Реферат по культурологии на тему: Городская культура





Скачать 138.08 Kb.
НазваниеРеферат по культурологии на тему: Городская культура
Дата публикации15.10.2014
Размер138.08 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
РЕФЕРАТ по культурологии на тему: Городская культура 
Вариант № 12 

Содержание 
1. Введение 3 
2. Зарождение городской культуры. Ее суть 4 
3. Городская литература 6 
4. Творчество жонглеров и зарождение театрального искусства 9 
5. Задание 12 
6. Заключение 14 
7. Список используемой литературы 15 

Введение 
Термин «культура» восходит к латинскому слову «cultura», которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность – единство культуры, человека и его деятельности. Это понятие в отличие от другого – «natura» (природа) означает в данном контексте «созданное», «внеприродное». Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. 
В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 
Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет. 
Городская культура – это культура различных городов мира. В ее становлении главную роль играет городское население. 

Зарождение культуры. Ее суть. 
В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности. 
Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования. 
Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. 
Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. 
Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ — это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся, и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. 
Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр - философ, богослов, поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение “Да и нет”. 
XIV-XV вв. - период расцвета городской гражданской архитектуры. Богатые горожане строят большие, красивые дома. Феодальные замки постепенно превращаются в загородные дома, утрачивая функцию военных крепостей. Растет производство предметов роскоши, более богатой и яркой становится одежда знатных горожан. По мере роста значения капитала сословные различия между аристократами и бюргерами начинают постепенно стираться. В то же время претерпевает изменения и социальное положение третьего сословия. Средневековая социальная структура общества все более разрушается. Все это отражает глубокий кризис средневековья. Постепенно наступает закат средневековой культуры. 
Городская литература. 
Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко отразила городская литература. Хотя на раннем этапе развития городской культуры спрос на клерикальную литературу - жития святых, рассказы о чудесах и т.д. - был все еще велик, изменились сами эти произведения: возрос психологизм, усилились художественные элементы. 
В городской вольнолюбивой, антицерковной литературе формируется самостоятельный пласт, пародирующий основные моменты церковного культа и вероучения (как на латинском, так и на народных языках). Сохранились многочисленные пародийные литургии (например, "Литургия пьяниц"), пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны. 
В пародийной литературе на народных языках главное место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы средневековья - животные, плутовские, дурацкие. Так, в XIII в. многочисленные рассказы о животных - хитроватом лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и простоватом льве Нобле, в поведении которых легко угадывались человеческие черты, свели вместе и переложили на стихи. Так появилась обширная эпическая поэма "Роман о Лисе". 
Одним из популярнейших жанров французской городской средневековой литературы XII - XIV вв. были фаблио (от французского - фабльо - побасенка). Фаблио - это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы. Анонимными авторами этого жанра городской литературы были горожане и странствующие певцы и музыканты. Героем этих коротких рассказов чаще всего выступал простолюдин. Фаблио тесно связаны с народной культурой (народные обороты речи, обилие фольклорных мотивов, комичность и быстрота действия). Фаблио развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. Нередко сюжетом фаблио были любовные истории. Фаблио отразили жизнелюбие горожан, их веру в торжество справедливости. 
Тематически к фаблио примыкает шванк (от немецкого - шутка) - жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Возникший в XIII в., шванк был очень любим немецкими бюргерами не только в средневековье, но и в эпоху Ренессанса. Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже - новелла раннего Возрождения. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре. 
Городская литература XIV - XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились субъектом духовной жизни. В городской поэзии появились немецкие поэты - певцы из ремесленно-цеховой среды - мейстерзингеры (буквально - мастер-певец). Они усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен миннезингеров, на смену которым они пришли. Поэзии мейстерзингеров не были полностью чужды и религиозно-дидактические мотивы, хотя в основном творчество их носило светский характер. Наиболее известными мейстерзингерами были Г.Сакс, Х.Фольц, Г.Фогель и др. 
В этот же период появляется новый жанр городской литературы - прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми. 
Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В этот период развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Певцы – музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англо – саксов большим уважением. Крупнейшее произведение англо-саксонского героического эпоса – поэма «Беовульф». 
Памятник скандинавского эпоса – «Старшая Эдда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами-музыкантами. 
Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений “Песнь о Роланде”. Большой популярностью пользовался роман немца Страсбургского “Тристан и Изольда”- о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв. ”Песнь о Нибелунгах”. Значительным явлением в литературе Франции были ваганты и их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Важнейший памятник английской литературы XIII в.- знаменитые баллады о Робине Гуде. 
Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов (от лат. Vagary - бродить), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением нецерковных школ в XII в. и возникает данная субкультура – в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность, что, безусловно, вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви. 
В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Ч. Анджольерри, Гвидо Орланди. 
Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. 
Творчество жонглеров и зарождение театрального искусства. 
С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), которые выступали в XI-XII вв. на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе. 
Среди шпильманов (spilman – букв. игрец) можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна преследовала шпильманов. Например, по судебнику («Саксоновское зерцало», VIII-IX вв.) шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Однако, когда в XII в., среди шпильманов стали появляться странствующие клирики, отношение к игрецам стало меняться. Известно достаточно много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли шпильманам посольские поручения в силу специфики из образа жизни и достаточно высокого образовательного уровня. В целом для эпического искусства шпильманов были характерны анонимность, то есть автор не называл своего имени и не давал собственных оценок действующим лицам своих произведений, а также гиперболизм (намеренное преувеличение числа или силы). 
Творчество жонглеров стало популярным во всей Западной Европе от Средиземноморья до северных рубежей, что нашло отражение в памятниках романского искусства. XIII-ХV столетия - золотой век жонглерии. В крупных городах жонглеры объединялись в корпорации со своими уставами. В Париже и Кельне па "улицах жонглеров" и "улицах музыкантов" обитали "комедианты", "фидельщики", "скрипачи". Роскошные празднества требовали огромного числа "веселых людей" Педро дель Корраль так описал торжества, устроенные в 1430 г . жителями Толедо в честь короля Родриго: "Я не могу назвать вам точно, сколь велико было количество фокусников, жонглеров холодным оружием, певцов, некромантов-прорицателей, музыкантов и других людей свободных профессий, прибывших на эти праздники". Судя по миниатюрам готических кодексов, жонглеры обогащают и усложняют свой репертуар". 
Репертуар жонглеров. Византийский хронист Никифор Григора подробно рассказал о "дивном искусстве" труппы египетских актеров. Они выступали в Константинополе, где показывали чудеса ловкости и силы. "Притом каждый из них знал не одно что-нибудь, - замечает историк, - но каждый знал все". 
Универсальные артисты. Обычно гистрион подвизался в разножанровых номерах, выступал как универсальный исполнитель. В идеальном случае он - поэт-певец, рассказчик и мимический актер, но вместе с тем - гимнаст, плясун, музыкант, а также наездник, дрессировщик и фокусник. Артист "низового театра" не считая зазорным глотать огонь, имитировать голоса животных и птичье пение. Он воплощал синтез зрелищных искусств и удовлетворял все пожелания праздничного людского множества. 
К XIII в. относится возникновение городского театра. 
Народный средневековый театр своими корнями уходит в литургическую драму католической церкви. Как уже отмечалось, ко времени позднего средневековья в ней стали превалировать развлекательность и зрелищность, и церковь была вынуждена перенести драматические представления на городскую площадь, что еще более усилило светский элемент в них. 
Приблизительно в тот же период распространяются светские фарсы - юмористические сцены, в которых реалистически изображается жизнь горожан. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового спектакля - сатирического, нередко фривольного содержания, действующие лица которого представляли определенные социальные типы. Фарс стал главным народным жанром средневекового театра. В это время появляются народные пьесы и пасторали, преимущественно анонимных авторов. 
С XIII в. широкое распространение получает особый жанр драмы в стихах - моралите - аллегорической пьесы, имеющей нравоучительный характер. Персонажи пьесы-моралите олицетворяли христианские добродетели и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели большие изменения. Хотя сюжет их оставался основанным на христианских темах, они стали аллегорическими драмами, исполняемыми профессиональными актерами. Прямолинейность и назидательность морали сохранились, но усиление комического элемента, введение в представление музыки создавало форму народной драмы. 
Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. 
Даже литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которые разыгрывали в помещении церкви ее слушатели, по мере развития городов, становится все более светской. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрывались уже не на латинском, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни. 
В это же время развивается театральное искусство и в Англии. Одновременно здесь начинает развиваться и драматический жанр - моралите, назидательная аллегорическая драма, главное в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества - Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др. 
Задание. 
Жанры средневековой литературы. 
Для средневековой литературы характерно многообразие жанров – это и героический эпос, и рыцарская литература, и солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, и басни и поэзия вагантов. 
Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос, записанный в XI – XII вв. В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос, и фантастический эпос, более близкий к фольклору. Эпические произведения XII века получили название «поэмы о деяниях». Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами жонглерами. Знаменитая «песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», в которых главными являются патриотические мотивы и чисто «Рыцарский дух». 
В рамках рыцарской культуры в XII веке появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» первоначально означал только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра. Первые рыцарские романы появились в культурной англо – норманнской среде в 1066г. Зачинателем легенд о подвигах короля Артура, о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его – Ланселот и Персеваль, Пальмерин – воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, особенно бретонского цикла были поиски святого Грааля – чаша, в которую по преданию была собрана кровь распятого Христа. Бретонский цикл романов входит и «прекрасная повесть о Тристане и Изольде». 
Крупнейшими представителями жанра XI века был французский проект Крестьен де Труа. Он даже предсказывал легенды Артурского цикла и воплощал их в своих «романах и стихах». Произведения Крестьен де Труа «Эрек и Энида», Ивейн, или Рыцарь Льва», «Ласелот, или Рыцарь телеги» и др. относятся к лучшим образцам куртуазной западноевропейской литературы. 
Солнечный французский прованс стал родиной поэзии трубадуров, возникший при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Среди трубадуров преобладали рыцари среднего достатка, но встречались и представители феодальной знати, и выходцы из плебейской среды. Основными чертами поэзии были элитарность и камерность, причем любовь к прекрасной даме выступала в виде своеобразной религии или культурного действия. Альба — поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания; пастурель — лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой; кансона - наиболее сложное по строению поэтическое произведение, соединяющее разные стихотворные размеры, сирвента – стихотворение на моральную и политическую тему, и тенсона - стихотворные диспуты. 

Заключение 
В XI – XII вв. зарождение городской культуры имело большой размах. 
Растут старые города и возникают новые, в которых зарождались новый образ жизни и новые типы людей. Оформляются новые слои средневекового общества, формируются новые социальные отношения. Создаются нецерковные школы, за счет чего происходит быстрое распространение грамотности городского населения. Развивается городская гражданская архитектура. Также происходит значительное развитие городской литературы, появляются новые жанры литературы. Распространяется творчество жонглеров и зарождается театральное искусство. Все это способствует значительному развитию городской культуры данного периода. 

Список используемой литературы 
1. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. – М.: Наука, 1988г. 
2. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990г. 
3. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981г. 
4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972г. 
5. Федотов О. История зарубежной литературы средних веков: Учебник-хрестоматия. М., 1999г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат по культурологии на тему Культура первобытного общества
Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н э., в Европе — в 1 тысячелетии до н э., в Америке—в 1 тысячелетии...
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат по культурологии на тему: культура московской руси: от средневековья...
На тему: культура московской руси: от средневековья к новому времени XIV – XVII веков
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат по «Культурологии» на тему: Буддизм
История развития. Разделение на Большую и Малую колесницы стр
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconПояснительная записка: Освоение курса «Основы культурологии»
Ответственный редактор: Вагинова, Л. С, доктор культурологии профессор зав кафедрой культурологии мгпу
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения»
Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится...
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат на тему: Культура Древнего Рима

Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат по культурологии на тему: «Буддизм»
Брахманистская религиозно-философская традиция при известном разнообразии школ утвердила ведийское Слово в качестве высшего гносеологического...
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферата по культурологии на тему культура делового общения
Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного...
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат по дисциплине «Физическая культура» на тему: особенности занятий избранным видом спорта
Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб пособие для вузов [Гриф мо рф] / КноРус,...
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат по культурологии. Тема: «Быт и нравы кризисной эпохи (XX-XXI вв.)»
Именно в этот период культура получает небывалое до тех пор мощное развитие в материальной и духовной сферах. Развивается наука,...
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconНаучно-технические и экономические ценности как факторы развития...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат по культурологии на тему: «Древний Египет. В тени пирамид»
Так, например, один астроном из Шотландии узрел в размерах пирамиды Хе­опса не только закодированные в них расстояние от зем­ли до...
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат по дисциплине «Мировая художественная культура» на тему :...

Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат по культурологии на тему Студент
Библия остается отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной...
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат По мировой художественной культуре На тему: «Культура эпохи Возрождения и Реформации»
Культура Ренессанса зародилась во второй половине хivв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая...
Реферат по культурологии на тему: Городская культура iconРеферат по дисциплине: «Физическая культура» на тему : Влияние регулярных...
Что такое аэробика


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск