1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Целью изучения дисциплины «Технологии обеспечения здорового образа жизни» является подготовка будущих социальных работников по направлению 040100.62 бакалавр социальной работы к консультированию граждан по вопросам организации досуга и здорового образа жизни.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. В условиях, когда возможности медицины в вопросах здоровья стали ограничены, ориентация на здоровый образ жизни и внимание к собственному здоровью являются естественными факторами, способными увеличить не только общую продолжительность человека, но и период его физической и интеллектуальной активности. Предмет данной дисциплины – здоровый образ жизни, его составляющие, его виды, сущность и значения для человека.
Целью преподаваемой дисциплины является формирование следующих компетенций:
Общекультурные – ОК-2 (уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь), ОК-16 (владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности).
Профессиональные – ПК-4 (быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам; ПК-19 (быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений);
1.2 Задачи изучения дисциплины - формирование представлений о здоровом образе жизни, его сущности и значении в жизни каждого человека;
- формирование сознательного отношения к своему здоровью и позитивной мотивации к выбору активных форм досуга;
- формирование критического отношения к вредным привычкам;
- приобщение студентов к культурным формам досуга и спорту. 1.3 Межпредметная связь Курс «Технологии обеспечения здорового образа жизни» относится к вариативной части естественнонаучного цикла. Изучение данного курса позволит студентам получить представление о здоровом образе жизни, его видах и составляющих компонентах. Кроме того, программа курса предполагает изучение социальной обусловленности негативных ориентаций населения в вопросах здоровья и их последствий.
Для освоения курса «Технологии обеспечения здорового жизни» не требуется специальной подготовки по другим дисциплинам. Курс «Технологии обеспечения здорового жизни» рекомендуется к изучению до преподавания дисциплины «Социальной работы с молодежью». 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего
зачетных единиц
(часов)
| Семестр
|
4
|
|
|
| Общая трудоемкость дисциплины
| 2(72)
| 2(72)
|
|
|
| Аудиторные занятия:
| 1(36)
| 1(36)
|
|
|
| лекции
| 0(0)
| 0(0)
|
|
|
| практические занятия (ПЗ)
| 0
| 0
|
|
|
| семинарские занятия (СЗ)
| 1(36)
| 1(36)
|
|
|
| лабораторные работы (ЛР)
| 0
| 0
|
|
|
| другие виды аудиторных занятий
| 0
| 0
|
|
|
| промежуточный контроль
| 0
| 0
|
|
|
| Самостоятельная работа:
| 1(36)
| 1(36)
|
|
|
| изучение теоретического курса (ТО)
| 0,5(18)
| 0,5(18)
|
|
|
| курсовой проект (работа):
| 0
| 0
|
|
|
| расчетно-графические задания (РГЗ)
| 0
| 0
|
|
|
| реферат
| 0
| 0
|
|
|
| задачи
| 0
| 0
|
|
|
| задания
| 0
| 0
|
|
|
| другие виды самостоятельной работы
| 0,5(18)
| 0,5(18)
|
|
|
| Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)
|
| Зачет
|
|
|
|
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
(тематический план занятий)
№
п/п
| Модули и разделы дисциплины
| Лекции
зачетных единиц
(часов)
| ПЗ или СЗ
зачетных единиц
(часов)
| ЛР
зачетных единиц
(часов)
| Самостоятельная работа зачетных единиц
(часов)
| Реализуемые компетенции
|
| Модуль I Теоретические основы изучения здорового образа жизни
Раздел 1. Теоретические основы здорового образа жизни
|
0 0
|
0,22(8) 0,22(8)
|
0 0
|
0,22(8) 0,22(8)
|
ОК-2, ПК-19
| 2.
| Модуль II Проблемы здоровья в современном обществе
Раздел 2. Основные проблемы здоровья в современном обществе
|
0 0
|
0,44(16) 0,44(16)
|
0 0
|
0,44(16) 0,44(16)
|
ОК-2, ОК-16, ПК-19
| 3.
| Модуль III Культурные формы досуга молодежи
Раздел 3. Досуг молодежи: основные виды и формы
| 0 0
| 0,33(12) 0,33(12)
| 0 0
| 0,33(12) 0,33(12)
| ОК-2, ОК-16,
ПК-4
ПК-19
|
Семинарские занятия
Перечень тем семинарских занятий и их объем.
№
п/п
| № раздела
дисциплины
| Наименование практических занятий, объем в часах
| 1
| 1
| Тема 1. Здоровый образ жизни и его ценность – 4 часа.
| 2
| 1
| Тема 2. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни – 4 часа.
| 3
| 2
| Тема 3. Табакокурение: характеристика и последствия – 4 часа.
| 4
| 2
| Тема 4. Алкоголизм: характеристика и последствия – 4 часа.
| 5
| 2
| Тема 5. Гиподинамия: характеристика и последствия – 4 часа.
| 6
| 2
| Тема 6. Проблемы сексуального воспитания молодежи – 4 часа.
| 7
| 3
| Тема 7. Организация спортивного досуга – 4 часа.
| 8
| 3
| Тема 8. Организация культурного досуга – 4 часа.
| 9
| 3
| Тема 9. Информационные технологии консультирования граждан по вопросам организации досуга – 4 часа.
|
Содержание семинарских занятий Модуль I Теоретические основы изучения здорового образа жизни
Раздел 1. Теоретические основы здорового образа жизни
Тема 1. Здоровый образ жизни и его ценность
Понятие «здоровья». Виды здоровья: физическое, психическое, нравственное. Здоровый образ жизни как основа профилактики заболеваний (хронических, неинфекционных, инфекционных, психосоциальных). Тема 2. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни
Режим труда и отдыха; организация сна; режим питания; организация двигательной активности; выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания. Стереотипы поведения современной молодежи и их роль в формировании здоровья. Определение досуга и свободного времени. Модуль II Проблемы здоровья в современном обществе
Раздел 2. Основные проблемы здоровья в современном обществе
Тема 3. Табакокурение: характеристика и последствия
История курения в мире и в России. Разновидности табака (сигареты, сигары, кальян): характеристика и вред от употребления.
Оценка курения как фактора риска развития заболеваний.
Социальные и медицинские последствия табакокурения. Тема 4. Алкоголизм: характеристика и последствия
Факторы формирования алкогольной зависимости.
Алкогольное просвещение как основа здоровьесберегающего образа жизни. Социальные последствия алкоголизма. Тема 5. Гиподинамия: характеристика и последствия
Понятие о гиподинамии. Источники гиподинамии. Социальные последствия гиподинамии. Профилактика гиподинамии – физическая активность как основа здорового образа жизни. Тема 6. Проблемы сексуального воспитания молодежи
Понятие сексуального здоровья. Профилактика сексуальных дисгармоний и консультирование как способ предотвращения возможных последствий. Сексуальное просвещение как основа здорового образа жизни.
Модуль III Культурные формы досуга молодежи
Раздел 3. Досуг молодежи: основные виды и формы
Тема 7. Организация спортивного досуга
Спортивные предпочтения досуга молодежи. Физическая культура в условиях повседневного быта. Использование средств физической культуры при организации полноценного отдыха и досуга. Основные виды спортивного досуга. Использование информационных технологий при организации спортивного досуга. Тема 8. Организация культурного досуга
История и теория досуга. Досуг как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей. Культурно-досуговая деятельность. Основные виды культурного досуга. Организация досуга за рубежом. Использование информационных технологий при организации культурного досуга.
|