Культура общения





НазваниеКультура общения
страница1/14
Дата публикации18.12.2014
Размер1.55 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14





Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Региональный научно-методический совет

по преподаванию предмета «Культура общения»


КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Дошкольники
1-11 КЛАССЫ
Программа

Нормативные документы

Основные требования к уроку

Литература для учащегося и учителя

Воронеж

2008

В брошюре представлены программа предмета «Культура общения», планирование учебного материала для 5-9 классов, рассчитанное на 34 и 17 учебных часов, учебная и учебно-методическая литература по предмету. Описаны основные требования к уроку культуры общения, методические принципы обучения культуре общения.

Особое внимание уделено программе, предназначенной для старших групп детских дошкольных учреждений. Обучение детей по данной программе призвано сформировать у них основы этикета поведения и общения и подготовить их к изучению предмета “Культура общения” в начальной школе в рамках регионального базисного учебного плана Воронежской области. Включенное в данное издание примерное планирование занятий позволит воспитателю правильно организовать обучение.

Для учителей культуры общения, преподающих предмет в 1-11 классах, воспитателей детских дошкольных учреждений.

Автор программы

доктор филологических наук, профессор И.А.Стернин


Издание V, переработанное
Программа рекомендована региональным Научно-методическим советом по предмету «Культура общения»

Рецензенты:

Вахтель Н.М., доктор филологических наук, профессор

Центр коммуникативных исследований Воронежского государственного университета


 И.А.Стернин, 2008
Пояснительная записка
Предмет «Культура общения» в Воронежской области ведется как предмет школьной компетенции с 1992 г. и как предмет региональной компетенции с 1997. Программа предназначена для 1-11 классов общеобразовательных учреждений города Воронежа и Воронежской области.

Настоящий вариант программы по сравнению с 4 -ым изданием (Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002) переработан. Существенному уточнению (прежде всего в области перераспределения материала, а также частично в области содержания) были подвергнуты блоки средних классов. Они переработаны в опоре на уже накопленный пятнадцатилетний опыт преподавания предмета, опыт лучших учителей; в них учтены новые достижения в области преподавания речеведческих дисциплин, накопленные в последние десятилетия в отечественной науке и педагогической практике.
Принадлежность предмета «Культура общения»
Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».

В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.
Цель обучения учащихся предмету «Культура общения»
Целью обучения предмету «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

  • устойчивых риторических навыков;

  • устойчивых навыков культуры устной речи,

  • навыков эффективного общения.


Знания умения и навыки,

приобретаемые в процессе изучения предмета «Культура общения»
В разделах «Требования к знаниям» для каждого класса описаны теоретические сведения, которыми должны овладеть учащиеся.

Основные теоретические понятия учащиеся должны уметь объяснить (дать определение), привести пример, учащиеся должны знать коммуникативные законы и правила.

В разделах «Требования к умениям» описаны умения, которые учащиеся должны продемонстрировать в своей практической речевой деятельности в учебных условиях или в условиях проведения контрольно-измерительных процедур.

В разделы знания и умения для того или иного класса преимущественно вошли те знания и умения, которые:

являются для данного класса базовыми,

соответствуют реальным коммуникативным потребностям учащихся данного возраста,

могут быть выявлены в реальных учебных и внеклассных условиях общения с детьми,

могут быть проверены в рамках контрольно-измерительных процедур.

Те знания и умения, которые не вошли в перечень обязательных в соответствующем классе, могут быть в принципе сформированы только по окончании всего курса обучения в школе, то есть по завершении обучения в одиннадцатом классе.

Естественно, конечной целью обучения культуре общения является формирование устойчивых навыков культуры общения в коммуникативном поведении учащихся. Навыки носят автоматизированный характер. Однако для отработки навыков культуры общения при 1 или 0,5 часе в неделю у учителя крайне мало возможностей. Навыки культуры общения рекомендуется закреплять, а во многом и формировать во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. На уровне навыков учащиеся должны в первую очередь освоить такие виды речевой деятельности, которые ежедневно используются учащимися в школе и при общении друг с другом: устный ответ, публичную защиту результатов учебной или исследовательской работы, выступление на конференции, защиту реферата, защиту мультимедийной презентации, учебный диалог, умение слушать, общение со сверстниками, с мальчиками и девочками и под. Эти виды деятельности постоянно «тренируются» детьми в речевой практике, и учитель должен внести в них необходимую коррекцию, обусловленную правилами речевого этикета и эффективного общения.

Кроме того, на уровне навыков должны быть представлены виды речевой деятельности, имеющие место или возможные во внешкольной, внеучебной работе (общение на экскурсии, в музее, театре, на природе). Другими словами, навыки могут быть сформированы только в тех коммуникативных ситуациях, которые находятся под контролем учителя. Культура общения учащегося в семье, с незнакомыми, на улице, на дискотеке и др. находится вне контроля педагога, в этом случае она формируется на занятиях только в форме знаний и умений.

Практические навыки проверяются на разных этапах обучения с помощью устных контрольно-измерительных процедур – упражнений, тестов, причем задания выполняются преимущественно устно и без подготовки, поскольку проверяются именно автоматизированные навыки.

В целом, практические навыки культуры общения имеют накопительный характер и требования к ним могут быть представлены в комплексном виде как требования к выпускнику – их можно требовать от учителя и ученика не в отдельном классе, а в качестве итоговой цели всего обучения. Это не значит, что в каждом отдельном классе не предъявляется требований к коммуникативным навыкам – работа над ними идет постоянно, но сформированность этих навыков в условиях одного часа в неделю не может быть предъявлена на уровне жестких требований. В связи со сказанным на учителя культуры общения в школе нельзя возлагать всю ответственность за поведение, дисциплину и общую культуру учащихся.

Формирование навыков культуры общения учащихся – дело всего педагогического коллектива, дело многих лет.


Основные особенности проведения урока

по предмету “Культура общения”


  1. Урок культуры общения должен проводиться на устной основе. Рассказ учителя должен сочетаться с активной речевой деятельностью учащихся. Учащиеся должны активно участвовать в занятии, много говорить на уроке, приобретая практические навыки культуры общения и культуры речи.

  2. Активные формы проведения занятий должны преобладать, особенно в младших и средних классах. В старших классах, с учетом возрастной психологии усвоения предмета, допускается бÓльшая доля рецептивно-аналитического подхода (анализ коммуникативных ситуаций), и бÓльшая доля лекционной формы работы. В старших классах следует шире использовать дискуссии, дебаты и монологическую речь учащихся.

  3. На уроке учащиеся должны знакомиться как с нормами коммуникативного поведения, с правилами этикета поведения и общения (как надо? как принято?), так и с правилами эффективного общения (как лучше? как эффективней?).

  4. На ранних этапах обучения – в начальной школе и 5-7 классах преобладает обучение нормам общения, в старших классах – обучение приемам эффективного общения.

  5. На каждом уроке учащиеся должны приобретать новые знания, умения и навыки по культуре общения и активно закреплять уже изученное.

  6. Учитель должен замечать и исправлять речевые и коммуникативные ошибки учащихся и приводить правильные речевые образцы. Необходимо стимулировать учащихся к развернутым высказываниям, исправлению ими собственных речевых и коммуникативных ошибок и добиваться полного, развернутого повторения учащимися правильных речевых формул и речевых образцов.

  7. Общение учителя с учениками должно осуществляться в соответствии с принципами педагогики сотрудничества, отвечать нормам толерантности, вежливости и речевого этикета.

  8. Речь учителя должна быть образцом культуры речи, недопустимы орфоэпические, стилистические и речевые ошибки.

  9. Внешность учителя должна отвечать нормам этикета внешнего вида.

  10. На уроке должна присутствовать атмосфера доброжелательности, урок должен доставлять детям удовольствие и создавать положительный эмоциональный настрой.

  11. Учащиеся должны демонстрировать на уроке культуру речи и поведения, а также учебную речевую активность.

  12. На уроке должны использоваться современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.

  13. Урок должен ориентировать учащихся на освоение норм и правил повседневного общения и поведения, на уроке не должно быть излишнего пафоса и избыточного эмоционального накала.


Распространенные ошибки в подготовке

и проведении уроков по предмету “Культура общения”


  • Чрезмерная информационная насыщенность урока, создающая перегрузку учащихся; слишком быстрый темп урока.

  • Попытки вместить в один урок весь арсенал форм и методов обучения.

  • Несоблюдение преемственности в обучении (новая тема дается без опоры на ранее полученные знания).

  • Нерациональное использование времени урока (вниманию учащихся предлагается слишком большой музыкальный или видеофрагмент, учителем проводится и проверяется в классе громоздкий тест, учащиеся переписывают с доски учительские заготовки к уроку).

  • Пассивность учащихся на фоне сдерживающей их активности учителя, превращение урока в «театр одного актера».

  • Пассивность большей части учащихся, когда работает только несколько человек, отсутствие обратной связи.

  • Большой объем письменных домашних и классных работ.

  • Отсутствие подведения итогов деятельности учащихся.

  • Домашнее задание не представляет собой развитие классной работы по применению знаний, распространение полученных знаний на новые ситуации, не является подготовительным этапом к активной познавательной и коммуникативной деятельности учащихся на следующем уроке.


Примерная схема анализа урока культуры общения
Данная схема предназначена для анализа уроков культуры общения и самоанализа урока учителем.

Требования, предъявляемые схемой, относятся к идеальному уроку; в реальных условиях школы зачастую не все из них могут быть выполнены на каждом уроке – многое зависит от темы, контингента учащихся, их возраста, возможностей технического оснащения учебного процесса и многих других факторов.

Данная схема призвана помочь учителю и проверяющему выделить основные параметры оценки удачного урока и опереться на них в анализе и самоанализе проведенного занятия.


  1. Какие цели ставил учитель на уроке, какие знания, умения и навыки рассчитывал сформировать?

  2. Соответствуют ли поставленные цели программе, уровню познавательных возможностей учащихся, возрасту учащихся?

  3. Используются ли учителем авторские разработки при проведении урока? Согласуются ли эти разработки с общим содержанием программы?

  4. Достигнуты ли цели урока?

  5. Получено ли приращение знаний, умений и навыков в ходе урока?

  6. Была ли логика в построении урока, ощущалась ли структура урока учащимися?

  7. Соблюдены ли основные этапы урока по культуре общения (речевая зарядка, проверка домашнего задания, беседа учителя, упражнения в речевой деятельности, обобщение, домашнее задание)?

  8. Наблюдалось ли в ходе урока разнообразие видов учебной деятельности учащихся?

  9. Был ли выдержан на уроке принцип устной основы обучения? Каково было соотношение говорения учителя и учащихся? Достаточно ли много говорили учащиеся, все ли учащиеся участвовали в речевой деятельности?

  10. Осуществлялась ли связь изучаемого материала с личным опытом учащихся?

  11. Сочетался ли рассказ учителя с активной речевой деятельностью учащихся? Не наблюдалось ли пассивности учащихся на фоне активности учителя? (речевая деятельность учащихся должна занимать не менее 50% времени урока).

  12. Была ли на уроке преемственность по отношению к ранее изученному материалу, давалась ли новая тема в опоре на ранее полученные знания? Ориентирован ли урок на последующие темы?

  13. Рационально ли распределено время урока? (Не предлагались ли учащимся слишком громоздкие задания, осуществлялась ли смена видов деятельности на уроке, не наблюдалось ли на уроке чрезмерной информационной насыщенности, создающей перегрузку учащихся)?

  14. Проведен ли урок в достаточно деловой манере, направленной на освоение учащимися норм и правил повседневного общения и поведения, не было ли на уроке излишнего пафоса и избыточного эмоционального накала?

  15. Не преобладала ли на уроке развлекательность?

  16. Демонстрировали ли учащиеся на уроке культуру речи и поведения?

  17. Не был ли слишком быстрым темп урока?

  18. Не наблюдалось ли на уроке попытки учителя вместить в один урок весь арсенал форм и методов обучения?

  19. Присутствовало ли закрепление изученного?

  20. Проведено ли обобщение теоретического материала?

  21. Подведен ли итог урока, задано ли домашнее задание, ориентированное на закрепление материала и подготовку к следующему уроку?

  22. Какие конкретно знания, умения и навыки приобрели учащиеся: по культуре речи, по выразительности речи, по чистоте речи, по этикету поведения, по этикету общения, по этикету внешнего вида, по диалогической речи, по монологической речи, по правилам и приемам эффективного общения?

  23. Эффективно ли проведена речевая зарядка?

  24. Умеют ли дети произносить скороговорки и чистоговорки, выразительна ли их речь?

  25. Замечает ли учитель и исправляет ли он речевые и коммуникативные ошибки учащихся, приводит ли правильные речевые образцы?

  26. Добивается ли учитель повторения учащимися правильных речевых образцов?

  27. Соответствует ли речь учителя нормам культуры речи, не встречаются ли у учителя орфоэпические, стилистические, речевые ошибки?

  28. Этикетно ли выглядит и ведет себя учитель, осуществляется ли педагогическое общение с учениками в соответствии с принципами педагогики сотрудничества, отвечает ли оно эталонным нормам вежливости и речевого этикета?

  29. Прошел ли урок в атмосфере доброжелательности, доставил ли детям удовольствие, создал ли положительный эмоциональный настрой?

  30. Подведен ли итог урока, оценена ли работа учащихся
Культура общения для дошкольников

Объяснительная записка
Программа “Культура общения для дошкольников” предназначена для работы с детьми в подготовительных группах детского сада

Практика работы показывает: чем раньше начинается работа по формированию культуры общения учащихся, тем эффективнее будет эта работа и тем прочнее будут сформировавшиеся знания, умения и навыки. Поэтому работу по формированию культуры общения и поведения детей надо начинать как можно раньше.

В связи с этим, а также учитывая многочисленные просьбы воспитателей детских дошкольных учреждений, на кафедре теории и практики коммуникации Воронежского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и была разработана данная программа.

В основу программы положены научные и дидактические принципы, на которых основываются действующие в Воронежской области региональные программы для начальной и средней школы - “Культура общения в начальной школе” (Воронеж, 1996), “Культура общения” /5-11 класс/ (Воронеж, 1995) /,что обеспечивает преемственность обучения культуре общения в дошкольном учреждении, начальной и средней школе.

При подготовке программы нами были также внимательно проанализированы и учтены результаты осуществленной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО апробации ряда учебных пособий для дошкольников и младших школьников, подготовленных в Уральском ГУ: Н.А.Купина. Азбука поведения. Свердловск, 1991, 78с.; Н.А.Купина. Ежели вы вежливы... Пермь, 1995, 43с.: Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина. Культура речевого общения. Учебно-методический комплекс для детских дошкольных учреждений. Екатеринбург, 1991. С учетом опыта работы по этим пособиям была разработана настоящая программа и подготовлено учебное пособие ”Азбука вежливости” (авторы Н.А.Купина, И.А.Стернин)

Программа представляет собой целостный курс из 20 тем. Темы отражают наиболее типичные ситуации общения, в которых оказываются дети. Правила речевого поведения не существуют в изоляции от жизни. Именно поэтому программа привязывает речевые формулы к тем типовым ситуациям, которые важны для ребенка, в которых он часто оказывается. Естественно, что ряд этикетных формул, выражений проходит почти через все ситуации / например, выражения благодарности. обращения, извинения/; ряд этикетных формул закрепляется за одной ситуацией / например, формулы поздравления/.

Темы “уложены” в 34 урока, которые последовательно раскрывают темы от более простых к более сложным,.

Важнейшим условием освоения детьми программы является их активная речевая деятельность - они должны как можно больше говорить на занятиях, и задача воспитателя - организовывать и направлять это общение. Воспитатель постоянно ведет диалог с детьми, задает им вопросы, побуждает их анализировать речь персонажей учебных текстов и ситуаций, речь окружающих людей, а также свою собственную речь.

Игровая форма, разыгрывание сценок и диалогов - важнейший методический прием, основа обучения. Игра - это органическая для ребенка форма жизнедеятельности В игре моделируется ситуация, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных речевых форм, а также нравственных установок, производится отбор ценностей.

Каждое занятие должно содержать тексты или сценки, диалоги для обсуждения; диалоги и сценки, разыгрываемые самими детьми; решение проблемных или этикетных задач.

Необходимо иметь в виду, что ребенок, изучая нормы общения, должен также усвоить и некоторые компоненты предметных ситуаций. Так, например, чтобы освоить правила речевого поведения в парикмахерской. необходимо понимать значение слов мастер - клиент ; чтобы освоить правила речевого поведения в поликлинике, нужно знать, в частности, смысл слов врач - пациент и др.

Изучая культуру общения, ребенок должен соединить в своем сознании вежливость и отзывчивость, вежливость и доброту, вежливость и искренность, вежливость и скромность, вежливость и уважительность, вежливость и тактичность. Воспитатель должен целенаправленно формировать речевые навыки ребенка на фоне нравственных ценностей и общекультурных знаний.


Примерное планирование занятий

Общее число занятий – 34
Тема 1. Знакомство

Урок 1. Знакомьтесь, пожалуйста

Тема 2. Поведение за столом.

Урок 2. Учимся вести себя за столом

Тема 3. Поведение в гостях

Урок 3. У тебя гости

Урок 4. Прощание с гостем

Урок 5. Поиграем в “гости”

Тема 4. Прощание перед сном

Урок 6. Спокойной ночи!

Тема 5. Приветствие

Урок 7. Доброе утро!

Урок 8. Здравствуйте!

Тема 6. Вежливая просьба

Урок 9. Умей обратиться с вежливой просьбой

Урок 10. Умей обратиться с вежливой просьбой /продолжение/

Тема 7. Поздравление и пожелание

Урок 11. Поздравление с днем рождения

Тема 8. Благодарность

Урок 12. Всегда говори “спасибо”

Тема 9. Виноват - проси прощенья

Урок 13. Извините, пожалуйста

Урок 14. Извините, пожалуйста /продолжение/

Тема 10. В транспорте

Урок 15. Вежливый пассажир

Тема 11. В театре

Урок 16. Покупаем билеты в театр

Урок 17. Смотрим спектакль

Тема 12. В поликлинике

Урок 18. На приеме у врача

Тема 13. В детской библиотеке

Урок 19. Посоветуйте, пожалуйста, какую книгу выбрать

Тема 14. В кафе

Урок 20. Учимся вести себя в кафе

Тема 15. В парикмахерской

Урок 21. Идем стричься

Урок 22. Поиграем в “парикмахерскую”

Тема 16. На улице

Урок 23.Разговор с незнакомым

Урок 24. Разговор со знакомым взрослым

Тема 17. Разговор по телефону

Урок 25. Учимся говорить по телефону

Урок 25. Учимся говорить по телефону /продолжение/

Тема 18. Животные -наши друзья

Урок 27. Разговор с животными и и животных

Урок 28. Разговор с животными и о животных /продолжение/

Тема 19. Будем внимательны друг к другу

Урок 29. Успокойся, пожалуйста

Урок 30. Что случилось?

Урок 31. У больного

Урок 32. Уступайте друг другу

Урок 33. Заботимся о маленьких

Тема 20. Прощание перед отъездом

Урок 34. Всего вам доброго!
Программа
Тема 1. ЗНАКОМСТВО.
Правила речевого поведения во время знакомства.

Основные правила речевого поведения во время знакомства. Этикетные выражения , принятые в этой ситуации для участников ситуации знакомства. Реплики инициатора знакомства, ответные реплики того, с кем знакомятся. Различие в речевом поведении взрослых и детей. Знакомство через посредника, без посредника. Невербальные компоненты ситуации знакомства - рукопожатие, вставание, поклон, улыбка ; соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о человеке. Различие в ситуации знакомства ребенка со взрослым и ребенка со сверстником.
Тема 2. ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ
Этикет и речевой этикет. Этикет как правила поведения, принятые в обществе в качестве образцовых. Речевой этикет как система устойчивых выражений / этикетных формул /, соответствующих различным ситуациям общения / приветствие, прощание, извинение, поздравление, пожелание. благодарность, утешение. сочувствие, одобрение, просьба, совет/ .Этикетная формула - слово / спасибо / , сочетание слов / большое спасибо / , предложение / благодарю Вас за вкусное угощение /, регулярно употребляющиеся в той или иной ситуации общения

Этикет и речевой этикет поведения за столом. Как встречать гостей. Выражение приглашения, благодарности, извинения. Предложение угощения. Как принимать угощение. Пользование чашкой, столовыми приборами. Обращение с ножом и вилкой, умение передать гостю блюдо, взять порцию из общего блюда, правильно взять в руки чашку, столовую ложку. Умение вести себя за едой.. Этикет гостя и этикет хозяина. Непринужденность поведения за столом, его границы. Поведение в случае неловкости гостей или собственной неловкости. Как и о чем разговаривать за столом.

Невербальное поведение за столом: уважительная поза, нерезкие движения, приветливость, отсутствие напряженности.

Понятие о хороших манерах как нормах образцового поведения, которые вошли у человека в привычку. Дурные /плохие/ манеры как систематическое нарушение этикетных правил в поведении человека.
Тема 3. ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ
Понятие гостеприимства. Гостеприимство как правила приема гостей, принятые в обществе. Национальные особенности гостеприимства. Гостеприимство как национальная черта русских людей. Особенности русского гостеприимства. Хлебосольство как проявление русского гостеприимства Основные законы гостеприимства. Правила поведения хозяина и гостя.

Приветствие гостя, приглашение его в дом. Поддержание разговора с гостем; как строить начало разговора ( формулы приветствия, приглашения, одобрения), как развлекать гостя ( совместные занятия, игра, чтение книги, стихов, формулы похвалы) Гостеприимный тон, поза, поклон, рукопожатие, нерезкие жесты, приветливая улыбка, доброжелательный тон, общая приветливость как этикетные требования. Проявление внимания к гостю, его формы.

Особенности проявления гостеприимства по отношению к старшему, младшему, ровеснику. Прощание с гостем.

Тема 4. ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД СН0М
Этикет поведения дома, важность этикетного поведения в семье, в общении с родными.

Особенности этикетного поведения перед сном . Необходимые приготовления ко сну / умывание, чистка зубов /. Спокойное поведение перед сном. Этикетные формы традиционных русских пожеланий спокойной ночи и приятных сновидений, адресуемые близким. Колыбельные песни, просмотр телепередач..

Невербальное поведение: тихий ровный тон, спокойные манеры, добрая улыбка.
Тема 5. ПРИВЕТСТВИЕ
Этикетные требования к приветствию. Кого, когда и как принято приветствовать. Этикет приветствия в семье и за ее пределами. Традиционное приветствие в момент пробуждения как знак внимания и любви к близким. Тон утреннего приветствия. Поведение членов семьи перед уходом из дому. Доброе настроение и добрые слова.

Приветствие в адрес взрослого соседа; обмен приветствиями между детьми.

Приветствие знакомого, незнакомого. Варьирование формул и тона приветствия в зависимости от того, кого и где приветствуют.

Этикетная беседа, сопровождающая приветствие. Темы этикетных бесед: разговор о погоде, о прошедшей ночи, о планах на день и вечер, о самочувствии.
Тема 6. ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
Формы выражения просьбы, адресованной старшему, младшему, знакомому, незнакомому, близкому, ровеснику. Просьба на улице, дома, в общественном месте. Использование при обращении с просьбой смежных этикетных формул - извинение, предложение, благодарность и др. Различие между просьбой и требованием, просьбой и унижением. Эффективность просьбы, способы ее достижения. Умение просить, а не отбирать. Умение сформулировать суть просьбы.

Невербальное поведение при просьбе: ровный вежливый тон, (не грубый, капризный или приказной), отсутствие льстивости, негромкий голос, нерезкие жесты, уважительная поза.
Тема 7. ПОЗДРАВЛЕНИЕ И ПОЖЕЛАНИЕ
Основные праздники и события, с которыми принято поздравлять людей. Поздравление с днем рождения, Новым годом, 8 марта, 23 февраля. Рождество, масленица. Как отмечают праздники.

Индивидуальные и коллективные поздравления. Различные стили поздравлений - официальные, неофициальные, дружеские, юмористические. Кого как принято ( и можно) поздравлять. Речевые формулы поздравления.

Использование индивидуальных творческих способностей детей при подготовке поздравлений. Пожелание ко дню рождения и в связи с праздником. Контактные речевые формулы: пожелание, благодарность. Создание праздничной атмосферы, атмосферы веселья. Традиционные праздничные игры, шутки, розыгрыши.

Подарки, их назначение. Речевое сопровождение вручения подарка. Как выбрать подарок. Кому что можно подарить. Чувство вкуса и меры в выборе подарка. Как отмечать праздник. Праздничные игры.

Невербальное поведение при поздравлении: приветливость, дружелюбие, непосредственность, искренность, раскованность, радость за другого, эмоциональность.
Тема 8. БЛАГОДАРНОСТЬ
Умение определять ситуации, требующие выражения благодарности. Кого и за что надо благодарить. Основные речевые формулы выражения благодарности. Почему надо благодарить людей. Чувства, испытываемые людьми, которых благодарят. Отношение людей к человеку, который умеет благодарить. Приемы словесного расширения выражения благодарности.

Невербальное сопровождение выражения благодарности: доброжелательный, искренний тон, эмоциональность.
Тема 9. ВИНОВАТ - ПРОСИ ПРОЩЕНЬЯ
Умение определять ситуации, в которых необходимо просить прощения. Этикетные формулы выражения извинения. Когда, у кого и как надо просить прощения. Как отвечать, когда прощения просят у тебя. Умение прощать как важная черта воспитанного человека.

Невербальное сопровождение просьбы о прощении: негромкий голос, ровный искренний тон, слегка опущенная голова.
Тема 10. В ТРАНСПОРТЕ.
Понятие общественного места. Транспорт как общественное место. Правила поведения в общественном транспорте. Необходимость уступать место старшим. Элементарные правила оплаты проезда.

Умение войти, выйти. Правила общения с другими пассажирами: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, вопросы к пассажирам и ответы на вопросы пассажиров. Умение не проявлять враждебность, не реагировать на случайную неосторожность пассажира. Умение не причинять неудобства другим пассажирам.

Невербальное поведение: адекватная громкость разговора, доброжелательность, предупредительность, недопустимость активных движений.

Тема 11. В ТЕАТРЕ
Основные правила этикетного поведения при покупке билета, во время спектакля, в антракте.

Этикет общения с кассиром (обращение, беседа). Сопутствующие этикетные речевые формулы: приветствие, просьба, согласие, отказ, благодарность.

Скромность, стремление не привлекать к себе внимание, не причинять никому беспокойства как основа этикетного поведения в театре (кино, цирке и др. подобных местах.)

Освоение предметной ситуации: фойе, гардероб, туалет, зрительный зал, буфет. Правила поведения зрителей до спектакля; во время спектакля; после него. Общение с билетером (как пройти на свое место), с работником гардероба, с другими зрителями (обмен впечатлениями друг с другом во время спектакля и после него), /. Беседа о просмотренном спектакле или фильме. Речевые формулы восхищения, одобрения.

Невербальное поведение: скромность, умение не привлекать к себе внимание окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств, адекватная громкость голоса, отсутствие активных движений.
Тема 12. В ПОЛИКЛИНИКЕ
Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Освоение новых слов и выражений (пациент, история болезни, рецепт, регистратура).

Умение точно назвать свой адрес, фамилию, имя в регистратуре. Формулы обращения, просьбы, извинения, благодарности в условиях поликлиники. Доверие и уважение к врачу, умение преодолеть страх. Умение вести разговор с врачом, отвечать на его вопросы, не задавать лишних вопросов.

Невербальное поведение: умение контролировать свои эмоции, четкость дикции, умеренность движений и громкости речи.
Тема 13. В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ.
Основные правила поведения в библиотеке. Этикетные выражения, необходимые в разговоре с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и выбора книг для чтения.

Понятие о читательском абонементе, условиях выдачи книг на дом. Бережное отношение к библиотечной книге. Обращение к библиотекарю, просьба выдать книгу, умение правильно сформулировать просьбу, знание название автора книги и ее заглавия. Речевое поведение в читальном зале. Громкость разговоров в библиотеке. Умение соблюдать тишину.
Тема 14. В КАФЕ.
Правила поведения и речевого общения в кафе. Общение с буфетчицей , официантом.

Освоение предметной ситуации :официант, буфет, буфетчица, самообслуживание, разные виды кафе - кафе-мороженое, семейное кафе, детское кафе. Сопоставление поведения за столом дома, в детском саду, в кафе. Умение сделать заказ, поблагодарить. Разговоры за столом.

Невербальное поведение: адекватная громкость речи, скромное поведение, отсутствие резких движений.
Тема 15. В ПАРИКМАХЕРСКОЙ.
Нормы поведения и общения в парикмахерской. Освоение предметной ситуации : холл, салон, мастер, клиент, виды услуг.

Поведение клиента в ожидании стрижки. Умение вести беседу с мастером - обращение, объяснение, просьба, согласие, отказ. Ответы на вопросы мастера. Прическа и этикетный облик человека.

Тема 16. НА УЛИЦЕ
Улица как общественное место. Особенности этикетного поведения на улице. Ролевые позиции “ знакомый ” - “ незнакомый”. Вежливые формы обращения к незнакомому человеку. Типовые ситуации, в которых возникает необходимость беседы с незнакомым / на улице, во дворе, в транспорте, в магазине, в кафе и др./.

Начало разговора. Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы. Контактные этикетные формулы извинения, просьбы, благодарности, прощания.

Невербальное поведение: наличие уважительной дистанции от человека, к которому мы обращаемся, нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.

Тема 17. РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ
Этикет общения по телефону. Особенности общения по телефону. Трудности общения по телефону. Приобретение практических навыков: как набрать номер телефона, как пользоваться телефонной трубкой, значение звуковых сигналов.

Навыки вежливого разговора по телефону: стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики. Типичные ситуации телефонного общения - звонок родителям на работу, подруге или товарищу, разговор с родителями друзей, разговор со взрослым незнакомым /. Этикетные ошибки в телефонных разговорах. Шутки и степень их допустимости. Умение кратко излагать свои мысли. Тематика телефонного разговора, нетелефонные темы разговоров.

Невербальное поведение: ровный вежливый тон, умение найти нужную громкость голоса.

Тема 18. ЖИВОТНЫЕ — НАШИ ДРУЗЬЯ

Доброта к животному как черта культурного, воспитанного человека. Животные, их повадки, отношение к человеку, роль в жизни людей.. Выбор клички для различных животных. Уход за животными.

Преодоление страха перед животным. Возможности разговора с животными. Роль речи в управлении животными.
Тема 19. БУДЕМ ВНИМАТЕЛЬНЫ ДРУГ К ДРУГУ
Выражение внимания, сочувствия как важная часть поведения культурного человека. Речевые формулы выражения внимания, сочувствия. Когда и кому надо сочувствовать. Как относятся люди к тем, кто им сочувствует.

Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления / человеку больно, он одинок, ему плохо /. Слова одобрения, поддержки. Русские пословицы, передающие утешение. Шутка как способ утешения.

Утешение, адресованное взрослому и ребенку. Подбадривание. Сочувствие как свидетельство понимания горя, неприятностей друга, знакомого, близкого человека. Как помочь словом и делом. Ситуации утешения в русском фольклоре

Поведение у постели больного. Соблюдение правил гигиены. Гостинцы для больного. Спокойные игры. Беседа у постели больного. Начало беседы, вопросы о самочувствии. Выбор темы для беседы. Этикетные запреты и зтикетные рекомендации в общении с больным (не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни и др.) Этикетные формулы дружеского обращения, пожелания здоровья, совета, утешения, сочувствия, подбадривания. Дружеская шутка.. Проявление деликатности /не хвастаться своим здоровьем и силой/. Поведение в доме, где есть больной. Поведение самого больного.

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым. Заботливое отношение к младшим членам семьи. Внимательное отношение к младшим незнакомым, помощь им. Слова ободрения, утешения. Шутка как средство утешения. Контактные этикетные формулы совета, просьбы, согласия. разрешения, пожелания. Обращение к младшему знакомому и незнакомому. Знакомство с младшим незнакомым. Формулы внимания. Отношение к малышам и беззащитным животным.

Умение в играх и серьезных делах уступать друг другу.

Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, востпитанности, хорошего характера. Уступчивость как важная форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей.

Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями / уступайте друг другу/, девочками и мальчиками / уступай девочке/, молодыми и пожилыми / уступай пожилому/, сильными и слабыми / уступай слабому/.

Невербальное поведение: добрый, сочувствующий, искренний тон, внимательный взгляд, дружелюбные жесты, нерезкие движения и жесты, негромкий голос, исключение повышенной змоциональности, приветливая улыбка.
Тема 20. ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ.
Прощание с близкими и друзьями как важнейший компонент этикета поведения.

Разговор близких людей перед отъездом. Этикетные формулы прощания, пожелания, совета, утешения, подбадривания, обещания писать и звонить. Сопутствующие жесты и обычаи / например, садиться перед отъездом/. Письма с дороги, их форма и содержание.

Рекомендуемая литература

Основная :

Н.А.Купина, И.А.Стернин. Азбука вежливости. Культура общения для дошкольников. Воронеж, 1998.

Купина Н.А., Стернин И.А., Чернышова Е.Б. Культура общения для дошкольников. Учебно-методическое пособие. Воронеж, 2002. – 155 с.
Дополнительная:

Н.А.Купина. Азбука поведения. Свердловск, 1991, 78с.

Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина. Культура речевого общения. Учебно-методический комплекс для детских дошкольных учреждений. Екатеринбург, 1991.

Н.А.Купина. Ежели вы вежливы... Пермь, 1995, 43с.

И.А.Стернин. Русский речевой этикет Воронеж, 1996.

Коммуникативное поведение. Вып. 21. Чернышова Е.Б., Стернин И.А.

Коммуникативное поведение дошкольника. Воронеж: изд-во «истоки», 2004. – 212 с.

Методические рекомендации к программе «Первые шаги». Культура общения. Валеология. Изобразительная деятельность. / И.А.Стернин, Л.А Обухова, Н.А.Лемяскина, А.И.Шмойлов. Под ред Ю.А.Савенкова. –Воронеж, 1999. -105 с.


ПРОГРАММА

предмета «Культура общения»

Первый класс



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культура общения iconРабочая программа учебной дисциплины «культура общения»
Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной...
Культура общения iconРеферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения»
Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится...
Культура общения iconВведение в дисциплину. Язык. Речь. Культура. Культура речи и культура общения
Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл
Культура общения iconПрофессиональная культура общения
Познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи и изучить правила профессионального общения парикмахера...
Культура общения iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
Культура общения iconРеферата по культурологии на тему культура делового общения
Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного...
Культура общения iconКультура общения в адыгском этносе
Охватывают довольно широкий круг проблем, но по сей день, ни одна из дисциплин не располагает полным, систематизированным исследованием...
Культура общения iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Понятие здоровья, его содержания и критерии. Влияние на здоровье окружающей среды и наследственности. Составляющие зож : режим труда...
Культура общения iconРеферат по дисциплине: этика делового общения на тему: «Культура...
У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения, которые...
Культура общения iconРабочая программа дисциплины «Культура делового общения»

Культура общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает основные разделы курса: язык как средство общения, литературный язык и культура речи, культура научной речи, культура...
Культура общения iconВопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения"
Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества
Культура общения iconРабочая программа дисциплины культура речи
Целью освоения дисциплины (модуля) «Культура речи» является изучение теоретических основ норм литературного языка и практической...
Культура общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определение общения. Его стороны и специфика Виды общения Вопрос Структура общения
Культура общения icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Культура общения icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск