Рабочая программа по культуре родного края 5 класс





Скачать 359.3 Kb.
НазваниеРабочая программа по культуре родного края 5 класс
страница1/3
Дата публикации12.11.2014
Размер359.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Чубаевская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена: Согласована: Утверждена:

на заседании методсовета Заместитель директора приказом по школе №

протокол № по УВР от «_____» ___________20 от «_______»____________20 __________Л.Ф.Никифорова Директор ОУ

«_____» ___________20 ______________А.К.Димитриев

«_____» ___________20


Рабочая программа

по культуре родного края

5 класс

срок реализации_______________учебный год
Составлена на основе:

  • авторской программы Е.В.Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури".  "Культура родного края". Чебоксары: Чув.кн.издательство

  • Учебников Е.В.Енькка «Родной край», «Т=ван ен» 4, 5 классы.



Автор программы:

учитель культуры

родного края

МБОУ «Чубаевская ООШ»

Никифорова Л.Ф.
Чубаево 2012
Пояснительная записка

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.

В 1992г. в обязательный компонент школьной программы был введен предмет «Культура родного края». Предмет был введен, но возникло немало проблем: во-первых, не было четкой программы, во-вторых, не было методического обеспечения.

Поэтому я поставила перед собой задачу - создать программу, которая во- первых, способствует осуществлению главной цели учебно-воспитательного процесса - формированию зрелой личности, во-вторых, воспитание чувства любви к своей Малой Родине у школьников, воспитание нравственности и патриотизма, воспитание на приоритете общечеловеческих ценностей .

Программа рассчитан на учащихся 5 класса (1 час в неделю).
Цель программы:

Сохранить чувашскую культуру во всем ее многообразии.

Задачи программы:

1.Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства;

2. Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса;

3. Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени.

4. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.

5. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.

6. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.

7. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.

Для выполнения поставленных задач учащиеся имеют достаточные знания, умения и навыки, полученные в начальных классах на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, чувашского языка и чувашского слова.

Основные методы работы:

- словесные;

- наглядные;

Формы работы:

- экскурсии в краеведческие музеи (школьный, районный), национальный музей г.Чебоксары;

- экскурсии в разные театры Республики;

- посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла;

- изучение литературы;

- выполнение практических работ;

-выполнение лабораторных работ по предмету;

- создание творческих проектов;

- проведение выставок работ учащихся;

- создание мультимедийных презентаций;

- составление исследовательских работ;

- создание электронных программ для контроля знаний.

Формы и методы, технологии обучения

Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.

Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Практические методы: для развития практических умений и навыков.

Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.

Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).

Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать

явления.

Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.
Прогнозируемые результаты
.Учащиеся будут знать все о шитье на руках, начиная с организации рабочего места и инструментов для шитья и кончая непростыми швами (косой шов с украшениями, прямой старинный шов, ажурные швы, различные стежки); научатся вышивать, используя различные швы и их разновидности (солнце, огонь, вода, небосвод и др.); научатся бисероплетению, бисерному тканью, вышиванию бисером, будут изготовлять изделия из бисера, изготовят полный комплект чувашского девичьего наряда (одежда, головной убор, украшения).

Ожидаемый результат

Овладение знаниями и умениями, способствующими сохранению чувашской культуры, формированию заинтересованного и уважительного отношения современного ребенка к миру его дедов и прадедов, осоз­нанного восприятии детьми своей принадлежности народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за все это.

Знание истории родного края, его природных особенностей. Повышение уровня обученности школьников и качества знаний по истории, географии, биологии. Увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является история и культура на разных этапах развития.

Программа предоставляет возможность систематически использовать следующие формы изучения материала: уроки-лекции, семинары, деловые игры, путешествия в прошлое, творческие задания, экскурсии, задания индивидуального исследовательского характера, рефераты, электронные учебники, мультимедийные презентации, электронные программы для контроля знаний и т.д.

Интеграция с предметами

Чувашский язык и литература, история, музыка, физическая культура, ИЗО, география.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен уметь рассказывать:

  1. Об основании г. Чебоксары и происхождении его названия

  2. Об основании городов и районов Чувашской республики

  3. О географическом положении, климате и экологии Чувашской Республики

  4. О промышленности и занятиях, быте чебоксарцев XX века

  5. О спортивных достижениях земляков

  6. О театральном искусстве Чувашии

  7. О чувашском народном календаре и приметах погоды

  8. О религии чувашей.

  9. О создании чувашской письменности

Даты:

  1. 1269 год – дата основания г. Чебоксары

  2. 1469 год – дата первого летописного упоминания г. Чебоксары

  3. 1551 год – добровольное вхождение Чувашии в состав Русского государства

  4. 27 января 1918 года – создание чувашского театра

  5. 11 августа 1962 года – в космос отправился космонавт №3 А.Г.Николаев

  6. 2002 год – г. Чебоксары был признан победителем Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город»

  7. 2003 год – V кубок Европы по спортивной ходьбе в Чебоксарах

  8. 2003 год – Чебоксары стали «Культурной столицей Поволжья»

Термины:

1.       Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей

2.       Наука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний

3.       Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Различают профессиональное и самодеятельное искусство

Ученик должен уметь делить на группы:

  1. Чувашских народных музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные, самозвучащие

2.       Чувашских народных песен на жанры: трудовые, гостевые, молодежные, колыбельные, песни - потешки, обрядовые (свадебные, рекрутские, похоронные и др.)

3.       Города Чебоксары на административные районы: Ленинский, Московский, Калининский

Ученик должен знать, что:

  1. Чувашские мастерицы в вышивке использовали более 30 видов швов и еще около их разновидностей

  2. Чувашский театр был основан в г. Казани И.С.Максимовым-Кошкинским пьесой А.Н.Островского «Не так живи, как хочется»

  3. Чувашским языком владеет более одного миллиона человек, и он является одним из 7 крупных языков в России

  4. Новый год у древних чувашей, как у многих народов, начинался весной

  5. У древних чувашей выходным и первым днем недели была пятница

  6. В древности у каждого чувашского рода был свой знак

  7. В Чувашии работают свыше 50 музеев

  8. У чувашей была своя народная религия – язычество

  9. Гимн Чувашской Республики на слова И.Тукташ и музыку Г.Лебедева

  10. Волга делит Чебоксары на две части: большую – правобережную и меньшую – левобережную

  11. Климат Чувашии – умеренно–континентальный с отчетливо выраженными сезонами года

Знаменитые люди земли чувашской:

  1. Ф.П.Павлов – композитор

  2. В.П.Воробьев – композитор

  3. Г.В.Воробьев – композитор

  4. П.Е.Егоров – первый профессиональный художник-архитектор

  5. Ф.Мадуров – скульптор

  6. В.Нагорнов – скульптор

  7. И.С.Максимов Кошкинский – основатель чувашского театра и кино,

  8. драматург, режиссер, актер

  9. Тани Юн - одна из первых чувашских артистов

  10. И.Я.Яковлев – просветитель чувашского народа, создатель современной чувашской письменности

  11. Н.Я.Бичурин – первый ученый-востоковед России

  12. А.Н.Крылов – ученый-кораблестроитель

  13. Н.В.Федоров – президент Чувашской Республики

  14. Н.И.Емельянов – мэр г. Чебоксары

  15. В.И.Чапаев – герой гражданской войны

Памятники:

  1. Константину Васильевичу Иванову

  2. Михаилу Сеспелю

  3. Ивану Яковлевичу Яковлеву

  4. Андрияну Григорьевичу Николаеву

  5. Василию Ивановичу Чапаеву

  6. Монумент Матери – Покровительницы


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В 5 КЛАССЕ


п/п

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Тип урока

ТСО

Промежуточный итоговый контроль

Практическая часть программы

примечание

1 четверть

1.

Мой адрес. Моя семья. Мой дом




1

Комбинированный







Оформление домашнего адреса




2.

Наша школа, улица, населенный пункт. Наш район.




1

Исследование

Презентация «История школы», «Село Батеево»




План деревни




3.

Наш район




1

исследование

Презентация «Урмарский район»




Карта района




4.

Чувашская Республика. Чебоксары – столица Чувашской Республики




1

Лекция

Видеофильм «На земле чувашской», в/ф «Чебоксары – чистый и благоустроенный город»

Викторина «Чувашская Республика»

Перевод названий районов




5.

Административные районы Чувашской Республики




1

Урок изучения новой темы

Презентация «Административные районы ЧР»

Тест «Чебоксары – столица ЧР»

Пересказ текста




6.

Государственные символы




1

ИКТ

Компьютер, э/диск «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Чтение наизусть гимна ЧР

Заучивание гимна ЧР




7.

Конституция ЧР. Население ЧР.




1

Практическое занятие

э/диск «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Тестирование «Государственные символы»







8.

Природа Чувашии. Чувашия в составе России.




1

Лекция




Тестирование «Чувашия – субъект РФ», «Чувашия – родина трех космонавтов»







9.

Повторение по разделу «Мой адрес»




1
















2 четверть

10.

Культура: искусство.




1

Комбинированный













11.

Культура: наука, спорт.




1

Комбинированный













12.

Чувашское музыкальное искусство. Музыка в жизни древних чувашей.




1

Презентация

в/ф «Звенящее серебро тухьи»

Тесты 1-6

Рисование и изготовление муз.инструментов




13.

Чувашские народные песни и танцы.




1

Практическое занятие

в/ф «Звенящее серебро тухьи»

Тесты 7-11

Разучивание движений чув. Нар. танца




14.

Певцы и композиторы земли чувашской. Композиторы Урмарского района.




1

ИКТ

Компьютер, муз.центр

Тесты 12-18







15.

Современное музыкальное искусство Чувашии.




1

Заочная экскурсия

э/диск «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Тестирование «Чувашское музыкальное искусство»







16

Повторение по разделу «Культура»




1



















17.

Чувашское изобразительное искусство.




1

Заочная экскурсия

компьютер

Ответы на вопросы

Описание картин




18.

Вышивка.Ткачество.




1

Практическое занятие

в/ф «Звенящее серебро тухьи»

Тесты 1-7

Вышивка основных швов чувашской вышивки




19.

Изделия из древесины и глины, металлов и др. материалов




1

Практическое занятие

э/диск «Чебоксары – жемчужина Поволжья»




Изготовление предметов. Монументальная скульптура в творчестве скульпторов Ф.И.Мадурова, А.С.Розова, монументально-декоративные ансамбли Б.П.Черепанова, Ф.И.Мадурова.




20.

Стили народного искусства.




1

Комбинированный




Создание рисунков с использованием разных стилей

Чувашская народная песня «Линкка-линкка», русская «Во поле береза стояла», Образцы чувашского и русского узоров, пейзажей.




21.

Первые чувашские профессиональные художники.




1

Комбинированный

Презентация «Первые чувашские профессиональные художники»

Тесты 8-13

Петр Егоров - ограда «Летнего сада», Мраморный дворец в Санкт Петербурге, Церковь Успения пресвятой Богородицы в г. Пярну(Эстония).

А.А.Кокель «В чайной», «На посту», «Ликбез», «Колхозный базар».

М.С.Спиридонов «Невеста», «Пузырист», «В избе-читальне», «Ударная бригада бетонщиков»

Н.Сверчков «Старинная чувашская свадьба», «Пушкин в чувашской деревне», «Первый трактор в чувашской деревне»;

Ю.Зайцев «Акатуй», «Чувашские матери», «Смерть Тахтамана», «Свадьба», «Летчица Санюк»




22.

Современное изобразительное искусство Чувашии. Художники Урмарского района.




1

Заочная экскурсия

э/диск «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Презентация «Современное изобразительное искусство Чувашии»

Тесты 8-13

Худож.галерея




23.

Театральное искусство. Элементы театральных действий в жизни древних чувашей.




1

Комбинированный

э/диск «Чебоксары – жемчужина Поволжья».

Презентация Элементы театральных действий в жизни древних чувашей»

Тесты 1-5

Инсценировка дет.игр




24.

Чувашское профессиональное театральное искусство и киноискусство.




1

Комбинрованный

э/диск «Чебоксары – жемчужина Поволжья», Презентация «Чувашское театральное профессиональное театральное искусство и киноискусство»

Тесты 6-19







25.

Современное театральное искусство Чувашии. Артисты, выходцы из Урмарского района.




1

Комбинированный

Презентация «Современное театральное искусство

Тесты 1-19







26

Повторение «Изобразительное и театральное искусство»




1







Тестирование «Чувашское изобразительное искусство» «Театральное искусство»










27.

Чувашский язык.




1

Комбинированный

э/диск «Чебоксары – жемчужина Поволжья», презентация «Чувашский язык»

Определение особенностей чувашского языка, рисование «Языкового древа»







28.

Николай Ашмарин




1

Комбинированный

Презентация «Николай Ашмарин»

Тесты 1-8







29.

Древняя чувашская письменность и цифры, единицы измерения.




1

Комбинированный

Презентация «Древняя чувашская письменность»

Тесты 8-15

Чтение древних чув.цифр




30.

Чувашский народный календарь. Элементы экологии. Приметы о погоде.




1

Практическая работа

Презентация «Чувашский народный календарь»

Тесты 16-22

Составление календаря




31.

Первые ученые в Чувашии. Наука в современной Чувашии. Ученые, выходцы из Урмарского района.




1

Презентационный

э/диск «Чебоксары – жемчужина Поволжья»

Презентация «Ученые Чувашии»

Тесты 23-35

Составление о роде Зайцевых из с.Батеево




32.

Религия в современной Чувашии




1

Лекция

Презентация «Мировые религии»

Тестирование «Религия»

Экскурсия в церковь Казанской Божьей Матери




33

Элементы физической культуры в жизни древних чувашей. Спортивная Чувашия. Спортсмены из Урмарского района.




1

комбинированный

Презентация «История развития спорта в Чувашии»

Тестирование на тему «Физическая культура и спорт»

Составление презентации «Чуваши – олимпийские чемпионы».




34.

Повторение изученного




1

Повторение и обобщение




тестирование







35

Повторение узученного за год




1

Повторение и обобщение




тестирование






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по «Культуре родного края»
Представленная программа по культуре родного края составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconРабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов. Автор программы
Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconРабочая программа элективного курса «Искусство родного края»
Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconРабочая программа по искусству родного края разработана на основе...
РО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconРабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов на 2010-2011 учебный
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №57 города Чебоксары»
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconРабочая программа предмета «Культура родного края»
Разработана на основе примерной программы: Культура родного края. Программа для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики....
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconРабочая программа по «Искусству родного края»
Новосибирской области по предмету «Искусство» и Примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края». Данный...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconI. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края
Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconУрок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края»
«Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева»
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconРабочая программа по краеведению Разработала воспитатель средней...
...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс icon9 класс мбоу сош №17 Учитель экономики – Зиборова Н. В. Что такое экономика? Время
Оно раскрывает связь родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города,...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconТема: Лекарственные растения родного края
Выбор данной темы связан и с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитание экологически...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconКлассный час «С чего начинается Родина »
Цель: Воспитывать любовь к родной стране, малой родине, желание хранить и украшать родную землю; познакомить детей с историческим...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и...
Рабочая программа по культуре родного края 5 класс iconПояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей...
Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск