Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса





Скачать 227.8 Kb.
НазваниеПрограмма по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
страница1/2
Дата публикации23.07.2013
Размер227.8 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2
Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

для 4 класса








Пояснительная записка к рабочей программе курса «основы религиозных культур и светской этики», 4 класс составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Стандарта начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики» (Приложение приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»

2. Примерная программа начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. (Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru)

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2012 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012- 2013 учебный год.

5. приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24-370 от 24.02.2012 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области на 2012-2013 учебный год;

6. Методического письма МОиН Челябинской области от 31 июля 2009 г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;

7. Письмо Министерства образования и науки РФ №МД-883/03 от 08.07.2011 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;

8. Методические рекомендации «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» Приложение ___ к Письму Министерства образования и науки Челябинской области от ____________ г. №________ «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012 – 2013 учебном году».

8. Методические рекомендации «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году» Приложение 1 к Письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 г. №103/3431 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году».

9. Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №123 г. Челябинска;

10. Учебного плана МБОУ СОШ № 123 г. Челябинска на 2012-2013 учебный год;
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом примерной программы.
Цель и задачи рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм

  • Социальная солидарность

  • Гражданственность

  • Семья

  • Труд и творчество

  • Наука

  • Традиционные российские религии

  • Искусство и литература

  • Природа

  • Человечество


Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Курс рассчитан на 175 часов согласно ШУП на учебный год

класс

количество часов из инвариантной части ШУП (в неделю/год)

количество часов из вариативной части ШУП (в неделю/год)

всего (в неделю/год)

4

1/34

0

1/34


Содержание рабочей программы 4 класс (34 часа)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»


1 ч в неделю (34 часа)




4 класс 34 часа

Урок 1

Россия – наша Родина

Урок 2

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.

Культура и религия

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия


Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия


Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия


Культура и религия


Что такое светская этика?


Урок 3

Священное Писание


Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание

Будда и его Учение


Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля»

Культура и религия


Мораль и культура

Урок 4

Священное Писание и Священное Предание


Пророк Мухаммад – проповедническая миссия


Будда и его Учение


Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма

Возникновение религий. Древнейшие верования

Особенности морали


Урок 5

Во что верят православные христиане


Прекрасные качества Пророка Мухаммада

Буддийский священный канон


Патриархи еврейского народа



Возникновение религий. Религии мира и их основатели


Добро и зло


Урок 6

Что говорит о Боге и мире православная культура


Священный Коран и Сунна как источники нравственности

Буддийский священный канон


Евреи в Египте: от Йосефа до Моше



Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

Добро и зло

Урок 7

Что говорит о человеке православная культура

Общие принципы ислама и исламской этики

Буддийская картина мира


Исход из Египта

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран


Добродетели и пороки


Урок 8

Христианское учение о спасении


Столпы ислама и исламской этики

Буддийская картина мира


Получение Торы на горе Синай

Хранители предания в религиях мира


Добродетели и пороки


Урок 9

Добро и зло в православной традиции


Исполнение мусульманами своих обязанностей

Добро и зло


Пророки и праведники в иудейской культуре


Человек в религиозных традициях мира

Свобода и моральный выбор человека

Урок 10

Христианская этика. Заповеди блаженства

Обязанности мусульман


Ненасилие и доброта


Пророки и праведники в иудейской культуре


Священные сооружения

Свобода и ответственность

Урок 11

Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему


Обязанности мусульман


Любовь к человеку и ценность жизни



Храм в жизни иудеев

Священные сооружения



Моральный долг

Урок 12

Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду

Обязанности мусульман


Милосердие и сострадание

Назначение синагоги и ее устройство

Искусство в религиозной культуре



Справедливость


Урок 13

Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание


Обязанности мусульман



Отношение к природе


Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал

Искусство в религиозной культуре



Альтруизм и эгоизм

Урок 14

Спаситель. Жертвенная любовь

Для чего построена и как устроена мечеть


Буддийские святые. Будды

Молитвы и благословения
в иудаизме

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Дружба


Урок 15

Спаситель. Победа над смертью


Мусульманское летоисчисление и календарь


Семья в буддийской культуре и ее ценности

Добро и зло

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад


Что значит быть моральным?


Урок 16

Творческие работы учащихся

Урок 17

Подведение итогов 1 полугодия

Урок 18

Православие в России

Ислам в России

Буддизм в России

Иудаизм в России

Религии России

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Урок 19

Православный храм

Семья в исламе


Основы буддийского Учения и этики


Основные принципы иудаизма

Религии России

Нравственный поступок

Урок 20

Православный храм и другие святыни


Нравственные основы семьи в исламе

Человек в буддийской картине мира

Основные принципы иудаизма

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Золотое правило нравственности

Урок 21

Православные Таинства. Символический язык православной культуры


Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим

Человек в буддийской картине мира

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь


Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Стыд, вина и извинение

Урок 22

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)


Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство



Буддийские символы


Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды


Честь и достоинство

Урок 23

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)


Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие


Буддийский храм

Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Совесть

Урок 24

Православный календарь, его символическое значение


Забота о здоровье в культуре ислама


Буддийские святыни

Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией

Религиозные ритуалы в искусстве

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Урок 25

Православный календарь. Почитание святых


Ценность образования и польза учения в исламе


Буддийский календарь

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Джентльмен и леди

Урок 26

Православный календарь. Почитание святых

Ценность образования и польза учения в исламе

Праздники в буддийской культуре

Еврейские праздники: их история и традиции

Праздники в религиях мира

Образцы нравственности в культуре Отечества

Урок 27

Православный календарь. Почитание святых


Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения


Искусство в буддийской культуре

Еврейские праздники: их история и традиции

Семья, семейные ценности

Этикет

Урок 28

Православный календарь. Праздники

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения

Священные буддийские сооружения


Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

Праздники

Урок 29

Христианская семья и ее ценности


Искусство ислама



Буддийские ритуалы

Ценности семейной жизни в иудейской традиции

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий


Жизнь человека – высшая нравственная ценность


Урок 30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Урок 31

Подготовка творческих проектов

Урок 32

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

Урок 33

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

Урок 34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconРабочая программа по «основам религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». М., Просвещение, 2010
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconУрок по основам религиозных культур и светской этики на городском...
Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики на городском мо учителей начальных классов
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики...
Управляющего Совета моу «Гимназия №2 г. Чебоксары» (протокол №1 от 14. 01. 2010) и педагогического совета моу «Гимназия №2 г. Чебоксары»...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconО сновы религиозных культур и светской этики
С 1 сентября 2014 года в нашей школе, как и во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начнут изучать курс...
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск