Скачать 292.97 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Директор Института культуры ________________Е.А. Каюмова «______»________________ 2011 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИОЛОГИЯ ГСЭ.В.02 Специальность: Технология и предпринимательство
030600 1. Цели и задачи дисциплины Курс лекций «Социология» представляет собой концентрированное изложение основных параметров современного общества. Курс можно рассматривать как комплексное введение в социальные науки, позволяющее сформировать научную культуру студентов, их профессиональное мышление и язык, практическое представление о социальной реальности. Основу курса составляет социологический анализ системы взаимодействия составных частей и процессов общества. Этот анализ основан как на рассмотрении социальных фактов, так и на рассмотрении социальных моделей (теорий), их объясняющих. В курсе изложены основы теоретической социологии. Наряду с разделами общей социологии, формирующими основы знаний об обществе, в программу включены темы, посвященные отдельным отраслям социологии (социология культуры, личности, семьи, организаций, коммуникаций, методика проведения социологических исследований). Материал курса демонстрирует возможности социологической науки в сфере исследования социально-экономических процессов, учит практическому применению социологических знаний. Особенностью курса является демонстрация возможностей современных социологических теорий в понимании социальной реальности, с одной стороны, и научение студентов интерпретировать социальные факты. Для каждой темы предложены вопросы и рекомендуемая литература. Программа рассчитана на 28 часов лекционных занятий. Рабочая программа предназначена для студентов, изучающих социологию в цикле общегуманитарной и социальной подготовки. В программу включены все разделы, предусмотренные государственным образовательным стандартом РФ. Цель данного курса заключается в формировании представления о социологии как научной дисциплине, в овладении её основными понятиями и исходными методологическими принципами, современными социологическими теориями и методами эмпирического исследования. Задачи курса: раскрыть теоретические предпосылки возникновения социологии как науки, показать основные этапы становления и развития мировой и отечественной социологической мысли; сформировать представления о предметной области социологии, её целях, задачах, методах; дать представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе; представить технологию разработки программы социологического исследования; сформировать целостный образ социального мира; сформировать понимание социологии как составной части социального и гуманитарного образования. Учебная задача дисциплины: В результате изучения данного курса студент должен: - знать основные принципы и понятия социологии, некоторые основные и теоретические подходы к изучению общества и его подсистем; - уметь анализировать события и факты с позиций социологии; - иметь представление о некоторых главных социологических категориях и отраслях социологического знания. Форма контроля: Промежуточный и текущий контроль предполагает проверку реферата. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен после изучения курса по требованиям ГОС: - знать теоретические основы и закономерности социологического познания; - освоить основы социологической культуры (основные идеи, термины и понятия, знания и модели); - знать основные положения, концепции и определения, составляющие основу социологии; - иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах её формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов; - знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
3. Объем дисциплины и виды учебной работы «Безопасность жизнедеятельности»
«Технология и предпринимательство»
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Предмет и метод социологии 1. Социология как наука об обществе. Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук. Социология и история, социология и политология, социология и экономика, социология и психология.
2. История социологии
3. Социальная структура общества 1.Общество как социальная система: проблемы понимания и изучения: Системно-функциональная концепция общества Т.Парсонса. Типологии общества. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество: социологическое понимание. Формационный и цивилизационный подход к развитию общества. Современные социологические теории социально-экономической модернизации. Проблемы модернизации российского общества. 2. Системный характер организации общества. Понятие «социальная структура» и его соотношение с понятием «социальная система». Социальная структура общества и её основные элементы. Внесубъектные элементы структуры общества. Понятие «социального института». Типы институтов, их структура и содержание. Социальный контроль. Проблема развития социальных институтов, их взаимосвязь с другими компонентами социальной системы. 3. Субъектные элементы структуры общества. Понятие социальной стратификации. Сущность и основа социальной стратификации. Факторы социальной стратификации: политическая власть и социально-экономический статус. Формы социальной стратификации. Гипотезы динамики стратификации (В.Парето, П.Сорокин). Тенденции развития социальной структуры современного российского общества. 4. Интегральная модель общества в социологии П.Сорокина. Теория социальной мобильности. Формы социальной мобильности. Принципы вертикальной мобильности. Проблема индивидуальной мобильности современного общества. Понятие маргинала и факторы формирования данного типа личности. 4. Социальные институты: структура, функции, отношения 1.Определение и признаки социального института. 2.Типология социальных институтов. 3.Жизненный цикл социального института. 4.Функции и дисфункции социальных институтов. 5. Институциональная система России и реальные социальные практики. 5. Социальные группы и общности, социальные движения 1. Понятие социальной общности. 2.Массовые и групповые общности, их специфические черты. Типы массовых социальных общностей и их характеристика. 3.Понятие группы. Общество как совокупность групп, объединенных деятельностью. Большие и малые формальные и неформальные группы, группа членства и реферативная группа. 4.Динамические процессы в группе (групповая динамика). Руководство, лидерство, авторитет. Их характеристика. 5. Типология социальных групп по степени внутригруппового контроля. Большие и малые группы. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено). Первичные и вторичные группы (Ч. Кули), референтные группы (Г.Хаймепа). Внутренние и внешние группы. 6. Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства. Конформизм. Группообразующие процессы в современном обществе. 7. Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей. Территориальная общность и поведение личности. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. 8. Национально-этнические общности. Определение понятия «этническая группа» (этнос). Теория этногенеза Л. Гумилева. Типы этносов: племя, народность, нация. Этническая стратификация. Шкала социальной дистанции Э. Богардиса. Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования общества. Причины обострения межнациональных отношений. 9.Социальные движения как способ воздействия на общественное развитие. Содержание политических, экологических, национальных и др. движений в регионах России. Виды движений, лозунги и требования участников, количество и социальный состав участников. 6. Социальная стратификация и мобильность 1. Предметная область и проблематика социологической теории социальной структуры: западный и отечественный подходы. 2. Природное (естественное) и социальное неравенство. Половая, возрастная, расовая, этническая стратификация. 3. Понятие социальной стратификации, ее исторические типы. 4.Социальная мобильность: формы и каналы. 5. Концепции социальной стратификации К.Маркса и М.Вебера: сходство и различия. 6.Функционалистское прочтение социальной стратификации (Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур, Л.Уорнер, Б.Барбер). 7.Критика ключевых аргументов функционализма ( Р. Миллс). 8.Трансформация социально-классовой структуры России в условиях рыночных преобразований. 9.Феномен рассогласованности социального статуса. 10.Трансформация элит в России: обновление и преемственность. 11.Новые социальные группы в российском обществе: предприниматели, менеджеры, фермеры и другие. 12.Перспективы становления среднего класса. 7.Социология личности 1. Социологический подход в изучении личности. Сущность и структура личности. Механизмы социализации. Роль общей теории личности. Теория зеркального «Я» Дж.Мида и Ч.Х.Кули. Теория социальных ролей (Т.Парсонс, Дж.Морено). Понятия социальной роли (традиционное и в трактовке И.С.Кона). Личность как единство социальных ролей. Характеристики социальной роли по Парсонсу (эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация). Основные элементы роли: ценности, мастерство, полномочия. Гомологичные структуры социальных процессов и явлений. Основные способы регуляции человеческого поведения. Теория символического интеракционизма. 2. Личность в системе социальных связей. Социальный статус. Типология личности. Р.Мертон: социальная структура и аномия, пять реакций индивида по отношению к социальной структуре, бюрократические структуры и личность, роль интеллектуалов в бюрократических структурах. Понятие аномии у Э.Дюркгейма, Т.Парсонса. 3. Введение в социологию девиантного поведения. Основные понятия социологии девиантного поведения. Соотношение понятий «норма» ––«девиация». Вариативность подходов в изучении девиантного поведения. Девиантное поведение: показатели, состояние, основные причины. Первичная и вторичная девиация. Вариативность подходов в определении видов девиантного поведения. Девиантный случай. Девиационное отречение. Девиационная карьера. Девиационное преувеличение. Анализ криминогенной мотивации в современных условиях (по данным исследований). 4 Личность в российском обществе. Взаимосвязь русского национального характера и особенностей развития страны. Личностные типы в российской цивилизации. Современные реформы в России: необходимость, стратегия и тактика, последствия. Личность в пореформенной России. Проблемы, цели, перспективы развития российского общества с учетом глобальных тенденций. 8. Социальные взаимосвязи. Природа социальных конфликтов. Сущность и значение социального консенсуса 1. Социальное действие и взаимодействие. Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, У.А. Томас, Г. Блумер. Теории социального обмена Дж. Хоманс и др. Концепция структурированных социальных отношений П. Бурдьё: «Habitus». Обмен как основа социальных отношений. Теории социального обмена. Человеческая деятельность в теории Э. Гидденса. Рационализация действий. Теория социального действия Т. Парсонса. Неформальная коммуникация в социокультурном пространстве: слухи. Общение как социологическая проблема. 2. Социальная связь как взаимодействие субъектов социальной действительности. Структура социальной связи и её основные компоненты. Предмет связи, её устойчивость, формальный и неформальный характер, непосредственные и опосредованные особенности. Общие принципы регуляции социальных связей. 3. Социальная связь как социальное взаимодействие. Отличительные черты социального взаимодействия. Основные формы социального взаимодействия. Конфликт как форма проявления социальной взаимосвязи. Понятие конфликта, его природа и причины возникновения. Механизм протекания социального конфликта.
9. Социология конфликта
10. Социальные изменения
11. Социология организаций
|
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая... |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Данный курс является естественно-научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса,... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства,... |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель предмета — сформировать у студентов знания об истории развития балетного искусства, его основных представителях | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть | ![]() | «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением... |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных |