Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»





Скачать 247.64 Kb.
НазваниеФгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»
страница1/2
Дата публикации25.11.2014
Размер247.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Международный факультет управления

Кафедра социальных наук



УТВЕРЖДАЮ


Декан международного

факультета управления

______________П.Ф. Тарасенко

__________________ 2013 г.

Рабочая программа дисциплины

КУЛЬТУРА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Направление подготовки

080200.62 менеджмент
Профиль подготовки

Антикризисное управление

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

ОЧНАЯ

Томск

2013 г.
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения модуля «Культура мировых цивилизаций» являются:

  • Содействовать общей инкультурации студента;

  • Ориентировать будущих специалистов на творческое освоение ценностей мировой культуры, сформировать навыки оценки культурных процессов и явлений;;

  • Развивать у студентов гуманное отношение к окружающему миру и другим людям, уважение к ценностям культур различных региональных, этнических, конфессиональных и иных социальных групп.

  • Сформировать у студентов целостное представление о культуре как универсальном способе человеческого бытия, о способах приобретения, хранения и передачи ценностей культуры.

  • Познакомить с основными формами и типами культуры, с мировыми культурно-историческими центрами, с закономерностями их развития и функционирования.

  • Выявить типологические особенности культуры России, показать основные этапы ее исторического развития, определить ее место в системе мировой цивилизации.

  • Помочь студентам понять, что современный мир и его культура есть результат всемирного общественно-исторического процесса, итог взаимодействия множества цивилизаций, ни одна из которых не может претендовать на исключительность. Такой подход будет способствовать преодолению любых форм эгоцентризма в культуре.

  • Научить ориентироваться в современном социокультурном
    процессе, понимать и адекватно оценивать явления культуры; развить
    способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей.


2.Место модуля в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Культура мировых цивилизаций» преподается студентам, обучающимся по образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 080200.62 менеджмент в Томском государственном университете во первом семестре на первом году обучения. Дисциплина «Культура мировых цивилизаций» является частью гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки студентов (вариативная часть базового цикла Б1).

Изучение курса базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучении в средней школе (курсы «Литература», «История», «История мировой художественной культуры»); изучении вузовских курсов «Отечественная история» и «Психология». Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

Курс «Культура мировых цивилизаций» является фактологической и методологической основой для изучения всех дисциплин социально-гуманитарного и блока. Особое значения полученные знания имеют для курсов «Философия», «Религоведение», «История России».

Для изучения курса студент должен

Знать:

  • основные закономерности функционирования и развития общества;

Уметь:

- работать с большими объемами печатной информации;

- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам;

- демонстрировать способность и готовность к диалогу и участию в дискуссиях.

Владеть:

- навыками восприятия и анализа научных текстов;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Культура мировых цивилизаций».

В ходе изучения данного модуля у студентов формируются элементы общих и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров:

Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1)

Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4)

Владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5)

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6)

Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7)

Знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-20)

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

  • основные этапы развития мировой культуры;

  • основные памятники мировой культуры и нематериального культурного наследия;

  • основные теории развития культуры;

  • основные проблемы развития современной культуры;

  • основные культурологические понятия и категории;

  • содержание современных дискуссий по культурологическим проблемам

  • основные сферы культурной деятельности общества;

  • главные черты традиционных обществ древности и современности;

  • специфику античной культуры и ее всемирно-историческую роль;

  • отличительные черты средневековой культуры, роль христианства в ее формировании;

  • значение византийской культуры для России;

  • сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения, специфику ее художественной культуры;

  • социокультурную роль Реформации в становлении западной культуры;

  • художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма;

  • роль техники и информационных технологий в культуре ХГХ-ХХ вв.

  • понятия элитарной и массовой культуры;

  • основные этапы формирования русской культуры;

  • закономерности социокультурного развития России;

  • основные черты советской культуры;

  • особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов XX века.

Уметь:

  • выделять типы связей между культурами;

  • понимать типологию культур;

  • понимать основные культурные коды;

  • анализировать конкретные памятники культуры;

  • определить, к какой эпохе и стилю относится конкретный памятник культуры;

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности.

  • определять характер культуры в соответствии с предложенной типологией;

  • анализировать и сравнивать исторические, социальные и художественные явления;

  • сопоставлять традиционные ценности и инновации, определять тенденции развития России в области культуры и ее место в мировом цивилизационном процессе;

  • использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.


Владеть навыками:

  • элементарного искусствоведческого анализа;

  • ведения дискуссии на темы, связанные с оценкой явлений культуры;

  • использования культурологических знаний при принятии управленческих решений в любой сфере и на любом месте профессиональной жизни

  • навыками восприятия и анализа текстов, имеющих культурологическое содержание

  • аргументированного изложения и отстаивания собственной позиции по вопросам оценки явлений культуры;

  • навыками критического восприятия и оценки культурных явлений.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Культура мировых цивилизаций»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.




п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

семинары

СРС

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)




1

Теория культуры


2

1

Л: 2

ПР: 0

СР: 2

К: еженедельно




2

Культура древневосточных цивилизаций


2

2-4

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно




3

Культура античной цивилизации


2

5-6

Л: 4

ПР: 6

СР: 10

К: еженедельно

Контрольная работа 1

4

Культура европейского средневековья


2

7-8

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно




5

Культура Возрождения и Реформации

2

9

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно

Контрольная работа 2

6

Культура славян и допетровской Руси

2

10

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно




7

Русская культура XVIII-XIX вв.

2

13

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно

мини-конференция по написанным рефератам

8

Основные проблемы современной культуры

2

14

Л: 2

ПР: 2

СР: 4

К: еженедельно
















18

18

36




Зачет


5. Образовательные технологии

В соответствии с рекомендациями ФГОС ВПО введение компетентностного подхода сопровождается использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм. В рамках модуля «Культура мировых цивилизаций» предусмотрены кроме традиционных лекций и семинаров следующие формы учебных занятий: семинары-конференции, диспуты, «круглые столы», коллоквиумы, дискуссии, приемы «мозгового штурма» и «брейн-ринг».
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основной объем самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе подготовки к семинарским занятиям, двум контрольным работам (вторая контрольная работа может быть выполнена в форме мини-эссе), тесту и курсовому экзамену, а также в процессе написания самостоятельного эссе или реферата.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) закрепление фактического материала;

2) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных культурологических текстов (классических и современных);

3) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания культурологических аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

4) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

5) развитие и совершенствование творческих способностей.

Для решения первой задачи студентам предлагается продемонстрировать знание фактологического материала при решении тестовых заданий, на занятиях по методике «брейн-ринга».

Для выработки навыков восприятия и анализа оригинальных культурологических текстов и произведений искусства студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных культурологов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях. Итогом должна стать контрольная работа, на которой студентам будет предложено сопоставить основные стили и специфику развития культуры в различные исторические периоды.

Навыки критического отношения к произведениям искусства вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо явления культуры. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и критической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме. В качестве возможной формы работы может быть использован метод «мозгового штурма».

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной теме (вторая контрольная работа). Данная творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 5 страниц текста (до 1500 слов), посвященное аргументации собственных предпочтений какого-либо произведения искусства.

Итоговая творческая работа (объем около 10 страниц или 3000 слов) не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей. Тематика ее определяется студентом самостоятельно по согласованию с преподавателем. В качестве более простой формы работы студент может написать реферат объемом около 20 страниц по литературе культурологического содержания. Рефераты и эссе защищаются перед всеми студентами группы.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов — отлично, от 66 до 80 баллов — хорошо, от 51 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно).

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

оценка работы на семинарских занятиях – максимум 3 балла за занятие (1 балл – ответы на второстепенные вопросы; 2 балла – полноценный ответ со стандартной подготовкой; 3 балла – отличный ответ с демонстрацией свободного владения материалом); за активное творческое участие в дискуссиях и т.п. видах работ может быть набавлен 1 балл за занятие. Максимум 48 (60) баллов за курс.

тестирование – максимум 10 баллов;

первая контрольная работа – максимум 10 баллов (5 за содержание, 5 за стиль);

вторая контрольная работа - максимум 10 баллов (5 за содержание, 5 за стиль);

творческая работа (самостоятельное эссе) или реферат - максимум 10 баллов (5 за текст, 5 за защиту);

письменный экзамен – максимум 10 баллов (5 за содержание, 5 за стиль);

Оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
Темы практических занятий

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconФгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»
Информационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconФгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»
Информационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconОтчет о реализации программы развития
Фгбоу впо «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconФгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»
Изучение философии базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «История...
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconФгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»
Изучение философии базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «История...
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconФгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет»
Изучение философии базируется на знании общеобразовательных дисциплин, полученных при обучение в средней школе; изучении курсов «История...
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconФгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский...
Фгаоу впо «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconРоссийской Федерации Национальный исследовательский Томский государственный университет
Специальность 032001 – Документоведение и документационное обеспечение управления
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconУрок биологии
Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи»
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconПрограмма Конференции «АтомТех 2013»
Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи»
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconН. Н. Летова «Простое лохматое счастье»
Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи»
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconВведение Актуальность выбранной темы
Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи»
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconПравила приема на обучение в Национальный исследовательский
Томский государственный университет по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических...
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconПрограмма 9: 45-10: 15 – Регистрация, приветственный кофе 10: 15-10: 20 – Приветственное слово
Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи»
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconПрограмма вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)»
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
Фгбоу впо «национальный исследовательский томский государственный университет» iconИнформационное письмо
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» Новокузнецкий филиал


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск