Скачать 117.51 Kb.
|
Тема: «Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Распространенность погранично нервно - психических состояний среди детей и подростков достигло небывалых показателей- 79 %. Повышенная нервозность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость - типичный симптом, встречающиеся у 8 из 10 детей. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости и алчности в СМИ, становятся нормой на экранах TV, какие-то постоянные споры, теледебаты, ток-шоу, в которых ведущие просто не умеют себя вести. А еще, заметьте, как только человек говорит что-нибудь патриотическое или духовное, обязательно его перерывают. Похоже, на то, выполняется реализация заказа на борьбу с традициями и культурой. Тяжелые социальные условия, дороговизна, разрушение семейного уклада и многое другое нелегким бременем ложится на неокрепшие детские души. Врачи свидетельствуют, что сегодня возраст приобщающихся к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Среди молодежи набирает обороты наркомания (более 2 % населения имеют стойкую привычку к наркотикам, из них более полумиллиона - дети). Среди школьников распространен блуд (каждый 10-й аборт делает девочка- подросток (данные 2003 года)). Половина 13- летних девочек и мальчиков хотя бы раз пробовала алкоголь. Татьяна Шишова – православный психолог, публицист, член союза писателей России, занимающаяся исследованиями в области православной культуры в статье «Проклятие Хама» («Дитя Человеческое» №3 2005) пишет: «Когда в безумных головах, некоторых представителей мировой элиты стал вызревать план создания Нью- Вавилона, взрослых стали настраивать на партнерские отношения с детьми, а детей - беззастенчиво науськивать на взрослых. Сколько презрительно - саркастически кличек было придумано за последние полвека: «предки», «кони», «родоки», «черепа»! Уже в самих этих глумливых прозвищах заложен вектор патологически неуважительного отношения к отцу с матерью; отношения, несовместимые с 5-й заповедью: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетем будеши на земле». Почтительное отношение к родителям в глубокой древности, когда люди были гораздо ближе к Богу, чем сейчас, говорит об уровне их духовной зрелости. Духовное созревание - накопление духовного опыта, в котором человек осознает свою духовную ответственность за выбор жизненного пути, сознает себя пред Богом. Опираясь на высокие нравственные и моральные устои, Православная Церковь вместе со школой помогла бы существенно сократить, а, в конечном счете, и искоренить беспризорность и безнравственность. Нас не могут не волновать судьбы тех, кто слаб, беззащитен,- стариков и детей. Церковь, освящающая брак и чадородие и вносящая мир в сердца человеческие, может привести людей к подлинному единению, уподобляя семью Малой Церкви, пробуждая чувство отцовства и материнства. Как много мы видим повсюду родительской безответственности! Почти разрушены основы семьи, помогающие сплочению людей, и как следствие, снижение численности русского населения. Необходима консолидация всех здоровых сил общества. Нравственное возрождение народа, укрепление начал семейной жизни, сохранение лучших традиций в российском образовании, взаимопомощи и взаимообогащения, действенное противостояние силам разрушения и распада - вот реальная основа взаимодействия русской Православной Церкви и Министерства общего и профессионального образования. На мой взгляд, школа играет большую роль в преобразовании жизни ребенка в духе Церкви. И дело не в усилении религиозного преподавания в школе и не в ее административном подчинении духовенству, а в духовном влиянии Церкви на школу, которая призвана заниматься духовно- нравственным воспитанием детей. Школа родилась благодаря усилиям Церкви, чтобы просвещать людей, учить их грамоте и распространять слово Божие через письмо и чтение. До XVII столетия в России существовали национальные школы. Это духовные, народные и земские школы. Но у нас еще не было школы, основанной на христианских и научных идеях в их синтезе. С эпохи Петра I русская школа утратила национально- православные черты и «важные аспекты родиноведения». Заметно влияние Запада: гимназии, лицеи, университеты. Школа России была подражанием европейскому стандарту. И вся школьная российская история- это призывы и попытки предать чужому стандарту национальные черты. Понятие «светское» возникшее в Росси в 17 веке, приобретает особый смысл спустя 2 столетия, и понимается как высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизни деятельности общества и личности. Но, совершенно очевидно, что Русская Православная Церковь является частью российского общества, и все пороки нашего общества, в той или иной степени касается ее. «Светское» принято рассматривать в смысле «безрелигиозное». Православный педагог, священник Е. Шестун, так пишет в своей книге «Православная педагогика», «Определяя светское (классическое и академическое) образование, мы не стремимся доказать его ненужность или несовместимость с православным образованием, а ищем условия, при которых светское стало бы органичной частью православного, если это принципиально возможно. Теоретический поиск этих условий рано или поздно приводит нас к проблемам знания и Веры». А потому так важно, чтобы дети в период их духовно- нравственного становления не оставались один на один со своими неразрешимыми проблемами, со сложными вопросами бытия. Им необходима помощь близких людей, наставников, школы. Как известно Церковь, учит милосердию и благотворительности. Вспоминается случай из жизни. В 2005 году 9 января в День милосердного отношения к заключенным вместе с детьми Воскресной школы Свято- Троицкого храма и настоятелем этого Храма отцом Андреем мы посетили Старооскольский изолятор (ИС 31). Привезли подарки, собранные прихожанами этого храма и показали концерт «Рождество - светлый праздник». Ощущения нужности и необходимости, желание подарить лучик света надежды задержанным СИЗО и атмосфера учреждения, где мы находились создавали определенный эмоциональный настрой. думаю что это несомненно воздействовало духовно- нравственному воспитанию детей. Впечатления до сих пор живут в памяти и у меня и у моей дочери. Хотелось бы, чтобы Православная Церковь использовала свой огромный моральный авторитет для утверждения в общественном мнении заботливого отношения к школе, к учителям, к ученикам. Учителя, занятые сегодня преимущественно образовательными технологиями, видят в них спасение от всех бед. Под духовностью под час понимается то интеллект, то нравственность, то культура, а противостоит всему отношение к ней только как к религии, в данном случае к православной. Отношение учителей к Церкви как и в целом в обществе, разное, но поддержка в духовной крепости необходима всем. В России от 40% до 80% учащихся детей и подростков находясь в школе, испытывают страх. В старших классах у подростков отмечается страх одиночества (до 70%). При этом страхи, касающиеся личности ребенка, оказались гораздо сильнее страхов социальных. На вопрос о причине их боязней, дети отвечали: «Боюсь, когда учитель не в настроении, и срывает на «нее зло», «Боюсь, когда учитель «кричит», боюсь отвечать даже если выучу» … Властный учитель способен нанести такой вред психическому здоровью ребенка который не сопоставим ни с какой учебной нагрузкой. На вопрос: «Что надо изменить в школе?», многие пятиклассники отвечали: «побольше добрых учителей». (Дух Христианина №1.02.06 ст. «Верните детям любовь») Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце…» Оскудение любви – болезнь нашего времени. И ее не восполнит никакой педагог. Единственный выход – возвращение к вере православной, а первый шаг к этому – введение в школе основ православной культуры, предмет помогающий понять глубину и смысл изучаемых гуманитарных и естественнонаучных предметов. Знакомясь с культурой России, с ее богатством мы можем понять свой путь в мире и обогатить сокровищницу человечества, а воспитание на научной основе под силу, прежде всего школе. Российская школа- средоточие национального воспитания и национальной воли творческому самовыражению русского народа. Ни в коем случае она не может являться рассадником ксенофобии и высокомерного национализма. Нам необходимо возрождать свою богоносную силу на национально глубинных основах и основах обновленных пересотварив себя на фундаменте христианского идеала и всего опыта 20 века. Трудность нашего времени определяется не только процессами изменения общественного строя, но и пошатнувшимся авторитетом науки, культуры, литературы. На протяжении многих лет их насильно отрывали от духовных основ жизни, противопоставляя Вере, и принуждали служить господствующей идеологии. Надлежит заново осмыслить место и роль национальной культуры и литературы. Ведь русская нация преимущественно словесная, литературная. Этому много свидетельств. Вот например стихотворение И. А. Бунина «Слово» «Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена, И нет у нас другого достояния Умейте же беречь Хоть меру сил, в дни злобы и страдания Наш дар бесценный - речь» «Великие люди нашей Отчизны считали, что необходимо уметь воспитывать и образовывать, поддерживать и укоренять природную крепость русского человека. Прародителем русского православного воспитания был Илларион, создателем обители русского православного воспитания и первым русским народным учителем Сергий Радонежский, ратником религиозно -светского образования- М.В. Ломоносов, прдтечей родиноведения и Учителем благоволения к человеку- А.С. Пушкин, пророком грядущего русского человека был Н.В. Гоголь, а апостолом русской школы – К.Д. Ушинский, знаменосцем русскости русского человека – Ф.М. Достоевский, старателем русского образования- Д.И. Менделеев, испытателем отечественной школы- Л.Н. Толстой, немеркнущей путеводной звездой на небосклоне русской философии воспитания остается И.А. Ильин». (И.Ф. Гончаров жур. «Медный всадник», ст. «Облик Русской национальной школы») Д.И. Менделеев так выразил свою мысль о сохранении русской культуры: «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, всю русскую действительность, для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные а не подражательные шаги в деле своей страны…» Русский человек, как и любой другой, имеет право любить свой народ. Православию чуждо чувство превосходства перед другими религиями. Несмотря на все старания СМИ и прочих антирусских и антипровославных социальных структур, все же Господь хранит Россию. По данным опросов 2006 г. в среднем 87% молодых жителей России считают православие главной национальной и государственной религией. 95% молодежи сегодня признают Православную Веру - основой культуры Российской Федерации. По–моему, так и должно было случиться в моноэтнической стране, какой является Россия, где подавляющее большинство населения русские. Объединив под своим покровом верующих людей на основе общности интересов, православная культура сохраняет за ними право называться русским народом, а не населением и россиянами и объективно противостоять развалу государства. Всякое развитие отношений между православной и государственными системами образования и нахождение точек взаимопонимания можно только приветствовать. Они способны обогатить друг друга. Православная система- развитием нравственного уклада жизни и гармоничной личности, цельностью миропонимания, государственная- разработанными методиками преподавания. Сообща они призваны заботиться о здоровье физическом и нравственном. Противостоять тем, кто проповедует образ жизни несовместимый не только с нравственными нормами христианства, но и с традициями и укладом жизни народов России и только Православная Церковь может противостоять пагубной ереси экуменизма, главной целью которого является создание «новой мировой религии» (вероисповедного единства, растворив православие в католицизме). (Дух Христианина №8 (28) 15.04.06 Экуменизм Лжелюбовь) А.В. Бородина автор учебника «Основы православной культуры» отмечает: «…понимаете, почему некоторые зарубежные фонды поддерживают региональные программы? Ради членения России. Они пытаются разделить русскую православную культуру на истории православной земли: Смоленской, Курской, Волгоградской…» Еще одной проблемой в нашей стране является широкая деятельность чуждых тоталитарных сект, направленных на подрыв духовных ценностей нации. Дети подвергаются влиянию оккультизма, последствия которого крайне - опасны и губительны. Учителя православной культуры откликаются на эту проблему: они проводят индивидуальные беседы, стараются убедить таких детей в необходимости посещения занятий по православной культуре, раскрывая их культурологическую направленность. Правда, для большинства государственных чиновников, отвечающих за вопросы образования, новость о введении ОПК стало неприятной неожиданностью. Предлагалось изучать в школах «Историю мировых религий» и только факультативно. Бурный протест вызвало введение в школах ОПК представителей «традиционных» для России религий. (Всего в 4–х российских областях: Белгородской, Калужской, Брянской, Смоленской.) «Где же хваленая толерантность, мусульман и евреев? Где же веротерпимость и уважение, о которых так сладко поют они на всех саммитах и экуменистских встречах», задает вопрос православный журналист Ольга Воронина. (Дух Христианина №18 (36)15.09.06 ст. «И вновь продолжается бой» Следует заметить, что в Румынии предмет «Православие» является обязательным в 1 - 8 кл., а в Польше и Литве – католический «закон Божий» также включен в школьную программу. А мы, православные большинство, в своей стране натыкаемся на какое то сопротивление. Святейший патриарх Алексий II в одном из выступлений сказал: «Если в нашей стране живут люди, исповедующие другие религии, то они, конечно, должны изучать свою культуру, но должны знать и культуру той страны, в которой они живут». В нашей школе уже стало доброй традицией каждый год совершать паломнические поездки по святым местам, как с педагогическим коллективом, так и с учащимися. Мы посетили несколько раз Костомарово, Холки, были в Дивногорье, Задонске, в Коренной Пустыни. Знакомясь со святынями нашего православного народа, несомненно, учащиеся получают кроме информационных знаний воспитательный заряд патриотизма, нравственности и творческих вдохновений. Учащиеся начальных классов после «заочного путешествия» выполнили панно «Русь святая». Ученики 5-7 класса сконструировали макеты храма Спаса на Крови (Санкт- Петербург ), церковь Преображения в Кижах. Старшеклассники пишут сочинения, рисуют, создают презентации, сайты, буклеты. К примеру, работа учащегося 11 класса Жданова Павла – проект «Кресту твоему поклоняемся», веб - сайт «Крестовоздвиженский храм», работа учащейся 10 класса Навражиной Кристины «Мы крест несем на груди своей». Чтобы развить интерес обучающихся к вопросам православной культуры и для их нравственного совершенствования учителями православной культуры был создан проект «Крест- православная святыня», куда были включены и детские работы. Одной из образовательных задач этого проекта, была задача формирования готовности отстаивать позицию святости православной Веры. Григорий Шестун говорил: «Человек стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Они предчувствуют, что истинное человеческое бытие - именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни. Точка соединения - крест, есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединение в себе личного и народного, земного и небесного, плотского и духовного и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир». Отрадно отметить, что повысился читательский интерес среди учащихся и педагогов к православной литературе. Она имеется и в кабинете православной культуры и в школьной библиотеке, где оформлена постоянно действующая выставка «Ангелы летели над землей». В кабинете православной культуры оформлены стенды: «Учение Христа», календарь «День ангела», «Небесные покровители Белгородчины», «Соприкосновение со Святынями», «Духовное наставничество», «Ученые о религии». С учителями православной культуры (обязательно с разрешением родителей) учащиеся посещают храмы нашего города, желающие причащаются. При реставрации Крестовоздвиженского храма старшеклассники нашей школы помогали в уборке строительного мусора. Вместе с педколлективом собирали пожертвование на восстановление Храма. А затем с прихожанами Кресто- Воздвиженского Храма радовались празднованию его 200- летию. Служители Церкви- это люди с чистой душой, способные помочь в решении серьезных проблем. В школе неоднократно совершались молебны: на начало учебного года, на Новолетие. Сама школа была освящена настоятелем Крестовоздвиженского храма Отцом Александром выпускником нашей школы. В тяжелые минуты обращаемся к Богу с мольбой о помощи, но христианской жизнью живет незначительная часть христиан, не всегда помним о библейских заповедях и в церковь ходим большей частью для того, чтобы поставить свечки. «Крещены, но не просвещены»- как сказал Н. С. Лесков. От того каким мы вырастим и воспитаем новое поколение зависит состояние и благополучие общества и государства, дальнейшая судьба России, которая вот уже 1000 лет является носителем и хранителем Православия во всей его чистоте. В православном понимании педагог, учитель сам обязательно должен знать путь по которому собирается вести ученика. Поэтому, обращаясь к учителям православной культуры с добрыми напутствиями на трудном, тернистом пути по освоению азов православия хочется привести высказывания архиепископа Харьковского преосвященного Амвросия: «Стойте сами, как сказано у пророка пред лицом Божим, будьте устами Божими.- тогда через ваше посредство сам Бог будет воспитателем детей, вам порученных». Используемые ресурсы
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема, над которой работает базовая площадка : Становление, развитие воспитательного пространства сельского социума и его роль в духовно... | Роль предмета Музыка в духовно-нравственном воспитании школьников Это обусловлено сочетанием многих факторов: потребностями, влечением к совершенству, чувствами. Одним из таких чувств, является «Чувство... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | ||
«Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании... Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании современной российской молодежи. Информационно-аналитическая... | Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | ||
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного... Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности... | Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании личности школьника Зато каждый классный руководитель может использовать в своей воспитательной деятельности готовые ресурсы или создавать свои на основе... | ||
Рабочая программа по музыке 5-8 классы Основная цель предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение... | Реферат Тема: «Роль спортивных игр в воспитании школьников» Актуальность спортивных игр в свете физического и духовно-нравственного воспитания школьников | ||
Г. о духовно-нравственном воспитании младших школьников : урок Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | Выступления Сегодня мы ведём разговор на очень важную тему – мы говорим о духовно – нравственном воспитании | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка,... | Рабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской... М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной... | ||
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном... ... | Учебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов... |