МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Рубцовский институт (филиал)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РИТОРИКА
Специальность - 030301.65 Психология
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе ВПО, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО, очно-заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск –2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030301.65 Психология, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 235 гум/сп.
2) Учебный план по специальности 030301.65 Психология, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол № 6.
СОДЕРЖАНИЕ
Занятие 1. Подготовка и составление речи 13
Занятие 2. Культура речи оратора 13
Занятие 3. Культура спора 13
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
4.1 Самостоятельная работа студента 15
4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 16
5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 18
Проверочные тесты 21
«Функциональные стили современного русского языка» 21
«Риторика как наука» 23
«Виды красноречия» 24
«Публичная речь» 26
«Способы изложения материала» 28
«Выразительные средства языка» 30
«Оратор и его аудитория» 32
Глоссарий 34
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 44
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Риторика» является продолжением программы дисциплины «Русский язык и культура речи» и в процессе изучения основ ораторского искусства, полемического мастерства предусматривает использование полученных студентами знаний.
Значение дисциплины «Риторика» определяется тем, что она направлена на обучение умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Главной целью изучения дисциплины является формирование образцовой языковой личности, высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Задачи, стоящие перед студентами в процессе изучения дисциплины:
сформировать основные навыки, необходимые для успешной коммуникации в различных сферах;
закрепить и совершенствовать навыки владения нормами современного русского литературного языка;
развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Основы ораторского искусства
(30 баллов)
| 1.Ораторское искусство как социальное явление
| 14
| 6
| -
| -
| 8
| 2.Оратор и его аудитория
| 14
| 6
| -
|
| 8
| 3. Подготовка и составление речи
| 18
| 8
| 2
|
| 8
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи
( 30 баллов)
| 4. Культура речи оратора
| 20
| 8
| 2
|
| 10
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| ДЕ 3 Основы полемического мастерства
(40 баллов)
| 5. Культура спора
| 22
| 10
| 2
|
| 10
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| Итоговый контроль
| зачет
| Итого часов
| 88
| 38
| 6
|
| 44
|
|
|
|
|
|
| Заочная (сокращенная) на базе ВПО форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной (сокращенной) на базе ВПО форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Основы ораторского искусства
| 1.Ораторское искусство как социальное явление
| 12
| 2
| -
| -
| 10
| 2.Оратор и его аудитория
| 18
| 2
| 2
| -
| 14
| 3. Подготовка и составление речи
| 18
| 2
| 2
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи
| 4. Культура речи оратора
| 18
| 2
| 2
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| ДЕ 3 Основы полемического мастерства
| 5. Культура спора
| 22
| 2
| 2
| -
| 18
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 88
| 10
| 8
| -
| 70
| Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) сокращенной на базе СПО форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Основы ораторского искусства
| 1.Ораторское искусство как социальное явление
| 12
| 2
| -
| -
| 10
| 2.Оратор и его аудитория
| 18
| 2
| 2
| -
| 14
| 3. Подготовка и составление речи
| 18
| 2
| 2
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи
| 4. Культура речи оратора
| 18
| 2
| 2
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| ДЕ 3 Основы полемического мастерства
| 5. Культура спора
| 22
| 2
| 2
| -
| 18
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 88
| 10
| 8
| -
| 70
| Очно-заочная (вечерняя) форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Основы ораторского искусства
| 1.Ораторское искусство как социальное явление
| 12
| 2
| -
| -
| 10
| 2.Оратор и его аудитория
| 17
| 2
| 1
| -
| 14
| 3. Подготовка и составление речи
| 17
| 2
| 1
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи
| 4. Культура речи оратора
| 18
| 2
| 2
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| ДЕ 3 Основы полемического мастерства
| 5. Культура спора
| 24
| 4
| 2
| -
| 18
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 88
| 12
| 6
| -
| 70
| 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(дидактические единицы) 3.1 Содержание разделов учебной дисциплины ДЕ 1 Основы ораторского искусства
Тема 1. Ораторское искусство как социальное явление
Аудиторное изучение:
Причины возникновения ораторского искусства. Ораторское искусство – явление историческое. Античная риторика. Развитие риторических традиций в России. Виды ораторского искусства.
Самостоятельное изучение:
Ораторское искусство-Риторика-Красноречие. Тема 2. Оратор и его аудитория
Аудиторное изучение:
Оратор. Типы ораторов. Особенности аудитории. Интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Показатели взаимопонимания между оратором и аудиторией.
Самостоятельное изучение:
Способы определения уровня взаимопонимания между оратором и аудиторией. Тема 3. Подготовка и составление речи
Аудиторное изучение:
Основные этапы подготовки речи. Составление речи. Способы словесного оформления публичного выступления.
Самостоятельное изучение:
Методы избавления от «ораторской лихорадки». Методы работы с книгой. ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи
Тема 4. Культура речи оратора
Аудиторное изучение:
Требования к речи оратора. Система норм русского литературного языка. Коммуникативные качества литературной речи. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Устная и письменная форма литературной речи. Понятие стилистической нормы, стилистической ошибки и стилистического недочета. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика.
Самостоятельное изучение:
Публицистический стиль. Сфера применения. Языковые функции. Особенности словообразовательные, лексические, грамматические. Жанровое своеобразие. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. ДЕ 3 Основы полемического мастерства
Тема 5. Культура спора
Аудиторное изучение:
Спор. Классификация споров. Полемика. Культура спора. Основные формально-логические законы. Доводы в споре. Полемические приёмы. Классификация вопросов. Виды ответов. Уловки в споре. Доказательство. Доказывание. Убеждение.
Самостоятельное изучение:
Из истории спора. Особенности поведения полемистов. 3.2 Содержание практических занятий
Занятие 1. Подготовка и составление речи Основные этапы подготовки речи.
Составление речи.
Способы словесного оформления публичного выступления.
Занятие 2. Культура речи оратора Требования к речи оратора.
Проблема стиля ораторской речи.
Система норм русского литературного языка.
Коммуникативные качества литературной речи.
Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Устная и письменная форма литературной речи.
Стилистические нормы современного русского литературного языка.
Занятие 3. Культура спора Спор. Классификация споров. Полемика.
Культура спора.
Логическая культура оратора.
Основные формально-логические законы.
Доводы в споре.
Полемические приёмы.
Классификация вопросов. Виды ответов.
Уловки в споре.
|