Скачать 384.68 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Кафедра культурологии Рабочая программапедагогической практики по специальности «050403.65 - Культурология»
Екатеринбург 2012 Рабочая учебная программа научно-педагогической практики. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 33 с. Составитель: Мурзина И.Я., доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии УрГПУ Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ (протокол № 1 от 27 августа 2012 г.) Зав. кафедрой __________И.Я. Мурзина Руководитель учебного подразделения (директор ИФКиМК) __________Н.И. Коновалова I. Пояснительная записка 1.1. Цель и задачи практики Целью производственной (педагогической) практики является овладение студентами профессиональными навыками и умениями планирования и организации педагогического процесса, путем непосредственного участия в деятельности образовательного учреждения (ОУ), а также подготовка студентов к выполнению функций учителя-предметника (учителя мировой художественной культуры) и классного руководителя через адаптацию к реальным условиям школы, к педагогическому творчеству, конкретизации системы общепедагогических знаний, умений и навыков будущих учителей. Задачами производственной (педагогической) практики являются:
1.2. Место производственной (педагогической) практики Производственная (педагогическая) практика является обязательным видом учебной работы студента. Производственной (педагогической) практике предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического («Экономика образования»), профессионального («Психология», «Педагогика», «Методика обучения и воспитания культурологии») циклов инвариантного и дисциплин математического и естественнонаучного («ИКТ в образовании»), профессионального («Анализ и интепретация текстов культуры», «История культуры», «История мировой художественной культуры», «Теория культуры») циклов, изучение курсов по выбору («История музыкальной культуры», «История театра» и др.). Производственная (педагогическая) практика является логическим завершением изучения данных дисциплин. Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих дисицплин, и необходимые при освоении производственной/учебной (название вида) практики:
Производственная (педагогическая) практика проводится на 4 курсе в 8 семестре. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий. Прохождение производственной (педагогической) практики является необходимой основой для успешной подготовки и прохождения государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена. Место и время проведения производственной (педагогической) практики Производственная (педагогическая) практика проводится на базе учреждений среднего общего образования, заключивших договоры с Институтом филологии, культурологии и межкультурной коммуникации УрГПУ. При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
Производственная (педагогическая) практика проводится в течение 8 недель 4 курсе. Группы формируются в составе 4-5 человек на одного руководителя. Педагогическая практика носит характер стажировки с активным участием студента в учебно-воспитательном процессе школы и составляет 6 часов в день. Область применения результатов. Научно-исследовательская работа студентов: результаты практики используются для создания проектной части курсовых и выпускных квалификационных исследований. Практическая: приобретение профессиональных компетенций, знаний, умений, навыков. 1.3. Требования к результатам прохождения производственной (педагогической) практики В результате прохождения производственной (педагогической практики) студент должен знать:
уметь
владеть
и виды учебной работы Виды учебной работы соответствуют этапам прохождения практики. На подготовительном этапе, включающем проведение установочных конференций в университете и базовых школах, формами работы являются участие в конференции, получение системы заданий, необходимых для выполнения в ходе практики. На производственном этапе, включающем комплексное изучение системы учебно-воспитательной работы школы, одного учащегося (на 3 курсе) или коллектива учащихся (на 4 курсе) и опыта работы учителей художественно-эстетических дисциплин в целом и мировой художественной культуры, в частности; проведение анализ и самоанализ уроков; проведение, анализ и самоанализ внеклассных мероприятий, включение в работу классного руководителя, формами работы являются подготовка и проведение уроков и внеклассных мероприятий, участие в коллективной рефлексии и анализе проведенных уроков, саморефлексии педагогической деятельности. На заключительном этапе, включающем сбор материалов, оформление и презентация отчета по педагогической практике, формами работы являются подготовка отчетных материалов, презентация отчета. Виды деятельности студентов на производственной (педагогической) практике 1 этап:
2 этап:
3 этап:
Формами контроля выступают: проверка дневника педагогической практики; посещение уроков; проверка и анализ конспектов уроков; посещение внеклассных мероприятий; собеседование с практикантом; проверка и анализ отчетных материалов руководителем практики; презентация отчета. Отчетность по практике По окончании практики студенты предоставляют следующую отчетную документацию:
III. Содержание практики Практическое знакомство со школьной программой по всем разделам мировой художественной культуры. Изучение структуры и содержания учебников по мировой художественной культуре. Знакомство с оборудованием, условиями и правилами безопасности по его эксплуатации. Практическая отработка навыков планирования и проведения системы уроков по мировой художественной культуре: перспективное планирование крупных разделов программы, определение общих дидактических и развивающих целей, распределение материала по урокам, определение цели каждого урока, выбор оптимальных форм и технологий учебной работы, выбор вводных, обобщающих и контрольных уроков. Подготовка и проведение урока: наличие плана-конспекта, планирование структуры урока, распределение времени по этапам урока, составление технологической карты урока. Изучение основных методов преподавания мировой художественной культуры на практике: условия создания общения с искусством на уроке. Практическая отработка методики объяснения, рассказа, краткой лекции, беседы, дискуссии. Практическое ознакомление с различными формами учебной работы. Урок как основная форма учебной работы. Вводный урок и его назначение. Комбинированный урок и его структура. Варьирование структуры комбинированного урока: организационный момент, проверка домашнего задания, изучение и закрепление нового материала. Групповая работа и организация различных видов самостоятельных работ. Отработка методики письменного и устного опроса, практическое освоение программных критериев для оценки знаний, умений и навыков учащихся. Контрольный урок, его назначение, формы проведения. Самостоятельная разработка контроля знаний с использованием тестовых заданий. Проведение специфических форм контрольных, контрольно-обобщающих уроков, зачет, семинарское занятие, коллоквиум (каждым студентов хотя бы одна форма). Обобщающий урок, дидактические основы его проведения. Дидактические технологии обучения мировой художественной культуре. Предметно- и личностно-ориентированные технологии. Эвристические технологии. Проблемно-поисковые технологии, условия и алгоритм их применения: постановка проблемы, выбор рабочей гипотезы, поиск решений, формулировка вывода. Методика формирования критического мышления. Использование в практической работе инновационной технологии «Образ и мысль». Практическая рефлексия дидактической эффективности: контрольные срезы, контрольное тестирование. Овладение на практике средствами активизации познавательной деятельности учащихся: приемы концентрации внимания, актуализации материала, смены форм деятельности, применение опорных сигналов, методическое опережение, учебные игры, метод программированных ошибок и т.д. Практическое ознакомление с основными элементами воспитательной работы школы. Место класса в воспитательной системе школы. Работа классного руководителя, организация и проведение классных часов, классных и родительских собраний. Психолого-педагогическое изучение класса. Специфика работы школы по эстетическому воспитанию школьников. Сущность, формы и виды музейно-педагогической деятельности. Специфика организации музейно-педагогической работы в музеях различного типа. Особенности экскурсионной деятельности. Организация культурно-просветительской деятельности. Подготовка и проведение тематических экскурсий. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной (педагогической) практике Во время прохождения производственной (педагогической) практики со студентами проводятся организационные и учебные занятия. Учебные занятия строятся как в традиционной форме, так и на основе интерактивных технологий (обсуждения, дискуссии, деловые игры и т.п.). Студенты в собственной практической деятельности используют разнообразные научно-исследовательские и образовательные технологии: современные средства оценивания результатов обучения, проектный метод, ролевые и деловые игры, дискуссии, практические и лабораторные работы. Они проводят индивидуальные занятия с учащимися. При выполнении научно-исследовательской составляющей педагогической практики студенты знакомятся с логикой и особенностями психолого-педагогического исследования, используют его разнообразные эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент и др.), формулируют цель и задачи, гипотезу исследования. Проведение педагогической практики связано с научно-исследовательской работой студентов. Результаты научно-методического исследования по некоторым аспектам методики преподавания, педагогики и психологии обобщаются и докладываются на научно-практической конференции. IV. Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности В ходе самостоятельной работы студенты анализируют полученные в ходе психолого-педагогического исследования данные, готовятся к урокам мировой художественной культуры, в том числе пишут конспекты уроков, готовят внеклассные и воспитательные мероприятия, проводят анализ и самоанализ уроков и внеклассных (внеурочных) мероприятий. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:
Критерии оценки результатов педагогической практики студентов 4 курса Оценка «отлично» ставится, если студент:
Оценка «хорошо» ставится, если студент:
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый анализ специальность... Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения | Программа дисциплины «Римское право» по специальности 030501 Юриспруденция... Умк разработан старшим преподавателем кафедры Государственно-правовых дисциплин Дроздовым Иваном Александровичем | ||
Отчёт о прохождении педагогической практики студентами 4 кура историко-филологического... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращённая) на базе среднего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине гражданское право (часть... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | ||
Курс лекций по предпринимательскому праву Тема предмет, метод и принципы российского Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Учебно-методический комплекс по дисциплине уголовное право (Особенная... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине правовые системы мира... Заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования форма обучения 9 | Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине правовая статистика специальность... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) очно-заочная (вечерняя) на базе спо | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:... Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине методологические основы... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная | Очная форма обучения Заочная форма обучения Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине имиджеология специальность... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | «Культурология» ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине судебная психиатрия Специальность... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе высшего профессионального образования, очно-заочная (вечерняя) сокращенная... | Расписание учебных занятий курганский филиал Региональный факультет... |