Практики, НИР
| Учебная практика
|
| Научно-исследовательская работа
|
| Научно-исследовательская работа
| Научно-исследовательская работа
Аннотация Научно-исследовательская работа (НИР) относится к циклу М3. «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский язык и межкультурная коммуникация» по направлению подготовки 032700 «Филология», и предусмотрена для магистрантов I курса во II семестре, II курса в III семестре.
Научно-исследовательская работа магистранта проводится под руководством преподавателей кафедры русского языка факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ.
Основная цель научно-исследовательской работы – формирование и развитие общекультурных и профессиональных умений организации и реализации научного исследования для подготовки к написанию и защите магистерской диссертации.
Задачи выполнения и контроля научно-исследовательской работы магистрантов:
- формирование умения планировать научно-исследовательскую работу, включающего ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области, выбор темы исследования, составление графика;
- формирование умения писать реферат или аналитический обзор по избранной теме;
- формирование умения выдвигать научную гипотезу;
- формирование умения собирать, систематизировать и анализировать материал для исследования;
- формирование умения выбирать и обосновывать метод исследования;
- формирование умения планировать и проводить эксперимент;
- формирование умения составлять отчет о научно-исследовательской работе;
- формирование умения публично защищать выполненную научно-исследовательскую работу.
Основной формой проведения научно-исследовательской работы является выбор темы исследования и ее обоснование, сбор и систематизация материалов, подготовка к написанию магистерской диссертации.
В процессе проведения НИР у магистрантов формируются следующие компетенции:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).
по видам деятельности в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры:
научно-исследовательская деятельность:
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7);
готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-14);
способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов (ПК-18).
В результате выполнения научно-исследовательской работы в соответствии с учебным планом магистрант должен:
знать:
- основные принципы отбора и систематизации материала для исследования;
- требования к библиографическому описанию литературы по теме исследования;
- требования к оформлению научного отчёта;
- требования к презентации результатов научного исследования.
уметь:
- обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями;
- выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;
- обосновывать актуальность, теоретическую и практическую
значимость избранной темы научного исследования;
- проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой и графиком;
- представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи, доклада, презентации.
владеть:
- современными методами проведения научного исследования.
Программой дисциплины предусмотрены следующие основные формы научно-исследовательской работы магистранта:
диссертационный семинар, продолжающийся на регулярной основе в течение 2-3 семестров;
подготовка выпускной квалификационной работы магистра (ВКРМ) – индивидуальная работа с научным руководителем;
самостоятельная академическая активность в различных форматах – написание научных статей (как по теме ВКРМ, так и по другим темам), работа в научных коллективах, участие в научно-образовательных проектах, доклады на научных конференциях, участие в круглых столах и дискуссиях, участие в организации и проведении научных мероприятий.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 28 зачетных единиц, 1008 часов.
| Производственная практика
|
| Научно-исследовательская практика
| Производственная практика
Научно-исследовательская практика
Аннотация Научно-исследовательская практика является частью цикла М3. «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский язык и межкультурная коммуникация» по направлению подготовки 032700 «Филология». По учебному плану практика является рассредоточенной, организуется для магистрантов I курса.
Практика реализуется кафедрой русского языка факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ.
Основная цель научно-исследовательской практики – формирование профессиональных умений организации и реализации научного исследования.
Задачи научно-исследовательской практики
● формирование устойчивого интереса к проведению научных исследований;
● формирование и развитие у магистрантов профессионально значимых качеств личности, отвечающих современным требованиям;
● развитие способностей к исследованию;
● выработка творческого, дифференцированного и исследовательского подхода к научно-исследовательской деятельности;
● углубление и закрепление знаний, полученных при изучении теоретических курсов;
● формирование профессиональных умений формулировать задачи исследования, составлять план исследования, вести библиографическую работу с применением компьютерных технологий, собирать, анализировать и обобщать материал для исследования, анализировать научную литературу, проводить эксперимент и описывать его результаты, разрабатывать оригинальные научные идеи для подготовки магистерской диссертации;
● развитие умений применять адекватные приёмы исследования и обработки фактического материала (в том числе современных лингвистических технологий);
● формирование навыков творческого поиска источников научной информации и представления результатов исследования в виде статей, рефератов, докладов, включающих различные формы обобщения;
● получение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в работе коллективов исследователей.
Процесс прохождения научно-исследовательской практики направлен на формирование следующих компетенций:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).
способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7);
владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);
способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);
способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);
готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-14);
умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16);
способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов (ПК-18);
владение навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций (ПК-20);
владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы (ПК-21).
В результате прохождения практики магистрант должен:
Знать:
• требования, предъявляемые к оформлению научного отчёта;
• принципы построения и редактирования научного текста;
• критерии оценки научного текста.
Уметь:
• составить библиографическое описание по заявленной теме исследования;
• написать научный отчет по результатам проведённого исследования.
Владеть:
• навыками организации и проведения научного исследования;
• навыками письменного и устного изложения результатов собственного исследования и участия в научной дискуссии;
• навыками участия в работе научного коллектива;
• навыками использования электронных технологий в научной работе.
Программой практики предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме опроса, индивидуального собеседования по результатам самостоятельного исследования, промежуточная аттестация в форме зачета по итогам защиты отчета по практике.
Программой практики предусмотрены лекционные занятия (10 часов), практические работы (50 часов), сбор и систематизация материалов (86 часов), самостоятельная работа студента (66 часов).
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов (4 недели).
| Педагогическая практика
| Учебная практика
Педагогическая практика
Аннотация Педагогическая практика является частью цикла М3. «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский язык и межкультурная коммуникация» по направлению подготовки 032700 «Филология». По учебному плану практика является рассредоточенной, организуется для магистрантов II курса (III семестр).
Практика реализуется кафедрой русского языка факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ.
Основная цель педагогической практики – формирование профессиональных умений преподавателя иностранного языка (в частности, русского языка как иностранного) на основе теоретической и практической подготовки в ходе усвоения материала курсов «Компьютерная лингводидактика», «Современные образовательные технологии», «Преподавание русского языка как иностранного», «Практикум по культуре речевого общения I. Ч. 1 – 2» и «Практикум по культуре речевого общения II. Ч. 1 – 2».
Задачи научно-педагогической практики
● формирование устойчивого интереса к профессии преподавателя;
● формирование и развитие у магистрантов педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, отвечающих современным требованиям;
● развитие педагогических способностей;
● выработка творческого, дифференцированного и исследовательского подхода к педагогической деятельности;
● углубление и закрепление знаний, полученных при изучении теоретических курсов.
Процесс прохождения научно-педагогической практики направлен на формирование следующих компетенций:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9);
владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам (ПК-10);
способность к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы (ПК-11);
умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16);
знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17);
умение планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им (ПК-19);
владение навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций (ПК-20).
В результате прохождения практики магистрант должен:
Знать
• международные стандарты в области разработки обучающих электронных средств;
• методику применения информационных технологий в обучении иностранным языкам;
• интернет-ресурсы, используемые в обучении языкам;
• принципы использования технологий вики, ботов, блогов, конкордансов, корпусов, RSS и др. в обучении языкам;
• принципы организации дистанционного обучения;
• критерии оценки обучающих программ;
• принципы разработки лингвистического контента для обучающих программ.
Уметь
• планировать учебную и воспитательную работу на период педагогической практики;
• проводить на высоком научно-методическом уровне занятия, используя при этом разнообразные формы и методы для руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся;
• изучать личность учащегося и коллектив группы в целом с целью диагностики и прогнозирования их развития и воспитания;
• осуществлять анализ и самоанализ проведённых учебных занятий;
• составлять сценарий для обучающей программы;
• выбирать обучающую программу для конкретного курса.
Владеть
• навыками проведения занятий;
• навыками использования электронных технологий в обучении.
Программой практики предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме проверки плана практики и планов отдельных занятий, промежуточная аттестация — в форме зачёта.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов (4 недели).
| |