Скачать 350.99 Kb.
|
Самостоятельная работа студентов 1 курса ВПО по дисциплине «Русский язык и культура речи» Организационно-методические указания Дисциплина “Русский язык и культура речи” изучается на I курсе в течение одного семестра. Основными видами занятий являются лекции, семинары и самостоятельная работа. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами: “Культурология”, “История”, “Философия”, “Социология”, “Политология”. Формы текущего контроля – доклады, сообщения, выступления на семинарах и практических занятиях, тестирование. Итоговая форма контроля зачет. В результате изучения дисциплины студент должен быть подготовлен к решению следующих задач:
Для выполнения указанной цели и задач студент должен:
- правила правописания и различных синтаксических конструкций; - мотивированность языкового знания и экспрессивность речи; - стилистический потенциал фразеологии; - индивидуальную образность речи. уметь: - применять методику оценки уровня культуры устной и письменной речи; - применять методику анализа различных видов устной и письменной речи; - комплексом умений и навыков техники речевой коммуникации;
Содержание тем дисциплины Предмет и основные понятия русского языка и культуры речи. Язык и речь. Функции речи: общение, сообщение, воздействие. Культура речи в системе гуманитарных наук. Культура речи и смежные дисциплины (“Риторика”, “Стилистика”). Образ оратора. Роль невербальных компонентов в общении. Культура речи и культура языка. Объективное и субъективное значение культуры речи. Прошлое и настоящее русского литературного языка. Общая характеристика основных этапов становления русского литературного языка от начала письменности до конца XVII в.;
Специфика культуры речи как научной дисциплины. Центральные проблемы: 1) проблема литературной нормы, ее теоретическая и культурологическая интерпретация; 2) регулятивный аспект, предусматривающий поддержку и защиту русского языка от неблагоприятных и разрушительных влияний. Языковая политика и проблема лингвистического прогноза. Письменная и устная форма существования языка. Различия устной и письменной речи при чтении и при слушании. Книжно-письменный и устно-разговорный стили речи. Стилистическая нормативность речи. Эвфемизмы. Орфоэпия. Московское и петербургское произношение. Высокий, нейтральный, просторечный и сценический типы произношения. Ударение. Артикуляция, дикция и стиль произношения. Системность стиля. Проявление системности стиля на различных уровнях языковой структуры. Стиль, жанр и функционально-смысловой тип речи. Контекст. Тезаурус. Лексика устной и письменной речи. Стилистические пласты лексики современного русского литературного языка. Основные приемы подготовки устной речи и ее жанры: беседа деловая, интервью, пресс-конференция. Диалектология. Лексикография. Лексика письменной речи. Омонимы, синонимы и антонимы. Состав лексики с точки зрения его формирования. Стилистические пласты лексики современного русского литературного языка. Общеупотребительная лексика, территориально или социально ограниченная лексика. Активная и пассивная лексика. Проблема речевой культуры специалиста. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Словари. Речевая норма как центральное понятие культуры речи. Относительность и изменчивость литературной нормы. Формы речи: Письменная, устная, диалогическая, монологическая, полемическая. Публичная речь. Проблема речевой нормы. Основные подходы к выбору нормы и ее определению. Принцип коммуникативной целесообразности. Антинормализаторство. Теория динамической нормы. Относительность и изменчивость литературной нормы. Источники изменения норм литературного языка. Виды нормативной оформленности: коммуникативная, стилистическая, композиционная. Критерии коммуникативной оформленности речи. Ассоциативное и логическое мышление в речи. Влияние грамматических и речевых ошибок на взаимопонимание собеседников. Общая классификация грамматических и речевых ошибок. Основные качества речи. Эмоциональность в речи и в языке. Эллипс. Богатство и разнообразие словаря говорящего. Непременное условие культуры речи ее чистота. Яркость, образность и выразительность речи. Точность необходимое качество речи. Правильность центральное понятие культуры речи. Экспрессивно-эмоциональная окрашенность речи. Тенденция к преувеличению. Источники экспрессивности языкового знака. Эллипс. Повтор как свойство эмоциональной речи. Принцип проблемного и выразительного изложения мыслей. Функционально-смысловые типы речи. Роды и виды красноречия: социально-политическое, академическое и лекционное, судебное, духовное (церковно-богословское), социально-бытовое. Память. Виды памяти: зрительная, слуховая, смешанная. Техника речи. Ритмика, паузы, интонация, дикция, жест. Фразеологизмы. Социально-жанровый компонент речи. Понятие о фразеологическом обороте. Многозначность фразеологизмов. Межстилевые фразеологизмы. Разговорно-бытовые фразеологизмы. Крылатые слова. Библеизмы. Использование чужой речи. Социально-жанровый компонент речи. Его значение и роль в современном русском литературном языке. Нейтральная лексика. Фамильярность и просторечность. Народно-поэтическая лексика. Индивидуальная образность речи. Тропы и фигуры речи. Метафора и ее виды. “Многослойная” метафора. Развернутая метафора. Образные сравнения. Метонимия. Спонтанность и неспонтанность как стилистическая характеристика речи. Объективные трудности порождения речи. Индивидуальные особенности оратора. Функциональные стили. Официально-деловой стиль письменной речи. Разговорный стиль. Научный. Публицистический. Художественный. Официально-деловой стиль. Стилистическая вариативность. Эпистолярный стиль. Его своеобразие. Подстили официально-делового стиля: законодательный, административно-канцелярский, дипломатический. Жанровые разновидности подстилей: 1) официально-делового стиля; 2) научного стиля. Проблема точности словоупотребления. Использования терминов. Виды терминов. Гармонизация, унификация, благозвучие терминов. Возможность устного существования текстов официально-делового стиля. Проблема речевого стандарта и канцеляризмов. Средства массовой информации и культура речи. Информация, информационная норма, информационное поле. Полистилизм (стилевая полифония) как важнейший признак языка средств массовой информации. Основы ораторского искусства и полемического мастерства. Ораторское искусство как социальное явление. Виды ораторского искусства. История ораторского искусства. Античная риторика. Развитие риторических традиций в России. Риторические навыки и умения. Подготовка к публичным выступлениям. Виды подготовки. Композиция речи. План-основа композиции. Составные элементы композиции. Недостатки композиции. Контакт с аудиторией. Учет особенностей аудитории. Форма преподнесения материала. Единство слова и дела. Спор, дискуссия, полемика. Классификация споров. Культура спора. Определенность позиций полемистов. Национальные и культурные традиции. Уважительное отношение к оппоненту. Основные формально-логические законы. Доказательство. Логические ошибки. Доводы в споре. Полемические приемы. Уловки в споре. Искусство отвечать на вопросы. Организация и проведение дискуссии. Язык и стиль документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Культура составления документа: способы изложения материала, соразмерность частей, отбор речевых форм. Аргументация в разных категориях деловых документов. Диапазон используемых речевых средств. Ясность и лаконичность стиля. Основные понятия курса: язык и речь, культура, культура речи, норма русского литературного языка, динамика нормы, стиль, типология функциональных стилей русского литературного языка, функционально-смысловые типы речи, коммуникация, речевое общение, речевое взаимодействие, речевое воздействие, речевой пуризм, речевой узус, риторические фигуры, топика (система общих мест), аргументация и доказательства, образ оратора, техника речи, невербальные средства общения, спор, типология споров, специальный язык, норма в терминологии, жанры документации, деловой этикет, русский речевой этикет, приемы унификации в документах, информация, информационное поле, информационная норма, языковая экспрессия, полистилизм, орфоэпия, произношение, московское и петербургское произношение, типы произношения, диалектология, ортология, лексикография, пунктуация, синтаксическая норма, прагматика, сфера субъекта, адресат речи, средства массовой информации, текст, контекст, тезаурус, метатекст, дискурс. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Словари и речевая культура Задание 1. Объясните значение слов: менеджер, брифинг, тусоваться, толерантность, юрисдикция, импичмент. Задание 2. В письменном виде составьте рассказ о себе (10-15 предложений). Задание 3. Расставьте в тексте знаки препинания и пропущенные буквы. Откуда берутся слова? Зачем нашему языку новые слова? А затем что люди всегда старались перенять все новое интересное и полезное что есть в других странах. Пр…везли купцы огромные зелено-полосатые шары, нахваливают: ах до чего вкусны, в жару прохладительны! Не было у русских таких плодов не было и слова а значит вместе с товаром новым пр…везли купцы новое слово – арбуз. Но так было не всегда. Решил например писатель, государственный деятель (П)пушкинского времени, адмирал Александр Семенович Шишков зам…нить иностранные слова выдуман…ыми им «русскими»: вместо галоши говорить мокроступы, вместо театр – позорище (от корня зор – смотреть, взгляд), вместо фортепиано – тихогром. Хотя и русские у этих слов были корни язык их не принял. Зато целый ряд слов придуман…ых русским историком Николаем Михайловичем Карамзиным привились и теперь нам кажется что они были всегда промышлен…ость подозрительность достопр…мечательность первоклассный утончен…ый человечный. А вот еще один «изобретатель» - Джонатан Свифт. Его герой Гулливер попадает в страну населен…ую лилипутами. Другой писатель, Карел Чапек, придумал и описал (человеко)подобную машину и дал ей название, которое теперь у всех на слуху, - робот. Когда великому (Ш)шведскому натуралисту Карлу Линнею понадобилось назвать единым словом всех животных обитающих в определен…ой мес…ности он придумал слово фауна. См.: Гамазкова И. Что мы говорим, когда говорим. М.: Слово/Slovo, 2000, С.10-12 Задание 4. Поставьте ударение в словах: алкоголь, баловать, запломбировать, исповедание, каталог, квартал, красивее, договор, корысть, кухонный, мизерный, свекла, мышление, обеспечение, оптовый, запасный, генезис. Задание 5. Знаете ли Вы значения иностранных слов? Конформизм, конъюнктура, легитимный, маркетинг, менталитет, рейтинг, имидж, тюнинг, юзер, бренд, альтернатива. Индивидуальное задание. Подготовьте сообщение по теме: «Жесткие правила русского речевого этикета». Список рекомендованной литературы. 1. Акишина А.Я., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1994. 2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М., 1980. 3. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000. 4. Колесников Н.П. Слова с удвоенными согласными: Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону, 1995. 5. Словарь иностранных слов: Актуальная лексика. Толкования. Этимология /Андреева Н.Н. и др. – М.: Цитадель, 1997. 6. Ударение в русском языке (трудные случаи): Словарь /Сост. И.С.Лисцов. – М., 2000. Речевая деятельность в различных ситуациях и условиях общения Задание 1. Назовите известные Вам формы социально-маркированных приветствий. Образец: «Здравствуй, Петрович!» - приветствие в дружеском общении, либо приветствие с оттенком фамильярности в официальной обстановке, допустимое по отношению к лицу с равным социальным статусом. Устное сообщение студента по теме: «Жесткие правила русского речевого этикета». Регламент выступления 3 минуты. Задание 2. Составьте фразы, соответствующие - риторике порицания; - риторике похвалы;
в ситуациях официального и дружеского общения. Задание 3. 1. Объясните разницу в значении слов, составляющих паронимический ряд: военный – воинский; лиричный – лирический; одеть – надеть; удачный – удачливый; хозяйский – хозяйственный; отчетный – отчетливый; скрытый – скрытный; цветной – цветастый – цветовой. Задание 4. Составьте синонимический ряд с опорным словом ЛГАТЬ. Задание 5. Расставьте в тексте знаки препинания и пропущенные буквы. Янтарная комната – восьмое чудо света. Екатерининский дворец в Царском Селе – выдающийся памятник русской архитектуры XVIII – XIX веков. Более столетия целая плеяда архитекторов художников мастеров (декоративно)прикладного искус…тва работали над созданием и отделкой его интерьеров. Дворец создавался в середине 1750-х годов по проекту Б.-Ф.Растрелли. Одним из самых (не)обычных залов Екатерининского дворца была знаменитая Янтарная комната получившая свое название благодаря материалу которым были украшены) ее стены. Она восхищала и современников и всех тех кто мог ею любоваться позднее. У всех кто посещал дворец комната оставляла (не)забываемое впечатление. Янтарная комната которую называли восьмым чудом света зачаровывала и пр…водила в удивление своей необычностью красотой блеском и некоторой таинственностью теплого «живого» материала, роскошью и изобретательностью отделки. История возникновения Янтарной комнаты связанная прежде всего с расцветом (Е)европейского искус…тва XVIII века, взлетом художествен…ого вдохновения, дипломатическими отношениями коронован…ых особ, трагедией человеческих судеб, тайной исчезновения в начале Великой Отечественной войны и многочислен…ых безрезультатных поисков, сама по себе чрезвычайно интересна. Янтарь (сукцинит) это окаменевшая смола хвойных деревьев произр…стающих на побережье Балтийского (Северного) моря в третичный период, около 45 мил…ионов лет назад. С древних времен янтарь пр…влекал к себе внимание людей. О его происхождении высказывались самые различные догадки: его называли и «воском лесных муравьев» и «медом диких пчел» и морской пеной застывшей на солнце. Издревле янтарь наделяли магическими свойствами пр..писывали ему положительное влияние на здоровье и судьбу людей а его особенность сохранять в своей структуре частицы р…стений насекомых солнечное тепло поистине завораживали. Благодаря высокому мастерству и опыту реставраторов Янтарная комната была завершена к намечен…ому сроку и 31 мая 2003 года к (трехсот)летнему юбилею Санкт-Петербурга Янтарная комната была торжествен…о открыта. (1) 1. См.:Григорович Н. Царское Село. Янтарная комната – восьмое чудо света. СПб.: Альфа-Колор, 2004. 34 с. Индивидуальное задание. Подготовьте сообщение по теме: «Языковые изменения в русском языке рубежа XX-XXI веков». Список рекомендованной литературы. 1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994. 2. Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. – СПб., РАН, 1996. 3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М., 1998. 4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989. 5. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения /Под ред. Н.Г.Скляревской. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998. Речевая норма как центральное понятие культуры речи. Теоретическая справка: Литературная норма. Славянизмы, поэтизмы. Ломоносовские и карамзинские преобразования в области синтаксиса и словоупотребления. Устное сообщение студента по теме: “Языковые изменения в русском языке рубежа ХХ-XXI веков”. Регламент выступления 3 минуты. Задание № 1. Составьте словосочетания с паронимами: А) сущ.-паронимы: нагрев – нагревание; значение – значимость; дипломат – дипломант – дипломник. Б) прил.-паронимы: водяной – водный; особый – особенный; единый – единичный – единственный. В) глаголы-паронимы: руководить – руководствоваться; сыскать – снискать; отличать – различать – замечать. Задание № 2. К данным словам подберите синонимы с иной стилистической окраской: рукоплескать, воин, болезнь, потрясающий, краснобай, фолиант. Задание № 3. Приведите известные Вам омонимы русского языка (2-3 примера). Задание № 4. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения: глубокий, счастливый, хромой, глянцевый, неуклюжий, холостой, ценный, умный. Задание № 5. Данные существительные поставьте в форму И.п., мн.ч., учитывая варианты окончаний и их стилистическую окраску, а также явление паронимии и динамику норм современного русского литературного языка: крейсер, офицер, доктор, ректор, профессор, соболь, хлеб, учитель, сектор, бухгалтер, век, год, табель, вексель. Задание № 6. Определите род существительных: фламинго, пони, каникулы, ханжа, умница, лапочка, солнышко, дитя, братишка, МИД, тюль, пенальти, эмансипе. Задание № 7. Поставьте ударение в словах: премировать, звонит, таможня, принята, поняла, понял, поняли, поняло, свекла, творог. Список рекомендованной литературы. 1. Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 1997. 2. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. – М., 1999. 3. Смелкова З.С. Деловой человек: Культура речевого общения. Пособие и словарь–справочник. – М., 1997. Функциональные стили. Официально-деловой стиль письменной речи. Задание №1. Составьте предложения с данными предлогами, характерными для официально-делового стиля изложения: в целях, в связи, в отношении, в силу, в частности, в соответствии, в течение, во избежание, по окончании, по возвращении, в счет. Задание № 2. К данным словам подберите определения, выраженные прилагательными и причастиями и имеющие официально-деловой оттенок: лицо, жалоба, наказание, приговор, обязательства, порядок, меры, нарушения, органы. Задание № 3. Перечислите жанровые отличия автобиографии и резюме. См.: О правилах составления резюме: Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий /Е.В.Ганапольская, Т.Ю.Волошинова, Н.В.Анисина, Ю.А.Ермолаева, Я.В.Лукина, Т.А.Потапенко, Л.В.Степанова. Под ред. Е.В.Ганапольской, А.В.Хохлова. СПб.: Питер, 2005, С.279-280. Задание № 4. Составьте предложения с языковыми конструкциями, типичными для жанра заявления: в силу, вследствие, за недостатком, по причине. Индивидуальное задание. Подготовьте сообщение по теме: «Идеальный оратор». Список рекомендованной литературы. 1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1994. 2. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. – М., 1991. 3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высш. Шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002, С.393-411. Основы ораторского искусства и полемического мастерства. Задание № 1. Проанализируйте синонимы, по-разному называющие красноречивого человека: ОРАТОР – ЗЛАТОУСТ – ЦИЦЕРОН – КРАСНОБАЙ - ГОВОРУН – ВИТИЯ – РИТОР. Задание № 2. Проанализируйте высказывание Цицерона, определите, в чем состоит сложный характер взаимоотношений оратора и аудитории: Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечает в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего… Сколько раз мы говорим, столько раз над нами совершается суд; …Тот оратор, которого одобряет толпа, неизбежно будет одобрен и знатоками. Устные сообщения студентов по теме: “Идеальный оратор”. Регламент выступления 5 минут. Задание № 3. Опишите любой предмет, используя риторические средства и называя их. Образец: безногий стул (оксюморон); Сидеть или не сидеть? (риторический вопрос); Задание № 4. В данном тексте найдите и назовите различные виды уловок в споре. В деревню к матери приехал в отпуск кандидат филологических наук с женой. Здесь же проживает Глеб Капустин, который славится тем, что “срезает” в разговоре приезжих знаменитостей. Вечером, после работы, переодевшись, он приходит в дом вместе деревенскими мужиками, которые ждут нового развлечения.
(по рассказу В.М.Шукшина “Срезал”) Задание № 5. Письменно составьте самое длинное обращение к аудитории, не затрагивая фактор “внешний вид”. Продумайте и осуществите Ваш способ произнесения, учитывая тембр, темп, интонации и громкость речи. Список рекомендованной литературы. 1. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб., 1999 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 21-е изд., перераб., доп. – М.: Русский язык, 1989. 3. Никитина Т.Н. Так говорит молодежь: Словарь сленга. По материалам прессы 70-90-х годов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998. 4. Поварнин С. Спор: о теории и практике спора. – СПб.: Лань, 1996. 5. Сопер Л. П. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1999. Экспрессивность речи и средства ее выразительности. Задание № 1. Закончите следующие фразеологизмы: седьмая вода на…; мотать себе на…; медведь на ухо…; пересчитать…; псу под…; намылить… Задание № 2. Составьте предложения со следующими фразеологизмами: коломенская верста, тертый калач, подложить свинью, заморить червячка, без царя в голове, как кол проглотил, как сивый мерин, драть как сидорову козу, кошки скребут на душе, черт возьми, хоть караул кричи, кот наплакал. Задание № 3. Приведите три известные Вам крылатых выражения и дайте им объяснение. Образец: Ариаднина нить – способ, помогающий выйти из трудного положения. Задание № 4. Перечислите известные Вам тропы и риторические фигуры, приведите примеры. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Основными целями выполнения контрольной работы являются:
Контрольная работа включает задания на проверку знаний орфографических и пунктуационных норм; предполагает самостоятельную работу с орфоэпическими, лексическими, фразеологическими словарями, словарями лексических и грамматических трудностей русского языка. Для выполнения задания № 15 необходимо обратиться к справочникам и пособиям по деловому стилю русской речи. В конце работы студент должен составить список использованной литературы, в котором необходимо указать словари и справочники, использованные в процессе выполнения контрольной работы. |
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Программа зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | ||
Контрольная работа № по дисциплине «Русский язык и культура речи» Московский государственный технический университет «мами кафедра «Русский язык» | Программа курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи» В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам | ||
Методические указания по самостоятельной работе для студентов по... Специальности «Клиническая психология», «Социальная работа», «Биология», «Менеджмент» | Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... | Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | ||
Н. С. Лесков (3 ч.) -2 шт. I к Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» за 1 п/г – III к | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» Методические указания предназначены для подготовки студентов зочной формы обучения к зачету по русскому языку и культуре речи, содержат... | Методические указания по изучению дисциплины «русский язык и культура... Методические указания предназначены для подготовки к семинарским (практическим) занятиям студентов очной и заочной формы обучения... | ||
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи»... «Социальная работа», 080100. 62 «Экономика», 030900. 62 «Юриспруденция», 080200. 62 «Менеджмент» заочная форма обучения | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | ||
Методические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии | Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... |