Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию»





НазваниеРабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию»
страница1/9
Дата публикации07.01.2015
Размер0.86 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор института сервиса

и социально-культурных коммуникаций

_____________________ /Е. М. Акулич/

«____» _______________ 20___г.

ОД.А.07. Теория измерений в социологии

Рабочая программа
для аспирантов специальности

22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

_____________________________/Селиванов В.Е./

«______»___________201__г.
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента социально-культурной деятельности

«____»_____________201__г., протокол № ________

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Зав. кафедрой ______________________________/Акулич Е.М./

«______»___________ 201__ г.
Соответствует ФГТ ППО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Мазенкова А. А./

«______»_____________201__ г.
Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре

основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

и учебным планам подготовки аспирантов

«СОГЛАСОВАНО»:

Начальник научного отдела ______________________ /Балина Л. Ф./
«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./

«______»_____________201__ г.

Селиванов В.Е. Теория измерений в социологии. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы» очной и заочной формы обучения. – Тюмень, 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Теория измерения в социологии» (ОД.А.07) относится к разделу «Обязательные дисциплины» (ОД.А.00) Учебного плана подготовки аспирантов по специальности 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы».

Содержанием специальности 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» является анализ общества как сложной иерархизированной системы, находящейся в процессе функционирования, в контексте глобальных противоречивых тенденций и факторов, связанных с глобализацией и регионализацией.

В связи с этим предполагается исследование происходящих в настоящее время процессов трансформации социально-структурных отношений общества по различным критериям, новых форм социального расслоения, радикальных изменений в тенденциях и направлениях социальной мобильности, ценностных ориентаций личностей и групп, моделей их поведения.

Исследование указанных проблем должно проводиться на основе государственной и ведомственной статистики, анализа материалов данных социологических исследований, собственных эмпирических данных, а также данных мировой социологической науки.

Объектами изучения являются конкретное состояние и уровень интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве современного российского общества, его отдельных элементов, их иерархической соподчиненности. Особое внимание уделяется объективным основаниям формирования теоретических представлений о проблеме измерения в социологии, интеграции математических, логических, логистических и социологических положений.

Целью программы является обеспечение углубленного изучения аспирантами теоретических и методологических основ социологической науки.

К основным задачам освоения образовательной программы относятся:

- овладение методологией научного познания;

- овладение общенаучными методами системного, функционального и статистического анализа;

- формирование умений и навыков анализа материалов государственной и ведомственной статистики, данных социологических исследований, собственных эмпирических данных, а также данных мировой социологической науки;

- формирование готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве социолога–исследователя и преподавателя.

- расширение и углубление знаний аспирантами методологических основ и основных категорий социологической науки;

- формирование целостного представления об эволюции социальной мысли, ознакомление с важнейшими социологическими теориями и подходами к проблеме измерения;

- развитие умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

- способности понимать сущность и значение социальной информации в развитии современного общества;

- способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

- способности использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности;

- способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин.

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов является проведение дискуссии по темам семинарских занятий, подготовка, оппонирование и рецензирование докладов по актуальным темам теории измерения в социологии, подготовка тематических научных эссе.

По итогам прохождения учебного курса «Теория измерения в социологии» аспирант представляет реферат, тема которого, по согласованию с научным руководителем, вытекает из программы курса и связана непосредственно с темой диссертационного научного исследования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов, в том числе по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Раздел I. Проблема социологического измерения и возможные подходы к ее решению.



Тема 1. Проблема измерения в социологии: общее представление.

2

1




1



Тема 2. Основные направления развития идей, связанных с социологическим измерением. Выделение оснований для построения курса по теории измерений в социологии.

2

1




1

Раздел II. Одномерное шкалирование как попытка совмещения положительных сторон «мягкого» и «жесткого» подходов к сбору данных.



Тема 3. Шкала Терстоуна для измерения установки.

2




2






Тема 4. Метод парных сравнений и построение на его основе оценочной шкалы.

2




2






Тема 5. Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки. Шкала Лайкерта. Шкалограммный анализ Гутмана.

2

1




1



Тема 6. Латентно-структурный анализ Лазарсфельда (ЛСА).

2

1




1



Тема 7. Семантический дифференциал. Использование в социологии его формальной схемы. Другие методы проективной техники и оценочной биполяризации.

2




2






Тема 8. Одномерное развертывание. Логика многомерного развертывания.

2




2




Раздел III. Репрезентационная теория измерений с точки зрения потребностей социологии.



Тема 9. Роль формализма в осмыслении понятия социологического измерения.

4

2




2



Тема 10. Основные понятия репрезентационной теории измерений. Формальное определение измерения.

2

1




1



Тема 11. Типология шкал.

2

1




1



Тема 12. Задачи, решаемые репрезентационной теорией измерений. Их актуальность для социологии.

2

1




1



Тема 13. Причины недостаточности для социологии формализма репрезентационной теории измерений. Возможность его адаптации к потребностям социологии («смягчение» формализма).

2

1




1



Тема 14. Роль содержательных концепций социолога при осуществлении измерения и определении типа шкалы. Возможность их учета при адаптации формализма.

2




2




Раздел IY. Различные подходы к типологии шкал. Использование соответствующих оснований для расширения формального определения измерения.



Тема 15. Типология шкал Кумбса на основе процедур опроса и моделей восприятия респондентом предлагаемых ему объектов.

2

1




1



Тема 16. Типологии шкал Кумбса, Райфа, Трелла на основе моделирования отношений, нетрадиционных для репрезентационной теории измерений.

2

1




1



Раздел Y. Различные объяснения причин специфики социологического измерения. Их сравнение с подходом репрезентационной теории измерений.

2

1




1



Тема 17. Абсолютизация номинальных шкал

2

1




1



Тема 18. Социологическое измерение с точки зрения теории экстенсивных и интенсивных величин.

2




2




Раздел YI. Традиционные критерии качества измерения.



Тема 19. Формулировка некоторых традиционных критериев качества измерения.

2




2






Тема 20. Традиционные критерии качества измерения с точки зрения репрезентационной теории измерений.

2




2




Раздел YII. Многомерное шкалирование.



Тема 21. Проблема анализа пространства восприятия респондентом предлагаемых ему объектов. Другие задачи, решаемые с помощью многомерного шкалирования (МШ).

2

1




1



Тема 22. Основные элементы формализма

2

1




1



Тема 23. Индивидуальное многомерное шкалирование.

2

1




1



Тема 24. Многомерное развертывание.

2

1




1



Тема 25. Проблемы формирования исходных данных и интерпретации результатов в многомерном шкалировании.

2




2




Итого аудиторных часов

36

18

18

-

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы аспиранта

18

-

-

18

Всего часов на освоение учебного материала

54

18

18

18



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.
Раздел I. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ РЕШЕНИЮ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconРабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная...
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconМетодические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся...
Методические указания предназначены для аспирантов очной и заочной форм обучения
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconГлобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconВоскресенская Н. О
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconКонкурс работ молодых ученых в области гуманитарных наук
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconПояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению...
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconАннотация дисциплины вариативной части цикла гсэ рабочей программы...
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconПедагогическая практика аспирантов учебно-методический комплекс рабочая...
Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует...
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconРабочая программа для аспирантов специальности 25. 00. 24, Экономическая,...
Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует...
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconРабочая программа для аспирантов специальности 01. 04. 14 Теплофизика...
Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03» сентября 2011 г., протокол №2
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconРабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05 Механика...
Рассмотрено на заседании кафедры механики многофазных систем «03» сентября 2011 г., протокол №2
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconРабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: История и современные...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22....
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconРабочая программа для аспирантов очной и заочной формы обучения специальности...

Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22....
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconМетодические указания по подготовке кандидатского экзамена для аспирантов...
Белинская Г. П. – канд филол наук, доцент, Лесникова Н. А., доцент, Муха И. П. ст преподаватель кафедры иностранных языков фгбоу...
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения «подготовлено к электронному изданию» iconРабочая программа для студентов направления 080100. 62 Экономика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск