Скачать 372.48 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301.65 «Народное художественное творчество» Тюмень 2011 Составитель: Л.Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ. Рецензент: М.В. Жабровец, профессор, к.п.н., засл. работник культуры РФ, зав. кафедрой режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ. Содержание:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина курса «Сценическое движение» рассчитана на 1,2 семестр очного и заочного обучения. Сегодня достаточно оснований считать предмет “Сценическое движение” ведущим в формировании пластической культуры студента режиссерской специализации. Это базовая дисциплина, освоение которой обеспечивает органичное, выразительное существования актера на сцене, грамотную работу режиссера театрального коллектива с исполнителями, методическую оснащенность будущих педагогов сценического движения. Цель разнообразных разделов дисциплины – раскрыть пластические способности будущих режиссеров и сформировать в них потребность в выразительном движении на сцене. Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли актера-персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено актером как необходимое действие. Сознательный уход от автоматизма в движении, ощущение развития движения как единого процесса, точность и оригинальный колорит жеста, умение выстраивать пластическую фразу и пластический диалог с партнером на основе хорошо освоенных навыков - вот слагаемые актерской техники, делающие движение на сцене выразительным. Дисциплина “Сценическое движение” предполагает понимание и освоение движения как структуры; его терминология основана не только на театральной лексике, но и на понятиях точных наук (центр тяжести, статика, динамика, инерция, импульс, энергия. амплитуда, скорость и т. д.). Однако, результаты творческих опытов могут быть зафиксированы лишь впечатлениями, ощущениями, эмоциональной и мышечной памятью актера, то есть чувствами, а не какими-то универсальными знаками. Ученику каждый раз необходимо делать усилие, наполняя свою мышечную память новыми впечатлениями, полученными от хорошо знакомых упражнений, таким образом, воспитывая в себе чувство движения. Эти впечатления могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Поэтому педагог должен уберечь ученика от эмоции страха, научить его не бояться себя и партнера даже в экстремальных сценических ситуациях. Все это - проблемы индивидуального, и особенно парного, тренинга, в котором страх становится труднопреодолимым вдвойне. Вот некоторые проблемы актерской техники, принципиально важные для дисциплины «Основы сценического движения» и требующие внимания к себе при прохождении любой темы, следовательно, при отборе и разработке поурочных упражнений. Разнообразие задач и упражнений, разрешающих эти задачи, велико, сами задачи меняются по мере того, как совершенствуется дисциплина, и меняются требования к пластической выразительности актера со стороны театра. Поэтому методические приемы беспрерывно совершенствуются. Это - подвижная система, связывающая отдельные темы предмета в единое целое и направляющая тренаж по верному пути подготовки к драматическому искусству. Методические приемы есть частные способы наиболее продуктивного применения принципов в процессе обучения и воспитания актера и режиссера. В результате изучения дисциплины учащийся должен освоить: Основы пластической культуры и выразительности. Овладеть техническими элементами сценического боя, фихтования, этикета. Чувство баланса - умение сохранять устойчивую позицию на различных видах конструкций, зависящее от способности актера управлять центром тяжести, удерживая равновесие в непривычных для тела положениях. Чувство координации, элемент акробатики - умение координировать движения в заданном рисунке и, прежде всего, управлять периферией тела, включая мышцы лица. Чувство скорости, темпо-ритма - умение управлять скоростью движения, играть скоростями, способность к взрывной реакции, рождающей активное движение. Чувство инерции- умение мягко и быстро тормозить и управлять процессом изменения действия. Чувство напряжения - умение управлять своим актерским напряжением и играть напряжением персонажа. Методы работы над пластическим воплощение актерского образа и образа спектакля. Важным условием обучения и воспитания на занятиях сценического движения является присутствие на них музыки. Музыка как средство организации движения играет огромную роль в выполнении каждого упражнения. Она организовывает темпо - ритм существования учащихся на уроке, «подсказывает» характер исполнения, воспитывает волю к действию, активность, требует от них силы и ловкости, пробуждает творчество. Пробуждает воображение и фантазию Качество подготовки учащихся обеспечивается следующими способами: Регулярное наблюдение за качеством выполнения упражнений на уроках. Педагог должен, верно, оценивать выполнение каждого упражнения группой в целом, а также видеть достижения и недостатки отдельных учеников, стараться понять причины, порождающие отклонения от нормы в каждом отдельном случае. Это поможет ему правильно подбирать упражнения на следующие занятия и семестры. Контрольный урок, проведенный в конце первого семестра, имеет целью проверить достижений учащихся в области сценического движения и на основании наблюдений в течение контрольного периода вывести заключение о природных пластических способностях каждого. При этом обращается внимание на такие качества как: внимание, воля, сила, скорость, ловкость, ритмичность и музыкальность. Анализируются индивидуальные достижения, отмечаются положительные сдвиги в подготовке учащихся: осанка, походка, выразительность рук, манера поведения на зачете и вне занятий по движению. Зачет, проведенный в конце года обучения, включает в себя упражнения и просмотр самостоятельных работ-этюдов, в которых пройденный материал (переноски, падения, сценический бой) оправдываются выбранной бытовой ситуацией. Выявляется рост пластической подготовленности учащихся, степень их творческой одаренности, умение фантазировать, активность, целеустремленность, воля к созданию выразительных физических действий и оправданию их. Так же качество профессиональной пластической подготовленности каждого учащегося, т.е. уровень психофизических качеств, умение пользоваться большим ассортиментом специальных общих и частных двигательных навыков и общий уровень артистичности в сценическом движении. Учебные часы, отведенные на изучение курса «Сценическое движение» существенно увеличены за счет часов предмета «Физическая культура» и в целом составляют 186 часов. ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Введение Сценическое движение, пластика, хореография: понятия и дифференциация. Специфика сценического движения актера. Пластический образ спектакля. Значение теории и методики сценического движения для режиссера любительского театра. ТЕМА 1 Основы пластической культуры. Тренинг подготовительный и развивающий. Основная задача – дать понятия основ пластической культуры и ее компонентов; подготовка костно-мышечного аппарата студента и определение степени готовности к активной работе на уроке, развитие и совершенствование качеств, обеспечивающих гармоническое состояние костно-мышечного аппарата студента. Темы : Пластическая культура актера и режиссера. Правила безопасность на сцене и во время тренинга. Тренинг как средство развития пластической культуры. Упражнения: в потягивании, скручивании, пригибании, вращении; в ходьбе, прыжках, беге; в равновесии - наклоны, прогибы, вращения, прыжки, фиксированные позиции; на гибкость и растяжку; на силу и выносливость; на координацию и реакцию; на прыгучесть и подвижность стопы; на мышечную память; на ощущение центра тяжести; на вестибулярный аппарат. ТЕМА 2 Технические основы пластической выразительности. Внутреннее ощущение движения. Основная задача – познакомить с техническими основами сценической пластической выразительности; развитие внутреннего ощущения движения, развитие чувства ритма в движении и способности сохранять и изменять заданный темпо-ритм, точно понимая его составляющие. Темы: Техническая оснащенность актера. Пластика как элемент актерской техники. Специфика и виды пластической техники. Пластические стилистики. Тренинг пластический, упражнения: на напряжение и расслабление; на подвижность и выразительность рук; на подвижность и ловкость; на чувство непрерывного движения, формы, жеста, пространства; на освоение различных типов и характеров движения Понятие темпа – движение в разных скоростях, понятие чувства времени – распределение движения во времени. Понятие ритма движение в ритмических рисунках ТЕМА 3 Специальные навыки сценического движения Основная задача – развитие психофизических качеств студента, когда упражнение становиться средством познания своих возможностей при решении двигательной задачи, имеющей свое оправдание и внутренний импульс. Наметить перспективу перехода от навыка к осмысленному движению. Темы: Упражнения: на развитие чувства равновесия; чувства ритма, пространства; чувства формы; чувства инерции движения; чувства партнера. Распределение движения в сценическом пространстве. Различные способы преодоления препятствий, переноски партнера. Реакция и развитие движения после толчка, броска, удара и других сигналов. ТЕМА 4 Взаимодействие с партнером. Основная задача - развитие способности видеть, чувствовать, понимать и контролировать движения партнера с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей в соответствии с задачей, оставленной в упражнении. Темы: Упражнения: гимнастические, акробатические, на сопротивление и борьбу, с предметами, на бесконтактное взаимодействие и распределение в пространстве; композиция и вариации. ТЕМА 5 Сценические падения и акробатика. Основная задача – освоение техник различных падений, развитие способности управлять мышечным напряжением и расслаблением, инерцией движения, контролировать процесс движения, вызванного потерей равновесия. Освоение акробатических навыков и развитие комплекса психофизических качеств, когда акробатический навык трансформируется из спортивного в сценический и исполнение его предполагает свою причинно-следственную связь. Темы: Упражнения: подготовительные, падения на полу, с высоты, через препятствия, с предметом на руках; падения во взаимодействии с партнером; цепочка падений в декорации; оригинальные и трюковые падения; индивидуальная и парная акробатика; акробатические композиции и вариации. Трюковая пластика. ТЕМА 6 Сценический бой. Основная задача – освоение навыков сценической боя без оружия и с оружием (шпага, кинжал), а так же проверка способности использовать приобретенные ранее навыки в острой, конфликтной ситуации физического противодействия в этюде, сценическом отрывке, спектакле. Темы: Упражнения: техника нанесения и приема ударов; защиты и озвучивания ударов; принципы построения и исполнения сценической драки; драка с использованием предметов; жанр и стиль в сценической драке. |
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна института изобразительных искусств и музейных технологий | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, творческим заданиям Вопросы к зачету | ||
Учебно-методический комплекс специальность 071301. 65 «Народное художественное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Целью курса является обобщение и практическое применение знаний, полученных студентами специальности Инструментальное искусство | ||
Учебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания:... Постельняк А. И. преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев, заслуженный мастер спорта Российской Федерации по танцевальному... | Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика развития детей на основе эстрадной музыки» Составитель: Зыкова Нина Вячеславовна, преподаватель кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии фгоу впо... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Основная образовательная программа подготовки по специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Танец, сценическое движение» Составитель: Шматенок Оксана Александровна, преподаватель института музыки, театра и хореографии фгоу впо тгакииСТ | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства» ... | Основной образовательной программы Основная образовательная программа: 071301. 65 – Народное художественное творчество |