Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика»





Скачать 166.88 Kb.
НазваниеАннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика»
Дата публикации01.03.2015
Размер166.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Аннотация дисциплины

вариативной части цикла ОПЦ рабочей программы

учебной дисциплины Б3.3.01.01. «Эргономика»


  1. Цели и задачи дисциплины

  • Формирование культуры исследованию и проектированию технических и информационных средств деятельности человека, с целью повышения эффективности и надежности систем “человек-машина” (СЧМ), снижения напряженности и повышения качества труда, уменьшения вероятности техногенных аварий и катастроф, обусловленных «человеческим фактором», повышения спроса на производимые товары и услуги;

  • Формирование культуры проектирования новых безопасных технологических систем управления, синтезирующих научную рациональность, этическое отношение к человеку, его эволюционным возможностям и условиям производственной среды;

  • Воспитание личности инженера, ответственного за сохранение физического и психического здоровья людей, природы, национальной культуры в процессе развития материальной культуры производства и цивилизации.

  • Развитие гуманного отношения и гармонического подхода к проектированию в системе «человек-предмет (система)-среда».


Задачи дисциплины

– Снабдить учащегося профессиональной терминологией в области эргономики и эргатических систем;

– Научить основным методологическим приёмам анализа существующих и проектируемых объектов, систем и комплексов, разработки эргономических показателей качества потребительских товаров, эргономического обеспечения проектирования технических систем и промышленных изделий;

– Научить использовать антропометрические характеристики, сенсорные особенности зрительного анализатора, психомоторные навыки человека и воздействия их на качество выполнения задач, появление ошибок, уровень работоспособности и производительности труда;

– Научить методическим приёмам анализа и формализации задач, решаемых оператором с помощью технической системы;

– Познакомить с основными принципами планировки рабочих помещений и компоновки рабочих мест;

– Раскрыть существующие принципы проектирования визуальных средств отображения информации (СОИ) индивидуального и коллективного пользования, параметров, характеристик средств индикации и управления, интерфейсов операторов и способах кодирования информации;

– Познакомить с основными принципами организация техобслуживания и ремонта, определение состава и характеристик средств обеспечения нормативных условий обитаемости, разработки программного обеспечения для решения научных и производственных задач, связанных с исследованием и проектированием СЧМ,

– Обеспечить методологическими принципами оптимальной организации рабочего места оператора, включая разработку методов обучения персонала, в том числе с использованием технических средств профессиональной подготовки.

– Раскрыть принципы организации и эргономического дизайна управляющих систем, состоящих из рабочих мест, зон досягаемости, СОИ, органически связанных в единую комплексную систему с объективными законами восприятия человеком предметно-пространственной среды с учётом антропометрических, психофизиологических, национальных, социальных, научно-технических и эстетических факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина входит в вариативную часть ПЦ цикла основной образовательной программы (ООП) ФГОС ВПО. Для освоения этой дисциплины необходимы знания средней школы по ботанике, биологии, физике.

Знания и навыки, формируемые данной дисциплиной, необходимы при изучении проектирования предметно-пространственной среды, конструировании изделий, в курсовом проектировании, при выполнении выпускаемой квалификационной работы и в профессиональной деятельности. «Эргономика» является базой при изучении целого ряда дисциплин, где необходимо знание основных принципов решения различных эргонмических задач.

Связь с дисциплинами базового цикла: Б2.1.04. Академическая живопись, Б2.1.03. Академический рисунок, Б3.1.03. Пропедевтика, Б3.1.04. Проектирование и др.

Связь с дисциплинами вариативных циклов: Б3.2.05. Основы 4D дизайна, Б2.3.05 Б2.3.01.01. Фантастический рисунок, Б2.2.01. Цифровой рисунок, Б3.3.06.03. Механика материалов, Б3.3.08.02. Информационно-телекоммуникационные системы, Б3.3.08.04. Мехатроника и робототехника и др.

Рекомендуемые курсы для изучения: Б3.3.08.02. Информационно-телекоммуникационные системы, Б3.3.08.04. Мехатроника и робототехника

Кредит курса – 4 зачётных единиц.

Рекомендуемая форма итогового контроля – экзамен.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:

Профессиональные компетенции:

ПК-3: Знает, умеет анализировать и использовать в работе базы данных по эргономике, приёмы эргономического проектирования, биомеханики и эргатических систем как с функциональной, так и гармонической стороны, предъявляемых к человеку-оператору с учётом возможностей его эффективной работы.

ПК-4: Способен к проектированию на основе эргономических принципов, стандартов и подходов в формировании искусственной среды обитания. Основы эргономического дизайна предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов будущего.


  1. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия, термины и определения, предмет и объект исследований, методы и задачи эргономики; базы данных существующих нормативно-технических документов по эргономическому обеспечению.

Уметь: собирать, анализировать и использовать информацию о эргатических системах и комплексах в сетевых ресурсах, книгах, электронных библиотеках и в процессе дизайн-проектирования; проводить анализ технических систем управления с позиций требований, предъявляемых к человеку-оператору и возможностей его эффективной работы; пользоваться базами данных существующих нормативно-технических документов по эргономическому обеспечению.

Владеть: навыками применения законов эргономики, эргатических систем в дизайне предметов, комплексов, систем; профессиональными навыками эргономического проектирования в профессиональной области(ях); определения наиболее эффективные средства и методы информационного обеспечения населения данными о влиянии производства на людей и окружающую среду, о потребительских характеристиках выпускаемых товаров и услуг (реклама, средства массовой информации).



  1. Содержание дисциплины. Основные разделы.

В условиях интенсивно развивающейся техногенной цивилизации по мере перехода к комплексной автоматизации и алгоритмизации во всех сферах деятельности, при увеличении числа экологических катастроф и экономической конкуренции человек рассматривается как объект управления и труда. От его функциональных возможностей зависит состояние управляемой системы. Изучением этих возможностей в трудовых процессах с целью создания совершенных орудии и оптимальных условий труда, которые обеспечивают необходимый уровень комфорта, работоспособность, открывают новые возможности ин­теллектуального и физического развития человека занимается эргономика. Дисциплина является интеграционной, основанной на синтезе специальных технических дисциплин с науками о человеке и его деятельности: инженерной психологией, когнитивной психологией, антропологией, медициной, физиологией человека, теорией проектирования, теорией управления, социологией, экологией и экономикой. В рамках данного курса изучаются основы микро–эргономики (исследование и проектирование систем "человек–машина") и миди–эргономики (исследование и проектирование систем "человек – рабочая группа, коллектив, организация", "коллектив–машина", взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач.

Учитывая, что человек 30% своего времени и жизни проводит на рабочем месте, при этом число людей, ежегодно страдающих в мире от несчастных случаев и катастроф по данным Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) составляет более 10 млн. человек, приблизительно полумиллиона из них погибает необходимо изучение эргономики. Несоблюдение принципов эргономики в машиностроительном комплексе способствует:

– снижению работоспособности оперативного и ремонтного персонала и увеличению возможности получения стрессов;

– возникновению дискомфорта, телесных повреждений и смерти;

–увеличению возможности совершения ошибок персоналом наряду с уменьшением производительности труда, снижению качества эксплуатации, ремонтов и росту вероятности аварийных ситуаций;

–увеличению возможности возникновения аварийных ситуаций, связанных с несовершенством проекта и плохой организацией управления, не эффективной в аварийных ситуациях.

Эргономика помогает спроектировать систему путём оптимизации производственной деятельности персонала посредством объединения стандартов и принципов при:

  • проектировании дисплеев, щитов управления с учётом освещённости, степени загрязнённости, температурных условий среды;

  • разработке интерфейсов взаимодействия "человек–компьютер" и программного обеспечения;

  • выборе типа управления системой (диалоговое, дистанционное командное, с помощью джойстика, по биотехническому принципу);

  • модификации дистанционно управляемого оборудования;

  • критериях и приборах для отбора персонала, разработке и использовании система обучения, выборе оптимальных рабочих режимов;

  • проектировании систем коммуникации, включая интерактивное взаимодействие;

  • анализе и оптимизации надёжности работы человека;

  • разработке методов ремонта, включая необходимое оснащение;

  • создании аварийных систем предупреждения;

  • выполнении надписей и обозначений;

  • подготовке и исполнении элементов ИМ на бумажных и электронных носителях, СОИ, включая инструкции, справочники по безопасной эксплуатации, схемы процессов и т.д.


Автор: зав. каф., доц., к.т.н. Т.Ю. Воробьёва
Карта компетенций дисциплины

Б3.3.01.01. «Эргономика»

1. Наименование компетенций дисциплины

Индекс компетенции

Формулировка

  1. ПК-3



2. ПК-4



Знает, умеет анализировать и использовать в работе базы данных по эргономике, приёмы эргономического проектирования, биомеханики и эргатических систем как с функциональной, так и гармонической стороны, предъявляемых к человеку-оператору с учётом возможностей его эффективной работы.

Способен к проектированию на основе эргономических принципов, стандартов и подходов в формировании искусственной среды обитания. Основы эргономического дизайна предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов будущего.



  1. Компонентный состав дисциплины




Перечень

Технологии

формирования

Средства и

технологии

оценки

kв

Объем в ЗЕТ (кредитах)

Модуль

дисцип-лины

Состав компоненты


1-й модуль

ПК-3, ПК-4

Модуль 1. Введение в эргономику

Знает:

– историю, предмет и задачи, фундаментальные основы эргономики;

– структуру эргономики, систему «человек-машина» (СЧМ) и принципы её междисциплинарного эволюционирования;

– Номенклатуру эргономических показателей,

– принципы распределения функций в системе СЧМ;

– Нормативно-техническая база эргономики. Нормативные документы по эргономике (ГОСТы, ОСТы, Руководства, нормали, руководящие документы и т.д.). Международные системы эргономических стандартов, их содержание и учет в программных средствах моделирования и быстрого прототипирования. Информационно-поисковые справочные системы по эргономике;

– Эргономика в эксплуатации технических систем, в организации технического обслуживания и ремонта техники, в определении состава запчастей, инструментов и вспомогательного оборудования;

– Связь эргономики с рыночной экономикой. Эргономика как эффективное средство повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

Лекции

Самостоятельная работа.

Поездки в лаборатории.

Блиц-тестирование;

Практические работы, упражнения.

Опросы. Анкетирование.


4–5

1

Умеет:

– Проводить эргономический анализ деятельности человека-оператора;

– использовать эргономика в проектировании, в эксплуатации, в реинжиниринге и в утилизации технических систем

– определять эргономические требования к организации деятельности операторов. Показатели надежности деятельности оператора. Психофизиологический отбор, обучение и тренировка операторов. Текущий контроль состояния оператора, методы и средства поддержания высокой работоспособности операторов.

Практические занятия.

Проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований.

Практические работы упражнения с моделирование проблемных ситуаций.






Владеет:

– навыками разработки показателей качества деятельности человека-оператора,

– навыками разработки и составления структуры и содержания эргономических требований,

– навыками последовательности и полноты учета эргономических факторов на разных стадиях разработки СЧМ и проектирования технических систем.

– навыками эргономической экспертизы. Содержание, порядок и методика проведения эргономической экспертизы. Требования к составу и квалификации экспертов. Оформление результатов экспертизы.

Самостоятельная работа.

Коллективная работа.

Эргономика в проектировании технических систем. Упражнения.

Аналитические работы

Составление карт эргономических показателей.

Составление карт эргономических требований.




2-й модуль

ПК-3

Модуль 2. Эргономическое обеспечение разработки систем отображения информации и интерфейсов

Знает:

– общие характеристики эргономических работ в процессе проектирования технических систем и промышленных изделий; стадии проектирования и их содержание; структура эргономических требований. Особенности эргономических работ на ранних стадиях проектирования СЧМ.;

– номенклатуру эргономических показателей. Качество и напряженность, комфортность, безопасность и безаварийность деятельности. Эффективность и надежность СЧМ с учетом «человеческого фактора». Подходы к построению иерархической структуры показателей и их взаимосвязь.

Лекции

Самостоятельная работа.

Упражнения.

Проведение исследований с использованием уникальных стендов и установок, а также объектов научной инфраструктуры (лаборатории)

Реферат.

Атлас.

Электронная презентация.


4-5

1

Умеет:

– организовывать СЧМ и деятельность оператора в ней. Распределение функций в СЧМ и определение требований к элементам системы. Формализованные описания деятельности человека-оператора; выбор технических средств деятельности оператора. Эргономическая оценка СЧМ на стадии полунатурного моделирования. Эргономическая оценка СЧМ при проведении итоговых (приемочных) испытаний. Эргономическое обеспечение технического обслуживания, поиска неисправностей и текущего ремонта СЧМ. Задачи эргономики в процессе возможного реинжиниринга системы. Эргономическое обеспечение утилизации системы.

Практические занятия.

Исследовательская работа.

Практические работы.

Реферат.

Проект.





Владеет:

– нормативными документы, регламентирующие порядок и содержание эргономических работ в процессе проектирования. Особенности эргономических решений при проектировании различных СЧМ: следящей системы; транспортного средства; робототехнического комплекса; аппаратных средств ЭВМ; системы управления производством; других типов СЧМ.

Практические занятия.

Самостоятельная работа.

Исследовательская работа.

Практические работы.

Проект дизайна сенсорных систем, интерфейса.

Мультимедийная разработка, презентация.





3-й модуль

ПК-3, ПК-4

Модуль 3. Эргономическая антропометрия и биомеханика

Знает:

– Эргономическую антропометрию и биомеханику тела человека. Размеры человеческого тела у разных групп населения, статистические параметры. Антропометрические инструменты и измерения. Национальные, региональные, возрастные, половые, индивидуальные различия. Поправки на разные виды одежды и снаряжения.

– оптимальные биомеханические системы;

– процессы роста и морфогенеза, модели роста биологических сплошных сред. Биомеханическая толерантность тела человека и предупреждение травматизма. Нормативные документы, определяющие меры по предупреждению травматизма.

Лекции.

Самостоятельная работа.

Интерактивные лекции.

Исследовательская работа.

Анализ конкретных биомеханических систем.

5-6

1

Умеет:

– проводить эргономическую оценку и определять наиболее рациональные технические средства деятельности (интерфейсы, средства индикации и управления), в том числе с использованием соответствующих программных средств.

– определять наиболее эффективную структуру и содержание мультимедийных презентаций, сцен и сюжетов;

– определять наиболее эффективные средства и методы информационного обеспечения населения данными о влиянии производства на людей и окружающую среду, о потребительских характеристиках выпускаемых товаров и услуг (реклама, средства массовой информации).

Практические занятия.

Самостоятельная работа.

Проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела по технологиям в области живых систем.

Реферат.

Электронная презентация.

Сайт.

Электронный учебник (интерфейс, презентация).





Владеет:

– программными средствами пространственного моделирования человеческого тела и быстрого прототипирования, их совместная работа

– навыками планировка рабочих помещений, компоновки и конструкция рабочих мест, средств индикации и управления, инструментов и оборудования. Размеры и геометрия проходов, проемов, дверей, люков, лазов, технологических отверстий и пр. Эргономические требования к наружному оборудованию и вспомогательным приспособлениям (лестницы, поручни, скобы, поверхности, ограждения).


Электронные презентации.

Фильмы. Исследовательская работа. Самостоятельная работа.

Раздел в курсовом проектировании по дисциплинам: «эргономика» «проектирование».

Мультимедийная разработка, презентация.




4-й модуль

ПК-3, ПК-4

Модуль 4. Эргономика в проектировании систем отображения информации и в человеко-компьютерном взаимодействии

Знает:

– эргономические требования к системам отображения информации, обусловленные психологией и психофизиологией процессов восприятия информации человеком. Разработка информационных моделей и интерфейсов; показатели качества информационных моделей; стандарты дисплеев, безопасность работы с ними; интерфейсы интерактивного взаимодействия; приборные интерфейсы; интерфейсы информационных систем;

– систему человеко-компьютерного взаимодействия. Эргономический анализ пользовательских интерфейсов. Программные средства формирования человеко-компьютерных интерфейсов, их возможности (организация помощи, рациональный выбор пиктограмм, соотношение текстовой и образной информации, разработка и оценка вариантов интерактивности, инструкция пользователю, виды информационных, предупреждающих и запрещающих сообщений, характер меню, и пр.);

– проблему понимания, степень адекватности понимания. Психологические проблемы взаимодействия человека с глобальной сетью «Интернет». Психологический комфорт оператора и пределы психических нагрузок при взаимодействии с компьютером. Программные средства формирования Web-сайтов с учетом эргономических требований.

Лекции.

Самостоятельная работа.

Интерактивные лекции. Интерактивные обучающие системы. Использование мультимедиатехнологий для обучения операторов.

Исследовательская работа.

Анализ конкретных биомеханических систем.

5-6

1

Умеет:

– визуализировать образы, их пространственную и временную динамику, динамика цвета и формы; программные средства визуализации образов. Разработка и эргономическая оценка мультимедийных сцен и сюжетов. Гипермедиа и мультимедиа системы. Виртуальная реальность и психическая безопасность;

– обеспечить эргономическую разработку программного продукта. Организация программ, представление структуры программы, комментарии и пояснения, блок-схемы алгоритмов, степень детализации. Психологические проблемы разработки и использования проблемно-ориентированных метаязыков.
Интеллектуальные системы поддержки решений (СПР) оператора, их структура и состав. Экспертные системы и их использование в СПР. Организация взаимодействия оператора с системой, обладающей элементами искусственного интеллекта. Экспертные системы и интеллектуальные интерфейсы.


Практические занятия.

Самостоятельная работа.

Проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела по технологиям в области живых систем.

Реферат.

Электронная презентация.

Сайт.

Электронный учебник (интерфейс, презентация).





Владеет:

– техническими средствами и способами представления информации различной сенсорной модальности. Распознавание и генерация речи;

– системами автоматизированного проектирования (САПР) эргономическое обеспечение разработки, индивидуальной адаптации.


Электронные презентации.

Фильмы. Исследовательская работа. Самостоятельная работа.

Раздел в курсовом проектировании по дисциплинам: «эргономика» «проектирование».

Мультимедийная разработка, презентация.





Автор: доц., к.т.н. Т.Ю. Воробьёва

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы...
Развитие гуманного отношения и гармонического подхода к проектированию в системе «человек-предмет-среда»
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация дисциплины вариативной части цикла пц рабочей программы...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской...
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Налоги и налогообложение»...
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули)
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Социология управления»...
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули)
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация дисциплины Базовой (вариативной) части цикла Аннотация...
«Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа)»
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация дисциплины вариативной части цикла опп рабочей программы...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Маркетинг территорий»...
Дисциплина «Маркетинг территорий» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули)
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconФорма 2 Аннотация дисциплины базовой (вариативной) части цикла Аннотация...
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация дисциплины вариативной части цикла гсэ рабочей программы...
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Аннотация...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория (микро-, макроэкономика, мировая экономика)»
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля)
«История Кубани» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального...
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля)
«История Кубани» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального...
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля)
«История Кубани» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального...
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 080114 аннотация...
В результате изучения учебной дисциплины Информатика и икт студент должен обладать общими компетенциями
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация к рабочей учебной программе дисциплины «Рынок труда» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – б в. Дв профессиональный цикл
Аннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы учебной дисциплины 01. 01. «Эргономика» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 140448 аннотация...
Специальность Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск