МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«этносоциология»
для студентов специальности 040201 «Социология»
Автор:
Голигузов Д. В., к.филос.н., доцент
Цель освоения дисциплины «этносоциология»:
Курс имеет своей основной целью рассмотрение социологического аспекта существования народов и попытку определить их место и роль в цивилизационных процессах. Разумеется, обязательным его элементом является ознакомление слушателей с основными теориями и направлениями в этносоциологии, которые связаны с изучением феномена этничности и его приложений в современном мире. Реализация поставленной цели приводит к необходимости решения ряда частных задач.
Основные задачи курса «этносоциология»:
Ознакомить слушателей с основными категориями, понятиями и терминами этнической социологии и социологии конфликта. Ознакомить с основными этносами, проживающими на территории Российской Федерации и отношениями между ними.
Показать какую роль играла и играет этническая идентичность в социальных движениях и политической борьбе, особенно на постсоветском пространстве, проанализировать основные современные концепции национализма.
Обсудить основные моменты дискуссии в научном сообществе о возможностях построения демократии в полиэтническом обществе, о роли этнополитических и этнокультурных детерминант в модернизации общества, в экономической и социальной трансформации на постсоветском пространстве.
Показать изменения в социальной стратификации этнических групп, влияние этнокультурных особенностей на процессы интеграции, социальную мобильность, на изменение социальных и культурных дистанций в много этническом обществе.
Рассмотреть основные концепции формирования гражданской идентичности, объясняющие межэтническую напряженность, процесс формирования бинарной дихотомической пары «свой - чужой», «образа врага».
Передать слушателям знания о практических методиках урегулирования межэтнических конфликтов. Привить навыки толерантности в повседневной жизни.
Курс призван показать особенности политики государств в много этнических обществах в прошлом, настоящем, обсудить возможности национальной политики в будущем, обсудить основные принципы политики в отношении этнических меньшинств.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№
п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего
аудит.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам.
раб.
| Раздел I. Общетеоретические положения.
| 1
| Предмет этносоциологии
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 2
| Новое в теории этничности.
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 3
| Современные концепции национализма.
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| Раздел II.Общая этносоциология.
| 4
| Этническая идентичность: идеология и поведение. Практика социальных действий.
| 6
| 4
| 2
| -
| 4
| 5
| Этнический стереотип как основной индикатор характерологического своеобразия этнической группы.
| 5
| 4
| 1
| -
| 4
| 6
| Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ: исторический опыт и перспективы на рубеже веков.
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 7
| Социальная стратификация этнических групп. Проблемы этнического неравенства.
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| Раздел III.Межэтнические отношения и конфликты.
| 8
| Межэтнические отношения.
| 3
| 2
| 1
| -
| 4
| 9
| Межэтнические конфликты.
| 5
| 4
| 1
| -
| 4
| 10
| Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве.
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| Раздел IV. Практическая этносоциология.
| 11
| Мультикультурализм: идеология, политика, социальная практика.
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 12
| Опрос в этносоциологическом исследовании.
| 3
| 2
| 1
| -
| 6
|
| Всего:
| 50
| 30
| 20
| -
| 50
|
Содержание практических занятий
Тема 1. Предмет этносоциологии.
План семинара.
Этнические проблемы цивилизации в последние десятилетия XX столетия. Этнические аспекты развала Варшавского договора и СССР.
Значимость этнического фактора в политике, экономике, психологии и в других сферах на переломных этапах развития обществ.
Объект и предмет этносоциологии. Её место среди других социологических и социальных наук.
Отличия советско-российской этносоциологии от западной социологии межэтнических отношений.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Каковы причины актуальности этносоциологии?
Каков характер развития национальных государств?
С какими проблемами этнического порядка сталкиваются страны стремящиеся построить демократическое общество?
Какова роль этнического фактора в политике, экономике, психологии в переходных обществах?
Задания для самостоятельной работы. Написание рефератов на темы:
Различные подходы в интерпретации этнического феномена.
Становление этносоциологии и социологии конфликтов.
Этносоциология в системе научных знаний.
Источники и литература.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.
Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Знание, 1986.;
Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.1997.
Тема 2. Новое в теории этничности.
План семинара.
Занятие 1.
Основные подходы к определению ключевых понятий этносоциологии – «народ», «нация» и «этнос» (Примордиалистский, инструментальный и конструктивистский подход).
Феномен этнической самоидентификации и феномен этнической солидарности.
Феномены этнического большинства и меньшинства. Диаспора.
Возможности формирования нации как много культурной гражданской общности в Российской Федерации.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Какое научное определение термина «народ» Вам ближе всего? Объясните почему.
Каков политический контекст современных дискуссий вокруг понятия «народ» в смысле этнической общности и этничности?
Возможен ли консенсусный подход в понимании этничности?
Задания для самостоятельной работы. Написание контрольных работ по вариантам на следующие темы:
Основные подходы к ключевым понятиям этносоциологии – «народ», «нация» и «этнос».
Феномен этнической самоидентификации и феномен этнической солидарности.
Формирование нации как много культурной гражданской общности в Российской Федерации.
Источники и литература.
Токарев С. А. Проблема типов этнической общности. // Вопросы философии. 1964. № 11
Конституция Российской Федерации. М.,1993.
Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Знание, 1986.;
КозловВ.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры // СЭ, - 1979г. №3.
Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989.
Лепхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.
Паин Э.А. Становление государственной независимости и национальной консолидации Росиии: проблемы, тенденции, альтернативы //Мир Росиии. 1995. №5.
Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. М., 1998.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.
Тишков В.А. Дилеммы развития России // Этнополис.1992г. №1
Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология // Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.
Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СП б., 1991. Занятие 2.
Амбивалентность понятия «межнациональные отношения». Общее и специфическое в употреблении этого понятия в разных дисциплинах, в отечественной и зарубежной науке.
Этнос и этничность в контексте цивилизационных процессов.
Концепция модернизации. Специфика процесса модернизации в российских условиях. Постмодерн в российских условиях.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Какова роль усилий интеллектуалов, а также государственной или политической воли в создании этничности.
Какова роль интеллигенции в формировании этнической и национальной (в смысле гражданской) идентичностей?
Как Вы полагаете, возможно ли формирование нации, как много культурной гражданской общности в Российской Федерации?
Задания для самостоятельной работы. Написание контрольных работ по вариантам на следующие темы:
Понятие «межнациональные отношения».
Генеральные тенденции в изменения этносов и этничности в контексте цивилизационных процессов.
Процесс модернизации и его специфика в российских условиях.
Источники и литература.
Токарев С. А. Проблема типов этнической общности. // Вопросы философии. 1964. № 11
Конституция Российской Федерации. М.,1993.
Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Знание, 1986.;
КозловВ.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры // СЭ, - 1979г. №3.
Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989.
Лепхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.
Паин Э.А. Становление государственной независимости и национальной консолидации Росиии: проблемы, тенденции, альтернативы //Мир Росиии. 1995. №5.
Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. М., 1998.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.
Тишков В.А. Дилеммы развития России // Этнополис.1992г. №1
Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология // Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.
Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СП б., 1991.
Тема 3. Современные концепции национализма.
План семинара.
Политические, социологические и культурологические теории национализма до середины 1980-х гг.
Проблемы научного осмысления национальных движений на посттоталитарном пространстве.
Этнонационализм в СССР и Российской Федерации. Интерпретация «права нации на самоопределение», формы самоопределения.
Национализм как доктрина и политическое движение в глазах Центра, элиты и этнических групп в республиках СССР, России и странах СНГ.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Почему пересматривается иерархический подход к народам (нация, народность)?
Что понимают под этническими меньшинствами и «этническими диаспорами»?
В чем нерациональность использование термина «русскоязычное население» при защите прав национальных меньшинств в государствах «нового зарубежья»?
Какие национальные движения на посттоталитарном пространстве Вы знаете?
Задания для самостоятельной работы. Подготовка докладов для обсуждения на семинаре по следующим темам:
Политические, социологические и культурологические теории национализма и этнокультурный национализм.
Общая теория культурного процесса: цивилизации и этносы.
Этнонационализм в СССР и Российской Федерации.
Источники и литература.
Геллнер Э. Нации и национализм. М.,1991.
Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 1990-х гг. М., 1997.
Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999.
Национализм и формирование наций. Теория. Модели. Концепции. М., 1994.
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб. 1998.
Тема 4. Этническая идентичность: идеология и поведение.
Практика социальных действий.
План семинара.
Этническая идентичность: определения в теориях, компоненты и элементы. Уровни этнического самосознания.
Типы этнической идентичности.
Конструктивные и неконструктивные стороны этнического возрождения в Европе и на постсоветском пространстве.
Политизация этничности. Этничность и власть. Роль элиты на различных этапах этнической мобилизации.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Какие уровни этнического самосознания Вы знаете?
Каковы причины роста этнической идентичности в современном мире? Обоснуйте свою точку зрения.
Какие типы этнической идентичности Вы знаете?
Задания для самостоятельной работы. Самостоятельное изучение следующих тем:
Образ этнической группы в контексте активистских (деятельностных) теорий (А. Гиденс, А. Турен, П. Штомпка).
Этническая идентичность в иерархии социальных идентичностей.
Этнический ренессанс в Европе и на постсоветском пространстве.
Источники и литература.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.
Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология // Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.
Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СП б., 1991.
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.;
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989
Дробижева Л. М. Динамика культуры и национального самосознания народов СССР. Социологические теории и социальные изменения в современном мире. Навстречу ХI Всемирному социологическому конгрессу. М., 1986.;
Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.,1997.
Мусина Р.Н. Республика Татарстан: межэтнические отношения, этничность и государственность //Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М, 1995,
Паин Э.А. Становление государственной независимости и национальной консолидации Росиии: проблемы, тенденции, альтернативы //Мир Росиии. 1995. №5.
Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. сс.135-140
Тема 5. Этнический стереотип как основной индикатор
характерологического своеобразия этнической группы
План семинара.
Этнический стереотип как отражение этнических «коллективных представлений». Его функции и особенности проявления. Эффект экономии мышления при формировании стереотипов.
Автостереотипы. Гетеростереотипы.
Динамический и статический характер функционирования этнического стереотипа.
Способы выявления этнических стереотипов с помощью различных социологических методов, а также процедур и техники.
Практическое закрепление знаний по исследованию стереотипов. Отработка стандартных процедур.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Какие особенности этнических стереотипов осложняют их изучение?
Каким образом формируются положительные и негативные этнические стереотипы?
Какую роль играют этнические стереотипы в отношениях между народами?
Задания для самостоятельной работы. Написание рефератов на следующие темы:
Функции этнического стереотипа как измеряемой формы проявления "социального бессознательного".
Особенности проявления этнического стереотипа (достоверность, проекция, обратное влияние, гомоописание).
Значение этнических стереотипов в межнациональных отношениях.
Источники и литература.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.
Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология // Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.
Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СП б., 1991.
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Паин Э.А. Становление государственной независимости и национальной консолидации Росиии: проблемы, тенденции, альтернативы //Мир Росиии. 1995. №5
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.
Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Знание, 1986.
Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.1997.
Тема 6. Этнокультурная отличительность народов
и проблемы этнических границ: исторических опыт и перспективы.
План семинара.
Феномен культурного запаздывания.
Сложности социокультурной интеграции между народами и государствами.
Проблемы культурных границ.
Язык как этнический символ и основа идентификации. Практика языкового законодательства в странах Балтии, СНГ, в республиках Российской Федерации и международный опыт.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Что разделяет культуры?
Какова роль идеологии и политики государства в разделении культур?
Оправдывается ли на Ваш взгляд перспектива столкновения цивилизаций?
Задания для самостоятельной работы. Самостоятельное изучение следующих тем:
Культурные универсалии (Дж. Мердок, 1965) и культурный отбор (Р. Бенедикт, 1934).
Символы культурной интеграции. Опыт США, государств Европы и посттоталитарного пространства.
Проблемы культурных влияний и интеграций.
Источники и литература.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М, 1995.
Тема 7. Социальная стратификация этнических групп.
Проблема этнического неравенства.
План семинара.
Специфические черты неравенства этнических групп в различных типах государств.
Номинальная и реальная динамика социальной структуры этносов в СССР и России. Сущность советской национальной политики.
Коренизация и её критика. Возрастание роли этнических факторов социальной мобильности в республиках России и в государствах «нового зарубежья».
Этнические миграции. Беженцы из конфликтных зон. Возможности миграционного регулирования.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Каковы на Ваш взгляд основные причины углубления социально-имущественных, статусных различий, изменение системы стратификации у народов в условиях трансформации?
Какие этнические варианты престижных профессий и привилегий Вы знает?
Почему в республиках России и в государствах «нового зарубежья» возрастает роль этнических факторов социальной мобильности?
Задания для самостоятельной работы. Написание рефератов на следующие темы:
Неравенство в различных обществах: аграрных, промышленных, переходных.
Динамика социальной структуры русских и других народов в советском обществе. Наследие советской национальной политики.
Теория социальных различий и этническая стратификация народов. Богатство, престиж и власть в различных этнических группах, в «своей» в иноязычной среде.
Источники и литература.
Давыдов А.В Социальное неблагополучие: зависимость объективных и субъективных оценок. Национальная электронная библиотека.
Зиммель Георг. Социальная дифференциация// Избранное: В 2т. М. 1996. Т.2.
Дробижева, Л.М. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. – М.: Academia, 2002.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Тема 8. Межэтнические отношения.
План семинара.
Межэтнические отношения: этнические установки, факторы формирования и развития, а также их уровни.
Типы межэтнических отношений. Ассимиляция, аккультурация, партнерство и кооперация.
Факторы и механизмы формирования толерантности. Роль толерантности в межэтнических отношениях.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Каковы особенности формирования этнических установок в сфере повседневного поведения в быту, деловой сфере, в сфере дружеского и семейного общения?
Какое научное определение термина «толерантность» Вам ближе всего? Объясните почему.
Какие факторы формирования толерантности Вы знаете?
Задания для самостоятельной работы. Написание контрольных работ по вариантам на следующие темы:
Факторы и механизмы межэтнических отношений.
Типы межэтнических отношений.
Этнические фобии и их предотвращение.
Источники и литература.
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.
Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология// Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.
Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991.
Тема 9. Межэтнические конфликты.
Поиски путей к межэтническому согласию
План семинара.
Основания, позволяющие определить конфликт как этнический.
Причины межэтнических конфликтов.
Протекание этнического конфликта: организация, мобилизация масс, роль этнических лидеров.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Каковы основания формирования и распространения антисемитизма и антикавказанизма на посттоталитарном пространстве?
Что или кто на Ваш взгляд является причинами межэтнических конфликтов?
Каковы основные механизмы урегулирования межэтнических конфликтов?
Задания для самостоятельной работы. Написание рефератов на следующие темы:
Социология конфликта в трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Р. Дарендорфа.
Виды межэтнических мирных договоров.
Типологии межэтнических конфликтов.
Источники и литература.
Дробижева Л.М. Этнические конфликты // Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. М., 1994.
Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология (конец 80-х – начало 90-х г.г.)//Россия сегодня. Трудные поиски свободы.М.,1993.
Дробот Г.А. Куинси Райт о конфликтах и стабильности в международных отношениях // Социально-политические науки. 1991. № 1.
Дробот Г.А. Региональные конфликты: их источники и перспективы разблокирования// Социально-политический журнал. 1990. № 2.
Дудченко В.С. Онтосинтез конфликта: к методологии исследования // Социс. 1996. № 10.
Тема 10. Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве.
План семинара.
Поводы и сущность насильственных конфликтов на постсоветском пространстве: Карабах, Приднестровье, Южная Осетия. Абхазия, Таджикистан, Чеченский конфликт.
Этнополитические конфликты в союзных республиках СССР и республиках РФ.
Стратегия и механизмы в предотвращении и разрешении конфликтов. Европейский опыт выхода из этнических конфликтов.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Какие причины способствовали росту активности этнических меньшинств в СССР?
Какова роль национализма этнических меньшинств и ошибок Центра в развале СССР?
Каковы социальные, исторические, культурные и другие причины межэтнических конфликтов в СССР и Российской Федерации имели место в конце 80-х и начале 90-х годов?
Задания для самостоятельной работы.
Причины, факторы и механизмы межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве.
Организация, мобилизация масс, роль этнических лидеров в межэтнических конфликтах на постсоветском пространстве.
Государственные и международные проекты решения затянувшихся вооружённых межэтнических конфликтов.
Источники и литература.
Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология (конец 80-х – начало 90-х г.г.)//Россия сегодня. Трудные поиски свободы.М.,1993.
Дробот Г.А. Куинси Райт о конфликтах и стабильности в международных отношениях // Социально-политические науки. 1991. № 1.;
Дробот Г.А. Региональные конфликты: их источники и перспективы разблокирования // Социально-политический журнал. 1990. № 2.;
Дудченко В.С. Онтосинтез конфликта: к методологии исследования // Социс. 1996. № 10.;
Желудков А. Бедствия России – беженцы. Бедствия беженцев – нищета// Известия 1995, 19 апреля.
Жеребин А.М., Попов В.А., Титенко И.М. « Один подход к управлению оборонной достаточностью государства» Известия АН «Теория и системы управления» №-4, 1997
Тема 11. Мультикультурализм: идеология, политика, социальная практика.
План семинара.
Проблемы интеграции в полиэтнических обществах. Подходы к пониманию мультикультурализма и полиэтничности.
Глобализация и формы мультикультурализма (Канада, США, Австралия, европейские государства, Россия).
Эффективность политики мультикультурализма с точки зрения преодоления дискриминации и обеспечения интеграции общества в панэтнических образованиях.
Особенности национально-культурных автономий в России (Н.К.А.).
Вопросы для коллективного обсуждения.
Какие трудности для консолидации существуют в миграционных обществах, и чем они отличаются от проблем в этнической сфере имеющихся в мононациональных государствах?
В чем специфика мультикультурализма и сходных с ним национальных политик?
Какова степень эффективности мультикультурализма в США, Канаде и Австралии?
Задания для самостоятельной работы. Самостоятельное изучение следующих тем:
Национальные особенности применения политики мультикультурализма.
Влияние международных процессов на теорию и практику национальных политик развитых государств.
Национально-культурная автономия в Российской Федерации.
Источники и литература.
Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999.
Крисберг Л. Миросозидание, миросохранение и разрешение конфликта // Социс. 1990. №11.;
Крицкий Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности: на примере Северной Осетии // Социс. 1996.;
Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989.;
Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта. Национальная электронная библиотека.
Лепхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.
Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития. «Социологические исследования» №4,1998 г.
Тема 12. Опрос в этносоциологическом исследовании.
План семинара.
Особенности организации опроса в полиэтнической среде.
Проблемы проведения опроса в полиэтнической среде. Основные рекомендации по их преодолению.
Положительные и негативные стороны различных видов вопросов об этнической принадлежности респондента.
Тест Куна и Маркпартленда.
Шкала Богардуса при исследовании размера и содержания этнической дистанции. Практическое закрепление знаний по методу опроса. Отработка стандартных процедур студентами.
Вопросы для коллективного обсуждения.
Каковы специфические черты проведения опроса в полиэтнической среде?
Какова роль границ между этническими группами, находящимися на различных уровнях развития при проведении различных видов вопросов?
Каково влияние этнокультурной среды на форму и содержание опроса?
Задания для самостоятельной работы.
Принять участие в социологическом исследовании этносоциологических проблем Мурманской области.
Построить сравнительную таблицу этносов, наиболее распространенных на территории Мурманской области.
Построить семейное дерево не менее чем на три поколения и записать «Историю своей семьи в историю своей страны».
Источники и литература.
Згуровский М.З., Померанцева Т.Н. «Об использовании методов поддержки принятия решений в управлении сложными социальными системами» «Проблемы управления и информатики» 1995 г. №-1 с.89 –97
Згуровский М.З., Померанцева Т.Н., Доброногов А.В., Артемов А.Ю. Исследование социально-политических процессов методами системного анализа. «Кибернетика и системный анализ» 1997, №1 с.66-75
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Тишков В.А. Очерки теории и политика этничности в России. М., 1997.
|