Скачать 183.92 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ на тему: «Многоликая мандолина» Выполнили: учащиеся 6 класса Хасанова Фарида, Ахметшина Ильвина, Нигматуллина Алия Преподаватель: Низамова Л.Н. ТОМСК 2013 Содержание Введение.………………………………………………………………….... 3 Основная часть I. История возникновения инструмента ………………………………….. 4 1. Разновидности мандолины …………………………………………… 5 II. Популярность инструмента в России и в других странах мира ………. 8 III. Мандолина в рок - музыке ……………………………………… ….. 11 Заключение …………………………………………………………………. 13 Список использованной литературы ……………………………………… 14 Введение В детстве слышал я ночами Звуки странного мотива. Инструмент, мне неизвестный, Издавал их так красиво. Кто играл? на чем? – не знаю; Все покрыто тайною мглою; Только помню, что те звуки Власть имели надо мною… Актуальность темы. В настоящее время проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую актуальность. Музыкальное искусство является величайшим памятником духовной культуры и истории народа. Жизнь общества, с ее постоянной изменчивостью всегда служила движущей силой развития музыки. Традиционная музыкально-инструментальная культура представляет одну из важных составных частей духовного наследия общества. Поэтому возрождение игры на мандолине следует считать значимым элементом музыкальной культуры. Многовековой практический опыт жизнедеятельности, имел своеобразный механизм передачи знаний от одного поколения другому, отраженный в пословицах, поговорках, сказках, обрядах, традициях и т.д. Также и исполнительство на мандолине нашло свое воплощение в фольклорных действах. Интерес к итальянской мандолине в последнее время все увеличивается. Вызван он не только и не столько ее популярностью в народной музыке кельтов, итальянцев и, как ни странно, американцев, а скорее универсальностью звука, издаваемого инструментом. Если раньше незабываемые тремоло можно было услышать в серенадах и симфонических или оперных оркестрах, то со временем мандолиновые гармонии появились и в рок-музыке, в своем творчестве их использовали и сэр Пол Маккартни, и Doors, и Led Zeppelin и многие другие музыканты. Цель: Исследовать популярность инструмента в разные периоды её существования. Задачи:
Объект работы: популярность мандолины. Предмет работы: струнный щипковый инструмент - мандолина. История возникновения мандолины В огромном липовом саду, - Невинном и старинном - Я с мандолиною иду В наряде очень длинном. Вдыхая теплый запах нив И зреющей малины, Едва придерживая гриф Старинной мандолины... Марина Цветаева Музыка очень многогранна. Это целый мир звуков: тиканье часов, и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, пение птиц и голоса людей. Испокон веков наша земля была гигантской музыкальной мастерской и концертной эстрадой. В любой глуши человек пел, играл, выделывал то, что свистит, гудит, гремит. Это было нужно как воздух, ибо музыка помогала ему в труде, украшала радость, облегчала печаль. Музыка сближала, роднила, объединяла людей. Она всюду. Без нее нельзя. По старинным верованиям, музыка не только услада, но и причина событий. Она способна вызвать солнце и утопить хлеб в дождях. «Пан – по верованиям древних греков – бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов – гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Апполона (бога искусства и света) на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Апполон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замерли отзвуки его свирели, Апполон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Апполона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Апполон. Замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Апполону победу. Все славили великого бога – кифареда… А опечаленный Пан, побежденный Апполоном, удалился глубже в чащу лесов…» Так рассказывает древнегреческий миф. Кифара – один из предков современных струнных инструментов – возникла очень давно из охотничьего лука. Еще в глубокой древности люди заметили, что при ударе камня о камень или по сухому дуплистому дереву слышится короткий четкий звук, хорошо поддерживающий ритм танца или песни. Звук натянутой тетивы лука привлек к себе внимание и навел кого-то на мысль прибавить к луку еще одну тетиву и еще. Тетивы, превращенные в струны и настроенные на разную высоту, способны были воспроизвести мелодию. Потом люди заметили, что если струны натянуть не на тетиву лука, а на полый, то есть пустой внутри ящик, звук получится красивее. Этот ящик стали делать различной формы и величины, да и струны к нему прикреплялись не одинаково. И возникли разные инструменты. Каждый со своим особенным тембром – лютня, теорба, гитара, монохорд, мандолина, гусли, цимбалы. У всех народов мира есть свои национальные струнно-щипковые музыкальные инструменты. Самые древние из них — кифара, лира, арфа. Первые изображения арфы попадаются в рисунках и фресках Древнего Египта (около 2700 лет до н. э.). Ближайшие родственники арфы — цитра и лютня. .Мандолина возникла в Италии. В своем окончательном виде сложился в XVII в. С XVIII в. один из наиболее распространенных итальянских народных инструментов. Итак, появившись в Италии в XVI — XVII вв., мандолина уже в следующем столетии стала самым распространенным, самым любимым народным инструментом. И по сей день является народным итальянским инструментом. Разновидности мандолины Мандолина (итал. mandolino) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, схожий с лютней, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Строй квинтовый, как у скрипки: соль малой октавы, ре 1-й октавы, ля 1-й октавы, ми 2-й октавы (парные струны настраиваются в унисон). Звук чистый, яркий и звонкий, извлекается плектром (медиатром) из черепашьего панциря или целлулоида. Возможно исполнение аккордов. Ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию. Мандолина используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Существуют оркестры мандолин разных размеров. Они включают в себя оркестровые разновидности мандолины:
Оркестры эти носят название неаполитанских. Иногда в них играют гитары. Бывают случаи, когда мандолина включается даже в оперный и симфонический оркестры. Бытовало несколько типов мандолины, различающихся по строю, форме корпуса и шейки, числу струн. Так, флорентийская мандолина имела 5, генуэзская 5-6, падуанская - 5, неаполитанская - 4 парные струны. Наиболее популярна неаполитанская мандолина. Ее корпус выпуклый, овальный, клееный из отдельных сегментов, шейка короткая, гриф с металлическими врезными ладами, головка плоская с механическими колками. Мандолина - член сопрано семьи мандолины, как скрипка - член сопрано семьи скрипки. Как скрипка, ее длина шкалы составляет как правило приблизительно 13 дюймов (330 мм). У современных американских мандолин, смоделированных после Gibsons, есть более длинный масштаб, о 13-7/8" (352 мм). Другие члены семьи мандолины:
В Россию мандолина была завезена предположительно в первой половине XVIII века. С того – же времени её часто относят к разновидности гитары. Вот как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль описывает мандолину в своем «Толковом словаре русского языка»: «Мандолина – это разновидность гитары без перехвату, на которой играют косточкою или пёрышком.» Популярность мандолины в России и других странах мира В России мандолина появилась во второй половине XVIII столетия и быстро завоевала популярность. В первой российской работе по истории музыки, опубликованной в 1770 году, ее автор, профессор Академии наук в Петербурге Яков Штелин пишет: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и ее землячка – мандолина благодаря разным итальянцам появились в Москве». Искусством игры на мандолине овладевают многие музыканты-любители. Она звучит в аристократических салонах и в домах простых горожан. Постепенное распространение получают неаполитанские ансамбли и оркестры. Некоторые богатые любители музыки содержат частные неаполитанские коллективы. Образуются общества мандолинистов и гитаристов-любителей в Петербурге и Москве. В конце XIX столетия постоянно издается нотная литература для мандолины, предназначенная для широких слоев населения. Cвидетельством востребованности мандолины является высокий уровень продажи инструментов. Так в 1914 году в России реализуется 580000 щипковых инструментов, главным образом гитар и мандолин, примерно треть которых привезли из-за границы. После революции 1917 года в течение первых пятилеток была создана советская музыкальная промышленность. Тысячи дешевых мандолин выпускает Ленинградская фабрика струнных щипковых инструментов им. А.В. Луначарского. Производство мандолин на этой фабрике выросло с 59400 в 1932 году до 121395 в 1961 году. Большой популярностью мандолина и неаполитанские оркестры - как профессиональные, так и самодеятельные, - в России, а также на Украине и в Белоруссии пользовались примерно до начала 1960-х гг. Среди мандолинных коллективов советского времени – Неаполитанский оркестр из 100 человек г. Калинина, организованный в 1930-е годы главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Калининской областной филармонии В.В. Целиковским; ансамбль с двумя составами инструментов – русским и неаполитанским – артиста Мосгосэстрады С.Н. Лачинова (коллектив выступал с 1947 по 1967 год). В 1945 году в Москве был создан самодеятельный неаполитанский ансамбль «Домашнее музицирование». Его основатель – учитель истории, музыкант-любитель Н.Н. Сипкин. О коллективе писала пресса, его записи звучали по радио и на телевидении. В неаполитанском ансамбле ДК УЗТМ г. Свердловска под руководством А.И. Навроцкого в 1950-е годы начал свой творческий путь будущий руководитель ансамбля «Песняры», композитор В.Г. Мулявин. Переложения классической музыки и произведений отечественных авторов XX века составляли основу репертуара советских мандолинных коллективов. В дальнейшем неаполитанские ансамбли и оркестры были вытеснены ансамблями и оркестрами русских народных инструментов. В ХХ веке наряду с овальной неаполитанской мандолиной получают довольно широкое распространение более яркие по звучанию полуовальные и плоские (так называемые португальские) мандолины. В 1902 году в США О.Гибсон основал мануфактуру по производству плоских мандолин и гитар. Позднее в США появляются и другие по форме корпуса, деки и головки мандолины. Популярность мандолины возрастает также в связи с использованием ее музыкантами, играющими в стиле кантри, в кельтском, блюзовом и джазовом стилях. Наряду с акустической в вышеназванных стилях, а также в рок-музыке может использоваться электромандолина. Звучание мандолины характерно для стиля блюграсс, истоком которого является группа из США «The Blue Grass Boys». Ее возглавлял Билл Монро, виртуозно игравший на мандолине. Среди стран, где мандолина имеет высокое профессиональное развитие сегодня, - Германия, Италия, Япония. Здесь искусству игры на мандолине обучают в начальных и высших музыкальных учебных заведениях, налажено производство высококачественных концертных инструментов, проводятся исполнительские конкурсы; композиторы этих стран создают для мандолины и многочисленных струнных щипковых инструментов новые разнообразные сочинения, отвечающие стилистическим требованиям современности. Помимо названных стран мандолина звучит сегодня в Великобритании и Ирландии, в Португалии и Франции, в Австрии и Швейцарии, в Голландии и Болгарии, в Чехии и Словакии, в латиноамериканских странах, в Корее и Китае. В России же ряды музыкантов-мандолинистов на сегодняшний день немногочисленны. Но все же можно говорить о начале возрождения в нашей стране этого старинного инструмента. Мандолину стали включать в профессиональные конкурсы исполнителей на струнных щипковых инструментах. С 2006 года искусству игры на мандолине можно обучаться в Российской академии музыки. Значительным событием стало появление «Школы игры на мандолине» В.П. Круглова – первой в России «Школы», написанной для сопрановой неаполитанской мандолины. В результате сотрудничества В.П. Круглова с отечественными композиторами Кириллом Волковым, Ефремом Подгайцем, Екатериной Кожевниковой, Ириной Манукян появился ряд оригинальных сочинений для мандолины. В 1991 году в РАМ им. Гнесиных В.П. Круглов основал ансамбль «Московская мандолина». Другой неаполитанский коллектив – ансамбль «Серенада» - был создан в 1993 году в МГИМ им. А.Г. Шнитке. Его основателем был известный преподаватель и исполнитель, коллекционер старинных струнных щипковых инструментов Сурен Николаевич Лачинов. С 2002 года руководителем коллектива является автор этих строк. Ансамбль «Серенада» постоянно выступает в Москве и других городах России. В его репертуаре – музыка эпохи барокко, оригинальные сочинения из мандолинного репертуара, многочисленные переложения популярной классики, неаполитанские песни, известные арии, музыка ХХ столетия. Продолжает свою деятельность народный коллектив ДК МГТУ им. Н.Э. Баумана Неаполитанский ансамбль им. Мисаиловых (создан в 1957 году) – ансамбль с двумя группами струнных инструментов, смычковых и щипковых, также включающий группу деревянных духовых, аккордеоны, ударные и другие инструменты. В репертуаре этого коллектива более 130 разнообразных инструментальных и вокальных произведений! Хочется верить, что в России число музыкантов-мандолинистов и слушателей, приходящих в концертные залы, чтобы услышать мандолину, будет расти; что появятся новые яркие коллективы, а музыкальные мастера проявят интерес к созданию высококачественных инструментов. Мандолина была очень популярна в России в досоветское время и после. Теперь мандолина - это редкость, но исторически она имела большое уважение. Итальянские мастера старинной музыки Антонио Вивальди и Джованни Паэзиелло писали для нее виртуозные концерты. «…Четыре маленькие работы, чудесные как конфетки, для мандолины и фортепиано написал Л.Бетховен. Моцарт доверил мандолине исполнение в операх "Дон Жуан" и "Свадьба Фигаро"» - говорит А.Авитал (еврейский мандолинист). Во времена барокко игра на мандолине была широко распространена среди аристократии, особенно среди высокопоставленных дам, но в XIX веке, игра на мандолинах в ансамбле стала любимым занятием буржуазии. В таком оркестре играла сама королева Италии. А в фашистской Италии мандолина стала национальным символом. Множество фильмов было озвучено темами мандолины. Одними из самых запоминающихся являются: соло в песнях папы Карло, черепахи Тортилы и Пьеро, в фильме «Приключения Буратино». Широкое распространение в Советском Союзе получили недорогие, но неплохо держащие музыкальный строй мандолины Ленинградского завода музыкальных инструментов. Мандолина активно использовалась в самодеятельности народов союза советских республик наравне с национальными инструментами, о чём свидетельствует упоминание в Большой советской энциклопедии, в статье о Таджикской советской социалистической республике. В настоящее время в городе Санкт – Петербурге существует Общество любителей игры на мандолине. Стоит отметить, что мандолина участвует в самых разных музыкальных направлениях. Бывают случаи, когда мандолину используют даже в тяжелой музыке. Мандолина в рок - музыке Рок - это есть то направление, которое создает музыку от души, следовательно, там нужны самые необычные и яркие инструменты наподобие варгана, мандолины, курая, щейкеров. Музыканты рок группы «Ковчег» в своих композициях очень удачно совмещают ритмы рока и прекрасную мелодию мандолины. Это новая волна. Мелодия как бы соединяет прошлое и настоящее. К перечисленному можно добавить целый альбом "Теряя религию" группы R.E.M., из современных - "Ночные Снайперы" используют в некоторых композициях. Если говорить про отечественные группы, мандолину использовали в Иван Купала и не однократно. Те же ДДТ в одной из записей использовали мандолину. Также мандолину использовала белорусская группа "Ляпис Трубецкой" при записи альбома "Золотые яйца". Известный российский гитарист Владимир Холстинин часто играет на мандолине и использует ее на концертах группы «Ария». В Ташкенте инструменталист Виктор Сенько, басист Валерий Воробьёв и барабанщик Сергей Туркинин вместе собрали проект под названием - "Акустическая рок группа РЕДКАЯ ПТИЦА" (1988-1995) (вокал, гитары, флейты, мандолина, банджо, перкуссия, губная гармошка). Группа проповедовала акустический арт-рок в лучших традициях JETHRO TULL и GRIFON. Участвовала в ряде фестивалей в Центральной Азии, записала два альбома на домашней студии, имела ряд эфиров на государственном радио. Перед тем как "перекочевать" в рок-музыку, мандолина также была популярна в американской и кельтской музыке. В XX веке мандолина получила достаточно широкое распространение и в американской традиционной музыке, преимущественно в стиле блюграсс; у мандолины – блюграсс плоские деки и на верхней деке имеются два выреза – эфы в форме интеграла. В Австралии, Португалии, Греции, Бразилии, Индии, Японии по сей день существуют целые ансамбли и оркестры (состав до 50 - человек) мандолин. В Греции мандолину принято считать женским инструментом; в Индийских кинофильмах часто используется музыка в исполнении мандолины. Люди, проживающие в этих странах, считают мандолину своим народным инструментом. Исторически мандолина имела большое уважение. Итальянские мастера старинной музыки Антонио Вивальди и Джованни Паэзиелло писали для нее виртуозные концерты. «…Четыре маленькие работы, чудесные как конфетки, для мандолины и фортепиано написал Л.Бетховен. Моцарт доверил мандолине исполнение в операх "Дон Жуан" и "Свадьба Фигаро"» - говорит А.Авитал (еврейский мандолинист). Во времена барокко игра на мандолине была широко распространена среди аристократии, особенно среди высокопоставленных дам, но в XIX веке, игра на мандолинах в ансамбле стала любимым занятием буржуазии. В таком оркестре играла сама королева Италии. А в фашистской Италии мандолина стала национальным символом. Мандолина даже становится первым музыкальным инструментом, записанным на фонограф Эдисона. Их продают десятками тысяч; на них играют школьные оркестры и семейные ансамбли. Позднее “Гибсон мандолин и гитар компани” начинает выпускать плоские мандолины, покорившие американцев. Мандолина жива и сегодня, и в 70-годы двадцатого века на ней исполняли английский фолк-рок, а баллады рок-группы Led Zeppelin без неё звучали бы куда беднее. Как прекрасна та старая веселая песенка, когда – то исполняемая джаз-оркестром Эдди Рознера... Старое ретро, в котором есть такие вот слова... Каждый вечер, вернувшись с работы, Трое милых веселых парней, Разложив в своем садике ноты, Развлекали родных и друзей. Позабыв все земные заботы, И усевшись на травку под вяз, Вы поверьте, звучали не хуже, чем джаз, Мандолина, гитара и бас! Да-да, да-да, как джаз – Мандолина, гитара и бас!.. Заключение Изучив большое количество литературы, нами была изучена история возникновения мандолины, исследованы виды мандолин и степень ее распространенности в настоящее время. Исходя из всего этого, мы пришли к выводу, что изучение происхождения и популярности инструмента в разные периоды её существования – работа сложная, но очень интересная. Исследуя дополнительную литературу, мы узнали, что настоящий расцвет искусства игры на мандолине пришелся на XVII-XVIII века. В это время инструмент привлекал внимание, как музыкантов, так и художников. Оказалось, что многие известные композиторы того времени создавали произведения специально для мандолины. Среди них Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель. А Вольфганг Амадей Моцарт, например, ввел мандолину в состав оркестра в своей опере «Дон Жуан». Людвиг ван Бетховен написал несколько сочинений для мандолины. В наше время этот удивительный инструмент продолжает привлекать внимание не только из-за своей редкости, но и во многом благодаря тому утонченному хрустальному звучанию, которое способна передать только мандолина. Анализируя изученный материал о популярности мандолины в России и других странах мира, мы пришли к следующему выводу: люди любой нации считают мандолину своим национальным инструментом. И если сегодня хотя – бы один человек из ста посвятит себя делу сохранения, возрождения и развития данного инструмента, то надежда есть – мандолина будет жить вечно! И тем более, за спинами музыкантов, играющих на мандолине, не стоят легендарные звезды, например, как у скрипачей. А это значит, что у нас большое и объемное поле для творчества. Теперь начался ренессанс мандолины – её возрождение! Список литературы и Интернет – ресурсов:
Москва, 1880
|
План работы гбудо г. Москвы дши тутти на апрель 2014года Участие в гала-концерте Московского открытого городского конкурса эстрадно-циркового искусства «Многоликая арена» | Реферат на тему «Элетротравмы» Реферат подготовили ученицы Средней школы №20 г. Бреста Лукичёва Юлия и Светлана Черкас | ||
План реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее... Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба» | Реферат на тему: «Особенности формирования культуры межнационального общения старшеклассников» Исследование на тему «Отношение учащихся нашей школы к представителям других национальностей» | ||
Реферат по биологии на тему «Ферменты» Вот, всё что я знал о ферментах. Я решил пополнить свои знания и поэтому взял реферат по ферментам | Реферат по предмету «морская энциклопедия» на тему «судовые дымовые трубы» Но я в своем реферате не хотел бы затрагивать тему военных конструкторских разработок и ограничусь гражданскими пассажирскими и грузовыми... | ||
Что такое реферат Реферат (в данном случае) это письменное изложение сведений из источников (книг, статей, материалов из Интернета), освещающее (раскрывающее)... | Реферат для поступления в аспирантуру по (указать направление, профиль) на тему: Москва, 2014 г Письменный реферат является самостоятельной работой, содержащей обзор состояния сферы предполагаемого исследования | ||
Реферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов... Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать... | Реферат должен быть изложен связно и логично. В соответствии со смысловыми... Рассмотрим, как пишется реферат-доклад на литературную тему с выключением обзора соответствующих источников | ||
Реферат по дисциплине "Компьютерные и информационные технологии в... Реферат раскрывает тему «Стандарты в области работы с документами и систем электронного документооборота». Предмет рассмотрения в... | Реферат на тему "модемное общение " и там в конце я нашел кучу "улыбочек",... Люди, вы давно пользуетесь эмотиконаим при общении, но редко разнообразие их превышает 2-3 усл знака; давно-давно с инета я скачал... | ||
Реферат по физике на тему: «Естественная и искусственная радиоактивность» Сам же реферат я представляю как текст, не сильно выходящий за рамки школьного курса и наиболее понятно, на мой взгляд, объясняющий... | Как правильно выполнить и оформить реферат реферат С другой – доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы и других источников. Рефераты учащихся чаще... | ||
Технология подготовки и написания реферата реферат Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования на... | Рефератов «Кругозор» на тему: «Фентези. Тайна жанра» Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему |