Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014





НазваниеМетодические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014
страница1/5
Дата публикации29.10.2014
Размер0.59 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра гуманитарных дисциплин




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ


г. Ставрополь, 2014

Методические рекомендации по проведению Дня славянской письменности и культуры
24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия ежегодно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, существовавшей еще в X-XI вв. Традиционно это один из самых ярких национальных, патриотических праздников славянских народностей.

С полным основанием можно говорить об уникальности этого праздника. Он представляет собой значительное явление в культурной и политической жизни. Обращение к истокам национальных культур славянских народов и их тесная взаимосвязь подчеркивают органическое единство и вместе с тем многообразие культурных традиций.

Почти двенадцать веков отделяют нас от того времени, когда жили, творили великие славянские просветители Кирилл и Мефодий. Первоучители не только перевели с древнегреческого на славянский главнейшие христианские книги, но и воспитали целую плеяду учеников, от которых разрослось древо великой славянской культуры.

По своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью.

В эти дни внимание общественности особо обращено на «великий, могучий русский язык», который пора очистить от налипшей на него «грязи» - слов - паразитов, засилья сленга (особенно это касается речи молодого поколения).

При проведении Дня славянской письменности и культуры организаторы и участники должны ставить перед собой следующие цели и задачи:

- приобщение учащихся к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу.

- сохранение подлинной языковой культуры, воспитание бережного отношения к истории русского языка и отечественной культуре;

- развитие эстетического чувства школьников на основе элементов традиционной культуры;

- развитие межпредметных связей всех учебных курсов, содержание которых позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

Примерные виды мероприятий:

  • Книжные выставки в образовательном учреждении: «В начале было Слово…» о равноапостольных Кирилле и Мефодии и просветителях земли Русской

  • Конкурс стенгазет«В начале было Слово…», «Путешествие в страну славянских языков и культур» и т.п.

  • Конкурс презентаций и короткометражных (анимационных)фильмов «Братство славянских народов- братство языков»; «Ветви одного дерева», «Дорога к Слову, дорога к Храму» и др.

  • Классные часы: «Солунские братья Кирилл и Мефодий», «Язык есть исповедь народа», «Язык славян - язык взаимопонимания и любви» и др.

  • Уроки литературы по современной литературе для детей, подростков и юношества с презентацией книг – по выбору педагога и/или учащихся

  • Интегрированные уроки по современной православной литературе, истории славянских языков и культур.

  • Читательскую конференцию для учащихся 8 – 11 классов школ и лицеев: «"…И писали и чертами и резами…": была ли у славян письменность до Кирилла и Мефодия», «Духовные поиски современной литературы для детей, подростков и юношества».

  • Тематические заседания методических советов: «Воспитание российской идентичности в процессе изучения русского языка, славянской культуры на уроке и внеурочной деятельности».


Оборудование: выставка книг на тему «Кирилл и Мефодий – учителя словенские»; фрагменты научно-популярных и учебных видеофильмов, посвященных Дню славянской письменности и культуры; слайды «Коллекция исторического музея» (портреты И. Федорова и П. Мстиславца, страницы рукописных книг, лицевой летописный свод, шрифты на основе полуустава, печатные книги:«Апостол», «Часослов», старопечатный стиль, варианты букв инициалов, станок Московского печатного двора, памятник И. Федорову); таблица «Начало книгопечатания» (из альбома по истории средних веков); плакаты с изображением различных алфавитов; тематические компьютерные презентации, выполненные учащимися; спецвыпуски школьных газет на тему: «Кириллица и глаголица»; аудиозапись песни «Уголок России» (сл. Е. Шевелевой, муз. В. Шаинского) и др.

Материалы для подготовки мероприятий Дня славянской письменности и культуры


  1. Загадки о книге и письменности:


Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает (Книга).

Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит (Гусиное перо).

Носила меня мать, уронила меня мать, подняли меня люди, понесли в торг торговать, отрезали мне голову. Стал я пить и ясно говорить (Книга).

Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней –станешь вчетверо умней (Книга).

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами всем понятным языком (Книга).


  1. Пословицы о книге и письменности:

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга хороша, да начетчики плохи.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Книга – друг человека.

Кто много читает, тот много знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книги читать – не в ладушки играть.

Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил, забился в овин да играет один.

Много читает, а дела не знает.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Хлеб питает тело, а книга – разум.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Прочел новую книгу – встретился с другом.


  1. Темы для творческих работ на основе высказываний о книге и чтении:

Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство (Н.А. Рубакин).

Всякого рода грубость тает, словно в огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг (В. Гюго).

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает все остальное (Ф.М. Достоевский).

Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения (Ш.Л. Монтескье).

Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг и наставник (П.А. Павленко).

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным (Ф. Бэкон).

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению (Ф. Бэкон).

Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро).

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает (Д. Дидро).

Чтение для ума – это то же, что физическое упражнение для тела (Д. Аддисон).

Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы (Л.Н. Толстой).

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить (Вольтер).

Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет (А. Декурсель).

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее (А. Дюма-сын).

Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает (Э. Лабуле).

В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в нее автор (М. Эбнер-Эшенбах).


  1. Оформление рубрики «Занимательные факты»:

  • Самая большая книга в мире – «Супер книга», имеет размеры 2,74х3,07 м, весит 252,6 кг и содержит 300 страниц. Она была издана в Денвере, Колорадо, США в 1976г.

  • Самая маленькая книга, поступившая в продажу, была напечатана на бумаге размером 1х1 метр. Это детская сказка «Старый король Коул», изданная в 1985 г. в Шотландии. Страницы ее можно осторожно переворачивать с помощью иголки.

  • Самая маленькая книга в мире – до недавнего времени это был «Кобзарь» Т.Г. Шевченко – чудо рук украинского инженера, созданное с помощью микротехники. Она изготовлена в единственном экземпляре и состоит из двенадцати страниц текста и двух иллюстраций. Страницы сшиты окрашенной паутиной, а переворачивать их можно заостренным концом волоса. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника и украшена с обеих сторон золотыми полосками. Семь подобных изданий легко умещаются на торце спички, а прочесть книгу можно лишь с помощью увеличительного стекла. Ее легко можно продеть сквозь игольное ушко или спрятать в ресницах. Позже оказалось, что эта книжечка не является пределом для миниатюристов. Жмеринский умелец создал томик стихов А.С. Пушкина объемом всего 0,0064 куб. мм! На обложке книги выгравирован портрет поэта. Если смотреть на книжку невооруженным глазом, то она выглядит пылинкой, ведь она в 15 раз меньше макового зернышка. Если же заглянуть в микроскоп, то можно увидеть довольно-таки пухлый томик.

  • Самый оригинальный автограф писателя принадлежит Максиму Горькому. Весной 1937г. итальянские рыбаки в окрестностях Палермо выловили огромную черепаху весом в 100 кг. Их внимание привлекла надпись, сделанная на панцире: «Выпустил на свободу черепаху Торто 1 апреля 1922г. Черепаха весит 52 кг и длина ее 90 см. Тото очень любит сардинки. Максим Горький. Капри».

  • Первая рукописная книга на Руси – «Куранты». Начала выходить в 1621г. по распоряжению царя Михаила Федоровича. Содержание газеты считалось государственной тайной, поскольку в ней приводились выдержки из иностранных газет о различных событиях в Европе. «Куранты» читали только царь и его ближайшее окружение. Газета выпускалась в единственном экземпляре.

  • Первая печатная газета на Руси – «Ведомости» – стала издаваться по указу Петра1 и предназначалась для массового читателя.

  • Самая древняя библиотека мира – это коллекция глиняных книг царя Ашшурбанипала в Ниневии (7 век до н.э.).

  • Самая первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым в Киеве в Софийском соборе в 1037 году.

  • Самая крупная библиотека мира – Библиотека Конгресса США в Вашингтоне.

  • Самая крупная библиотека в России – Российская государственная библиотека в Москве.



  1. Материалы для проведения викторины

«Знаешь ли ты историю алфавита?»



1. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит).

2. В каком городе родились Кирилл и Мефодий? (в Солуни)

3. Назовите самую древнюю русскую датированную книгу (Остромирово Евангелие 1056-1057 гг.).

4. Как называется древнейший русский летописный свод? («Повесть временных лет»)

5. Перечислите известные вам произведения древнерусской литературы. (Кто больше перечислит?)

6. Перечислите известные вам имена древнерусских книжников. (Кто больше перечислит?).

7. Назовите имена русских первопечатников. (Иван Федоров и Петр Мстиславец).

8. Что такое археография? (Наука, изучающая древние рукописи).

9. Что такое медиевистика? (Наука, изучающая историю и культуру Средневековья).

10. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая).

11. Второе название восточно-славянского языка. (Древнерусский).

12.Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. (Глаголица и кириллица).

13. Какая азбука древнее? (Глаголица).

14. Сколько букв было в глаголице? (40).

15. Сколько букв было в кириллице? (43).

16. Как звали изобретателя печатного станка и книгопечатания в Европе? (Иоганн Гутенберг).

17. Название многоцветных иллюстраций, заставок в древнерусских рукописных книгах, так же называют и художественные произведения небольших размеров. (Миниатюра).

18. Какое прозвище было у Кирилла и почему? (Философ. Он преподавал философию). 

19. Как называлась первая печатная газета, появившаяся в России при Петре I? («Ведомости»).

20. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная). 
21. В связи с чем на Руси была введена кириллица? (В связи с христианизацией). 
22. В какой стране изобрели бумагу? (В Китае).

23. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы – бересту).

24. Как называют первые печатные книги, выходившие без указания автора, времени и места выпуска? (Анонимными).

25. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе. (Свиток).


  1. Организация работы творческих мастерских:



«История возникновения славянской письменности» - подготовка проектно-исследовательских работ и их презентаций на примерные темы:

1. Тайны и загадки жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

2. История первой датированной печатной книги.

3. Итоги реформы правописания Петра I.

4. Реформа правописания 1918 года: за и против.

5. Как и почему записывались числительные в древних книгах.

6. Имена и их происхождение.

  1. «К Дню славянской письменности и культуры» - произведения собственного сочинения: стихотворения, песни, очерки и другие жанры.


Проведение праздника как итогового мероприятия.

Отправной точкой в формировании сценария праздника должна служить сама азбука. История ее создания, а также все яркие события из жизни братьев Кирилла и Мефодия и их учеников и последователей – существенная и немаловажная часть подготовительной и праздничной программы в направлении изучения славянской письменности и культуры. Формат праздника –  погружение  в эпоху – позволяет организовать диалог культур. Сама тема праздника должна завораживать, носить образный характер. Возможные названия: «Путешествие в страну славянской азбуки», «Дорога к письменности» и т.д. Праздник в школе может быть организован в форме конференции, концерта, литературно-музыкальной композиции. Каждая из этих форм может быть использована как самостоятельно, так и в их сочетании. В рамках праздника может быть организована экскурсия в отдел редких книг и рукописей крупной научной библиотеки. В программу, кроме всего прочего, может войти подведение итогов специально организованного для школьников конкурса тетрадей по русскому языку; конкурс изобразительных работ; конкурс народных костюмов; конкурс фольклорных коллективов; конкурс традиционной русской кухни; конкурс детских письменных работ.

Методические материалы мероприятий

празднования Дня славянской письменности в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню славянской письменности

Подготовила и провела

Павлоградская Н.А.

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №3 с Кугульта,

Граческого района
Цель проведения: разбудить историческую память и обогатить представления учащихся о культуре, истории наших предков, о религиозных, культурных, нравственно – этических основах их жизни, развивать творческие способности учащихся.

Звучит мелодия песни «Гляжу в озера синие» (из к/ф «Тени исчезают в полночь»)
Ученик:

Я люблю тебя, Россия,

Дорогая наша Русь,

Нерастраченная сила,

Неразгаданная грусть.

Ты размахом необъятна,

Нет ни в чем тебе конца,

Ты веками непонятна

Чужеземным мудрецам.

Много раз в тебе пытали –

Быть России иль не быть.

Много раз в тебе пытались

Душу русскую убить.

Но нельзя тебя, я знаю,

Ни сломить, ни запугать.

Ты мне, Родина родная,

Вольной волей дорога.

Ты добром своим и лаской,

Ты душой своей сильна,

Нерассказанная сказка,

Синеокая страна.

Я в березовые ситцы

Нарядил бы белый свет,

Мне всю жизнь тобой гордиться,

Без тебя мне счастья нет!

(М. Ножкин)
Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы приглашаем вас в увлекательнейшее путешествие по Великой Руси, ее традициям и истории, обычаям и нравам, культуре. Каждый человек должен знать свои истоки, хранить память о прошлом своего народа, любить свою Родину.

Что такое Великая Русь? Как она жила прежде? Какие песни складывала и пела? Как создавала художественные творения, дошедшие до наших времен? Кто были ее великие создатели, известные и безызвестные? Именно об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Звучит песня: «Откуда пошли люди русские и слава о них по всей земле.
Звучит колокольный звон. Выходят Боян и ведущий.

Боян (голова опоясана берестяным ободком, одет в белую рубаху навыпуск с косым воротником и вышивкой, штаны холщовые или льняные, лапти или босиком в руках – гусли:

«О светло светлая и украсно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими, реками и кладезями местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми многими – всего еси исполнена земля русская, о православная вера христианская» («Слово о погибели земли Русской») Послушайте же, люди добрые, повесть минувших лет – откуда пошли люди русские и слава о них по всей земле.

Славяне селились по Дунаю и от тех славян разошлись славяне по всей земле. Одни прозвались моравами, другие – чехами, были еще сербы и белые хорваты, ляхи и поляки и других было множество. Иные славяне пришли и поселились вдоль Днепра и назвались полянами, а еще были и древляне. По Двине осели половчане, возле озера Ильмень – словены. И построили они город и назвали его Новогородом. А другие пошли за Десну и прозвались северягами. Так разошелся славянский народ и по его имени грамота назвалась «славянская». Из полян было три брата – Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь. Построили братья город и назвали по имени старшего – Киевом. Вот откуда пошли люди русские и слава о них по всей земле.
Ведущий: Вот откуда пошли русские люди и слава о них по всей земле. До 10 века наши предки – восточные славяне и русы - в основном были язычниками. Вы знаете, что все народы на заре своего существования задумывались о таких сторонах человеческого существования, как рождение, смерть, болезнь

Наши далекие предки, как и античные греки, пытались объяснить то, что вокруг них происходило. Их интересовало, почему дует ветер, почему земля то дает большой урожай, то заставляет людей голодать. Попытки объяснить все непонятное проводило к обожествлению и поэтизации явлений природы, к созданию мифов, праздничных ритуалов. Язычеством как раз и называется вера в обожествленные силы природы.
Ученик:

Вот опушка. Там избушка

На куриной на ноге.

Помогает там лягушка

Старой бабушке Яге.

Надо стряпать угощенье –

Из малины пироги,

Ведь сегодня день рожденья

У старушки у Яги.

К ней приедут нынче в гости –

Водяной и Домовой.

И Кощей Бессмертный – просим,

То – то будет пир горой!

И Горыныч – змей трехглавый,

Ей ромашки принесет,

Леший, добрый и лукавый,

Бабке песенку споет.

(З. Галицкая)
Ведущий:

Баба Яга, Леший, Домовой… Каждый из вас знает этих сказочных героев. А откуда пришли они к нам вы знаете? Как вы думаете связано ли их появление с нашими предками – славянами?

Боян:

Древние люди были тесно связаны с миром природы, зависели от нее. Наши предки считали, что растения, животные и человек – дети Матери – Сырой – Земли и бога солнца Отца – Ярилы. Ярило был одновременно прекрасным и жестоким. Нашим предкам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой – в другой. Главным богом у древних славян был бог – громовержец Перун. Он воплощал военную силу. Богом огня был Сварог, а добрым богом света и солнца был Даждьбог. Богиней женского крестьянского труда и плодородия – Мокошь (Макошь). Богиней любви была Ладо. Все, кто хотел счастья для будущего супружества, приносили ей жертвы. Сыном Лады, маленьким богом любви был Лелио.

Наши предки верили, что их дом и покой в нем охраняет дух, живущих за печкой – Домовой. А в лесу, хозяином которого был лесной дух Леший, живет злая старуха – волшебница и ведьма Баба Яга, у которой есть помощник ее злодеяний – черный кот Баюн. Хозяином воды, чаще всего селившимся у мельницы в омуте, был Водяной. В воде также жили девушки – рыбы с длинными зелеными волосами – Русалки. Летающее чудовище с несколькими головами они называли Змей Горыныч ил Чудо – Юдо, а злого чародея, смерть которого была спрятаны в нескольких предметах он называли Кощеем Бессмертным.
Страница 2. «Народные праздники на Руси»»

Ведущий:

Да, ребята, во все это наши предки искренно верили и всячески старались задобрить своих богов, чтобы вырос на полях богатый урожай, чтобы в доме был покой и лад. Нам, живущим в современном мире, порой даже невозможно представить, насколько жизнь наших предков зависела от капризов природы. А еще наши предки были великими тружениками. Труд и жизнь – это неразделимые понятия. Труд у наших предков считался благом, а не обузой. Умел народ трудиться, умел и веселиться. Есть немало народных праздников, корнями уходящих в древность. Многие из них связаны с языческой верой, а после принятия христианства большинство из них стали церковными, православными. Праздник всегда шагал в ногу с историей и культурой народа, являясь отражением его жизни. Русские праздники…Масленица, Троица… Веселые, разгульные, удалые. Откуда они пошли? Как их отмечали? Какова их история? Какие вы знаете праздники?
Зимние :

*Введение во храм Пресвятой Богородицы ( 4 декабря)

*Рождество Христово( 7 января)

*Святки (с 7 по 19 января)

*Крещение (19 января)

*Сретение Господне (15 февраля)

*Масленица (последняя неделя перед Великом постом)
Весенние:

*Благовещение Пресвятой Богородицы(7 апреля)

* Пасха. Светлое Христово воскресение

*Красная горка (первое воскресенье после Пасхи)

* Вознесение Господне ( через 40 дней после Пасхи)
Летние:

*День Святой Троицы (Пятидесятница) (через 50 дней после Пасхи)

*Иван день (7 июля)

*Петров день (12 июля)

*Ильин день (2 августа)

*Медовый Спас (14 августа), Яблочный Спас ( 16 августа), Ореховый Спас ( 29 августа)

*Успенье Пресвятой Богородицы (28 августа)
Осенние:

* Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

*Воздвиженье Креста Господня ( 27 сентября)

* Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)

*Кузьминки (14 ноября)
Рассказчик:

7 января повсюду, где живут христиане, празднуется Рождество Христово. Это праздник всеобщей любви и добра, это время, когда принято творить добрые дела: помогать больным, дарить подарки. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных. Рождество – это праздник ожидания чуда. Так некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества. Вот так написал о Рождестве Христовом поэт Иосиф Бродский.
Чтец:

Спаситель родился

В лютую стужу.

В пустыне пылали пастушьи костры.

Буран бушевал и выматывал душу

Из бедных царей, доставлявших дары.

Верблюды вздымали лохматые ноги.

Выл ветер. Звезда, пламенея в ночи,

Смотрела, как трех караванов дороги

Сходились в пещеру Христа, как лучи.
Иисус Христос родился неподалеку от Иерусалима, куда его мать – Дева Мария и ее муж Иосиф пришли, чтобы участвовать в объявленной римским императором Августом переписи населения. Дорога была долгой и изнурительной и путники очень устали. Когда же они достигли Вифлеема, то все постоялые дворы оказались переполнены и места для ночлега не нашлось. Марии же пришло время родить. Долго бродили усталые путники по улицам спящего города и вышли за его пределы. Там они нашли пещеру, где пастухи находили убежище от непогоды. Здесь Мария родила сына Иисуса Христа и было это 7 января.
Ведущий:

Вот, ребята, такова история этого праздника. Все: и дети, и взрослые- встречают Рождество с радостью, в эти дни народ не спал. Все ходили друг к другу в гости, колядовали пели песни, частушки. Русский народ любил веселиться. Вот и мы сейчас послушаем рождественские песенки:
Тихая ночь, дивная ночь, 
Дремлет всё, лишь не спит 
В благоговении Святая Чета, 
Чудным Младенцем полны их сердца. 
Радость в душе их горит. 
Радость в душе их горит. 
Тихая ночь, дивная ночь, 
Глас с небес возвестил: 
Радуйтесь, ныне родился Христос. 
Мир и спасение всем нам Он принёс. 
Свыше нас свет посетил. 
Свыше нас Свет посетил.

Ангел с неба к нам спустился, 
И сказал Иисус родился. 
Мы пришли его прославить, 
И вас с праздником поздравить.

Воробушек летит, 
Хвостиком вертит, 
А вы, люди, знайте, 
Столы застилайте, 
Гостей принимайте, 
Рождество встречайте! 
За привет, за угощенье 
Вы примите поздравленье! 
Жить вам вместе лет до двести! 
Счастья вам да крепкого здравия! 
Со святым Рождеством Христовым, 
С наступающим Новым годом!.
Страница 3. « Письменность»

Ведущий:

Мы продолжаем путешествие по Руси. Ребят, может ли сейчас человек прожить, не зная букв, не умея писать и читать? А задумывались ли вы когда – нудь над вопросом: кто создал первую азбуку? Кого мы должны благодарить за то, что умеем писать и читать?

Когда – то на берегу теплого Эгейского моря в городе Солуни (сейчас он называется Салоники), где кончалась Византия и начинались необъятные земли славян, жили два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой и она всегда говорила с детьми на своем родном языке. Младший брат Кирилл нередко задавал младшему один и тот же вопрос: «Почему учитель все время говорит по – гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по – славянски». Да то в лавке, - говорил брат, - а в школе можно говорить только по – гречески, потому что книги, знания – все от греков». «А почему нельзя писать на славянском языке? Вот возьму и напишу «дом»», - не унимался Кирилл. «Не напишешь, так как нет таких букв», - отвечал Мефодий. Когда Кирилл обратился с подобным вопросом к учителю, тот ответил: «В мире существуют два культурных языка – латынь и греческий. Остальные грубые, и писать на них нельзя». « Нет, можно! Вот возьму и придумаю для славян буквы!»- сказал Кирилл. И придумал, а брат Мефодий ему помог. А как это было? Давайте вместе с учеником Петей отправимся в прошлое и узнаем ответ на этот вопрос.
Выходят Кирилл и Мефодий, Петя.

Мефодий:

Что к нам тебя, друг, привело,

Ведь больше десяти веко прошло!?

Петя:

Узнать бы мне, как вы трудились,

Чтоб буквы ваши появились!

Мефодий:

Мне, Петр, твой интерес к писаньям приятен.

Из древности к тебе взываю

И тайны «Азбуки» приоткрываю.

Мы – греки по рожденью,

И, видно, по святому Провиденью,

Среди славян всегда мы жили,

И их язык мы с детства изучили,

Хоть в школах греческий царил.

Еще я, Петр, о том не говорил,

Как мой отец, я в воины пошел,

Ну а Кирилл другое предпочел –

Он стал священником и многое читал,

Ведь в храме он библиотекой управлял.

Пойм, мой друг, такое было время,

Что сколько б я не объяснял,

Ты не поймешь: религия, наука

И государство – все тогда слилось.

И если бы кому пришлось

Писателем, ученым стать,

Он должен, по обыкновенью,

Был сан священника принять.

Только тогда имел он право

Народ свой темный просвещать.

Кирилл:

Год восемьсот шестьдесят третий –

Ты эту дату должен знать,

Послал нас царь в тот самый год

Славянский просвещать народ

И про учение Христово

Сказать им просто и толково.

Нам предстояло трудный путь пройти,

Ведь мы должны были перевести.

Все книги с греческого на славянский.

Пришлось нам азбуку изобрести.

Мефодий:

Ее тогда кириллицей назвали –

Так брата моего повеличали.

От разных азбук буквы, звуки

Так хитроумно он соединил,

Что сразу всех славян вознаградил,

Чтоб и они познали все науки.

Двадцать четыре буквы взял Кирилл у греков,

Еще немного – у евреев и армян,

Чего не доставало - сам добавил

И от невежества славян избавил.

Кирилл:

Ты только, Петя, посмотри:

Их было ровно 43. (показать кириллицу и глаголицу)
Ведущий:

Кирилл составил азбуку, и она стала называться глаголицей. Вскоре эта азбука вышла из употребления, а более новую славянскую азбуку назвали кириллицей – в честь Кирилла. Братья Кирилл и Мефодий были причислены к лику Святых, а 24 мая празднуется нами как день славянской письменности и культуры.
Страница 4 «Храмы Руси»

Ведущий:

В 10 веке произошло Крещение Руси. Князь Новгородский Владимир Святославович (Красно Солнышко) объявил христианство государственной религией. Значение этого события было очень велико. Принятие христианства повлияло на развитие ремесел. Началось повсеместное строительство храмов, церквей, монастырей.

Кто из вас был на Красной площади? А кто из вас видел вот этот храм? (показать) Храм Василия Блаженного – величайший памятник древнерусской архитектуры. Его строительство началось после взятия Казани в 1555 году. В ознаменование победы на большой площади у кремля (раньше Пожар, сейчас Красная площадь) был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 г.

Царь Иван IV, по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и «повеле им здати церкви каменны заветныя восемь престолов”. Как же шло строительство?
Историк:

Тысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах опорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставляли луженое железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники, постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами-переписчиками в тесных кельях. И вся эта многообразная, кропотливая работа сходилась к единому центру - к строительной площадке, где властвовали Барма и Постник.

Строили собор из красного кирпича, пуская пояски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно и празднично, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так что поначалу храм был красно-белый, и лишь в XVII в. он был раскрашен так причудливо.

Ведущий:

-Уважаемый историк, собор назывался Покровским, но почему же сейчас его называют Собор Василия Блаженного

Историк:

-Иван Грозный был очень жестокосердным царем.. В Москве никто не решался перечить ему, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубище, не боялся царя. Сын Ивана Грозного Федор тяжело переживал злодеяния своего отца. После смерти Василия Блаженного Федор велел похоронить его в храме. Над его могилой выросла небольшая десятая главка. Вскоре название собор Покрова на Рву, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ - храм Василия Блаженного.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации для подготовки празднований Дня славянской...
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconТема: Дни славянской письменности и культуры
Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconОтчет моу сош №45 о проведении открытого урока, посвященного Дню...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. №323 «О праздновании Дня славянской письменности и культуры»,...
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconРекомендации по организации посещения тематических выставок, посвященных...
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 icon24 мая День славянской письменности и культуры!
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации для подготовки празднований Дня славянской...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации для подготовки празднований Дня славянской...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«О праздновании Дня славянской письменности и культуры» и во исполнение Письма министерства образования Нижегородской области от...
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconОткрытый урок «Праздник славянской письменности и культуры». 7 класс....
Цель урока: Отметить праздник славянской письменности. Расширить представления учащихся о славянской письменности и культуре
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. №323 «О праздновании Дня славянской письменности и культуры»,...
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дню славянской письменности и культуры, на тему «История славянской письменности»
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconПоложение об организации и проведении Кирилло-Мефодиевских чтений
Кирилло-Мефодиевские чтения (далее-Чтения) проводятся ежегодно в целях популяризации православной культуры и приурочены празднованию...
Методические рекомендации по проведению дня славянской письменности и культуры г. Ставрополь, 2014 iconТема: Дни славянской письменности и культуры
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск