Родителям о воспитании толерантности у подростков





НазваниеРодителям о воспитании толерантности у подростков
страница1/27
Дата публикации20.12.2014
Размер2.08 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Родителям о воспитании толерантности у подростков




Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошло tolerance и toleration употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл “страдания”. Слово tolerance, согласно словарю Ларусса, впервые упоминается в 1361 году. Оксфордский словарь английской этимологии относит возникновение понятия “толерантность” как tolerance к XV веку, а как toleration – к XVI в. Причем в XV столетии оно использовалось еще в смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке к этому добавляются значения “позволение”, “сдержанность”, “воздержанность”. В XVII веке термин употребляют в смысле допущения отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance приобретает особую популярность в связи с развитием идеи веротерпимости и принятием “Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии (toleranz) и в Нидерландах (tolerantie).

Российское образование всегда подразумевало органичное и неразделимое единство семьи и школы. В настоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, собственного культурного мировоззрения, учить жить и адаптироваться в мультикультурном пространстве. Роль семьи именно в таком понимании на сегодняшний день особенно актуальна: в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность.

Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях. И, прежде всего, в образовательном процессе и в семейном воспитании, во взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В каждом человеке с рождения есть творческое начало, которое со временем развивается. Мы творим постоянно, даже сами того не замечая. Творческий потенциал – вещь удивительная, однако направлять его можно как на добрые цели, так и на злые. Стремление человека к добру или ко злу зарождается с младенчества и развивается в том или ином направлении с годами. И именно на плечи родителей ложится ответственность направить творческую энергию своих детей в нужное русло, помочь им научиться использовать её на благо других и себя. В нашем мире, переполненном войнами, насилием и соблазнами, это сделать очень непросто. Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Размышляя над далекими перспективами воспитания собственных детей, родители обычно не придерживаются строго заданных эталонов, определяют их довольно расплывчато. Более понятными для подростков остаются представления о допустимости или недопустимости различных форм поведения, но вопросы, касающиеся формирования качеств толерантной личности остаются за пределами домашнего быта и внутрисемейных отношений.

Большое значение имеет образованность родителей, глубина интереса к взаимоотношениям с детьми, попытка осмыслить какие-то конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, а в данном случае именно проблемы толерантности. “Воспитывать в себе воспитателя – это проблема, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной. Предлагаемые нами тесты помогут выявить резервные возможности использования творческого потенциала семьи и воспитания толерантности. Также мы предлагаем тест, по которому родители смогут определить степень толерантности своих детей и принять необходимые меры по дальнейшему воспитанию подростков.

Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье (для родителей)

В основе предлагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой используется 9-балльная шкала самооценки:

1- очень низкий уровень;

2- низкий уровень;

3- ниже среднего;

4- чуть ниже среднего;

5- средний уровень;

6- чуть выше среднего;

7- выше среднего;

8- высокий уровень;

9- очень высокий уровень;

10-наивысший.

Каждое из диагностируемых качеств оценивается по 9-балльной шкале дважды. В начале самооценка ставится в графе “реально”, а затем в графе “желательно бы”. Разрыв между “реально” и “желательно бы” и заключает в себя тот резерв качества воспитания толерантности, который не задействован, не использован родителями в воспитательной работе в должной степени.

Вопросы анкеты.

1. Какова степень эффективности решаемых Вами воспитательных задач?



 

Реально

Желательно бы

1.

Сплоченность родителей с детьми

 

 

2.

Организация совместных творческих дел

 

 

3.

Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для подростка

 

 

4.

Создание условий для самореализации, самораскрытия подростка

 

 

5.

Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций

 

 

6.

Стимулирование позитивного поведения детей

 

 

7.

Оказание помощи подростку в сложных, затруднительных ситуациях

 

 

8.

Координация взаимодействия семьи и школы

 

 

2. Оцените по 10-балльной шкале частоту использования в воспитании следующих форм и методов.

п/п

Формы и методы воспитания

Реально

Желательно бы

1.

Беседа

 

 

2.

Встречи с интересными людьми

 

 

3.

Вечера отдыха

 

 

4.

Экскурсии

 

 

5.

Путешествия, выход на природу

 

 

6.

Совместные творческие дела

 

 

7.

Дискуссии

 

 

8.

Игры

 

 

9.

Что-то другое

 

 

3. Оцените по 10-балльной шкале, что и в какой степени способствует эффективности воспитания, а также, какие качества и в какой степени “желательно бы” активизировать, развить и использовать более эффективно?

п/п

Качества

Реально

Желательно бы

1.

Компетентность

 

 

2.

Общая культура, интеллектуальность

 

 

3.

Творческая инициатива

 

 

4.

Наличие хобби, увлечения

 

 

5.

Нравственные качества

 

 

6.

Эрудиция

 

 

7.

Трудолюбие

 

 

8.

Любовь к детям

 

 

9.

Общительность

 

 

10.

Требовательность

 

 

11.

Что-то другое

 

 

4. Оцените по 10-балльной шкале степень эффективности Вашей работы как родителей по следующим направлениям воспитания:

п/п

Направление воспитания

Реально

Желательно бы

1.

Нравственное

 

 

2.

Умственное

 

 

3.

Физическое

 

 

4.

Эстетическое

 

 

5.

Половое

 

 

6.

Трудовое

 

 

7.

Экологическое

 

 

8.

Антиалкогольное, антиникотиновое, антинаркотиковое

 

 

9.

Патриотическое

 

 

10.

Правовое

 

 

11.

Экономическое

 

 

12.

Культуры поведения

 

 

13.

Дисциплины

 

 

14.

Что-то другое

 

 

5. Сформулируйте 2-3 проблемы, которые особенно сложны, но актуальны для современных родителей.

Тест: “Самооценка толерантности личности” (для подростков)

Негативные факторы нашей жизни создают нервозные отношения и часто приводят к конфликтам.

Предлагаемый тест, позволит Вам оценить свою толерантность. Чем искреннее будут ваши ответы, тем объективнее результат.

Вопросы и ответы

Редко

Иногда

Часто

1. Я думаю, что мои знания оцениваются необъективно

1

2

3

2. Я стараюсь работать, не помогая другим

1

2

3

3. Я переживаю за качество своей работы, а не других

1

2

3

4. Я бываю настроен агрессивно

1

2

3

5. Я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6. Я бываю раздражителен

1

2

3

7. Я стараюсь выделиться, где это возможно

1

2

3

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9. Я не терплю конкуренции

1

2

3

10. Своим недругам я всегда даю отпор

1

2

3

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности

1

2

3

12. Стараюсь не вникать в проблемы других

1

2

3

13. У меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14. Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру

1

2

3

15. При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность

1

2

3

16. Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы

1

2

3

17. Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус

1

2

3

18. Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки

1

2

3

19. Я думаю, что религия разъединяет людей

1

2

3

20.Я думаю, что я должен жить на земле своих предков

1

2

3

21. Я думаю, что смешанные браки нежелательны

1

2

3

22. Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет

1

2

3

23. Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста

1

2

3

24. Не терплю людей, просящих милостыню

1

2

3

25. Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях

1

 

2

3

Литература:

1.Андреев В.И. Пакет диагностических методик. – Казань, 2000.

2.Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика)//Сборник научно-методических статей. – М., 2003.

3. Петровский А.В., Петровский В.А. Всегда ли правы родители. – М.,2003.

4. Dictionnaire etymologique. Larousse. Paris, 1964. 5.The Oxford dictionary of English Etymology. Oxford, Clarendon Press, 1982.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Родителям о воспитании толерантности у подростков iconДоклад заместителя министра образования и науки
О воспитании толерантности как основы формирования гражданской позиции молодежи в противодействии идеологии терроризма, экстремизма,...
Родителям о воспитании толерантности у подростков icon: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков...
Пришло понимание того, что решить проблему формирования патриотизма у молодежи обновленной России старыми средствами невозможно....
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconИзучение развития толерантности у подростков Цель, задачи, процедура, методики исследования
Формирование школьной рабочей группы по организации гиа, экзаменов по выбору, распределение обязанностей
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconВаш ребенок в 5-6 летнем возрасте (помощь родителям в воспитании ребенка)
Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconДесять советов родителям о физическом воспитании ребенка
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Родителям о воспитании толерантности у подростков icon«Память бережно хранит»
У меня много увлечений. Я сочиняю стихи, очень люблю читать различную литературу, а также занимаюсь спортом. В свободное от увлечений...
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconИсследовательская работа по теме: Роль спорта в формировании толерантности...
Их влияние на развитие толерантности с. 8
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данное издание адресовано родителям и всем заинтересованным читателям. Оно может быть использовано в индивидуальном обучении и воспитании...
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconПрограмма гоу школы №6 по теме «Мой мир, моя планета»
Главными задачами в воспитании школьников является системный подход к формированию гражданской позиции учащихся, условий для их самопознания...
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconУроки толерантности Тема. "Урок толерантности"
...
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Память», родительских собраний «Родителям – о патриотическом воспитании детей и молодежи» (далее Конкурс) определяет условия и порядок...
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconРодителям дорогие ребята и уважаемые взрослые! Приём в дюсш осуществляется с 1 сентября
Для зачисления в спортивную школу, родителям (законным представителям) необходимо заполнить заявление в установленной форме
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconОбсуждения Проблемы адаптации учащихся 5-х классов Анкетирование...
Формирование банка данных «трудных» подростков, подростков, «группы риска», подростков из неблагополучных семей
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconМетодические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября...
Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской...
Родителям о воспитании толерантности у подростков iconМетодические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября...
Автор составитель: Т. А. Липаева, канд филос наук, ст преподаватель кафедры профессионального образования огбоу дпо «Костромской...
Родителям о воспитании толерантности у подростков icon«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во...
Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск