Скачать 357.12 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Новожилкинская средняя общеобразовательная шкода «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор школы Л. А. Воробьева И.В.Шаламова Т.С.Вайвада « » 2013 г. « » 2013г. « » 2013г. Рабочая программа по МХК для 5 класса составлена в соответствии с программой общеобразовательного учреждения Г.И. Даниловой - ООО «Дрофа» 2009 г. (34 часа) Учитель музыки I квалификационной категории Воробьева Л А. 2013-2014 уч. год Пояснительная записка Пояснительная записка Данный курс «Мировая художественная культура» по программе Г.И. Даниловой для 5-х классов основан на изучении двух разделов, первый из которых «Античная мифология» рассматривает сюжеты и образы древнефеческой мифологии и их воплощение в различных видах искусства; второй раздел «Мифология древних славян» вводит учащихся в мир языческой славянской мифологии, прослеживая ее связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры. До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. У нас же отсчёт отечественной культуры, в лучшем случае, ведётся от крещения Руси, в худшем - с 1917 года. И в том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, - эволюция их воззрений на космос, природу и человека исключаются из сферы знаний простых людей. В частности, о язычестве в школах не говорят ни слова. А между тем школьную программу надо бы начинать со сказки, песни, мифов своих предков. Интегрированное обучение требует особого сотрудничества учителей-предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность и др. На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Мультимедийная поддержка урока, доклады, рефераты, презентации (иллюстративный материал - интерактивы) будут способствовать организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью, благодаря этому учащиеся продвигаются к цели оптимальным темпом. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, словом, создаются условия для полного развития личности учащегося. Яркий изобразительный ряд развивает образное мышление, создает положительный эмоциональный настрой. Увлекательные игры способствуют концентрации внимания и развитию памяти. У игр нет возрастных ограничений. Основная задача - научить ребят видеть в жизни подлинные ценности, наслаждаться красотой, отличать великое, вечное, значимое от преходящего, незначительного, несущественного. Отчасти эту задачу позволяют решать кабинетные выставки. Экспонаты для них собираются «всем школьным миром»: учениками, родителями, педагогами, друзьями друзей и т.д. Выставки бывают авторские, тематические, проблемные, праздничные, коллекционные, жанровые, поурочные. Каждая решает свои задачи, и этим определяется поиск зрительного образа выставки, поиск композиционного решения и материалов, в которых она будет выполнена. Выставка должна ставить перед зрителем вопросы, что-то недоговаривать, провоцировать на диалогическое общение, которое и возникает на уроках мировой художественной культуры. Таким образом, организованное зрелище заставляет непроизвольно размышлять над видимым, вновь сосредотачиваться и видеть. На уроках ученики получают творческие задания по выставочному материалу, их выполнение оценивается. Приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики формирует у школьников специфические навыки и умения посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Иными словами - «обучение через делание», когда учащийся непосредственно вовлечен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Образовательные цели и задачи курса: — изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; — формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации; — осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; — постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; — освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; — знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; — интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия. Воспитательные цели и задачи курса: — помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; — способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; — подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства; — развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; — создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе. Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания. Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации. Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью. Принцип вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора. Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников. В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально-регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность. Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов. Содержание курса представлено в разворотах программы. Их назначение — общая ориентация учителя в материале, позволяющая самостоятельно планировать изучение, намечать объем предстоящей работы, организовывать творческую деятельность школьников. В разворотах представлены лишь некоторые из возможных направлений в интерпретации произведения искусства, поэтому учителю предоставляется право самостоятельной расстановки акцентов при изучении темы или раздела курса. При этом необходимо подчеркнуть, что любой анализ произведения искусства должен осуществляться в единстве формы и содержания при условии сохранения целостности его восприятия. ОСНОВНАЯ ШКОЛА 5—9 классы Факультативный курс Преподавание МХК в основной школе представлено спецкурсами или образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры. В каждом конкретном случае учитель может использовать или перераспределять часы за счет вариативной части Базисного учебного плана, ориентируясь на часы из национально-регионального компонента. Вместе с тем изучение МХК в основной школе может сочетаться с одним из видов искусства по выбору ученика (изобразительное искусство, музыка, театр, хореография, экранные искусства, художественная фотография, художественные ремесла и т. д.). Структура курса 5 класс. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры. 6 класс. «Библейские сюжеты и образы». В центре внимания становится Библия — величайший памятник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Главная задача — показать духовное богатство и красоту библейских сюжетов и образов, нашедших воплощение в различных видах искусства. 7 класс. «Мир и Человек в искусстве». В основе курса — обращение к проблемам человеческой личности, ее связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и замечательных художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой изучения. 8(7) класс. «Художественная культура народов мира». Главное внимание сосредоточено на своеобразии художественных традиций народов мира, раскрытии их внутренней сущности и характерных особенностей. Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искусства, обычаях, праздниках и религиозных представлениях о мире, составляют его содержание. 9 (8) класс. «Виды искусства». Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса. 9 (10) класс. «Содружество искусств». В этом классе учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на выявлении специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов искусства, стремление к преодолению границ, естественных для каждого способа художественного отражения действительности, составляют важную особенность данного курса. Количество часов на изучение факультативного курса не может быть строго регламентировано и зависит от реальных возможностей организации учебного процесса. Вместе с тем считаем необходимым предложить учителю примерные варианты распределения учебного времени, исходя из 1 или 2 часов в неделю (34 или 68 часов в год) в каждом из классов. В условиях ныне действующей системы образования (5—11 классы) предлагается объединить программу 7—9 классов. Подобное объединение возможно ввиду общности поставленных целей, задач и содержания курса, рассматриваемых в культурологическом аспекте. ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 34 часа Мифология как система образов и представлений о жизни. Глубина художественного обобщения важнейших сторон бытия. Исходные понятия нравственности — залог «вечной» жизни ее сюжетов и образов. Проблемы смысла жизни, идеалы красоты, добра, борьбы и подвига, любви и страдания. Мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры. Диалог героев мифологии с человеком нового времени. I. Сюжеты и образы античной мифологии 1. Сотворение мира. 1 час Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия « Метаморфозы ». Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония». Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного греческого бога Зевса. Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа. 2. Бог-громовержец Зевс. 2 часа Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса. Гора Олимп — место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции». Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса. Миф о Зевсе, побеждающем стоглавое чудовище Тифона. Наказание Атланта. Художественное воплощение образа в скульптуре Микеланджело «Атлант». 3. Окружение Зевса. 2 часа Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Гани-меда в скульптурной статуе Леохара «Ганимед» и в картинах Корреджо, П. Рубенса и Рембрандта (по выбору). Скульптура Б. Торвальдсена «Ганимед, кормящий Зевсова орла». Крылатая богиня Ника Самофракийская, художественные достоинства скульптурного образа. Стихотворение Н. Гумилева «Самофракийская победа». Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф». Возлюбленные Зевса. Миф о Данае (картины Тициана и Рембрандта «Даная»). Сюжет похищения Европы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Предчувствие трагической развязки в картине П. Веронезе и радостное, счастливое похищение прекрасной Европы в картине В. Серова. Юпитер и Леда, Ио, Каллисто в картинах Корред-жо, Леонардо да Винчи, Ф. Буше. «Юпитер и Фетида» в картине Ж. Д. Энгра и Я. Тинторетто «Происхождение Млечного Пути» (по выбору). Интерпретация мифов о возлюбленных Зевса в стихотворении Г. Гейне «Мифология». 4. Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». 2 часа Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Басни Эзопа о Прометее. Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Символическое толкование образа в античную эпоху. Примитивизм и грубость Прометея, по заслугам наказанного Зевсом, в «Теогонии» Гесиода. Прометей — титан, похитивший огонь для человечества, в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом». Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Прометей как символ свободы и победитель тирании, олицетворение художника, получающего у неба огонь творческого вдохновения. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. В. Гете и Дж. Байрона. Прометей Гете — поэтический манифест творческой личности, утверждающий себя в реальном мире, «смиривший высокомерие» богов. Прометей Байрона — «титан, воитель и борец», не покорившийся Зевсу, «символ свободы», «величья образец для человеческого рода», озаривший огнем творческого познания жизнь человека. Музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Музыка, рассказывающая о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и доблестной, героической смерти. «Прометей» Ф. Листа. Внимание композитора к драматизму личных переживаний героя. Сравнительный анализ стихотворения И. В. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору). 5. Посейдон — владыка морей. 1 час Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера. Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах. Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. Скульптура Посейдона (римская копия с греческого оригинала). Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. К. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. Образ «владыки морей» в художественном фильме А. С. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение). Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты». 6. Бог огня Гефест. 1 час Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Гефеста. Стихотворение А. С. Пушкина «Циклоп». Посещение кузницы вулкана Афродитой в картинах братьев М. и Л. Ленен и П. Рубенса (по выбору). Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отражение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана». 7. Афина — богиня мудрости и справедливой войны. 2 часа Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе. Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитектурном ансамбле Парфенона и их судьба в истории искусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах. Афина Паллада (Воительница), покровительствующая справедливым войнам в отличие от Марса — бога разрушительных войн. Гомер об Афине Палладе и Марсе в поэме «Илиада». Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение Арахны в паука). Картина Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реальности жизни. Спор Аполлона, Афины и Марсия. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Удивление юной и сдержанной богини Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Справедливая роль Афины в решении судьбы Марсия (стихотворение Алкея «Марсий»). Афина, покровительствующая искусству. Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия. 8. Лики Аполлона. 2 часа Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества. Миф о победе над Пифоном и его ироническое отражение в «Эпиграмме» А. С. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара («Аполлон Бельведерский») и Праксителя («Аполлон Сауроктон, убивающий ящерицу»). Аполлон как воплощение красоты всех олимпийских богов. Душевный порыв, величие, мужественность и гордость в скульптуре Леохара. Созерцательность и лиричность настроения, непринужденность и идиллическая одухотворенность героя в скульптуре Праксителя. Различия в художественной интерпретации образа. Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах. Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ни-обеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф «Гибель Ниобид» и выражение в нем материнской скорби и неотвратимости неожиданных ударов судьбы. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и переданныи в нем протест героини против воли всесильных богов. Миф о состязании Аполлона и Марсия. Аллегорическое противопоставление интеллектуального начала (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Художественное воплощение сюжета в картинах Тициана «Наказание Марсия» и X. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору). Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполлон и Дафна», мастерская передача стремительности бега девушки, ее душевного волнения, растерянности и испуга. Поэтическая интерпретация мифа в стихотворении Л. Мея «Дафна». 9. Аполлон и музы Парнаса. 2 часа Аполлон Мусагет — покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г. Гейне «Бог Аполлон». Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой». Образное воплощение темы творческого вдохновения, ощущение абсолютного покоя и тишины. Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Происхождение муз, их отличительные атрибуты в скульптурных изображениях из собрания Эрмитажа. «Парнас» А. Мантеньи — аллегория красоты и грации. Романтический характер пейзажа, фантастически-сказочная фигура крылатого коня Пегаса. Фреска Рафаэля «Парнас». Увлеченная игра Аполлона на виоле в окружении девяти муз, изображение знаменитых греческих, римских и современных поэтов. Поэтическое воплощение художественного идеала Рафаэля. Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней поэтическая атмосфера творческого вдохновения. Балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет» на музыку И. Ф. Стравинского. Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Заключительный танец Аполлона и Терпсихоры, прославляющий красоту и великую силу искусства. 10. Орфей и Эвридика. 1 час Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Скульптурная группа А. Кановы «Орфей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста, трагичность позы, напряженная и эмоциональная динамика движений героев. Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия («Орфей», «Песнь Орфея» и «Гибель Орфея»). «Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа. Суровая драматическая сила и нежная лирика, власть любви и искусства, торжествующие над смертью. Радость, боль и надежда, переданные в балете И. Ф. Стравинского «Орфей». Лирический цикл Р. М. Рильке «Сонеты к Орфею» (по выбору). 11. Диана — покровительница охоты. 1 час Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана». Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудо-на («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Картина П. Рубенса «Возвращение Дианы с охоты». Диана в окружении прекрасных нимф (картина Ф. Буше «Купание Дианы»). Изысканность и очаровательная грациозность богини. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне и ее поучительный смысл. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Участие Артемиды в решении судьбы нимфы Каллисто. Художественное воплощение мифа о любви к юноше Эндимиону в картине Н. Пуссена «Диана и Эндимион». Стихотворение А. И. Полежаева «Эндимион», поэтическая интерпретация мифа. 12. Арес — неукротимый бог войны. 1 час Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье). Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений античной скульптуры. «Арес Людовизи» неизвестного автора — образ атлета-воина. Его роль и участие в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками», смелость и решительность действий амазонок. Широкое распространение культа Марса в римской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Мар-сова поля — места военных смотров и маневров в Риме. Неожиданное решение образа в картине Веласкеса «Марс». Скульптурный портрет императора Августа из прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. В. Суворову М. Козловского на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Всепобеждающая энергия и непоколебимая воля полководца, запечатленная в аллегорическом образе. Фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю воинственную живость потешных марсовых полей»). Миф о любви Марса и Венеры. Фрагмент из «Метаморфоз» Овидия. Изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере во фресках Помпеи «Марс и Венера». Марс — покоритель женских сердец в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса (по выбору). 13. Триумф Диониса. 1 час Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Изображение шаловливого малыша, тянущегося ручонкой к кисти винограда, как символическое воплощение сущности бога виноградарства и виноделия. Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Нежное и бережное воспитание Силеном забавного и веселого малыша. Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Непринужденность поэтической сцены, удачно выбранная композиция. Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Триумфальный кортеж Диониса и Ариадны в сопровождении вакханок и сатиров. 14. У истоков театрального искусства. 1 час Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Шествия Диониса и его спутников, нашедшие отражение в греческой вазописи и в рельефах восточного фриза Парфенона. Дифирамбы — песнопения в честь Диониса — пролог к истории греческого театра. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры Греции и организация в них театральных спектаклей. Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Менада», художественная выразительность спутницы Диониса, запечатленная в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувства экспрессии и власти стихийного порыва. Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир». Дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха», музыкальное решение образа. 15. Афродита — богиня любви. 2 часа Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Ми-лосская». Нежность и целомудренная красота, запечатленные в образе. Миф о рождении Афродиты и его версии. «Трон Людовизи». Величественное явление в мир, ощущение гармонии и свободы, передача тончайших нюансов возвышенного и светлого чувства. «Рождение Венеры» С. Боттичелли. Целомудрие и поэтичность образа, его одухотворенная красота и нежность. Сочетание обаяния античной богини с мечтательностью Мадонны. Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Картина Тициана «Любовь небесная и земная», отразившая две сущности богини любви, способной губить и возрождать человека к жизни. Сюжеты «Спящая Венера» (Джорджоне, Э. Мане), «Венера перед зеркалом» (Тициан, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ж. Д. Энгр), «Туалет Венеры» (Тициан, Я. Тин-торетто, П. Рубенс, Ф. Буше), «Купание Венеры» (П. Рубенс, А. ван Дейк) в произведениях мировой живописи (по выбору). Знакомство с мифом о Венере и Марсе в изложении Гомера («Одиссея»). Аллегорический смысл картины П. Веронезе «Марс и Венера», передающей торжество целомудренной любви. Миф об Адонисе — «прекрасном баловне Киприды» (А. С. Пушкин). Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи (фрески Помпеи, греческая вазопись, рельефы саркофагов — по выбору). Чтение фрагментов из «Метаморфоз» Овидия («Адонис», «Смерть Адониса»). Возвращение к мифу в эпоху Возрождения (картины Джорджоне, Тициана, П. Веро-незе). Сцена трогательного и нежного расставания влюбленных, сложность и противоречивость чувств героев. Скульптура Дж. Мацуоллы «Гибель Адониса». Стремительный порыв последнего движения, неотвратимость приближающейся смерти, символически воплощенной в выросших цветах анемонов. 16. Нарцисс и Эхо. 1 час Венера, покровительствующая влюбленным и преследующая тех, кто отвергает любовь. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия. Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Символическое воплощение сцены гибели Нарцисса и призрачность образа опечаленной нимфы Эхо. «Нарцисс» в картине К. Брюллова: искренность и удивление героя, увидевшего свое отражение в воде. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс». Смешной и тощий подросток, очарованный своим отражением в зеркале ручья. Картина С. Дали «Метаморфозы Нарцисса», условный характер воплощения мифологического сюжета. 17. В сетях Эрота. 1 час Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота сначала в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедии Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа. Эрот — хитроумный малыш, помыкающий своей матерью. Сюжет воспитания и наказания Амура Афродитой. «Венера, завязывающая глаза Амуру» Тициана, «Венера и Купидон» Лукаса Кранаха Младшего и «Венера, утешающая Амура» Ф. Буше (по выбору). Традиционные атрибуты и окружение Амура. Картины Караваджо «Амур-победитель», Пармиджанино «Амур с луком» и П. Рубенса «Амур, вырезающий лук» (по выбору). Общность и различие в трактовках образа. Образ Амура, запечатленный в скульптурных образах Донателло («Амур — Атис»), А. Кановы («Амур») и Э. Фальконе («Грозящий Амур») (по выбо- РУ). Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки. Бесполезность любых попыток человека и богов вступить с ним в состязание или противиться его воле. 18. Амур и Психея. 1 час Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение человеческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывает сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи. Скульптурная группа «Амур и Психея» А. Кановы. Целомудрие любви, нежность, изящество и грация юных героев. А. А. Бестужев-Марлинский о скульптурной группе А. Кановы («Фрегат «Надежда»). Символическое изображение души Психеи в виде бабочки. Поэтическое изображение внутреннего мира Психеи в стихотворении В. Я. Брюсова «Психея». Почему так недружелюбно она была принята на божественном Олимпе? Почему, оказавшись «на пиру богов», она вспоминает о «днях земных утех»? Особенности разработки сюжета об Амуре и Психее в русской народной сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». 19. Богиня цветов Флора. 1 час Флора (греч. — Хлорида) — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Ее отождествление с греческой богиней цветов Хлори-дой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии — празднества в ее честь. Особенности изображения Флоры в произведениях искусства. Высокий женский идеал и чистая юная радость в картине Тициана «Флора». Образ жены художника в картине Рембрандта «Флора». Воплощение сюжета «Царство Флоры» в картине Н. Пуссена. Поэтическая аллегория происхождения цветов, ее глубокий символический смысл. Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине С. Боттичелли «Весна». Аллегорическое превращение силой любви нимфы Хлорис в богиню цветения Флору. II. Мифология древних славян Судьба язьгаеской славянской мифологии в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Происхождение богов и особенности их изображения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия — главный источник знаний о славянской мифологии. Пантеон славянских языческих богов. 20. Перун — бог грома и молнии. 1 час Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния (тетушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца — Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером. Многочисленные упоминания о Перуне в летописи Нестора «Повесть временных лет». Почему даже после принятия христианства наши предки продолжали поклоняться Перуну? Фрагменты из поэмы М. Хераскова «Владимириада» и стихотворение В. Хлебникова «Перуну» (по выбору). Характерные особенности изображения языческого божества. Перун — верховный бог, повелевающий грозами, громами и молнией в поэме Хераскова. Перун как воплощение свободной стихии в стихотворении В. Хлебникова. Сходство между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем (святость жизни, воинские доблести, общность атрибутов, сказания о битвах с демонами, врагами). 21. Велес. 1 час Велес — покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Чествование Велеса в Масленицу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Перуна, воплощение существа змеиной породы. Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху в культ святого Власия. Знакомство с иконой новгородской школы «Св. Власий и Спиридоний». Почему на иконах святой Власий чаще всего изображался на коне в окружении лошадей, коров и овец? Смысл поучительного отношения к последнему снопу убранного с полей урожая. Чтение фрагментов «Велесовой книги». Рассказ об исторической судьбе книги, знакомство с основными мифологическими персонажами. 22. Дажьбог. 1 час Дажьбог — один из главных богов восточных славян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхождении его имени. Что объединяет греческого бога Гели-оса с восточнославянским Дажьбогом? Народные легенды о Дажьбоге и их глубокий символический смысл. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Фрагмент из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни», рассказывающий о наказании солнцем тех, кто не очень почтительно относится к нему. Образ Дажьбога как олицетворение правды и истины, запечатленный в русских народных пословицах. Какие качества нашли отражение в загадках и народных приметах о солнышке? Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках. 23. Световид. 1 час Световид — верховный бог западных славян, хранитель и продолжатель рода, давший свет, жизнь. Четыре лица Световида и его главные атрибуты, запечатленные в Збручском идоле. Световид как прорицатель народной судьбы. Что объединяет славянское божество Световида с греческим богом Аполлоном? Святки — символические игры в честь Световида. Смысл подношений в виде огромных пирогов, скота и военных трофеев. 24. Макошь. 1 час Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия — обязательный атрибут ее изображения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени. Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь с фольклорным образом Матери Сырой Земли. Легенда о Матери Сырой Земле в изложении П. И. Мельникова-Печерского («В лесах») и ее поучительный смысл. Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву Пятницу, покровительницу хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы в древнерусских иконах. Почему во многих городах Руси (Новгороде, Чернигове, Москве) возводимые в ее честь церкви носили название Параскевы Пятницы на Торгу? 25. Лада. 1 час Лада (Ладо) — богиня любви, красоты и очарования. Ее общность с греческой богиней любви Афродитой. Особый культ богини в Киеве, характерные особенности изображения. Почетное место среди других божеств славянского пантеона (по поэме М. Хераскова «Владимириада»). Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества (обрядовых песнях с заклика-нием весны). Русская народная песня «А мы просо сеяли, сеяли...». Сходство героини народной сказки о Марье Моревне с Ладой. Версии происхождения имени. Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе. Лада и ее дочь Лель — воспламеняющая любовь. Поэтическое воплощение образа в стихотворении А. Н. Толстого «Лель». Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и художественном фильме «Снегурочка» режиссера П. Кадочникова. 26. Купало, Ярило, Кострома. 1 час Купало, Ярило и Кострома — персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Существующие версии происхождения их имен. Разделение функций между божествами. Купало — бог плодородия, символ летнего солнцестояния, покровитель земледельцев, собирающих урожай. Ярило — символ вызревания новых зерен на колосьях. Кострома — символ плодородия земли, воплощение растительных сил. Их близкое родство с богом-громовержцем Перуном. Отражение языческих божеств в народных обрядах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Отражение мифологических образов русалок в стихотворениях «Русалка» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова и в картине И. Н. Крамского «Русалка». Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похорон Костромы» в праздник Петрова дня. Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и в стихотворении С. Есенина «Матушка в Купальницу по лесу ходила» (по выбору).
Литература
Ю.Дидро Д. Опыт о живописи. - М., 1989. 11 .Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1989. 12.Кисилев А. Чудотворные иконы Божией матери в русской истории.-М.: Русская книга, 1992. 13.Княжицкий А., Хурумов С. Древний мир МХК. От первобытности до Рима: Учебник для 5 кл. - http://www.mhk.spb.ru/book/ 14.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - Москва: Современник, 1996. 15.Бонгард-Левина Г.М. Древние цивилизации. - М., 1989. 16.Боннар А. Греческая цивилизация. -М., 1958. П.Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. -М.,1982. 18.Петровец Т.Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 19.СД «Мировая художественная культура»
23.E-mail: festival@lseptember.ru 24.Материалы сайта о культуре Мезоамерики - www.mesoamerica.ru: |
Отчет о работе муниципального бюджетного образовательного учреждения... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Чебоксарская детская музыкальная школа №2 им.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В современной русской литературе достаточно произведений, в которых решается проблема нравственного выбора: например, проза Константина... | ||
Темы рефератов по географии Смоленщины (2012 – 2013 уч год) Особо охраняемые территории. Национальный парк «Смоленское Поозерье» Воробьёва Виктория | Шаламова Дарья Владимировна Использование инструментов долгового финансирования в инвестиционно-банковской деятельности: современные тенденции | ||
Конспект урока письма Учитель: Шаламова М. И моу бубинская средняя общеобразовательная школа, Сивинского района, Пермского края | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Береги себя для жизни!: рекомендательный указатель / Сост. С. В. Воробьёва ст. Полтавская: мкук «Полтавская сельская библиотека»,... | ||
Руководство по применению 2011 Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова... Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г | Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г.... Е. С. Воробьева – заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга», Екатеринбург | ||
Курсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе» Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —... | Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»... Ю. л воробьева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится после знакомства с произведениями Солженицына «Один день Ивана Денисовича», рассказами Варлама Шаламова («Ягоды»,... | Тестирование система «профессор» Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г | ||
Воробьёва Яна Игоревна мбоу сош «Дневной пансион-84», Учитель русского... Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного... | Учет денежных и финансовых средств предприятия Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г | ||
Концепция воспитательной работы I. Общие положения Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г | Тематика контрольных работ (для студентов заочного отделения) по... Воробьев А. Н., Воробьева М. А., Третьякова Г. Ю., Третьяков М. С., Маршала Ю. Н. Атанасов А. Г |