Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка»





Скачать 94.67 Kb.
НазваниеФормирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка»
Дата публикации10.10.2014
Размер94.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Коптелова Екатерина Васильевна

МБОУ «Тиксинская средняя общеобразовательная школа №2»

* * *

Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка»
Приоритетным направлением “Стратегии модернизации образования” является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Настоящее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных гуманитарных ценностей России, воспитании детей и подростков всесторонне развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие.

В этом контексте необыкновенно важным представляется введение в круг дисциплин, предметов и тем, способствующих углубленному эстетическому воспитанию ребенка специализированной образовательной программы “Школьный драматический театр”, призванной стать основой постижения учащимися своих творческих возможностей и способствовать гармоничному развитию личности.

Цель программы - воспитание органической потребности в искусстве, приобщение к Театру, как к виду гуманитарной деятельности, синтезирующему в себе литературу, музыку, танец, изобразительное искусство. По большому счету, цель – воспитание Человека, ориентированного, в первую очередь, на главенство духовного начала в жизни, на нравственные ценности, присущие русскому гуманистическому искусству XIX-XX вв.

Школьный Театр – дело веселое, прежде всего, ибо именно здесь есть место эксперименту, “капустнику”, самодеятельному творчеству, в лучшем понимании этого выражения.

В атмосфере Школьного Театра рождаются свои поэты, драматурги, художники. Ибо главная черта подобного вида искусства – свободное творчество по велению души, без оглядки на коммерческую сторону дела, без профессиональной амбициозности. В процессе работы учащиеся овладевают знаниями личностных особенностей окружающих их людей, умением правильно воспринимать и оценивать их, оказывать влияние на них и многим другим, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми и что составляет коммуникативную компетенцию.
Особо надо сказать о том, что метод обучения предполагает создание особенного нравственного климата в театре. В нем не будет ни отличников, – ни отстающих. Отличительная черта метода в том, что дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей. Именно не оценивают, а анализируют. Педагог лишь внимательно следит за тем, чтобы этот анализ был всегда выдержан в доброжелательном тоне, поправляя детей там, где они допускают резкие и обидные замечания. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, терпимости друг к другу, уважения к индивидуальности. Вместе с тем, ребенок, анализируя происходящее, приучается “думать вслух”, формулировать излагать свои мысли в определенной последовательности, выделять главное и отмечать второстепенное и т.д. Развитие логического мышления идет рука об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи.

В структуру Школьного Театра входит зрительный зал и сцена с минимумом технических средств (звуковоспроизводящая и звукоусиливающая аппаратура и самый скромный комплект светового оборудования). Сцена не предназначена для занятий классов. На ней проводятся репетиции и прогоны контрольных уроков, сами уроки, репетиции, прогоны спектаклей и сами спектакли. Обслуживание технических средств производится руководителем Школьного драматического театра, специалистом, имеющим навыки постановщика-технолога, звукорежиссера и осветителя. Репертуар Школьного Театра состоит из проводимых в каждом классе контрольных уроков в конце полугодий, открытых вечеров Школьного Театра, в которых участвуют все обучающиеся, регулярно идущих спектаклей. Все эти мероприятия носят публичный, открытый характер. Важно, чтобы участие в них в качестве зрителей принимали родители и школьные друзья обучающихся, ибо это создает “свою” аудиторию, которая заинтересованно следит за творческим ростом учеников, рекрутирует из своих рядов новых воспитанников, приобщает к театральному искусству подростков, лишенных реализовать свои творческие амбиции в серьезном и благородном деле.

Социальная (да и личная) успешность учащегося, который вскоре станет выпускником школы, во многом будет зависеть от его умения устанавливать отношения и общаться с окружающими людьми. Безусловно, главная роль в формировании коммуникативной компетенции отводится предметам гуманитарного блока, и особенно русскому языку.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный.

Представленный материал демонстрирует процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся на занятиях драматического театра «Розовая чайка».

Программа занятий театра строится на принципе добровольного вовлечения в игру. Игра, в ее самом простом понимании, со всеми ее атрибутами, (игрушки, деление на команды, избрание судьи, поздравление победителей, утешение побежденных и т.п.), - основа всего педагогического процесса этого периода жизни учеников в Школьном драматическом театре. В игре реализуются все задачи и установки, приведенные во вступительной части разработки: умения учащегося устанавливать отношения и общаться с окружающими людьми.

Представляю вашему вниманию несколько игр, используемых мною на занятиях драматического театра.
Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было “нарисовано” у него на спине. Упражнение кажется очень простым.

Стоит дать рисующему задачу – “не захотеть”, чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, “обманывая”, пытается сбить накал внимания партнера нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих ребятам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

Роботы.

Играют двое. Первый – участник, дающий “роботу” команды. Второй – “робот”, исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для “робота”

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

Преподаватель должен четко проследить за тем, чтобы команды подавались не “вообще”, а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой – либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого “робота”, важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам.

Рисунки на заборе.

Ее значение в воспитании абстрактного мышления трудно переоценить.

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на “заборе” (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы “рисунок” участника не “налезал” на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь “каждый – гений”, что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и “коллективного воображения”, доверия к способностям партнера. Воспитание доброжелательного отношения к творчеству других, уважения к чужому мнению – необходимые элементы развития гармоничной, коммуникабельной личности. В этом смысле, упражнение “Рисунки на заборе” просто незаменимо.

Мозаика.

Детям предлагается разложить на листе набор из слов на тему заданную педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся данной темы. Любопытно, что часто дети с затрудненной речью лучше и легче остальных выполняют эти упражнения., так как в процессе расстановки слов они “репетируют” фразу, которую собираются позже произнести вслух. Педагог следит за тем, чтобы рассказы детей не повторялись и были бы в той или иной степени с общей темой, задаваемой рисунком, на котором складывается “мозаика”.

С миру по строчке…

Каждому ученику дается по порядку строчка из стихотворения или басни, известной всему классу. Задача группы – составить из этих последовательных строчек рассказ, смысл которого меняется в зависимости от задания педагога (группа – прокурор, адвокат героя и т.п.). Дело не в том, чтобы выстроить интонацию, а в том, чтобы на действие, заданное преподавателем, каждая строчка была бы нанизана, как бусинка на нить. Это дает возможность не только физически ощутить “вкус” действия, но и, с изменением задания, прикоснуться к очень важному понятию – интерпретации. Впоследствии, произведения, сыгранные в таком ключе могут быть вынесены на контрольный урок.

Афиша.

Каждый ученик, сочинив свой “необычный номер”, рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего “номера”. Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребенок воображает свой номер, то, что он делает “на арене”, тем ярче работает его художественная фантазия.

Говорим по-болтунски!

Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский). Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно затруднительно для взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный отклик. Изобретательность детей столь высока, что, чаще всего, они почти сразу, поняв задание и заговорив “по-болтунски”, используют довольно точные рифмы, вернее их звукоподражающее соответствие. Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность действия. Заметим, дети почти всегда блестяще исполняют это упражнение.

Зеркало.

Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом, другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения является Кривое зеркало. Преподаватель может “наделить” отражение некоторыми характерными чертами, той или иной “кривизной”, за счет чего искажаются формы отражения. Оно может быть гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее…

Выше была приведена лишь небольшая часть упражнений. Каждый педагог, понятно может продолжить этот список. Интересно проанализировать то, как “срабатывают” эти упражнения на реальных детях, занимающихся по этому курсу. Естественно, в искусстве невозможно вывести среднее значение, однако попытаемся проследить наиболее отчетливые тенденции, проявившиеся в поведении большинства учащихся:

- Исчезли страх и скованность, явно исчезло насмешливое отношение друг к другу (“школьный” зажим). На вопрос педагога, кто хотел бы выполнить то или иное упражнение, поднимается лес рук, чего было не добиться в первые месяцы учебы.

- Исчезла агрессивность в индивидуальном поведении и общении. Появилась доброжелательность. Новички, приходящие в драмтеатр, буквально со следующего урока признаются группой “своими”. (В этом смысле следует указать на то, педагогам порой приходится деликатно пародировать первые неудачные пробы новичков, сводить их к шутке для того, чтобы не давать группе шанса жестко высмеять первые опыты неофитов, что крайне распространено в детской среде, по сути дела, педагог не допускает возможности насмешек над новенькими).

- Исчезла обособленность и внутренняя конфликтность, появилось стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, но не для того, чтобы иметь возможность спрятаться за чужими спинами, а чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку партнеру. Важно, что, пусть от неуверенности в себе, большинство стало доверять партнеру, понимая, что на сцене все зависит от всех.

- Заметно снизилось бытовое психоэмоциональное напряжение учеников. Исчезли многие индивидуальные зажимы. В лучшую сторону изменилась речь. В драмтеатр год назад пришел учащийся девятого класса с сильными затруднениями речи, плохой координацией движений и речи, был крайне замкнут. Изменения разительны: речь четкая, размеренная, открыт в общении, уверен в своих силах, появилось много друзей.

- У многих детей обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические (многие сочиняют стихи). Иными словами, результаты обучения показывают, что у многих детей их способности стали формироваться в творческие потребности.

Школьный драматический театр «Розовая чайка» со дня основания провозгласил одним из важнейших условий своей работы создание особой коммуникативной среды. Учащиеся имеют возможность проявить себя и получить бесценный опыт общения на занятиях и в постановках. Открытая для общения и творческая атмосфера театра, а также практические навыки эффективного общения, полученные на уроках речеведческого блока, объединение усилий всех предметников по формированию коммуникативной компетентности учащихся должны стать гарантом социальной успешности наших будущих выпускников.

Театр еще никого не портил, наоборот, это одно из мощнейших средств приобщения к культуре, духовности. В конечном счете, это воспитание нового поколения просвещенных людей – российской интеллигенции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconПримерная программа дисциплины «История драматического театра»
«История драматического театра» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным...
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconПримерная программа дисциплины «История драматического театра»
Овладение студентами – хореографами теоретическими знаниями по истории зарубежного и русского театра от истоков до современности
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconОтче т народного театра «Диалог» за 2012 год город Венев
История Веневского народного театра началась почти 100 лет назад. В 1918 году профессиональная актриса Зоя Горская собрала группу...
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconРасписание сессии студентов I курса «артист драматического театра и кино»
Расписание сессии студентов I курса «артист драматического театра и кино» и I курса «режиссер драмы»
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconДисциплины: повысить уровень коммуникативной компетенции студентов,...
Языковые знания как средство развития и становления коммуникативной и профессиональной компетенции
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» icon" Sport. Olympic games "
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconПрограмма рассчитана на обучающихся 2-3 ступени
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством речевого творчества
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» icon«Московское действо» Программа мастер-классов и демонстраций свободного танца
В помещении Театра «Школа драматического искусства» А. Васильева; ул. Поварская, 20
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconПояснительная записка Обучение французскому языку на завершающем...
Данная программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) образования по иностранному языку, которая составлена...
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» icon«Характеристика литературного героя»
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции через сравнительную характеристику героев повести Н. В. Гоголя
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconПеречень учебников на 2011-2012 учебный год. Программа направлена...
Охватывает следующие аспекты
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconРоссийской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Деловой иностранный язык являются совершенствование владения иностранным языком, формирование профессиональной коммуникативной компетенции...
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconСценарий урока английского языка (11 класс) Тема : Symbols
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках обозначенной темы
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Методические указания предназначены для студентов факультета филологии и журналистики. Цель методических указаний формирование коммуникативной...
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» icon«Формирование коммуникативной компетенции на уроках французского языка»
Статья «От «Малой академии»лицея – в большую науку», Психолого-педагогический журнал ук иппк пк
Формирование коммуникативной компетенции на занятиях школьного драматического театра «Розовая чайка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ь урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся, а именно речевой и социокультурной компетенции учащихся в рамках лексического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск