Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе





Скачать 61.03 Kb.
НазваниеМетоды страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе
Дата публикации11.12.2014
Размер61.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
МЕТОДЫ СТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ю. М. Зюзин, доцент

Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения (РГАСХМ ГОУ), Россия
Студенты технического вуза изучают иностранный язык, в основном, применительно к выбранной специальности. Они переводят технические тексты, делают рефераты. Предусмотрено и умение объясняться на иностранном языке. Студенты, изучающие английский язык, проходят разговорные темы страноведческого характера: «Россия», «США», «Великобритания». На занятиях узнают о традициях, экономике, культуре Австралии, Новой Зеландии, Канады, Ирландии.

Практика показывает, что страноведение играет важную роль в изучении иностранных языков. По нашему мнению, нельзя глубоко овладеть иностранным языком, не зная о жизни стран, язык которых изучаешь.

При прохождении разговорных тем особое внимание уделяется традициям, психологическому складу жителей Соединенных Штатов Америки и Великобритании.

Преподаватели, которые были в Великобритании, в США, предоставляют студентам журналы, газеты на английском языке, магнитофонные записи, сделанные во время бесед с носителями языка и в музеях. Студенты выбирают статьи для чтения, перевода, пересказывают тексты на русском языке, а наиболее подготовленные студенты - на английском языке.

На кафедре иностранных языков Ростовской-на-Дону Государственной Академии Сельскохозяйственного Машиностроения уже несколько лет существует клуб любителей иностранных языков.

Преподаватели выступают с беседами о странах, в которых они побывали, отвечают на многочисленные вопросы студентов о достопримечательностях, традициях, языковых особенностях стран изучаемого языка, показывают фотографии и видеофильмы. Интересно проходили встречи со студентами, работавшими за рубежом. Они рассказывали о применении своих знаний по английскому языку на практике.

Страноведческий подход к изучению иностранных языков ярко проявился в проведении новогоднего заседания клуба. В нем активно участвовали студенты, изучающие английский и немецкий языки. Студенты рассказывали о традициях встречи Нового Года в США, Великобритании, Австралии, Германии и других странах. Разыгрывали сценки, пели песни на английском и немецком языках. Была проведена викторина, отражающая различные стороны повседневной жизни, культуру стран изучаемого языка.

Пособия, составленные преподавателями английского языка, дают представление о повседневной жизни народов англоязычных стран. Тексты содержат реалии США, Великобритании, связанные с национальным характером, обычаями, общепринятыми нормами поведения в разнообразных ситуациях (на работе, в банке и магазине, при найме на работу и т.д.).

На занятиях преподаватель знакомит студентов с основными этапами истории США, Великобритании, с выдающимися представителями этих стран, писателями, деятелями искусства.

Знакомство со странами изучаемого языка может происходить не только в процессе работы над текстами, но и в процессе игр. Очень полезны викторины по страноведению, отражающие различные аспекты политической и культурной жизни. Следует отметить использование сюжетов телевизионных программ типа «Своя игра», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и т.п.

Приведем пример интеллектуального состязания для проверки страноведческого кругозора. Тема – «По странам и континентам». Группа делится на две команды.

Вопросы задает ведущий. За каждый правильный и быстрый ответ присуждается один балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов [2].

«Brain - Ring»

  1. What is the American symbol of Freedom? (The Statue of Liberty)

  2. Who was the «king» of rock`n`roll? (Elvis Presley)

  3. What is the symbol of the Republican Party of the USA? (The Elephant)

  4. What is the nickname of the flag of the UK? (Union Jack)

  5. Where can you see wax figures of many famous people? (In Madame Tussaud's) и т. д.

Очень полезной является «Своя игра». На доске представлены темы игры и количество очков за данный ответ. Играют две группы. Студент, быстрее всех ответивший на вопрос преподавателя, выбирает тему и отвечает на поставленный вопрос по теме (см. таблицу ниже). Список тем выбирает преподаватель. Группа, студенты которой отвечают на вопрос быстрее, получает очко. Выигрывает группа, получившая наибольшее количество очков.

Приведем примерные вопросы и ответы по темам:

1. The USA

1-10: When was the Declaration of Independence adopted? Ответ: July 4, 1776:

1-20: Where does President live in Washington D.C.? Ответ: The President lives in the White House: 1-30: Who was the first President of the United States? Ответ: George Washington: 1-40: What is the symbol of the Democratic Party? Ответ: The Donkey: 1-50: What is America’s national sport? Ответ: Baseball.

2. Great Britain

2-10: Can you finish the list? England, Northern Ireland, Scotland … Ответ: Wales [1]. 2-20: What is the biggest city in Scotland? Ответ: Glasgow. 2-30: What is the capital of Wales? Ответ: Cardiff. 2-40: What part of London is in France? Ответ: the letter N [6]. 2-50: What is the largest museum in London? Ответ: The British Museum.

  1. Australia, Canada.

3-10: What is found in the very center of both America and Australia? Ответ: The letter R [6]. 3-20: What does the word "Australia" mean? Ответ: Southern land. 3-30: What is the capital of Australia? Ответ: Canberra. 3-40: What is the population of Canada? Ответ: Over 26 mln. 3-50: What are official languages in Canada? Ответ: English and French.


Тема

Количество очков

1.The USA

10

20

30

40

50

2. Great Britain

10

20

30

40

50

3. Australia, Canada

10

20

30

40

50



Учитывая, что студенты учатся в техническом вузе, следует, по возможности, подбирать материалы, в которых отражены новости науки и техники стран изучаемого языка, интересные аспекты, касающиеся будущей специальности студентов.

При изучении разговорной темы «США», например, следует обратить внимание на специфику речевого этикета, без овладения которым невозможна правильная речь в стране пребывания, на нормы поведения американцев в магазине, при пользовании телефоном, при покупке жилья и т.д. Студентов следует познакомить с именами американцев, известных всему миру.

Основная задача при изучении темы «США» - дать студентам представление о повседневной жизни американского народа, о его обычаях, традициях, истории, культуре, особенно культуре общения и поведения.

Ставя задачу объединения знаний о стране со знанием языка, преподаватель должен подбирать тексты и диалоги на английском языке, содержащие дополнительную информацию по теме. Учащимся предлагается прочесть и перевести эти тексты, составить диалоги. Особое внимание следует обратить на орфографические, грамматические, лексические особенности американского варианта английского языка.

Студентам интересно будет узнать о таком лингвистическом феномене, как Runglish (рунглиш) – смеси русского и английского, на котором заговорили в Нью-Йорке, на Брайтон – Бич. Русские иммигранты произносят английские слова искаженно на русский манер. Так, например, говорят не «индейка», а «tyurki», не «картошка», а «potyatoaz».

В русский язык иммигрантов входят английские слова типа «сайны». Английское слово – sign – знак, указатель, вывеска. В русский словарный запас входят названия продуктов и технические термины [3].

Клуб любителей иностранных языков проводил заседания, посвященные праздникам, отмечаемым в США весной и летом, осенью и зимой.

Студенты рассказывали на английском языке об истории праздников, о рецептах традиционных блюд и напитков, пели песни и читали стихи. Все это помогает преподавателям, которые принимают активное участие в заседаниях клуба, в увлекательной форме познакомить учащихся с праздниками США.

Следует отметить важную роль ежегодной конференции на иностранных языках. Студенты выступают с докладами на различные темы, среди которых есть темы по страноведению.

Изучение иностранного языка неразрывно связано с проникновением в иноязычную культуру. Для понимания культуры страны изучаемого языка важную роль играет знакомство с фольклором, обычаями, праздниками.

Г. В. Елизарова отмечает: « Целью обучения иностранным языкам на современном этапе является подготовка языковой личности к продуктивному межкультурному общению» [4].

Г. В. Елизарова пишет, что «… каждая культура находит уникальное отражение в языке - ее носителе» [4].

Материалы, связанные с культурой страны изучаемого языка, обеспечивают накопление коммуникативной компетенции, составляют предмет разговора о различных сторонах образа жизни народа, помогают преодолеть сложившиеся стереотипы мышления. [5]

Страноведение воспитывает у студентов интерес к истории и культуре англоговорящих стран, способствует лучшему усвоению иностранного языка, повышает культурный уровень студентов.
Литература:

  1. Англия – 2/ 1992 (122), с. 106.

  2. Венявская В.М., Зюзин Ю.М. Английский для неязыковых вузов / Учебное пособие – г. Ростов-на-Дону, 2005

  3. Вечерний Ростов, «"Рунглиш" - язык Брайтон-Бич» 11 ноября 2005. - С.11.

  4. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. – СПб.: «КАРО», 2005. – С. 208, С. 314.

  5. Сидоров Е.А. США – земля и люди / Пособие по английскому / Е.А. Сидоров.// Издательство Ростовского Университета. – Ростов н/Д 1992. – С.3.

  6. «The Lighter Side» of TEFL./A Teacher's Resource Book of Fun Activities for Students of English as a Foreign Language/ - Edited by Thomas Kral. 1994. – С.99.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconРабочая программа дисциплины дс. 02 «Современные методы преподавания...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению...
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconПрограмма итоговой аттестации по специальности 031201 «Теория и методика...
Воробьева Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков пгу...
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие интереса учащихся к изучению иностранных языков, в том числе к изучению немецкого языка
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconП л а н работы м. О. Учителей иностранных языков
Использовать здоровьесберегающие технологии в системе личностно-ориентированного подхода к обучению
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconИмидж института монархии великобритании
Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного...
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе icon16. 09. 13 (пн.), 17. 09. 13 с 12. 00 до 17. 00 Нечаев Дмитрий Юрьевич
Студенты всех курсов по всем дисциплинам иностранных языков 17. 09. 2013(вторник), 15. 30, кафедра иностранных языков и межкультурной...
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconУчебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков...
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Института иностранных языков (Санкт-Петербург)
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconКафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение...
Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №11 от 24. 05. 12)
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconКафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение...
Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №11 от 24. 05. 12)
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconКафедра иностранных языков Профессионально-ориентированное обучение...
Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол №4 от 01. 12. 11)
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconЛингвистическая ситуация в северной англии (на лексическом материале йоркширского диалекта)
Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного...
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconОбщее и индивидуально-авторское в научных исторических текстах (на материале английского языка)
Диссертация выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского...
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconКафедра иностранных языков
Белинская Г. П. – канд филол наук, доцент, Лесникова Н. А., доцент, Муха И. П. ст преподаватель кафедры иностранных языков фгбоу...
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconПеречень ежегодных мероприятий, направленных на изучение и повышения...

Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе icon3. Кафедра иностранного языка
Развитие творческого мышления учащихся как средство мотивации к изучению иностранных языков
Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе iconРефератов «Кругозор». Тема реферата: Изучение иностранных языков в России
Изучение иностранных языков в России неразрывно связано с историей страны, в которой мы выделяем четыре этапа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск