«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп





Скачать 93.43 Kb.
Название«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп
Дата публикации03.12.2014
Размер93.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Подлипьян Галина Геннадьевна,

консультант: Шевцова М.М.

Губернаторское профессиональное училище народных промыслов, г.Кемерово

«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» ГПУНП

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------ 3

Глава1. «Из опыта работы»------------------------------------------------------- 4

  1. «Предыстория»------------------------------------------------------------------ 4

  2. «Концепция развития фольклорного театра»----------------------------- 5

  3. Работа в театре фольклора «Кружево Ремёсел»-------------------------- 6

  4. «Коллектив единомышленников»------------------------------------------- 6

  5. «Работа по профориентации»------------------------------------------------ 7

  6. «Педагогическое общение в коллективе»--------------------------------- 7

  7. «Педагогические принципы в работе»------------------------------------- 8

Заключение-------------------------------------------------------------------------- 10

Список литературы---------------------------------------------------------------- 10

Введение

Фольклор (англ. Folk) — имеет два корня и обозначает: «Народная мудрость». Ансамбль - слитно, вместе, по истокам народной мудрости. Изучая фольклор, мы обогащаем своё мировосприятие. Фольклору принадлежит значительная роль в деле воспитания подрастающего поколения, давно признанная отечественной педагогикой. Богатые традиции народного искусства, доставшиеся нам по наследству, уникальные традиции, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Одна из них песня. Чтобы возродить песенные традиции, необходимо позаботиться о воспитании в этих традициях.

Актуальность занятий фольклором заключается в том, что решаются многие проблемы: организуется полноценный досуг, так ка обучающиеся заняты в свободное время; развиваются лучшие качества личности; поддерживаются и развиваются таланты; организуется работа по профессиональной ориентации.

В общении с музыкальным фольклором участники постигают искусство исполнения народных песен, танцев, игры на народных инструментах в русле традиций родного края.

В творческом коллективе участники даже со средними музыкально-слуховыми и вокальными данными активно развивают свои музыкальные творческие способности.

Степень новизны преподнесения фольклора определяется современным звучанием традиционной народной культуры, будь то пение, танец, инструменты.

Оригинальность программы - в приобщении к традиционной народной культуре через театр фольклора, как синтез искусств — музыки, зрелища, танца, игры на инструменте, речь.

Идея создания театров фольклора диктуется временем. Ансамбли фольклора объединяются с прикладниками, основная форма их существования - объединение народных промыслов и фольклора.

Моя программа отражает специфику моей деятельности, так как я работаю в Губернаторском училище народных промыслов г.Кемерово.

Программа универсальна, рассчитана на 10 месяцев, для обучающихся 15-18лет, срок её реализации 3 года.

Педагогическая целесообразность

Культура народного пения складывалась веками и тесно связана с жизнью русского народа.

Современный коллектив призван изучать и пропогандировать подлинные произведения народного музыкального творчества, исполняя их в народной манере, которую отличает открытый, грудной характер звучания, разговорная манера пения, живое интонирование слова.

Участникам прививаются навыки правильного звукоизвлечения.

Народная манера пения преподносится, как целый комплекс вокально-исполнительских средств и приёмов.

Глава 1. «Из опыта работы»

На сегодня мой жизненный опыт позволяет подвести определённую черту в работе и осмыслить мою профессиональную деятельность.

Любовь к народной песне и творчеству передалась мне от бабушки и мамы ещё в раннем детстве на Урале. Там у нас пела вся семья.

Теперь мой коллектив — моя вторая семья. Мой второй дом, где есть свои традиции, правила жизни, нормы поведения. Это то, что можно передать устно от одного к другому. Понять. Почувствовать. Без этого нет народной песни. На первый взгляд кажется, что фольклор — это нечто статичное, но это не так.

Фольклор помог развиваться мне в личностном плане: помогает развить организаторские способности (умение вовлекать участников в разные виды деятельности); способствует умению проектировать личность ребёнка; помогает строить отношения между участниками и мной.

1.1. «Предыстория вопроса»

Ещё в 1987г при встрече с замечательными руководителями «Енисеюшка» г.Красноярска Н.А. Шульпековым, «Скоморохов» г. Прокопьевска А.В. Соловьёвым, я получила колоссальный импульс в творческом плане именно в фольклоре.

В 1996, 1998, 2000, 2004, 2007, 2008, 2009г.г. меня свела судьба со специалистами РАМ им. Гнесиных Браз С.А., Шилиным А.И., кандидатом искусствоведения, членом международного союза искусствоведов Бялик В.М., кандидатом искусствоведения, доцентом Московского государственного института Культуры Исенко С.П., музыкантом — фольклористом, ведущим программы «мировая деревня Старостиным С.Н. Колоссальную подпитку энергии и взможность пополнять знания о фольклоре мы получали на Фестивалях «Золотой иглы» в Анапе, «Фольклор и молодёжь», «Сибирская звонница», «Музыкальная шкатулка», «Сибирь талантами богата», «На Кирилла и Мефодия» и других встречах на ежегодных региональных, областных, всероссийских и международных фестивалях.

Посещение театра фольклора г. Зеленограда (2000г.) окончательно помогло мне выбрать путь развития коллектива через такую форму, как театр фольклора. В своём первом детском коллективе «Радуга» Заводского района г.Кемерово, который существовал 10 лет я работала по следующим направлениям народной культуры:

  1. Духовные песнопения. Рождество. Колядки.

  2. Традиция «Сибирь».

  3. Традиция «Россия».

  1. Авторские песни (Композиторов — народников)

1.2. Концепция развития фольклорного ансамбля

Моя работа в этом направлении послужила основой концепции развития фольклорного ансамбля. С одной стороны это исследовательская работа: изучение и разучивание песен, плясок, календарных обрядов, традиционной народной культуры, с другой подготовка спектаклей и всего, что с ним связано от создания эскизов интерьеров, костюмов; реквизита, деталей ритуалов. Развитию ансамбля в рамках данной концепции содействовало то, что сначала я сама погружалась в материал и училась делать всё своими руками, а потом учила детей.

В рамках «Золотой иглы это было ежедневно до 5-7 мастерских. На сам фестиваль могли ехать единицы, а остальных могла учить сама на месте. Например, я научилась делать цветы из ткани, работать по коже, соломке. А уже позже в Новосибирске я увидела маленьких тряпичных безликих кукол. И стала их делать сама.

Когда в Новокузнецк привезли детей, пострадавших от землетрясения из Китая, то я сделала для них 38кукол просто в подарок. Но и научила детей делать таких кукол.

1.3. Работа в театре фольклора « Кружево Ремёсел» ГОУ НПО ГПУНП

Именно в нашем училище я имею благодатную возможность реализовать свой замысел создания и становления театра фольклора «Кружево Ремёсел». Именно здесь есть уникальные дети, занимающиеся изучением народных промыслов: резьбой и огранкой, вышивкой и шитьём, причёской и фото, а ведь всё это и есть те составляющие, что помогают проникать в тайны народной культуры, познавать их и учиться передавать другим. В нашем случае через театр фольклора.

1.4. «Коллектив единомышленников»

С августа 2005г. В ГПУНП работает наш коллектив. Это большой коллектив единомышленников.

Нас поддерживает директор Ижмулкин О.П.

Три года с нами работали Грибанов А.В. И Григорьева(Грибанова)В.А. - прекрасные музыканты.

Григорьева В.А. была автором музыкальных картинок, вошедших в нашу историю: «Хорошо в деревне нашей», «Сибирская вечёрка», «Военная походная», «Зачем солнце рано пало», «Камаринская», «На горе-то калина».

Все годы с нами замечательный, чуткий к детям музыкальный руководитель Кисленко С.Ф., работающий с группой струнных инструментов. Балалаечники — Гинтер Алекс, Егоров Андрей, Сергей Логвиненко, Кореневская Дарья, Шмидтке Анна, Мамедова Аида, Мальцева Анна — всех учит Сергей Фёдорович. Гусляры: Шмидтке Анна и Голоскоков Александр готовят номер дуэт на гуслях.

Костюмы нам помогает разрабатывать мастер п.о. Бондаренко Т.В. Татьяна Викторовна автор 3х комплектов наших костюмов. И везде они вызывают интерес, хотя являются стилизованными.

Изготовление инструментов: Извеков В.П. Методическую помощь нам оказывает методическая служба ОЦДОД и нашего училища.

Мультимедийное сопровождение — учебно-производственная мастерская промдизайна рук. Милованова Т.Ф., Дизайн: Духовникова Я.С. другие службы.

Наши планы и программы согласовываются и утверждаются педагогическим советом, находятся на контроле социального работника, так как у нас занимаются дети из разных социальных групп, среди них и дети — сироты. Вместе с ними я отдыхала летом 2006г. в «Ашмарино» и за большую работу отмечена Почётной Грамотой Департамента начального профессионального образования.

1.5. Работа по профориентации

Ежегодно мы проводим большую профориентационную работу среди учащихся школ г.Кемерово, ГУ ЦЗН и городов и почёлков Кузбасса: Крапивино, Промышленной, Топки, Тисуля и района, Новокузнецка, Новгорода, Томска, Республики Алтай. Это 3-5 посещений. Все встречи и концерты проходят в рамках фестиваля «Ярмарка учебных мест». Имеютя фото и фидео материалы.

1.6. Педагогическое общение в нашем коллективе

а) Создание условий для саморазвития каждого ребёнка

В нашем коллетиве созданы условия для саморазвития каждого ребёнка. Мы воспринимаем ребёнка таким, каков он есть. Не отбираем по лучшим или худшим данным. В нашем коллективе всем найдётся занятие. Например, А., придя в наш коллектив, имел недостаточно развитое чувство ритма, но имел хорошую память и твёрдый характер. Имел намерение научиться играть на балалайке. И за 3 года упорного труда научился играть на балалайке, на духовых и на шумовых.

За год у нас обучается до 20 чел. Кто-то приходит просто пообщаться, попить чайку, а кто-то узнать что-то новое об инструментах или новую песню. На одном фестивале нам подарили 5-ти литровый поттер, а на другом - бумбокс, поэтому у нас постоянно гости. Это не только ребята из нашего училища, но и специалисты фольклора и народных промыслов из Америки, Голландии, Китая, Франции, разных регионов России и всех мы встречаем хлебом солью и величальной песней, которую разучиваем одной из первых. Фото и отзывы есть в нашем портфолио.

В ноябре месяце 2007года я принимала участие в конкурсе среди педагогов дополнительного образования губернаторских учреждений кузбасса «Сердце отдаю детям», где заняла 2место. Это не только моя заслуга. Мне помогали все мои соратники по работе и участники коллектива: Егоров Андрей, Лештаева Татьяна, Кирюшкина Екатерина, Шмидтке Анна.

Они сами набирали материал для своего портфолио, помогали поиску в дисках.

Наш коллектив достаточно мобилен, а материальную базу мы себе создаём хорошей творческой работой. Победа на областном конкурсе «Юные звёзды Кузбасса» дала нам возможность на премиальные средства приобрести некоторые народные инструменты.

б) Бережное отношение к физическому и психическому здоровью

На каждого ребёнка есть в нашем училище карта здоровья и она находится у врача, контроль осуществляет социальный работник.

Мы соблюдаем нормы СанПина по ГОСТу, так как для занятий у нас есть зал, а для инструментов и документов ком.№ 214а. Режим занятий регулируется расписанием всех групп и индивидуальных занятий. Наиболее успевающие наши участники занимаются индивидуально, так как на балалайке, блокфлейте, свирели, дровах, поленнице, гуслях в группе не научишь. Некоторые посещают эстрадный вокал, театр эстрадных миниатюр, занятия на гитаре, цирковую студию. В этом проявляется свобода выбора.

Таким образом в своей работе мы опираемся на общепедагогические принципы:

воспитывающего обучения, доступности, сознательности,прочности.

Содержание нашей работы базируется на достижениях русской народной культуры, русских культурных традициях; отвечает задачам становления гражданского общества и правового государства, современным педагогическим технологиям.

В основе занятий: добровольный выбор ребёнка (дети, родители, педагоги),отношение к ребёнку, как к личности, способной к саморазвитию, приход к нам в свободное время, неформальный характер общения, сочетание различных направлений и форм деятельности.

Образовательный процесс имеет развивающий характер и направлен на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей, на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

Дидактический и методический фонд включает: разработки разного характера (план воспитательной работы, конспект, сценарии), разработки занятий (таблицы по народным инструментам, папка текстов), разработки информационного характера (рефераты по обрядам разных регионов России), творческие отчёты коллектива (1 за год; всего 5 за 5 лет), дискотека и фото, видео материалы.

Создана мультимедийная презентация коллектива, участников - выпускников и руководителя.

Заключение

Таким образом, освоение образовательной программы «Фольклорный ансамбль» театра фольклора «Кружево Ремёсел» даёт участникам полное представление о народной культуре и помогает адаптироваться в обществе.

Наше дальнейшее развитие я вижу в расширении и углублении культурологического аспекта нашей программы.

На следующий год предполагаю наладить контакт с кафедрой режиссуры КемГУКИ и училища культуры для организации работы по созданию групп фольклористов для выездных экспедиций по поиску материала в Кемеровской области

Список литературы

1. История русской культуры, - М.: Эксмо,2006. - 832 с.

2. Культурология. Учебное пособие для ВУЗ. Составитель и общественный редактор, проф. Радугин А.А. «Alma mater» М.1997 Изд — во «Центр» стр. 299 — 301.

3. Культурология. История мировой культуры. Под редакцией П.Ф. Кузнецовой, издание 2-ое, Akademia М. Изд. Центр «Академия», 2006 -608с.

4.Современные концепции воспитания: опыт, пути решения [текст]:

тезисы региональной научно-практической конференции, Кемерово, 23-24 ноября 2000г. /ред. Коллегия: И.А.Семёнова и др./ - Кемерово: Изд -во ОблИУУ, 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconМесячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы в гбоу...
Развитие чувства гордости за свою страну. В школе работает Музей боевой и трудовой славы. Четверо старшеклассников являются членами...
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconIi действующие лица театра реальности Три уровня театра реальности...

«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconКалендарный план мероприятий летнего оздоровительного лагеря с дневным...
Мастер-класс «Удивительное тесто». Дом ремёсел (в школе) Театр миниатюр «Зачем?». Дом ремёсел
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconПрограмма обучения по основам искусства кукольного театра является...
А. И. Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Играем в кукольный...
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconОсновной образовательной программы специальность 071301. 65 Народное...
Квалификация – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель»
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconУрок 14. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Цели урока
Учить определять тематику произведений; видеть нравственную глубину малых жанров фольклора
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс программы кружка «Азбука здоровья» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. В первом классе на освоение программы...
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История театра»...
Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника...
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconНазначение образовательной программы 4 Принципы реализации образовательной...
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся начального общего образования. 22
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconМалая группа и коллектив
Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в...
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на заседании умк института музыки, театра и хореографии, протокол №9 от «27» мая 2011г. Соответствует фгос впо и учебному...
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconОтче т народного театра «Диалог» за 2012 год город Венев
История Веневского народного театра началась почти 100 лет назад. В 1918 году профессиональная актриса Зоя Горская собрала группу...
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconПрограмма концерта включала также выступление брасс-квинтета под...
Как всегда, будет открытое обсуждение итогов, и в мартовском номере мы продолжим эту тему. Общественно-государственная презентация...
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconПрограмма послевузовского профессионального образования по специальности...
Документы, подтверждающие освоение основной образовательной программы подготовки аспиранта 10
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconПримерная программа дисциплины «История драматического театра»
Овладение студентами – хореографами теоретическими знаниями по истории зарубежного и русского театра от истоков до современности
«Освоение образовательной программы фольклорного ансамбля коллектива театра фольклора «Кружево Ремёсел» гпунп iconУрок кубановедения в 3-м классе Тема: «Жанры кубанского фольклора»
Обучающие сформировать представление о кубанском фольклоре, фольклоре народов, населяющих Кубань, познакомить с жанрами кубанского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск