Скачать 154.51 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) __________________________ «____» _______________2011г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДПП.В.00 Проблемы духовного развития личности (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цель и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных проблемах духовного развития личности и некоторых путях их решения в системе современного образования. Задачи курса: - ознакомление студентов с философско-педагогическими подходы к формированию духовной культуры человека и общества; - рассмотрение возможностей светской культуры как среды, формирующей личность; - исследование воспитательного потенциала традиционных духовных практик (иудейской, мусульманской, буддистской и христианской педагогик); - выявление особенностей воздействия на личность нетрадиционных духовных практик. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Требования к знаниям: - знать актуальные проблемы духовного развития личности; - знать педагогические возможности светской и религиозной культуры в целях духовного развития школьников; - знать особенности воздействия на человека нетрадиционных духовных практик. Требования к умениям: - уметь интегрировать знания общекультурного и психолого-педагогического блоков для решения задач духовного развития школьников; - уметь проникнуть в сущность духовных практик с целью их анализа и принятия решения в интересах школьников; - умение строить педагогические отношения с учетом национальных особенностей школьников. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Тематический план
4.2 Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Философско-педагогическое осмысление мира. Тема 1. Феномен человека. Истоки духовной культуры человека и общества. (1 ч.) Проблема кризиса современного российского и мирового социума. Перспективы развития образования: переход от стратегии, ориентирующейся на адаптивные процессы, к стратегии с установкой на саморазвитие личности. Проблема смены аксиологических ориентиров развития человека и общества: роль СМИ, семьи, образования, западных ценностей. Понятие культуры, духовности (светской и религиозной). Культура этноса. Роль преемственности и традиций в постиндустриальном обществе. Роль религии в формировании мировоззрения. Древние формы религии: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм. Духовный мир славянских времен. Человек как душевная и духовная реальность. Человек в специальных пауках (философия, социологии, психология, педагогика и др.). Христианская антропология. Изображение человека в искусстве и литературе. Антропология как учение о человеке. Проблема целостного и частичного описания человека в психологии. Ценностные ориентации личности (светские и религиозные). Тема 2. Человек в философском понимании и в общественных отношениях (1ч.). Философский анализ феномена человека (натуралистическая и социолизаторская концепции). Средневековая философия о человеке. Открытие индивидуальности в эпоху Возрождения. Человек в философии Нового времени. Европейские и восточные образы тела и плоти, духа и души. Потребности человека и смысл жизни. Мораль и право. Ценностные претензии окружающих, простейшие нравственные запреты, их универсальность. Абсолютный смысл нравственных постулатов. Имморализм и теория «сверхчеловека» Ницше. Метафизика пола. Любовь. Исторические определения любви. Смысл любви. Виды любви. Вера и надежда. Феномен веры. Религиозная и нерелигиозная вера. Социальный идеал и футурологическая культура. Теория «Двойника и Собеседника» А. Ухтомского. Раздел 2. Светская культура как среда, формирующая личность. Тема 3. Изобразительное и музыкальное искусство (1ч.). Серебряный век русской культуры (конец XIX начало XX вв.)-Абстракционизм и символизм изобразительного искусства начала XX в. Стиль «модерн» в архитектуре. Деятельность объединения «Мир искусства». Древнерусское церковное искусство. Мозаика. Фреска. Иконопись. Вклад русских и советских музыкантов и композиторов в отечественную и мировую культуру. Стилевые особенности современного музыкального искусства. Рок: за и против. Музыка в системе храмового искусства. Колокольная музыка. Русская духовная музыка. Знаменный распев. Тема 4. Воспитательный потенциал современного литературного прогресса (1ч.). Философско-педагогическое осмысление современного литературного процесса. XX век как литературная эпоха. Особенности (жанровые и стилистические) современного литературного процесса. Открытие литературы русского зарубежья. Новые имена и современной мировой и российской литературе (по выбору). Раздел 3. Традиционные духовные практики: история и современность. Тема 9. Особенности иудейского воспитания (1ч.). Мессианские ожидания и отношения к деторождению в еврейских семьях. Роль воспитания, его направленность. Ветхий Завет о воспитании подрастающих поколений и устройстве семьи. Законническое направление воспитания и институт фарисеев. Основные средства воспитания в иудаизме. Тема 10. Специфика воспитания в исламе (1ч.). Человек в исламе. Коран о воспитании. Исламское благочестие. Мистицизм в исламе. Ислам сегодня. Тема 11. Аксиологические основания буддийской педагогики (2ч.). Буддизм как философия, религия и образ жизни. Веды. Человеческое бытие как страдание. Путь избавления от страданий. Концепция личного нравственного самосовершенствования. Учение о переселение бессмертной души и закон Кармы. Понятие нирваны. Кришнаизм. Теософия. Тема 12. Культурные ценности христианской педагогики (2ч.). Предмет и основные понятия христианской педагогики. Христианское учение о воспитании. Христианская педагогика в творениях святых отцов и учителей Церкви. Апостольские учения святых: Варнавы, Климента Римского, Игнатия Богоносца и других в свете христианской антропологии. Библия - священная книга христиан. Основные этапы истории Библии. Состав и структура Библии. Библия как откровение и «сокровение». Символические основания и архетипы Библии. Нравственное учение Библии. Раздел 4. Нетрадиционные духовные практики. Тема 16. Псевдохристианские культы (1ч.). Свидетели Иеговы: история секты, средства возникновения, религиозные взгляды, отношение к власти. Церковь объединения: основание секты С. Муном, методы вербовки, миссионерско-педагогическая деятельность (учебники «Мой мир и я»; обучающе-вербующие семинары для учителей). Тема 17. Оккультные течения как разновидность духовных практик. Сайентология и дианетика (1ч.). Причина ангажированности на современном этапе российского социума оккультными течениями. Магия. Спиритизм. Астрология. Теософия. Антропософия. Отношение христианства к оккультизму. Л.Р. Хаббард и его «современная наука душевного здоровья». Сайентологические практики «посвящения», «личностного теста», «отряд реабилитационных проектов», бюллетень «Хорошие новости» и др. Этическая сторона сайентологии. Сайентология и религия. Манипуляционные технологии. Отсечение от семьи. Коммерческая деятельность секты. 5.Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6. 1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочая программа по данному курсу, составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ПФ ТГПУ. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс с выходом в Internet, видеомагнитофон, телевизор. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Основные формы организации обучения: многообразие тем, их синтетичность требуют применения различных форм и методов ведения занятий. проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций, лекций-бесед, лекций вдвоем (преподаватель и специалист в области этнологии)); лекции уместны в изучении сложных мировоззренческих вопросов. Спорные вопросы - смысл жизни, судьба человека, понимание свободы - лучше изучаются в диспутах или мини-конференциях. Изучение вопросов, связанных с межнациональным общением, рефлексией произведений литературы и искусства, целесообразнее организовать в форме заслушивания кратких сообщений или «диалога культур». Особое внимание отводится работе с текстами (Библия, Коран, русская философская мысль). Отдельные занятия эффективнее проводить в музеях, выставочных залах, на лекциях-концертах в филармонии. Этим достигается воспитание интереса к подлинникам искусства, сопричастность творчеству, формируется потребность посещать учреждения культуры, усваиваются правила поведения; промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, сбор и анализ практического материала в СМИ, ведение словаря, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 8.2. Методические указания для студентов Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. 1. Магия и духовность. 2. Спиритизм и духовность. 3. Астрология и духовность. 4. Теософия и духовность. 5. Антропософия и духовность. 6. Этическая сторона сайентологии. 7. Менониты как деноминация протестантизма. 8. Баптизм как деноминация протестантизма. 9. Кваперы как деноминация протестантизма. 10. Методизм как деноминация протестантизма. 11. Мормоны как деноминация протестантизма. 12. Адвентизм как деноминация протестантизма. 13. Свидетели Иеговы как деноминация протестантизма. 14. Пятидесятники как деноминация протестантизма. 15. Религиозные сюжеты в художественной культуре итальянского ренессанса. 17. Основные этапы истории Библии. 18. Содержание и структура Библии. 19. Культурно-историческое различие между западным и восточным христианством. Примерная тематика рефератов Тематика рефератов и курсовых работ по православной, католической, протестантской, буддийской, мусульманской и иудейской педагогике с библиографическими приложениями. Примерный перечень вопросов к зачету
Программа составлена для специальности 031300.00 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью. Программу составили: ассистент кафедры социальной педагогики ___________Шварева О.В. к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ___________Яковлева А.Г. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №_______от ______________2011 г. Зав. кафедрой социальной педагогики ___________Яковлева А.Г. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ Председатель методической комиссии Педагогического факультета __________Яркина Т.Н. Согласовано: Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю. |
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | Учебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается... Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных... | ||
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается... Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи | Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция... Данный курс изучает закономерности и отклонения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования... | ||
Программа дисциплины дпп в. 00 Профилактика вич/спида в учреждениях... Дисциплина «Профилактика вич/спида в учебных заведениях» имеет своей целью рассмотрение практических аспектов планирования и организации... | Программа дисциплины дпп. Ф. 14 Основы психологии семьи и семейного... Раскрыть основы воспитания детей, влияние родительских установок на личность ребенка | ||
Рабочая программа дисциплины б. 3 В организационное поведение (указывается... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины б дв товарная политика (указывается... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины б дв организация и проведение закупок... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа Дисциплины дс. 08 Проблемы квалификации преступлений... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и... | ||
Рабочая программа дисциплины б. 3 Д. В. 4 Экономика и управление... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (фгос) впо и... | 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины... В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... | ||
Магистерская программа «Автомобильный сервис» Аннотация дисциплины... Целью изучения дисциплины является: получение студентом теоретических и практических знаний по Современным проблемам и направлениям... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... |