Скачать 76.55 Kb.
|
Доклад заместителя руководителя Департамента образования города Москвы М.Е.Умрихиной на городской научно-практической конференции «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде» 16 сентября 2009 года Уважаемые участники конференции! Затяжной социально-экономический кризис, отказ от традиционных духовно-нравственных ценностей, популяризация в обществе радикальных, в том числе религиозных, воззрений спровоцировал рост проявлений экстремизма и ксенофобии на национальной и религиозной почве, внедрение в общественное сознание радикальных (в т.ч. религиозных) воззрений и их террористических проявлений, неконтролируемой миграции и неблагоприятной информационной среды. По данным Московского комитета межрегиональных связей и национальной политики около 62% жителей Москвы неприязненно относятся к приезжим, поскольку те нарушают традиции и нормы поведения, сложившиеся в столице. Возрастной диапазон экстремистки настроенных детско-подростковых и молодежных группировок колеблется от 12-13 до 30 лет, вместе с тем наибольшую криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18 лет. За 1 полугодие 2009 года в ОВД г. Москвы доставлено более 70 обучающихся школ, являющихся членами неформальных молодежных организаций. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный показатель снизился на 30 %. Тревогу вызывает продуманность, жестокий умысел и организация таких преступлений. Так, из 11 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии на почве национальной неприязни в 2009 году было 4 убийства. Группировки экстремистки настроенной молодежи имеются во всех крупных городах и становятся все более многочисленными, организованными и политизированными. Экстремистские и ксенофобские настроения среди несовершеннолетних характеризуются полярностью – от «мягких» форм ксенофобии до жестких агрессивно-расистских. Более того, подобные взгляды в последнее время становятся не только формой протеста, характерного для данного подросткового и юношеского возраста, но и в определенной степени специфической чертой молодежной субкультуры. В современных условиях проблема совершенствования деятельности образовательных учреждений в области профилактики экстремизма, ксенофобии и национализма среди обучающихся становится наиболее актуальной. При этом отмечается дефицит комплексных теоретических и прикладных исследований в области проблем профилактики и превенции преступлений данного вида. В действующих городских целевых программах, таких как «Столица многонациональной России», «Молодежь Москвы», «Столичное образование–5», в Плане мероприятий по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений и др. предусмотрены мероприятия по профилактике ксенофобии и экстремистских проявлений в подростковой и молодежной среде, такие как:
Вместе с тем, анализ работы образовательных учреждений в направлении профилактики ксенофобии и экстремизма выявил ряд проблем, решение которых связано с необходимостью переосмыслением системы работы среди обучающихся и воспитанников в данной области. В частности, акции и мероприятия предполагают лишь поверхностную осведомленность обучающихся в культуре и традициях народов, их быте и нормах жизни. Необходимо развивать индивидуальную, адресную работу с несовершеннолетними на всех ведомственных уровнях.
В развитие темы социально-психологического и научно-методического сопровождения педагогических кадров, хотелось бы напомнить случаи с участием взрослых, которые имели широкий общественный резонанс, и СМИ приписывали им национальную и этническую окраску: - драка между членами команд после смотра-конкурса военно-патриотических клубов, в результате которой 14 несовершеннолетних получили телесные повреждения. (Юго-Восточное окружное управление образования, ЦО № 1804 и ЦО № 488). - конфликт в школе с углубленным изучением английского языка между педагогом и обучающимся, в результате которого родители были вынуждены забрать сына (а заодно и младшую дочь) из школы и уехать в Баку на место постоянного жительства. По факту совершенных преступлений (телесные повреждения, оскорбления) педагог была признана виновной. (Юго-Западное окружное управление образования, ЦО № 1264). Во всех вышеназванных конфликтах с участием подростков различных национальностей, фигурируют взрослые, которые вместо использования мирных форм прояснения ситуации и разрешения конфликта, демонстрировали роль «агрессора». А эта роль при сложившихся обстоятельствах получала национальную окраску. Возможно, нашим педагогам не хватает знаний в области конфликтологии, умений применять специальные техники по успешному разрешению конфликтных ситуаций. Для решения этой задачи мы видим большой потенциал в школьных психологических службах, центрах психолого-медико-социального сопровождения, окружных методических центрах, высших учебных заведениях системы Департамента образования, реализующих программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров. Органы исполнительной власти города Москвы в рамках своих компетенций и полномочий, а также действующих городских целевых межведомственных программ, о которых я упоминала выше, предпринимают комплексные меры по поддержанию социальной стабильности в сфере межэтнических отношений, профилактики экстремизма. 8 сентября 2009 года принято постановление Правительства Москвы № 945-ПП «О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы». Перед Департаментом образования и образовательными учреждениями системы определены задачи - активизации деятельности органов ученического самоуправления по формированию среди обучающихся идей межнационального согласия и гражданской солидарности, с использованием потенциала школьных служб примирения, работа которых направлена на профилактику конфликтов; - организации на регулярной основе уроков интернационального воспитания в образовательных учреждениях; обучения педагогических работников по вопросам интернационального воспитания. - разработке мер по профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма среди обучающихся с привлечением общественных организаций, Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Путь к развитию у детей толерантности состоит в повышении их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию; снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров. Важно учить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека. В 2009-2010 учебном году предусмотрено включить во все учебные программы курсов повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных учреждений обязательного модуля по вопросам поликультурного образования, воспитания гражданского самосознания, методики социокультурной адаптации мигрантов. Подобные модули разрабатываются специалистами кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования. Воспитать у учащихся понимание того, что московское и российское общество составляют граждане различных мировоззрений, этнических и культурных традиций и особенностей сформировать у них толерантное отношение к людям иной национальности и вероисповедания – приоритетная задача столичного образования. Эти, ставшие уже традиционными формы работы, знакомят ребят с культурой и традициями иных народов, помогают воспитать чувство уважения и бережного отношения к истории человечества. 12 июня, в первые, в Москве на Воробьевых горах совместно с фондом «Ноосфера» мы провели городской фестиваль «Команда «Толерантность», участниками которого стали более 5 тысяч человек. Праздник был хорошо воспринят юными москвичами и жителями города, поэтому считаем, что он должен стать традиционным итоговым мероприятием нашей работы за год по формированию толерантности и гражданского самосознания. В развитие этой деятельности 1 сентября в учреждениях образования прошел урок «Мы жители многонациональной столицы!». Проблема ксенофобии в детско-подростковой среде является отражением общих проблем, существующих в обществе. Дети воспринимают отношения и установки взрослых, среди которых, как показывают социологические опросы, достаточно широко распространены негативные взгляды по отношению к мигрантам, людям других национальностей. В связи с этим вопросы ксенофобии, экстремизма, толерантности имеют политический и общесоциальный характер. Одну из определяющих ролей в процессе формирования установок по отношению к «другим» играет семья. Однако образовательные учреждения: школы и, не в последнюю очередь, детские сады занимают значительное место среди факторов, формирующих социальные взгляды, поведение и мировоззрение юного гражданина. Необходима продуманная образовательная и воспитательная политика образовательных учреждений, направленная на сближение детей из разных этнических, религиозных, социальных групп. Для этого необходимо знание их особенностей, учет этих особенностей в работе с детьми, и, в конечном счете – нахождение общих интересов, объединяющих всех этических основ и организация совместной продуктивной творческой деятельности. В свою очередь, это предполагает подготовку учителей, воспитателей, способных вести такую работу как с детьми, так и с их родителями. Сегодня Городская конференция призвана обсудить основные направления деятельности Департамента образования города Москвы, его структурных подразделений и подведомственных образовательных учреждений по профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде, построив их в соответствии с принципами системности, научности, и с учетом требований современной ситуации в столичном мегаполисе. Уважаемые коллеги! Завершить свое выступление я хотела бы словами из обращения Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева к школьникам и студентам 1 сентября: «Современный человек – образованный, с уважением и интересом относящийся к взглядам и убеждениям других людей. Но, кроме необходимых личных качеств, важнейшим условием успеха является мир и порядок в нашем общем доме – России… Не случайно Конституция нашей страны начинается со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле». Благодарю за внимание! |
Программа Международной научно-практической конференции «Инклюзивное... Калина И. И. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы | О V городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения городской научно-практической конференции школьников... | ||
О XVI городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения XVI городской научно-практической конференции... | 25 – 27 апреля 2014 г. Центральный Дом Художника Старт ап, проходивший при поддержке Управления Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития, Департамента... | ||
Положение о I х городской научно-практической конференции школьников Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | Программа VII городской научно-практической конференции молодых педагогических... Место проведения: мау г. Нижневартовска «Центр развития образования» (ул. Мира, 56 Б) | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение Пп «О совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта среди детей и учащейся молодежи города Москвы», с планом... | Доклад посвящен различным вариантам жестокого обращения в детской... В докладе рассматриваетсяистория вопроса и настоящее положение дел с буллингом и моббингом в детской иподростковой среде в развитых... | ||
Программа ХIII городской научно-практической Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | О проведении окружного конкурса Департамента образования города Москвы на 2013/2014 учебный год и на основании программы мероприятий Юго-Западного окружного управления... | ||
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Департамента образования города Москвы от 03. 05. 2007 г. №295/ак. В 2011 году учреждение переименовано в государственное бюджетное... | Вестник ау «Центр мониторинга и развития образования» города Чебоксары февраль 2014 Победители и призеры городской научно-практической конференции обучающихся «Открытия юных» 2014 | ||
Положение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | Программа проведения III городской детской научно-практической конференции... Югры и России, и в соответствии с планом мероприятий управления по делам молодёжи, культуры и спорта Администрации городского поселения... | ||
Приказ №1052 о проведении конкурса «Лучший кабинет Основ безопасности... Навыков безопасности жизнедеятельности», письма заместителя руководителя Департамента образования города Москвы от 21. 11. 2012 №01-08-2314/12,... | Программа региональной научно-практической конференции профилизация... Открытие конференции: выступление представителя департамента образования Владимирской области |