Управление образования администрации Канашского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Шибылгинская средняя
общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской республики
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на ШМО Заместитель директора Директор школы
Руководитель по УВР
______________ _________________ ______________
Михайлова А.А. Гурьев А.Г.
Протокол № _____ Приказ № ________
от «____» _________2013 г. «____» ____________2013 г. от «____» ____________2013 г. Рабочая программа
предмета
«Культура родного края»
для 5 класса
общеобразовательных учреждений
Срок реализации: 2013-2014 учебный год Разработана на основе примерной программы: Культура родного края. Программа для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики. Подготовлена Александровой (Енькка) Е.В. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования. 2004. 47 с. Допущено Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики.
Составитель: учитель КРК
МОУ «Шибылгинская СОШ»
Фёдорова Ирина Петровна 1. Аннотация к рабочей учебной программе Рабочая программа учебного предмета «Культура родного края» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики по культуре родного края, подготовленной Александровой (Енькка) Е.В. и допущенной Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики.
Этот курс является существенным дополнением к кругу учебных предметов мировоззренческого направления.
Цель предмета выражается в осознанном восприятии детьми своей принадлежности народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за всё это: «Я – чуваш – житель Чувашии – России – Земли». (Или, например: «Я – русский – житель Чувашии – России – Земли».)
Изучение предмета «Культура родного края» способствует решению следующих задач:
Сохранение чувашской культуры как элемента культуры всего человечества, как составляющей ноосферы планеты.
Реализация образовательных и воспитательных задач, общих для всех гуманитарных предметов школьного курса.
Участие в формировании современного чувашского этнического самосознания, которое предполагает:
а) возрождение, сохранение и развитие положительных черт чувашского менталитета;
б) нивелировку отрицательных черт чувашского менталитета.
Ориентация на формирование заинтересованного и уважительного отношения современного ребёнка к миру его дедов и прадедов, для которых народная культура была естественной средой существования.
Развитие избирательного критического отношения к информации современных коммуникационных средств.
Выработка определённого «иммунитета» невосприимчивости к низкопробной духовной пище и в то же время толерантного отношения к ценностям других этносов.
Учебный предмет изучается в 5 классе, рассчитан на 35 часов.
При проведении уроков используются беседы, лекции, индивидуальная работа, работа в группах, презентации школьников, защита рефератов, рабочих тетрадей и другие формы.
Итоговый контроль проводится в форме тестирования, викторины, составления кроссвордов и текстов по изученной теме или разделу. Преподавание курса ориентировано на использование учебного программно-методического комплекса, в который входят учебники на чувашском и русском языках, и дополнительная литература к разделам:
учебники:
1. Александрова Е.В. Тăван ен (Родной край): 5 класс валли. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2006.
2. В.Д.Данилов, Б.И.Павлов. История Чуашии. Чебоксары, Чувашское книжное изд-во, 2003.
2. Распределение тем по культуре родного края для 5 класса
-
Тема
| Количество часов
| Введение
| 1
| Культура: искусство, наука и спорт, религия
| 1
| Чувашское музыкальное искусство
1)Музыка в жизни древних чувашей
2)Чувашские народные песни и танцы
3)Певцы земли чувашской
4)Композиторы земли чувашской
5)Современное музыкальное искусство Чувашии
6)Известные композиторы и певцы Канашского района
| 6
| Повторение
| 1
| Чувашское изобразительное искусство
1)Изобразительное искусство в жизни чувашей
2)Вышивка. Ткачество
3)Изделия из древесины и глины, металлов и других материалов
4)Стили народного искусства
5)Первые чувашские профессиональные художники
6)Современное изобразительное искусство Чувашии
| 6
| Повторение
| 1
| Театральное искусство
1)Элементы театральных действий в жизни древних чувашей
2)Чувашское профессиональное театральное и киноискусство
3)Современное театральное искусство Чувашии
4)Известные артисты и драматурги Канашского района
| 4
| Древние научные знания
1)Чувашский язык
2)Николай Ашмарин
3)Древняя чувашская письменность и цифры
4)Древние единицы измерения
5)Чувашский народный календарь
| 5
| Повторение
| 1
| Древние научные знания
1)Элементы экологии. Приметы о погоде
2)Первые ученые Чувашии
3)Первые ученые Чувашии
4)Наука в современной Чувашии
| 4
| Религия
| 1
| Спорт
1)Элементы физической культуры в жизни древних чувашей
2)Спортивная Чувашия
| 2
| Повторение
| 1
| Всего 34 ч.
|
3. Результаты обучения:
Выполнение данных задач предмета «Культура родного края» позволяет добиться следующих результатов:
-формирование социально устойчивой, толерантной, патриоической личности:
-который осознает и сознательно поддерживает связь поколений, имеет в своем багаже морально-нравственные критерии для адекватноговосприятия любой информации – гарант социальной стабильности современного общества;
-ведет здоровый образ жизни;
-соблюдает народную трудовую этику,
-хранит семейные традиции своего народа;
-изучает исторический путь становления и развития чувашского народа;
-хранит культурное наследие чувашей.
Управление образования администрации Канашского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Шибылгинская средняя общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на ШМО Заместитель директора Директор школы
Руководитель по УВР
Михайлова А.А. Гурьев А.Г.
Протокол № _____ Приказ № ___
от «____» _________2013 г. «____» ________2013 г. от «____» _______2013г. Рабочая программа
предмета
«Культура родного края»
для 6 класса
общеобразовательных учреждений
Срок реализации: 2013-2014 учебный год Разработана на основе примерной программы: Культура родного края. Программа для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики. Подготовлена Александровой (Енькка) Е.В. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования. 2004. 47 с. Допущено Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики.
Составитель: учитель КРК
МОУ «Шибылгинская СОШ»
Фёдорова Ирина Петровна Аннотация к рабочей учебной программе Рабочая программа учебного предмета «Культура родного края» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики по культуре родного края, подготовленной Александровой (Енькка) Е.В. и допущенной Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики.
Этот курс является существенным дополнением к кругу учебных предметов мировоззренческого направления.
Цель предмета выражается в осознанном восприятии детьми своей принадлежности народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за всё это: «Я – чуваш – житель Чувашии – России – Земли». (Или, например: «Я – русский – житель Чувашии – России – Земли».)
Изучение предмета «Культура родного края» способствует решению следующих задач:
Сохранение чувашской культуры как элемента культуры всего человечества, как составляющей ноосферы планеты.
Реализация образовательных и воспитательных задач, общих для всех гуманитарных предметов школьного курса.
Участие в формировании современного чувашского этнического самосознания, которое предполагает:
а) возрождение, сохранение и развитие положительных черт чувашского менталитета;
б) нивелировку отрицательных черт чувашского менталитета.
Ориентация на формирование заинтересованного и уважительного отношения современного ребёнка к миру его дедов и прадедов, для которых народная культура была естественной средой существования.
Развитие избирательного критического отношения к информации современных коммуникационных средств.
Выработка определённого «иммунитета» невосприимчивости к низкопробной духовной пище и в то же время толерантного отношения к ценностям других этносов.
Данная программа содержит темы, включённые в тематическое содержание курса КРК:
1. Вводный курс культуры чувашского народа («Что такое культура») – для 5 класса.
2. Духовная и материальная культура Чувашии 16-19 вв.(«Родной край») - для 6-7 класса.
3. История и культура родного края 16 – 21 вв. («Родной край») – для 9 класса.
В каждом из этих разделов присутствует местный краеведческий материал. Учебный предмет изучается в 6 классе, рассчитан на 35 часов.
При проведении уроков используются беседы, лекции, индивидуальная работа, работа в группах, презентации школьников, защита рефератов, рабочих тетрадей и другие формы.
Итоговый контроль проводится в форме тестирования, викторины, составления кроссвордов и текстов по изученной теме или разделу. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шибылгинская средняя общеобразовательная школа» Канашского района
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
«Шибылгинская СОШ»
___________2013 г. ____________А.А.Михайлова
_____________ А.Г.Гурьев
Рабочая программа по предмету
«История и культура родного края»
9 класс Срок реализации 2013-2014 учебный год
Программа составлена на основе авторской программы Е.В.Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного края". Чебоксары: Чув.кн.издательство. 2004 г.
Составил: учитель культуры родного края
Фёдорова Ирина Петровна
Шибылги – 2013
Аннотация
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики одним из приоритетных направлений развития школ в республике является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.
Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. Цель программы:
Сохранить чувашскую культуру во всем ее многообразии.
Задачи программы:
1. Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства;
2. Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса;
3. Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени.
4. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.
5. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.
6. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в истории.
7. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.
Для выполнения поставленных задач учащиеся имеют достаточные знания, умения и навыки, полученные в начальных классах на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, чувашского языка и чувашского слова. Программа рассчитана на учащихся 9 класса - 34 часа (1 час в неделю). В связи с тем, что в 8 классе курс «Культура родного края не изучается», материал 8 класса включен в программу 9 класса. Я считаю, что историю чувашей со 2 по 18 века нельзя оставлять без изучения.
- стандарт: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч.II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:2004.
Государственные образовательные стандарты начального общего: основного общего: среднего (полного) общего образования в Чувашской Республике. Национально-региональный компонент.- Чебоксары:2007.
Учебник: Енькка Е.В. Родной край. История и культура чувашского народа с древних времён и до Х в.: Учебное пособие для 8 класса / Е.В.Енькка. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2010 Основные методы работы:
- словесные;
- наглядные;
Формы работы:
- экскурсии в краеведческие музеи (школьный, районный), национальный музей г.Чебоксары;
- экскурсии в разные театры Республики;
- посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла;
- изучение литературы;
- выполнение практических работ;
-выполнение лабораторных работ по предмету;
- создание творческих проектов;
- проведение выставок работ учащихся;
- создание мультимедийных презентаций;
- составление исследовательских работ;
- создание электронных программ для контроля знаний.
Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:
- домашние задания.
- разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)
- подготовка сообщения по теме - выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;
- участие в олимпиаде, в конференции.
- защита мини - рефератов,
- защита проектов;
- написание сочинений
Итоговой формой контроля является тестовая работа, контрольная работа Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
1) Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся культуре родного края. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2)степень осознанности, понимания изученного;
3)языковое оформление ответа. Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры;
3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Интеграция с предметами
Чувашский язык и литература, история, музыка, физическая культура, ИЗО, г |