Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины





Скачать 395.2 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации22.02.2015
Размер395.2 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Ф.02. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ

1. Цели и задачи курса

Цель курса - оснащение педагогов-музыкантов знаниями отечественной музыкальной культуры, вооружение студентов знаниями основных этапов развития русской музыкальной культуры, способами анализа явлений музыкального искусства в соответствии с актуальными проблемами современного музыкознания и музыкального образования.

Основными задачами курса являются формирование у студентов:

- знаний о периодизации развития отечественной музыкальной культуры от древнейших времен до ХХ века;

- знаний о соотношении русской музыки с общими закономерностями развития мировой музыкальной культуры, закономерностей стилеобразования в искусстве в целом и в отечественной музыке в частности;

- знаний о формировании системы музыкальных жанров и форм в их исторической эволюции в отечественном искусстве;

- знания музыкального материала изучаемых произведений;

- представлений о жизни и творчестве выдающихся русских композиторов;

- умения анализировать, понимать и объяснять явления в отечественной музыке разных эпох, направлений и стилей.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершении изучения дисциплины студент должен знать:

  • особенности анализа произведений различных жанров. (вокальных, инструментальных, камерных, танцевальных);

  • психологические особенности восприятия и усвоения школьниками различных стилей и направлений;

  • особенности каждого исторического этапа развития музыкального искусства во взаимосвязи с социальными, культурными и идейно-эстетическими воззрениями;

  • изучаемый музыкальный материал на слух;

  • историю развития музыкальной культуры, особенности национальных традиций;

  • фольклорные истоки музыки;

  • специальную литературу в сфере профессиональной деятельности;

  • основные периодизации истории русской народной музыкальной традиции и профессиональной музыки;

  • ведущие стилевые тенденции русского искусства.

В результате изучения названного курса студент должен уметь:

  • дать музыковедческую характеристику той или иной историко-художественной эпохи в развитии отечественной музыки;

  • уметь исполнить на инструменте темы наиболее исторически значимых произведений русской музыки;

  • давать историко-музыковедческий комментарий к музыкальным произведениям отечественных авторов;

  • разбираться в исторической эволюции музыкальных жанров и форм;

  • анализировать, понимать и объяснять явления в музыке разных эпох и направлений;

  • разбираться в индивидуальном стиле композитора;

  • пользоваться профессиональной терминологией;

  • преподавать музыкально-теоретические дисциплины в учреждениях дополнительного образования, используя классические и современные методики.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6

Общая трудоемкость дисциплины

276

143

133

Аудиторные занятия

85

45

40

Лекции

50

30

20

Практические занятия










Семинары

35

15

20

Лабораторные работы










Индивидуальные практические занятия










Самостоятельная работа

191

98

93

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат




+




И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля




зачет

экзамен


4. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС

Курс истории русской музыки призван раскрыть основные этапы развития русской музыкальной культуры. Их соотношение с основными этапами развития музыкальной культуры Западной Европы. Музыкальная культура Древней Руси. Церковная служба как основа профессиональной музыки. Знаменный распев. Барокко в русской музыке. Классицизм и сентиментализм в русской музыке. Развитие светских жанров. Национальная композиторская школа последней трети XVIII века. Русская музыкальная культура XIХ века. Основные периоды, основные стилевые направления. Проблема соотношения классицизма, романтизма и реализма в русской музыке. Расширение круга ведущих жанров. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов. Русская музыкальная культура ХХ века. Основные периоды. Стилевое многообразие, тенденции импрессионизма, символизма, экспрессионизма, неоклассицизма, неофольклоризма. Пересечение различных общих стилевых тенденций в рамках одного индивидуального стиля. Полистилистика. Многообразие жанров, новые жанровые явления. Многообразие систем композиторской техники. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1

Основные этапы развития русской культуры. Их соотношение с основными этапами развития музыкальной культуры Западной Европы

2






2

Музыкальная культура Древней Руси

2

2




3

Церковная служба как основа профессиональной музыки. Знаменный распев

2

1




4

Барокко в русской музыке

2

2




5

Классицизм и сентиментализм в русской музыке. Развитие светских жанров

2

1




6

Национальная композиторская школа последней трети XVIII века

4

1




7

Русская музыкальная культура XIХ века. Основные периоды, основные стилевые направления

2

1




8

Проблема соотношения классицизма, романтизма и реализма в русской музыке

4

2




9

Расширение круга ведущих жанров

4

2




10

Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов

6

3




11

Русская музыкальная культура ХХ века. Основные периоды

2

2




12

Стилевое многообразие, тенденции импрессионизма, символизма, экспрессионизма, неоклассицизма, неофольклоризма

4

4




13

Пересечение различных общих стилевых тенденций в рамках одного индивидуального стиля. Полистилистика

4

4




14

Многообразие жанров, новые жанровые явления

4

4




15

Многообразие систем композиторской техники

2

2




16

Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов XX века

4

4





4.2. Содержание разделов дисциплины

Лекции

Тема 1. Основные этапы развития русской музыкальной культуры. Их соотношение с основными этапами развития музыкальной культуры Западной Европы.

Периодизация истории русской музыки. Сравнительная характеристика с периодизацией истории зарубежной музыки. Особенности периодизации, причины. Установление границ в связи с общественно-социальными преобразованиями.

Тема 2. Музыкальная культура Древней Руси.

Общеславянские истоки русской культуры. Древнейшие формы и инструменты народного музыкального творчества. Праздники древних славян. Жанры музыки Киевской Руси. Скоморошество, глумотворство. Формы народного музыкального творчества.

Тема 3. Церковная служба как основа профессиональной музыки. Знаменный распев.

Музыка христианского культа. Появление светских тенденций в церковной музыке. Особенности новгородского музыкального быта. Колокольные звоны в Новгороде. Идея национального единства в московском музыкальном творчестве, борьба старых и новых музыкальных тенденций. пения.

Тема 4. Барокко в русской музыке.

Возникновение многоголосия. Партесный стиль. Возникновение партесного пения и строчного пения. Ранние формы русского церковного многоголосья. Усовершенствование знаменного письма. Социальные и культурные изменения ХVII века и влияние Запада. Партесный концерт. Стилистика. Композиторы. Особенности партесных концертов. Духовные канты. Торжество новых эстетических принципов. Появление новых видов церковного и светского пения. Влияние петровских реформ на развитие музыкальной культуры.

Тема 5. Классицизм и сентиментализм в русской музыке. Развитие светских жанров.

Влияние западных традиций на развитие музыкальной культуры. Музыка в театре. Школьные драмы. Театр Алексея Михайловича. Зачатки концертной жизни. Зарождение виватных кантов. Петровские ассамблеи, оркестры, крепостные театры и крепостное музицирование. Значение петровских реформ для развития музыкальной культуры.

Тема 6. Национальная композиторская школа последней трети XVIII века.

Указ Анны Иоанновны о приглашении в Россию итальянской оперной группы. Значение творчества Арайи на последующее развитие русской оперы. Литературные произведения русских писателей и влияние их произведений на выбор сюжетов опер русских композиторов. Зарождение национальной композиторской школы в 70-х годах XVIII века. Творческое наследие Е. Фомина, Пашкевича. Появление типа драматургии, композиции первых русских опер в их творчестве. Трактовка хора в первых русских операх.

Тема 7. Русская музыкальная культура XIХ века. Основные периоды, основные стилевые направления.

Причины развития светских жанров в русской музыке. Периодизация XIX века с позиции исторических процессов в русском обществе. Доклассический (доглинковский), классический периоды. Музыкальная культура 60-х, музыкальная культура 80-90-х, музыкальная культура рубежа XIX-XX веков. Стилевые направления: классицизм, сентиментализм, реализм. Претворение их в творчестве Березовского М.С., Бортнянского Д.С., Алябьева А., Верстовского А., Варламова А., Гурилева А., М. Глинки , А. Даргомыжского, О. Козловского. Музыкальные жанры: солдатская песня, цыганские хоры, романс, сонаты, вариации. Хоровой духовный концерт. Концертная жизнь. Гитара. Хоровое искусство. Вокальная лирика.

Тема 8. Проблема соотношения классицизма, романтизма и реализма в русской музыке.

Причины взаимопроникновения направлений в произведениях русских композиторов.

Классические хоровые духовные концерты М.С. Березовского. Влияние барочной манеры письма и классических тенденций в русской музыке начала 19 века. Классицизм и романтизм в творчестве Бортнянского Д.С. Его хоровые духовные концерты. Установление причин такого синтеза. Романтические и реалистические тенденции в вокальной лирике, романсы доглинковского периода: Гурилев, Варламов, Алябьев. Классические романсы М. Глинки. Влияние пушкинской поэзии начала 19 века на возникновение классического романса в творчестве М. Глинки. Новые реалистические тенденции творчества А. Даргомыжского.

Тема 9. Расширение круга ведущих жанров.

Развитие концертной жизни. Симфоническое творчество М. Глинки. Русская опера как пропагандист новой эстетики и новых передовых идей общества. Оперы М. Глинки и их влияние на развитие 2-х основных направлений в русской опере: исторического и сказочно-эпического. А.С. Даргомыжский – последователь М. И. Глинки. Значение его творчества для развития социально-психологической линии в русской опере. Влияние его эстетики на творчество М. Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева. Жанровые разновидности опер после Глинки и Даргомыжского. Эпическая линия в творчестве Бородина и Глазунова. Сказочно-эпическая линия в творчестве Лядова и Римского-Корсакова. Историческая линия в творчестве Римского-Корсакова, Чайковского.

Тема 10. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.

Творчество А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия. Принцип композиции. «Богатырская симфония», стиль. Творчество М. Мусоргского «Борис Годунов». Новаторство. Народная тема в творчестве. Стиль. Творчество Н. Римского-Корсакова. Тема искусства в опере «Снегурочка». Жанровые разновидности его опер. Стиль. Оперное творчество П.И. Чайковского. Философская значимость музыкальных образов Чайковского. Создание нового типа оперы. Симфоническая природа мышления, трагизм мировосприятия. Национальность музыки композитора, связи с западной музыкой. Всемирное значение его оперной музыки. Хоровое творчество на примере кантаты «К радости». А.К. Лядов. Новизна и своеобразие музыкального языка. Миниатюры в симфонической музыке Лядова. «Кикимора». Стиль А.К. Глазунова на примере 5-ой симфонии как яркого произведения героико-эпической линии в русской музыке. С.В. Рахманинов. Творческий портрет. Темы, идеи творчества. Колокольность на примере 2-го концерта для фортепиано с оркестром. Использование знаменного распева во «Всенощном бдении».

Новизна творческих задач в музыке А.Н. Скрябина. Фортепианная и симфоническая музыка. Связи с творчеством западных композиторов. Всечеловеческие масштабы изображения тончайших нюансов внутренней жизни. Тема природы. Новизна творческих приемов. Скрябин – исполнитель.

Связи творчества И.Ф. Стравинского с новейшими явлениями искусства. Модернистские тенденции. Влияние Стравинского на музыку XX века. Стремление к музыкально – сценическим искусствам. Влияние древнерусского искусства. Балетные произведения Стравинского.

Тема 11. Русская музыкальная культура ХХ века. Основные периоды.

Возникновение различных течений в искусстве. Модернизм, урбанизм, микрохроматика. Периодизация советской музыки ( муз. культура 10-х, музыкальная культура 20—30-х, 40-50-х, 60-80-х годов).

Тема 12. Стилевое многообразие, тенденции импрессионизма, символизма, экспрессионизма, неоклассицизма, неофольклоризма.

Импрессионизм в творчестве С. Прокофьева 10-х годов. «Мимолетности». Символизм в творчестве Н.Я. Мясковского 10-20-х годов. 6-ая симфония. Экспрессионизм в музыкальном театре Прокофьева и Шостаковича. «Нос», «Катерина Измайлова», «Огненный ангел». Апофеоз метода советского реализма в 40-60-х годах. Неофольклоризм 60-х годов. Г. Свиридов «Курские песни». Р. Щедрин 1-й фортепианный концерт. Авангардизм в творчестве С. Губайдуллиной, Э. Денисова, А. Шнитке, Г. Уствольской.

Тема 13. Пересечение различных общих стилевых тенденций в рамках одного индивидуального стиля. Полистилистика.

Эволюция стиля в симфониях С. Прокофьева. Полистилистичность С. Прокофьева в 10-20-е годы. Сравнительная характеристика творчества Д. Шостаковича в музыкальном театре на примере двух его опер. Творчество Г. Свиридова. Традиции и современность. Жанровое разнообразие вокальных произведений. Использование принципа песенности, декламационности, фольклора в его

кантато-ораториальных произведениях.

Тема 14. Многообразие жанров, новые жанровые явления.

Условия возникновения различных жанров советской музыки. Влияние идеологии. Метод советского реализма. Появление новых жанровых явлений с целью обновления музыкального языка. Поиск новых приемов выразительности с помощью музыки.

Тема 15. Многообразие систем композиторской техники.

Появление различных систем композиторской техники. Влияние Запада на развитие нового музыкального языка. Серийная техника как возможность выхода за рамки советской идеологии и метода советского реализма. Возникновение идеи «музыка не для всех». Интеллектуальная музыка. Обнищание содержательности музыкальных произведений. Развитие электронной музыки. Метод композиторского мышления Э. Денисова.

Тема 16. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов XX века.

Д.Д. Шостакович - музыкальный гений XX века. Многообразие тем, сюжетов, образов. Гражданственность, патриотизм и мощь музыкальных образов. Трагедийность содержания. Традиции и новаторство. Тема блокадного Ленинграда и борьбы с фашизмом. Симфоническое и оперное творчество. Модернистские тенденции. Инструментальная музыка. Музыка для кино.

А.И. Хачатурян. Патриотизм и народность музыки композитора. Романтизм и импровизационность творчества. Песенно-танцевальное начало в музыке. Балеты. Симфоническая музыка.

Д.Б. Кабалевский. Жанровое разнообразие творчества. Гражданская и молодежная тематика. Связь с бытовой и народной музыкой, массовой песней. Педагогическая деятельность.

Т.Н. Хренников. Современность содержания его произведений. Песенно-романсовая музыка. Опера «В бурю». Концертно-симфоническое творчество.

Г.В. Свиридов. Тема Родины в творчестве. Русский песенный склад, демократизм и ясность музыкального языка. Вокальные циклы. Кантаты и оратории.

Р.К. Щедрин. Современность музыки Щедрина. Новизна, оригинальность стиля. Преломление направления «новой фольклорной волны» в 1-ом фортепианном концерте, «Озорных частушках», в опере «Не только любовь». Балет «Анна Каренина». Современная транскрипция оперы Ж. Бизе в балете «Кармен-сюита».

А. Шнитке. Современные западные течения в творчестве. Концерт «Нарекаци».

С. Губайдуллина, Э. Денисов — композиторы новой эпохи. Неординарность музыкального языка. Традиции и современность в музыке. Влияние на русскую и мировую культуру.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Знание видов однородных и смешанных ансамблей и тембровой характеристики инструментов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск