Скачать 445.54 Kb.
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Здоровьесберегающие технологии в современной школеТ.Л. Яцышена, к.м.н., доцент ВолГМУ За последние годы в РФ имеет место значительное ухудшение показателей физического развития и полового созревания среди детей и подростков, также продолжают увеличиваться распространенность хронических заболеваний и функциональных отклонений. За прошедшее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, до 40 % выросла частота выявляемых отклонений опорно-двигательного аппарата; почти на 20% возросла частота выявляемых функциональных нарушений и хронических болезней. К моменту окончания школы количество здоровых детей уменьшается в 4-5 раз, вследствие чего до 45% выпускников имеют те или иные ограничения в выборе профессии. Таким образом, назрела насущная необходимость систематической оздоровительной работы с детьми и подростками. На базе МОУ СОШ № 43 г. Волгограда на протяжении 10 лет реализуется комплексная программа, направленная на формирование и сохранение здоровья школьников. Работа осуществляется в нескольких направлениях: медико-педагогическом, диагностическом, коррекционном, оздоровительном, санитарно-просветительском. С целью формирования приоритетности здоровья и осознанной направленности на здоровый образ жизни, для педагогов, родителей и учащихся, с самых первых дней пребывания ребенка в школе и на протяжении всех лет обучения регулярно проводятся циклы лекций, бесед, уроки здоровья; осуществляется мониторинг физического развития, психологического состояния и здоровья учащихся на различных этапах обучения, реализуются расширенные программы двигательной активности. С целью контроля за условиями обучения при участии профессорско-преподавательского состава Волгоградского медицинского университета и с привлечением студентов старших курсов осуществляется комплексное обследование учебного заведения, включая санитарно-гигиеническую оценку пришкольного участка, школьного здания, включая рекреации, учебные кабинеты и классы начальной школы, физкультурного зала, а также физиолого-гигиеническую оценку организации обучения. Осуществляется гигиенический контроль и анализ учебного расписания, уроков физического воспитания, выборочных уроков в начальной школе. По результатам исследования разработаны конкретные рекомендации. На базе медико-психолого-педагогического Центра осуществляются диагностический и врачебно-консультативный этапы работы. Вместе с тем, в последние годы в научных кругах, все более широкое распространение получает точка зрения, что важнейшим фактором здоровьесбережения является отношение учащихся к своему здоровью. В течение нескольких последних лет в школе особое внимание уделяется формированию потребности и навыков совершенствования физического и психического здоровья у самих школьников и, особенно, у учащихся среднего и старшего школьного возраста. Для этой цели в школе используются возможности дополнительного образования и разнообразные формы активной исследовательской деятельности учащихся. Так, в течение 2007-2008 учебного года на базе школы работала секция научного общества учащихся детско-юношеского центра г.Волгограда «Здоровый образ жизни». В рамках работы данной секции учащиеся имели возможность получить и существенно расширить как теоретические знания о здоровье и факторах его формирующих, так и практические навыки самосохранительного поведения. Теоретические и практические занятия осуществлялись в соответствие с утвержденной авторской программой к.м.н., доцента Т.Л. Яцышеной. В процессе занятий использовались разнообразные технологии (лекции, семинары, практические занятия, круглые столы, подготовка и представление участниками результатов научно-исследовательской работы), широко применялись современные технические средства обучения (ПК, мультимедийные проекторы, теле- и видеоприставки), а также специально созданные учебно-методические материалы (комплекты ситуационных задач, компьютерные презентации, видеофильмы и др.). С целью обеспечения возможности дальнейшего саморазвития и самореализации учащимся была предложена разнообразная тематика исследовательских работ по здоровьесбережению и здоровому образу жизни, начиная с вопросов питания, физической активности и закаливания до профилактики разнообразных вредных привычек и зависимостей. Все это способствовало расширению знаний и практических навыков подростков и, в конечном счете, было направлено на формирование осознанного стиля поведения, соответствующего здоровому образу жизни. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в школе при активном участии администрации образовательного учреждения, научных руководителей, педагогов и самих учащихся создан и активно реализуется комплексный системный подход в решении вопросов здоровьесбережения. Однако, у коллектива есть дальнейшие планы по его развитию, расширению и совершенствованию. Так ждет своего разрешения идея по созданию культурно-оздоровительного Центра на базе школы, для чего необходимо привлечение широкого круга социальных партнеров, включая представителей спортивных и оздоровительных клубов, научной и культурной общественности, активного вовлечения в этот процесс родителей и самих учащихся. Кроме того, конечно же, необходим систематический и последовательный мониторинг эффективности проделанной работы. Все это должно повысить возможности и эффективность работы здоровьесберегающей системы в целом. |
Концепция деятельности ресурсного центра «система здоровьесберегающей... Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую... | Моделирование здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | ||
Отчет о результатах самообследования краевого государственного бюджетного... Целью самообследования является определение готовности образовательного учреждения к процедуре аккредитации. Самообследование проводится... | Отчет по самообследованию муниципального бюджетного образовательного учреждения Нормативное правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения | ||
План здоровьесберегающей деятельности в гимназии №33 (План работы... Цель: формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в гимназии | Комиссии по государственной аккредитации краевого государственного... Красноярска (далее – Лицей) федеральным государственным образовательным стандартам, экспертиза показателей деятельности образовательного... | ||
2. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение... | Программа проведения регионального семинара: «Управленческое содействие... Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Доклад о деятельности коллектива автономного муниципального дошкольного... Образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений... | Публичный отчет о деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения Акты, определяющие статус структурных подразделений общеобразовательного учреждения и конкретизирующие права и обязанности участников... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пропаганда передового педагогического опыта в аспекте сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного пространства. Повышение... | Публичный доклад о деятельности Муниципального казенного образовательного... Об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-технологическом... | ||
Публичный доклад о деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №3 ст. Павловской | Мониторинг степени удовлетворённости участников образовательного... Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость участников образовательного процесса его различными сторонами... | ||
Доклад о работе муниципального бюджетного образовательного учреждения... Анализ экспериментальной и инновационной деятельности образовательного учреждения за 2012-2013 учебный год | Публичный отчет муниципального автономного образовательного учреждения... Цель деятельности учреждения, особенности организации образовательного процесса маоу дод цдт «Юность» |