Скачать 166.88 Kb.
|
Аннотация дисциплины вариативной части цикла ОПЦ рабочей программы учебной дисциплины Б3.3.01.01. «Эргономика»
Задачи дисциплины – Снабдить учащегося профессиональной терминологией в области эргономики и эргатических систем; – Научить основным методологическим приёмам анализа существующих и проектируемых объектов, систем и комплексов, разработки эргономических показателей качества потребительских товаров, эргономического обеспечения проектирования технических систем и промышленных изделий; – Научить использовать антропометрические характеристики, сенсорные особенности зрительного анализатора, психомоторные навыки человека и воздействия их на качество выполнения задач, появление ошибок, уровень работоспособности и производительности труда; – Научить методическим приёмам анализа и формализации задач, решаемых оператором с помощью технической системы; – Познакомить с основными принципами планировки рабочих помещений и компоновки рабочих мест; – Раскрыть существующие принципы проектирования визуальных средств отображения информации (СОИ) индивидуального и коллективного пользования, параметров, характеристик средств индикации и управления, интерфейсов операторов и способах кодирования информации; – Познакомить с основными принципами организация техобслуживания и ремонта, определение состава и характеристик средств обеспечения нормативных условий обитаемости, разработки программного обеспечения для решения научных и производственных задач, связанных с исследованием и проектированием СЧМ, – Обеспечить методологическими принципами оптимальной организации рабочего места оператора, включая разработку методов обучения персонала, в том числе с использованием технических средств профессиональной подготовки. – Раскрыть принципы организации и эргономического дизайна управляющих систем, состоящих из рабочих мест, зон досягаемости, СОИ, органически связанных в единую комплексную систему с объективными законами восприятия человеком предметно-пространственной среды с учётом антропометрических, психофизиологических, национальных, социальных, научно-технических и эстетических факторов. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина входит в вариативную часть ПЦ цикла основной образовательной программы (ООП) ФГОС ВПО. Для освоения этой дисциплины необходимы знания средней школы по ботанике, биологии, физике. Знания и навыки, формируемые данной дисциплиной, необходимы при изучении проектирования предметно-пространственной среды, конструировании изделий, в курсовом проектировании, при выполнении выпускаемой квалификационной работы и в профессиональной деятельности. «Эргономика» является базой при изучении целого ряда дисциплин, где необходимо знание основных принципов решения различных эргонмических задач. Связь с дисциплинами базового цикла: Б2.1.04. Академическая живопись, Б2.1.03. Академический рисунок, Б3.1.03. Пропедевтика, Б3.1.04. Проектирование и др. Связь с дисциплинами вариативных циклов: Б3.2.05. Основы 4D дизайна, Б2.3.05 Б2.3.01.01. Фантастический рисунок, Б2.2.01. Цифровой рисунок, Б3.3.06.03. Механика материалов, Б3.3.08.02. Информационно-телекоммуникационные системы, Б3.3.08.04. Мехатроника и робототехника и др. Рекомендуемые курсы для изучения: Б3.3.08.02. Информационно-телекоммуникационные системы, Б3.3.08.04. Мехатроника и робототехника Кредит курса – 4 зачётных единиц. Рекомендуемая форма итогового контроля – экзамен.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций: Профессиональные компетенции: ПК-3: Знает, умеет анализировать и использовать в работе базы данных по эргономике, приёмы эргономического проектирования, биомеханики и эргатических систем как с функциональной, так и гармонической стороны, предъявляемых к человеку-оператору с учётом возможностей его эффективной работы. ПК-4: Способен к проектированию на основе эргономических принципов, стандартов и подходов в формировании искусственной среды обитания. Основы эргономического дизайна предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов будущего.
Знать: основные понятия, термины и определения, предмет и объект исследований, методы и задачи эргономики; базы данных существующих нормативно-технических документов по эргономическому обеспечению. Уметь: собирать, анализировать и использовать информацию о эргатических системах и комплексах в сетевых ресурсах, книгах, электронных библиотеках и в процессе дизайн-проектирования; проводить анализ технических систем управления с позиций требований, предъявляемых к человеку-оператору и возможностей его эффективной работы; пользоваться базами данных существующих нормативно-технических документов по эргономическому обеспечению. Владеть: навыками применения законов эргономики, эргатических систем в дизайне предметов, комплексов, систем; профессиональными навыками эргономического проектирования в профессиональной области(ях); определения наиболее эффективные средства и методы информационного обеспечения населения данными о влиянии производства на людей и окружающую среду, о потребительских характеристиках выпускаемых товаров и услуг (реклама, средства массовой информации).
В условиях интенсивно развивающейся техногенной цивилизации по мере перехода к комплексной автоматизации и алгоритмизации во всех сферах деятельности, при увеличении числа экологических катастроф и экономической конкуренции человек рассматривается как объект управления и труда. От его функциональных возможностей зависит состояние управляемой системы. Изучением этих возможностей в трудовых процессах с целью создания совершенных орудии и оптимальных условий труда, которые обеспечивают необходимый уровень комфорта, работоспособность, открывают новые возможности интеллектуального и физического развития человека занимается эргономика. Дисциплина является интеграционной, основанной на синтезе специальных технических дисциплин с науками о человеке и его деятельности: инженерной психологией, когнитивной психологией, антропологией, медициной, физиологией человека, теорией проектирования, теорией управления, социологией, экологией и экономикой. В рамках данного курса изучаются основы микро–эргономики (исследование и проектирование систем "человек–машина") и миди–эргономики (исследование и проектирование систем "человек – рабочая группа, коллектив, организация", "коллектив–машина", взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач. Учитывая, что человек 30% своего времени и жизни проводит на рабочем месте, при этом число людей, ежегодно страдающих в мире от несчастных случаев и катастроф по данным Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) составляет более 10 млн. человек, приблизительно полумиллиона из них погибает необходимо изучение эргономики. Несоблюдение принципов эргономики в машиностроительном комплексе способствует: – снижению работоспособности оперативного и ремонтного персонала и увеличению возможности получения стрессов; – возникновению дискомфорта, телесных повреждений и смерти; –увеличению возможности совершения ошибок персоналом наряду с уменьшением производительности труда, снижению качества эксплуатации, ремонтов и росту вероятности аварийных ситуаций; –увеличению возможности возникновения аварийных ситуаций, связанных с несовершенством проекта и плохой организацией управления, не эффективной в аварийных ситуациях. Эргономика помогает спроектировать систему путём оптимизации производственной деятельности персонала посредством объединения стандартов и принципов при:
Автор: зав. каф., доц., к.т.н. Т.Ю. Воробьёва Карта компетенций дисциплины Б3.3.01.01. «Эргономика» 1. Наименование компетенций дисциплины
Автор: доц., к.т.н. Т.Ю. Воробьёва |
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы... Развитие гуманного отношения и гармонического подхода к проектированию в системе «человек-предмет-среда» | Аннотация дисциплины вариативной части цикла пц рабочей программы... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской... | ||
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Налоги и налогообложение»... Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули) | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Социология управления»... Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули) | ||
Аннотация дисциплины Базовой (вариативной) части цикла Аннотация... «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа)» | Аннотация дисциплины вариативной части цикла опп рабочей программы... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Маркетинг территорий»... Дисциплина «Маркетинг территорий» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули) | Форма 2 Аннотация дисциплины базовой (вариативной) части цикла Аннотация... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | ||
Аннотация дисциплины вариативной части цикла гсэ рабочей программы... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Аннотация... Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория (микро-, макроэкономика, мировая экономика)» | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля) «История Кубани» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля) «История Кубани» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального... | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля) «История Кубани» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 080114 аннотация... В результате изучения учебной дисциплины Информатика и икт студент должен обладать общими компетенциями | ||
Аннотация к рабочей учебной программе дисциплины «Рынок труда» Цели и задачи освоения дисциплины Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – б в. Дв профессиональный цикл | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 140448 аннотация... Специальность Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) |