Тематический план





Скачать 259.01 Kb.
НазваниеТематический план
страница1/3
Дата публикации21.07.2013
Размер259.01 Kb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Культура > Тематический план
  1   2   3
Тематический план.

Педагогика начального образования (Теория обучения детей младшего школьного возраста)

(нормативный срок обучения 3 года)


Всего часов по ГОС: 191 часов: 140 переаттестация, 26-ауд. ; 25-самост.

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Наименование разделов и тем.

Лекц.

Практ.

Лаб.

Самост.

Индивид.

16ч.

10ч.




25ч.




I. Введение. Человекознание как отрасль педагогики. Соотношения «мир-человек» и «человек-мир».

2







2




II. Дидактика как теория обучения. Движущие силы процесса обучения. Историко-педагогический аспект. Сущность основных категорий дидактики.

2







2




III. Процесс обучения: его целостность и системность. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения. Технологии обучения.

2







2




IV. Диалектика целей обучения. Характеристика процесса обучения в его системно-целостной организации.

2

2




1




V. Принципы реализации педагогического процесса в его системной целостности.

2

2




2




VI. Содержание общего образования.

2

2




2




VII. Функции процесса обучения.










3




VIII. Технологии процесса обучения.

2

2




1




IX. Формы организации процесса обучения.




2




2




X. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.










3




XI. Результаты качества обучения, их диагностика и оценка.

2







2




XII. Формирование субъектной позиции школьника в процессе обучения.










3




Всего:

16

10




25






Содержание учебной дисциплины.

Дисциплина Педагогика начального образования (Теория обучения детей младшего школьного возраста).


№№

Наименование темы, раздела.

Содержание учебного материала (федеральный, региональный, профессиональные компоненты, научные изыскания преподавателей).

Рекомендуемый перечень самостоятельных работ.

I.

Введение. Человекознание как отрасль педагогики. Соотношения «мир-человек» и «человек-мир». Системно-целостное познание мира. Сущностные проявления человека: индивидуум – индивид – субъект - личность и индивидуальность.

I. 1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. – Избр. психологич. тр. : в 2-х т. /Под. ред. А. А. Бодалева и др. –М. , 1980.

2. Осмыслить сущность понятий: индивидуум, индивид, субъект, личность, индивидуальность

II.

Дидактика как теория обучения: сущность, движущие силы, закономерности образовательного процесса. Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции: традиционная дидактическая система, педоцентристская дидактика. Становление современной дидактической системы. Сравнительный анализ традиционного обучения и современной дидактической системы: диалектика целей, содержания, методов обучения, организационных форм, результатов педагогического процесса и соотношения преподавания и учения.

I. 1. Работа с учебником (по выбору): Загвязинского В. И. ., под ред. П. И. Пидкасистого, Подласого И. П. и др.

2. Изучить главу, проработать вопросы.

III.

Процесс обучения: его целостность и системность. Двусторонний характер процесса обучения. Целостность и системность процесса обучения (Ю. К. Бабанский), системно-структурная организация процесса обучения (П. И. Пидкасистый), системно-целостная структура процесса обучения (В. А. Вединяпина). Преподавание как деятельность учителя. Учение как субъектное самоосуществление ученика в процессе обучения. Педагогические технологии как взаимосвязь и взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения, в процессе приобщения учащегося к познанию окружающего мира. Самоориентация, самовыражение, самореализация, самосознание, самооценка школьника в педагогическом процессе.

  1. Работа с учебником: Ю. К. Бабанский; под ред. П. И. Пидкасистого, Г. М. Коджаспировой и др.

  2. Проанализировать различные структурные организации процесса обучения.

  3. Объяснить сущность понятий: целостность и системность.

IV.

Характеристика процесса обучения в его системно-целостной организации. Диалектика целей обучения.

Цели обучения, их объективная и субъективная обусловленность. Обогащение их содержания в системно-целостном осмыслении соотношения «мир-человек», «человек-мир». Развитие, воспитание, обучение, образование и формирование школьника в педагогическом процессе. Педагогические цели и образовательные стандарты. Цели, ориентированные на освоение социокультурных достижений человечества, развитие и формирование взаимосвязей и взаимодействий «мир-человек», «человек-мир» и проявление свойств и процессов самоосуществления человека с ориентацией на общечеловеческие ценности.

  1. Дать анализ системно-целостной организации педагогического процесса по модели в учебнике «Педагогика» по ред. П. И. Пидкасистого, по модели В. А. Вединяпиной, выделить сильные и слабые стороны.

  2. Осмыслить понятийный аппарат по данной теме: развитие, воспитание, обучение, образование и формирование, их цели.

V.

Принципы реализации педагогического процесса в его системной целостности.

Понятие сущности принципа. Принципы соотношения «человек-мир» и «мир-человек». Универсальный характер принципов: природосообразность, гуманизация, культуросообразность, социализация и демократизация. Сущность принципа природосообразности в педагогическом процессе(Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский), соотношение «человек-природа» в системно-целостной сопряженности «человек-мир». Гуманизация педагогического процесса, философское и историко-педагогическое осмысление соотношений «человек-человек» в системно-целостной сопряженности «человек-мир» и «мир-человек». Культуросообразность как принцип освоения человеком определенных культурных достижений человечества в процессе жизнедеятельности, жизнетворчества. Принцип социализации как приобщения человека к духовным достижениям сосуществования человечества, его сообщества. Демократизация как принцип возможности участия в самоуправлении и в самоосуществлении человека и мира с ориентацией на высшие ценности. Сопряженность целей, принципов, самоориентации школьника в педагогическом процессе.

  1. Ознакомиться с «Великой дидактикой» Я. А. Коменского (принцип природосообразности: суждения о потребностях).

  2. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении.

  3. Ознакомиться с сущностью понятия: социализация. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. –М. , 1997. –гл. I.

  4. Рассмотреть сущность понятий природосообразность, гуманизация, культуросообразность, социализация и демократизация в сравнительном плане (энциклопедический словарь, философский словарь, педагогический словарь) (М. , 2000)

VI.

Содержание общего образования как фундамент базовый культуры личности. Понятие и сущность содержания образования. Содержание образования и его исторический характер. Источники и факторы формирования содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: государственный образовательный стандарт, базисный учебный план средней общеобразовательной школы, учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Тенденции вариативного образования в России.

  1. Концепция модернизация российского образования на период до 2010г.

  2. Государственный образовательный стандарт.

  3. Сравнительный анализ вариативных учебных планов.

  4. Изучить принципы обучения в системе Л. В. Занкова (Дидактика и жизнь).

VII.

Функции процесса обучения.

Связь функций обучения с целями педагогического процесса: развивать, воспитывать, обучать, образовывать и формировать. Реализация функций обучения в содержании образования. Развивающая функция обучения: её теоретические основы (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков) и их реализация в практике общеобразовательной школы. Воспитывающие функции педагогического процесса, её ценностные ориентации, её реализация в практике школы. Обучающая функции, её сущность. Дидактические основы её осуществления в системно-целостном педагогическом процессе. Содержание образовательной функции педагогического процесса. Основные направления её реализации. Формирующая функция обучения как уровень определенной завершенности, результативности педагогического процесса. Уровни и критерии реализации формирующей функции обучения. Самовыражение учащихся в их отношениях к процессу обучения, его функций во всей его системной целостности.

  1. Сравнительный анализ учебников по программе 1-4,по системе Занкова Л.В. , по системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

  2. Анализ учебника с позиции развивающего обучения, с позиции воспитывающего обучения и т. д.

VIII.

Методы и средства процесса обучения.

Понятие и сущность метода обучения. Историко-педагогический аспект методов обучения. Классификация методов обучения, их многомерность. Соотношение методов обучения и педагогического сотрудничества. Средства обучения, их классификация. Средства материализации умственных действий. Самореализация учащихся в процессе обучения: освоение системы научных знаний, способов познавательной деятельности и развитие внутренних потенциальных сил в осуществлении творческой деятельности.

1. Педагогика /Под. Ред. П. И. Пидкасистого. –М. , 2002, др. учебники по педагогике.

IX.

Формы организации процесса обучения в школе.

Понятие о формах обучения, о формах организации учебного процесса, их классификация. История развития форм организации обучения: индивидуальная форма обучения, индивидуально-групповая, классно-урочная форма обучения и её основные признаки, белл-ланкастерская система обучения, маннгеймская система обучения, система Дальтон-план, план Трампа. Многообразие форм обучения в классно-урочной системе. Типы и структура уроков. Организация учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Роль монолога и диалога в процессе обучения. Педагогическое сотрудничество в процессе обучения, условия его эффективности. Педагогическое сотрудничество как дидактическая основа самореализации учащегося. Подготовка учителя к уроку: тематическое планирование, поурочное планирование.

  1. Раскрыть признаки урока как формы обучения, обеспечившие ему жизненность, наибольшую приемлемость как основной формы обучения.

  2. Изучить историю урока в сравнительном плане с различными формами организации обучения.

X.

Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Самостоятельная учебная деятельность учащихся, её уровни: репродуктивная (воспроизводящая), поисковая (продуктивная) и творческая (эвристическая). Многообразие видов самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на каждом из уровней её осуществления. Самостоятельная работа учащихся с учебником и книгой ( на уровнях репродуктивной, поисковой и творческой учебно-познавательной деятельности школьников). Самосознание как показатель результативности процесса обучения во взаимосвязи со всеми показателями системно-целостного самоосуществления учащегося в педагогическом процессе: самоориентации, самовыражения, самореализации и самооценки.

Самосознание как уровень миропонимания учащегося: знания о мире и знания и знаниях; знание как содержание и как метод дальнейшего познания, умения, навыки и методы научного познания; уровень развития личных психических процессов и свойств, способствующих углублению миропонимания, осмыслению образа мира и образа человека в их системно-целостной взаимосвязи и адекватном взаимодействии.

  1. Разработать комплекс самостоятельных работ учащихся начальной школы по степени их усложнения (учебный предмет - по выбору, тема – по выбору, учебник – по выбору).

XI.

Результаты обучения, их диагностика и оценка.

Сущность результатов обучения в системной целостности педагогического процесса. Многомерность результатов обучения, их соотношение с преподаванием(деятельностью учащихся) и педагогическими технологиями взаимосвязи и взаимодействия процессов преподавания и учения. Методы и формы диагностики результатов процесса обучения. Рефлексия учителя, оценка деятельности учащихся и их самооценка – доминанты педагогического процесса.

  1. Описать и апробировать различные методики изучения и анализа результатов обучения.

  2. Дать анализ методик, используемых в процессе учебно-педагогической практики (В. А. Вединяпина Учебно-педагогическая практика студентов. Борисоглебск, 2003).

XII.

Формирование субъектной позиции школьника в процессе обучения.

Соотношение «мир-человек» и«человек-мир», сопряженность человека как субъекта с культурой. Характеристика субъектных проявлений человека. Диалектика субъектного становления человека (проявления «Я сам!») во всех сферах его внутреннего развития. Соотношение субъектной и личностной позиции школьника в процессе обучения. Дидактические основы проявления и формирования субъектной позиции учащегося в системно-целостном процессе обучения.

Изучить проявления учащимися субъектной позиции в учении, систематизировать характерные признаки их.

Основные понятия, анализируемые в дидактике.
Основные философские понятия: бытие, сознание, противоречия, сущность, целостность, системность, взаимосвязь, деятельность, количество и качество и др.

Общие понятия педагогики: педагогика, воспитание, педагогическая действительность, педагогическая деятельность и др.

Специфические понятия дидактики: преподавание и учение, технология обучения, учебный предмет, содержание образования, методы и средства обучения, урок и др.

Понятия смежных наук: генетика (генотип, фенотип, наследственность, онтогенез и др. ), психология (восприятие, ощущение, внимание, воля, потребности, способности и др. ), социология (субъект, личность, образовательное пространство, социализация, среда и др. ), аксиология (ценности, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, духовно-нравственные ценности)

Основная учебная литература.

  1. Вергелес Г.И., Конева В.С.Дидактика.- М.: Высшая школа,2006. – С.250.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». –М. , 1996.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Начальная школа. -2002. -№4.

  4. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки школьников. –М. , 1984.

  5. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. –М. , 1995.

  6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. –М. , 1956.

  7. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. –М. , 1982.

  8. Дмитриев А. В. , Дмитриев Ю. В. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. –М. , 1998.

  9. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. –М. , 2001.

  10. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М. , 1990.

  11. Каменская Е.Н.Педагогика.- М.:Дашков и К,2007.- С.170.

  12. Коджаспирова Г. М. Педагогика. –М.: ВЛАДОС, 2004.

  13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000.

  14. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубежеXXI века. –М. , 1998.

  15. Осмоловская И.М.Дидактика.- М.:Академия,2006.

  16. Педагогика / Под ред. проф. Л.П. Крившенко.- М: Проспект,2005.- С.310

  17. Педагогический энциклопедический словарь.- М., 2002.

  18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. – М. , 1999.

  19. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. Третье изд-е. –М., 2004.

  20. Подласый И. П. Педагогика. –М. , 1996 (2004)

  21. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. –М.: ВЛАДОС,2001.

  22. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В2кн. –М: ВЛАДОС, 2003.

  23. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов вузов. –М. , 2001.

  24. Сластёнин В. А. , Исаев И. Ф. , Шиянов Е. Н. Педагогика. – М. , Академия, 2002.- с.185.

  25. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И. С. Якиманская. М. , 1996.


Дополнительная литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? - М., 1986.

  2. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. –М.,1982.

  3. Зак А.З. Как ребенку стать умнее. – М.: Владос, 1997. – 200 с.

  4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М.,1990.

  5. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. –М. , 1979.

  6. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. –М. , 1997.

  7. Культура современного урока /Под ред. Н. Е. Щурковой. –М. , 1997.

  8. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. –М. , 1991

  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М. , 1975.

  10. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах.- М.: Кнорус,2006.- С.78.

  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –М. , 1989.

  12. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. –Волгоград, 1994.

  13. Эльконин Д. Б. Психология игры. –М. , 1994.



ОПД Ф.03 Педагогика начального образования (Теория обучения детей младшего школьного возраста).
Составитель: Вединяпина В. А. ,

доктор педагогических наук, профессор
Контрольная работа № 1.
Вариант I.

  1. Предмет и задачи дидактики, её основные категории.

  2. Соотношение традиционных и современных подходов к обучению (по целям, содержанию, методам и результатам обучения).

3. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.

1)Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимся.

2)Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

3)Процесс обучения заключается в управлении познанием учащихся.

4)Процесс обучения предполагает контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся.

5)Процесс обучения – это двусторонняя совместная деятельность учителей и учащихся.

6)Учебный процесс – двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на освоение системы научных знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.

7)В учебном процессе осуществляется воспитание и развитие учащихся.

8)Главная цель учебного процесса – управление умственной деятельностью учащихся.

9)Сущность учебного процесса состоит в организации учения.

10)Процесс обучения направлен на формирование мировоззрения обучаемых.
Вариант II.

  1. Определение понятий: обучение и образование (в вариантах, отражающих поиски современных подходов к осмыслению их сущности ).

  2. Сущность традиционных и инновационных походов к обучению (по соотношению процессов преподавания и учения).

  3. Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный, обосновав ошибочность остальных.

  1. Дидактика – это отдельная наука о закономерностях развития личности.

  2. Дидактика – это наука о закономерностях формирования личности ребенка.

  3. Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения

  4. Дидактика –это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

  5. Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.


Вариант III.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план iconТематический план изучения дисциплины 24 Тематический план изучения...
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 18
Тематический план iconТематический план дисциплины тематический план изучения дисциплины
Модуль Методология статистической оценки и анализ развития международного и внутреннего туризма
Тематический план iconМикробиология, вирусология микробиология полости рта
Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий»
Тематический план iconТематический план преподавания дисциплины «процессы и аппараты пищевых производств»
Тематический план составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Тематический план iconУчебно-тематический план Учебно-тематический план написан на основе...
Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к ученым, их открытиям, стремление к познанию нового, любовь к предмету математики...
Тематический план iconТематическое планирование по мхк 10 11 классы
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по мхк для общеобразовательных учреждений. Календарно-тематический...
Тематический план iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7
Тематический план iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по мхк для общеобразовательных учреждений. Календарно-тематический...
Тематический план iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
Тематический план iconТематический план изучения дисциплины 22 Тематический план изучения...
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16
Тематический план iconТематический план для студентов очной 5 формы обучения 5 Тематический...
Автор: Калинин И. Б., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала...
Тематический план iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт
Тематический план iconУчебно-тематический план Календарно-тематический план
Титульный лист – это своего рода визитная карточка программы. Поэтому на нем должна содержаться только самая необходимая информация:...
Тематический план iconПояснительная записка содержание программы тематический план (10...
В школьной образовательной программе вопросам практическим, экспериментальным уделяется недостаточное внимание, поэтому данная дополнительная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск