Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Монументально-декоративное искусство в дизайне среды»
для направления подготовки бакалавра
 Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет дизайна
Программа дисциплины
«Монументально-декоративное искусство в дизайне среды» для направления 072500.62 «Дизайн» профиль «Дизайн среды»,
подготовки бакалавра
Автор программы:
Цховребадзе Е.Н., к.т.н., доцент,
etskhovrebadze@hse.ru Утверждена УС Факультета дизайна «5» сентября 2013 г.
Ученый секретарь Е.Н. Цховребадзе _______________________
Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.62"Дизайн" по профилю «Дизайн среды», изучающих дисциплину «Монументально-декоративное искусство в дизайне среды» на 2 курсе.
Программа разработана в соответствии с:
072500.62 "Дизайн"
Образовательных программ для направления 072500.62 "Дизайн" «Дизайн среды»
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" профиль «Дизайн среды» утвержденным в 2013г.
Цели и задачи учебной дисциплины
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями, связанными с проектной деятельностью и дизайном, необходимыми специалисту – дизайнеру, но и умение комплексно применять в организации архитектурно – пространственной среды средств визуальных коммуникаций и монументально – декоративных решений как нового типа синтеза искусств.
Привить навыки творческой работы студентам, где предусматривается ознакомление с литературой, посвященной дизайну организации среды, интерьерам различных общественных сооружений и декоративно – прикладным изделиям, с практикой работ отечественных и зарубежных мастеров.
Обратить внимание на решение основных задач проектирования и классификации видов и форм визуальных коммуникаций, произведений декоративно – прикладного искусства в дизайне среды.
Иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности дизайнера;
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Монументально-декоративное искусство в дизайне среды» являются: овладение общекультурными компетенциями в области формирования среды обитания человека в окружающем мире с учётом знаний о монументально-декоративном искусстве, и профессиональными компетенциями в области изучения основных принципов формирования произведений монументально-декоративного искусства; знакомство с теоретическим и практическим набором инструментариев, необходимых для получения навыков создания дизайн- проектов, овладение основными методами объемно- пространственной композиции и принципам формирования монументально-декоративных произведений; обратить внимание на решение основных задач проектирования и классификации видов и форм визуальных коммуникаций, произведений декоративно – прикладного искусства в дизайне среды.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
- методы организации творческого процесса дизайнеров;
- иметь представление об основных правилах и приемах организации художественного пространства интерьера и экстерьера;
- знать основные правила последовательности выполнения творческой работы (от композиционного замыла и проектного решения до его воплощения в различных материалах);
- приемы формообразования в создании декоративных композиций в формировании архитектурно – пространственной среды; Уметь:
- уметь анализировать произведения различных видов дизайна и произведений монументально – декоративного искусства;
- уметь комплексно применять в среде средства визуальных коммуникаций и монументально - декоративных решений;
- уметь использовать традиционные и современные проектные решения в организации архитектурно – пространственной среде;
- решать задачи создания художественного образа с использованием различных элементов и средств композиции в монументально - декоративном искусстве;
- уметь выполнять различные по сложности упражнения, эскизы, дизайн – проекты; Иметь навыки (приобрести опыт)
- создания грамотного средового пространства на основе полученных знаний;
- овладеть приемами формообразования в создании декоративных композиций в формировании архитектурно – пространственной среды;
- владеть приемами и закономерностями композиционной организации плоскости и пространства;
- иметь навыки научно – исследовательской деятельности в области искусства дизайна;
- иметь навыки самостоятельного решения профессиональных задач, связанных со спецификой применения визуальных коммуникаций и декоративных решений в организации архитектурно – пространственной среды (интерьера и экстерьера) с использованием различных художественных материалов;
- создания художественного образа с использованием различных элементов и средств композиции в монументально - декоративном искусстве; В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК-1
| Дает определение основным понятиям в эргономике; распознает основные эргономические факторы; оценивает эргономические нормы и требования для производства объектов и вещей современного дизайна
| Лекции, практические занятия и объемно-пространственный, композиционный, эстетический анализ источника
| владеет умением использовать средства визуальных коммуникаций и монументально-декоративных решений в практике создания любого дизайнерского объекта; владеет навыками оценки и применения знаний об монументально-декоративном искусстве при выполнении конкретного проекта; навыками, строительного черчения, технического рисунка, линейно-конструктивного построения; современной шрифтовой культурой; приёмами работы в макетировании и моделировании; приёмами работы с цветом и светом; основными правилами и принципами набора и верстки
| ПК-2
| Знает приёмы гармонизации средового пространства и композиции, использует разнообразные приёмы графической подачи материала, строительного черчения, технического рисунка и перспективы; владеет навыками создания макетирования и моделирования; использует в своих работах компьютерные технологии при обработке и выполнении проекта на основе знаний о монументально-декоративном искусстве
| Практические занятия по созданию произведений монументально-декоративного искусства и применение их при создании дизайн- проектов, устный, компьютерный и графический анализ источника.
| Разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи с применением предметов монументально-декоративного искусства; использует
возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем.
| ПК-3
| Знает способы гармонизации предметно - пространственной среды с применением предметов монументально-декоративного искусства, способен гармонизировать комплексные решения интерьерных и экстерьерных пространств с предметами монументально-декоративного искусства, разработать проектную документацию.
| Практические занятия по созданию произведений монументально-декоративного искусства и применение их при создании дизайн- проектов, устный, компьютерный и графический анализ источника.
| способен к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации, осуществлять основные экономические расчеты проекта
| ПК-4
| Знает приёмы конструирования предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации, осуществлять основные экономические расчеты проекта
| Практические занятия по созданию произведений монументально-декоративного искусства и применение их при создании дизайн- проектов, устный, компьютерный и графический анализ источника.
| Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к специальным дисциплинам и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую общепрофессиональную подготовку у студентов 2 курса.
Дисциплина предназначена для профилей «Дизайн среды», настоящая дисциплина является специальной. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Графические средства в дизайне
Моделирование и макетирование
Технический рисунок
Перспектива
Проектирование в дизайне среды
Конструирование в дизайне среды
Компьютерные технологии
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
- знать основные правила построения проекта в перспективе;
- знать основные приёмы макетирования;
- знать основные эргономические факторы;
- уметь использовать различные виды ручной графики;
- уметь выполнять работы в различном масштабе;
- знать основы проектирования объектов окружающей среды;
- знать значимость выбора материалов при проектировании объектов дизайна;
- уметь работать с научной и учебной литературой. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Проектирование в дизайне среды
Конструирование в дизайне среды
Оборудование и благоустройство средовых объектов и систем
Ландшафтный дизайн
|