Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников»





Скачать 301.69 Kb.
НазваниеРеферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников»
страница1/3
Дата публикации04.01.2015
Размер301.69 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3


Реферат

«Сохранение и укрепление здоровья – актуальные проблемы нашей школы»

из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников».

Автор: Бердникова В.И., учитель начальных классов, гимназия №6

ПЛАН


  1. Введение.

  2. Признаки ослабленного ребенка.

  3. Коррекционно-восстановительная работа по предупреждению и сохранению здоровья учеников.

  1. Комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием».

  2. Комплекс гимнастики до занятий «Бодрость и энергия».

  3. Формирование правильной осанки. Комплекс «Красивая осанка».

  4. Профилактика плоскостопия. Комплекс профилактических упражнений для свода стопы.

  5. Профилактика близорукости. Упражнение для тренировки зрения.

  6. Восстановительные упражнения – комплексы физкультминуток:

а) комплекс для снятия утомления в мышцах кисти;

б) для снятия общего мышечного утомления;

в) комбинированный комплекс.

  1. Гигиенические требования к условиям обучения школьников.

  1. Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам.

  2. Таблица проветривания помещения.

  3. Цвет классных помещений и мебели.

  4. Требования к освещению классных помещений.

  5. Нагрузка на детей в режиме учебного процесса.

  6. Требования к составлению расписания.

  7. Дозировка домашних заданий.

  8. Прогулка школьников.

  1. Заключение.

  2. Литература.

  3. Приложения.

К здоровью на Руси всегда относились, да и поныне относятся, мягко говоря, не рационально, а скорее эмоционально. Вместе с тем тот, кто постигает азы менеджмента, непременно обращает внимание на то, как значима категория здоровья в карьерном, послужном списке личностной характеристики любого специалиста. В нашем же российском менталитете принято жаловаться на плохое самочувствие, жалеть убогого, сочувствовать, соболезновать, опуская для страдающего тем или иным недугом человека планку деятельностных возможностей. Вероятно, это одна из причин того, что здоровый образ жизни так и не стал у нас культурологической ценностью общества.
I. Введение
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно. В.А. Сухомлинский писал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Основная цель начального образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, т.е. в соответствии с принципом природосообразности.

По данным Министерства образования РФ, от 80 до 90% поступающих в первый класс имеют те или иные отклонения физического здоровья, до 45 % первоклассников - с нарушениями психического развития, соматическими осложнениями, социально и педагогически запущенных. Среди детей, пришедших в первые классы, каждый третий имеет патологию позвоночника. К концу школы в выпускных классах всего лишь 4% выпускников здоровы. На состояние здоровья детей влияют социальные условия, экология, медицинское обслуживание, но свою лепту вносит и школа. За ней от 20 до 40% отрицательных влияний на здоровье. Это делает представленную мной тему наиболее актуальной и злободневной.

Именно школа должна сформировать у детей мотивацию на хорошее здоровье, внушить им, что оно – элемент национальной культуры.

По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье индивидуума на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от состояния окружающей среды, 20% - влияние наследственности, 10% - состояние здравоохранения. Для улучшения здоровья людей нужно влиять на все эти четыре составляющих. Основная из которых – обучение и следование принципам здорового образа жизни подрастающего поколения как носителя здоровья нации в будущем. Привитие навыков здорового образа жизни нужно начинать как можно раньше, практически с рождения.

Здоровый образ жизни включает:

  1. Правильное питание.

  2. Адекватная физическая активность.

  3. Правильный режим труда и отдыха.

  4. Отсутствие вредных привычек.

  5. Удовлетворительная интеллектуальная активность.

  6. Развитие духовной составляющей личности.

  7. Профилактика заболеваний.


Многие учащиеся имеют незначительные отклонения в разных системах организма и поэтому относятся к группе так называемых ослабленных. Что такое ослабленный ребенок? Насколько это может повлиять на его состояние здоровья в будущем?

II. Признаки ослабленного ребенка
Для ослабленного младшего школьника характерны следующие отклонения.

Признаки ослабленного ребенка, которые педагог может определить сам.

Признак 1 – заболеваемость. Часто болеет. В течение года было 4 и более заболеваний, не посещал школу более двух недель.

Признак 2 – зрение. Быстро утомляется зрение. При письме или чтении ребенок низко наклоняется над книгой (тетрадью), наклоняет голову влево (вправо), старается смотреть одним глазом, часто трет глаза, прищуривается, быстро устает при чтении, плохо видит написанное на доске.

Признак 3 – осанка. Привычка стоять (сидеть), наклонившись влево (вправо), стоять и ходить на полусогнутых ногах. При стойке «смирно» можно заметить, что одно плечо несколько выше (ниже) другого. При длительном стоянии старается опереться о какую-нибудь опору, часто наклоняется вперед. Если посмотреть на осанку сбоку, то видно, что плечи опущены вперед, спина горбатится.

Признак 4 – стопы. При длительной ходьбе или стоянии жалуется на боль в ногах (в стопах, коленях, тазобедренных суставах), иногда на боль в спине или пояснице. Во время игры часто останавливается, старается сесть или даже прилечь, не может долго стоять. После незначительной нагрузки часто отдыхает сидя. При беге и прыжках неестественно раскачивается, ставит стопу не на носок, а на пятку, «косолапит».

Признак 5 – двигательная подготовленность. Низкая двигательная подготовленность заметна при выполнении физических упражнений, требующих силы, быстроты или выносливости. После выполнения даже легкой работы в течение 3-5 минут, устает, резко снижается скорость движений, при беге переходит на шаг; во время подвижных игр устраняется от игры и отходит в сторону, при передвижении на лыжах останавливается и учащенно дышит. При выполнении даже легкой работы дыхание учащается. Не в состоянии ни разу отжаться от пола или подтянуться на перекладине, присесть 5 раз и более.

Признак 6 – эмоциональность (повышенная или пониженная). Часто и без видимой причины раздражается, внезапно возникает беспричинный смех или слезы, не может «усидеть на месте» или, наоборот, впадает «в спячку» и подолгу сидит на одном месте, устремив глаза в одну точку.

Признак 7 – отклонения в длине (росте) или весе тела. Если вес (масса) и длина (рост) тела ребенка больше или меньше необходимого, его физическое развитие имеет отклонения от нормы. Для такой оценки рост делят на вес тела. Этот показатель, полученный после деления, не должен превышать: у детей 7-8 лет – 4,2; 9 лет – 3,8; 10 лет – 3,6.
III. Коррекционно-восстановительная работа по предупреждению и сохранению здоровья учеников
Я работаю в классе, который специализируется на обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Даже здоровым детям сложно выдерживать многочасовое сидение за партами, за домашними заданиями. А дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это ослабленные дети, перенесшие в раннем детстве целый ряд серьезных заболеваний. У многих замедлено развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, наглядно-образного мышления, памяти, снижена работоспособность, повышена утомляемость. С началом обучения в первом классе у детей возрастает нагрузка на позвоночник, на зрение. Это связано с необходимостью длительного сидения за партой в наклонной позе, работой на близком расстоянии с мелкими объектами при чтении и письме. Поэтому наряду с учебной деятельностью на уроках, я провожу коррекционно-восстановительные работы по предупреждению и сохранению здоровья первоклассников. Для улучшения восприятия учебного материала на уроках я переключаю деятельность учеников через 7-10 минут.

Пребывание в начальной школе независимо от программы обучения формирует увеличение числа детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

В режиме учебного дня я провожу такие культурно-оздоровительные мероприятия как гимнастику до занятий, подвижные игры и физические упражнения на большой перемене, уроки физической культуры на открытом воздухе, физкультурные минутки на уроках. Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы я комбинирую, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, сформировать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия. Когда дети освоятся, я даю им возможность самим проводить эти минутки: пусть входят в роль учителя. Предоставляю возможность испытать силы каждому желающему.

В дальнейшем предлагаю детям составить индивидуальную программу по самооздоровлению. Туда входят такие вопросы, как потягивание после сна, обливание под душем утром и вечером, хождение по камешкам, своевременный сон, необходимость говорить добрые слова близким и т.п.

Эти мероприятия одни из наиболее эффективных способов укрепления здоровья ослабленного ребенка.
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе учебного труда является чередование работы и отдыха. Характер отдыха должен быть противоположен характеру работы.

Изучение заболеваемости привело ученых к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима, недостаток движений. Наши ученики много времени находятся в сидячем положении. Методика доктора медицинских наук В.Ф. Базарного предлагает заниматься в режиме динамических поз. Осуществляется это с помощью парт-конторок, за которыми дети занимаются стоя, меняя позу каждые 10-15 минут. Эта методика – не только основа оздоровительных мероприятий, предусматривающих профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, но и снижающих агрессию и страх и увеличивающих эмоциональное восприятие, работоспособность и активность детей.

Для ослабленного ребенка очень полезны занятия дыхательной гимнастикой и выполнение культурно-оздоровительных мероприятий.

Предлагаю эффективные комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики до занятий.
Комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием»
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления.

Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятие дыхательной гимнастикой следует прекратить.

Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.

Форсировать тренировку ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок – хороший сон, веселое настроение, желание заниматься физическими упражнениями.

Упражнение 1

  1. Встать прямо, руки вдоль туловища.

  2. Сделать полный глубокий вдох.

  3. Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.

  4. Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 сек.

  5. Медленно выдыхая, опустить руки в и.п.

  6. Проделать очистительное дыхание (глубокий вдох через нос и резкий выдох тремя-четырьмя порциями через рот: 1 раз).

Упражнение 2

  1. Встать прямо, вытянутые руки перед собой.

  2. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.

  3. Быстро отвести как можно дальше руки назад, кисти в кулак, держать на уровне плеч, затем вернуться в и.п. Повторить еще раз, все время удерживая дыхание.

  4. С силой выдохнуть через рот.

  5. Проделать очистительное дыхание.

Упражнение 3

  1. Встать прямо, вытянутые руки перед собой.

  2. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.

  3. Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.

  4. С силой выдохнуть через рот.

  5. Проделать очистительное дыхание.

Упражнение 4

  1. Встать прямо перед стеной, приложив к ней ладони.

  2. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.

  3. Приблизить грудь к стене, держа свой вес на руках.

  4. Медленно отодвигаться от стены, делая это при помощи мускулов рук и держа тело напряженным.

  5. С силой выдохнуть через рот.

  6. Проделать очистительное дыхание.


Гимнастика до занятий предназначена для спокойного «вхождения» организма в учебную деятельность. Упражнения выполняют не спеша, без резких движений, с постепенным увеличением амплитуды.

Время выполнения комплекса – 5-7 мин, дозировка 4-6 раз, пульс не должен превышать 120-130 ударов в минуту.
Комплекс гимнастики до занятий «Бодрость и энергия»


  1. Ходьба на месте без напряжения – 1 мин.

  2. Потягивание. И.п. – стоя, руки к плечам. 1-2 – прогнуться назад, руки в стороны – вдох; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

  3. Наклоны. И.п. – стоя, руки вниз. 1-2 – прогнуться назад, руки поднять вперед-вверх-назад (ладони соединены); 3-5 – наклониться вперед и достать прямыми руками носки ног. Повторить 5-6 раз.

  4. Махи ногой и рукой. И.п. – стоя, ноги врозь на ширине плеч, руки вперед. 1-2 – поворот влево, прямые руки влево, одновременно поднять прямую левую ногу вверх-вперед; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить то же правой ногой с поворотом направо. Повторить упражнение 4-5 раз в каждую сторону.

  5. Упражнение для успокоения дыхания – 1 мин. И.п. – стоя, руки вниз. 1-2 – поднять руки через стороны вверх и скрестить их за головой – глубокий вдох; 3-4 – вернуться в и.п. – глубокий выдох. Постепенно замедлять движение по мере успокоения дыхания.


Формирование правильной осанки
Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У ребенка с правильной осанкой – легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах. Ребенок, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов. Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед – лордоз или назад – кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника – сколиоз встречаются весьма часто среди детей раннего школьного возраста. Это чаще всего, физически ослабленные дети, перенесшие в раннем детстве тяжелые заболевания или страдающие какой-нибудь хронической болезнью. Поэтому очень важно для таких детей правильно организовать физическое воспитание с самого раннего детства.

Самые распространенные нарушения осанки сутулость (опущена голова, плечи сведены кпереди, грудь уплощена, спина круглая, лопатки крыловидные). Характерные признаки нормальной осанки: прямое положение головы и позвоночника; симметричные лопатки; практически горизонтальная линия ключиц; симметричное положение ягодиц; ровные линии крыльев таза; одинаковая длина нижних конечностей и правильное положение стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев). Физические упражнения позволят в какой то степени исправлять недостатки фигуры ребенка. Выполнять их можно в любое удобное время: вместе с комплексом гимнастики до занятий и в ходе оздоровительной тренировки; во время прогулки на открытом воздухе в группе продленного дня и на уроке физической культуры. Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий. Комплекс корригирующих упражнений для профилактики нарушений осанки у ослабленных детей можно выполнять несколько раз в день. Длительность интервалов отдыха между выполнением разных упражнений составляет 3-5 секунд. Увеличение времени удержания статических положений нарастает постепенно, начиная с 3-4 до 15 сек. Амплитуда выполнения упражнений постепенно увеличивается до максимальной величины. Все упражнения выполняются в медленном темпе.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconПодпрограмма «сохранение и укрепление здоровья школьников» программы...
Утвердить отраслевую программу "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение №1)
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Современные технологии...
Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения,...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconФормирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности
Врачи забили тревогу, и учителя стали активнее включать в урочную и внеурочную деятельность мероприятия по здоровьесбережению. Мне...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconРазвитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление...
Цель : Определение общей концепции развития школы и основных направлений ее деятельности, определение роли и места школы в образовательной...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconЗдоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе
Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconРеферат по биологии на тему: «Иммунитет и проблемы современности»
Одним факторов, оказывающих влияние на сохранение и укрепление здоровья, является иммунитет. На занятиях спецкурсом «Окружающая среда...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задача нашей школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconАнализ работы по здоровьесбережению по мбоу «Верхнеошминская сош» за 2012-2013 учебный год
Основной целью здоровьесберегающего сопровождения являлось сохранение и укрепление здоровья детей через обучение, и воспитание, формирование...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconУправление образования Администрации зато северск Томской области
«Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconПрограмма проведения кмо тема: «Использование здоровьесберегающих...
«Использование здоровьесберегающих технологий в личностно- ориентированном воспитании и обучении школьников»
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconАнализ воспитательной работы за 2010 2011 учебный год
Образовательная тема школы: «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников»
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconВ. А. Сухомлинский актуальность проблемы сегодня сохранение и укрепление...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ценности, являющиеся основой программы – сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconПрограмма информатизации
Тем не менее, важно правильно оценить и те проблемы в обучении и воспитании школьников, которые возникли в связи с расширением информационного...
Реферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей школы» из цикла «Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников» iconПротокол № От 2012 г
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск