Скачать 407.75 Kb.
|
Пояснительная записка Введение Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Общая характеристика учебного предмета Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это даёт возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это даёт возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Целью художественного воспитания и обучения в 1 классе является формирование представления о трех видах художественной деятельности, которые определяют все многообразие визуальных пространственных искусств. На помощь ученикам приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра. С неё начинается познание связей искусства с жизнью. В задачу 1 года обучения входит осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а так же первичное освоение этих материалов. Через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа со взрослым искусством. Здесь закладываются основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей. В искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Задачей Мастера является обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами. Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром, математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Основные содержательные линии В рабочей программе по изобразительному искусству 1 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью». Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство. Цели обучения Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 1 классе направлено на достижение следующих целей: • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Место предмета в базисном учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 33 часа. Количество часов в год - 33. Количество часов в неделю - 1. Количество часов в 1-й четверти - 9. Количество часов во 2-й четверти - 7. Количество часов в 3-й четверти - 9. Количество часов в 4-й четверти - 8. Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: гуашь, репродукция, панно. Образовательная программа обеспечивает достижение обучающимися 1 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Личностные результаты обучения по изобразительному искусству в соответствии с требованиями отражают:
Достижение этих результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры». Темы, посвящённые красоте родной природы, присутствуют в учебнике. Так в учебнике для 1 класса это наблюдение за красотой деталей природы и их выразительных форм (например, темы «Мастер Изображения учит видеть», с.14—17, тема «Изображать можно в объёме», с. 24—27, тема «Изображать можно линией», с. 28, 29, тема «Узоры на крыльях», с. 50—53 и др.). От эстетики детали ребенок переходит к более целостному образу родной природы (тема «Времена года», с.100, 101, тема «Здравствуй, лето!», с. 102—106). Метапредметные результаты обучения по изобразительному искусству (1 класс) в соответствии с требованиями отражают:
Эти проблемы решаются как в процессе восприятия окружающего мира или произведений искусства, так и в процессе художественно-творческой деятельности. Выполняя практическую работу, ребенок занят не только поиском художественного образа, но наиболее подходящих художественных материалов, приёмов и техник (например, в учебнике для 1 класса тема «Изображать можно пятном», с. 20, 21, тема «Изображать можно в объёме», с. 27, тема «Украшения птиц», с. 57).
Творческие задания по каждой теме в учебнике не выполнимы без соблюдения методической последовательности этапов работы. Умение отвечать на поставленные в задании задачи и цель является основанием для оценки работы обучающегося. Умения обучающихся обсуждать и оценивать собственные работы и работы друг друга воспитывается с первого класса именно как умение отвечать на поставленную задачу. Такой подход формирует умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В учебнике представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение удачных работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу ты сам (например, тема «Изображать можно линией», с. 28—31, тема «Разноцветные краски», с. 32, 33, тема «Мастер Украшения помогает сделать праздник», с. 62—64).
Обсуждения произведений художественного творчества учащихся, итоговые выставки работ, восприятие произведений изобразительного искусства, чёткое указание целей работы и логическая последовательность заданий способствуют начальному формированию познавательной и личностной рефлексии своей деятельности у учащихся. В учебнике присутствуют темы, напрямую работающие на осуществление этой задачи (например, тема «Художники и зрители», с. 34—41, тема «Узоры, которые создали люди», с. 58—61, тема «Здравствуй, лето!», с. 102—106.
Художественно-творческая деятельность обучающихся по существу носит характер моделирования своего видения реальности, овладения навыками оперирования особым — эмоционально окрашенным средствами, в том числе знаковыми средствами искусства. При обсуждении творческих заданий и выполненных работ, при объяснении воспринимаемых произведений искусства обучающиеся используют и развивают свои речевые средства и возможности.
В процессе занятий изобразительным искусством обучающиеся активно развивают свои умения сравнивать (например, пропорции или характер формы предметов), совершая процедуру обобщения этой формы (например, тема «Мастер Изображения учит видеть», с. 17, 19).
Способность к определению общей цели и путей, умение договариваться и сотрудничать проявляются на занятиях в процессе коллективной деятельности. Например, в работе над построением из бумаги сказочного городка в 1 классе (тема «Строим город», с. 80—83), когда каждый ученик делает свой домик, а потом все вместе под руководством учителя выстраивают улочки общего сказочного городка. Предметные результаты обучения по изобразительному искусству (1 класс) в соответствии с требованиями отражают:
В процессе обучения изобразительному искусству по учебнику для 1 класса у детей формируются первоначальные представления о роли изобразительного искусства, а именно изображения, украшения и постройки в жизни человека, в формировании представлений человека о нравственности и красоте, духовном поиске. Роль искусства в жизни человека прослеживается в каждом уроке, поскольку это один из основных принципов концепции и программы, который звучит, как «от жизни через искусство к жизни», например, (тема «Изображения всюду вокруг нас» с. 10-11).
При рассмотрении в учебнике основ художественной культуры своего народа и других народов Земли подчеркиваются особенности эстетического отношения к миру того или иного народа, понимание им красоты (например, в учебнике для 1 класса тема «Художники и зрители», с. 34—41). Потребность в художественном творчестве и в общении с искусством формируется через демонстрацию доступных для восприятия эмоционально выразительных произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, через интересные творческие задания, которые можно выполнять в разных техниках и в разных видах деятельности, в самой форме подачи материала, в основе которой лежит доступность, образность, занимательность (например, в учебнике для 1 класса используются сказки в теме «Изображать можно пятном», с. 20, в теме «Изображать можно в объеме», с. 27).
В процессе работы с учебниками для 1 класса дети овладевают практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства путём регулярного общения с произведениями искусства (их репродукциями или цифровыми изображениями). Восприятие — один из основных видов деятельности на уроке. Воспринимая произведения искусства, учащиеся учатся различать и анализировать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства), а также видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни (например, в учебнике для 1 класса тема «Изображения всюду вокруг нас», с. 10, 11, тема «Художники и зрители», с. 34—41, тема «Мир полон украшений», с. 44, 45, тема «Узоры, которые создали люди», с. 58—61, тема «Постройки в нашей жизни», с. 68, 69, тема «Дома бывают разные», с. 70—72).
Практическая художественно-творческая работа представлена в учебнике для 1 класса как один из основных видов деятельности учащихся. Учебник включает серию разнообразных практических заданий, предполагающих работу в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании). Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в учебнике в следующих направлениях:
Представлены также задания, предполагающие овладение элементарными практическими умениями и навыками в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография) (в учебнике для 1 класса тема «Мастер Изображения учит видеть», с. 14, тема «Изображать можно в объеме», с. 25, тема «Изображать можно линией», с. 29, тема «Красоту нужно уметь замечать», с. 46, тема «Постройки в нашей жизни», с. 68, тема «Домики, которые построили природа», с. 76, тема «Город, в котором мы живем», с. 88, тема «Здравствуй, лето!», с. 104). Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» к концу 1-го года обучения Результаты обучения В конце 1 класса обучающиеся должны знать:
В конце 1 класса обучающиеся должны уметь:
Программу обеспечивают: I Для учителя: 1. Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» 2010 2. Б.М.Неменский « Методическое пособие по изобразительному искусству». II Для ученика:
Раздел 2 Учебно-тематический план
Раздел 3 Содержание тем учебного курса Раздел №1 |
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана... «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»... | ||
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... | Рабочая программа по окружающему миру Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | ||
Рабочая учебная программа по окружающему миру Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | Рабочая программа по окружающему миру Плешаков А. А. 2 класс Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | ||
Г. Владимира Рассмотрено на методическом советеутверждаю Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... | ||
Рабочая программа по предмету «окружающий мир» для 3 «в» класса 2013-2014 учебный год Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,... | Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса «А» на 2013 2014 учебный год Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы... | ||
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 3-го класса на 2013- 2014 учебный год Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1ч в неделю(34 учебные недели) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основе... | Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Рабочей программы курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального... | ||
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе... |