Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет»





Скачать 417.21 Kb.
НазваниеМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет»
страница1/3
Дата публикации19.06.2013
Размер417.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ
«Утверждаю»

Проректор по учебной работе
__________Т.И. Гуляева

«____»______2013г
Рабочая программа дисциплины

«Культурология»

на основе модульной технологии обучения

Направление подготовки: 280700.62 Техносферная безопасность

Квалификация (степень): бакалавр-инженер

Форма обучения: очная


Орёл -2013
Лист согласования рабочей программы

Декан факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

к.ф.н., доц. Н.В. Бурко___________________________

(ФИО, учёная степень, звание) «______»___________2013 г

Программа обсуждена на заседании Учёного совета факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин факультета, протокол №__________________________
Секретарь Учёного совета факультета

Н.И. Шитакова _______________________________ «______»___________2013 г

(ФИО, учёная степень, учёное звание)
Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки «Техносферная безопасность» протокол №________

Председатель учебно-методической комиссии факультета агротехники и энергообеспечения по направлению подготовки «Техносферная безопасность» протокол №___

к.т.н., доц. В.Н. Коренев___________________________________________

(ФИО, учёная степень, учёное звание) «______»___________2013г
Заведующий выпускающей кафедрой (кафедра безопасности жизнедеятельности на производстве)

д. т.н., проф. С.А. Родимцев

(учёная степень, учёное звание, ФИО) _______________________ «_____»______2013г

Директор научной библиотеки Е.В. Ишханова___________________________

«_____»______2013г (ФИО)


Составитель:

Гаврилова Е.С., к.ф.н., доц.____________ «___»____________2013г

Рецензент:

Шитакова Н.И., к.ф.н., ст.пр _____________

«___»____________2013г
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 280700

"Техносферная безопасность" и примерной учебной программы по культурологии.

Программа обсуждена на заседании кафедры философии и истории

Протокол №_______________

Зав. кафедрой Финогентов В.Н., д.филос.н., профессор________ «___»____________2013г

Программа рассмотрена и одобрена УМК факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол №_________от_____2013 г.

Председатель УМК

Рожкова Н.В., к.п.н., доц__________ «___»____________2013г
Оглавление

Введение

  1. Цели освоения дисциплины

  2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

  4. Объём дисциплины и виды учебной работы

  5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

5.3. Лабораторный практикум

5.4. Самостоятельная работа студентов

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

  2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  3. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Введение

Данная рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по направлению 280700.62 «Техносферная безопасность» с присвоением квалификации «бакалавр-инженер», в соответствии с учебным планом факультета агротехники и энергообеспечения ФГБОУ ВПО ОрёлГАУ.

Программа курса «Культурология» состоит из четырех разделов и приложений (тестовые задания, экзаменационные вопросы, список основной и дополнительной литературы). Она основана на модульной технологии обучения.

Рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования, учебных планов, а также авторских программ ведущих отечественных культурологов.

Специалисты технического профиля имеют огромное значение для экономической стабильности и прогрессивного развития страны. Число открытий в науке и достижений в технической сфере увеличивается с каждым днём. Но моральные принципы тысячелетия остаются неизменными. И приспособиться к ним современным технологиям все сложнее и сложнее. Часто это вообще невозможно, как, например, в вопросе клонирования человека.

Гармония собственно культуры и техники как феномена культуры, нравственнное наполнение технической составляющей – это главное условие выхода из мировоззренческого кризиса, в котором находится сегодня современная цивилизация. Преобразования мира должны опираться на достижения культуры.

Число глобальных проблем, вызванных к жизни постоянным противоборством культуры и техники, множится с каждым днём. Наука не стоит на месте, создаются новые технические механизмы, оптимизирующие деятельность на производстве и дома. Поэтому вопрос о гармонии культуры и техники – первостепенный среди других решений глобальных проблем современности. Преобразования мира должны опираться на достижения культуры. И культуру в данном преломлении смысла следует понимать как своеобразную технологию деятельности.

1. Цели освоения дисциплины

По мнению ведущих педагогов в данной области культурологическое образование можно считать направленным на интересы развития личности, в соответствие с государственным образовательным стандартом, если через него удается достичь следующие цели:

  1. сформировать современную культурную картину мира;

  2. стимулировать интеллектуальное развитие через освоение современных методов познания культуры;

  3. способствовать успешной инкультурации и социализации формирующейся личности;

  4. создать условия для приобретения опыта межкультурных коммуникаций, в том числе и в сфере профессиональной деятельности.

Главной целью освоения дисциплины «Культурология» является формирование и развитие социальной, межкультурной и коммуникативной компетентности и повышение общего уровня культуры обучающихся, формирование у студентов гуманистического мировоззрения и соответствующей системы ценностей, восприятия культуры как средства познания действительности и фактора самореализации личности путём приобщения студентов к таким видам искусства, как театр, литература, живопись и т.д.

Задачи, которые необходимо решить при изучении данного курса:

- повышение общей культуры студентов, уровня гуманитарной образованности, развитие творческих способностей студентов;

- формирование осознанного отношения к процессам инкультурации и социализации, в которые включены студенты вузов;

- формирование уважительного отношения к национальным и этническим традициям разных народов, межконфессиональной толерантности;

- формирование представлений о фундаментальных ценностях и значимости этических норм для развития культуры и общества;

- формирование навыков межличностного и межкультурного взаимодействия;

- развитие способности воспринимать и анализировать разные феномены и объекты культуры как способы самопознания, саморазвития, самосовершенствования,

- развитие интереса к иным культурам и культурным эпохам, а также способности к социокультурному прогнозированию
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«Культурология» как учебная дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) образовательной программы.

Культурологическое знание является самостоятельным полем отдельной науки - культурологии. Однако изучение данной дисциплины необходимо сочетать с освоением философских знаний, эстетических и этических основ. Важную роль в успешном освоении культурологии играет знание истории, в том числе и истории Отечества.

Данная дисциплина базируется на ряде дисциплин средней общеобразовательной школы (МХК, литература, история, обществознание и др.) и должна предшествовать таким вузовским курсам, как история, философия, психология, педагогика и др.

Таким образом, культурологию логично было бы изучать последовательно за курсом истории, параллельно с философией и социологией. На наш взгляд для более глубокого осмысления культурологического знания целесообразно сочетать курс культурологии и курсы по выбору, близкие к данной дисциплине (например, с курсом «Русская культура в русле мировой цивилизации», «Религии мира», «Нравственная культура личности», «История культуры Орловского края», «Современный этикет» и другими).

Дисциплина «Культурология» тесным образом тесным образом связана со многими дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного цикла, так как на современном этапе развития общества особую роль играют проблемы экологии культуры, сохранения среды обитания человека и культурного наследия. В условиях мировоззренческого кризиса интеграция гуманитарного и специального (технического, экономического и др.) знания является условием подготовки специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК):

- компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК -2);

- владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);

- способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-11);

- способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1).

В результате освоения курса студенты должны:

знать:

структуру и состав современного культурологического знания; основные понятия культурологии (культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация и мн.др в соответствии с Государственным стандартом образования).

уметь:

различать теоретическую и прикладную культурологию; методы культурологических исследований, разграничивать этническую и национальную, элитарную и массовую культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «срединные» культуры; определить место и роль России в мировой культуре.

владеть:

применением полученные теоретические знания на практике, способностью правильно ориентироваться в вопросах сохранения культурного наследия и предлагать собственные варианты перспектив решения глобальных вопросов современности.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы


Виды учебной нагрузки

Всего часов/зач.ед.

Семестр 1

Аудиторные занятия (всего)

52/1,44

52/1.44

в том числе







Лекции

20/0,55

20/ 0,55

Практические занятия (ПЗ)

32/0,88

32/ 0,88

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа(всего)

56/1,55

56/1,55

в том числе







Самостоятельное изучение теоретического материала

19/1,55

19/1,55

Выполнение домашних заданий

19/1,55

19/1,55

Подготовка к отчёту по модулям

4/0,11

4/0,11

Написание реферата

4/0,11

4/0,11

Подготовка презентации

4/0,11

4/0,11

Творческий отчёт

6/0,17

6/0,17

Активные формы обучения

16/0,44

16/0,44

Вид итогового контроля

зачёт

зачёт

Общая трудоёмкость

108/ 3

108/ 3



5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины

Семестр 1

Количество модулей – 2

Модуль 1 «Теория культуры»

Цель: формирование представлений о месте культурологии в системе гуманитарного знания, понимание культуры как сложного многоаспектного явления.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля 1 «Теория культуры»:

- владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);

- способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-11);

- способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1).

п/п

Наименова-ние раздела дисциплины, входящей в данный модуль

Содержание раздела

Аудиторная работа

СРС

1.

Структура и состав современного культурологичес-кого знания.

Становление культурологии как науки. Формирование научного интереса к сущности, свойствам и значению культуры в жизни человека. Культурно-историческое значение эпохи Просвещения. Работа немецкого просветителя Иоганна Г.Гердера «Идеи к философии истории человечества». «Классическая модель» культуры в европейской философии. Дилемма «природное-культурное». Выделение знаний о культуре в самостоятельную предметную область.

Теоретическая и прикладная культурология: вопросы диалектического единства. Значение прикладной культурологии.


Характерные особенности философии культуры, социологии культуры, истории культуры, культурной антропологии, психологии культуры, культурной экологии.

Методы культурологических исследований. Функции культурологии как науки.

Многозначность и сложность понятия «культура». Множественность подходов к сущности культуры: культура как система социальных институтов (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун), культура как результат психической активности человека (З. Фрейд, К. Юнг), формационный подход к культуре (К.Маркс), культура как игра (Й. Хейзинга) и др.. Научные определения культуры.

Функции культуры: адаптивная, заково-сигнификативная, гносеологическая, коммуникативная, интегративная, нормативно-регулятивная, аксиологическая, рекреативная.

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Цивилизация как заключительная стадия развития культуры (О.Шпенглер).


2

Культурогенез

Антропогенез как культурологическая проблема. Первобытный человек.

Соотношение биологической и культурной эволюции. Человек - творец культуры. Первобытное мышление и проблемы культурогенеза.

Понятие мифа и мифологической культуры. Соотношения мифа и культа. Синкретичность первобытной культуры.


Первобытные религиозные верования: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия. Осознание двух человеческих сущностей (духовной и материальной) как важный шаг в развитии культуры. Развитие веры в существование души и духов в европейской культурной традиции. Формирование первых культурных норм и ценностей. Табу как первый способ регуляции поведения. Роль табу в развитии культуры.

3

Динамика культуры

Понятие динамики культуры. Модели культурного развития: цикличная, линеарная, «маятниковая» и др.

Теория «культурных кругов». Центры происхождения культур. Распространение культуры. «Культурный слой», «культурный центр», «культурная периферия».

Формы и механизмы культурной динамики. Фазы культурно-динамических процессов: культурный взрыв, культурный спад, культурный подъем, культурная кульминация. Преемственность в развитии культуры. Культурная модернизация.

Концепции исторической динамики культуры. «Осевое время» (К. Ясперс). Формационный подход к анализу культуры. Социодинамика культуры (П. Сорокин). Теория культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер), теория локальных культур (А.Тойнби).


4

Язык и символы культуры

Роль языка в генезисе культуры. Проблемы трансляции культурной информации. Этапы развития письменности. Знаки и символы в культуре: сравнительная характеристика, примеры, сфера употребления. Языки культуры, их виды и функции. Культурные коды. Проблемы межкультурной коммуникации.

Символический характер культуры. Религиозные символы. Символический характер искусства. Государственная символика.


5.

Культура и природа


Проблема сохранения и использования культурного наследия. Культурологический смысл понятия «традиция». Традиции и инновации в культуре. Роль преемственности в культуре. Категория «самобытность» («идентичность») как отражение определенности и устойчивости культуры, диалектика преемственности и изменений.


Культурное наследие и культурные традиции. Виды традиций. Национальные традиции как способ сохранения самобытности национальной культуры. Культурные заимствования: механизмы и последствия.

Проблема сохранения культурного наследия. Экология культуры

6.

Культура и личность


Соотношение понятий человек - индивид - индивидуальность - личность. Человек как субъект культуры. Культура как смысловой мир человека. Культурная картина мира.

Инкультурация и социализация как процессы формирования личности. Культурная самоидентичность. Естественная и управляемая социализация.


Обыденный уровень культуры. Структура и функции межличностной коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация, их роль в жизни современного общества. Культура поведения и этикет. Культурные нормы и ценности.

Специализированный уровень культуры. Понятие общей и профессиональной культуры специалиста. Бизнес и культура. Сущность корпоративной культуры.

7

Культура и глобальные проблемы современности


Понятие о глобальных проблемах. Кризисные процессы современности: перенаселение земли, экологические проблемы, опасные технологии, развитие техники как источник и катализатор истощения природных ресурсов, гедонизация человеческой жизни, генетическое вырождение. Унификация общественных взглядов (Роль телевидения как транслятора определенной доктрины). Зомбирование общественного мнения. Рекламные технологии. Ядерное оружие. Особая роль культурологических проблем.

.


Роль культуры в решении глобальных проблем. Культура как средство воспитания экологического сознания. Роль СМИ в формировании общественного мнения. Трансформация система ценностей современного человека (прагматическая направленность современной культуры).

Основные черты современной мировой культуры: вестернизация, европоцентризм, трансформация знания в информацию, демократизация культуры и её последствия

Культурная универсализация в мировом современном пространстве. Глобализм как феномен современности. Причины и возможные последствия глобализации


Модуль 2 «История культуры»
Цель: формирование представлений о богатстве и разнообразии культур.

Компетенция обучающегося, формируемая в результате освоения модуля 2 «История культуры»:

- компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК -2).

8. Этапы и особенности развития отечественной культуры

Исторические особенности и периодизация отечественной культуры.

Культура древнерусского государства. Торговля и ремёсла, традиционные промыслы. Языческие верования древних славян. Принятие христианства - поворотный момент в развитии отечественной культуры. Деятельность Кирилла и Мефодия. Влияние культуры Византии: новый тип духовности, письменность, искусство. Быстрый расцвет древнерусской культуры. Монголо-татарское нашествие: исторические уроки и проблема неоднозначности результатов. Формирование Московского государства. Появление понятия Россия,

Значение реформ Петра 1 в области культуры. Появление элементов светской культуры, перестройка системы образования, секуляризация, реформа армии и флота. Изменение морально-нравственных устоев. Новые обычаи и традиции. Петербург - новая столица России.

Век Просвещения в России. Деятельность Российской академии наук. Открытие МГУ. Деятельность М.В. Ломоносова.

«Русская идея». Теория монаха Филофея «Москва - третий Рим». Западничество и славянофильство - реакция на «Философические письма» П.А. Чаадаева. Щей евразийцев.

Русская культура 19 века. А.С. Пушкин - основоположник русского литературного языка. «Золотой век» отечественной культуры. Литературоцентризм как свойство эпохи. Образование, наука, искусство

«Серебряный век» отечественной культуры. Эпоха декаданса. Развитие различных художественных направлений авангарда (футуризм, дадаизм, акмеизм и др.) Расцвет поэтической литературы.

Культура советского периода. Политика советского правительства в области культуры. Идеологический характер советской культуры, её достижения и недостатки. Мифы и реальность "социалистического реализма". Культурный кризис и распад Советского Союза.

Культура современной России. Особенности социокультурного развития. Интеграция в мировое культурное пространство. Самобытность культуры России. Россия и процессы мировой глобализации.

Место и роль России в мировой культуре.


9. Этапы и особенности развития западноевропейской культуры


Раннее средневековье. Становление европейской культуры. «Великое переселение народов». Христианизация Европы. Замок и монастырь - центры раннесредневековой культуры. 11 век - время появления городов.

Высокое средневековье. Появление первых художественных стилей. Романский стиль. Готический стиль. Развитие науки. Открытие первых европейских университетов.

Эпоха Возрождения или Ренессанс. Гуманизм - идейная основа эпохи Возрождения. Титаны Возрождения: Леонард да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Шекспир - представитель английского Возрождения. Великие географические открытия.

Эпоха европейского Просвещения. Деятельность просветителей. Век Разума. Значение «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» для развития европейской культуры.

.


Развитие европейской культуры в 19 веке. Век промышленной революции. Развитие литературы, музыки, театра, изобразительного искусства. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Конструктивизм. Появление кинематографа и радио.

Особенности культурного процесса в Европе в 20 веке. Значение средств массовой информации. Появление и развитие персональных компьютеров. Возникновение информационных сетей. Научно-техническая революция. Значение Второй мировой войны. Философия экзистенциализма. Искусство абсурда. Развитие массовой культуры. Постмодерн как феномен культуры XX века.

Современная европейская культура. Процессы глобализации, интеграции и дифференциации


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий





раздела дисциплины, входящей в данный модуль (см.5.1.)

Лекц

ПЗ

СРС

Всего часов

Модуль 1

Структура и состав современного культурологического знания

2

4

4

10

Культурогенез

2

4

5

11

Динамика культуры

2

2

5

9

Морфология культуры

2

2

5

9

Язык и символы культуры

2

4

5

11

Культура и природа


2

2

5

9

Культура и личность


2

2

5

9

Культура и глобальные проблемы

2

4

12

18

Модуль 2

Этапы и особенности развития отечественной культуры

2

4

5

11

Этапы и особенности развития западно-европейской культуры

2

4

5

11
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconМинистерство сельского хозяйства РФ
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconРабочая программа дисциплины
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconРабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества»
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconРабочая программа дисциплины Материаловедение. Технология конструкционных материалов
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Органическая химия Направление...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111801...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 250700...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200....
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200....
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200....
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск