Пояснительная записка Кому адресована программа





Скачать 209.06 Kb.
НазваниеПояснительная записка Кому адресована программа
Дата публикации09.11.2014
Размер209.06 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Нарьян-Мара»

Рабочая программа
по Мировой художественной культуре

для 5 класса
на 2013 - 2014 учебный год

Учитель – Вайчус М.Л.


Нарьян-Мар

2013

Пояснительная записка
Кому адресована программа

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класс для общеобразовательных школ.
Основная идея программы

Приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству.
Актуальность, новизна, значимость

Мировая художественная культура (МХК) — пред­мет сравнительно новый в российской системе образо­вания, не имеющий аналогов в мире. Появление но­вых программ, учебников и пособий по МХК, повы­шенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проб­лем его преподавания в средствах массовой информа­ции — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в кото­рых рассматривается дальнейшая перспектива изуче­ния МХК в средней школе, достаточно четко опреде­ляют его место в Базисном учебном плане. В них осо­бо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.
Образовательная область данного учебного предмета

Предмет «Мировая художественная культура» является составной частью образовательной области «Искусство» базисного учебного плана.

Цели учебного предмета

Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.

Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.

Цели и задачи

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, создан­ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре­ния и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художест­венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по­нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художествен­ной культуре на протяжении ее исторического разви­тия, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, много­образии и национальной самобытности культур раз­личных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечествен­ной (русской и национальной) художественной куль­туры как уникального и самобытного явления, имею­щего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, пости­жение общих закономерностей создания художест­венного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особен­ностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.


Воспитательные цели и задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нрав­ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному твор­честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе­ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.



Сроки реализации программы

1 год

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

  1. класс. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественно­му воплощению в различных видах искусства и причи­нам изменения интерпретации на протяжении истори­ческого развития мировой художественной культуры.

Методы, формы обучения и режим занятий

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 5-м классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Система оценки достижений обучающихся

Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка фор­мирования мировоззрения. Основа, фундамент, на котором базируется ми­ровоззрение, - это знания и умения.

В связи с этим при оценке уровня знаний и умений учитываются следую­щие показатели:

  • знания учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений;

  • устойчивость знаний и умений;

  • проявление своей позиции в конкретной деятельности.

Знания и умения оцениваются по 5-ти бальной системе.
Инструментарий для оценивания результатов

Все виды опроса неразрывно связаны с беседой. Беседа с целью провер­ки знаний способствует развитию памяти и мышления ученика, развивает его интерес к занятиям, вызывает желание применять полученные знания в прак­тической деятельности.

Предлагаются вопросы-сравнения «Парадоксы искусства», они направ­лены на более близкое знакомство с отвечающим, а с другой стороны - на разрушение его стереотипных представлений об искусстве, обыденного к нему отношения.

Подчеркивая личное мнение учеников, на занятии применяется доверитель­ный диалог - «Постигаю суть мастерства».

Ученику предлагаются вопросы-тесты «Накапливаю знания». Выбор пред­полагает не только умение собеседника анализировать и различать понятия по их содержательному объему, но и классифицировать их, опираясь на свои знания выразительных средств языка искусства, его жанров, технологий, ма­териалов.

Смысл теста-контроля в том, что к вопросу предлагается несколько вари­антов ответов.

Тестовые задания как бы воспроизводят живой процесс восприятия, об­ращены к эстетическим чувствам собеседника, направлены на выявление его эмоциональной чуткости к искусству, способность выходить на обобщения. Именно в этом блоке проверяются способности ученика к образному мышле­нию, импровизации, развитость его интуиции, готовность к художественно­му процессу. Например: Какому из этих художников вы заказали бы свой пор­трет?

Тесты - задания на создание художественного образа; поиск поэтичес­ких или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприя­тия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции.

Подведение итогов подводятся в игровой форме. Через различные игро­вые моменты педагог без труда определяет степень подготовленности ре­бенка. При этом учитывается индивидуальные особенности ученика.

Игра проводится только с отчетливо-познавательной целью. Разгадай ребус, кроссворд.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету «Мировая художественная культура. 5 класс»

Требования к знаниям

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

знать/понимать:

  • мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;

  • причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.


Требования к умениям

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

уметь:

  • сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;

  • понимать искусствоведческие термины и пользовать­ся ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • аргументировать собственную точку зрения в дискус­сии по проблемам мировой художественной культуры;

  • выполнять учебные и творческие задания (эссе, докла­ды, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).


Требования компетенции

В результате изучения мировой художественной культу­ры ученик должен

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; про­фессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.


Формы контроля знаний обучающихся

В педагогической практике преподавания предмета МХК существуют различные формы контроля знаний обучающихся:

  • высказывания учеников на семинаре, «круглом столе», диспуте;

  • письменные размышления по проблеме литературного, живописного, музыкального произведения;

  • составление сравнительных таблиц;

  • собственное литературное, музыкальное, художественное творчество;

  • театрализованное представление эпохи;

  • выпуск художественного альманаха.



Учебно - тематический план

«Мировая художественная культура» 5 класс




дата

Темы

уроков

Кол.

часов

Вид

занятий

Виды деятельности

и формы




Использование ИКТ

Раздел 1. Античная мифология

1.

4.09.2013.

Введение. Что изучает мировая художественная культура.



Урок-открытие.

Беседа..

Ответы-рассуждения учащихся.




2.

9.09.2013.

Сюжеты и образы античной мифологии.



Усвоение нового материала.

Рассказ.







3.

16.09.2013.

Сотворение мира.

1ч.

Усвоение нового материала.

Рассказ




Презентация «Сотворение мира»

4.

23.09.2013.

Бог-громовержец Зевс.

Проверочная работа «Сотворение мира»

1ч.

Урок-путешествие.

Проверка знаний.

Интегрированный урок формирования знаний

Ответы-рассуждения учащихся.

Диск History 13, «7 чудес света». Отрывок 13.20-21.30

5

30.09.2013.

Окружение Зевса. Олимпийские боги.



Урок-доклад.

Формирование умений и навыков. Доклады учащихся.

Доклады учащихся.

Презентация.

6-7

7.10.2013.

14.10.2013.

Прометей-«сквозь тысячелетия вперёд смотрящий».



Усвоение нового материала.

Игра (групповая деятельность).

Фронтальный опрос учащихся. Игра. Картинка или поделка «Мой Прометей»

Мультипликационный фильм «Прометей»

8.

21.10.2013.

Проверочная работа «Окружение Зевса. Олимпийские боги»



Проверка знаний - тест










9.

11.11.2013.

Посейдон-бог морей и океанов.



Урок-лекция.

Проверка домашнего задания. Диалог

Ответы-рассуждения учащихся.

Презентация.

10

18.11.2013.


Гефест – бог огненной стихии и кузнечного ремесла.



Урок-диалог.

Защита проектов.

Подготовка и защита проектов.

Презентация.

11.

25.11.2013.

Афина-богиня мудрости и справедливой войны.



Урок-лекция

Проверка домашнего задания. Беседа. Инсценировка мифа. Работа с источниками.

Ответы-рассуждения учащихся.

Презентация.

12.

2.12.2013.

Лики Аполлона.



Урок-диалог

Применение знаний на практике.

Ответы-рассуждения учащихся.

Презентация.

13.

9.12.2013.

Музы Аполлона.



Урок-диспут.

Систематизация и закрепление знаний.

Конкурс «Что мы знаем о божественных культах и ритуалах?»

Презентация.

14

16.12.2013.


Орфей и Эвредика.

1ч.

Урок-концерт.

Слушаем музыку и смотрим картины, делимся впечатлениями.

Рисунок или поделка «Миф об Орфее».

Презентация.

15.

23.12.2013.

Проверочная работа «Аполлон и музы Парнаса»

1ч.




Систематизация и закрепление знаний.







16.

13.01.2014.

Арес (Марс)-неукротимый бог войны.



Урок-лекция.

Проверка домашнего задания. Формирование знаний




Презентация.

17.

20.01.2014.

Триумф Диониса (урок-тест).



Урок-тест.

Проверка домашнего задания. Самостоятельная работа.

Тестовые задания.

Сочинение-описание по картине Микеланджело «Вакх».




18.

27.01.2014.

Зарождение театрального искусства.

1ч.

Урок-лекция.







Презентация.

19

3.02.2014

Афродита – богиня любви и красоты.



Урок-лекция

Проверка домашнего задания. Три группы экскурсоводов с темами: «Статуи», картины «Венера и Адонис», картины «Венера и зеркало».

Задания для самостоятельной работы из учебника.

Презентация.

20.

24.02.2014.


Миф о Нарциссе и Эхо.

1ч.

Знакомство с мифом.









Презентация.

21.

3.03.2014.

В сетях Эрота.



Урок-лекция.










22.

17.03.2014.

Богиня цветов – Флора.



Урок-обсуждение.

Проверка домашнего задания. Работа с текстом.

Ответы-рассуждения учащихся.




Раздел 2. Мифология древних славян.

23.

4.04.2014.

Перун- бог грома и молнии.



Урок-лекция.

Чтение и анализ текстов. Беседа.

Ответы-рассуждения учащихся. Составить список символов и атрибутов бога Перуна.




24.

Велес.



Урок-экспедиция.

Проверка домашнего задания. Знакомство со славянским пантеоном богов. Работа с литературой.

Изобразить сцену народных гуляний, связанных с культом бога Велеса.




25-26

Дажьбог.



Урок - ролевая игра.

Проверка домашнего задания. Выступления групп: «Сказочники», «Историки», «Филологи», «Астрологи».

Придумать тему будущего проекта о боге Световиде.




27

Световид.



Лекция + консультация

Исследовательская работа учащихся. Лекция.

Проработка литературы, поиск и систематизация материала к проектной работе.




28.

Макошь.



Беседа.

Углубление знаний о славянской мифологии.

Ответы-рассуждения учащихся. Подготовить рассказ об одном из храмов на Руси, возведённых в честь Параскевы Пятницы.




29.

Лада- богиня любви и очарования.



Традиционный урок.

Проверка домашнего задания. Новый материал.

Ответы-рассуждения учащихся. Подготовить краткий рассказ о Купале, Яриле и Костроме.




30.

Купало. Ярило, Кострома.



Традиционный урок.

Проверка домашнего задания. Традиционные праздники древних славян.

Обсуждение картины. Подготовить выступления по теме: «Праздничный календарь русичей», «Языческое многобожие славян».




31-32

Языческая мифология славян.



Заключительная конференция.

Обобщение полученных знаний.

Выступления учащихся.




33

Урок –викторина «Мифология»

1ч.













34.

Выставка нашей Фантазии.



Выставка.

Подбор материала. Каждый готовит свой экспонат.

Подведение итогов.






Список литературы

(основной и дополнительной)
Литература, использованная при разработке программы

  1. Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва, Дрофа, 2010;

  2. Н.Н. Куцман Мировая художественная культура 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Волгоград, Корифей, 2011;

  3. М.С. Горюшкина, О.В. Ибрагимова, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации. Москва, Айрис-пресс, 2007.

  4. Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.

  5. Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.-М.: Правда, 1988.

  6. Ф.Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство. Соч в 2-х т., - М., 1990.

  7. Античность как тип культуры. - М., 1988.

  8. Сквозь века. - М., 1986.

  9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. - М.,1980.

  10. История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995.

  11. Мифология древнего мира. - М: Белфакс, 2002.

  12. Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. - М.: Русское слово, 1997.

  13. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - М., 1987.

  14. В.Калашников. Боги древних славян. - М.: Белый город, 2003.

  15. Д.Гаврилов, А.Наговицын. Боги славян. Язычество. Традиция. - М.: Рефл-Бук, 2002.

  16. А.Платов. Славянские руны. - М.: Гелиос, 2001.

  17. Песни, сказки, частушки. - Саратов, 1969.

  18. Г.С.Белякова. Славянская мифология. -М.: Просвещение, 1995.

  19. А.А. Потебня. Объяснения малорусских и сродных народных песен.

  20. А.Н. Нестеров. Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян. - М., 1992.


Литература, рекомендованная для обучающихся

Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология 5 класс. Москва, Дрофа, 2010




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 7 класс для общеобразовательных...
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПротоиерей Георгий Флоровский о священном Писании
Есть ли в Библии, если взять ее в целом, какая-то Весть? И кому она адресована — если адресована кому-нибудь? Призван ли каждый человек...
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка Кому адресована программа : рабочая программа...
При составлении программы использовалась «Программа базового курса «Информатика и икт» для основной школы» (авторы: И. Г. Семакин,...
Пояснительная записка Кому адресована программа iconРабочая программа по природоведению в V классе на 20
Кому адресована программа: программа для 5 класса основной общеобразовательной школы
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка программа адресована обучающимся гимназии,...
Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кому адресована программа: тип учебного учреждения (общеобразовательное, гимназия)
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному...
Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка Программа адресована учащимся 6 класса общеобразовательной...
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием...
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка. Предлагаемая рабочая программа по курсу Основы...
Предлагаемая рабочая программа по курсу Основы безопасности жизнедеятельности адресована учащимся 10-11 классам мбоу гимназия №9
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка рабочая программа адресована средней общеобразовательной...
Составлена на базе федерального стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) с использованием авторской...
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов»
Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» адресована учащимся 11 класса естественнонаучного профиля. Продолжительность курса...
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по Всеобщей...
Нове Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы...
Пояснительная записка Кому адресована программа icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по русскому...
Ного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку к умк для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной...
Пояснительная записка Кому адресована программа iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск