Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика





Скачать 167.08 Kb.
НазваниеЛ. Н. Балаганина Теоретическая грамматика
Дата публикации28.10.2014
Размер167.08 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет романо-германской филологии

Кафедра немецкой филологии

Л.Н. Балаганина
Теоретическая грамматика

Учебно-методический комплекс.

Рабочая учебная программа для студентов специальностей

«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»,

«Перевод и переводоведение»


Тюменский государственный университет

2008

Балаганина Л.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Перевод и переводоведение». Тюмень, 2008. 19 стр.

Рабочая учебная программа учебно-методического комплекса по дисциплине содержит тематический план, содержание тем лекционных занятий, темы семинарских занятий, контрольные вопросы к экзамену, тематику рефератов и курсовых работ, терминологический минимум, список рекомендуемой литературы.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Название дисциплины в соответствии с учебным планом [электронный вариант]\ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию кафедрой немецкой филологии. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Емельянова С.Е., канд.филол.н., зав. кафедрой немецкой филологии

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

© Балаганина Л.Н, 2008.

Пояснительная записка

Курс теоретической грамматики предполагает системное изучение грамматического строя современного немецкого языка. Данный курс входит в цикл обязательных фундаментальных лингвистических дисциплин, изучаемых студентами старших курсов на факультетах иностранных языков университетов и педагогических институтов по направлению Лингвистика и межкультурная коммуникация по специальностям Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Перевод и Переводоведение.

Основной задачей курса является формирование у студентов представления о системе грамматического строя немецкого языка, своеобразие которого, в свою очередь, определяется как лингвистическими, так и экстралингвистическими факторами, что и обусловливает тесную взаимосвязь курса со всем циклом читаемых теоретических дисциплин.

Требования ГОСа к содержанию курса

Грамматический строй изучаемого языка. Основные разделы грамматики – морфология и синтаксис, их соотношение. Методы описания грамматического строя. Морфология. Основные единицы морфологического уровня: словоформа, морфема. Особенности морфемики изучаемого языка. Части речи, их классификация. Грамматические категории частей речи. Синтаксис. Основные единицы синтаксического уровня: словосочетание, предложение, текст. Простое предложение. Главные и второстепенные члены. Синтагматические и парадигматические связи. Моделирование простого предложения. Категории предложения. Коммуникативное членение предложения.

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. Их классификация. Текст, его единицы: высказывание, сверхфразовое единство. Семантическая, структурная, коммуникативная ценность текста. Категория текста. Категории дискурса.

Предметом изучения курса теоретической грамматики, являющейся компонентом цикла обязательных фундаментальных лингвистических дисциплин для студентов старших курсов факультета иностранных языков университетов и институтов, является грамматический строй современного немецкого языка.

Лекционный курс составляет 38 часов и охватывает основные наиболее важные темы. Семинарские занятия имеют такое же количество часов. Они способствуют более глубокому усвоению сложных тем и позволяют расширить объем рассматриваемого материала. В процессе подготовки студенты изучают дополнительную литературу и первоисточники. Важным обучающим элементом является представление и обсуждение докладов и выступлений студентов по темам. В работу включается и выполнение практических заданий по разным темам курса, что помогает в усвоении материала.

Характерной особенностью курса является постоянное обращение к фактам родного и второго иностранного языка. Сопоставление языков позволяет глубже понять специфику немецкого языка и обеспечивает свободную ориентацию в проблемах перевода.

Курс теоретической грамматики немецкого языка готовит студентов к их учебно – исследовательской работе, основными формами которой являются курсовые и выпускные квалификационные работы.

Основная форма контроля: Экзамен по материалу курса. Промежуточными формами контроля являются тесты по разделам курса, а также рефераты и доклады по темам.

Цели курса

Основной целью курса является формирование у обучающихся представления о системе грамматического строя немецкого языка, о взаимосвязи этой системы с другими уровнями языка. Представление формируется в рамках современных лингвистических концепций и воззрений, как на явления грамматики, так и языка в целом.

Основные задачи курса:

Осознание характерных особенностей грамматического строя немецкого языка, а также семантики и функциональной нагрузки грамматических явлений в системе языка.

• Вычленение дискуссионных проблем грамматики немецкого языка в области морфологии и синтаксиса и критический анализ истолкования этих проблем в свете современных лингвистических теорий.

• Изучение основных методов исследования морфологических и синтаксических единиц языка.

• Развитие умения наблюдать за грамматическими явлениями, обобщать и формулировать соответствующие выводы.

В результате изучения курса студент должен владеть;

• Понятийным и терминологическим аппаратом современной грамматики;

• Умением соотнести понятийный аппарат с реальными языковыми факторами;

• Знанием всех единиц грамматического уровня и основных методов их исследования и описания;

• Способностью творчески использовать основные теоретические положения для освоения других лингвистических курсов, а также в дальнейшем для решения практических, профессиональных задач.

Объём дисциплины, виды учебной работы и контроля

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоёмкость дисциплины


152


7

Аудиторные занятия/ в неделю


76 / 4


7

Индивидуальная работа


10


7

Самостоятельная работа


66


7

Вид итогового контроля


экзамен


7

Тематический план изучения дисциплины



п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Формы

контроля

Лекции

Практич. и семин. занятия

Самостоятельная и инд. работа



Grammatik und ihre Aufgaben. Verbundenheiten mit anderen Disziplinen. Der grammatische Bau der deutschen Sprache.

Die Entwicklungsetappen der theoretischen Grammatik. Methoden der grammatischen Untersuchungen.

2

2

3/1

Участие в обсуждении проблемы. Устное представление анализа учебников по грамматике.



Die wichtigsten grammatischen Begriffe und Einheiten.

2

2

3

Участие в обсуждении проблемы. Устное представление анализа учебников по грамматике



Wortartentheorie.

2

2

3/2

Работа в группах (2-3 студента) Устное представление и обсуждение классифик.



Das Verb als Wortart.

Valenztheorie. Subklassen des Verbs.

2

2

3

Реферат по теории валентности.



Verbale Kategorie der Zeit.

2

3

3/1

Test 1



Zum Problem der Modalität.

2

3

3/1

Test 2



Kategorie der Genera verbi.

2

2

3

Участие в обсуждении.



Kategorie der Aktionsart




2

3/1

Лабораторная работа 1.



Nominale Wortarten. Das Substantiv. Kategorien des Genus und des Numerus.

2

2

3/1

Лабораторная работа 2.



Grammatische Kategorie des Kasus.

2

2

3

Составление таблицы основных функций падежей.



Der Artikel im Deutschen. Seine Funktionen und sein Gebrauch.

2

2

3/1

Test 3



Nominale Wortarten: Adjektiv, Pronomen, Numerale, Adverb




2

3

Участие в обсуждении.



Die Syntax. Ihre Einheiten und Grundkategorien. Zum Problem der Satzdefinition.

4




3

Участие в обсуждении.



Zum Problem der Satzparadigmatik.

2




3

Участие в обсуждении.



Satzsemantik und Satzinhaltsforschung.

2

2

3

Участие в обсуждении.



Kommunikativ- pragmatische Aspekte der Syntax. Entwicklung des Problems der kommunikativen Satzperspektive.

2

2

3/1

Устные рефераты по проблеме.



Satzmodellierung.

2

2

3

Сопоставительный анализ основных подходов.



Wortgruppenlehre.




2

4

Участие в обсуждении.



Der komplexe Satz.




2

3/1

Test 4.



Text. Seine grammatischen Aspekte. . Textkategorien.


4

2

4/1

Лабораторная работа по грамматическим аспектам теста.



Diskurs. Grundkategorien. Diskursanalyse.

2




4

Письменный анализ основных категорий.




Итого:

38

38

66/10

Экзамен / зачет

Содержание программы курса

1.Theoretische Grammatik und ihre Aufgaben Grammatik als Bestandteil der Sprache und Wissenschaft. Ihr Gegenstand, ihre Ziele und Aufgaben. Morphologie und Syntax. Verbundenheit mit anderen Sprachdisziplinen. Gesamte Charakteristik des deutschen grammatischen Baus.

2. Entwicklungsetappen der theoretischen Grammatik. Methoden der grammatischen Untersuchungen. Deutsche Grammatik im 19 Jahrhundert. Komparativisten. J. Grimm. Junggrammatiker. Das Verdienst von H. Paul. Grammatik im 20. Jahrhundert. Herausbildung der strukturellen Linguistik. F. de Saussure; seine Grundthesen. Die Prager Schule. Oppositionen und Semanalyse. Die Kopenhagener Schule. Die amerikanische deskriptive Schule und ihre Grundmethoden. Die deutsche Strukturalisten: J. Ries, E. Drach, K. Boost, H. Glinz und ihre Verfahrensmethoden. Arten der Grammatiken.

3. Die wichtigsten Einheiten und Begriffe der Grammatik. Die grammatische Bedeutung und Form. Das Morphem und ihre Arten. Grammatische Kategorie als Einheit von Form und Bedeutung. Denotate und Arten der Kategorien. Kategorielle Formen/Grammeme. Die Wortform und ihre Mehrdeutigkeit; paradigmatische und syntagmatische Bedeutungen. Das Paradigma. Mikro- und Makroparadigmen; ihre Charakteristik.

4. Wortartentheorie. Wesen und Charakteristik der Kategorie der Wortarten. Tendenzen in der Entwicklung des Problems der Wortarten in der Grammatik. Das Herangehen der Linguisten an die Kriterien der Ausgliederung der Wortarten. Drei Kriterien der traditionellen Grammatik. Objekte der Streitfragen der Wortartentheorie. Die Klassifikationen von W. Schmidt, H. Glinz, H. Brinkmann, G. Helbig, O. Moskalskaja.

5. Verb als Wortart / Verbale Valenz Charakteristik der Wortart. Morphologische und strukturell-semantische Subklassen des Verbs. Probleme der traditionellen Einteilung des Verbs. Verbale Valenz als Grundstock der Valenztheorie. Begriff, Arten der Valenz und Entwicklungsetappen der Valenztheorie bis zum heutigen Stand.

6. Verbale Kategorie der Zeit Charakteristik, Inhalt und Formenbestand der Kategorie der Zeit. Oppositionsverhältnisse im System der Tempora. Mehrdeutigkeit der deutschen Tempora, ihre paradigmatischen und syntagmatischen Bedeutungen; die Synonymieverhältnisse im System, Verwendungsbereich jeder einzelnen Tempusform.

7. Modalität. Verbale Kategorie des Modus Begriff und Arten der Modalität. Inhalt und Formenbestand der Kategorie des Modus. Modale und zeitliche Oppositionen. Konjunktiv 1 und 2 im absoluten und relativen Gebrauch. Konjunktiv der berichteten Rede. Das Modalfeld.

8. Kategorie der Genera verbi .Inhalt und Formenbestand der Kategorie der Genera; ihre lexikalische Begrenztheit. Das Passiv, seine kommunikativ-pragmatische Leistung. Passivdiathesen; drei Arten des Passivs. Zum Problem des Zustandspassivs. Konkurrenzformen des Passivs. Das Passivfeld.

9. Zum Problem der Aktionsarten Aktionsart, Aktionalität, Aspekt als Bezeichnungen der Verlaufsweise einer Handlung. Die Besonderheiten der Aktionsarten im Deutschen und im Russischen. Kursive/imperfektive – terminative/ perfektive Verben und ihre Subklassen. Lexikalische und grammatische Mittel zum Ausdruck der Aktionsarten. Die aktionsprägende Rolle des Kontexts. Syntaktische Reflexe der Aktionsarten.

10. Nominale Wortarten. Das Substantiv als Wortart. Charakteristik der nominalen Wortarten. Das Substantiv: inhaltliche Prägung, syntaktischer Wert, Paradigmatik. Strukturell-semantische Subklassen und ihre Verbundenheit mit der grammatischen Gestaltung der Substantive. Grammatische Kategorien des Genus und des Numerus: Charakteristik, Inhalt, Formebestand und Oppositionsverhaltnisse.

11. Grammatische Kategorie des Kasus Inhalt, kategorielle Formen und Oppositionsverhältnisse in der Kategorie. Der Gemeinschaftskasus. Zwei Tendenzen in der Bestimmung der Kasusbedeutung. Primäre und sekundäre Funktionen jedes einzelnen Kasus.

12. Der Artikel im Deutschen. Der Artikel als Funktionswort. Seine Funktionen in der Sprache. Der bestimmte und unbestimmte Artikel als Marker der Kategorie Bestimmheit/Unbestimmheit sowie der Kategorie der kommunikativen Satzperspektive. Artikelwörter. Der Gebrauch des Artikels bei Gattungsnamen, Stoffnamen und anderen Subklassen der Substantive.

13. Die nominalen Wortarten: Adjektiv, Pronomen, Numerale. Charakteristik jeder Wortart. Strukturell – semantische Subklassen. Kategorie der Komparation der Adjektive.

14. Die Syntax. Ihre Einheiten und Grundkategorien zum Problem der Satzdefinition. Der Gegestand der Syntax. Der Satz als minimale kommunikative Einheit. Tendenzen in der Satzdefinition. 3 Aspekte des Satzes. Merkmale des deutschen Satzes. Grammatische Kategorien der Syntax: Prädikativität, Satzglieder, Intention des Sprechenden, kommunikative Satzperspektive. Ihr Formenbestand und ihre Oppositionsverhältnisse.

15. Zum Problem der Satzparadigmatik. Der Begriff des Satzparadigmas. Drei Ebenen des Paradigmas und ihre Kategorien. Gestaltungsmittel der Satzformen innerhalb jeder Kategorie.

16. Satzsemantik als Satzinhaltsforschung. Der Begriff der Satzsemantik. Modellierung des Sachverhaltes: Situation, das semantische Prädikat, Argumente. Präposition als Explikation einer Situation. Eigenschafts – und Relationsaussagen. Theorie des semantischen Kasus. Katalogisierung der Rollen der Argumente. Synonymie und Homonymie zwischen Satzstrukturen.

17. Kommunikativ- pragmatische Aspekte der Syntax. Entwicklung des Problems der kommunikativen Satzperspektive. Der pragmatische Aspekt des Satzes. Die Komponenten der kommunikativen Struktur des Satzes. H. Paul und seine Lehre von psychologischen Komponenten des Satzes. E. Drach und seine Satzbauplane. K. Boost und sein Spannungsfeld. K. Amman und die Ausgliederung der Thema-Rhemastruktur. Forschungen von K. Kruschelnitzkaja. Betonung der grammatischen Natur der kommunikativen Gliederung. Kommunikativ eingliedrige Satze.

18. Zum Problem der Satzmodellierung Begriff und Definitionen des Satzmodells. P. Grebe und seine Modellierungsmethoden. Der Einfluss der Valenztheorie auf das Modellierungsverfahren. Verbozentrische Modelle von J. Erben und G. Helbig. Logisch-grammatische Satztypen von W. Admoni und auch von H. Brinkmann. Beitrag G. Helbigs zur Sarzmodellierung. Satzmodelle von O. Moskalskaja.

19. Wortgruppenlehre. Wortgruppen als Segmente des Satzes. Definition der Wortgruppe. Wortreihen, Wortgefüge, satzwertige Wortgruppen. Syntaktische Bezeichnungen und ihre Gestaltungsmittel innerhalb der Wortgruppen: Beiordnung, Zuordnung, Unterordnung. Substantivische, verbale, adjektivische, adverbiale und pronominale Wortgruppen.

20. Der komplexe (zusammengesetzte) Satz. Zum Wesen des Satzes. Arten des komplexen Satzes. Satzverbindung (Satzreihe, Parataxe), Satzgefüge (Hypotaxe) und Satzperiode. Auto- und Synsemantie der Teilsatze. Satzgefüge mit Zuordnung und Unterordnung. Semantische Relationen und syntaktische Hierarchie im Satzgefüge. Funktionale Synonyme der Gliedsätze. Die Satzverbindung und ihre Gestaltungsmittel. Asyndetische und syndetische Satzverbindung. Semantische Einteilung.

21. Der Text. Seine grammatischen Aspekte. Text als Objekt der Textlinguistik. Tendenzen in der Begriffsbestimmung. Text als inhaltliche, kommunikative und strukturelle Ganzheit (Kohärenz. Thematische Progression. Delimitation. Konstitution.). Mikro- und Makrotext als Forschungsobjekte der Textgrammatik. Komponenten der grammatischen Struktur des Textes: 1) temporallokale Achse; 2) modale Struktur; 3) referenzielle Struktur; 4) Arten der Rededarstellung. Lexikalisch – grammatische Mittel der Satzverflechtung. Text und Diskurs.

Темы семинаров



Тема семинара

1

Hauptzüge des deutschen grammatische

Sprachbaus

2

Grammatische Begriffe und Einheiten: Morphem, Wortform, grammatische Bedeutung, grammatische Kategorie, Grammem, Paradigma

3

Das Verb. Grammatische Charakteristik der strukturell – semantischen Gruppen

4

Paradigmatische und syntagmatische Bedeutungen der deutschen Tempora

5

Grammatische Kategorie des Modus. Verwendungsbereiche des Konjunktivs




6

Funktionale grammatisch – semantische Felder der Modalität und der Zeit. Funktionale Analyse der Konstituenten der Felder




7

Verbale Kategorie der Genera. Arten und Verwendungsbereiche des Passivs




8

Kategorie der Aktionsart im Deutschen




9

Kategorien des Genus und des Numerus des Substantivs. Ihre Charakteristik




10

Kasussystem im Deutschen. Funktionen jedes einzelnen Kasus




11

Der Artikel. Grundfunktionen und Gebrauch bei strukturell – semantischen Gruppen der Substantive




12

Nominale Wortarten: Adjektiv, Pronomen, Numerale, (Adverb).




13

Methoden und Möglichkeiten der Satzinhaltsforschung




14

Kommunikativ – pragmatische Bedeutungskomponente des Satzes und ihre Gestaltungsmittel




15

Satzmodellierungsverfahren. Die Analyse der Satzmodelle von O. Moskalskaja




16

Wortgruppenlehre. Arten der Wortgruppen




17

Der komplexe Satz. Satzreihe und Satzgefüge




18

Text. Gestaltungsmittel der semantischen, strukturellen und kommunikativen Ganzheit des Textes




19

Diskurs. Seine Grundkategorien




Методическое обеспечение дисциплины:

1.Планы семинарских занятий, практический материал для анализа, список необходимой литературы

2.Тестовые задания по темам.

3. Планы лекций и опорный материал лекций (таблицы, дефиниции) – электронный вариант

Методические издания

Балаганина Л.Н., Фёдорова М.А. Синтаксис сложного предложения. Методические указания по практической грамматике немецкого языка. Тюмень: Тюменский гос.университет.2000.- 36 с.

Балаганина Л.Н., Фёдорова М.А. Синтаксис простого предложения. Методические указания по практической грамматике немецкого языка. Тюмень: Тюменский гос.университет.2004.-38с.

Балаганина Л.Н.,Фёдорова М.А. Grammatik in Texten geübt. Методические указания по практической грамматике для студентов 2 – 4 курсов. Тюмень: Тюменский гос.университет.2006.- 26с.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Aнохина, С. П. Сравнительная типология немецкого и русского языков [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. П. Анохина, О. А. Кострова. - М.: Издательство «Флинта», 2012. - 208 с. - 9785976511231. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114476 (дата обращения 10.01.2014). Рекомендовано УМО вузов РФ по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

2. Арсеньева, М. Г. Deutsche Grammatik = Немецкая грамматика. Версия 2.0 [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Г. Арсеньева, Е. В. Нарустранг. - СПб: Антология, 2012. - 544 с. - 978-5-94962-196-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213020 (дата обращения 10.01.2014).

Дополнительная:

1. Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Сопоставительная типология немецкого и русского языков: Учебник для студентов вузов. М.: «Владос», 2001.- 288 с.

2. Бондарко, А. В. Категоризация в системе грамматики [Электронный ресурс] / А. В. Бондарко. - М.: Языки славянской культуры, 2011. - 485 с. - 5-9551-0095-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211118 (дата обращения 10.01.2014).

3. Левицкий, Ю. А. Основы теории синтаксиса [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. А. Левицкий. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 412 с. - 978-5-4458-3124-2. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210687 (дата обращения 10.01.2014).

4. Плеханова, Т. Ф. Дискурс-анализ текста. Пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / Т. Ф. Плеханова. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 369 с. - 978-985 536-114-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78571 (дата обращения 10.01.2014).
Контрольные вопросы к экзамену:

• Zum Gegenstand der Grammatik. Ihre Verbundenheit mit anderen Sprachdisziplinen.
• Die wichtigsten grammatischen Einheiten und Begriffe.
Zum Problem der Mehrdeutigkeit der grammatischen Form. Grund- und Nebenbedeutungen. Wege der Entstehung der syntagmatischen Bedeutungen. Paradigmatische und syntagmatische Synonyme.
• Morphologie und Syntax als Bestandteile der Grammatik. Ihr Gegenstand. Ihre Kategorien.
• Die Entwicklungsetappen der deutschen theoretischen Grammatik.
•Grundzuge des grammatischen Baus der deutschen Sprache.
•Zum Problem der Wortarten im modernen Deutsch.
• Oppositionsverhältnisse im System der Wortarten von O. Moskalskaja.
• Das Verb als Wortart. Subklassen des Verbs.
• Grammatische Kategorie der Zeit.
• Zu den Bedeutungen des Präsens.
• Die Vergangenheitstempora: das Präteritum, das Perfekt, das Plusquamperfekt.
•Die Zukunftstempora. Das 1. und 2. Futurum.
• Zum Problem der Aktionsarten.
• Verbale Kategorie des Modus.
•Zum Gebrauch des Konjunktivs I und II.
• Zum Konjunktiv der berichteten Rede.
• Die Modalität des Satzes. Das Modalfeld.
• Die verbale Kategorie des Genus.
• Zum Problem des Zustandspassivs. Das Passivfeld.
• Das Substantiv als Wortart. Strukturell-semantische Subklassen.
• Grammatische Kategorie des Numerus der Substantive.
• Grammatisches Geschlecht der Substantive.
Grammatische Kategorie des Kasus. Die Oppositionen im Kasussystem.
• Funktionen des Nominativs, Akkusativs, Dativs, Genetivs.
• Zum Artikel im modernen Deutsch. Seine Funktionen.
• Grammatische Kategorie der Bestimmtheit und der Unbestimmtheit.
• Zum Gebrauch des Artikels bei Gattungsnamen, Stoffnamen, Abstrakta und Eigennamen.
• Nominale Wortarten. Das Adjektiv im modernen Deutsch.
• Der Satz als kleinste kommunikative Einheit. Funktionen des Satzes. Satzdefinitionen. Merkmale des Satzes.
• Drei Satzebenen und ihre Kategorien. Kategorie der Pradikativität.
•Zum Problem der kommunikativen Satzperspektive.
•Erich Drach und seine kommunikative Theorie.
• Die Satzsemantik.
• Zum Problem der Satzparadigmatik.
• Die Valenztheorie, ihre Entwicklungsetappen. Arten der Valenz. Die satzpragende Rolle der syntaktischen Valenz.
• Zum Problem der Satzmodellierung.
•Satzmodelle von O. Moskalskaja.
• Der zusammengesetzte Satz. Die Satzreihe. Das Satzgefüge.
• Zur Wortgruppenlehre.
• Grammatische Charakteristik eines Gesamttextes.
• Die Komponenten der Ganzheit des Textes.
• Die Kategorien des Diskurs.
Тематика рефератов и курсовых работ

1.Verben mit einem unvollständigen Paradigma:

a) genusunfähige Verben (bekommen, erhalten, …)

b) personenbegrenzte Verben (gelingen, sich ereignen, … ).

2.Zum Problem der Aktionsarten. Sprachliche Mittel zum Ausdruck der Aktionalität:

a) Anfang b) Dauer c) Abschluss der Handlung.

3. Deutsches Tempussystem:

a) Vergangenheitstempora in ihrem relativen Gebrauch

b) Tempora mit modaler Bedeutung

c) Stilistische Möglichkeiten der Tempora.

4. Der satzbedingte Konjunktiv (Finalsätze, Wunschsätze).

5. Der Konjunktiv II im absoluten Gebrauch.

6. Der Konjunktiv als Gestaltungsmittel der indirekten Rede.

7.Syntaktische Wechselbeziehungen im Bereich der Wortarten.

8. Probleme des Artikelgebrauchs:

a) Konfliktsituationen im Gebrauch des Artikels (Bestimmtheit\Unbestimmtheit – Thema\Rhema)

b) Aussparung und Fehlen des Artikels in verschiedenen funktionalen Stilen.

9) Synonymische Beziehungen zwischen Satzgefüge und Infinitivgruppe.

10) Mittel der Satzverflechtung (Klassifikation und Analyse im Text).

11) Kategorien des Textes: Kategorien des Kontinuums, der Modalität, der Information usw.

12 Kognitive Aspekte der grammatischen Erscheinungen.

Терминологический минимум

Der grammatische Bau

Grammatik im weiteren Sinne\im engeren Sinne

das Morphem, das innere Morphem, das äußere Morphem

die Wortform

die grammatische Bedeutung, grammatische Form

die grammatische Kategorie

die kategoriale Form, das Grammem

das Paradigma, das Mikroparadigma, das Makroparadigma

die paradigmatische Bedeutung, die syntagmatische Bedeutung

das paradigmatische Synonym, das syntagmatische Synonym

die Opposition

die Neutralisation

die Transposition

absolute und relative Tempora

das Präsens historicum

das hypotetische Futur

der Modus

der Konjunktiv, der Indikativ

die berichtete Rede, die innere Rede

das Modalfeld

das Genus verbi

die Diathese, die Aktivdiathese, die Passivdiathese

die Aussparung des Agens

das eingliedrige Passiv/das subjektlose Passiv, das zweigliedrige Passiv, das dreigliedrige Passiv

das Zustandspassiv

das kursive Verb, das terminative Verb

die Aktionsart

die Valenz

das ergänzungsbedürftige Verb

die Konkurrenzform des Passivs

die Nullform des Artikels

die gegliederte Vielheit, die ungegliederte Vielheit

der adverbiale Kasus, der adnominale Kasus

der Akkusativ des Inhalts, der absolute Akkusativ

die Kategorie der Bestimmtheit/ Unbestimmtheit

die kommunikative Funktion des Artikels

die Kategorie der Komparation

der Satz

die Satzsemantik

die Proposition

der semantische Kasus

das Argument des Prädikats

die Referenz

die Kategorie der Prädikativität

das Satzminium

das Satzmodell, der Satzbauplan

das Satzparadigma

die kommunikative Satzperspektive

die Wortgruppe: die Wortreihe, das Wortgefüge, die satzwertige Wortgruppe

die Koordination, die Subordination, die Kongruenz,die Anschließung

die anaphorische Verbindung, die kataphorische

der Text, der Makrotext, der Mikrotext

das überphrastische Gebilde

die Kohärenz, die Kogesie

die temporal – lokale Struktur des Textes

die Textdelimitation

die Textisotopie

die thematische Progression

der Diskurs

die Intertextualität



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 4 Теоретическая грамматика цели...
Цель преподавания курса «Теоретическая грамматика» дать основополагающие знания грамматического строя немецкого языка, способствовать...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретическая грамматика...
Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconПрограмма модуля «Теоретическая грамматика»
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconРабочая учебная программа предназначена для ознакомления со структурой...
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления со структурой содержанием курса цикла опд «Теория и история изучаемых языков:...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 «Теоретическая грамматика»
«Лингвистика и межкультурная коммуникация» специальностей 031201. 65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»,...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconГ. Г. Почепцов Теоретическая грамматика современного английского...
...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика icon«Теоретическая грамматика английского языка»
Пособие состоит из разделов: «Морфология», «Словообразование», «Синтаксис», «Лексикология» и «Стилистика». Учебный материал организован...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconМетодические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая...
Сформулированы задания для самостоятельного выполнения в ситуации рейтинговой системы оценок. Приводится примерная тематика докладов,...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Теоретическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconРабочая программа кружка дополнительного образования культурологической...
Рабочая программа кружка культурологической направленности, «Этическая грамматика» (в 7-ом классе) соответствует требованиям Федерального...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине научной...
«Стилистика», входящих в Основную образовательную программу высшего профессионального образования, по которой осуществляется подготовка...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Балаганина Л. Н., Лапчинская Т. Н., Мартынова В. А., Савина О. Ю., Соловьёва И. Н., Фёдорова М. А., Чудова И. В., Широкова И. А
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и...
Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconПрограмма дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи...
Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии...
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02. Основы теории изучаемого...
Автор: Учебная программа по предмету «Теоретическая грамматика» составлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск