Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество»





Скачать 372.48 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество»
страница1/4
Дата публикации12.10.2014
Размер372.48 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

специальность 071301.65 «Народное художественное творчество»

Тюмень

2011
Составитель: Л.Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ.
Рецензент: М.В. Жабровец, профессор, к.п.н., засл. работник культуры РФ, зав. кафедрой режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ.

Содержание:


  1. Пояснительная записка _______________________________________________3

  2. Тематический план курса_____________________________________________ 5

  3. Содержание учебной программы. ______________________________________ 6

  4. Тренинги на развитие «Чувства движения» ______________________________9

  5. Список основной литературы _________________________________________ 20

  6. Список дополнительной литературы ____________________________________ 21


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина курса «Сценическое движение» рассчитана на 1,2 семестр очного и заочного обучения.

Сегодня достаточно оснований считать предмет “Сценическое движение” ведущим в формировании пластической культуры студента режиссерской специализации. Это базовая дисциплина, освоение которой обеспечивает органичное, выразительное существования актера на сцене, грамотную работу режиссера театрального коллектива с исполнителями, методическую оснащенность будущих педагогов сценического движения.

Цель разнообразных разделов дисциплины – раскрыть пластические способности будущих режиссеров и сформировать в них потребность в выразительном движении на сцене.

Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли актера-персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено актером как необходимое действие. Сознательный уход от автоматизма в движении, ощущение развития движения как единого процесса, точность и оригинальный колорит жеста, умение выстраивать пластическую фразу и пластический диалог с партнером на основе хорошо освоенных навыков - вот слагаемые актерской техники, делающие движение на сцене выразительным.

Дисциплина “Сценическое движение” предполагает понимание и освоение движения как структуры; его терминология основана не только на театральной лексике, но и на понятиях точных наук (центр тяжести, статика, динамика, инерция, импульс, энергия. амплитуда, скорость и т. д.). Однако, результаты творческих опытов могут быть зафиксированы лишь впечатлениями, ощущениями, эмоциональной и мышечной памятью актера, то есть чувствами, а не какими-то универсальными знаками. Ученику каждый раз необходимо делать усилие, наполняя свою мышечную память новыми впечатлениями, полученными от хорошо знакомых упражнений, таким образом, воспитывая в себе чувство движения. Эти впечатления могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Поэтому педагог должен уберечь ученика от эмоции страха, научить его не бояться себя и партнера даже в экстремальных сценических ситуациях. Все это - проблемы индивидуального, и особенно парного, тренинга, в котором страх становится труднопреодолимым вдвойне.

Вот некоторые проблемы актерской техники, принципиально важные для дисциплины «Основы сценического движения» и требующие внимания к себе при прохождении любой темы, следовательно, при отборе и разработке поурочных упражнений.
Разнообразие задач и упражнений, разрешающих эти задачи, велико, сами задачи меняются по мере того, как совершенствуется дисциплина, и меняются требования к пластической выразительности актера со стороны театра. Поэтому методические приемы беспрерывно совершенствуются. Это - подвижная система, связывающая отдельные темы предмета в единое
целое и направляющая тренаж по верному пути подготовки к драматическому искусству. Методические приемы есть частные способы наиболее продуктивного применения принципов в процессе обучения и воспитания актера и режиссера.

В результате изучения дисциплины учащийся должен освоить:

Основы пластической культуры и выразительности.

Овладеть техническими элементами сценического боя, фихтования, этикета.

Чувство баланса - умение сохранять устойчивую позицию на различных видах конструкций, зависящее от способности актера управлять центром тяжести, удерживая равновесие в непривычных для тела положениях.

Чувство координации, элемент акробатики - умение координировать движения в заданном рисунке и, прежде всего, управлять периферией тела, включая мышцы лица.

Чувство скорости, темпо-ритма - умение управлять скоростью движения, играть скоростями, способность к взрывной реакции, рождающей активное движение. Чувство инерции- умение мягко и быстро тормозить и управлять процессом изменения действия. Чувство напряжения - умение управлять своим актерским напряжением и играть напряжением персонажа.

Методы работы над пластическим воплощение актерского образа и образа спектакля.

Важным условием обучения и воспитания на занятиях сценического движения является присутствие на них музыки. Музыка как средство организации движения играет огромную роль в выполнении каждого упражнения. Она организовывает темпо - ритм существования учащихся на уроке, «подсказывает» характер исполнения, воспитывает волю к действию, активность, требует от них силы и ловкости, пробуждает творчество. Пробуждает воображение и фантазию

Качество подготовки учащихся обеспечивается следующими способами:

Регулярное наблюдение за качеством выполнения упражнений на уроках. Педагог должен, верно, оценивать выполнение каждого упражнения группой в целом, а также видеть достижения и недостатки отдельных учеников, стараться понять причины, порождающие отклонения от нормы в каждом отдельном случае. Это поможет ему правильно подбирать упражнения на следующие занятия и семестры.

Контрольный урок, проведенный в конце первого семестра, имеет целью проверить достижений учащихся в области сценического движения и на основании наблюдений в течение контрольного периода вывести заключение о природных пластических способностях каждого. При этом обращается внимание на такие качества как: внимание, воля, сила, скорость, ловкость, ритмичность и музыкальность. Анализируются индивидуальные достижения, отмечаются положительные сдвиги в подготовке учащихся: осанка, походка, выразительность рук, манера поведения на зачете и вне занятий по движению.

Зачет, проведенный в конце года обучения, включает в себя упражнения и просмотр самостоятельных работ-этюдов, в которых пройденный материал (переноски, падения, сценический бой) оправдываются выбранной бытовой ситуацией. Выявляется рост пластической подготовленности учащихся, степень их творческой одаренности, умение фантазировать, активность, целеустремленность, воля к созданию выразительных физических действий и оправданию их. Так же качество профессиональной пластической подготовленности каждого учащегося, т.е. уровень психофизических качеств, умение пользоваться большим ассортиментом специальных общих и частных двигательных навыков и общий уровень артистичности в сценическом движении.

Учебные часы, отведенные на изучение курса «Сценическое движение» существенно увеличены за счет часов предмета «Физическая культура» и в целом составляют 186 часов.

ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование тем

Количество часов

лекции

практические занятия

индивидуальные занятия

самостоятельная работа студента

1

Введение

2










2

ТЕМА 1

Основы пластической культуры.

Тренинг подготовительный и развивающий.

2

20







3

ТЕМА 2

Технические основы пластической выразительности.

Внутреннее ощущение движения.




20







4

ТЕМА 3

Специальные навыки сценического движения.




20

1




5

ТЕМА4

Взаимодействие с партнером.




20

1




6

ТЕМА 5

Сценические падения и акробатика.




20

1




7

ТЕМА 6

Сценический бой.

2

28

1




8

ТЕМА 7

Работа над режиссерским и актерским образом.

2

20

1




9

ТЕМА 8

Методика воспитания пластических навыков исполнителей в театральной студии.

4

20

1




ИТОГО:

12

168

6




ВСЕГО:

186






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение

Сценическое движение, пластика, хореография: понятия и дифференциация. Специфика сценического движения актера. Пластический образ спектакля. Значение теории и методики сценического движения для режиссера любительского театра.
ТЕМА 1

Основы пластической культуры.

Тренинг подготовительный и развивающий.
Основная задача – дать понятия основ пластической культуры и ее компонентов; подготовка костно-мышечного аппарата студента и определение степени готовности к активной работе на уроке, развитие и совершенствование качеств, обеспечивающих гармоническое состояние костно-мышечного аппарата студента.

Темы :

Пластическая культура актера и режиссера. Правила безопасность на сцене и во время тренинга. Тренинг как средство развития пластической культуры. Упражнения: в потягивании, скручивании, пригибании, вращении; в ходьбе, прыжках, беге; в равновесии - наклоны, прогибы, вращения, прыжки, фиксированные позиции; на гибкость и растяжку; на силу и выносливость; на координацию и реакцию; на прыгучесть и подвижность стопы; на мышечную память; на ощущение центра тяжести; на вестибулярный аппарат.
ТЕМА 2

Технические основы пластической выразительности.

Внутреннее ощущение движения.
Основная задача – познакомить с техническими основами сценической пластической выразительности; развитие внутреннего ощущения движения, развитие чувства ритма в движении и способности сохранять и изменять заданный темпо-ритм, точно понимая его составляющие.

Темы:

Техническая оснащенность актера. Пластика как элемент актерской техники. Специфика и виды пластической техники. Пластические стилистики. Тренинг пластический, упражнения: на напряжение и расслабление; на подвижность и выразительность рук; на подвижность и ловкость; на чувство непрерывного движения, формы, жеста, пространства; на освоение различных типов и характеров движения

Понятие темпа – движение в разных скоростях, понятие чувства времени – распределение движения во времени. Понятие ритма движение в ритмических рисунках
ТЕМА 3

Специальные навыки сценического движения
Основная задача – развитие психофизических качеств студента, когда упражнение становиться средством познания своих возможностей при решении двигательной задачи, имеющей свое оправдание и внутренний импульс. Наметить перспективу перехода от навыка к осмысленному движению.

Темы:

Упражнения: на развитие чувства равновесия; чувства ритма, пространства; чувства формы; чувства инерции движения; чувства партнера.

Распределение движения в сценическом пространстве. Различные способы преодоления препятствий, переноски партнера. Реакция и развитие движения после толчка, броска, удара и других сигналов.
ТЕМА 4

Взаимодействие с партнером.
Основная задача - развитие способности видеть, чувствовать, понимать и контролировать движения партнера с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей в соответствии с задачей, оставленной в упражнении.

Темы:

Упражнения: гимнастические, акробатические, на сопротивление и борьбу, с предметами, на бесконтактное взаимодействие и распределение в пространстве; композиция и вариации.
ТЕМА 5

Сценические падения и акробатика.
Основная задача – освоение техник различных падений, развитие способности управлять мышечным напряжением и расслаблением, инерцией движения, контролировать процесс движения, вызванного потерей равновесия. Освоение акробатических навыков и развитие комплекса психофизических качеств, когда акробатический навык трансформируется из спортивного в сценический и исполнение его предполагает свою причинно-следственную связь.

Темы:

Упражнения: подготовительные, падения на полу, с высоты, через препятствия, с предметом на руках; падения во взаимодействии с партнером; цепочка падений в декорации; оригинальные и трюковые падения; индивидуальная и парная акробатика; акробатические композиции и вариации. Трюковая пластика.
ТЕМА 6

Сценический бой.
Основная задача – освоение навыков сценической боя без оружия и с оружием (шпага, кинжал), а так же проверка способности использовать приобретенные ранее навыки в острой, конфликтной ситуации физического противодействия в этюде, сценическом отрывке, спектакле.

Темы:

Упражнения: техника нанесения и приема ударов; защиты и озвучивания ударов; принципы построения и исполнения сценической драки; драка с использованием предметов; жанр и стиль в сценической драке.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна института изобразительных искусств и музейных технологий
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, творческим заданиям Вопросы к зачету
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс специальность 071301. 65 «Народное художественное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Целью курса является обобщение и практическое применение знаний, полученных студентами специальности Инструментальное искусство
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания:...
Постельняк А. И. преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев, заслуженный мастер спорта Российской Федерации по танцевальному...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методика развития детей на основе эстрадной музыки»
Составитель: Зыкова Нина Вячеславовна, преподаватель кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии фгоу впо...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Основная образовательная программа подготовки по специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Танец, сценическое движение»
Составитель: Шматенок Оксана Александровна, преподаватель института музыки, театра и хореографии фгоу впо тгакииСТ
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства»
...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество» iconОсновной образовательной программы
Основная образовательная программа: 071301. 65 – Народное художественное творчество


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск