Скачать 417.21 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ «Утверждаю» Проректор по учебной работе __________Т.И. Гуляева «____»______2013г Рабочая программа дисциплины «Культурология» на основе модульной технологии обучения Направление подготовки: 280700.62 Техносферная безопасность Квалификация (степень): бакалавр-инженер Форма обучения: очная Орёл -2013 Лист согласования рабочей программы Декан факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин к.ф.н., доц. Н.В. Бурко___________________________ (ФИО, учёная степень, звание) «______»___________2013 г Программа обсуждена на заседании Учёного совета факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин факультета, протокол №__________________________ Секретарь Учёного совета факультета Н.И. Шитакова _______________________________ «______»___________2013 г (ФИО, учёная степень, учёное звание) Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки «Техносферная безопасность» протокол №________ Председатель учебно-методической комиссии факультета агротехники и энергообеспечения по направлению подготовки «Техносферная безопасность» протокол №___ к.т.н., доц. В.Н. Коренев___________________________________________ (ФИО, учёная степень, учёное звание) «______»___________2013г Заведующий выпускающей кафедрой (кафедра безопасности жизнедеятельности на производстве) д. т.н., проф. С.А. Родимцев (учёная степень, учёное звание, ФИО) _______________________ «_____»______2013г Директор научной библиотеки Е.В. Ишханова___________________________ «_____»______2013г (ФИО) Составитель: Гаврилова Е.С., к.ф.н., доц.____________ «___»____________2013г Рецензент: Шитакова Н.И., к.ф.н., ст.пр _____________ «___»____________2013г Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 280700 "Техносферная безопасность" и примерной учебной программы по культурологии. Программа обсуждена на заседании кафедры философии и истории Протокол №_______________ Зав. кафедрой Финогентов В.Н., д.филос.н., профессор________ «___»____________2013г Программа рассмотрена и одобрена УМК факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол №_________от_____2013 г. Председатель УМК Рожкова Н.В., к.п.н., доц__________ «___»____________2013г Оглавление Введение
5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий 5.3. Лабораторный практикум 5.4. Самостоятельная работа студентов
Введение Данная рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по направлению 280700.62 «Техносферная безопасность» с присвоением квалификации «бакалавр-инженер», в соответствии с учебным планом факультета агротехники и энергообеспечения ФГБОУ ВПО ОрёлГАУ. Программа курса «Культурология» состоит из четырех разделов и приложений (тестовые задания, экзаменационные вопросы, список основной и дополнительной литературы). Она основана на модульной технологии обучения. Рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования, учебных планов, а также авторских программ ведущих отечественных культурологов. Специалисты технического профиля имеют огромное значение для экономической стабильности и прогрессивного развития страны. Число открытий в науке и достижений в технической сфере увеличивается с каждым днём. Но моральные принципы тысячелетия остаются неизменными. И приспособиться к ним современным технологиям все сложнее и сложнее. Часто это вообще невозможно, как, например, в вопросе клонирования человека. Гармония собственно культуры и техники как феномена культуры, нравственнное наполнение технической составляющей – это главное условие выхода из мировоззренческого кризиса, в котором находится сегодня современная цивилизация. Преобразования мира должны опираться на достижения культуры. Число глобальных проблем, вызванных к жизни постоянным противоборством культуры и техники, множится с каждым днём. Наука не стоит на месте, создаются новые технические механизмы, оптимизирующие деятельность на производстве и дома. Поэтому вопрос о гармонии культуры и техники – первостепенный среди других решений глобальных проблем современности. Преобразования мира должны опираться на достижения культуры. И культуру в данном преломлении смысла следует понимать как своеобразную технологию деятельности. 1. Цели освоения дисциплины По мнению ведущих педагогов в данной области культурологическое образование можно считать направленным на интересы развития личности, в соответствие с государственным образовательным стандартом, если через него удается достичь следующие цели:
Главной целью освоения дисциплины «Культурология» является формирование и развитие социальной, межкультурной и коммуникативной компетентности и повышение общего уровня культуры обучающихся, формирование у студентов гуманистического мировоззрения и соответствующей системы ценностей, восприятия культуры как средства познания действительности и фактора самореализации личности путём приобщения студентов к таким видам искусства, как театр, литература, живопись и т.д. Задачи, которые необходимо решить при изучении данного курса: - повышение общей культуры студентов, уровня гуманитарной образованности, развитие творческих способностей студентов; - формирование осознанного отношения к процессам инкультурации и социализации, в которые включены студенты вузов; - формирование уважительного отношения к национальным и этническим традициям разных народов, межконфессиональной толерантности; - формирование представлений о фундаментальных ценностях и значимости этических норм для развития культуры и общества; - формирование навыков межличностного и межкультурного взаимодействия; - развитие способности воспринимать и анализировать разные феномены и объекты культуры как способы самопознания, саморазвития, самосовершенствования, - развитие интереса к иным культурам и культурным эпохам, а также способности к социокультурному прогнозированию 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата «Культурология» как учебная дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) образовательной программы. Культурологическое знание является самостоятельным полем отдельной науки - культурологии. Однако изучение данной дисциплины необходимо сочетать с освоением философских знаний, эстетических и этических основ. Важную роль в успешном освоении культурологии играет знание истории, в том числе и истории Отечества. Данная дисциплина базируется на ряде дисциплин средней общеобразовательной школы (МХК, литература, история, обществознание и др.) и должна предшествовать таким вузовским курсам, как история, философия, психология, педагогика и др. Таким образом, культурологию логично было бы изучать последовательно за курсом истории, параллельно с философией и социологией. На наш взгляд для более глубокого осмысления культурологического знания целесообразно сочетать курс культурологии и курсы по выбору, близкие к данной дисциплине (например, с курсом «Русская культура в русле мировой цивилизации», «Религии мира», «Нравственная культура личности», «История культуры Орловского края», «Современный этикет» и другими). Дисциплина «Культурология» тесным образом тесным образом связана со многими дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного цикла, так как на современном этапе развития общества особую роль играют проблемы экологии культуры, сохранения среды обитания человека и культурного наследия. В условиях мировоззренческого кризиса интеграция гуманитарного и специального (технического, экономического и др.) знания является условием подготовки специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК): - компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК -2); - владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7); - способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-11); - способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1). В результате освоения курса студенты должны: знать: структуру и состав современного культурологического знания; основные понятия культурологии (культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация и мн.др в соответствии с Государственным стандартом образования). уметь: различать теоретическую и прикладную культурологию; методы культурологических исследований, разграничивать этническую и национальную, элитарную и массовую культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «срединные» культуры; определить место и роль России в мировой культуре. владеть: применением полученные теоретические знания на практике, способностью правильно ориентироваться в вопросах сохранения культурного наследия и предлагать собственные варианты перспектив решения глобальных вопросов современности. 4. Объём дисциплины и виды учебной работы Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины Семестр 1 Количество модулей – 2 Модуль 1 «Теория культуры» Цель: формирование представлений о месте культурологии в системе гуманитарного знания, понимание культуры как сложного многоаспектного явления. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля 1 «Теория культуры»: - владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7); - способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-11); - способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1).
Модуль 2 «История культуры» Цель: формирование представлений о богатстве и разнообразии культур. Компетенция обучающегося, формируемая в результате освоения модуля 2 «История культуры»: - компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК -2).
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
|
Министерство сельского хозяйства РФ Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа дисциплины Материаловедение. Технология конструкционных материалов Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Органическая химия Направление... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111801... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 250700... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 260200.... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... |