стр. из
Министру образования
Калининградской области Мониторинг региональных СМИ
по теме: «ОБРАЗОВАНИЕ»
Период: на 20. 5. 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
АКТУАЛЬНО 1
Новый караван (Калининград) , N020 18.5.2010 1
ЗАКАЗ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ. 1
Комсомольская правда в Калининграде (Калининград) , N020-т 20.5.2010 7
ОТНЕСИТЕСЬ СЕРЬЕЗНО К ПРОБЛЕМАМ РЕБЕНКА! 7
ИНФОРМАЦИЯ 9
Новый караван (Калининград) , N020 18.5.2010 9
МУХОМОР И КУКИШ ЛЮДЯМ ИЛИ БУФФОНАДА ОТ ФЕЛИКСА ЛАПИНА. 9
Новый караван (Калининград) , N020 18.5.2010 10
СПРАВОЧНОЕ БЮРО. 10
Новый караван (Калининград) , N020 18.5.2010 10
ПЬЯНИЦ И НАРКОМАНОВ БУДУТ ЛИШАТЬ ПРАВ. 10
Комсомольская правда в Калининграде (Калининград) , N020-т 20.5.2010 11
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ РГУ ИМ. И. КАНТА. 11
Калининградская Правда (Калининград) , N087 20.5.2010 13
КАДРЫ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ. 13
Калининградская Правда (Калининград) , N087 20.5.2010 13
ФЛОТ ОТПРАЗДНОВАЛ. 13
Калининградская Правда (Калининград) , N087 20.5.2010 14
УЧИТЕЛЯ ПОКАЗАЛИ ПРИМЕР. 14
Калининградская Правда (Калининград) , N087 20.5.2010 14
ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ. 14
Калининградская Правда (Калининград) , N087 20.5.2010 15
БИБЛИОТЕКИ ВЧЕРА И ЗАВТРА. 15
АКТУАЛЬНО
Новый караван (Калининград) , N020 18.5.2010 ЗАКАЗ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ.
УЧИТЕЛЯ КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" БОЯТСЯ, ЧТО ИХ ОБВИНЯТ В НАСАЖДЕНИИ РЕЛИГИИ... Курс "Основы религиозных культур и светской этики" введен в Калининградской области наряду с еще 18 регионами России, и пока носит экспериментальный характер... Напомним, этот курс состоит из нескольких блоков, которые включают в себя как изучение основных религиозных культур, так и светской этики и истории мировых религий. На вопросы корреспондента "Нового каравана" отвечают специалисты по методическому обеспечению блока "Основы православной культуры" начальник учебно-методического центра духовно-нравственного и патриотического образования и воспитания Калининградского областного института развития образования Светлана Афанасьева, руководитель учебно-методического центра духовно-нравственного воспитания имени С.А. Рачинского Марина Соколова и директор Гуманитарно-эстетической прогимназии "Пересвет" Ольга Кулешова. Корр.: - Диакон Андрей Кураев, автор учебника "Основы православной культуры", еще несколько лет назад весьма скептически относился к введению этого курса, поскольку считал, что чрезвычайно сложно определить, что же такое "православная культура". Светлана АФАНАСЬЕВА: - Если автор другого учебника доктор педагогических наук Людмила Шевченко делала основной акцент на искусстве и литературе, то Кураев говорит о многогранности культуры и рассматривает ее пласты с точки зрения православия. Корр.: - Теоретически легко отделить Церковь от культуры. Но с точки зрения школы, где проходит, или должна проходить, грань между "Основами православной культуры" и "Законом Божьим"? С.А.: - Де-юре эта граница четко проведена. Существуют нормативные документы министерства, в которых указывается, что в данном курсе дети не должны непосредственно вовлекаться в пространство религии. На уроках нельзя совершать религиозных обрядов, в частности, проводить совместных молитв. Именно этот аспект отличает светскую школу с ее культурологическим подходом от церковной, основанной на вероучительном принципе. Мы не учим детей верить в Бога. С другой стороны, еще в 2000 году бывший министр Филиппов Неоднократно отмечал, что светский характер образования отнюдь не подразумевает атеистический. Корр.: - Только что я присутствовал на семинаре для учителей, преподающих блок "Православная культура". На нем шла речь о разработке урока по теме "Страшный суд". Признаюсь, от отдельных вещей мне как-то становилось не по себе. Слишком уж явной была религиозная составляющая этого урока, в отличие от культурологической... Марина СОКОЛОВА: - Если быть точным, он назывался "Православие о Страшном суде". И наша задача как раз и состояла в том, чтобы выработать взвешенный методический подход к изучению этой темы. Если есть социальный заказ определенной -части населения, то наша задача в рамкам нормативной базы, которая существует, грамотно встроить систему уроков. Корр.: - А в чем выражается этот социальный заказ? М.С.: - В выборе родителями того или иного блока. Корр.: - Понятно, почему родители отдают ребенка в воскресную школу. Они хотят, чтобы он стал жить церковной жизнью. Они хотят, чтобы он получил определенную сумму знаний о вере. А что получит ребенок на "Основах православной культуры"? Какие знания, умения, навыки? М.С.: - У всего курса "Основы религиозных культур и светской этики" две основные цели. Первая - нравственное воспитание ребенка. Просто разные семьи заказывают на разных основаниях - кто-то на светском, кто-то на религиозном, а цель одна - воспитание. Вторая - межконфессиональный и межкультурный диалог. С.А.: - Мне кажется, что не все родители имеют возможность полноценно воспитать ребенка, они заняты добыванием денег. Потому они передают эту миссию школе. М.С: - Это единственный курс, который вводится по инициативе президента, и это важный показатель. Похоже, именно с него начнется поиск новой национальной идеи... Корр.: - И выстраивание новой государственной идеологии... Марина СОКОЛОВА: - Безусловно... В новых образовательных стандартах второго поколения, которые вводятся so следующего учебного года в начальных классах, впрямую заложено требование наличия программы духовно-нравственного воспитания. В школу возвращается воспитательная работа, которая ушла вместе с прежней идеологией. Корр.: - Тогда возникает другой вопрос, почему на эти уроки отводятся только две четверти? С.А: - Мы задавали этот вопрос разработчикам курса... Корр.: - И что они ответили? Светлана АФАНАСЬЕВА: - Что они, учитывая мнение специалистов, пришли к выводу, что это оптимальное время... М.С: - Лучшее время с той точки зрения, что этот курс позволит ребенку лучше адаптироваться к требованиям средней школы. Но это очень спорно. Пока сложно ответить на вопрос, может ли этот курс стать неким связующим мостиком между начальным и средним образованием. Должно пройти время. С.А.: - Учителя хотят, чтобы это был полноценный курс, который начинался бы в сентябре и продолжался целый год. Ольга КУЛЕШОВА: - Одна учительница рассказывала, что после этого курса дети по-другому начинают воспринимать, например, русскую литературу. Они понимают с полуслова, мыслят по-другому. Так что этот курс дает и развивающие плоды. Корр.: - В педагогике этот возраст называют периодом наивного реализма, когда ребенок все воспринимает буквально... М.С: - В начальных классах ребенок верит в чудо. Оно имеет в его душе почти постоянную прописку. Он любит читать сказки, но еще не задумывается над вопросом, а бывает ли так на самом деле. Он почти все воспринимает на веру. А затем у него включается критическое мышление. И главный вопрос пятиклассника: а это правда, а это действительно так? Корр. - И как преподаватель "Основ православной культуры" должен ответить на этот вопрос? М.С: - Разработчики курса рекомендуют такой ответ: православные христиане в это верят, а так это или нет, решать только тебе, когда ты вырастешь, то найдешь на него ответ... Корр.: - Душа, вера, грех, бессмертие - я бы с удовольствием поговорил на эти темы со старшеклассниками или со студентами. Но готовы ли к такому разговору, прежде всего, в эмоциональном плане, пятиклашки? Светлана АФАНАСЬЕВА: - К некоторым темам не готовы не только ученики, но и сами учителя. Марина СОКОЛОВА: - Растущая душа ребенка требует ответа на эти вопросы. Он на каждой этапе своего существования пытается, сообразно своему возрасту, осмыслить свою жизнь. А мы, к сожалению, не можем ему в этом помочь. Поэтому у хорошего учителя дети не просто активны, они живут на этих уроках. Когда учитель находит формы и методы сообразные возрасту ученика, то этот курс становится частью жизни ребенка. Он вплетает его в контекст своей нравственной жизни. Другое дело, что вопрос - какой духовной глубины можно касаться на этих уроках - чрезвычайно важен. Работа некоторых наших коллег говорит о том, что она (глубина) может быть очень существенной. Но главная задача учителя - вывести самый сложный вопрос на уровень ребенка. Ребенок не недоразвитое существо, он - другой мир. Я была на уроке светской этики, где учительница с третьеклашками выводила формулу красоты. Но нужно помнить одну простую вещь - знание можно передать от учителя к ученику, а веру - противопоказано. Тем более, в светском учреждении. Мы не имеем права ее навязывать. Не только не имеем права, но и считаем это педагогически нецелесообразным. В учебнике это проходит красной нитью - "православие говорит, что...", "православие считает так". А пространство личной веры ребенка будет формироваться всю его жизнь... Корр.: - Когда я читал учебник, меня не покидало ощущение, что он хорошо помогает разобраться ребенку в вопросах истории, но совершенно не ориентирует его в настоящем. С его помощью он не найдет ответы на те вопросы, которые ставит пред ним современная жизнь. С.А.: - На самом деле, в учебнике Кураева есть попытка приблизить православную культуру к сов ременности. Другое дело, насколько она успешна. Мы, методисты, также пытаемся найти решение этой проблемы. Первые (Итоги показывают, что этот,курс становится открытием не только для ученика, но и для учителя. Недостаток теоретических знаний педагога - основная проблема в преподавании курса. В модуле "светская этика" он не так бросается в глаза. А изучение религиозной культуры предполагает хорошее знание материала и свободное ориентирование в нем. Чего у наших учителей нет. Потому сегодня мы вынуждены говорить учителям - есть учебник, и не отходи от него. Корр.: - Сколько воцерковленных учителей занимаются преподаванием этого курса? С.А: - Такой статистики не существует. М.С: - Воцерковленность не является необходимым условием преподавания... Корр.: - Но и не является препятствием... С.А: - Есть мнение среди чиновников от образования, что лучше воцерковленных не подпускать к этому курсу. Но в таком случае нужно говорить о нарушении прав человека, поскольку вера не должна являться препятствием для выполнения своих профессиональных обязанностей. Другое дело, что такого учителя, который ходит в Церковь, легко отличить. Но я бы не сказала, что они составляют большинство среди преподающих этот курс. Но, думаю, среди наших преподавателей нет атеистов. А вот агностиков много... М.С: - На самом деле, хорошо, что на этом курсе собралось разное учительское сообщество. В каждом новом деле чрезвычайно важны сочетание опыта, здравомыслия и новых свежих идей. С.А: - Существует еще один аспект. Почему учителя, которые раньше никогда не интересовались подобными вещами, в Церковь никогда не ходили, вдруг, проработав две четверти, начинают испытывать интерес к этому предмету и хотят продолжать преподавать. Несмотря на бешеную нагрузку и маленькую зарплату. Корр.: - Получается интересная вещь. Есть ученик, который не слишком готов к разговору. Есть учитель, чей духовный и интеллектуальный опыт не позволяет полноценно вести этот разговор. Как в таком случае соблюсти принцип - не навреди? Марина СОКОЛОВА: Большинство учителей сами вызвались вести этот предмет. Значит, они были готовы и хотели этого. Светлана АФАНАСЬЕВА: - С другой стороны, некоторые попробовали раньше вести этот курс и затем отказались. Они классные педагоги, любят детей и потому чувствуют собственную ложь, неискренность и духовную неготовность к такой работе... Ольга КУЛЕШОВА: - Для того, чтобы разбираться в догматике, нужно нормальное цивилизованное взаимодействие со всеми конфессиями и религиями. Кто лучше может дать консультацию по вероучительным вопросам, нежели священник... Корр.: - Иногда считается, что культурологический подход означает свободную нецерковную интерпретацию этих самых вероучительных вопросов... М.С: - Наверное, у каждого, кто не знаком с догматикой, есть искаженное представление о ней. Поэтому багаж учительских знаний нуждается не только в пополнении, но и в существенной корректировке. Мы не приглашаем священников вести уроки. Это нормативное требование, и оно правильное. Но консультация грамотного священнослужителя может быть полезна. Корр.: - Давайте представим ситуацию. Приходит ребенок после занятий и говорит, что он хочет креститься. Его родители - атеисты. Они, хотя сами выбрали для ребенка этот курс, от такого заявления в шоке и обвиняют школу в нарушении Конституции... С.А.: - Давайте четко разграничим две вещи. Если ребенок приходит из школы и требует отвести его в Церковь, то неизвестно, почему у него возникло такое желание. Это может быть минутный эмоциональный порыв. Но если он придет и скажет, а вот Марья Ивановна сказала, что, если ты не крещенный, то будешь гореть в гиене огненной, это совершенно другое. Здесь прямая вина учителя. Он нарушил требования, которые предъявляются к данному курсу, нарушил закон и педагогическую этику. Ольга КУЛЕШОВА: - Мне кажется, что сегодня учителя намеренно не договаривают. Они боятся, что их обвинят в насаждении религии. М.С: - С другой стороны, говорить о том, что наши учебники сегодня беспристрастны, не приходится. Они пока пристрастны к атеизму. Хотя, сложно дать ответ на вопрос, в какой степени может быть представлено богословие на их страницах. Только один пример - в учебнике истории Древнего мира для 5-го класса есть такое высказывание: "Основоположником христианского учения был странствующий проповедник Иисус из Города Назарета, о котором сохранились рассказы его учеников, в которых тесно переплелись правда и вымысел". Это беспристрастность? Это атеизм... С.А.: - Если ребенка спросят, кто такой Христос, он должен будет выдать эту формулировку. А если он из верующей православной семьи? Если он не разделяет эту трактовку? Какую оценку он получит? O.K.: - Это будет зависеть от того, как к нему отнесется учитель... Корр.: - Учителю нужно быть готовым, что рано или поздно к нему придет ученик и задаст вопрос, касающийся души. Вопрос, на который, по идее, должен отвечать священник. Готовы учителя к такому повороту? С.А.: - Я думаю, что это касается любого учителя. Не только тех, кто преподает "Основы религиозных культур и светской этики". Есть учителя, кто является авторитетом для детей, и в их работе такие ситуации возникают постоянно. Корр.: - Согласитесь, что такие ситуации чаще всего будут возникать именно при изучении курса "Основы православной культуры". Поскольку только здесь говорят о духовных проблемах не как о некоторой условности, а как о реальности. Для ребенка это может стать психологическим шоком. Светлана АФАНАСЬЕВА: - Учитель, который берется за преподавание этого курса, должен сознавать, что мера его педагогической ответственности чрезвычайно высока. Марина СОКОЛОВА: - Он должен немедленно поставить в известность родителей ребенка. Выход из такой ситуации нужно искать сообща. Корр.: - А если учитель просто возьмет ребенка за руку и отведет его к священнику? М.С: - Это прямое нарушение. Отвести ребенка к священнику должны его родители. Корр.: - Получается, в изучении курса "Основ православной культуры" чрезвычайно важна роль родителей, роль семьи. Насколько они готовы участвовать в процессе воспитания? Светлана АФАНАСЬЕВА: - Курс этот обращен к совместной работе школы и семьи по духовно-нравствен ному воспитанию ребенка. Все его модули направлены именно на практическое взаимодействие с семьей. Вплоть до совместного выполнения домашних заданий. O.K.: - Может быть, именно поэтому целесообразно вводить этот курс в начальной школе. На этой ступени родители максимально вовлечены в образовательный процесс. Марина СОКОЛОВА: - Этот курс - мостик к введению новых образовательных стандартов. Но родительское сообщество успело выработать потребительское отношение к образованию: я заказчик, а вы исполнители. Вот потому этот курс призван повлиять на изменение родительской позиции. Если речь идет о душе моего ребенка, я не могу оставаться в стороне. И многие родители начинают двигаться в этом направлении. Ольга КУЛЕШОВА: -Этот курс ставит задачу возрождения семейных ценностей, а это без семьи невозможно... *** Курс "Основы религиозных культур и светской этики" появился в школьной программе, скорее всего, по двум причинам. Его введение стало следствием долгожданного консенсуса между государством и Русской православной Церковью. Которая со времени восшествия на патриарший престол митрополита Кирилла, все активнее начинает претендовать на активное участие в общественной и политической жизни страны. Во-вторых, этим курсом государство сделало робкую попытку вернуть в школы воспитательную работу. И сформировать, наконец, ту самую вожделенную национальную идею. Нечто подобное происходило с введением в России многопартийности сверху. Оно, как известно, закончилась ничем - ни один кремлевский проект, включая "Единую Россию", так и не превратился в полноценную партию. Похоже, та же участь ожидает и курс "Основы религиозной культуры и светской этики". Исчез же из школьной программы, так и не успев там прописаться, предмет "Россиеведение"... Тем более, что курс этот не критиковал только ленивый. И критиковали, по большей части, справедливо. Да, курс введен поспешно, да, он оказался методически и содержательно не выстроен. Да, к нему не готовы ни ученики, ни учителя, ни родители. Все это есть, все правда. Только все эти недочеты преодолимы, если есть желание, воля и профессионализм. Он у учительского корпуса, кажется, есть. Фатальным здесь оказывается другое. Невозможно выстроить стратегию общественного воспитания, не имея в этом самом обществе четких ценностных и идеологических ориентиров. Не имея ответа на вопрос, зачем и для чего мы это будем делать. А ответа нет, и в ближайшее время он вряд ли появится. За эти 20 лет мы присутствовали при гибели, по крайней мере, трех попыток выстроить государственную идеологию. Сначала ушли в небытие общечеловеческие либеральные ценности, затем в лету канула "суверенная демократия" господина Суркова. Сегодня медным тазом накрывается патриотизм "А ля РЮСС ЛАТЮРЕЛЬ". Свидетельство тому - провал "патриотического" блокбастера "Тарас Бульба", бывшего хорошего режиссера Владимира Бортко, полупровал "Царя" Павла Лунгина и блистательное поражение главного апокрифа этой развесистой клюквы "Утомленных солнцем-2". В этой ситуации правильнее, нет, не правильнее, честнее было бы ввести в школьную программу какой-нибудь "Закон Божий". Почему? Да потому, что, в отсутствии четкой, внятной, признанной большинством системы ценностей, только религия сможет ответить ребенку на "предельные" вопросы: что есть грех, совесть, стыд, почему человек не живет вечно. Вопросы, интерес к которым провоцирует курс "Основы религиозных культур и светской этики", и на которые он не в состоянии дать ответа. Ни сам курс, ни учитель, ни родители. Впрочем, это мое сугубо личное ИМХО... Виктор КОНДАКОВ
|