Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г





Скачать 357.12 Kb.
НазваниеЛ. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г
Дата публикации09.11.2014
Размер357.12 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Муниципальное образовательное учреждение Новожилкинская средняя общеобразовательная шкода

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор школы

Л. А. Воробьева И.В.Шаламова Т.С.Вайвада

« » 2013 г. « » 2013г. « » 2013г.

Рабочая программа

по МХК для 5 класса

составлена в соответствии с программой общеобразовательного учреждения Г.И. Даниловой - ООО «Дрофа» 2009 г.

(34 часа)

Учитель музыки I квалификационной категории Воробьева Л А.

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Данный курс «Мировая художественная культура» по программе Г.И. Да­ниловой для 5-х классов основан на изучении двух разделов, первый из которых «Античная мифология» рассматривает сюжеты и образы древнефеческой мифологии и их воплощение в различных видах искусства; второй раздел «Мифология древних славян» вводит учащихся в мир языческой славянской мифологии, прослеживая ее связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.

До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. У нас же отсчёт отечественной культуры, в лучшем случае, ведётся от крещения Руси, в худшем - с 1917 года. И в том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, - эволюция их воззрений на космос, природу и человека исключаются из сферы знаний простых людей. В частности, о язычестве в школах не говорят ни слова. А между тем школьную программу надо бы начинать со сказки, песни, мифов своих предков.

Интегрированное обучение требует особого сотрудничества учителей-предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность и др.

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Мультимедийная поддержка урока, доклады, рефераты, презентации (иллюстративный материал - интерактивы) будут способствовать организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью, благодаря этому учащиеся продвигаются к цели оптимальным темпом.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, словом, создаются условия для полного развития личности учащегося.

Яркий изобразительный ряд развивает образное мышление, создает положительный эмоциональный настрой. Увлекательные игры способствуют концентрации внимания и развитию памяти. У игр нет возрастных ограничений.

Основная задача - научить ребят видеть в жизни подлинные ценности, наслаждаться красотой, отличать великое, вечное, значимое от преходящего, незначительного, несущественного. Отчасти эту задачу позволяют решать кабинетные выставки.

Экспонаты для них собираются «всем школьным миром»: учениками, родителями, педагогами, друзьями друзей и т.д. Выставки бывают авторские, тематические, проблемные, праздничные, коллекционные, жанровые, поурочные. Каждая решает свои задачи, и этим определяется поиск зрительного образа выставки, поиск композиционного решения и материалов, в которых она будет выполнена.

Выставка должна ставить перед зрителем вопросы, что-то недоговаривать, провоцировать на диалогическое общение, которое и возникает на уроках мировой художественной культуры. Таким образом, организованное зрелище заставляет непроизвольно размышлять над видимым, вновь сосредотачиваться и видеть. На уроках ученики получают творческие задания по выставочному материалу, их выполнение оценивается.

Приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики формирует у школьников специфические навыки и умения посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Иными словами - «обучение через делание», когда учащийся непосредственно вовлечен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Образовательные цели и задачи курса:

— изучение шедевров мирового искусства, создан­ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре­ния и стиля выдающихся художников-творцов;

— формирование и развитие понятий о художест­венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по­нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

— осознание роли и места Человека в художествен­ной культуре на протяжении ее исторического разви­тия, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

— постижение системы знаний о единстве, много­образии и национальной самобытности культур раз­личных народов мира;

— освоение основных этапов развития отечествен­ной (русской и национальной) художественной куль­туры как уникального и самобытного явления, имею­щего непреходящее мировое значение;

— знакомство с классификацией искусств, пости­жение общих закономерностей создания художест­венного образа во всех его видах;

— интерпретация видов искусства с учетом особен­ностей их художественного языка, создание целост­ной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

— помочь школьнику выработать прочную и устой­чивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нрав­ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

— способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

— подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

— развитие способностей к художественному твор­честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

— создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе­ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследователь­ских, индивидуальных, групповых и консультатив­ных видах учебной деятельности. Эта работа осу­ществляется на основе конкретно-чувственного восп­риятия произведения искусства, развития способнос­тей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита твор­ческих проектов, написание рефератов, участие в на­учно-практических конференциях, диспутах, дискус­сиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработан­ных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и темати­ческий подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно но­вом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравствен­но-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литера­туры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вто­рых, в ней особо подчеркнуты практическая направ­ленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК — про­цесс исключительно избирательный. Он предусмат­ривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учите­ля вносить изменения в распределение часов на изу­чение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образова­тельной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количест­ва часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на про­тяжении всего учебного времени направлять и разви­вать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, лич­ными интересами и вкусами.

Возможность выбора в основной и профильной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной российской систе­мы образования учителю предоставляется возмож­ность более широкого использования националь­но-регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывает­ся специфика развития региональных культур, опре­деленная особенностями национального состава насе­ления, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, напри­мер, отбирая материал для изучения о народных про­мыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к луч­шим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное сво­еобразие, уникальность и самобытность.

Эта особенность построения курса МХК продикто­вана спецификой искусства, обладающего универ­сальным языком общения между народами. Она по­зволяет в общем и мировом увидеть частное и индиви­дуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаим­ное уважение к культурам других народов.

Содержание курса представлено в разворотах про­граммы. Их назначение — общая ориентация учителя в материале, позволяющая самостоятельно планировать изучение, намечать объем предстоящей работы, органи­зовывать творческую деятельность школьников. В раз­воротах представлены лишь некоторые из возможных направлений в интерпретации произведения искусства, поэтому учителю предоставляется право самостоятель­ной расстановки акцентов при изучении темы или раз­дела курса. При этом необходимо подчеркнуть, что лю­бой анализ произведения искусства должен осуществ­ляться в единстве формы и содержания при условии со­хранения целостности его восприятия.
ОСНОВНАЯ ШКОЛА 5—9 классы

Факультативный курс

Преподавание МХК в основной школе представле­но спецкурсами или образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как от­дельный курс с учетом специфики развития реги­ональной культуры. В каждом конкретном случае учитель может использовать или перераспределять часы за счет вариативной части Базисного учебного плана, ориентируясь на часы из национально-реги­онального компонента.

Вместе с тем изучение МХК в основной школе мо­жет сочетаться с одним из видов искусства по выбору ученика (изобразительное искусство, музыка, театр, хореография, экранные искусства, художественная фотография, художественные ремесла и т. д.).

Структура курса

5 класс. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественно­му воплощению в различных видах искусства и причи­нам изменения интерпретации на протяжении истори­ческого развития мировой художественной культуры.

6 класс. «Библейские сюжеты и образы». В центре внимания становится Библия — величайший памят­ник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Главная задача — показать духовное богатство и красоту биб­лейских сюжетов и образов, нашедших воплощение в различных видах искусства.

7 класс. «Мир и Человек в искусстве». В основе курса — обращение к проблемам человеческой лич­ности, ее связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отра­жение в религиозных представлениях и замечатель­ных художественных образах женщины-матери, за­щитников Отечества, идеалах благородного рыцарст­ва, становятся доминантой изучения.

8(7) класс. «Художественная культура народов мира». Главное внимание сосредоточено на своеобра­зии художественных традиций народов мира, рас­крытии их внутренней сущности и характерных осо­бенностей. Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искус­ства, обычаях, праздниках и религиозных представ­лениях о мире, составляют его содержание.

9 (8) класс. «Виды искусства». Постижение сов­ременной классификации видов искусства, выявле­ние эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространствен­ных и временных видов искусства определяют глав­ное содержание курса.

9 (10) класс. «Содружество искусств». В этом классе учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на вы­явлении специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов ис­кусства, стремление к преодолению границ, естест­венных для каждого способа художественного отра­жения действительности, составляют важную особен­ность данного курса.

Количество часов на изучение факультативного курса не может быть строго регламентировано и зависит от реальных возможностей организации учебного процесса. Вместе с тем считаем необходимым предло­жить учителю примерные варианты распределения учебного времени, исходя из 1 или 2 часов в неделю (34 или 68 часов в год) в каждом из классов.

В условиях ныне действующей системы образова­ния (5—11 классы) предлагается объединить про­грамму 7—9 классов. Подобное объединение возмож­но ввиду общности поставленных целей, задач и со­держания курса, рассматриваемых в культурологиче­ском аспекте.
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 34 часа

Мифология как система образов и представлений о жизни. Глубина художественного обобщения важней­ших сторон бытия. Исходные понятия нравственнос­ти — залог «вечной» жизни ее сюжетов и образов. Проблемы смысла жизни, идеалы красоты, добра, борьбы и подвига, любви и страдания. Мифологиче­ские сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров. Причины изменения их интер­претации на протяжении истории развития мировой художественной культуры. Диалог героев мифологии с человеком нового времени.

I. Сюжеты и образы античной мифологии

1. Сотворение мира. 1 час

Хаос как источник жизни на Земле, элемент перво­основы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия « Метаморфозы ».

Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония».

Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного гре­ческого бога Зевса. Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожи­рающий своих детей». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности ин­терпретации античного мифа.

2. Бог-громовержец Зевс. 2 часа

Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.

Гора Олимп — место вечного обитания богов. Две­надцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почита­нии Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».

Традиционный образ Зевса в произведениях искус­ства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Го­лова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса.

Миф о Зевсе, побеждающем стоглавое чудовище Тифона. Наказание Атланта. Художественное вопло­щение образа в скульптуре Микеланджело «Атлант».

3. Окружение Зевса. 2 часа

Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Гани-меда в скульптурной статуе Леохара «Ганимед» и в картинах Корреджо, П. Рубенса и Рембрандта (по вы­бору). Скульптура Б. Торвальдсена «Ганимед, кормя­щий Зевсова орла».

Крылатая богиня Ника Самофракийская, художе­ственные достоинства скульптурного образа. Стихо­творение Н. Гумилева «Самофракийская победа».

Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Фи­лемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфо­зах» Овидия.

Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Лите­ратурная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф».

Возлюбленные Зевса. Миф о Данае (картины Тици­ана и Рембрандта «Даная»). Сюжет похищения Евро­пы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Предчувствие трагической развязки в картине П. Веронезе и радост­ное, счастливое похищение прекрасной Европы в кар­тине В. Серова.

Юпитер и Леда, Ио, Каллисто в картинах Корред-жо, Леонардо да Винчи, Ф. Буше. «Юпитер и Фети­да» в картине Ж. Д. Энгра и Я. Тинторетто «Проис­хождение Млечного Пути» (по выбору). Интерпрета­ция мифов о возлюбленных Зевса в стихотворении Г. Гейне «Мифология».

4. Прометей «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». 2 часа

Миф о титане духа и воли как пример самоотвер­женной борьбы за спасение рода человеческого. За­слуги Прометея перед человечеством в «Метаморфо­зах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей, создающий пер­вого человека». Басни Эзопа о Прометее.

Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Символическое толкование образа в античную эпоху. Примитивизм и грубость Прометея, по заслугам нака­занного Зевсом, в «Теогонии» Гесиода. Прометей — титан, похитивший огонь для человечества, в траге­дии Эсхила «Прикованный Прометей». Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прико­ванный Прометей» и в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».

Устойчивость мифа о Прометее в истории ис­кусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Прометей как символ свободы и победи­тель тирании, олицетворение художника, получаю­щего у неба огонь творческого вдохновения. Сравни­тельный анализ стихотворений «Прометей» И. В. Гете и Дж. Байрона. Прометей Гете — поэтический мани­фест творческой личности, утверждающий себя в ре­альном мире, «смиривший высокомерие» богов. Про­метей Байрона — «титан, воитель и борец», не поко­рившийся Зевсу, «символ свободы», «величья обра­зец для человеческого рода», озаривший огнем творческого познания жизнь человека.

Музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Музыка, рассказывающая о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и доблестной, героической смерти. «Прометей» Ф. Лис­та. Внимание композитора к драматизму личных пе­реживаний героя. Сравнительный анализ стихотворе­ния И. В. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свобо­де (по выбору).

5. Посейдон владыка морей. 1 час

Посейдон (Нептун) — один из главных олимпий­ских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.

Миф о состязании Афины и Посейдона за облада­ние Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах.

Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. Скульптура Посейдона (римская копия с греческого оригинала). Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Кар­тина И. К. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественно­го образа. Образ «владыки морей» в художественном фильме А. С. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).

Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты».

6. Бог огня Гефест. 1 час

Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнеч­ного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описа­ние кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Ге­феста. Стихотворение А. С. Пушкина «Циклоп».

Посещение кузницы вулкана Афродитой в карти­нах братьев М. и Л. Ленен и П. Рубенса (по выбору). Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отра­жение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».

7. Афина богиня мудрости и справедливой войны. 2 часа

Распространение культа Афины (Минервы) в Древ­ней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудес­ном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Ак­рополе.

Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитек­турном ансамбле Парфенона и их судьба в истории ис­кусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах.

Афина Паллада (Воительница), покровительствую­щая справедливым войнам в отличие от Марса — бога разрушительных войн. Гомер об Афине Палладе и Марсе в поэме «Илиада».

Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение Арахны в паука). Картина Веласкеса «Пряхи», соеди­нение в одном полотне античного мифа и реальности жизни.

Спор Аполлона, Афины и Марсия. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Удивление юной и сдер­жанной богини Афины и мастерски переданный ис­пуг лесного демона Марсия. Справедливая роль Афи­ны в решении судьбы Марсия (стихотворение Алкея «Марсий»).

Афина, покровительствующая искусству. Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия.

8. Лики Аполлона. 2 часа

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неодно­родность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпо­хи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.

Миф о победе над Пифоном и его ироническое отра­жение в «Эпиграмме» А. С. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара («Аполлон Бельведерский») и Праксителя («Аполлон Сауроктон, убивающий яще­рицу»). Аполлон как воплощение красоты всех олим­пийских богов. Душевный порыв, величие, муже­ственность и гордость в скульптуре Леохара. Созерца­тельность и лиричность настроения, непринужден­ность и идиллическая одухотворенность героя в скульптуре Праксителя. Различия в художественной интерпретации образа.

Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.

Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ни-обеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф «Гибель Ниобид» и выражение в нем материн­ской скорби и неотвратимости неожиданных ударов судьбы. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и переданныи в нем протест героини против воли всесиль­ных богов.

Миф о состязании Аполлона и Марсия. Аллегори­ческое противопоставление интеллектуального нача­ла (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Художест­венное воплощение сюжета в картинах Тициана «На­казание Марсия» и X. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору).

Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Мета­морфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Апол­лон и Дафна», мастерская передача стремительности бега девушки, ее душевного волнения, растерянности и испуга. Поэтическая интерпретация мифа в стихо­творении Л. Мея «Дафна».

9. Аполлон и музы Парнаса. 2 часа

Аполлон Мусагет — покровитель искусств и твор­ческого вдохновения. Спутница Аполлона — лира (ки­фара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г. Гейне «Бог Аполлон».

Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимаю­щиеся музыкой». Образное воплощение темы творче­ского вдохновения, ощущение абсолютного покоя и тишины.

Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Проис­хождение муз, их отличительные атрибуты в скульп­турных изображениях из собрания Эрмитажа.

«Парнас» А. Мантеньи — аллегория красоты и грации. Романтический характер пейзажа, фантасти­чески-сказочная фигура крылатого коня Пегаса. Фре­ска Рафаэля «Парнас». Увлеченная игра Аполлона на виоле в окружении девяти муз, изображение знаме­нитых греческих, римских и современных поэтов.

Поэтическое воплощение художественного идеала Ра­фаэля. Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней поэтическая атмосфера творческого вдохновения. Балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет» на музы­ку И. Ф. Стравинского. Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Заклю­чительный танец Аполлона и Терпсихоры, прослав­ляющий красоту и великую силу искусства.

10. Орфей и Эвридика. 1 час

Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении му­зыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различ­ных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Скульптурная группа А. Кановы «Ор­фей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста, трагичность позы, напряженная и эмоци­ональная динамика движений героев. Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия («Орфей», «Песнь Орфея» и «Гибель Орфея»).

«Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкаль­ных интерпретаций античного мифа. Суровая драма­тическая сила и нежная лирика, власть любви и ис­кусства, торжествующие над смертью.

Радость, боль и надежда, переданные в балете И. Ф. Стравинского «Орфей». Лирический цикл Р. М. Рильке «Сонеты к Орфею» (по выбору).

11. Диана покровительница охоты. 1 час

Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее ос­новные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».

Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудо-на («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Картина П. Рубенса «Возвра­щение Дианы с охоты». Диана в окружении прекрас­ных нимф (картина Ф. Буше «Купание Дианы»). Изысканность и очаровательная грациозность богини.

Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне и ее поучительный смысл. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Участие Артемиды в решении судьбы нимфы Каллисто.

Художественное воплощение мифа о любви к юно­ше Эндимиону в картине Н. Пуссена «Диана и Эндимион». Стихотворение А. И. Полежаева «Эндимион», поэтическая интерпретация мифа.

12. Арес неукротимый бог войны. 1 час

Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).

Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений ан­тичной скульптуры. «Арес Людовизи» неизвестного автора — образ атлета-воина. Его роль и участие в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поеди­нок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками», смелость и решительность действий амазонок.

Широкое распространение культа Марса в рим­ской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Мар-сова поля — места военных смотров и маневров в Ри­ме. Неожиданное решение образа в картине Веласкеса «Марс».

Скульптурный портрет императора Августа из прима Порта. Сходство его изображения с богом вой­ны Марсом. Традиции римского скульптурного порт­рета в памятнике А. В. Суворову М. Козловского на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Всепобеждающая энергия и непоколебимая воля полководца, запечат­ленная в аллегорическом образе. Фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю воинст­венную живость потешных марсовых полей»).

Миф о любви Марса и Венеры. Фрагмент из «Мета­морфоз» Овидия. Изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере во фресках Пом­пеи «Марс и Венера». Марс — покоритель женских сер­дец в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса (по выбору).

13. Триумф Диониса. 1 час

Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспи­тании Диониса.

Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Изображение шаловливого малыша, тянущегося ру­чонкой к кисти винограда, как символическое вопло­щение сущности бога виноградарства и виноделия. Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неиз­вестного автора. Нежное и бережное воспитание Си­леном забавного и веселого малыша.

Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеров­ских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Непринужденность поэтиче­ской сцены, удачно выбранная композиция.

Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в карти­не Тициана «Вакх и Ариадна». Триумфальный кор­теж Диониса и Ариадны в сопровождении вакханок и сатиров.

14. У истоков театрального искусства. 1 час

Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Шествия Диониса и его спутников, нашедшие отра­жение в греческой вазописи и в рельефах восточного фриза Парфенона.

Дифирамбы — песнопения в честь Диониса — про­лог к истории греческого театра. Возникновение гре­ческой драмы и комедии. Первые театры Греции и ор­ганизация в них театральных спектаклей.

Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Менада», художественная выразительность спутницы Ди­ониса, запечатленная в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувст­ва экспрессии и власти стихийного порыва. Скульп­тура Праксителя «Отдыхающий сатир».

Дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха», музы­кальное решение образа.

15. Афродита богиня любви. 2 часа

Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Ми-лосская». Нежность и целомудренная красота, запе­чатленные в образе. Миф о рождении Афродиты и его версии. «Трон Людовизи». Величественное явление в мир, ощущение гармонии и свободы, передача тон­чайших нюансов возвышенного и светлого чувства.

«Рождение Венеры» С. Боттичелли. Целомудрие и поэтичность образа, его одухотворенная красота и нежность. Сочетание обаяния античной богини с меч­тательностью Мадонны.

Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Картина Тициана «Любовь небес­ная и земная», отразившая две сущности богини люб­ви, способной губить и возрождать человека к жизни.

Сюжеты «Спящая Венера» (Джорджоне, Э. Мане), «Венера перед зеркалом» (Тициан, Д. Веласкес, П. Ру­бенс, Ж. Д. Энгр), «Туалет Венеры» (Тициан, Я. Тин-торетто, П. Рубенс, Ф. Буше), «Купание Венеры» (П. Рубенс, А. ван Дейк) в произведениях мировой живописи (по выбору).

Знакомство с мифом о Венере и Марсе в изложении Гомера («Одиссея»). Аллегорический смысл картины П. Веронезе «Марс и Венера», передающей торжество целомудренной любви.

Миф об Адонисе — «прекрасном баловне Киприды» (А. С. Пушкин). Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи (фрески Помпеи, гре­ческая вазопись, рельефы саркофагов — по выбору).

Чтение фрагментов из «Метаморфоз» Овидия («Адо­нис», «Смерть Адониса»). Возвращение к мифу в эпоху Возрождения (картины Джорджоне, Тициана, П. Веро-незе). Сцена трогательного и нежного расставания влюбленных, сложность и противоречивость чувств героев. Скульптура Дж. Мацуоллы «Гибель Адониса». Стремительный порыв последнего движения, неотвра­тимость приближающейся смерти, символически воп­лощенной в выросших цветах анемонов.

16. Нарцисс и Эхо. 1 час

Венера, покровительствующая влюбленным и пре­следующая тех, кто отвергает любовь. Как был нака­зан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия.

Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Символиче­ское воплощение сцены гибели Нарцисса и призрач­ность образа опечаленной нимфы Эхо. «Нарцисс» в картине К. Брюллова: искренность и удивление ге­роя, увидевшего свое отражение в воде. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс». Смешной и тощий подросток, очарован­ный своим отражением в зеркале ручья. Картина С. Дали «Метаморфозы Нарцисса», условный харак­тер воплощения мифологического сюжета.

17. В сетях Эрота. 1 час

Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожден­ный Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота снача­ла в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях антич­ной литературы (трагедии Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа.

Эрот — хитроумный малыш, помыкающий своей матерью. Сюжет воспитания и наказания Амура Аф­родитой. «Венера, завязывающая глаза Амуру» Тициана, «Венера и Купидон» Лукаса Кранаха Младшего и «Венера, утешающая Амура» Ф. Буше (по выбору).

Традиционные атрибуты и окружение Амура. Кар­тины Караваджо «Амур-победитель», Пармиджанино «Амур с луком» и П. Рубенса «Амур, вырезающий лук» (по выбору). Общность и различие в трактовках образа. Образ Амура, запечатленный в скульптурных образах Донателло («Амур — Атис»), А. Кановы («Амур») и Э. Фальконе («Грозящий Амур») (по выбо-

РУ).

Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки. Бесполезность любых попыток человека и богов всту­пить с ним в состязание или противиться его воле.

18. Амур и Психея. 1 час

Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение чело­веческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывает сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи.

Скульптурная группа «Амур и Психея» А. Кановы. Целомудрие любви, нежность, изящество и грация юных героев. А. А. Бестужев-Марлинский о скульп­турной группе А. Кановы («Фрегат «Надежда»).

Символическое изображение души Психеи в виде бабочки. Поэтическое изображение внутреннего мира Психеи в стихотворении В. Я. Брюсова «Психея». По­чему так недружелюбно она была принята на божест­венном Олимпе? Почему, оказавшись «на пиру бо­гов», она вспоминает о «днях земных утех»?

Особенности разработки сюжета об Амуре и Психее в русской народной сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

19. Богиня цветов Флора. 1 час

Флора (греч. — Хлорида) — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов.

Ее отождествление с греческой богиней цветов Хлори-дой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии — празднества в ее честь.

Особенности изображения Флоры в произведениях искусства. Высокий женский идеал и чистая юная ра­дость в картине Тициана «Флора». Образ жены ху­дожника в картине Рембрандта «Флора».

Воплощение сюжета «Царство Флоры» в картине Н. Пуссена. Поэтическая аллегория происхождения цветов, ее глубокий символический смысл.

Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине

С. Боттичелли «Весна». Аллегорическое превраще­ние силой любви нимфы Хлорис в богиню цветения Флору.

II. Мифология древних славян

Судьба язьгаеской славянской мифологии в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифо­логией. Происхождение богов и особенности их изобра­жения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия — главный источник знаний о славянской ми­фологии. Пантеон славянских языческих богов.

20. Перун бог грома и молнии. 1 час

Перун-громовержец, один из главных богов сла­вянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния (те­тушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца — Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным бо­гом Зевсом и римским Юпитером.

Многочисленные упоминания о Перуне в летописи Нестора «Повесть временных лет». Почему даже пос­ле принятия христианства наши предки продолжали поклоняться Перуну? Фрагменты из поэмы М. Херас­кова «Владимириада» и стихотворение В. Хлебникова «Перуну» (по выбору). Характерные особенности изображения языческого божества. Перун — верхов­ный бог, повелевающий грозами, громами и молнией в поэме Хераскова. Перун как воплощение свободной стихии в стихотворении В. Хлебникова.

Сходство между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем (святость жизни, воинские доблести, общность атри­бутов, сказания о битвах с демонами, врагами).

21. Велес. 1 час

Велес — покровитель домашнего скота, символ бо­гатства и благополучия. Чествование Велеса в Масле­ницу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Пе­руна, воплощение существа змеиной породы.

Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху в культ святого Власия. Знакомство с иконой новгородской школы «Св. Власий и Спиридоний». Почему на иконах святой Власий чаще всего изобра­жался на коне в окружении лошадей, коров и овец? Смысл поучительного отношения к последнему снопу убранного с полей урожая.

Чтение фрагментов «Велесовой книги». Рассказ об исторической судьбе книги, знакомство с основными мифологическими персонажами.

22. Дажьбог. 1 час

Дажьбог — один из главных богов восточных сла­вян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхожде­нии его имени. Что объединяет греческого бога Гели-оса с восточнославянским Дажьбогом?

Народные легенды о Дажьбоге и их глубокий сим­волический смысл. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Фрагмент из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни», рассказывающий о наказании солнцем тех, кто не очень почтительно от­носится к нему.

Образ Дажьбога как олицетворение правды и исти­ны, запечатленный в русских народных пословицах. Какие качества нашли отражение в загадках и народ­ных приметах о солнышке? Отражение культа Дажь­бога в народных обрядах и праздниках.

23. Световид. 1 час

Световид — верховный бог западных славян, хра­нитель и продолжатель рода, давший свет, жизнь. Че­тыре лица Световида и его главные атрибуты, запе­чатленные в Збручском идоле.

Световид как прорицатель народной судьбы. Что объединяет славянское божество Световида с грече­ским богом Аполлоном?

Святки — символические игры в честь Световида. Смысл подношений в виде огромных пирогов, скота и военных трофеев.

24. Макошь. 1 час

Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и уда­чи. Рог изобилия — обязательный атрибут ее изобра­жения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.

Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обря­дах и праздниках. Связь с фольклорным образом Ма­тери Сырой Земли. Легенда о Матери Сырой Земле в изложении П. И. Мельникова-Печерского («В лесах») и ее поучительный смысл.

Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву Пятницу, покровительницу хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Па­раскевы Пятницы в древнерусских иконах. Почему во многих городах Руси (Новгороде, Чернигове, Москве) возводимые в ее честь церкви носили назва­ние Параскевы Пятницы на Торгу?

25. Лада. 1 час

Лада (Ладо) — богиня любви, красоты и очарова­ния. Ее общность с греческой богиней любви Афродитой. Особый культ богини в Киеве, характерные осо­бенности изображения. Почетное место среди других божеств славянского пантеона (по поэме М. Хераско­ва «Владимириада»).

Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества (обрядовых песнях с заклика-нием весны). Русская народная песня «А мы просо се­яли, сеяли...». Сходство героини народной сказки о Марье Моревне с Ладой.

Версии происхождения имени. Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообраз­ности, простоте и красоте в жизненном укладе.

Лада и ее дочь Лель — воспламеняющая любовь. Поэтическое воплощение образа в стихотворении А. Н. Толстого «Лель». Переосмысление образа в опе­ре-сказке «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и художественном фильме «Снегурочка» режиссера П. Кадочникова.

26. Купало, Ярило, Кострома. 1 час

Купало, Ярило и Кострома — персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодо­родия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительнос­ти. Существующие версии происхождения их имен.

Разделение функций между божествами. Купало — бог плодородия, символ летнего солнцестояния, покро­витель земледельцев, собирающих урожай. Ярило — символ вызревания новых зерен на колосьях. Костро­ма — символ плодородия земли, воплощение расти­тельных сил. Их близкое родство с богом-громоверж­цем Перуном.

Отражение языческих божеств в народных обря­дах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Кост­ромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Отражение мифологических об­разов русалок в стихотворениях «Русалка» А. С. Пуш­кина и М. Ю. Лермонтова и в картине И. Н. Крамского «Русалка». Символическое значение образов цвету­щего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похорон Костромы» в праздник Петрова дня.

Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и в стихотворении С. Есенина «Матушка в Купальницу по лесу ходила» (по выбору).


Кол-во часов

Раздел

Тема урока

по порядку

Дата проведения

Метод.обеспечение

Коррекция

20

Античная мифология

Сотворение мира

1

1 неделя














Бог-громовержец Зевс

2

2 неделя













Окружение Зевса

3

3 неделя













Прометей-«сквозь тысячелетия вперед смотрящий»

4

4 неделя













Посейдон-владыка морей.

5

5 неделя













Бог огня Гефест

6

6 неделя













Бог огня Гефест (проект).

7

7 неделя













Афина-богиня мудрости и справедливой войны.

8

8 неделя













Аполлон.

9

9 неделя













Мифическая неизвестность

(урок-диспут)

10

10 неделя













Мифическая неизвестность

(урок-диспут)

11

11 неделя













Орфей и Эвридика.

12

12 неделя













Диана (Артемида) – покровительница охоты.

13

13 неделя













Триумф Диониса

14

14 неделя













Триумф Диониса (урок-тест).

15

15 неделя













Арес (Марс) – бог войны.

16

16 неделя













Афродита – богиня любви.

17

17 неделя













Богиня цветов – Флора.

18

18 неделя













Викторина.

19

19 неделя













Викторина (урок-зачет).

20

20 неделя







14

Древнеславянская мифология

Перун – бог грома и молнии.

21

21 неделя













Велес.

22

22 неделя













Даждьбог.

23

23 неделя













Светодиод.

24

24 неделя













Защита исследовательских работ (проект).

25

25 неделя













Защита исследовательских работ (проект).

26

26 неделя













Защита исследовательских работ (проект).

27

27 неделя













Макошь.

28

28 неделя













Лада – богиня любви и очаравания.

29

29 неделя













Купало, Ярило, Кострома.

30

30 неделя













Языческая мифология славян.

31

31 неделя













Языческая мифология славян.

32

32 неделя













Выставка нашей фантазии.

33

33 неделя













Выставка нашей фантазии.

34

34 неделя







Литература

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 5 класс. -
    М.: Дрофа, 2006.

  2. История искусства. Первые цивилизации /Пер. с исп. — ЗАО «Бета-
    Сервис», 1998.

  3. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Гл. ред. М. Д. Ак­сенова. — М: Аванта+, 2003.

  4. Популярная художественная энциклопедия. - М.: Советская
    энциклопедия, 1986.

  5. Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов.

  6. Долгополое И.В. Рассказы о художниках: 1, 2 тома. - М.:
    Изобразительное искусство, 1982.

  7. Белова О.Ю. История искусств. - М.: Издательство «Аквариум», 1997.

  8. Рабинович В. Красная книга культуры.

  9. Антонова И.А. Шедевры Государственного Музея Изобра­зительных Искусств А.С. Пушкина. - Москва ,1986.

Ю.Дидро Д. Опыт о живописи. - М., 1989.

11 .Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1989.

12.Кисилев А. Чудотворные иконы Божией матери в русской истории.-М.: Русская книга, 1992.

13.Княжицкий А., Хурумов С. Древний мир МХК. От первобытности до Рима: Учебник для 5 кл. - http://www.mhk.spb.ru/book/

14.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - Москва: Современник, 1996.

15.Бонгард-Левина Г.М. Древние цивилизации. - М., 1989.

16.Боннар А. Греческая цивилизация. -М., 1958.

П.Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. -М.,1982.

18.Петровец Т.Г. Энциклопедия импрессионизма и постим­прессионизма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

19.СД «Мировая художественная культура»

  1. Большая советская энциклопедия.- http://www.rubricon.com

  2. Виртуальный музей «Эрмитаж» - www.hermitage.ru

  3. Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. -
    http://www.krn.ru/pc/

23.E-mail: festival@lseptember.ru

24.Материалы сайта о культуре Мезоамерики - www.mesoamerica.ru:





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconОтчет о работе муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Чебоксарская детская музыкальная школа №2 им....
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В современной русской литературе достаточно произведений, в которых решается проблема нравственного выбора: например, проза Константина...
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconТемы рефератов по географии Смоленщины (2012 – 2013 уч год)
Особо охраняемые территории. Национальный парк «Смоленское Поозерье» Воробьёва Виктория
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconШаламова Дарья Владимировна
Использование инструментов долгового финансирования в инвестиционно-банковской деятельности: современные тенденции
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconКонспект урока письма
Учитель: Шаламова М. И моу бубинская средняя общеобразовательная школа, Сивинского района, Пермского края
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Береги себя для жизни!: рекомендательный указатель / Сост. С. В. Воробьёва ст. Полтавская: мкук «Полтавская сельская библиотека»,...
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconРуководство по применению 2011 Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова...
Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconРешение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г....
Е. С. Воробьева – заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга», Екатеринбург
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconКурсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе»
Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —...
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconРабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Ю. л воробьева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития...
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проводится после знакомства с произведениями Солженицына «Один день Ивана Денисовича», рассказами Варлама Шаламова («Ягоды»,...
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconТестирование система «профессор»
Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconВоробьёва Яна Игоревна мбоу сош «Дневной пансион-84», Учитель русского...
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного...
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconУчет денежных и финансовых средств предприятия
Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconКонцепция воспитательной работы I. Общие положения
Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г
Л. А. Воробьева И. В. Шаламова Т. С. Вайвада 2013 г iconТематика контрольных работ (для студентов заочного отделения) по...
Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск