Восьмитомник





НазваниеВосьмитомник
страница1/72
Дата публикации26.09.2014
Размер7.25 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   72
Антон Семенович Макаренко

ВОСЬМИТОМНИК

т. 4

М. 1983.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ В МОЕЙ ЖИЗНИ

В удушливые годы перед японской войной в том захолустье, где прошла моя

молодость, литературные явления замечались с большим опозданием. В

городской библиотеке мы доставали истрепанных, без последних страниц

Тургенева и Засодимского, а если и попадалось нам что-нибудь поновее, то

это обязательно были или граф Салиас, или князь Волконский#1.

И тем ярче и ослепительнее прорезало нашу мглу непривычно простое и

задорное имя: М а к с и м Г о р ь к и й.

В нашу глушь и это имя пришло с опозданием: я прочитал "Песню о

Буревестнике" в 1903 г. Впрочем, я был тогда молод и не склонен был

особенно тщательно разбираться в хронологии. Для нас, рабочей молодежи,

важно было то, что по скучным, безнадежным российским дням вдруг заходил

высокий, лохматый, уверенный новый человек Максим Горький. Мы с трудом

добывали его книги. Еще с большим трудом мы старались понять, почему

"Челкаш" забирает нас за живое. Ведь у нас не было литературных кружков,

ведь даже Горький приходил к нам не в постоянном блеске человеческой

культуры, как привычное наше явление, а только изредка и вдруг огненной

стрелой резал наше серое небо, а после этого становилось еще темнее. Но мы

уже не могли забыть об огненной стреле и мучительно старались понять, что

мы увидели в мгновенном ее сверкании. Одной из таких молний был и

"Челкаш". Трудно сейчас восстановить и описать тогдашнее наше впечатление

от "Челкаша". Но нам уже было ясно, что Максим Горький не просто писатель,

который написал рассказ для нашего развлечения, пусть и больше: для нашего

развития, как тогда любили говорить. Мы чувствовали, что Максим Горький

искренней и горячей рукой лезет в нашу душу и выворачивает ее наизнанку. И

оказывается, что изнанка нашей души вовсе уж не такая плохая. Ибо с

лицевой стороны на нашей душе много накопилось той гадости, которая, как

потом оказалось, была крайне необходима для мирного прозябания Российской

империи.

Разве мы все не были обречены переживать нищенские идеалы Гаврилы,

разве в нашей жизни были какие-нибудь пути, кроме путей приблизительно

Гаврилиных? Как-нибудь, на "крепкий грош" пристроиться на обочине жизни,

равнодушно "завести коровку" и еще более равнодушно вместе с этой коровкой

перебиваться с хлеба на квас... и так всю

жизнь, и деят своим с христианским долготерпением и прочими формами

идиотизма говорить ту же участь. На этой обочине жизни кишмя кипело такими

Гаврилами - их было десятки миллионов.

А самая дорога жизни была предоставлена господам. Они мелькали мимо нас

в каретах и колясках, блистали богатством, красивыми платьями и красивыми

чувствами, но в общем мы редко видели их, большей частью видели только их

лошадей, их кучеров, мелькающие спицы их экипажей да еще пыль, которую они

поднимали. И жизни господ мы не знали, даже жизнь их лакеев и кучеров была

для нас далекой, непонятной, "высшей" жизнью, такой же недоступной, как и

та дорога, на обочинах которой мы копошились.

Мы привыкли к мысли, что обочина для нас неизбежна, что все проблемы

жизни заключаются в том лишнем гроше, который нам удается заработать или

выпросить. В общем, это была мерзкая жизнь, и наибольшей мерзостью в ней

был конечно так называемый кусок хлеба. Это была та жизнь, которую мы

научились по-настоящему ненавидеть только теперь, после Октября, несмотря

даже на то, что "кусок хлеба" в первые годы революции часто бывал

недоступной роскошью. Мы не умели ненавидеть и господ, мелькавших на

дороге жизни, может быть, потому, что верили ва их фатальную

необходимость.

И вдруг на этой самой фешенебельной, прямой и гладкой дороге замаячил

Челкаш. Его не стесняли никакие фатализмы, обычаи и правила, его не

связывала никакая мода. "Он был в старых вытертых плисовых штанах, в

грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшем его сухие и

угловатые кости, обтянутые коричневой кожей".

И вот этот грязный оборванец, пьяница и вор обратился к нам с короткой

речью и... назвал нашу жизнь гнусной. А когда мы швырнули в его голову

камнем, он вывернул карманы и бросил нам все наворованные деньги, бросил

потому, что презирал нас больше денег. И только тогда мы поняли, что наша

жизнь действительно гнусная, что вся наша история сплошная мерзость и что

пьяницы и воры имеют право называть нас нищими и высокомерно швырять нам

наворованные деньги. Челкаш прошел мимо нас в блеске неожиданной молнии, и

мы знали, что это идет тот, кто носит задорное, гневное и уверенно близкое

нам имя: Максим Горький.

Так началось новое мое сознание гражданина. Я не могу отделить его от

имени Горького, и вместе со мной так чувствуют многие. На моих глазах

задрожали вековые ночи Российской империи и неуверенно запутались вдруг

старые испытанные человеческие пути.

И тот же чудесный бродяга, так мило показавший нам гнусность нашей

жизни, тот же широконосый Максим Горький делался не только нашим укором,

но и нашей радостью, когда весело и страстно сказал:

- Буря. Скоро грянет буря.

И буря действительно грянула. Российская история вдруг пошла вихрем,

по-новому закопошились Гаврилы, и уже трудно стало различать, где дорога,

а где обочина. Господские экипажи заспешили в разные стороны, заметались

за ними волны пыли, а скоро к ним прибавились и дымные волны пожарищ.

Тысячами встали новые люди, так мало похожие на Гаврил, и впереди них были

великаны, каких еще не

знала наша история. Ударил вдруг по нашей земле целым скопом раздирающих

молний 1905 год. Очень много интересных вещей полетело вдруг к черту в

этой грозе; полетели "обожаемые государи" и "верные наши подданные",

могильный покой и затхлость многих медвежьих углов, графы Салиасы и князья

Волконские. Как туман, начало расползаться и исчезать квалифицированное

невежество Гаврил. Пыльный занавес дворянского великолепия тоже заходил

под ветром, и мы увидели, что есть большая человеческая культура и большая

история. Мы уже не рылись в библиотечном шкафу, теперь новые книги

каким-то чудом научились находить нас, настоящие новые книги, которые

звали к борьбе и не боялись бури. И теперь уже близким и родным сделалось

для нас по-прежнему задорное, но теперь еще и мудрое имя: Максим Горький.

Все это прошло в дни моей юности. Батько мой был человеком старого

стиля, он учил меня на медные деньги, впрочем, других у него и не было.

Учили меня книги, в этом деле таким надежным для многих людей сделался

пример Максима Горького: в моем культурном и нравственном росте он

определил все.

Горький вплотную подошел к нашему человеческому и гражданскому бытию.

Особенно после 1905 г. его деятельность, его книги и его удивительная

жизнь сделалась источником наших размышлений и работы над собой.

Ни с чем не сравнимым по своему значению стало "На дне". Я и теперь

считаю это произведение величайшим из всего творческого богатства

Горького, и меня не поколебали в этом убеждении известные недавние

высказывания Алексей Максимовича о своей пьесе. То, что Лука врет и

утешает, разумеется, не может служить образцом поведения для нашего

времени, но ведь никто никогда Луку и не принимал как пример; сила этого

образа вовсе не в нравственной его величине. Едва ли было бы убедительнее,

если бы Лука излагал программу социал-демократов большевиков и призывал

обитателей ночлежки... к чему, собственно говоря, можно было их призывать?

Я продолжаю думать, что "На дне" - совершеннейшая пьеса нового времени во

всей мировой литературе. Я воспринял ее как трагедию и до сих пор так ее

ощущаю, хотя на сцене ее трагические моменты, вероятно по недоразумению,

затушеваны. Лукавый старец Лука с его водянистым бальзамом именно потому,

что он ласков и бессилен, страшным образом подчеркивает обреченность,

безнадежность всего ночлежного мира и сознательно ощущает ужас этой

безнадежности. Лука - образ высокого напряжения, выраженный в

исключительной силе противоречия между его мудрым безжалостным знанием и

его не менее мудрой жалостной ласковостью. Это противоречие трагическое и

само по себе способно оправдать пьесу. Но в пьесе звучит и другая, более

трагическая линия, линия разрыва между той же безжалостной обреченностью и

душевной человеческой прелестью забытых "в обществе" людей. Великий талант

Максима Горького сказался в этой пьесе в нескольких разрезах и везде

одинаково великолепен. Он блещет буквально в каждом слове, каждое слово

здесь - произведение большого искусства, каждое вызывает мысль и эмоцию. Я

вспоминаю руки Бубнова, руки, которые кажутся такими прекрасными в

прошлом, когда они были грязными от работы, и такими жалкими те-

перь, когда они "просто грязные". Вспоминаю бессильный вопль Клеща:

"Пристанища нету!" - и всегда ощущаю этот вопль как мой собственный

протест против безобразного, преступного "общества". И то, что Горький

показал ночлежку в полном уединении от прочего мира, у меня лично всегда

вызывало представление как раз об этом "мире". Я всегда чувствовал за

стенами ночлежки этот самый так называемый мир, слышал шум торговли, видел

разряженных бар, болтающих интеллигентов, видел их дворцы и "квартиры"...

и тем больше ненавидел все это, чем меньше об этом "мире" говорили жители

ночлежки...

Мой товарищ Орлов#2, народный учитель, с которым я был на спектакле,

выходя из театра, сказал мне:

- Надо этого старичка уложить в постель, напоить чаем, укрыть

хорошенько, пускай отдыхает, а самому пойти громить всю эту... сволочь...

- Какую сволочь? - спросил я.

- Да вот всех, кто за это отвечает.

"На дне" прежде всего вызывает мысль об ответственности, иначе говоря,

мысль об революции. "Сволочи" ощущаются в пьесе как живые образы.

Вероятно, для меня это яснее, чем для многих людей, потому что вся моя

последующая жизнь была посвящена тем людям, которые в старом мире

обязательно кончали бы в ночлежке. А в новом мире... здесь невозможно

никакое сравнение. В новом мире лучшие деятели страны, за которыми идут

миллионы, приезжают в коммуну им. Дзержинского, бывшие кандидаты в

ночлежку показываюи им производственные дворцы, пронизанные солнцем и

счастьем спальни, гектары цветников и оранжереи, плутовато-дружески щурят

глаза в улыбке и говорят:

- А знаете что, Павел Петрович?#3 Мы эту хризантему вам в машину

поставим, честное слово, поставим. А только дома вы ее поливайте.

- Убирайтесь вы с вашей хризантемой, есть у меня время поливать...

- Э, нет, - возмущается уже несколько голосов, - раз вы к нам приехали,

так слушайтесь. Понимаете, дисциплина...

Но так получается теперь, когда ответственность "общества" реализована

в приговоре революции. А тогда получалось иначе. Предреволюционное

мещанство хотело видеть в пьесе только босяков, бытовую картину,

транспарант для умиления и точку отправления для житейской мудрости и для

молитвы: "Благодарю тебя, господи, что я не такой, как они". Самое слово

"босяки" сделалось удобным щитом для закрывания глаз на истинную сущность

горьковской трагедии, ибо в этом слове заключается некоторое целительное

средство, в нем чувствуется осуждение и отграничение...

Максим Горький сделался для меня не только писателем, но и учителем

жизни. А я был просто "народным учителем", и в моей работе нельзя было

обойтись без Максима Горького. В железнодорожной школе, где я

учительствовал, воздух был несравненно чище, чем в других местах; рабочее,

настоящее пролетарское общество крепко держало школу в своих руках, и

"Союз русского народа" боялся к ней приближаться. Из этой школы вышло

много большевиков#4.

И для меня и для моих учеников Максим Горький был организатором

марксистского мироощущения. Если понимание истории приходило к нам по

другим путям, по путям большевистской пропаганды и ре-

волюционных событий, по путям нашего бытия в особенности, то Горький учил

нас ощущать эту историю, заражал нас ненавистью и страстью и еще большим

уверенным оптимизмом, большой радостью требования: "Пусть сильнее грянет

буря!"

Человеческий и писательский путь Горького был для нас еще и образцом

поведения. В Горьком мы видели какие-то кусочки самих себя, может быть,

даже бессознательно мы видели в нем прорыв нашего брата в недоступную для

нас до сих пор большую культуру. За ним нужно было броситься всем, чтобы

закрепить и расширить победу. И многие бросились, и многие помогли

Горькому...

Бросился, конечно, и я. Мне казалось некоторое время, что это можно

сделать только в форме литературной работы. В 1914 г. я написал рассказ

под названием "Глупый день"#5 и послал Горькому. В рассказе я изобразил

действительное событие: поп ревнует жену к учителю, и жена и учитель

боятся попа; но попа заставляют служить молебен по случаю открытия "Сюза

русского народа", и после этого поп чувствует, что он потерял власть над

женой, потерял право на ревность и молодая жена приобрела право относиться

к нему с презрением. Горький прислал мне собственноручное письмо, которое

я и теперь помню слово в слово:

"Рассказ интерес по теме, но написан слабо, драматизм переживаний попа

не ясен, не написан фон, а диалог неинтересен. Попробуйте написать

что-нибудь другое".

М. Горький"

Меня мало утешило признание, что тема интересна. Я увидел, что и для

писателя нужна большая техника, нужно что-то знать о фоне, нужно

предьявлять какие-то требования к диалогу. И нужен еще талант; очевидно, с

талантом у меня слабовато. Но сам Горький научил меня человеческой

гордости, и я эту гордость пустил немедленно в дело. Я подумал, что можно,

разумеется, "написать что-нибудь другое", но совершенно уже доказано, что

ничего путного в этом другом заключаться не будет. Я без особого страдания

отбросил писательские мечты, тем более, что и свою учительскую

деятельность ставил очень высоко. Бороться в прорыве на культурном фронте

можно было и в роли учителя. Горький даже порадовал меня своей

товарищеской прямотой, которой тоже ведь надо было учиться.

Учительская моя деятельность была более или менее удачна, а после

Октября передо мной открылись невиданные перспективы. Мы, педагоги, тогда

так опьянели от этих перспектив, что уже и себя не помнили, и, по правде

сказать, много напутали в разных увлечениях. К счастью, в 20-м г. мне дали

колонию для правонарушителей. Задача, стоявшая передо мною, была так

трудна и так неотложна, что путать было некогда. Но и прямых нитей в моих
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   72

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Восьмитомник iconМакаренко Антон Семенович, восьмитомник
Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений отпадших от православной Церкви или исповедующих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск