МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Нарьян-Мара»
Рабочая программа по Мировой художественной культуре
для 5 класса на 2013 - 2014 учебный год
Учитель – Вайчус М.Л.
Нарьян-Мар
2013
Пояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класс для общеобразовательных школ. Основная идея программы
Приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству. Актуальность, новизна, значимость
Мировая художественная культура (МХК) — предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Образовательная область данного учебного предмета
Предмет «Мировая художественная культура» является составной частью образовательной области «Искусство» базисного учебного плана.
Цели учебного предмета
Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.
Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.
Цели и задачи
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Сроки реализации программы
1 год
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
класс. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.
Методы, формы обучения и режим занятий
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе. Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Предполагаемые результаты
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 5-м классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Система оценки достижений обучающихся
Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.
Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка формирования мировоззрения. Основа, фундамент, на котором базируется мировоззрение, - это знания и умения.
В связи с этим при оценке уровня знаний и умений учитываются следующие показатели:
знания учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений;
устойчивость знаний и умений;
проявление своей позиции в конкретной деятельности.
Знания и умения оцениваются по 5-ти бальной системе. Инструментарий для оценивания результатов
Все виды опроса неразрывно связаны с беседой. Беседа с целью проверки знаний способствует развитию памяти и мышления ученика, развивает его интерес к занятиям, вызывает желание применять полученные знания в практической деятельности.
Предлагаются вопросы-сравнения «Парадоксы искусства», они направлены на более близкое знакомство с отвечающим, а с другой стороны - на разрушение его стереотипных представлений об искусстве, обыденного к нему отношения.
Подчеркивая личное мнение учеников, на занятии применяется доверительный диалог - «Постигаю суть мастерства».
Ученику предлагаются вопросы-тесты «Накапливаю знания». Выбор предполагает не только умение собеседника анализировать и различать понятия по их содержательному объему, но и классифицировать их, опираясь на свои знания выразительных средств языка искусства, его жанров, технологий, материалов.
Смысл теста-контроля в том, что к вопросу предлагается несколько вариантов ответов.
Тестовые задания как бы воспроизводят живой процесс восприятия, обращены к эстетическим чувствам собеседника, направлены на выявление его эмоциональной чуткости к искусству, способность выходить на обобщения. Именно в этом блоке проверяются способности ученика к образному мышлению, импровизации, развитость его интуиции, готовность к художественному процессу. Например: Какому из этих художников вы заказали бы свой портрет?
Тесты - задания на создание художественного образа; поиск поэтических или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприятия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции.
Подведение итогов подводятся в игровой форме. Через различные игровые моменты педагог без труда определяет степень подготовленности ребенка. При этом учитывается индивидуальные особенности ученика.
Игра проводится только с отчетливо-познавательной целью. Разгадай ребус, кроссворд. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету «Мировая художественная культура. 5 класс»
Требования к знаниям
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• знать/понимать:
мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;
причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Требования к умениям
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• уметь:
сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).
Требования компетенции
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
Формы контроля знаний обучающихся
В педагогической практике преподавания предмета МХК существуют различные формы контроля знаний обучающихся:
высказывания учеников на семинаре, «круглом столе», диспуте;
письменные размышления по проблеме литературного, живописного, музыкального произведения;
составление сравнительных таблиц;
собственное литературное, музыкальное, художественное творчество;
театрализованное представление эпохи;
выпуск художественного альманаха.
Учебно - тематический план
«Мировая художественная культура» 5 класс
№
дата
| Темы
уроков
| Кол.
часов
| Вид
занятий
| Виды деятельности
и формы
|
| Использование ИКТ
| Раздел 1. Античная мифология
| 1.
4.09.2013.
| Введение. Что изучает мировая художественная культура.
| 1ч
| Урок-открытие.
| Беседа..
| Ответы-рассуждения учащихся.
|
| 2.
9.09.2013.
| Сюжеты и образы античной мифологии.
| 1ч
| Усвоение нового материала.
| Рассказ.
|
|
| 3.
16.09.2013.
| Сотворение мира.
| 1ч.
| Усвоение нового материала.
| Рассказ
|
| Презентация «Сотворение мира»
| 4.
23.09.2013.
| Бог-громовержец Зевс.
Проверочная работа «Сотворение мира»
| 1ч.
| Урок-путешествие.
Проверка знаний.
| Интегрированный урок формирования знаний
| Ответы-рассуждения учащихся.
| Диск History 13, «7 чудес света». Отрывок 13.20-21.30
| 5
30.09.2013.
| Окружение Зевса. Олимпийские боги.
| 1ч
| Урок-доклад.
| Формирование умений и навыков. Доклады учащихся.
| Доклады учащихся.
| Презентация.
| 6-7
7.10.2013.
14.10.2013.
| Прометей-«сквозь тысячелетия вперёд смотрящий».
| 2ч
| Усвоение нового материала.
| Игра (групповая деятельность).
| Фронтальный опрос учащихся. Игра. Картинка или поделка «Мой Прометей»
| Мультипликационный фильм «Прометей»
| 8.
21.10.2013.
| Проверочная работа «Окружение Зевса. Олимпийские боги»
| 1ч
| Проверка знаний - тест
|
|
|
| 9.
11.11.2013.
| Посейдон-бог морей и океанов.
| 1ч
| Урок-лекция.
| Проверка домашнего задания. Диалог
| Ответы-рассуждения учащихся.
| Презентация.
| 10
18.11.2013.
| Гефест – бог огненной стихии и кузнечного ремесла.
| 1ч
| Урок-диалог.
| Защита проектов.
| Подготовка и защита проектов.
| Презентация.
| 11.
25.11.2013.
| Афина-богиня мудрости и справедливой войны.
| 1ч
| Урок-лекция
| Проверка домашнего задания. Беседа. Инсценировка мифа. Работа с источниками.
| Ответы-рассуждения учащихся.
| Презентация.
| 12.
2.12.2013.
| Лики Аполлона.
| 1ч
| Урок-диалог
| Применение знаний на практике.
| Ответы-рассуждения учащихся.
| Презентация.
| 13.
9.12.2013.
| Музы Аполлона.
| 1ч
| Урок-диспут.
| Систематизация и закрепление знаний.
| Конкурс «Что мы знаем о божественных культах и ритуалах?»
| Презентация.
| 14
16.12.2013.
| Орфей и Эвредика.
| 1ч.
| Урок-концерт.
| Слушаем музыку и смотрим картины, делимся впечатлениями.
| Рисунок или поделка «Миф об Орфее».
| Презентация.
| 15.
23.12.2013.
| Проверочная работа «Аполлон и музы Парнаса»
| 1ч.
|
| Систематизация и закрепление знаний.
|
|
| 16.
13.01.2014.
| Арес (Марс)-неукротимый бог войны.
| 1ч
| Урок-лекция.
| Проверка домашнего задания. Формирование знаний
|
| Презентация.
| 17.
20.01.2014.
| Триумф Диониса (урок-тест).
| 1ч
| Урок-тест.
| Проверка домашнего задания. Самостоятельная работа.
| Тестовые задания.
Сочинение-описание по картине Микеланджело «Вакх».
|
| 18.
27.01.2014.
| Зарождение театрального искусства.
| 1ч.
| Урок-лекция.
|
|
| Презентация.
| 19
3.02.2014
| Афродита – богиня любви и красоты.
| 1ч
| Урок-лекция
| Проверка домашнего задания. Три группы экскурсоводов с темами: «Статуи», картины «Венера и Адонис», картины «Венера и зеркало».
| Задания для самостоятельной работы из учебника.
| Презентация.
| 20.
24.02.2014.
| Миф о Нарциссе и Эхо.
| 1ч.
| Знакомство с мифом.
|
|
| Презентация.
| 21.
3.03.2014.
| В сетях Эрота.
| 1ч
| Урок-лекция.
|
|
|
| 22.
17.03.2014.
| Богиня цветов – Флора.
| 1ч
| Урок-обсуждение.
| Проверка домашнего задания. Работа с текстом.
| Ответы-рассуждения учащихся.
|
| Раздел 2. Мифология древних славян.
| 23.
4.04.2014.
| Перун- бог грома и молнии.
| 1ч
| Урок-лекция.
| Чтение и анализ текстов. Беседа.
| Ответы-рассуждения учащихся. Составить список символов и атрибутов бога Перуна.
|
| 24.
| Велес.
| 1ч
| Урок-экспедиция.
| Проверка домашнего задания. Знакомство со славянским пантеоном богов. Работа с литературой.
| Изобразить сцену народных гуляний, связанных с культом бога Велеса.
|
| 25-26
| Дажьбог.
| 2ч
| Урок - ролевая игра.
| Проверка домашнего задания. Выступления групп: «Сказочники», «Историки», «Филологи», «Астрологи».
| Придумать тему будущего проекта о боге Световиде.
|
| 27
| Световид.
| 1ч
| Лекция + консультация
| Исследовательская работа учащихся. Лекция.
| Проработка литературы, поиск и систематизация материала к проектной работе.
|
| 28.
| Макошь.
| 1ч
| Беседа.
| Углубление знаний о славянской мифологии.
| Ответы-рассуждения учащихся. Подготовить рассказ об одном из храмов на Руси, возведённых в честь Параскевы Пятницы.
|
| 29.
| Лада- богиня любви и очарования.
| 1ч
| Традиционный урок.
| Проверка домашнего задания. Новый материал.
| Ответы-рассуждения учащихся. Подготовить краткий рассказ о Купале, Яриле и Костроме.
|
| 30.
| Купало. Ярило, Кострома.
| 1ч
| Традиционный урок.
| Проверка домашнего задания. Традиционные праздники древних славян.
| Обсуждение картины. Подготовить выступления по теме: «Праздничный календарь русичей», «Языческое многобожие славян».
|
| 31-32
| Языческая мифология славян.
| 2ч
| Заключительная конференция.
| Обобщение полученных знаний.
| Выступления учащихся.
|
| 33
| Урок –викторина «Мифология»
| 1ч.
|
|
|
|
| 34.
| Выставка нашей Фантазии.
| 1ч
| Выставка.
| Подбор материала. Каждый готовит свой экспонат.
| Подведение итогов.
|
|
Список литературы
(основной и дополнительной) Литература, использованная при разработке программы
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва, Дрофа, 2010;
Н.Н. Куцман Мировая художественная культура 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Волгоград, Корифей, 2011;
М.С. Горюшкина, О.В. Ибрагимова, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации. Москва, Айрис-пресс, 2007.
Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.
Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.-М.: Правда, 1988.
Ф.Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство. Соч в 2-х т., - М., 1990.
Античность как тип культуры. - М., 1988.
Сквозь века. - М., 1986.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. - М.,1980.
История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995.
Мифология древнего мира. - М: Белфакс, 2002.
Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. - М.: Русское слово, 1997.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - М., 1987.
В.Калашников. Боги древних славян. - М.: Белый город, 2003.
Д.Гаврилов, А.Наговицын. Боги славян. Язычество. Традиция. - М.: Рефл-Бук, 2002.
А.Платов. Славянские руны. - М.: Гелиос, 2001.
Песни, сказки, частушки. - Саратов, 1969.
Г.С.Белякова. Славянская мифология. -М.: Просвещение, 1995.
А.А. Потебня. Объяснения малорусских и сродных народных песен.
А.Н. Нестеров. Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян. - М., 1992.
Литература, рекомендованная для обучающихся
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология 5 класс. Москва, Дрофа, 2010
|