Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам)





Скачать 193.06 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам)
Дата публикации28.02.2015
Размер193.06 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Министерство культуры Калужской области
ГБОУ СПО КО «Калужский областной колледж культуры и искусств»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ»


для специальности СПО 071501 Народное художественное творчество (по видам)

Калуга, 2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 071501 Народное художественное творчество (по виду Хореографическое творчество)
Организация-разработчик: ГБОУ СПО КО «Калужский областной колледж культуры и искусств»
Разработчики: Суркова Полина Вячеславовна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.


Одобрена Методическим советом ГБОУ СПО КО «Калужский областной колледж культуры и искусств»

Протокол № от

Председатель Методического совета

_________________

Составлена в соответствии с Базисным учебным планом специальности 071501 Народное художественное творчество (по видам) и ФГОС СПО


Зам. директора по НМР

____________Суркова П.В.

« »________________2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ






4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



5
  1. условия реализации программы учебной дисциплины



11
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



13



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ»
1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 071501 Народное художественное творчество (по видам).
Программа учебной дисциплины может быть использована для специальностей СПО творческой направленности. Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу творческого характера.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в междисциплинарный курс Хореографическая подготовка (МДК 01.02) профессионального модуля «Художественно-творческая деятельность» (ПМ 01)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Основы музыкальных знаний» обучающийся должен уметь:

  • работать с музыкальным материалом;

  • понимать особенности музыкального языка произведения;

  • в общих чертах разбираться в музыкальном произведении;

  • определять характер и образный строй музыкального произведения;

  • разбираться в структуре музыкального произведения;

  • формировать запас слуховых музыкальных впечатлений.

знать:

  • основы музыкальной грамоты;

  • специфическую музыкальную терминологию в необходимом объеме;

  • основные музыкальные стили и эпохи;

  • основные виды музыкальных форм;

  • основные музыкальные жанры;

  • фамилии выдающихся композиторов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:




контрольные работы

2

курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:




самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

-

Итоговая аттестация в форме контрольной работы


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы музыкальных знаний».




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Музыкальная грамота




34/26




Тема 1.1. Звук и его свойства

Звук и его свойства. Понятия высоты, длительности, громкости и тембра звука. Его физические свойства.


2

1

Тема 1.2. Ноты. Знаки альтерации.

Ноты. Октавы. Правописание нот 1-й и 2-й октав. Регистр. Ключи. Понятие тона и полутона. Знаки альтерации. Правила их правописания.



2


1

Самостоятельная работа обучающихся: письменные упражнения на правописание нот, ключей и знаков альтерации.


1

Тема 1.3. Длительность. Пауза.

Длительность. Правописание длительностей. Пауза. Знаки увеличения длительности


2


1

Самостоятельная работа обучающихся: письменные упражнения на правописание длительностей и пауз.


1

Тема 1.4. Метроритм.

Метроритм. Понятия акцента, доли, метра. Виды метров. Понятие ритма. Виды ритмов. Понятие размера. Классификация размеров. Переменный метр. Понятие синкопы.



4


1

Самостоятельная работа обучающихся: тактирование музыкальных примеров в разных размерах, написание ритмического диктанта по памяти.


1

Тема 1.5. Темп. Динамика.

Темп. Итальянские обозначения основных темпов. Динамика. Характеристика динамических оттенков.



4


1

Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров из музыкальной литературы на разные темпы.


1

Тема 1.6. Интервалы.

Интервалы. Понятие тоновой и ступеневой величины интервала. Названия интервалов. Их виды. Понятие обращения интервалов.



2


1

Самостоятельная работа обучающихся: письменные упражнения на построение интервалов


1

Тема 1.7. Аккорды.

Аккорды. Определение аккорда. Виды аккордов. Трезвучия и их виды. Понятие обращения трезвучий. Понятие септаккорда. Обращения септаккордов.



2


1

Самостоятельная работа обучающихся: письменные упражнения на построение аккордов.



1

Тема 1.8. Лад и тональность.

Лад и тональность. Понятие устойчивости и неустойчивости. Понятие тяготения и разрешения.



2

1

Тема 1.9. Мажор и минор.

Мажор и минор. Интервальное строение мажора и минора. Виды мажора и минора. Тональности мажора и минора.



2


2

Самостоятельная работа обучающихся: определение тональностей в примерах из музыкальной литературы.


1

Тема 1.10. Лады народной музыки

Лады народной музыки. Семиступенные лады. Пентатоника. Параллельно-переменный лад.



4


2

Самостоятельная работа обучающихся: определение ладов в предложенных примерах из музыкальной литературы.


1

Раздел 2. Музыкальная форма




9/8




Тема 2.1. Вопросы расчлененности.

Вопросы расчлененности. Понятие цезуры. Формообразующее значение мелодии. Кульминация.


1

1

Тема 2.2. Период, предложение, фраза.


Период, предложение, фраза. Их взаимодействие.


1


1

Тема 2.3. Двухчастная форма.


Двухчастная форма. Буквенная схема. Примеры в музыке


1


1

Тема 2.4. Трехчастная форма, простая и сложная.


Трехчастная форма, простая и сложная. Их различие. Буквенная схема. Примеры в музыке


2


1

Тема 2.5. Форма рондо.


Форма рондо. Значение рефрена и эпизодов. Буквенная схема. Примеры в музыке.




1

1

Тема 2.6. Вариационная форма.


Вариационная форма. Особенности структуры. Буквенная схема. Примеры в музыке.



1

1

Тема 2.7. Сонатная форма.


Сонатная форма. Общая характеристика. Примеры в музыке.



1


1

Самостоятельная работа обучающихся: определять формы примеров из музыкальной литературы

1

Раздел 3. Музыкальные жанры




65/44




Тема 3.1. Музыкальные жанры и формы.

Музыкальные жанры и формы. Понятие жанра. Древнейшие жанры, история их возникновения на заре развития человеческого общества.

2

2

Тема 3.2. Основные элементы выразительности.

Основные элементы музыкальной выразительности: мелодия, метроритм, гармония и ладо-тональность, форма. Понятие темы, лейтмотива. Основные способы развития музыкальной мысли.



2

1

Самостоятельная работа обучающихся: определить элементы музыкальной выразительности в примерах из музыкальной литературы


1

Тема 3.3. Вокальные жанры. Песня.

Вокальные музыкальные жанры. Песня. Основные особенности ее музыки и текста. Ее жанровые разновидности.



2

2

Самостоятельная работа обучающихся: подобрать примеры песен различных жанров.


1

Тема 3.4. Романс.

Романс. Происхождение термина. Его музыкально-поэтические особенности. Жанровые разновидности романса.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать романсы зарубежных и русских композиторов


1

Тема 3.5. Цикл романсов.

Цикл романсов. Единство и целостность композиции. Объединяющие факторы. Ф.Шуберт «Прекрасная мельничиха».


2

1

Тема 3.6. Опера.

Опера как сложный синтетический жанр. Особенности оперы как музыкально-драматического произведения. Оперные жанры. Основные оперные формы:

  1. Вокальные оперные формы (ария, ариозо, ариетта, каватина, речитатив, ансамбль, хоровая сцена).

  2. Инструментальные оперные формы (увертюра, антракты, танцы, симфонические картины). А.П.Бородин «Князь Игорь».




6

2

Самостоятельная работа обучающихся: посмотреть в видеозаписи оперу Ж.Бизе «Кармен»


3




Тема 3.7. Кантата. Оратория.

Кантата. Ее специфические особенности. Сравнение с оперой. Основное содержание кантат. С.С.Прокофьев «Александр Невский». Оратория. Сравнение с оперой и кантатой. Основное содержание ораторий.


2

1

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать «Патетическую ораторию» Г.В.Свиридова


1

Тема 3.8. Месса. Реквием.

Реквием, месса. Их отличие в содержательном и композиционном плане. В.А.Моцарт «Реквием».


2

1

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать «Реквием» Дж.Верди



1

Тема 3.9. Инструментальные жанры. Пьеса

Инструментальные жанры. Пьеса. Тематика и музыкальный язык пьес. Пьесы Э.Грига.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать пьесы С.С.Прокофьева


1

Тема 3.10. Цикл пьес.

Цикл пьес. Его композиция. Объединяющие моменты. П.И.Чайковский «Времена года».


2

2

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.


1

Тема 3.11. Характерная пьеса.

Характерная пьеса с национальной окраской как разновидность общепринятых жанров. Ф.Лист Рапсодия №2.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать «Цыганские напевы» П.Сарасате.


1

Тема 3.12. Танец. Танцевальная музыка.

Танец. Танцевальная музыка. Марш. Ф.Шопен Танцы.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать «Венгерские танцы» И.Брамса и «Славянские танцы» А.Дворжака


1

Тема 3.13. Старинная танцевальная сюита.

Старинная танцевальная сюита. Ее композиция. Эволюция старинной танцевальной сюиты. Постепенное утрачивание танцевального характера. И.С.Бах Английские сюиты.


2

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить рефераты по творчеству композиторов.


2

Тема 3.14. Соната.

Соната. Композиция сонатного цикла. Особенности сонаты на разных этапах развития. Л.Бетховен Сонаты №8 и №14.


2

1

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать сонаты В.А.Моцарта.


1

Тема 3.15. Камерный ансамбль.

Камерный ансамбль. Разновидности камерных ансамблей. Основной круг образов. П.И.Чайковский Фортепианное трио «Памяти великого художника».


2

1

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать квартет «Форель» Ф.Шуберта.


1

Тема 3.16. Концерт.

Концерт. Особенности композиции концерта. Виртуозность как один из главных факторов. Э.Григ Фортепианный концерт ля-минор.


2

1

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать 1-й концерт для фортепиано П.И.Чайковского


1

Тема 3.17. Симфония.

Симфония. Композиция и драматургия симфонического цикла. Эволюция симфонии в различных стилистических условиях (классическая, романтическая, русская и советская симфония). Л.Бетховен Симфония №5.



2

1

Самостоятельная работа обучающихся: прослушать Симфонию №6 П.И.Чайковского.



1

Тема 3.18. Балет.

Балет. Взаимодействие музыки хореографии и драматургии. Значение симфонизации балета. А.И.Хачатурян Балет «Спартак».


4

2

Самостоятельная работа обучающихся: посмотреть в видеозаписи балет П.И.Чайковского «Щелкунчик»


3

Тема 3.19. Обобщение знаний


Контрольная работа

2




Примерная тематика курсовой работы (не предусмотрена)








Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (не предусмотрена)








Всего:

108/78





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, доска учебная, портреты композиторов, схемы музыкальных форм, наглядный материал по Разделу 1. Музыкальная грамота.

Технические средства обучения: DVD-плеер для прослушивания аудиоматериала и просмотра видеоматериала, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, колонки усиления.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Русская музыкальная литература. – Вып. 1. / сост. Э.Л.Фрид. – Л.: Музыка, 1974.

  2. Русская музыкальная литература. – Вып.2. / сост. Э.Л.Фрид. – Л.: Музыка,1975.

  3. Русская музыкальная литература. – Вып.3. / сост. Э.Л.Фрид. – Л.: Музыка. 1976.

  4. Русская музыкальная литература, - Вып.4. / сост. Э.Л.Фрид. – Л.: Музыка, 1977.

  5. Советская музыкальная литература. Под ред. Риттих М. – Вып 1. – изд. 4\М.Риттих. – М.: Музыка, 1977.

  6. Способин И.С. «Элементарная теория музыки» / И.С.Способин. – М., 1979 г.

  7. http://www.medien.ru/muzykalnaya-literatura

  8. http://musike.ru/


Дополнительные источники:

  1. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка /В.А.Васина-Гросман – М.: Музыка

  2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов / С.Газарян. – М.: «Просвещение», 1989.

  3. Друскин М. Иоганн Себастьян Бах / М. Друскин. – М.: Музыка, 1982.

  4. Левашева О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества / О.Левашева. – М.: Музыка, 1975.

  5. Лукьянова Н.В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Н.В.Лукьянова. – М.: Музыка, 1980.

  6. Музыкальная литература зарубежных стран. – Вып 1. / сост. В.Галацкая. – М.: Музыка, 1978.

  7. Музыкальная литература зарубежных стран. – Вып.2. / сост. Б.Левик. – М.: ГМИ, 1963.

  8. Музыкальная литература зарубежных стран. – Вып.3. / сост. В.Галацкая. – М.: Музыка, 1974.

  9. Музыкальная литература зарубежных стран. – Вып. 4. / сост. Б.Левик. – М.: Музыка. 1976.

  10. Музыкальная литература зарубежных стран. – Вып. 5. / сост. Б.Левик. – М.: Музыка. 1975.

  11. http://book-i18.ru/nexudozhestvennaya-literatura/

  12. http://book-19i.ru/46841-muzykalnaya-literatura

  13. http://zvukinadezdy.ucoz.ru/load/video/videokhrestomatija/41


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- работать с музыкальным материалом;

- понимать особенности музыкального языка произведения;

- в общих чертах разбираться в музыкальном произведении;

- определять характер и образный строй музыкального произведения;

- разбираться в структуре музыкального произведения;

- формировать запас слуховых музыкальных впечатлений.



Самостоятельный анализ музыки

Музыкальные викторины

Индивидуальные задания

знать:

- основы музыкальной грамоты;

- специфическую музыкальную терминологию в необходимом объеме;

- основные музыкальные стили и эпохи;

- основные виды музыкальных форм;

- основные музыкальные жанры;

- фамилии выдающихся композиторов.



Индивидуальные задания

Индивидуальный и фронтальный опрос

Подготовка сообщений и докладов

Контрольная работа





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconОсновная образовательная программа по специальности 071501 Народное художественное творчество

Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconРабочая программа междисциплинарного курса «Композиция и постановка танца» (мдк. 01. 02)
Фгос по специальности 071501 Народное художественное творчество по виду «Хореографическое творчество» в части освоения основного...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconУчебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хоровое дирижирование, Сольное и хоровое народное пение, Теория музыки, Музыкальное искусство эстрады (по видам), Музыкальное звукооператорское...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconРабочая программа учебной дисциплины литература для специальностей...
Учреждения среднего профессионального образования астраханское художественное училище (техникум)
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconРабочая программа дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студентов»
Государственным образовательным стандартом для специальности 071301 «Народное художественное творчество», утвержденным приказом Министерства...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconТребования к итоговым государственным экзаменам по специальности...
Итоговым государственным экзаменам по специальности 071302. 51 «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф мастерство...
Решая творческие вопросы, студенты применяют полученные знания по предметам музыкального цикла, знания философско-эстетического характера...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconРабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconРабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы патологии»
Рабочая программа учебной дисциплины основы патологии разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconПротокол № от
Гоу спо «Архангельский областной колледж культуры и искусства» для обучения по специальностям 071302 «Социально-культурная деятельность...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconРабочая программа учебной дисциплины основы зоотехнии Для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconПрограмма по дисциплине «Русский язык» предназначена для абитуриентов
Гоу спо «Архангельский областной колледж культуры и искусства» для обучения по специальностям 071302 «Социально-культурная деятельность...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний» для специальности спо 071501 Народное художественное творчество (по видам) iconУчебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск