Скачать 217.26 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии, отделение культурологии Программа дисциплины «Философия и теория современного искусства» для направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра Автор программы: Сувалко Александр Сергеевич, suvalko@gmail.com Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «22» октября 2013 г Заведующий кафедрой Куренной Виталий Анатольевич Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000.68 «Культурология» подготовки магистра для бакалаврской программы «Культурология» изучающих дисциплину «Философия и теория современного искусства». Программа разработана в соответствии с: ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ; Образовательной программой направления 033000.68 «Культурология» подготовки магистра для магистерской программы «Прикладная культурология»; Образовательной программой направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2010 г. 2Цели освоения дисциплиныНастоящий курс ставит своей целью ознакомлению студентов бакалавриата с основными теоретическими подходами к анализу произведений современного искусства. История современного искусства является одним из самых спорных и неоднозначных проблемных полей как для изучения историками искусства, так и для социальных теоретиков. Разговор о современном искусстве всегда возможен соблюдения нескольких условий: проговаривания точки отсчета, с которой современное искусство берет свое начало, а также с определения того, что считать произведением искусства — проблема идентификации произведения современного искусства является одной из самых актуальных для теоретиков культуры. Студент бакалавриата получит представление об основных подходах к интерпретации произведений современного искусства. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыДля направления 033000.62 «Культурология» подготовки бакалавра. Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» определяется необходимостью для любого деятеля в области культуры овладения теоретическим потенциалом современных исследований культуры в его историческом и теоретическом ключе. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Иностранный язык (английский) Введение в специальность: история наук о культуре Семиотика Социология культуры История западной культуры Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: СК-М3 Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности СК-М1 Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности СК-М8 Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде ИК – М2 умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных; 5Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля знаний студентов
5.1Критерии оценки знаний, навыков Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 5.2Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студента на семинарских занятиях, выполнение заданий. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз ; Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Опромежуточная i = m1·Отекущая i этапа + m2·Опромежуточный зачет/экзамен Где Отекущая i этапа рассчитывается по приведенной выше формуле Онакопленная Итоговая= (Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2+ Онакопленная 3):на число модулей Где Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2 – промежуточные оценки этапов 1 и 2, а Онакопленная 3 – накопленная оценка последнего этапа перед итоговым зачетом/экзаменом Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле: Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический. ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей. 6Содержание дисциплиныТематический развернутый план: Тема 1. Введение в философию и теорию современного искусства. Количество часов аудиторной работы – 4 часа Самостоятельная работа – 4 часа Введение в философию современного искусства. Проблематика «нового» в современном искусстве. Гегель «О романтическом вообще». Многослойность произведения искусства: Ингарден «О структуре картины». Тема 2. Влияние технического прогресса на искусство Количество часов аудиторной работы – 4 часа Самостоятельная работа – 2 часа Влияние кино и фотографии на искусство. Утрата ауры у Беньямина. Освобождение искусства от необходимости фиксации реальности. Изучение живописи как системы (Малевич). Художники как производители форм. Баухаус. Тема 3. Принцип авангарда Количество часов аудиторной работы – 4 часа Самостоятельная работа – 2 часа Идея искусства для искусства (l'art pour l'art). Манифест Маринетти. Принцип авангарда — обязанность художника к инновационному преодолению предшественников в художественном производстве. Музей в условиях авангардизма. Тема 4. Искусство тоталитарных режимов Количество часов аудиторной работы – 4 часа Самостоятельная работа – 2 часа Тоталитаризм и авангард (Серс Ф.) Стиль третьего рейха. Главные черты искусства итальянского и немецкого фашизма (ретроспективность, консерватизм, гигантомания, антигуманизм). Неоклассицизм Моретти. Образ человека-функции. Социалистический реализм. Перестройка литературно-художественных организаций в СССР. Тема 5. Первая и Вторая мировая война как культурная травма Количество часов аудиторной работы – 4 часа Самостоятельная работа – 4 часов Обличение войны. Дада. Экспрессионизм. Примитивизм. Венский акционизм. Йозеф Бойс: отработка травмы через личный опыт. Искусство после холокоста. Тема 6. Проблема идентификации современного искусства Количество часов аудиторной работы – 4 часа Самостоятельная работа – 4 часов Формы отказа от идентификации современного искусства. Основные проблемы идентичности в современном искусстве. Основные формы теоретической реакции на «кризис идентичности». Конституирующая функция современного искусства (Жак Рансьер). Режимы идентификации современного искусства по Рансьеру. Институциональная теория искусств Артура Данто. Искусство — это институт (Artworld). Тема 7. Концептуальное искусство Количество часов аудиторной работы – 2 часа Самостоятельная работа – 2 часа Джозеф Кошут и искусство после Дюшана. Сол Ле Вит. Московский концептуализм. «Романтическая» и «аналитическая» ветвь. Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Вадим Захаров, Никита Алексеев, Ирина Нахова, Сергей Ануфриев. Арт-группа «Комар/Меламид». Тема 8. Современное искусство и общество потребления Количество часов аудиторной работы – 2 часа Самостоятельная работа – 2 часа Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления. Манифест коммунистической партии. Отчужденный труд. Товарный фетишизм. Становление общества потребления и поп-арт. Тема 9. Искусство в цифровую эпоху Количество часов аудиторной работы – 2 часа Самостоятельная работа – 2 часа Проблематика признания искусством фотографии и видеоигр. Уязвимость искусства новых медиа перед течением времени и устареванием технологий. Эфемерность современного искусства. Пересечение науки и искусства. Влияние экспоненциального роста технологий на современное медиаискусство. Тема 10. Высокое и низкое: история искусства и популярной культуры Количество часов аудиторной работы – 2 часа Самостоятельная работа – 2 часа Критерии различения искусства на «высокое» и «низкое». Особенности современной культуры: стирание границ между «высоким» и «низким». Феномен Lowbrow. Влияние популярной культуры на современное искусство. Тема 11. Постколлониализм, глобализация и гендер Количество часов аудиторной работы – 2 часа Самостоятельная работа – 4 часа Влияние «Ориентализма» Саида на современных художников. Эль Анацуи. Глобальный характер современного искусства. Влияние феминизма на современное искусство (Сара Лукас). Молодые британские художники. 7Образовательные технологииОрганизационно-методические указания. Цели курса будут достигаться через использование трех основных форм, традиционных в дидактике высшей школы: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, включающей в себя изучение рекомендованной теоретической литературы и написание семинарских и курсовых работ. 7.1Методические указания студентам8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента8.1Тематика заданий текущего контроляРеферат (от 11 000 знаков) Требования к реферату:
!NB: на всякий случай напоминаю, что в письменных работах ссылки должны быть оформлены согласно принятому в университете стандарту (http://culture.hse.ru/standart_bibliograf_opisanija). За неправильное оформление сносок оценка будет снижена на два балла. !!NB: указываю ссылку на положение о плагиате: http://www.hse.ru/org/hse/antiplagiat_info/plagiat Список литературы:
Если вы выбираете работу Подлинность авангарда и другие модернистские мифы, то вы должны выбрать одну из двух частей на выбор (или Модернистиские мифы или В сторону постмодернизма). В случае Если вы выбираете первую часть и не претендуете на высокую оценку («9» или «10»), то от вас не требуется реферирование работы «Искренне Ваша...». А если претендуете на высокую оценку, то обращение к этой работе обязательно.
Если вы будете работать с текстами из сборника Гройса Политика поэтики, то от вас требуется провести анализ текстов от более раннего к более позднему. В основном выходные данные отображены в примечаниях к этой книге, но дата написания "О новом" там не указана. Эта работа была написана в 1992 году.
Если вы будете работать с «Альманахом Дада», начните знакомство с ней с послесловия М. Изюмской.
8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины8.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины9.1Базовый учебник9.2Основная литератураАгамов-Тупицын В., Монастырский А., Тет-а-тет, М.: Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова, 2013. Гройс Б., Политика поэтики, М.: Ад Маргинем, 2012. Гройс Б. Gesamt-kunstwerk Сталин, М.: Ад Маргинем, 2013. Кабаков И. 60—70-е... … Записки о неофициальной жизни в Москве. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. Флюссер В., За философию фотографии, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 9.3Дополнительная литератураBoudieu P., Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste, trans. Richard Nice, 1984.[1] Harvard University Press. Butler, J. P., Gender trouble : feminism and the subversion of identity, Routledge, 1990. Дженкс Ч., Язык архитектуры постмодернизма / Пер. с англ. В. Рабушина, М. В. Уваровой; Под ред. А. В. Рябушина, Л. Хайта — М.: Стройиздат, 1985. Бирнбаум Д. Хронология. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. — № 4. — с. 63-77. Краусс Р., Подлинность авангарда и другие модернистские мифы, М.: Художественный журнал, 2003. под ред. Хюльзенбека Р., Альманах Дада, М.: Гилея, 2000. Серс Ф., Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного, М.: Прогресс-Традиция, 2004. Саид Э. В., Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский Mip, 2006 Люббе Г., В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем / / Вопросы философии. 1994 . № 4 . С. 9 4 -113. Ингарден Р., Исследования по эстетике, М.: Издательство иностранной литературы, 1962. Гегель Г.В.Ф., Эстетика в 4-х томах, 1969. Альманах Дада (под ред. Рихарда Хюльзенбека), 2000. Сануйе М., Дада в Париже, М.: Ладомир, 1999. 9.4Справочники, словари, энциклопедии9.5Программные средства10Материально-техническое обеспечение дисциплиныПриложение Методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине Данные методические рекомендации составлены на основании Положения об организации контроля знаний, утвержденного УС НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.
Итоговая оценка по дисциплине, идет в диплом Если дисциплина читается несколько этапов (модулей/лет) Если дисциплина читается один этап (модуль) Результирующая оценка по дисциплине, изучение которой продолжается несколько модулей/лет и имеет промежуточный(ые) и итоговый контроль Результирующая оценка по дисциплине, изучение которой продолжается один модуль и имеет один итоговый контроль Оценка, полученная на экзамене/зачете (итоговый контроль) Накопленная оценка Оценка, полученная на экзамене/зачете (итоговый контроль) Накопленная итоговая оценка (сумма за все этапы, в рамках которых продолжается обучение дисциплине) Оценка за аудиторную работу студента Оценка за самостоятельную, внеаудиторную работу студента Оценка за текущий контроль Промежуточная оценка за 1 этап Промежуточная оценка за 2 этап Накопленная оценка за итоговый этап Оценка за эссе Оценка за реферат Оценка за д/з Оценка за коллоквиум Оценка за к/р Накопленная оценка 1 этап Накопленная оценка 2 этап Оценка, за экзамен/зачет 1 этапа (промежуточный) Оценка, за экзамен/зачет 2 этапа (промежуточный)
Таблица 2.Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается несколько этапов (модулей)
* способ округления оценки должен быть указан в программе учебной дисциплины |
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 51. 03. 01 «Культурология»... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Программа дисциплины «История и методы исследования культуры» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | Программа дисциплины «Современная архитектура» для направления 033000. 68 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология» Усенко Н. М. Концепции современного естествознания: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | Программа дисциплины Культура и религия для направлений 033000. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 033000. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины Метафизика и теология для направлений 033000. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 033000. 62 «Культурология»... | Программа дисциплины «История и методы исследования культуры» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «История и методы исследования культуры» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | Программа дисциплины «История и методы исследования культуры» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «История русской культуры» Для направления 033000. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Культурология»... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Современная социальная теория» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины Культура повседневности. Советский период. ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 033000. 62 «Культурология» |