Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании





НазваниеГапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании
страница1/77
Дата публикации01.12.2014
Размер10.7 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Культура > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77
Министерство образования Саратовской области
Совет директоров образовательных учреждений СПО Саратовской области


ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ:

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Сборник материалов Всероссийской

научно-практической конференции (28 февраля 2014 г.)

Издательский центр «Наука»

Саратов 2013

УДК 37(470+571)(063) Печатается ББК 74(2)я43 по решению ОМК

К63 Вольского педагогического


колледжа им.Ф.И.Панферова

Компетентностный подход в образовании: от теории к практике: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – 535 с.

ISBN

В сборнике представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции «Компетентностный подход в образовании: от теории к практике», прошедшей в ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова» 28 февраля 2014 г.

В конференции принимали участие ученые и педагогическая общественность городов Москвы, Сызрани, Курска, Саратова, Самары, Ульяновска, Балашова, Тольятти, Энгельса, Ноябрьска (ЯНАО), Махачкалы (Дагестан), Нарвы (Эстония).

В процессе работы рассматривались проблемы, связанные с введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в системе общего и профессионального образования, проектирование образовательного процесса, основанного на компетенциях, направления обновления образовательного процесса на основе модульно-комптентностного подхода, исследовательская деятельность студентов и учащихся, культурологическая направленность профессионального образования.

Материалы конференции рекомендуются преподавателям училищ, колледжей, техникумов, вузов, учителям школ, воспитателям ДОУ, широкому кругу ученых в области психолого-педагогических знаний.
Редакционная коллегия:

кандидат педагогических наук С.В. Фролова,

кандидат филологических наук С.Л. Короткова (отв. ред.).

УДК 37(470+571)(063)

ББК 74(2)я43

К63

ISBN © ГАПОУ СО «Вольский педагогический

колледж им.Ф.И.Панферова», 2014
Фролова С.В.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Решение актуальных социально-экономических задач в России напрямую зависит от стратегии и тактики развития профессионального образования. Принятие Правительством РФ приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации и комплекса мероприятий по их реализации на период до 2020 года позволило начать структурно-содержательную модернизацию профессионального образования, в которой мы можем выделить пять основных направлений.

Так, в плане повышения качества профессионального образования - первого из вышеназванных направлений, проводится обновление содержания учебно-материальной и дидактической базы, формирующей в процессе обучения новые профессиональные компетенции (внедрение ФГОС третьего поколения). Новые стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации обучающихся. Компетентностный подход выступает как диалектическая альтернатива традиционному подходу, ориентированному на нормирование содержательных единиц. Раздельное функционирование образовательного стандарта и образовательной программы позволяет постоянно работать над содержанием образования и при необходимости обновлять его. Повсеместно вводится механизм опережающего обновления содержания профессионального образования, удовлетворяющего запросы рынка труда, формирующего у молодежи реальный опыт трудовых и производственных отношений и предъявления себя на рынке профессиональных услуг.

Важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования в целом, и внедрение современных технологий и методов преподавания, в частности, является состояние кадрового потенциала. Медленно происходит обновление педагогического корпуса: возрастная структура в профессиональном образовании по-прежнему остается далекой от оптимальной. Не секрет, что именно уровень заработной платы является определяющим звеном привлекательности педагогической профессии. Тенденция повышения оплаты труда должна получить развитие и в профессиональном образовании, как это случилось, например, при модернизации школьного образования. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для карьерного роста.

Вторым направлением данной модернизации является структурное изменение системы профессионального образования. В первую очередь, речь идет о смене сети профессиональных образовательных учреждений (ПОУ) - объединении ее начального и среднего звена, что позволяет проводить оптимизацию используемых площадей и учебно - материальной базы, создавать новые образовательные учреждения, центры, площадки. Интеграция учреждений начального и среднего профобразования и создание многоуровневых учебных заведений направлена на обеспечение оптимальных объёмов, профилей и структур подготовки высококвалифицированных кадров; реформирование системы управления учебными заведениями, ориентированной на реальные потребности и связи с региональными рынками труда, карьерные ожидания молодых специалистов.

Третьим и, на наш взгляд, наиболее важным направлением является расширение сфер взаимодействия ПОУ с работодателями, развитием системы социального и производственного партнерства. На федеральном уровне это происходит через участие работодателя в подготовке законопроектов, нормативных актов по оптимизации системы управления, нового положения о практике; в формировании оптимального перечня специальностей; в разработке государственных образовательных стандартов и программ, критериев независимой оценки качества и др. На региональном уровне - в проведении мониторинга потребностей рынка труда; в разработке и рецензировании учебных материалов; в оценке качества подготовки специалиста и прочее (В. Демин). Созданные за это время ресурсные центры, уже стали основой для развития сотрудничества с работодателями по подготовке кадров для высокотехнологичных производств, инновационным ресурсом для обучения студентов других ПОУ, площадками для повышения квалификации педагогов и обмена опытом преподавателей, проведения профориентационной работы со школьниками и пр. Как нам видится, в ближайшей перспективе это направление должно развиваться в плане совместного решения проблем закрепления молодых специалистов на рабочем месте, а также формирования программ обучения граждан в течение всей жизни, разработке программ софинансирования ПОУ. Неоспорим тот факт, что необходимо усилить государственную поддержку профессиональной ориентации молодежи, т.е. «менять установки в обществе, привлекая внимание и симпатии к рабочему – профессионалу» (А.Асмолов).

Четвертым направлением структурно - содержательной модернизацией профессионального образования является интеграция российского профессионального образования в международное образовательное пространство: вхождение России в Болонский процесс, повышение гибкости образовательных программ, преодоление ранней узкой специализации и др. Все это направлено на развитие таких форм взаимодействия, как участие в международных конкурсах профмастерства, сотрудничество в сфере переподготовки кадров, участие в разработке совместных проектов, издание учебных материалов, обучение в рамках обмена и пр.

Но как показывают статистические данные, численность иностранных студентов в российских вузах и ПОУ пока невелика. На сегодняшний день в Российской Федерации обучается примерно 3 % иностранных студентов от общей численности иностранных студентов, обучающихся в организациях профессионального образования мира. Экспорт российских образовательных услуг падает и составляет менее 1 % общемирового рынка экспорта образовательных услуг. В.М. Демин в одном из своих выступлений отмечает «…чтобы достичь успеха, образовательные учреждения должны не просто повышать уровень образования, но и обеспечить международную сопоставимость его условий и результатов, включаться в в межнациональные профессиональные сети и потоки глобальной академической мобильности» [1, с.4], тем самым показывая, что именно эту стратегию необходимо развивать современному профессиональному образовательному учреждению.

Пятое направление модернизации профессионального образования, связано с решением проблем и создания новых схем финансирования, поддержки финансово - экономических механизмов, которые позволяют развиваться инновационным процессам, создавать новые направления, стратегии и тактики. Так, например, одним из действенных механизмов стимулирования ПОУ к самостоятельному решению задач повышения эффективности используемых ресурсов и активного привлечения внебюджетных денежных средств стал перевод учреждений в автономные.

Осуществление данных инициатив позволит в полной мере решить задачи, поставленные перед современным профессиональным образованием и достичь высокого уровня его качества.
Литература:

1. Демин В.М. Приоритеты развития профессионального образования в России // Высшее образование. – 2013. – № 5.– С.4 – 10.

1. Тебенихина Т. «Концепция развития профобразования: новые модели успеха»//Федеральный специализированный журнал «Кто есть кто в образовании и науке». – № 1 (7).
Тишкина Н.В.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Развернувшиеся процессы модернизации в отечественной системе образования обуславливают необходимость внесения соответствующих изменений в сфере среднего профессионального образования, в т.ч. педагогического. Речь идет, прежде всего, о повышении требований к качеству подготовки специалистов, что, в свою очередь, определяет необходимость эффективного управления системой среднего профессионального образования.

Эти изменения носят системный характер, и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры содержания образования, преобразования дидактических и программно – методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

Для системы управления качеством образования, формируемой в колледже, определяющее значение имеет качество управления. Оно определяется профессионализмом управленческих кадров, совокупностью применяемых в процессе управления функций, методов управленческой деятельности.

Вопрос подготовки будущего специалиста является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

Стратегическая цель Ульяновского социально – педагогического колледжа № 1:

-достижение высокой деловой репутации колледжа путём создания благоприятного имиджа, профессионализма, высокого уровня подготовки конкурентоспособных специалистов для системы дошкольного, основного общего образования и системы социального обеспечения.

Исходя из цели образования, мы формируем основные идеи обучения в колледже в условиях реализации ФГОС СПО:

  1. Обучение студентов должно быть, прежде всего, государственным и социальным, а потом личностным. Когда речь идет о согласовании государственных, общественных и личных образовательных ценностей, акцент необходимо делать на государственных (социальных) идеалах. Только такое соотношение между собой аксиологических элементов профессионального образования создает необходимые условия для обучения и воспитания специалиста с развитой профессиональной мотивацией, высокими морально-психологическими качествами, готового трудиться ради интересов государства и общества.

2. Результатом обучения в колледже, обусловленным аксиологической сущностью профессионального образования является образованность студента. Образованность понимается нами не только как овладение студентом суммой соответствующих знаний и умений, но и устойчивые личностные характеристики обучающихся, необходимые им в процессе образования через всю жизнь. (овладение общими и профессиональными компетенциями).

3. Одним из основных направлений совершенствования подготовки специалистов является активизация деятельности по формированию у студентов внутренней профессиональной мотивации. Это позволит, с одной стороны, обеспечить гарантированное, устойчивое комплектование народного хозяйства региона специалистами социальной сферы, а с другой – приблизиться к продуктивной, гуманистической парадигме образования, обеспечить субъект – субъектные отношения между преподавателем и студентом.

Реализация основных идей обучения студентов в колледже рассматривается во взаимодействии с гуманистической образовательной средой. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении. Образовательная среда в колледже формируется на уровне образовательного учреждения (локальная образовательная среда) и на уровне учебной группы, кабинета, учебного занятия (микросреда).

Учебно-воспитательный процесс в колледже представлен в виде:

- циклов теоретического обучения;

- практического обучения;

- учебного проектирования как организации опыта преобразовательной деятельности студентов.

Ведущим подходом в образовательном процессе является деятельностный подход, предполагающий усиление внимания к моделированию профессиональной деятельности в учебном процессе.

Переход учебно-воспитательного процесса от знаниевой парадигмы к деятельностной предусматривает: построение системы знаний студентов, необходимой и достаточной для полноценного овладения ими основами деятельности; совершенствование взаимосвязи чувственных и рациональных, теоретических знаний, лежащих в основе овладения деятельностью; поиск возможностей повышения уровня обобщения формируемых знаний о деятельности.

При реализации деятельностного подхода циклы теоретического обучения взаимосвязываются с личностными интересами студентов, а циклы производственного (практического) обучения – с учебным проектированием. 

В условиях внедрения и реализации ФГОС СПО управление функционированием колледжа призвано обеспечить использование имеющегося у него образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне. Его объектом служит учебно – воспитательный процесс и обеспечивающие его процессы. Управление развитием колледжа призвано обеспечить наращивание потенциала за счёт освоения новшеств. Его объектом выступают инновационные процессы и процессы их обеспечения.

Управление образовательным процессом в колледже основано на системном знании субъектом управления (директор, заместители директора, руководители структурных подразделений, преподаватели), как протекает управляемый процесс. Для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов различных профилей в колледже создается система управления качеством образовательного процесса. Адаптация системы управления качеством образовательного процесса к условиям социально – педагогического колледжа в условиях реализации ФГОС СПО проявляется в целенаправленной подготовке педагогического коллектива к специфической управленческой деятельности.

Цели управления качеством образовательного процесса направлены на:

  • создание условий руководителю для педагогического творчества;

  • мотивированную и организационно подкрепленную поддержку образовательных инициатив педагогов;

  • превращение управленческих инициатив педагогов в механизм развития образовательного учреждения.

Залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность для организации кооперативной деятельности педагогов и обучающихся. Принципиально важным является положение о том, что личностно-развивающее образование создает условия для полноценного соразвития всех субъектов профессионально - образовательного процесса.

Таким образом, для организации образовательного процесса на компетентностной основе необходимо учитывать условия:

- продуктивные образовательные технологии: исследовательское обучение, методы проектов, кейсов, рефлексивное и корпоративное обучение;

- особая организация учебной пространственной среды, а также аутентичных учебных материалов (характеристик реально существующих объектов, процессов, ситуаций);

- свободный доступ обучаемых к информационным и коммуникационным каналам;

- изменение содержания профессионально-педагогической деятельности. От педагога требуется выполнение функций тьютора, консультанта, он должен стать разработчиком учебных материалов, проектировщиком авторских учебных программ, конструктором учебно-познавательных и социально-профессиональных ситуаций и проектов.

В рамках парадигмы образования через всю жизнь ключевым фактором становится самостоятельная работа обучающихся, их доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования. В основу новых стандартов профессионального образования положены ряд принципов, которые позволяют сделать образование более свободным, вариативным, гибким, творческим, но вместе с этим требуют от педагогов высокого профессионализма.

Организация образовательного процесса в колледже ведется таким образом, чтобы каждый обучающийся осваивал новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого мышления, опыта и инструментария учебно – исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.

В случае, когда объектом управления является качество образования, направления управления этой подсистемой выглядят следующим образом:

  1. в стратегическом плане – проектирование новых образовательных траекторий, в т.ч. индивидуальных;

  2. в тактическом плане – обновление программ профессионального обучения;

  3. в оперативном плане – обеспечение реализации ФГОС СПО;

  4. в функциональном плане – управление образовательным процессом.

Система управления качеством образовательного процесса в колледже обеспечивает целенаправленность образовательного процесса на основе социального заказа общества. В современных условиях следует говорить о наличии множества запросов, на которые должно отвечать профессиональное образовательное учреждение. Реальными заказчиками колледжа становятся студент, его семья, работодатели. Для колледжа это означает, что необходимо, с одной стороны, вести диалог со всеми потребителями образовательных услуг, а с другой - постоянно создавать, обновлять и множить спектр образовательных услуг, качество и эффективность которых будет определять потребитель.

Таким образом, управление качеством образовательного процесса - это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс в целом, так и на его основные компоненты в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам.
Атласова И.Ф.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconПрограмма одб. 01 «Русский язык»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский педагогический колледж им. Ф....
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова»...
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconМетодическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности...
Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconКомпетентностный подход в образовании: основные этапы становления...

Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Компетентностный подход в образовании является одной из зон научных и практических поисков, связанных с задачей модернизации содержания...
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconОоо «Совет директоров учреждений профессионального образования Тверской области»
«Компетентностный подход: традиции и инновации в профессиональном образовании»: материалы региональной научно-практической конференции...
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconОбразовательное учреждение республики башкортостан «белорецкий медицинский колледж» утверждена
Составитель: Кислинская М. В., преподаватель высшей квалификационной категории гапоу рб «Белорецкий медицинский колледж», кандидат...
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconОбразовательное учреждение республики башкортостан «уфимский м едицинский...
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее ппссз) по специальности 34. 02. 01 Сестринское дело (базовой подготовки)
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconУтверждена
Н. В. Рыжкина, преподаватель высшей квалификационной категории гапоу рб «Белорецкий медицинский колледж»
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconОбразовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника
Пособная личность это не только запас знаний умений и навыков, но и готовность активно взаимодействовать с людьми и демонстрировать...
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconГапоу то «Тюменский медицинский колледж» Отдел дополнительного профессионального образования
Внеаудиторная работа является обязательной составляющей учебно-тематического плана данного цикла
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconИ. Л. Сабельникова
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании icon«Основы рекламы» Преподаватель
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconНа бланке Заявка на участие в Тендере
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconАнтистресс и активационная терапия в фитнесе
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный подход в образовании iconОтчет о результатах самообследования бюджетное образовательное учреждение...
Директор боу спо ур "Можгинский педагогический колледж им. Т. К. Борисова" Н. А. Пискунов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск