Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи»





Скачать 350.99 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи»
страница1/3
Дата публикации02.03.2015
Размер350.99 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Культура > Самостоятельная работа
  1   2   3
Самостоятельная работа студентов 1 курса ВПО по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Организационно-методические указания
Дисциплина “Русский язык и культура речи” изучается на I курсе в течение одного семестра. Основными видами занятий являются лекции, семинары и самостоятельная работа. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами: “Культурология”, “История”, “Философия”, “Социология”, “Политология”.

Формы текущего контроля – доклады, сообщения, выступления на семинарах и практических занятиях, тестирование.

Итоговая форма контроля  зачет.

В результате изучения дисциплины студент должен быть подготовлен к решению следующих задач:

  • формированию целостной картины становления стилистической системы русского языка;

  • определение своеобразия современной речевой ситуации;

  • определение места отдельных фактов языковой культуры в культурно-историческом процессе.

Для выполнения указанной цели и задач студент должен:

  1. Знать:

- правила правописания и различных синтаксических конструкций;

- мотивированность языкового знания и экспрессивность речи;

- стилистический потенциал фразеологии;

- индивидуальную образность речи.

    уметь:

- применять методику оценки уровня культуры устной и письменной речи;

- применять методику анализа различных видов устной и письменной речи;

- комплексом умений и навыков техники речевой коммуникации;

  • владеть различными стилями речи, основами стилистического богатства родного языка.


Содержание тем дисциплины
Предмет и основные понятия русского языка и культуры речи.

Язык и речь. Функции речи: общение, сообщение, воздействие. Культура речи в системе гуманитарных наук. Культура речи и смежные дисциплины (“Риторика”, “Стилистика”). Образ оратора. Роль невербальных компонентов в общении. Культура речи и культура языка. Объективное и субъективное значение культуры речи. Прошлое и настоящее русского литературного языка. Общая характеристика основных этапов становления русского литературного языка  от начала письменности до конца XVII в.;

  • эпоха реформ Петра Великого;

  • XVIII в. (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.С. Шишков, Н.М. Карамзин и “полемика о языке”);

  • А.С. Пушкин и его эпоха (роль А.С. Пушкина в выявлении и раскрытии стилистических свойств русского языка);

  • XIX в. и начало ХХ в.

  • 1917  1985 гг.

  • 1986-2009 гг.

Специфика культуры речи как научной дисциплины. Центральные проблемы: 1) проблема литературной нормы, ее теоретическая и культурологическая интерпретация; 2) регулятивный аспект, предусматривающий поддержку и защиту русского языка от неблагоприятных и разрушительных влияний. Языковая политика и проблема лингвистического прогноза.
Письменная и устная форма существования языка.

Различия устной и письменной речи при чтении и при слушании. Книжно-письменный и устно-разговорный стили речи. Стилистическая нормативность речи. Эвфемизмы. Орфоэпия. Московское и петербургское произношение. Высокий, нейтральный, просторечный и сценический типы произношения. Ударение. Артикуляция, дикция и стиль произношения. Системность стиля. Проявление системности стиля на различных уровнях языковой структуры. Стиль, жанр и функционально-смысловой тип речи. Контекст. Тезаурус.
Лексика устной и письменной речи. Стилистические пласты лексики современного русского литературного языка.

Основные приемы подготовки устной речи и ее жанры: беседа деловая, интервью, пресс-конференция. Диалектология. Лексикография. Лексика письменной речи. Омонимы, синонимы и антонимы. Состав лексики с точки зрения его формирования. Стилистические пласты лексики современного русского литературного языка. Общеупотребительная лексика, территориально или социально ограниченная лексика. Активная и пассивная лексика. Проблема речевой культуры специалиста. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Словари.
Речевая норма как центральное понятие культуры речи. Относительность и изменчивость литературной нормы.

Формы речи: Письменная, устная, диалогическая, монологическая, полемическая. Публичная речь. Проблема речевой нормы. Основные подходы к выбору нормы и ее определению. Принцип коммуникативной целесообразности. Антинормализаторство. Теория динамической нормы. Относительность и изменчивость литературной нормы. Источники изменения норм литературного языка. Виды нормативной оформленности: коммуникативная, стилистическая, композиционная. Критерии коммуникативной оформленности речи. Ассоциативное и логическое мышление в речи. Влияние грамматических и речевых ошибок на взаимопонимание собеседников. Общая классификация грамматических и речевых ошибок.
Основные качества речи. Эмоциональность в речи и в языке. Эллипс.

Богатство и разнообразие словаря говорящего. Непременное условие культуры речи  ее чистота. Яркость, образность и выразительность речи. Точность  необходимое качество речи. Правильность  центральное понятие культуры речи. Экспрессивно-эмоциональная окрашенность речи. Тенденция к преувеличению. Источники экспрессивности языкового знака. Эллипс. Повтор как свойство эмоциональной речи. Принцип проблемного и выразительного изложения мыслей. Функционально-смысловые типы речи. Роды и виды красноречия: социально-политическое, академическое и лекционное, судебное, духовное (церковно-богословское), социально-бытовое. Память. Виды памяти: зрительная, слуховая, смешанная. Техника речи. Ритмика, паузы, интонация, дикция, жест.
Фразеологизмы. Социально-жанровый компонент речи.

Понятие о фразеологическом обороте. Многозначность фразеологизмов. Межстилевые фразеологизмы. Разговорно-бытовые фразеологизмы. Крылатые слова. Библеизмы. Использование чужой речи. Социально-жанровый компонент речи. Его значение и роль в современном русском литературном языке. Нейтральная лексика. Фамильярность и просторечность. Народно-поэтическая лексика.
Индивидуальная образность речи.

Тропы и фигуры речи. Метафора и ее виды. “Многослойная” метафора. Развернутая метафора. Образные сравнения. Метонимия. Спонтанность и неспонтанность как стилистическая характеристика речи. Объективные трудности порождения речи. Индивидуальные особенности оратора.
Функциональные стили. Официально-деловой стиль письменной речи.

Разговорный стиль. Научный. Публицистический. Художественный. Официально-деловой стиль. Стилистическая вариативность. Эпистолярный стиль. Его своеобразие. Подстили официально-делового стиля: законодательный, административно-канцелярский, дипломатический. Жанровые разновидности подстилей: 1) официально-делового стиля; 2) научного стиля. Проблема точности словоупотребления. Использования терминов. Виды терминов. Гармонизация, унификация, благозвучие терминов. Возможность устного существования текстов официально-делового стиля. Проблема речевого стандарта и канцеляризмов. Средства массовой информации и культура речи. Информация, информационная норма, информационное поле. Полистилизм (стилевая полифония) как важнейший признак языка средств массовой информации.
Основы ораторского искусства и полемического мастерства.

Ораторское искусство как социальное явление. Виды ораторского искусства. История ораторского искусства. Античная риторика. Развитие риторических традиций в России. Риторические навыки и умения. Подготовка к публичным выступлениям. Виды подготовки. Композиция речи. План-основа композиции. Составные элементы композиции. Недостатки композиции. Контакт с аудиторией. Учет особенностей аудитории. Форма преподнесения материала. Единство слова и дела. Спор, дискуссия, полемика. Классификация споров. Культура спора. Определенность позиций полемистов. Национальные и культурные традиции. Уважительное отношение к оппоненту. Основные формально-логические законы. Доказательство. Логические ошибки. Доводы в споре. Полемические приемы. Уловки в споре. Искусство отвечать на вопросы. Организация и проведение дискуссии.
Язык и стиль документов.

Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Культура составления документа: способы изложения материала, соразмерность частей, отбор речевых форм. Аргументация в разных категориях деловых документов. Диапазон используемых речевых средств. Ясность и лаконичность стиля.
Основные понятия курса: язык и речь, культура, культура речи, норма русского литературного языка, динамика нормы, стиль, типология функциональных стилей русского литературного языка, функционально-смысловые типы речи, коммуникация, речевое общение, речевое взаимодействие, речевое воздействие, речевой пуризм, речевой узус, риторические фигуры, топика (система общих мест), аргументация и доказательства, образ оратора, техника речи, невербальные средства общения, спор, типология споров, специальный язык, норма в терминологии, жанры документации, деловой этикет, русский речевой этикет, приемы унификации в документах, информация, информационное поле, информационная норма, языковая экспрессия, полистилизм, орфоэпия, произношение, московское и петербургское произношение, типы произношения, диалектология, ортология, лексикография, пунктуация, синтаксическая норма, прагматика, сфера субъекта, адресат речи, средства массовой информации, текст, контекст, тезаурус, метатекст, дискурс.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Словари и речевая культура

Задание 1. Объясните значение слов: менеджер, брифинг, тусоваться, толерантность, юрисдикция, импичмент.

Задание 2. В письменном виде составьте рассказ о себе (10-15 предложений).

Задание 3. Расставьте в тексте знаки препинания и пропущенные буквы.

Откуда берутся слова?

Зачем нашему языку новые слова? А затем что люди всегда старались перенять все новое интересное и полезное что есть в других странах. Пр…везли купцы огромные зелено-полосатые шары, нахваливают: ах до чего вкусны, в жару прохладительны! Не было у русских таких плодов не было и слова а значит вместе с товаром новым пр…везли купцы новое слово – арбуз.

Но так было не всегда. Решил например писатель, государственный деятель (П)пушкинского времени, адмирал Александр Семенович Шишков зам…нить иностранные слова выдуман…ыми им «русскими»: вместо галоши говорить мокроступы, вместо театр – позорище (от корня зор – смотреть, взгляд), вместо фортепиано – тихогром. Хотя и русские у этих слов были корни язык их не принял.

Зато целый ряд слов придуман…ых русским историком Николаем Михайловичем Карамзиным привились и теперь нам кажется что они были всегда промышлен…ость подозрительность достопр…мечательность первоклассный утончен…ый человечный.

А вот еще один «изобретатель» - Джонатан Свифт. Его герой Гулливер попадает в страну населен…ую лилипутами. Другой писатель, Карел Чапек, придумал и описал (человеко)подобную машину и дал ей название, которое теперь у всех на слуху, - робот.

Когда великому (Ш)шведскому натуралисту Карлу Линнею понадобилось назвать единым словом всех животных обитающих в определен…ой мес…ности он придумал слово фауна.

См.: Гамазкова И. Что мы говорим, когда говорим. М.: Слово/Slovo, 2000, С.10-12

Задание 4. Поставьте ударение в словах:

алкоголь, баловать, запломбировать, исповедание, каталог, квартал, красивее, договор, корысть, кухонный, мизерный, свекла, мышление, обеспечение, оптовый, запасный, генезис.

Задание 5. Знаете ли Вы значения иностранных слов?

Конформизм, конъюнктура, легитимный, маркетинг, менталитет, рейтинг, имидж, тюнинг, юзер, бренд, альтернатива.

Индивидуальное задание. Подготовьте сообщение по теме: «Жесткие правила русского речевого этикета».

Список рекомендованной литературы.

1. Акишина А.Я., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1994.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М., 1980.

3. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

4. Колесников Н.П. Слова с удвоенными согласными: Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону, 1995.

5. Словарь иностранных слов: Актуальная лексика. Толкования. Этимология /Андреева Н.Н. и др. – М.: Цитадель, 1997.

6. Ударение в русском языке (трудные случаи): Словарь /Сост. И.С.Лисцов. – М., 2000.
Речевая деятельность в различных ситуациях и условиях общения

Задание 1. Назовите известные Вам формы социально-маркированных приветствий.

Образец: «Здравствуй, Петрович!» - приветствие в дружеском общении, либо приветствие с оттенком фамильярности в официальной обстановке, допустимое по отношению к лицу с равным социальным статусом.
Устное сообщение студента по теме: «Жесткие правила русского речевого этикета». Регламент выступления 3 минуты.

Задание 2. Составьте фразы, соответствующие

- риторике порицания;

- риторике похвалы;

  • риторике утешения;

  • риторике напоминания;

  • риторике благодарности

в ситуациях официального и дружеского общения.

Задание 3.

1. Объясните разницу в значении слов, составляющих паронимический ряд:

военный – воинский;

лиричный – лирический;

одеть – надеть;

удачный – удачливый;

хозяйский – хозяйственный;

отчетный – отчетливый;

скрытый – скрытный;

цветной – цветастый – цветовой.

Задание 4. Составьте синонимический ряд с опорным словом ЛГАТЬ.

Задание 5. Расставьте в тексте знаки препинания и пропущенные буквы.

Янтарная комната – восьмое чудо света.

Екатерининский дворец в Царском Селе – выдающийся памятник русской архитектуры XVIII – XIX веков. Более столетия целая плеяда архитекторов художников мастеров (декоративно)прикладного искус…тва работали над созданием и отделкой его интерьеров.

Дворец создавался в середине 1750-х годов по проекту Б.-Ф.Растрелли.

Одним из самых (не)обычных залов Екатерининского дворца была знаменитая Янтарная комната получившая свое название благодаря материалу которым были украшены) ее стены. Она восхищала и современников и всех тех кто мог ею любоваться позднее. У всех кто посещал дворец комната оставляла (не)забываемое впечатление. Янтарная комната которую называли восьмым чудом света зачаровывала и пр…водила в удивление своей необычностью красотой блеском и некоторой таинственностью теплого «живого» материала, роскошью и изобретательностью отделки.

История возникновения Янтарной комнаты связанная прежде всего с расцветом (Е)европейского искус…тва XVIII века, взлетом художествен…ого вдохновения, дипломатическими отношениями коронован…ых особ, трагедией человеческих судеб, тайной исчезновения в начале

Великой Отечественной войны и многочислен…ых безрезультатных поисков, сама по себе чрезвычайно интересна.

Янтарь (сукцинит) это окаменевшая смола хвойных деревьев произр…стающих на побережье Балтийского (Северного) моря в третичный период, около 45 мил…ионов лет назад. С древних времен янтарь пр…влекал к себе внимание людей. О его происхождении высказывались самые различные догадки: его называли и «воском лесных муравьев» и «медом диких пчел» и морской пеной застывшей на солнце. Издревле янтарь наделяли магическими свойствами пр..писывали ему положительное влияние на здоровье и судьбу людей а его особенность сохранять в своей структуре частицы р…стений насекомых солнечное тепло поистине завораживали.

Благодаря высокому мастерству и опыту реставраторов Янтарная комната была завершена к намечен…ому сроку и 31 мая 2003 года к (трехсот)летнему юбилею Санкт-Петербурга Янтарная комната была торжествен…о открыта. (1)

1. См.:Григорович Н. Царское Село. Янтарная комната – восьмое чудо света. СПб.: Альфа-Колор, 2004. 34 с.

Индивидуальное задание. Подготовьте сообщение по теме: «Языковые изменения в русском языке рубежа XX-XXI веков».
Список рекомендованной литературы.

1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994.

2. Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. – СПб., РАН, 1996.

3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

5. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения /Под ред. Н.Г.Скляревской. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998.
Речевая норма как центральное понятие культуры речи.

Теоретическая справка: Литературная норма. Славянизмы, поэтизмы. Ломоносовские и карамзинские преобразования в области синтаксиса и словоупотребления.

Устное сообщение студента по теме: “Языковые изменения в русском языке рубежа ХХ-XXI веков”. Регламент выступления 3 минуты.
Задание № 1. Составьте словосочетания с паронимами:

А) сущ.-паронимы: нагрев – нагревание; значение – значимость; дипломат – дипломант – дипломник.

Б) прил.-паронимы: водяной – водный; особый – особенный; единый – единичный – единственный.

В) глаголы-паронимы: руководить – руководствоваться; сыскать – снискать; отличать – различать – замечать.
Задание № 2. К данным словам подберите синонимы с иной стилистической окраской:

рукоплескать, воин, болезнь, потрясающий, краснобай, фолиант.

Задание № 3. Приведите известные Вам омонимы русского языка (2-3 примера).

Задание № 4. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения:

глубокий, счастливый, хромой, глянцевый, неуклюжий, холостой, ценный, умный.

Задание № 5. Данные существительные поставьте в форму И.п., мн.ч., учитывая варианты окончаний и их стилистическую окраску, а также явление паронимии и динамику норм современного русского литературного языка:

крейсер, офицер, доктор, ректор, профессор, соболь, хлеб, учитель, сектор, бухгалтер, век, год, табель, вексель.

Задание № 6. Определите род существительных:

фламинго, пони, каникулы, ханжа, умница, лапочка, солнышко, дитя, братишка, МИД, тюль, пенальти, эмансипе.

Задание № 7. Поставьте ударение в словах:

премировать, звонит, таможня, принята, поняла, понял, поняли, поняло, свекла, творог.

Список рекомендованной литературы.

1. Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 1997.

2. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. – М., 1999.

3. Смелкова З.С. Деловой человек: Культура речевого общения. Пособие и словарь–справочник. – М., 1997.

Функциональные стили.

Официально-деловой стиль письменной речи.

Задание №1. Составьте предложения с данными предлогами, характерными для официально-делового стиля изложения:

в целях, в связи, в отношении, в силу, в частности, в соответствии, в течение, во избежание, по окончании, по возвращении, в счет.

Задание № 2. К данным словам подберите определения, выраженные прилагательными и причастиями и имеющие официально-деловой оттенок:

лицо, жалоба, наказание, приговор, обязательства, порядок, меры, нарушения, органы.

Задание № 3. Перечислите жанровые отличия автобиографии и резюме.

См.: О правилах составления резюме: Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий /Е.В.Ганапольская, Т.Ю.Волошинова, Н.В.Анисина, Ю.А.Ермолаева, Я.В.Лукина, Т.А.Потапенко, Л.В.Степанова. Под ред. Е.В.Ганапольской, А.В.Хохлова. СПб.: Питер, 2005, С.279-280.

Задание № 4. Составьте предложения с языковыми конструкциями, типичными для жанра заявления:

в силу, вследствие, за недостатком, по причине.

Индивидуальное задание. Подготовьте сообщение по теме: «Идеальный оратор».
Список рекомендованной литературы.

1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1994.

2. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. – М., 1991.

3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высш. Шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002, С.393-411.
Основы ораторского искусства и полемического мастерства.

Задание № 1. Проанализируйте синонимы, по-разному называющие красноречивого человека: ОРАТОР – ЗЛАТОУСТ – ЦИЦЕРОН – КРАСНОБАЙ - ГОВОРУН – ВИТИЯ – РИТОР.

Задание № 2. Проанализируйте высказывание Цицерона, определите, в чем состоит сложный характер взаимоотношений оратора и аудитории:

Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечает в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего… Сколько раз мы говорим, столько раз над нами совершается суд;

…Тот оратор, которого одобряет толпа, неизбежно будет одобрен и знатоками.
Устные сообщения студентов по теме: “Идеальный оратор”. Регламент выступления 5 минут.
Задание № 3. Опишите любой предмет, используя риторические средства и называя их.

Образец: безногий стул (оксюморон);

Сидеть или не сидеть? (риторический вопрос);

Задание № 4. В данном тексте найдите и назовите различные виды уловок в споре.

В деревню к матери приехал в отпуск кандидат филологических наук с женой. Здесь же проживает Глеб Капустин, который славится тем, что “срезает” в разговоре приезжих знаменитостей.

Вечером, после работы, переодевшись, он приходит в дом вместе деревенскими мужиками, которые ждут нового развлечения.

  • В какой области выявляете себя? – спросил Глеб.

  • - Где работаю, что ли?

  • Да.

  • На филфаке.

  • Философия?

  • Не совсем…

  • Необходимая вещь. – Глебу нужно было, чтоб была философия. – Ну, и как насчет первичности?

  • Какой первичности? – не понял кандидат.

  • Первичности духа и материи. – Глеб бросил перчатку.

  • Как всегда. Материя первична…

  • А дух?

  • А дух вторичен. А что?

  • …Как сейчас философия определяет понятие невесомости?

  • Как всегда определяла. Почему сейчас?

  • Но явление-то открыто недавно, поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит так, стратегическая философия – совершенно иначе.

  • Да нет такой философии – стратегической.

  • Допустим, но есть диалектика природы. А природу определяет философия. В качестве одного из элементов природы недавно обнаружена невесомость. Поэтому я и спрашиваю: растерянности не наблюдается среди философов?

  • Давайте установим, - серьезно заметил кандидат, - о чем мы говорим?

  • Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера:

  • Да нет такой проблемы! – сплеча рубанул кандидат.

  • Ну, на нет и суда нет! Баба с возу – коню легче, - добавил Глеб. – Проблемы нету, а эти… - Глеб показал руками что-то замысловатое, - танцуют, звенят бубенчиками… Да? Но при желании… - Глеб повторил: - При же-ла-нии - их как бы нету. Потому что если… Хорошо! Еще один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума?..

  • Послушайте!

  • Да мы уже послушали! Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, товарищ кандидат, что кандидатство – это ведь не костюм, который купил раз и навсегда. Но даже костюм надо иногда чистить…

(по рассказу В.М.Шукшина “Срезал”)
Задание № 5. Письменно составьте самое длинное обращение к аудитории, не затрагивая фактор “внешний вид”. Продумайте и осуществите Ваш способ произнесения, учитывая тембр, темп, интонации и громкость речи.

Список рекомендованной литературы.

1. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб., 1999

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 21-е изд., перераб., доп. – М.: Русский язык, 1989.

3. Никитина Т.Н. Так говорит молодежь: Словарь сленга. По материалам прессы 70-90-х годов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998.

4. Поварнин С. Спор: о теории и практике спора. – СПб.: Лань, 1996.

5. Сопер Л. П. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1999.
Экспрессивность речи и средства ее выразительности.
Задание № 1. Закончите следующие фразеологизмы:

седьмая вода на…; мотать себе на…; медведь на ухо…; пересчитать…; псу под…; намылить…

Задание № 2. Составьте предложения со следующими фразеологизмами:

коломенская верста, тертый калач, подложить свинью, заморить червячка, без царя в голове, как кол проглотил, как сивый мерин, драть как сидорову козу, кошки скребут на душе, черт возьми, хоть караул кричи, кот наплакал.

Задание № 3. Приведите три известные Вам крылатых выражения и дайте им объяснение.

Образец: Ариаднина нить – способ, помогающий выйти из трудного положения.

Задание № 4. Перечислите известные Вам тропы и риторические фигуры, приведите примеры.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


  1. Студентам заочной формы обучения предполагается выполнить контрольную работу. Преподаватель также может провести контрольную работу в ходе практического занятия на дневном отделении, либо применить контрольные задания в ходе промежуточной (итоговой) аттестации студентов очно-заочной формы обучения.

Основными целями выполнения контрольной работы являются:

  • углубление знаний студентов о нормах современного русского литературного языка;

  • проверка знаний студентов и контроль за качеством изучения студентами учебной дисциплины;

  • совершенствование языковой компетенции;

  • развитие навыков работы с научным текстом.

Контрольная работа включает задания на проверку знаний орфографических и пунктуационных норм; предполагает самостоятельную работу с орфоэпическими, лексическими, фразеологическими словарями, словарями лексических и грамматических трудностей русского языка. Для выполнения задания № 15 необходимо обратиться к справочникам и пособиям по деловому стилю русской речи.

В конце работы студент должен составить список использованной литературы, в котором необходимо указать словари и справочники, использованные в процессе выполнения контрольной работы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconПрограмма зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconКонтрольная работа № по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Московский государственный технический университет «мами кафедра «Русский язык»
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconПрограмма курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи»
В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические указания по самостоятельной работе для студентов по...
Специальности «Клиническая психология», «Социальная работа», «Биология», «Менеджмент»
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconРусский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:...
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconН. С. Лесков (3 ч.) -2 шт. I к
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» за 1 п/г – III к
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине...
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его...
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания предназначены для подготовки студентов зочной формы обучения к зачету по русскому языку и культуре речи, содержат...
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические указания по изучению дисциплины «русский язык и культура...
Методические указания предназначены для подготовки к семинарским (практическим) занятиям студентов очной и заочной формы обучения...
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи»...
«Социальная работа», 080100. 62 «Экономика», 030900. 62 «Юриспруденция», 080200. 62 «Менеджмент» заочная форма обучения
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск