Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №358
Московского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №358
_____________/ E.А. Артюхина
30 августа 2013 г.
| СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
____________ / Ю.В. Шуваева
29 августа 2013г.
| РАССМОТРЕНО
На заседании МО
_________________________________
_________________________________
Протокол № 1
От 29 августа 2013 г.
Руководитель МО
_________________/Н.Г. Новикова
|
|
Рабочая программа по изобразительному искусству
3а класс
учителя изобразительного искусства Решетовой Марины Викторовны
Санкт-Петербург
2013-2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Содержание программы
3 класс (34 ч)
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны углу бить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
доступные сведения об известных центрах на родных художественных промыслов (Жостово, Хох лома, Полхов - Майдан и т. д.);
начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов - Майдана;
правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно - оранжевого и желто - оранжевого, желто -зеленого и си не - зеленого, сине - фиолетового и красно - фиолетового.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
использовать силуэт и контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.
Тематическое планирование:
№уро-ка
| дата
| Вид урока
| Тема урока
| Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)
| Основные понятия
| Оборудование урока
| 1
|
| Рисов, по памяти и
представ лению
| . Что нам поможет рисовать?
| Познакомить с оборудованием, материалами и инструментами.
| Расположение листа, штрихи
| Репродукция картин, наборы открыток, акварельные и гуашевые краски, кисти.
| 2
|
| Рис. с натуры
| Рисование осенней сетки дерева(дуб, клен, береза) в акварели
| Научить изображать сложную форму натуры.
| Пробник, техника отмывок, техника по сухому
| Листья клена, букеты из веток, музыкальное сопровождение
| 3
|
| ДПИ
| Рисование растительного узора в полосе.
| Научить осознанному построению узора (правильное размещение, повторение элементов узора, чередование листьев и ягод)
| Кружево, эле-менты узора, особенности узора, ритм
| Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций.
| 4
|
| Урок-беседа
| Беседа о видах ИЗО искусства и архитектуре
| Познакомить с понятиями видов, жанров изо искусства на примерах репродукций живописи, предметах ДПИ
| Графика, рисунок, язык графики, гравюра, иллюстрация
| Репродукции, набор открыток
| 5
|
| Рисе натуры
| Рисование аквариума в акварели.
| Познакомить с изображением геометрической основы конструкции предмета (объемное тело - куб, параллелепипед)
| геометрической основы конструкции предмета (объемное тело -куб, точка схода параллелепипед)
| Постановочный столик для натуры
| 6
|
| Рисов, по памя-тии
представ лению
| Золотая осень. Пора листопада.
| Углубить умение изоб-ражать по памяти, по пред-ставлению и на основе наб-людений несложные сюжеты из окружающей жизни, учи-ть передавать перспективу.
| Перспектива,
| Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций.
| 7
|
| ДПИ
| Геометрический узор в
| Обучать пользоваться в
| Оформление в
| Схемы узоров, пособие
|
|
|
| полосе.
| разметке линейкой, циркулем.
| цвете, разметка
вертикальных
квадратов,
прорисовка
циркулем.
| из картона в виде полос, циркуль, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций.
| 8
|
| Урок-
беседа
| Декоративно -прикладное искусство
| Дать основные понятия, определяемые в области ДПИ, ознакомить с видами ДПИ; научить анализировать изделия ДПИ
| ДПИ; Россия, народные промыслы
| Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций.
| 9
|
| Рис. с натур.
| Рисование с натуры деревьев (в карандаше и акварели)
| Обучать в рисунке пространственному распо-ложению предметов - де-ревьев -ближних и даль-них; умению выделять гла-вное в натуре; определять изменение цвета в зави-симости от расстояния изображаемых предметов.
| Перпендикулярно к стволу ,крона, «скелет» дерева
| Репродукции,набор открыток, планшеты
•
|
|
|
|
|
|
|
| 10
|
| Рисов, по памяти и
представ лению
| Домик в деревне
| Дать понятие об архитектуре сельского дома в Росси, о названиях архитектурных элементов дома.
| Экология, горизонтально
| Репродукции, набор открыток, муз. сопровождение
| 11
|
| Урок-беседа
| Жанры изо искусства -живописи: пейзаж; портрет; натюрморт.
| Познакомить с основными жанрами живописи; выдающимися произведениями живописи в жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт.
| Искусство, пейзаж, портрет, автопортрет, натюрморт
| Репродукции, набор открыток, муз. сопровождение
| 12
|
| Рисов, по памя
| Рисование интерьера своей комнаты или
| Научить правильно передавать в рис. видимую форму уходящих
| Интерьер, линейно - конструктивный
| Репродукции, набор открыток
|
|
| ти и
представ
лению
| уголка
| в глубину плоскостей; научить сравнивать изображение и модель интерьера.
| рисунок
|
| 13(4)
|
| Рис. с натуры
| Работа по карточкам или с макета: срисовывание с изображения на карточке или с макета русского сельского дома или скворечника(дома для птиц)
| Проверить усвоение материала по рисованию предметов призматической формы в перспективе.
| Точка зрения, перспективные изменения горизонта
| Репродукции, набор открыток, муз. Сопровождение, раздаточный материал, модель скворечника.
| 14(5)
|
| ДПИ
| Растительный узор в полосе.
| Дать понятие о фоновой росписи; ознакомить с промыслом « Золотая Хохлома» и ее изделиями
| элементы хохломской росписи <
| Схемы узоров, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций, изделия с хохломской росписью
| 15(6)
|
| ДПИ
| Растительный узор в полосе.
| Дать понятие о фоновой росписи; ознакомить с промыслом « Золотая Хохлома» и ее изделиями
| элементы хохломской росписи <
| Схемы узоров, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций, изделия с хохломской росписью
| 16(7)
|
| Урок-беседа
| Один из жанров изо искусства - бытовой жанр
| Познакомить с новым живописным жанром - бытовым и продукциями картин этого жанра
| Бытовой жанр, невеста, купеческие нравы
| Репродукции, набор открыток, муз. Сопровождение, раздаточный материал
|
17(1)
|
| Рисов, по памяти и
представ лению
| Расскажи свою любимую сказку
| Закрепить знания по композиции, умения различать предметы в рисунке.
| Сказка, мудрость
| Текст сказки «Колобок», книги с иллюстрациями сказок
| 18(2)
|
| Рис.с нат.
| Рисование
геометрического тела вращения: шар -детский мяч.
| Научить детей передавать в рис. распределение светотени на поверхности предметов шарообразной формы.
| Шар, свет, тень.
| Постановочный столик для натуры, драпировка.
| 19(2)
|
| Урок-беседа
| Исторический и батальные жанры в живописи
| Дать определение и основное понятие об историческом и батальном жанрах в живописи; учить отличать эти жанры в картинах.
| Баталия, ритм, Верещагин
| Репродукции, набор открыток, муз. Сопровождение, , раздаточный материал
| 20(4)
|
| ДПИ
| Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Узор «Клубничка». Понятие фоновой росписи.
| Закрепить полученные знания о хохломской росписи по дереву.
| Понятие фоновой росписи.
| пособие из картона в виде полос, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций.
| 21(5)
|
| Рисов, по памяти и представле нию
| Городской пейзаж.
| Уточнить знания по перспективному изображению домов, деревьев.
| перспективное изображение
| Репродукции, набор открыток, муз. сопровождение, раздаточный материал
| 22(6)
|
| Рисование с натуры
| Рисование с натуры болгарских перцев и огурца (группа овощей)
| Закрепление и расширение элементарных знаний и умений в области рисования с натуры; в выполнении рисунка в определенной последовательности.
|
| Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
| 23(7)
|
| Урок-беседа
| Анималистический жанр в изобразительном искусстве
| Знакомство с новым видом искусства - анималистическим жанром живописи, разъяснение
| Анималистический жанр
| Животные, птицы, репродукции картин.
|
|
|
|
| его особенностей на примере работ художников
|
|
| 24(8)
|
| Рис. с натуры
| Рисование с натуры яблок на фоне бело -голубой ткани в акварели «Яблоки на снегу...»
| Научить выявлять объем шарообразного предмета -яблок - с помощью цвета.
| объем
шарообразного
предмета
| Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
| 25(9)
|
| ДПИ
| Рисование симметричного растительного узора в квадрате. Знакомство с бесформенной росписью. Городецкие букеты.
| Углублять и расширять навыки работы над узором (расположение вспомогательных линий при росписи узора); понятие симметрии.
| симметричный растительный узор, бесформенная роспись
| Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций.
| 26(10)
|
| Рисование с натуры
| Рисование с натуры насекомых: Бабочки летают, бабочки!
| Закрепление понятия симметрии.
|
| Модели: бабочки из коллекции, таблицы
1
|
|
|
| 4 четверть 8ч.
|
|
| 27(1)
|
| ДПИ
| «Сказочный домик»
|
| Аппликация
| Образцы аппликаций из ткани, схемы аппликаций. Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций
| 28(2)
|
| Рис. с натуры
| Рисование с натуры птиц. Волнистый попугайчик.
| Научиться изображать сложную форму натуры, передавать в рисунке ее движение; понимать, чем обусловлены внешняя форма темы.
| внешняя форма
| .
| 29(3)
|
| Рисов, по памяти и
представ лению
| Весна пришла. Весеннее настроение.
| Закрепление понятий(линия горизонта, центральный луч зрения) и правил построения рисунка по одной или двум точкам схода.
| линия горизонта, центральный луч зрения
| Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
| 30(4)
|
| Рис с натуры
| Рисование с натуры животных: «Кошечка, которая гуляет сама по себе»
| Обучение моментальному наброску (зарисовке) с натуры в различной графике.
| набросок (зарисовка)с натуры
| Видеокассеты с животными, таблицы с изображением кошек, набор открыток по теме.
| 31(5)
|
| ДПИ
| Лепка и роспись дымковских коней. Сказ
| Знакомство с новым видом декоративно - прикладного
| декоративно -прикладное
| Схемы узоров, пособие из картона в виде полос,
|
|
|
| о дымковском чуде.
| искусства - дымковской глиняной игрушкой.
| искусство
| растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций.
| 32(6)
|
| Рис. с натуры
| Рисование с натуры цветов (весенних)
| Проверить знания и навыки в работе с акварельными красками; умения правильно передавать видимый в натуре основной цвет; знания свойств акварели.
| свойства акварели.
| Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
| 33(7)
|
| Урок
-беседа
| Взаимосвязь видов искусства с другими сторонами жизни людей, с другими занятиями.
| Познакомить с многообразием отраслей, в котором работают художники.
|
| Портреты художников
|
В данный УМК входят:
Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Тетрадь: «Изобразительное искусство» 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.
Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И. |