Кафедра сервисных технологий





НазваниеКафедра сервисных технологий
страница1/6
Дата публикации13.01.2015
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рабочая программа дисциплины

творческие КОНЦЕПЦИи в дизайне костюма
Направления подготовки:

072500.68 ДИЗАЙН

262000.68 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2013

ББК 88.


Рабочая программа учебной дисциплины «Творческие концепции дизайна» составлена в соответствии с требованиями ООП: 072500.68 Дизайн и 262000.68 Технология изделий легкой промышленности на базе ФГОС ВПО и направлена на развитие творческих способностей у выпускников магистратуры данных направлений подготовки.

Составитель: Н.А. Коноплева, профессор кафедры Сервисных технологий, Т.А. Зайцева, доцент кафедры Сервисных технологий
Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 13.03.2013 г., протокол №7
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС от 02.04.2013 г., протокол № 4

© Издательство ВГУЭС

2013

ВВЕДЕНИЕ

В ХХI веке креативность становится источником прогресса в любой сфере деятельности, профессии, организации.

Одно из основных средств гуманитаризации образования – это ориентировка образования на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы, саморазвитие, стимулирование творческих способностей к проявлению креативности, производству новых значимых форм. С подобной ориентировкой образования связан растущий интерес к проблемам креативности и творчества, креативного типа личности, характеристикам художественного и научно-технического творчества.

Мода, являясь отражением эстетических предпочтений своего времени и творческих потенций личности, требует развития представлений о том, какие условия способствуют стимулированию способностей человека. Моду всегда вдохновляла связь с искусством, впитывающим в себя функциональные, художественно-образные и культурные аспекты бытия. Исторические эпохи порождают различные формы искусства, технологических приемов в дизайне, что требует знаний, способствующих пониманию творчества, навыков и умений в использовании творческих достижений прошлого и современности в профессиональной деятельности.

К числу важных качеств магистра направления подготовки ВПО «Дизайн и Технология изделий легкой промышленности» относится креативность, способность к развитию самостоятельности мышления, использованию новых знаний и творческих подходов в профессиональной деятельности: художественно-творческой, проектной, информационно-коммуникативной, производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической, экспертно-консультационной, инновационной; пониманию собственного психологического своеобразия и особенностей клиента на основе анализа окружающего его жизненного пространства.

В настоящее время актуальность приобретает подготовка магистров направления «Дизайн» и «Технология изделий легкой промышленности» к эффективной деятельности в современном мире, с учетом творческих достижений современности и требований рынка к уровню образованности выпускника и его компетенциям.

Причины введения дисциплины «Творческие концепции в дизайне» заключаются в значимости подготовки успешных профессионалов, работающих в сферах «Человек – человек», способных к инновационной креативной деятельности.

Особое место данного курса в профессиональной подготовке магистров обусловлено тем, что совершенствование базовых и овладение прикладными аспектами креативных технологий в дизайне одежды позволит будущим профессионалам совершенствовать компетенции в дизайн-проектировании одежды и приобрести компетенции по творческой организации окружающего человека жизненного пространства с учетом знаний цветовых методов психодиагностики.

Кроме того, знания данной учебной дисциплины позволят исследовать имидж всех членов профессионального коллектива, используя цветовой тест М. Люшера.

Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами как «Дизайн-проектирование костюма», «Проектирование и выполнение проекта в материале», «Стилистика костюма ХХ-ХХI века», «Компьютерные технологии (продвинутый уровень), модуль 1», «Инновационные технологии в легкой промышленности, модуль 1».

Дисциплина соответствует требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 13.01.2010 г. № 15, зарегистрированного в Минюсте РФ 25 февраля декабря 2010 г. № 16498.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебный курс «Творческие концепции дизайна» разработан и читается магистрам направлений подготовки: Дизайн и Технология изделий легкой промышленности с целью повышения их гуманитарной, художественно-творческой, проектной, информационно-коммуникативной, психолого – педагогической, инновационной подготовки; направлен на подготовку выпускников к эффективной деятельности в сфере дизайна одежды.

В результате освоения дисциплины студенты приобретут общекультурные и профессиональные компетенции, способности к активному общению в творческой, научной, производственной и общекультурной деятельности; творческому проявлению своей индивидуальности; системному пониманию проблем, связанных с умением поставить художественно-творческие задачи и решить их, разработать проектные идеи, основанные на творческих подходах; выбора креативных методов и средств процесса дизайна одежды, трансформации художественных идей, умения представлять итоги своей работы в виде отчетов;

Дисциплина предназначена не только для развития знаний и навыков дизайна одежды, полученных при освоении программ бакалавриата, но и для ознакомления студентов с прикладными аспектами психологии, показывающими, что культура и творчество неотделимы друг от друга. С одной стороны, именно человек является творцом культуры, а с другой, - именно творческий человек – это человек культурный. Устремленность же человека к высшей действительности есть важнейшая и неистребимая психологическая потребность, дающая ему импульс активности, развития и творчества, без которых невозможна никакая деятельность.

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины (модуля 1) «Творческие концепции в дизайне костюма», в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500.62 Дизайн, профиль Дизайн костюма, и – Технология изделий легкой промышленности являются: понимание магистрами сути творчества, его механизмов, а также задатков, одаренности, способностей, креативности, таланта и гениальности; раскрытие психологического своеобразия одаренной личности каждого гендера в сфере художественного творчества; особенностей развития, становления, воспитательных приемов и воздействий, сложившихся в российской культуре по отношению к каждому гендеру в творческой деятельности, овладение креативными технологиями в производстве одежды, а также понимание возможностей использования полученных знаний в работе с творческой личностью и творческим коллективом.

В ходе достижения данных целей решаются следующие задачи:

  • рассмотрение основных философских и методологических подходов к проблеме гендера и творчества; становления гендерных исследований творчества в отечественной философской, психологической и культурологической традициях; гендерных истоков художественного творчества;

  • изучение основных философских и психологических подходов к пониманию творчества, его механизмов, одаренности, способностей, талантливости и гениальности, культурно-антропологическому портрету художественно одаренных личностей в гендерном аспекте;

  • освоение прикладных аспектов психологии художественного творчества в контексте анализа личности и формирования ее образа.

Целями (Модуля 2) является получение студентами необходимых знаний в области моды, формирование устойчивых представлений об основных этапах развития современного костюма, модных концепциях, стилеобразующих элементах в моде, причинах модной эволюции и механизмах развития моды, творчестве крупнейших мастеров. Курс показывает основные подходы к определению моды, помогает определить ее сущность, место и роль в жизни человека и общества. Понимание места дизайна костюма в общей концепции развития мирового дизайна XX века воспитывает культуру восприятия моды, формирует профессиональное мировоззрение, способствует развитию самостоятельности мышления, использование новых знаний расширяет профессиональные возможности будущих дизайнеров. Проблема творческой концепции (основная идея, смысловая направленность целей и задач проектирования) занимает центральное место в проблематике современного дизайна. Концепции в дизайне, как правило, отражают важные проблемы, которые волнуют человека и общество в ту или иную эпоху.

В ходе достижения данных целей решаются следующие задачи:

  • формирование суммы знаний и пониманий, необходимых для проектных решений;

  • формирование навыков анализа и определения требований к дизайн-проекту;

  • формирование навыков в организации поиска и анализа различных видов информации из различных источников для разработки авторских концепций;

  • формирование знаний основных этапов развития современного костюма в контексте развития дизайна в целом, его теоретических, исторических, культурных, инженерно-технических, творческих и др. аспектов; динамику становления и развития индустрии моды в XX веке; творческие концепции в дизайне костюма; крупнейших мастеров, особенности их творческих концепций и их роль в развитии моды и дизайн;

  • формирование способностей к трансформации художественных идей, результатов научных исследований и внедрению их в практику (инновационная деятельность);

  • формирование навыков творческого поиска в проектировании:

  • формирование и развитие творческого проектного мышления дизайнера, что влияет на интенсификацию самого процесса проектирования.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

Учебный курс обеспечивает ознакомление студентов с творческими концепциями и основными стилевыми направлениями моды ХХ века и начала XXI века, пластическими изменениями силуэта, творчеством дизайнеров в области моды, анализ основных концепций и закономерностей развития дизайна одежды XX века, его теоретических, исторических, культурных, инженерно-технических, творческих и др. аспектов.

Дисциплина «Творческие концепции в дизайне костюма» является ведущей специальной дисциплиной определяющей все основы деятельности будущего магистра. Ее место в освоении основных образовательных программ является центральным. Она формирует знания теоретических и практических курсов, обеспечивающих наполнение ООП магистратуры. Дисциплина относится к профессиональному циклу, базовой части учебного плана.

Современные предприятия все в большей мере оснащаются новейшей техникой, резко усложняющей технологию изготовления изделий. И если технологии дизайна не будут адекватны производственным технологиям, трудно рассчитывать на необходимое качество товара. Креативные технологии основаны на использовании креативных идей, нестандартного мышления, метода парадоксов, «сознательного бреда», необычных ассоциаций, символов, метафор, смены перспектив, методов бренд-манифеста, мозгового штурма, пинг-понга и др. Эти технологии могут присутствовать практически во всех направлениях дизайна. В западных странах все инновационные тенденции формируют корпус совершенно новых технологий (High-humу) опережающего воздействия на рынок, адекватных реалиям информационного общества в противовес High-tech. Креативные технологии High-humу отличаются изменчивостью и адаптивностью к условиям среды.

Необходимость в креативных подходах к дизайну костюма обусловливается тем, что дизайнерские фирмы могут сталкиваться с ситуациями, когда работа заходит в тупик, нет надежд на саморазрешение ситуации, нет особенностей в продукте их деятельности, отличающих товар или услугу от подобных. В таких случаях нужен сильный толчок, источником которого может быть человек-креатор.

В связи с этим современная профессиональная деятельность востребует одаренную личность, обладающую способностью к креативности, личность для которой характерна устойчивая высокого уровня направленность на творчество, мотивационно - творческая активность, проявляющаяся в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих ей достигнуть прогрессивных, культурно и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Модуль 1 дисциплины направлен:

  • на формирование психолого - педагогических знаний по пониманию творчества, задатков, способностей, одаренности, гендера, талантливости и гениальности;

  • способности анализировать творческую личность с учетом изученных подходов;

  • способности разрабатывать и использовать креативные технологии в дизайне;

  • формирование умений анализировать и соотносить личностные характеристики человека, с характеристиками окружающего его жизненного пространства;

  • компетенций в понимании цветовых типов личности ;

  • освоения методики цветового анализа личности на основе психологической диагностики М. Люшера.

Студенты должны приобрести следующие компетенции: знание теоретических основ психологии художественного творчества, ее истории, характеристик ключевых терминов, умение исследовать психологические характеристики творческой личности на основе ее цветовых предпочтений в оформлении окружающего жизненного пространства. Психодиагностические компетенции – умение использовать прикладные аспекты психодиагностической методики М. Люшера для понимания имиджа личности.

Ключевые личностные компетенции:

  • Интеллектуальные – включают в себя комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, обобщению, формированию креативных технологий в дизайне;

  • Коммуникативные – способность конструировать прямую и обратную связь в процессе общения с творческой личностью;

  • Регулятивные компетенции – умение управлять как своим поведением, так и поведением творческой личности и группой лиц, для которых будут разрабатываться и использоваться требуемые креативные технологии;

  • Креативные компетенции – умение разрабатывать креативные подходы в дизайне, имиджмейкинге, стилистике.

Курс способствует решению ряда образовательных задач:

  • Изучить предмет и характеристики Творческих концепций в дизайне;

  • Приобрести знания по сущности творчества, художественной деятельности, их основам;

  • Стать способными в понимании механизмов сознательного и бессознательного творчества, его этапов и основных характеристик;

  • Научиться анализировать ключевые характеристики творческой личности;

  • Освоить психодиагностическую методику М. Люшера направленную на выявление основных характеристик творческой личности;

  • Выработать креативные умения и навыки дизайн проектирования;

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные этапы развития костюма и моды ХХ века в контексте развития дизайна в целом, его теоретических, исторических, культурных, инженерно-технических, творческих и др. аспектов; динамику становления и развития индустрии моды в XX веке; творческие концепции в дизайне костюма; крупнейших мастеров, особенности их творческих концепций и их роль в развитии моды и дизайна.

Уметь: самостоятельно подбирать и анализировать визуальную и текстовую информацию; ориентироваться в причинах эволюции моды и механизмах ее развития, выделять стилеобразующие элементы конкретного периода, дизайнера, страны, определять факторы влияния, исходя из визуальной информации. На основе полученных знаний прогнозировать тенденции и обосновывать свою точку зрения.

Владеть навыками и быть в состоянии продемонстрировать полученные знания и применять их в процессе проектирования. Владеть навыками самостоятельной работы с литературой и источниками в сети Интернет, обрабатывать ее для подготовки к выступлениям на семинарах и подготовке творческих работ, для поиска информации об отдельных определениях, понятиях и терминах, темах, дизайнерах, модных стилях, периодах, направлениях. Использовать полученные знания для оценки явлений моды и произведений искусства; классифицировать информацию; грамотно и логично излагать учебный материал, вести дискуссию, формулировать свое отношение к проблеме; использовать свои знания в области информационных технологий для создания презентаций выступлений и творческих работ.

Дисциплина базируется на проектных знаниях, изучаемых в дисциплинах бакалавриата. Входными требованиями к изучению дисциплины являются владение культурой мышления, знаниями и навыками, полученными в процессе освоения дисциплин: «История костюма», «История культуры и искусства», «Основы теории и методологии дизайн-проектирования», «История декоративно-прикладного искусства» навыками самостоятельной работы.

Для успешного освоения курса студенты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин: «История костюма», «История культуры и искусства», «Основы теории и методологии дизайн-проектирования», «История декоративно-прикладного искусства» Приобретаемые в курсе знания особенностей креативных технологий в проектировании товаров и услуг служат основой для освоения учебных программ дисциплин: «Дизайн-проектирования костюма», «Выполнения проекта в материале», «Текстильный дизайн», «Проектирование и выполнение проекта в материале», « Компьютерные технологии (продвинутый уровень), модуль 1», «Инновационные технологии в легкой промышленности, модуль 1», «Теоретические основы формообразования оболочек из пластических материалов».

На знаниях, умениях и навыках, приобретаемых в процессе изучения данной дисциплины, базируется профессиональная практика магистра.

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 1. Формируемые компетенции

Название ООП -

Блок

Знания/ умения/ владения (ЗУВ)




072500 Дизайн (Дизайн костюма)




ОК-1-способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Владения

методами выполнения поисковых эскизов дизайн - проектов




ОК-3 - способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения

Умения

работать в международной сфере




ОК-5- способен проявлять инициативу, брать на себя всю полноту профессиональной ответственности

Знания

- основные принципы продвижения проектного продукта на рынке услуг

- основы художественно - промышленного производства




ОК-8 способен к активному общению в творческой, научной, производственной и общекультурной деятельности

Умения

организовывать и проводить выставки, конкурсы, фестивали, презентации, инсталляции







ПК-2 разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи

Знания

- теорию и методологию проектирования в дизайне




Умения

- довести концептуальную творческую идею до ее полного графического воплощения



262000.68 Технология изделий легкой промышленности





ОК -1 - способность и готовность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень,

Умения

- выявлять перспективные направления научных исследований; обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы







ОК-2 - способность и готовность самостоятельно обучаться новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности

Умения

- анализировать информацию в области проблем развития научного знания







ПК- 1способность и готовность самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности

Знания

- программно-целевые методы решения научных проблем







Умения

- применять методы теории принятия решений для выработки организационно-управленческих и проектных решений







Владения

- методами теории принятия решений




1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Общая трудоемкость дисциплины «Творческие концепции в дизайне костюма» - 2 зачетных составляет единицы. Общий объем изучения - 72 часа, в том числе 8 часов отводится на лекционные занятия, 16 часов – на практические работы, 48 часов - на самостоятельную работу. Курс изучается в течение 2-ого семестра (модуль 1 и 2) для 072500 Дизайн (Дизайн костюма); а для 262000.68 Технология изделий легкой промышленности курс изучается в течение 4-ого семестра

Изучение дисциплины включает несколько видов работы: лекционный цикл, практические занятия, самостоятельная работа над рядом тем, подготовка контрольных работ.

Лекционный курс разделяется на два модуля. Первый из них посвящен изучению философских подходов к пониманию творчества, гениальности и талантливости в исторической ретроспективе. Знакомит студентов с сущностью психологических подходов к творчеству, его механизмам, пониманию одаренности, талантливости и гениальности в контексте гендера, рассматриваются такие явления как: креативность, условия ее успешного осуществления и реализации с учетом гендерного своеобразия и социализации.

В этой части лекционного курса рассматриваются прикладные аспекты художественного творчества и возможности использования в проектной деятельности цветовых предпочтений человека в оформлении им окружающего жизненного пространства и собственной личности. Подробно рассматривается характеристики основных и дополнительных цветов в тесте М. Люшера, характеризуются основные цветовые типы личности c учетом их предпочтений в выборе одежды, оформлении дома и офиса.

Практические занятия первого модуля направлены на выработку умения у студентов анализировать те или иные явления в рамках данного курса, умения дать характеристики всем изучаемым понятиям, высказать и обосновать свой взгляд на личностные проявления в образе творческих личностей, а также анализировать собственный образ или образ сокурсника. Данный вид работы готовит студентов к умению защищать свою точку зрения, дискутировать, обсуждать современные проблемы.

Кроме того, освоение дисциплины предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, самостоятельное выполнение контрольных заданий.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы при изучении дисциплины состоит в том, что при изучении дисциплины студенты должны уделять большое внимание самостоятельной подготовке. Темы для самостоятельного изучения приводятся в соответствующем разделе программы.

Второй модуль

В процессе преподавания дисциплины «Творческие концепции в дизайне костюма» (модуль 2) используются следующие методы:

- лекции различного типа - вводная, информационные, интегрирующие. По форме проведения преобладает лекция-диалог.

- семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, изучаемые на лекциях и сформулированные в домашних заданиях, происходит изучение и обсуждение визуального материала;

- проектные семинары по презентации и обсуждению проектов и докладов, подготовленных магистрантами;

- проведение занятий в музеях и других культурных учреждениях;

- обсуждение подготовленных студентами по желанию докладов и презентаций.

- организована рейтинговая система учета знаний студентов.

Проектный семинар проводится в течение всего периода обучения данной дисциплины в магистратуре. В ходе его проведения предусматриваются регулярные заседания по утвержденному расписанию и самостоятельная работа магистрантов, а также приглашение практикующих дизайнеров высокого уровня.

С организационной точки зрения проектно-исследовательский семинар должен включать в себя следующие элементы:

- групповые и индивидуальные консультации ведущих преподавателей по ведению проектно-дизайнерской работы;

- мастер-классы и доклады ведущих отечественных и зарубежных ученых и дизайнеров-практиков;

- семинары по презентации и обсуждению проектов и докладов, подготовленных магистрантами;

-обсуждение тем, планов, предзащиты курсовых работ и магистерских диссертаций.

В рамках проектного семинара должны быть сформированы следующие навыки и компетенции:

- организации поиска и анализа различных видов информации из различных источников;

- изложения своих мыслей и выводов в письменной и устной форме, в схемах, таблицах и диаграммах;

- способности ясного выражения концепции дизайн-проекта;

- умение корректно вести защиту собственных проектных решений и дизайн-концепций в рамках дискуссии;

- умение применять полученные теоретические знания в самостоятельной проектной и экспертной деятельности.

Логика проведения проектного семинара. Студенты, разделенные на группы в составе 2-3 человек, представляют на еженедельном проектном семинаре подготовленные концепции проектов предстоящей недели, участвуют в обсуждении проектов других групп совместно с преподавателями и, возможно, приглашенными специалистами в области дизайна , а также обсуждают план работы на следующую неделю.

Самостоятельная работа студентов направлена на углубление компетентности в поиске литературных источников по заданным темам, оформления доклада или реферата с последующим его представлением на практических занятиях.

Кроме того, самостоятельная работа студентов направлена на углубление полученных знаний и умений, разработку контрольных работ по рекомендуемым темам, проведение психодиагностических исследований, по методике М. Люшера, направленных на анализ собственной личности и личности из группы обучающихся. Самостоятельная работа основывается на прикладных аспектах использования цветового психодиагностического теста М. Люшера или исследовании творческой личности на основе анализа особенностей цветового оформления ее жилища, офиса, предпочитаемой ею одежды.

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Таблица 2. Виды контроля и отчетности по дисциплине


Формы работы

Оценочные средства

Формы контроля

письменные работы с

развернутыми ответами и устный опрос

- доклады на семинарах

- эссе: по дисциплине

- диспуты

входит в

рейтинг

занятия по разработке креативных технологий в проектировании изделий;


- письменный и устный анализ специальной литературы

- устная коммуникация.


- рубежный контроль.

- зачеты

- экзамен

задания при работе с базами данных

- доклад с презентацией результатов поиска информации

- работа с каталогами.

- выбор литературных источников.

-работа с компьютерными базами данных.

-обработка и систематизация полученных собственных результатов

обработка и

представление данных во всех отчетах по учебной дисциплине,


студенческие

конференции, деловые игры


доклады на конференциях, участие в деловых переговорах

входит в

рейтинг дисциплины

оформление самостоятельных работ, тщательная статистическая обработка полученных данных,

правильное оформление библиографических ссылок в контрольных и реферативных работах.

самооценка и перекрестная оценка результатов

включение в

общий рейтинг дисциплины


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа построена таким образом, что, прежде всего, рассматривается предмет и объект изучаемой дисциплины, факторы, детерминирующие художественную деятельность и творчество, его механизмы и фазы. В дальнейшем осваиваются основные понятия психологии художественного творчества, история становления исследований творчества. Прослеживаются научные подходы к одаренности и креативности, гендеру, характеристика культурной типологии творческой личности. В дальнейшем подробно рассматривается тест М. Люшера и возможности его использования в прикладных исследованиях. Изучаются креативные технологии в рекламе, выставочной деятельности, имиджмейкинге, PR и проч.

Значительное внимание при изучении дисциплины направлено на освоение студентами психодиагностической методики М. Люшера,

2.1 Темы лекций. Модуль 1

Тема 1. Введение в предмет. Понятие о творчестве как культурно-историческом и философском явлении. Введение в психологию творчества. Индивидуально-психологические особенности одаренной личности.

В лекции дается понятие о творчестве как когнитивной деятельности и как культурно-историческом явлении, имеющем психологические аспекты: личностный и процессуальный. Прослеживаются философские подходы к творчеству в исторической ретроспективе, обосновывается важность гендерного подхода в понимании личности творца и процесса творческой деятельности. Дается понятие о задатках, общей и специальной одаренности, гениальности и талантливости. Прослеживаются философские и психологические взгляды на гениальность и талантливость. Обосновывается, что до настоящего времени нет четкого определения одаренности, что о таланте можно судить при таком уровне развития способностей, когда деятельность человека отличается принципиальной новизной, но отражает общественные запросы. О гениальности же можно говорить лишь тогда, когда достижения творца преодолевают имеющиеся смысловые рамки и когда осуществляются принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Контрольные вопросы темы:

  1. Понятие творчества.

  2. Творчество как когнитивная деятельность.

  3. Творчество как социокультурное явление.

  4. Психология творчества. Творчество как процесс.

  5. Философия творчества. Взгляд на творчество и творческую личность в античной философии и в средние века.

  6. Философский взгляд на творчество в эпоху Возрождения.

  7. Творчество в философии Нового времени.

  8. Творчество в идеалистической философии и философии жизни. Творческая эволюция по А. Бергсону. Значение взглядов А. Бергсона в гендерном подходе к творчеству.

  9. Творчество в философии экзистенциализма, прагматизма, неопозитивизма, марксизма.

  10. Важность гендерного подхода в психологии творчества.

  11. Понятие о психологии индивидуальных различий.

  12. Понятие о задатках.

  13. Характеристика одаренности.

  14. Понятие об общих и специальных способностях.

  15. Философские взгляды на гениальность и талантливость в различные эпохи: древнегреческая философия, новоевропейская философия. Гениальность в немецкой классической философии и неогуманизме рубежа 18-19 веков. Понятие о гениальности в философии Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Карлейля.

  16. Талантливость, гениальность и гендер. Психологический взгляд на гениальность и талантливость.

17. Психологическое своеобразие одаренных мужчин.

Тема 2. Прикладные аспекты творческой деятельности. Психология цвета. Цветовые характеристики синего, зеленого, красного и желтого цветовых типов в оформлении окружающего жизненного пространства и собственной личности

В лекции дается характеристика типам синего, зеленого, красного и желтого цветового

поведения, особенностей их одежды, поведения и оформления интерьера жилища и офиса.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Охарактеризуйте цветовые поведенческие типы: роль-«идол» и «роль –защиту».

  2. Дайте характеристику зеленому и красному цветовым поведенческим стилям.

  3. Охарактеризуйте выбор одежды при поведении + и – зеленый.

  4. Охарактеризуйте выбор одежды при поведении + и – красный.

  5. Охарактеризуйте выбор одежды при поведении + и – синий.

  6. Охарактеризуйте выбор одежды при поведении + и – желтый.

2.2 Перечень тем практических/лабораторных занятий - модуля 1

Тема 1. (2 часа) Социокультурные условия формирования и проявления одаренности. Психология личности художника с учетом гендерных отношений.

Рассматриваются условия культурного становления творческой личности. Студентами осуществляется самоанализ своего творческого становления и анализ творческого становления известного художника, музыканта, актера, поэта, танцора и проч.

Тема 2, 3. (4 часа) Особенности оформления интерьера жилища и офиса синим цветовым поведенческим типом. Особенности оформления интерьера жилища и офиса зеленым цветовым поведенческим типом. Особенности оформления интерьера жилища и офиса красным цветовым поведенческим типом.

Студенты дискутируют в рамках изучаемой темы, презентуют анализ творческой личности на основе исследования предпочитаемых ею особенностей оформления жилища или офиса, выбора одежды.

Тема 4. (2 часа) Особенности оформления интерьера жилища и офиса желтым цветовым поведенческим типом. Особенности выбора одежды синим и зеленым цветовым поведенческим типом. Особенности выбора одежды красным и желтым цветовым поведенческим типом.

Студенты дискутируют в рамках изучаемой темы, презентуют анализ творческой личности на основе исследования предпочитаемых ею особенностей оформления жилища или офиса, выбора одежды.

2.3 Темы лекций. Модуль 2

Тема 3. Творческие концепции в дизайне одежды. Становления и развития индустрии моды в XX-ХХI вв. Творчество современных дизайнеров и их творческие концепции.

Развитие проектирования концептуального костюма XX – нач. XXI в. Роль fashion-дизайнеров в развитии моды и дизайна; основные причины эволюции моды и механизм ее развития, концептуальные элементы формообразующих процессов конкретного временного периода, страны. Методы прогнозирования современных тенденций моды.

Тема 4. Творческие концепции и перспективные направления экологического дизайна в современном костюме. Современный дизайн: проблема экологии и культурной идентичности.

Понятие культурологический «подход». Понятие «экология культуры» (ввел акад. Д. С.Лихачев). Экология культуры предполагает сосуществование, диалог, многообразие национальных культур, разных художественных языков, сохранение региональных и национальных традиций. Региональный дизайн. Неонордизм направление в дизайне костюма, связанное с созданием новой одежды на основе многовековых традиций.

2.4 Практические (семинарские) занятия, их наименование, содержание и объём в часах модуля 2

Тема 5. (4 часа) Формирование творческих концепций XX века. Анализ творческий работ дизайнеров одежды 2-й пол. ХХ – нач. ХХI вв., влияющих на развитие современных концептуальных направлений (П. Рабана, А. Куррежа, П. Кардена, И. Мияке, Р. Кавакубо, Й. Ямомото, Х. Чалаяна, М. Маржиелы и др.).

Выявление и анализ основных формообразующих элементов творческих концепций и процессов конкретного временного периода, страны. Итоги своих исследований студенты представляют в виде презентаций.

Тема 6. (4 часа) Экодизайн как актуальная тенденция современной моды.

Задачами данной работы является выявление «эко-тренда» в дизайне современного костюма на основании анализа тенденций моды (выявление взаимосвязей композиционно-конструктивных элементов и средств, которые обеспечили экологические свойства одежде). Изучение этапов формирования экодизайна, его характеристик и целей, выведение его определения, изучение и классификация методов эко-тренда, как долгосрочного направления в моде, анализ примеров практики дизайнеров. Итоги своих исследований студенты представляют в виде презентаций.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривает использование при изучении теоретического материала рекомендуемой литературы, содержащего основные задачи, стоящие перед обучаемым при изучении каждой темы. Ключевые понятия, необходимые для освоения материала приводятся в глоссарии рабочей программы курса.

Практические занятия проводятся в интерактивной форме, студенты осваивают методы групповой работы, проводят дискуссии, разбор конкретных ситуаций, осваивают психодиагностическую методику анализа цветового поведенческого типа личности.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине (модуль 1)
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра сервисных технологий iconФгбоу впо «ргутиС» Факультет сервисных технологий Кафедра технологий...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Технологий в сервисе и туризме
Кафедра сервисных технологий iconКафедра сервисных технологий
Современные тенденции в развитии ассортимента материалов для изделий легкой промышленности
Кафедра сервисных технологий iconМарий Эл «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»
Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий. Традиции. Обновление. Нововведения. Публичный доклад. – Йошкар-Ола, 2014.–142 с
Кафедра сервисных технологий iconКафедра сервисных технологий
Рабочая программа учебной дисциплины «Макетирование одежды сложных форм» составлена в соответствии с требованиями ооп 072500. 62...
Кафедра сервисных технологий iconКафедра сервисных технологий
Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальное средство общения» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100103. 65 Социально-культурный...
Кафедра сервисных технологий iconКафедра сервисных технологий
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма» составлена в соответствии с требованиями...
Кафедра сервисных технологий iconКафедра сервисных технологий
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100....
Кафедра сервисных технологий iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» составлена в соответствии с требованиями ооп 100100. 62 Сервис...
Кафедра сервисных технологий iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Выполнение проекта в материале» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62...
Кафедра сервисных технологий iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн...
Кафедра сервисных технологий iconКафедра сервисных технологий
Сервис (профили Социокультурный сервис, Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве, Сервис в индустрии моды и красоты), 100400....
Кафедра сервисных технологий iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100100. 62...
Кафедра сервисных технологий iconИнститут сервиса, туризма и дизайна
Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11
Кафедра сервисных технологий iconИнститут сервиса, туризма и дизайна
Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11
Кафедра сервисных технологий iconИнститут сервиса, туризма и дизайна
Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 27. 05. 2014 г., протокол №11
Кафедра сервисных технологий iconКафедра русского языкознания и коммуникативных технологий Уважаемые коллеги!
Кафедра русского языкознания и коммуникативных технологий Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (Украина)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск