ДИЗАЙН 4 КУРС
Вопросы по дисциплине «История культуры и искусства», 7 семестр экзамен
Новое направление в европейской культуре – романтизм, его влияние на поиски стиля в архитектуре. Неоклассицизм и эклектизм.
Черты неоклассицизма в европейской культуре начала 19 века. Рассмотреть на примере произведений датского скульптора Бертеля Торвальдсена («Ясон», «Венера с яблоком», «Меркурий») и французского живописца Жана Огюста Доменика Энгра ( «Портрет мадемуазель Ривер», «Источник»).
Антуан Гро – связующее звено классицизма с романтизмом. Рассмотреть на примере картин: «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе», «Наполеон на поле битвы при Элау».
Зарождение и развитие романтической живописи Франции. Изменение тематики и характера живописи. «Плот медузы» Теодора Жерико, «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа.
Сравнительный анализ портретов Никколо Паганини Эжена Делакруа и Огюста Энгра.
Гюстав Курбе - основатель натуральной школы. Поиски новых путей в живописи на примере картины «Похороны в Орнане».
Реализм в живописи Франции. Пейзажи художников барбизонской школы: Теодора Руссо, Жюля Дюпре и Шарля Франсуа Добиньи.
Крестьянские образы в творчестве Жана Франсуа Милле. Сравнить с решением крестьянской темы в творчестве Луи Ленена и Алексея Венецианова.
Камиль Коро и Эдуард Мане – предтеча лиризма импрессионистов. Рассмотреть на примере работ: «Воз сена» (Камиль Коро), «Бар в Фоли-Бержер» (Эдуард Мане).
Новое художественное видение мира: импрессионизм. Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро.
Проведите сравнительный анализ картин: «Бульвар Капуцинок» (Клод Моне), «Бульвар Монмартр в Париже» (Камиль Писсаро) и «Париж. Бульвар Капуцинок» (Константин Коровин).
Постимпрессионисты. Поль Сезанн. Анри Тулуз-Лотрек. Поль Гоген. Винсент Ван Гог.
Историческая основа и композиционные особенности скульптурной группы «Граждане Кале» Огюста Родена.
Характерные особенности русского искусства 19 века. Причины меньшего (по сравнению с Западной Европой) развития романтизма в изобразительном искусстве России.
Рассмотрите черты романтизма в живописных работах: «Портрет Е.В. Давыдова» Ореста Кипренского, «Веранда, обвитая виноградом» Сильвестра Щедрина, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.
Характерные особенности портретов В.А. Тропинина и А.Г. Венецианова.
Философские размышления в творчестве Ивана Крамского, Павла Федотова, Александра Иванова, Николая Ге.
Социально-критический реализм в творчестве передвижников. Рассмотреть на примере работ Василия Перова, Василия Сурикова, Ильи Репина.
Историческая картина в творчестве Василия Сурикова.
Развитие пейзажного жанра в России конца 19 века. Иван Айвазовский. Алексей Саврасов. Василий Поленов. Иван Шишкин. Федор Васильев. Архип Куинджи. Исаак Левитан.
Влияние эстетики символизма на формирование стиля модерн на рубеже 19-20 веков. Характерные черты стиля.
Укажите на проявления стиля модерн в испанской архитектуре на примере экстерьера дома Батло и дома Мила (Антони Гауди) и в бельгийской архитектуре на примере интерьеров Виктора Орта.
Черты символизма во французской и русской скульптуре. Рассмотреть на примере работ Аристида Майоля («Средиземное море», «Гора», «Флора», «Река») и Александра Матвеева («Успокоение», «Задумчивость»).
Английский график Обри Бердсли. Характерные черты творчества.
Проблема пространства в творчестве группы «Наби». Рассмотреть на примере работ «Процессия под деревьями» Мориса Дени и «Читающая» Жана Эдуарда Вюйяра.
Особенности русского модерна. Рассмотреть на примере ярославского вокзала Федора Шехтеля и доходного дома на Каменноостровском проспекте Федора Лидваля.
Модерн и символизм в российской живописи рубежа 19-20 веков. Рассмотреть на примерах: Валентин Серов «Портрет Иды Рубинштейн», Виктор Борисов-Мусатов «Гобелен», Павел Кузнецов «Мираж в степи».
Отголоски импрессионизма в живописи Валентина Серова («Девочка с персиками»), Игоря Грабаря («Неприбранный стол»).
Россия на рубеже 19-20 веков. Художественные объединения: «Мир искусства», Союз русских художников, «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Артистические колонии: Абрамцево, Талашкино.
Решение морской темы у фовистов: Андре Дерена («Лодки в Коллиуре»), Мориса де Вламинка («Баржи на Сене»), Альбера Марке («Пристань в Ментоне»).
Характерные черты западноевропейского функционализма и творческая деятельность российских архитектурных группировок: АСНОВА и ОСА.
«Баухауз» и его руководители: Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Новые черты в творчестве архитекторов.
«Стиль прерий» («Юсония») Фрэнка Ллойд Райта и черты органичной архитектуры в творчестве Ле Корбюзье. Рассмотреть на примере дома Роби и виллы Кауфмана (Фрэнк Ллойд Райт) и проектов «Дом Ино» и «Вуазен» (Ле Корбюзье).
Немецкий экспрессионизм и объединение «Мост». Влияние Эдварда Мунка на Эрнста Людвига Кирхнера.
Характерные особенности кубизма. Пабло Пикассо и Жорж Брак как представители кубизма.
Джорджо Де Кирико и метафизическая живопись.
Неопластицизм. Цветные «решетки» Пита Мондриана.
Дадаизм. Характерные особенности направления. Рассмотреть на примере работ Марселя Дюшана: «Велосипедное колесо на табуретке» и «Мона Лиза с усами».
Характерные черты сюрреализма. Использование приемов «дада».
Истоки поп-арта. Рассмотреть характерные черты направления на примере работы Энди Уорхолла: «200 банок супа «Кемпбелл»».
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ Влияние творчества Поля Гогена на группу «Наби».
Стиль модерн в графике Обри Бердсли и художников «Мира искусства».
Характерные особенности архитектуры стиля модерн на примере доходных домов западной Европы и России на рубеже 19-20 веков.
«Аналитическое искусство Павла Филонова как антитеза кубизму».
Кубизм Пабло Пикассо и кубофутуризм Казимира Малевича.
Композиционные и стилистические особенности «Святого семейства» Марка Шагала и Павла Филонова.
Архитектурный пейзаж в картинах Марка Шагала.
Натюрморты Кузьмы Петрова - Водкина и Давида Штеренберга.
Тема труда в творчестве А.А. Дейнеки.
Художественные образы примитивистов: Нико Пирасманашвили и Анри Руссо.
Проблема объема и пространства в натюрмортах Павла Кузнецова и Александра Куприна.
Русская скульптура 18-начала 19 века и ее отношение к христианству.
Стилистика и взаимодействие со средой парковой скульптуры 19 века.
Образ Максима Горького в творчестве Веры Мухиной.
Поиски передачи экстатического состояния в творчестве Эрнеста Барлаха.
Тема музыки в творчестве Сергея Коненкова.
Проблема среды и освещения в позднем творчестве Исаака Левитана.
Образ демона в творчестве Михаила Врубеля.
к.п.н. Вильде Т.Н.
6.10 2008г. |