МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.П. Астафьева»
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
ИМ. И.С. ЯРЫГИНА КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс
дисциплины Общая патология и тератология
Специальность 032102.65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Специализация 01 «Физическая реабилитация» Форма обучения – очная (5 семестр).
Общая трудоемкость дисциплины – 110 час
Форма аттестации – зачет/5 семестр.
КРАСНОЯРСК 2012
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая патология и тератология» составлен к.м.н., доцентом Яскевич Р.А_______________ В УМКД внесены следующие изменения: 1. Замена титульного листа.
2. Обновление карты литературного обеспечения. УМКД пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности «10» сентября 2012 г., протокол № 1 Заведующий кафедрой
к.м.н., доцент ______________ О.Я. Шарова
Согласован и одобрен научно-методическим советом института ФКСиЗ
19 сентября 2012 г
Председатель НМС _______________ А.И. Завьялов Дополнения и внесенные изменения на 2012-2013 учебный год утверждаю
Зам. директора ИФКСиЗ по учебной работе ________________ А.Д. Какухин
ПРОТОКОЛ
Согласования рабочей программы дисциплины «Общая патология и тератология» с другими дисциплинами специальности 032102.65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
| Кафедра
| Предположения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
| Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу
| 1. Основы частной патологии и комплексной реабилитации больных и инвалидов
| БЖ и АФК
|
| Выписка из протокола №3 от 18.11.2007г
| Оглавление
-
Пояснительная записка
| 5
| Рабочая программа дисциплины
| 7
| Выдержка из стандарта
| 7
| Введение
| 7
| Содержание теоретического курса дисциплины
| 10
| Тематический план
| 13
| Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины
| 14
| Карта литературного обеспечения
| 16
| Технологическая карта рейтинга
| 18
| Методические рекомендации для студентов
| 20
| Банк контрольных заданий и вопросов
| 21
| Вопросы к зачету
| 23
| Тематика рефератов
| 25
|
ПОяснительная записка
Дисциплина «Общая патология и тератология» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО образовательной программы Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). В связи с этим, в структуре основной образовательной программы она занимает одно из ведущих мест среди дисциплин, обеспечивающих качество подготовки выпускников.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая патология и тератология» составлен в соответствии с разработанным и утвержденным в КГПУ им. В.П. Астафьева стандартом УМКД.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.П. Астафьева»
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
ИМ. И.С. ЯРЫГИНА КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебная программа дисциплины ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ И ТЕРАТОЛОГИЯ
КРАСНОЯРСК 2012
2. УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Выписка из образовательного стандарта
Индекс
| Содержание
| Трудоемкость (час)
| ОПД.Ф.14
| Общая патология и тератология
Общее учение о здоровье и болезни. Этиология. Внешние и внутренние факторы болезней. Причины и условия возникновения болезней. Конституция, наследственность, реактивность, иммунитет и аллергия и их роль в возникновении и течении болезней. Патогенез - учение о механизмах возникновения, развития и исходов болезней. Саногенез. Общие и местные расстройства кровообращения; гиперемия, стаз, ишемия, инфаркт, тромбоз, эмболия,, кровотечение и кровоизлияние. Нарушение тканевого питания, обмена веществ и роста тканей. Дистрофии, атрофии, гипо- и гиперплазии, гиптрофии, некроз, регенерация, опухоли. Воспаление и лихорадка, как типичные патологические процессы.
Понятие и предмет тератологии; классификация врожденных пороков развития; этиологические причины; этапы индивидуального развития, критические периоды; пороки развития эмбриона и плода; врожденные пороки и аномалии развития сенсорных систем; аномалии развития наружного и внутреннего уха; аномалии развития глаз; комбинированные пороки и аномалии развития; пороки развития опорно- двигательного аппарата; дефекты развития трубчатых костей и позвоночника; аномалии мышц и мышечных сухожилий; системные пороки развития; пороки развития ЦНС; многочисленные врожденные пороки развития; хромосомные болезни и генные синдромы.
| 110
|
2.2. Введение
Учебная программа дисциплины «Общая патология и тератология» предусматривает организацию дидактического процесса на основе модульной технологии.
Цель модульного обучения по программе «Общая патология и тератология» – достижение гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню её базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности, в том числе по индивидуальной учебной программе.
Модульное обучение по программе «Общая патология и тератология»:
обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное его представление в модульной программе и модулях;
предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса информационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся;
осуществляет в дидактическом единстве интеграцию и дифференциацию содержания обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала, что помогает решить проблему уровневой и профильной дифференциаций в процессе обучения;
использует проблемные модули в качестве сценариев для создания педагогических программных средств;
переносит акцент в работе преподавателя в сторону консультативно-координирующих функций управления познавательной деятельности обучаемых.
Эти отличительные особенности модульного обучения по программе «Общая патология и тератология» позволяют выявить высокую технологичность, которая определяется:
структуризацией содержания обучения;
четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;
вариативностью структурных организационно-методических единиц.
Таким образом, модульная учебная программа дисциплины «Общая патология и тератология» предусматривает инновационный вид обучения:
основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознается программа обучения и собственная траектория учения);
характеризующийся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям.
Проектирование модульной учебной программы дисциплины «Общая патология и тератология» велось:
на основе общепринятых принципов:
компоновки содержания учебного предмета вокруг базовых понятий и методов;
систематичности и логической последовательности изложения учебного материала;
целостности и практической значимости содержания;
наглядности представления учебного материала.
с учетом специфических принципов модульного обучения:
принципа модульности: программа предусматривает использование в процессе обучения модулей как основного средства усвоения обучающимися дозы учебной информации о предполагаемой профессиональной деятельности, в данном случае – о деятельности педагога по безопасности жизнедеятельности;
принципа структурирования содержания обучения: программа предусматривает деление учебного материала в рамках модуля на структурные элементы (учебные элементы), перед каждым из которых ставится вполне определенная деятельностная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем её достижение;
принципа гибкости: программа способна оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям; гибкость затрагивает структурный, содержательный и технологический аспекты учебного процесса;
принципа оперативности: программа предполагает организацию системы оперативной обратной связи в учебном процессе с целью своевременного контроля, коррекции и оценки успешности изучения модулей;
принципа паритетности: одним из факторов, определяющих успешность изучения модулей в рамках программы является уровень субъект-субъективных отношений между педагогом и обучаемым; программа предполагает сотрудничество между педагогом, выступающим в роли консультанта – координатора (тьютора);
принципа реализации обратной связи: программа обеспечивает управление учебным процессом путем создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала модулей; модули программы, обустроены системой самоконтроля и самоорганизации, позволяют перевести информационно-контролирующие функции преподавателя в собственно координирующие функции обучающегося.
Таким образом, модульная учебная программа дисциплины «Общая патология и тератология» предусматривает, что:
меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса;
меняется содержание обучения: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации;
изменяется формула взаимодействия преподавателей и обучаемых, а также обучаемых между собой: на смену традиционным приходят формы активного обучения;
изменений целей, содержания и формы обучения оказывает существенное влияние на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия: партнерство, равенство личности и в поступках, ответственность в выборе, положительный эмоциональный фон – все это становится доминантой отношений.
1. Цель курса - ознакомить будущих специалистов по адаптивной физической культуре (АФК) с причинами, механизмами и основными закономерностями возникновения и развития заболеваний и врожденных пороков, а также компенсаторными, защитными возможностями организма.
2. Задачи курса
Основными задачами курса являются:
- изучение влияния наследственности, конституции, возраста на развитие заболеваний;
- изучение значения реактивности и иммунитета в патологии; знакомство с различными нарушениями обмена веществ, кровообращения и дыхания;
- знакомство с современными данными о стрессе, аллергии, воспалении и патологии тканевого роста.
Одна из задач заключается в подробной информации о врожденной и наследственной патологии.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Данный учебный курс предназначен для студентов III курса дневной формы обучения с целью подготовки из их числа специалистов по адаптивной физической культуре.
Дисциплина «Общая патология и тератология», наряду с анатомией, общей и спортивной физиологией, морфологией, биохимией и биомеханикой, является теоретической базой для изучения основ частной патологии и физической реабилитации.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
В процессе освоения программы курса студенты должны знать базовые положения основных патологических процессов и функциональных расстройств в организме больного человека; иметь представление о значении защитных, компенсаторных процессов в течении заболеваний и восстановлении утраченных функций. Эти знания необходимы будущим специалистам по АФК для участия в разработке мероприятий по реабилитации больных и инвалидов.
Подготовка специалистов по курсу «Общая патология и тератология» рассчитана на 110 часов (42 часов - аудиторных, 68 - самостоятельных занятий).
Программой предусмотрены теоретические (лекции), семинарские и самостоятельные занятия. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение контрольных работ и рефератов.
2.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ
1. Разделы курса
Курс состоит из 2-х разделов:
Раздел I. Основные положения патологической физиологии;
Раздел II. Основы тератологии.
2. Темы и их краткое содержание
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
|