Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности





Скачать 479.03 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности
страница1/4
Дата публикации17.10.2014
Размер479.03 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«этносоциология»

для студентов специальности 040201 «Социология»



Автор:

Голигузов Д. В., к.филос.н., доцент

Цель освоения дисциплины «этносоциология»:

Курс имеет своей основной целью рассмотрение социологического аспекта существования народов и попытку определить их место и роль в цивилизационных процессах. Разумеется, обязательным его элементом является ознакомление слушателей с основными теориями и направлениями в этносоциологии, которые связаны с изучением феномена этничности и его приложений в современном мире. Реализация поставленной цели приводит к необходимости решения ряда частных задач.

Основные задачи курса «этносоциология»:

  1. Ознакомить слушателей с основными категориями, понятиями и терминами этнической социологии и социологии конфликта. Ознакомить с основными этносами, проживающими на территории Российской Федерации и отношениями между ними.

  2. Показать какую роль играла и играет этническая идентичность в социальных движениях и политической борьбе, особенно на постсоветском пространстве, проанализировать основные современные концепции национализма.

  3. Обсудить основные моменты дискуссии в научном сообществе о возможностях построения демократии в полиэтническом обществе, о роли этнополитических и этнокультурных детерминант в модернизации общества, в экономической и социальной трансформации на постсоветском пространстве.

  4. Показать изменения в социальной стратификации этнических групп, влияние этнокультурных особенностей на процессы интеграции, социальную мобильность, на изменение социальных и культурных дистанций в много этническом обществе.

  5. Рассмотреть основные концепции формирования гражданской идентичности, объясняющие межэтническую напряженность, процесс формирования бинарной дихотомической пары «свой - чужой», «образа врага».

  6. Передать слушателям знания о практических методиках урегулирования межэтнических конфликтов. Привить навыки толерантности в повседневной жизни.

Курс призван показать особенности политики государств в много этнических обществах в прошлом, настоящем, обсудить возможности национальной политики в будущем, обсудить основные принципы политики в отношении этнических меньшинств.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

Раздел I. Общетеоретические положения.

1

Предмет этносоциологии

4

2

2

-

4

2

Новое в теории этничности.

4

2

2

-

4

3

Современные концепции национализма.

4

2

2

-

4

Раздел II.Общая этносоциология.

4

Этническая идентичность: идеология и поведение. Практика социальных действий.

6

4

2

-

4

5

Этнический стереотип как основной индикатор характерологического своеобразия этнической группы.

5

4

1

-

4

6

Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ: исторический опыт и перспективы на рубеже веков.

4

2

2

-

4

7

Социальная стратификация этнических групп. Проблемы этнического неравенства.

4

2

2

-

4

Раздел III.Межэтнические отношения и конфликты.

8

Межэтнические отношения.

3

2

1

-

4

9

Межэтнические конфликты.

5

4

1

-

4

10

Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве.

4

2

2

-

4

Раздел IV. Практическая этносоциология.

11

Мультикультурализм: идеология, политика, социальная практика.

4

2

2

-

4

12

Опрос в этносоциологическом исследовании.

3

2

1

-

6




Всего:

50

30

20

-

50


Содержание практических занятий


Тема 1. Предмет этносоциологии.

План семинара.

  1. Этнические проблемы цивилизации в последние десятилетия XX столетия. Этнические аспекты развала Варшавского договора и СССР.

  2. Значимость этнического фактора в политике, экономике, психологии и в других сферах на переломных этапах развития обществ.

  3. Объект и предмет этносоциологии. Её место среди других социологических и социальных наук.

  4. Отличия советско-российской этносоциологии от западной социологии межэтнических отношений.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Каковы причины актуальности этносоциологии?

  2. Каков характер развития национальных государств?

  3. С какими проблемами этнического порядка сталкиваются страны стремящиеся построить демократическое общество?

  4. Какова роль этнического фактора в политике, экономике, психологии в переходных обществах?


Задания для самостоятельной работы. Написание рефератов на темы:

  1. Различные подходы в интерпретации этнического феномена.

  2. Становление этносоциологии и социологии конфликтов.

  3. Этносоциология в системе научных знаний.


Источники и литература.

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.

  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.

  4. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Знание, 1986.;

  5. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.1997.


Тема 2. Новое в теории этничности.

План семинара.

Занятие 1.

  1. Основные подходы к определению ключевых понятий этносоциологии – «народ», «нация» и «этнос» (Примордиалистский, инструментальный и конструктивистский подход).

  2. Феномен этнической самоидентификации и феномен этнической солидарности.

  3. Феномены этнического большинства и меньшинства. Диаспора.

  4. Возможности формирования нации как много культурной гражданской общности в Российской Федерации.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Какое научное определение термина «народ» Вам ближе всего? Объясните почему.

  2. Каков политический контекст современных дискуссий вокруг понятия «народ» в смысле этнической общности и этничности?

  3. Возможен ли консенсусный подход в понимании этничности?


Задания для самостоятельной работы. Написание контрольных работ по вариантам на следующие темы:

  1. Основные подходы к ключевым понятиям этносоциологии – «народ», «нация» и «этнос».

  2. Феномен этнической самоидентификации и феномен этнической солидарности.

  3. Формирование нации как много культурной гражданской общности в Российской Федерации.


Источники и литература.

  1. Токарев С. А. Проблема типов этнической общности. // Вопросы философии. 1964. № 11

  2. Конституция Российской Федерации. М.,1993.

  3. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Знание, 1986.;

  4. КозловВ.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры // СЭ, - 1979г. №3.

  5. Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989.

  6. Лепхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.

  7. Паин Э.А. Становление государственной независимости и национальной консолидации Росиии: проблемы, тенденции, альтернативы //Мир Росиии. 1995. №5.

  8. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. М., 1998.

  9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.

  10. Тишков В.А. Дилеммы развития России // Этнополис.1992г. №1

  11. Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология // Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.

Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СП б., 1991.
Занятие 2.

  1. Амбивалентность понятия «межнациональные отношения». Общее и специфическое в употреблении этого понятия в разных дисциплинах, в отечественной и зарубежной науке.

  2. Этнос и этничность в контексте цивилизационных процессов.

  3. Концепция модернизации. Специфика процесса модернизации в российских условиях. Постмодерн в российских условиях.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Какова роль усилий интеллектуалов, а также государственной или политической воли в создании этничности.

  2. Какова роль интеллигенции в формировании этнической и национальной (в смысле гражданской) идентичностей?

  3. Как Вы полагаете, возможно ли формирование нации, как много культурной гражданской общности в Российской Федерации?


Задания для самостоятельной работы. Написание контрольных работ по вариантам на следующие темы:

  1. Понятие «межнациональные отношения».

  2. Генеральные тенденции в изменения этносов и этничности в контексте цивилизационных процессов.

  3. Процесс модернизации и его специфика в российских условиях.


Источники и литература.

  1. Токарев С. А. Проблема типов этнической общности. // Вопросы философии. 1964. № 11

  2. Конституция Российской Федерации. М.,1993.

  3. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Знание, 1986.;

  4. КозловВ.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры // СЭ, - 1979г. №3.

  5. Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989.

  6. Лепхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.

  7. Паин Э.А. Становление государственной независимости и национальной консолидации Росиии: проблемы, тенденции, альтернативы //Мир Росиии. 1995. №5.

  8. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. М., 1998.

  9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.

  10. Тишков В.А. Дилеммы развития России // Этнополис.1992г. №1

  11. Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология // Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.

  12. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СП б., 1991.


Тема 3. Современные концепции национализма.

План семинара.

  1. Политические, социологические и культурологические теории национализма до середины 1980-х гг.

  2. Проблемы научного осмысления национальных движений на посттоталитарном пространстве.

  3. Этнонационализм в СССР и Российской Федерации. Интерпретация «права нации на самоопределение», формы самоопределения.

  4. Национализм как доктрина и политическое движение в глазах Центра, элиты и этнических групп в республиках СССР, России и странах СНГ.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Почему пересматривается иерархический подход к народам (нация, народность)?

  2. Что понимают под этническими меньшинствами и «этническими диаспорами»?

  3. В чем нерациональность использование термина «русскоязычное население» при защите прав национальных меньшинств в государствах «нового зарубежья»?

  4. Какие национальные движения на посттоталитарном пространстве Вы знаете?


Задания для самостоятельной работы. Подготовка докладов для обсуждения на семинаре по следующим темам:

  1. Политические, социологические и культурологические теории национализма и этнокультурный национализм.

  2. Общая теория культурного процесса: цивилизации и этносы.

  3. Этнонационализм в СССР и Российской Федерации.


Источники и литература.

  1. Геллнер Э. Нации и национализм. М.,1991.

  2. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 1990-х гг. М., 1997.

  3. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999.

  4. Национализм и формирование наций. Теория. Модели. Концепции. М., 1994.

  5. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб. 1998.


Тема 4. Этническая идентичность: идеология и поведение.

Практика социальных действий.

План семинара.

  1. Этническая идентичность: определения в теориях, компоненты и элементы. Уровни этнического самосознания.

  2. Типы этнической идентичности.

  3. Конструктивные и неконструктивные стороны этнического возрождения в Европе и на постсоветском пространстве.

  4. Политизация этничности. Этничность и власть. Роль элиты на различных этапах этнической мобилизации.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Какие уровни этнического самосознания Вы знаете?

  2. Каковы причины роста этнической идентичности в современном мире? Обоснуйте свою точку зрения.

  3. Какие типы этнической идентичности Вы знаете?


Задания для самостоятельной работы. Самостоятельное изучение следующих тем:

  1. Образ этнической группы в контексте активистских (деятельностных) теорий (А. Гиденс, А. Турен, П. Штомпка).

  2. Этническая идентичность в иерархии социальных идентичностей.

  3. Этнический ренессанс в Европе и на постсоветском пространстве.


Источники и литература.

  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.

  2. Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология // Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.

  3. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СП б., 1991.

  4. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.;

  5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989

  6. Дробижева Л. М. Динамика культуры и национального самосознания народов СССР. Социологические теории и социальные изменения в современном мире. Навстречу ХI Всемирному социологическому конгрессу. М., 1986.;

  7. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.,1997.

  8. Мусина Р.Н. Республика Татарстан: межэтнические отношения, этничность и государственность //Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М, 1995,

  9. Паин Э.А. Становление государственной независимости и национальной консолидации Росиии: проблемы, тенденции, альтернативы //Мир Росиии. 1995. №5.

  10. Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. сс.135-140


Тема 5. Этнический стереотип как основной индикатор

характерологического своеобразия этнической группы

План семинара.

  1. Этнический стереотип как отражение этнических «коллективных представлений». Его функции и особенности проявления. Эффект экономии мышления при формировании стереотипов.

  2. Автостереотипы. Гетеростереотипы.

  3. Динамический и статический характер функционирования этнического стереотипа.

  4. Способы выявления этнических стереотипов с помощью различных социологических методов, а также процедур и техники.

  5. Практическое закрепление знаний по исследованию стереотипов. Отработка стандартных процедур.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Какие особенности этнических стереотипов осложняют их изучение?

  2. Каким образом формируются положительные и негативные этнические стереотипы?

  3. Какую роль играют этнические стереотипы в отношениях между народами?


Задания для самостоятельной работы. Написание рефератов на следующие темы:

  1. Функции этнического стереотипа как измеряемой формы проявления "социального бессознательного".

  2. Особенности проявления этнического стереотипа (достоверность, проекция, обратное влияние, гомоописание).

  3. Значение этнических стереотипов в межнациональных отношениях.


Источники и литература.

  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.

  2. Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология // Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.

  3. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СП б., 1991.

  4. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

  5. Паин Э.А. Становление государственной независимости и национальной консолидации Росиии: проблемы, тенденции, альтернативы //Мир Росиии. 1995. №5

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.

  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.

  4. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Знание, 1986.

  5. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.1997.


Тема 6. Этнокультурная отличительность народов

и проблемы этнических границ: исторических опыт и перспективы.

План семинара.

  1. Феномен культурного запаздывания.

  2. Сложности социокультурной интеграции между народами и государствами.

  3. Проблемы культурных границ.

  4. Язык как этнический символ и основа идентификации. Практика языкового законодательства в странах Балтии, СНГ, в республиках Российской Федерации и международный опыт.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Что разделяет культуры?

  2. Какова роль идеологии и политики государства в разделении культур?

  3. Оправдывается ли на Ваш взгляд перспектива столкновения цивилизаций?


Задания для самостоятельной работы. Самостоятельное изучение следующих тем:

  1. Культурные универсалии (Дж. Мердок, 1965) и культурный отбор (Р. Бенедикт, 1934).

  2. Символы культурной интеграции. Опыт США, государств Европы и посттоталитарного пространства.

  3. Проблемы культурных влияний и интеграций.


Источники и литература.

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.

  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  3. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - М, 1995.


Тема 7. Социальная стратификация этнических групп.

Проблема этнического неравенства.

План семинара.

  1. Специфические черты неравенства этнических групп в различных типах государств.

  2. Номинальная и реальная динамика социальной структуры этносов в СССР и России. Сущность советской национальной политики.

  3. Коренизация и её критика. Возрастание роли этнических факторов социальной мобильности в республиках России и в государствах «нового зарубежья».

  4. Этнические миграции. Беженцы из конфликтных зон. Возможности миграционного регулирования.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Каковы на Ваш взгляд основные причины углубления социально-имущественных, статусных различий, изменение системы стратификации у народов в условиях трансформации?

  2. Какие этнические варианты престижных профессий и привилегий Вы знает?

  3. Почему в республиках России и в государствах «нового зарубежья» возрастает роль этнических факторов социальной мобильности?


Задания для самостоятельной работы. Написание рефератов на следующие темы:

    1. Неравенство в различных обществах: аграрных, промышленных, переходных.

    2. Динамика социальной структуры русских и других народов в советском обществе. Наследие советской национальной политики.

    3. Теория социальных различий и этническая стратификация народов. Богатство, престиж и власть в различных этнических группах, в «своей» в иноязычной среде.


Источники и литература.

      1. Давыдов А.В Социальное неблагополучие: зависимость объективных и субъективных оценок. Национальная электронная библиотека.

      2. Зиммель Георг. Социальная дифференциация// Избранное: В 2т. М. 1996. Т.2.

      3. Дробижева, Л.М. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. – М.: Academia, 2002.

      4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.

      5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.


Тема 8. Межэтнические отношения.

План семинара.

  1. Межэтнические отношения: этнические установки, факторы формирования и развития, а также их уровни.

  2. Типы межэтнических отношений. Ассимиляция, аккультурация, партнерство и кооперация.

  3. Факторы и механизмы формирования толерантности. Роль толерантности в межэтнических отношениях.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Каковы особенности формирования этнических установок в сфере повседневного поведения в быту, деловой сфере, в сфере дружеского и семейного общения?

  2. Какое научное определение термина «толерантность» Вам ближе всего? Объясните почему.

  3. Какие факторы формирования толерантности Вы знаете?


Задания для самостоятельной работы. Написание контрольных работ по вариантам на следующие темы:

  1. Факторы и механизмы межэтнических отношений.

  2. Типы межэтнических отношений.

  3. Этнические фобии и их предотвращение.


Источники и литература.

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М., 1999.

  3. Бороноев А.О. Национальные отношения и этническая психология// Перестройка общественных отношений и личность. Л., 1988.

  4. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991.


Тема 9. Межэтнические конфликты.

Поиски путей к межэтническому согласию

План семинара.

  1. Основания, позволяющие определить конфликт как этнический.

  2. Причины межэтнических конфликтов.

  3. Протекание этнического конфликта: организация, мобилизация масс, роль этнических лидеров.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Каковы основания формирования и распространения антисемитизма и антикавказанизма на посттоталитарном пространстве?

  2. Что или кто на Ваш взгляд является причинами межэтнических конфликтов?

  3. Каковы основные механизмы урегулирования межэтнических конфликтов?


Задания для самостоятельной работы. Написание рефератов на следующие темы:

    1. Социология конфликта в трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Р. Дарендорфа.

    2. Виды межэтнических мирных договоров.

    3. Типологии межэтнических конфликтов.


Источники и литература.

      1. Дробижева Л.М. Этнические конфликты // Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. М., 1994.

      2. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология (конец 80-х – начало 90-х г.г.)//Россия сегодня. Трудные поиски свободы.М.,1993.

      3. Дробот Г.А. Куинси Райт о конфликтах и стабильности в международных отношениях // Социально-политические науки. 1991. № 1.

      4. Дробот Г.А. Региональные конфликты: их источники и перспективы разблокирования// Социально-политический журнал. 1990. № 2.

      5. Дудченко В.С. Онтосинтез конфликта: к методологии исследования // Социс. 1996. № 10.


Тема 10. Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве.

План семинара.

  1. Поводы и сущность насильственных конфликтов на постсоветском пространстве: Карабах, Приднестровье, Южная Осетия. Абхазия, Таджикистан, Чеченский конфликт.

  2. Этнополитические конфликты в союзных республиках СССР и республиках РФ.

  3. Стратегия и механизмы в предотвращении и разрешении конфликтов. Европейский опыт выхода из этнических конфликтов.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Какие причины способствовали росту активности этнических меньшинств в СССР?

  2. Какова роль национализма этнических меньшинств и ошибок Центра в развале СССР?

  3. Каковы социальные, исторические, культурные и другие причины межэтнических конфликтов в СССР и Российской Федерации имели место в конце 80-х и начале 90-х годов?


Задания для самостоятельной работы.

  1. Причины, факторы и механизмы межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве.

  2. Организация, мобилизация масс, роль этнических лидеров в межэтнических конфликтах на постсоветском пространстве.

  3. Государственные и международные проекты решения затянувшихся вооружённых межэтнических конфликтов.


Источники и литература.

      1. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология (конец 80-х – начало 90-х г.г.)//Россия сегодня. Трудные поиски свободы.М.,1993.

      2. Дробот Г.А. Куинси Райт о конфликтах и стабильности в международных отношениях // Социально-политические науки. 1991. № 1.;

      3. Дробот Г.А. Региональные конфликты: их источники и перспективы разблокирования // Социально-политический журнал. 1990. № 2.;

      4. Дудченко В.С. Онтосинтез конфликта: к методологии исследования // Социс. 1996. № 10.;

      5. Желудков А. Бедствия России – беженцы. Бедствия беженцев – нищета// Известия 1995, 19 апреля.

      6. Жеребин А.М., Попов В.А., Титенко И.М. « Один подход к управлению оборонной достаточностью государства» Известия АН «Теория и системы управления» №-4, 1997


Тема 11. Мультикультурализм: идеология, политика, социальная практика.

План семинара.

  1. Проблемы интеграции в полиэтнических обществах. Подходы к пониманию мультикультурализма и полиэтничности.

  2. Глобализация и формы мультикультурализма (Канада, США, Австралия, европейские государства, Россия).

  3. Эффективность политики мультикультурализма с точки зрения преодоления дискриминации и обеспечения интеграции общества в панэтнических образованиях.

  4. Особенности национально-культурных автономий в России (Н.К.А.).


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Какие трудности для консолидации существуют в миграционных обществах, и чем они отличаются от проблем в этнической сфере имеющихся в мононациональных государствах?

  2. В чем специфика мультикультурализма и сходных с ним национальных политик?

  3. Какова степень эффективности мультикультурализма в США, Канаде и Австралии?


Задания для самостоятельной работы. Самостоятельное изучение следующих тем:

  1. Национальные особенности применения политики мультикультурализма.

  2. Влияние международных процессов на теорию и практику национальных политик развитых государств.

  3. Национально-культурная автономия в Российской Федерации.


Источники и литература.

  1. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999.

  2. Крисберг Л. Миросозидание, миросохранение и разрешение конфликта // Социс. 1990. №11.;

  3. Крицкий Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности: на примере Северной Осетии // Социс. 1996.;

  4. Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М., 1989.;

  5. Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта. Национальная электронная библиотека.

  6. Лепхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.

  7. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития. «Социологические исследования» №4,1998 г.


Тема 12. Опрос в этносоциологическом исследовании.

План семинара.

  1. Особенности организации опроса в полиэтнической среде.

  2. Проблемы проведения опроса в полиэтнической среде. Основные рекомендации по их преодолению.

  3. Положительные и негативные стороны различных видов вопросов об этнической принадлежности респондента.

  4. Тест Куна и Маркпартленда.

  5. Шкала Богардуса при исследовании размера и содержания этнической дистанции. Практическое закрепление знаний по методу опроса. Отработка стандартных процедур студентами.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Каковы специфические черты проведения опроса в полиэтнической среде?

  2. Какова роль границ между этническими группами, находящимися на различных уровнях развития при проведении различных видов вопросов?

  3. Каково влияние этнокультурной среды на форму и содержание опроса?


Задания для самостоятельной работы.

  1. Принять участие в социологическом исследовании этносоциологических проблем Мурманской области.

  2. Построить сравнительную таблицу этносов, наиболее распространенных на территории Мурманской области.

  3. Построить семейное дерево не менее чем на три поколения и записать «Историю своей семьи в историю своей страны».


Источники и литература.

  1. Згуровский М.З., Померанцева Т.Н. «Об использовании методов поддержки принятия решений в управлении сложными социальными системами» «Проблемы управления и информатики» 1995 г. №-1 с.89 –97

  2. Згуровский М.З., Померанцева Т.Н., Доброногов А.В., Артемов А.Ю. Исследование социально-политических процессов методами системного анализа. «Кибернетика и системный анализ» 1997, №1 с.66-75

  3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.

  4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  5. Тишков В.А. Очерки теории и политика этничности в России. М., 1997.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности
Разумеется, обязательным его элементом является ознакомление слушателей с основными теориями и направлениями в этносоциологии, которые...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент в молодежной...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Нормативные документы...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного...
При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconИтоговая государственная аттестация по специальности «педиатрия»
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основной (английский) язык» для специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по организации практических и семинарских...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск