденных по состоянию здоровью)


26 – полное выполнение требований;

16 – частичное выполнение;

0 – невыполнение требований.

Образец листа посещения.
Ф.И.О. учителя,_________________________________________

_________________________________________________

Дата посещения. _________________________

Класс.____________________________________

Предмет. ________________________________

Тема урока._____________________________________________________

Цели урока. _____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Количество учащихся. ________________________________________________________________

Цель посещения.________________________________________________

Посетил. ______________________________________________________


Требования к деятельности учителя.

Деятельность учащихся.

Организационное обеспечение урока


Содержате

льные


Методичес

кие


Педагогические


Оздоровительные


На уроке

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16


1

2

3

4

5

6

7


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


26 – полное выполнение требований;

16 – частичное выполнение;

0 – невыполнение требований.

N1+N2+N3+N4+N5+N6

Эффективность урока = -------------------------------- * 100%

150

Выводы по уроку:
Предложения:
Все зависит от учителя. Новые программы и рекомендации по совершенствованию процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации позволяют по – новому взглянуть на содержание урока физической культуры в школе. Учитель получает свободу в организации урока и постановке цели обучения. Заинтересованный педагог при любых условиях сможет так организовать урок и спортивную секцию, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и спортом и к окончанию школы подготовить достаточно физкультурно-образованных и хорошо физически развитых молодых людей. Отвечая на вопрос: «Каким должен быть урок?», я пришла к выводу: урок физической культуры должен быть простым и эффективным и не требовать большой материальной поддержки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconСеминарское занятие № Урок как основная форма организации учебного...
Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс»
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconУрок Современный урок математики: теория и практика
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. В современной школе основной формой...
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Среди современных дидактических поисков одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии. Она диалогична по своей сути и как форма...
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconУрок как основная форма обучения. Дополнительные формы организации обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют...
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconМетодическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации...
Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся»
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconЛекция как основная форма организации обучения в высшей школе
Зарождение и основные тенденции развития высшего педагогического образования в России (ХVII начало XX вв.)
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconУрок 11. Анализ контрольной работы. Заключительный урок. Цель урока
Форма организации урока: защита проектных работ (мини-доклады или задачи по программированию)
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconОткрытый урок – это маленький шедевр
Открытый урок– специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время, на таких уроках протекает реальный...
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconТехнологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса
Таблица позволит структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание...
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,...
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок. Привычное слово. Урок – основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. «Уроки – основная часть...
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconУрок как целостная система
Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного...
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconI. Урок как целостная система
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности...
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconУрок обществознания «Спорт- как основная форма деятельности человека»
Включение модулей олимпийской тематики в содержание предметов учебного плана мбоу сош №30 гуманитарного и естественно-математического...
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconУрок математики: сущность
Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики....
1. Урок, как основная форма организации учебной работы iconУчитель: Что же такое профессия?
Урок – основная форма организации познавательной деятельности детей, поэтому его роль остается центральной в решении задач раннего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск