Скачать 185.96 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи» Направление подготовки (специальности): 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Профили подготовки: «Автомобили и автомобильное хозяйство» Квалификация (степень) выпускника: бакалаврФорма обучения: очная Составитель: доцент Згурская О.Г. САНКТ ПЕТЕРБУРГ 2012 1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к вариативной части учебного цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Она обеспечивает расширение общей коммуникативной компетенции выпускника средней общеобразовательной школы, необходимое для освоения специальных дисциплин высшего учебного заведения. В задачи дисциплины входит:
Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи», таким образом, направлено на приобретение навыков адекватной самореализации в процессе обучения и адекватного самопредставления в профессиональной сфере. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Она обеспечивает разностороннюю подготовку к изучению специальных дисциплин: – знакомит студентов с особенностями организации процесса обучения в вузе и особенностями коммуникативного поведения в различных ситуация обучения; – дает информацию об основных методах работы с научным текстом при обучении в вузе (реферирование, аннотирование, рецензирование и др.); – готовит студентов к устным формам изложения и защиты собственной научной позиции. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Электроэнергетика и электротехника: общекультурные (ОК):
В результате изучения дисциплины студент должен:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум Лабораторный практикум не предусмотрен7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика рефератов: 1. Основные понятия и принципы культуры речи.
2. Правила совершенствования собственной речевой культуры. 2.1. Важнейшие словари русского языка. 2.2. Классическая литература как источник знаний о языке. 2.3. Обзор современной литературы. 2.4. Правила и особенности общения в разных социальных и профессиональных сферах. 2.5. Межкультурная коммуникация в современном мире. 2.6. Национальные особенности делового общения. 2.7. Искусство вести переговоры. 3. Основы стилистики. Научный стиль. 3.1. Специфика научного взгляда на мир. 3.2. История научного стиля в русском языке. 3.3. Структура научного стиля. 3.4. Особенности изложения в текстах разных жанров. 3.5. Структура научного текста. 3.6. Что такое дефиниция, как она строится и какую информацию содержит. 3.7. Реферат как вторичный жанр научного стиля. 3.8. Аннотация как вторичный жанр научного стиля. 3.9. Рецензия как вторичный жанр научного стиля. 3.10. Чужая речь в научном тексте. 4. Основы риторики. Правила подготовки устного выступления. 4.1. Мастера академического красноречия (Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт и др.). 4.2. Взаимоотношения оратора и аудитории. 4.3. Типы ораторов. 4.4. Внешность оратора (поза, осанка, мимика, одежда) 4.5. Характеристика голоса оратора. 4.6. Язык жестов оратора. 4.7. «Краткое руководство к красноречию» (1747) М.В. Ломоносова. 4.8. «Опыт риторики» (1796) И.С. Рижского. 4.9. Страх перед публичным выступлением и пути его преодоления. 4.10. Тренировка памяти. 4.11. Спор как форма диалога. 4.12. Традиции парламентского красноречия в России. 4.13. Мастера судебного красноречия (П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др.) 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература
б) дополнительная литература
в) программное обеспечение Для изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» специфического программного обеспечения не требуется. Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам: Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – русский язык для всех: http.//www.gramota.ru/ Национальный корпус русского языка http.//www.ruscorpora.ru/ Электронные версии словарей русского языка Электронная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Лекции и практические занятия по дисциплине «Культура речи и деловое общение» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Дисциплина «Культура речи и деловое общение» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин, так как обеспечивает формирование умений и навыков (см. раздел 3), необходимых при изучении всех дисциплин по данному направлению. При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены четыре модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Основные понятия и принципы культуры речи; 2. Правила совершенствования собственной речевой культуры; 3) Основы стилистики. Научный стиль; 4) Основы риторики. Правила подготовки устного выступления. Рекомендуется лекции, практические занятия и семинары по данной дисциплине сопровождать мультимедийными презентациями. В целях развития культуры мышления, способности к самостоятельному обобщению, анализу и восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения студентам предлагаются задания по написанию реферата, тезисов доклада с последующим выступлением на семинарах (см. раздел 8). Работа по аннотированию и рецензированию научных текстов направлена на формирование умения логически верно, аргументировано и ясно излагать и защищать собственную точку зрения в научной и деловой коммуникации. Оценки за реферат и выступление с докладом, сопровождаемым медиапрезентацией, а также оценки за рецензию, оформление различных жанров служебных документов (резюме и / или заявление, служебное письмо) рассматриваются в качестве текущего контроля успеваемости студентов и учитывается при выставлении промежуточной аттестации (зачёт). Разработчики: Горный университет, профессор кафедры русского языка и литературы Д.А. Щукина Горный университет, доцент кафедры русского языка и литературы О.Г. Згурская |
Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | ||
Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи... Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение... | Новороссийский филиал Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 32 с | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Направление подготовки (специальности): 022000 Экология и природопользование (изб) | Методические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гсэ цикла студентам очной формы обучения по направлению... | Русский язык и культура речи Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также... | ||
Методическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности... Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» | Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... | ||
Программа зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программа курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи» В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам |