Визитная карточка творческого проекта
«Велика Россия наша, и талантлив наш народ!»
Авторы проекта
| Дети, родители, педагоги подготовительной к школе группы ГБОУ центра развития ребёнка - детского сада №1195 СВОУО ДО г. Москвы
| Москва, Северо-Восточный административный округ
| Название проекта
| «Велика Россия наша, и талантлив наш народ!»
| Вид проекта
| Творческий
| Длительность
| Средней продолжительности (5 недель)
| Возрастная группа
| Подготовительная к школе группа
| Образовательная область
| Художественное творчество. Чтение художественной литературы. Познание. Музыка. Коммуникация. Социализация.
| Цель и задачи проекта:
| Цель: Пробуждать в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствовать воспитанию патриотических чувств, приобщать к миру прекрасного; научить детей ценить и любить народное творчество.
Задачи:
Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
Знакомить с предметами разных промыслов с растительным узором (городец, хохлома, жостово, гжель).
Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.)
Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен, в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
Развивать умения и навыки рисования элементов росписи;
Развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;
Формировать основы эстетического вкуса.
| Планируемые результаты
| После завершения проекта дошкольники смогут:
Воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях декоративно-прикладного искусства;
Эмоционально откликаться на красоту природы, одежды и убранства помещений; проявлять интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства, дизайну;
Самостоятельно создавать художественные образы в различных видах изобразительной и дизайн-деятельности;
Владеть комплексом технических навыков и умений в разных видах изобразительной деятельности;
Проявлять индивидуальное творчество в декоративной дизайн-деятельности; участвовать в коллективных художественно-декоративных работах
| Краткое содержание проекта
| Данный проект осуществлялся в рамках подготовки к празднованию Масленицы.
Проект основан на задачах образовательной области «Художественное творчество» Программы «Истоки». Одновременно осуществляется интегрирование с такими образовательными областями как: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора; дидактическая игра), «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация».
Знакомство с произведениями народных умельцев помогает ребёнку войти в мир прекрасного. Искусство учит его видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, бесконечное разнообразие её звуков, форм, пробуждает потребность наблюдать жизнь.
В ходе осуществления проекта дети попытаются осуществить элементарный поиск информации для ответа на вопросы: «Какие народные промыслы существуют?», «Где и как они зародились?», «Каковы отличительные особенности каждого вида народного промысла?», «Чем нас привлекают изделия народных умельцев?».
В процессе работы над проектом дети совместно со взрослыми создадут различные продукты деятельности: рисунки, аппликации, а вместе с родителями – альбомы по народным промыслам, подготовят мероприятие для детей других групп «Весёлая ярмарка».
| Этапы реализации проекта
| I этап. Введение в тему. Постановка проблемных вопросов.
Что такое – народные промыслы? Что мы знаем о народных промыслах? Что хотелось бы узнать о народных промыслах?
| Цель: выявить уровень знаний детей о русских народных промыслах, заинтересовать предстоящей деятельностью.
Используется беседа о предстоящем празднике «Масленица» и постановка проблемы: группе поручили подготовить мероприятие для детского сада «Весёлая ярмарка». В ходе беседы уточняются знания детей о том, что такое ярмарка, какие товары на ней могут быть представлены. Детей подводят к тому, что наиболее интересны для других ребят из нашего детского сада будут игрушки и предметы, изготовленные народными умельцами. Используется модель трёх вопросов.
| Что я знаю
| Что я хочу узнать
| Где я могу найти ответы на мои вопросы
| *Люди сами делают игрушки и разные предметы.
*Дымковская игрушка сделана из глины
*У дымковской игрушки очень весёлые, яркие узоры.
*У нас в группе есть предметы, которые можем взять для ярмарки: поднос, самовар…
| *Какие народные промыслы существуют?
*Где и как они зародились? *Каковы отличительные особенности каждого вида народного промысла?
*Кто и как изготавливает предметы декоративно-прикладного искусства?
| Спросить у воспитателей.
Спросить у родителей, бабушек, дедушек.
Поискать в книгах, в Интернете.
| II этап. «Планирование» » (на основе использования модели трёх вопросов)
|
*Обсуждение вариантов поиска информации
*Выбор тем детско-родительских проектов
*Планирование этапов исследовательской и творческой деятельности
*Обсуждение перечня материалов и оборудования, которые понадобятся
для организации ярмарки изделий декоративно-прикладного искусства в своём детском саду.
| III этап. «Поиск информации» - исследовательский этап
| Исследовательский этап включает в себя самостоятельную и совместную с родителями деятельность детей, связанную с поиском информации об истории возникновения, особенностях росписи, технике производства каждого отдельного вида народного промысла (по выбранным темам: «Гжель», «Хохлома», «Жостово», «Городец», «Дымка»), а также образовательную деятельность, организованную педагогом.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществляется *в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности;
*в ходе режимных моментов;
*в ходе самостоятельной деятельности
* в процессе организации сотрудничества с родителями воспитанников, специалистами детского сада.
| IV этап. «Организация работы с детьми по реализации замысла»
| *Подбор иллюстраций
*Оформление альбомов
*Использование полученной информации в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных)
*Художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) по темам проекта *Дизайн-деятельность: изготовление атрибутов для театрализованных и сюжетно-ролевых игр и декоративное оформление интерьера (кукольного, детского)
*Разучивание и исполнение народных танцев, песен, игр (по теме проекта)
*Подбор материалов и оформление выставки предметов декоративно-прикладного искусства.
*Организация образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
| V этап. «Презентация проекта»
| Презентация проекта на мероприятии «Весёлая ярмарка», выставка детско-родительских проектов, фотоальбомов и др. продуктов творчества, организация выставки предметов декоративно-прикладного искусства.
| Краткое описание проекта
| Описание методов оценивания
| В начале проектной деятельности изучается уровень представлений детей о русском народном творчестве (формирующее оценивание). Используя проблемную ситуацию, педагог вызывает интерес детей к данной теме, после чего уточняет их представления, подводит к обсуждению вопросов, на которые дети «хотели бы» получить ответ, и деятельности (самостоятельной и совместной со взрослыми).
Работа над каждой темой исследования завершается представлением результатов в виде фотоальбома, исследовательского проекта и др.
Работа над творческим проектом завершается открытым показом «Весёлая ярмарка» и выставкой детско-родительских проектов , творческих работ детей и предметов народного декоративно-прикладного искусства.
| Описание форм образовательной деятельности
| Вводная беседа 1 день
С детьми проводится беседа о предстоящем празднике «Масленица» и ставится проблема: группе поручили подготовить мероприятие для детского сада «Весёлая ярмарка». В ходе беседы уточняются знания детей о том, что такое ярмарка, какие товары на ней могут быть представлены. Детей подводят к тому, что наиболее интересны для других ребят из нашего детского сада будут игрушки и предметы, изготовленные народными умельцами. Выясняется, что дети уже знают о народных промыслах, и что им ещё хотелось бы об этом узнать.
Предлагается подумать, какая тема исследования для них наиболее интересна, обсудить её дома с родителями.
Для родителей проводится консультация, на которой они знакомятся с использованием проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста, его задачах и формах проведения. Обсуждается возможное участие родителей в осуществлении проекта; обсуждаются темы, которые могут заинтересовать их детей; оформляется буклет с рекомендациями и приглашением принять участие в проекте.
1 неделя
С дошкольниками проводятся различные формы образовательной деятельности (Рассказ воспитателя на тему: «Край, где родилась Хохлома. Легенда о Хохломе»; беседа о русских народных промыслах «Золотая Хохлома»; рисование «Хохломские узоры»; коллективная работа по аппликации «Золотые травы России); чтение стихотворений о Хохломе; сюжетно-ролевая игра «Бабушкина горница»; дидактическая игра «Составь узор «Травка»; рассматривание иллюстраций, альбомов по мотивам хохломской росписи; представляется первый детско-родительский исследовательский проект по теме «Золотая хохлома»).
Продолжается активное сотрудничество с родителями (подчёркивается необходимость непосредственного участия детей в подготовке презентаций по выбранной теме; оформляются стенды, папки-передвижки с консультациями и рекомендациями для родителей по теме проекта).
2 неделя
С дошкольниками продолжается образовательная деятельность по различным направлениям (Беседа: «Народная игрушка. История возникновения Дымковской игрушки»; рисование: «Дымковские узоры», «Наряд крестьянки», «Наряд барышни», «Барыня-щеголиха»; художественный труд: изготовление «артистов» для настольного театра; настольный театр: «Весёлое представление», «Весёлая карусель на ярмарке»; рассматривание дымковских игрушек «Индюк», «Барыня» и иллюстраций по мотивам Дымковской росписи в центре художественного творчества; проводится презентация детско-родительского проекта «Дымковская игрушка»).
Продолжается подбор иллюстраций, игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства для оформления выставки.
3 неделя
С дошкольниками продолжается образовательная деятельность по различным направлениям (Рассказ воспитателя «Бело-синее чудо – Гжель»; чтение рассказа «Бело-синее чудо»; рисование: «Бордюры», «Капельки», «Мазки», «Цветочек», «Чайник»; слушание народный мелодий, танец «Гжель»; дидактическая игра «Составь узор»; Рассматривание иллюстраций «Изделия из Гжели»; слушание записей народных мелодий; презентация детско-родительского проекта «Сказочная Гжель»).
Продолжается подбор иллюстраций, игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства для оформления выставки.
4 неделя
С дошкольниками продолжается образовательная деятельность по различным направлениям (Рассказ воспитателя «История возникновения Городецкой росписи»; беседа о традиционных мотивах городецкой росписи; чтение стихотворений; рисование: основные элементы росписи – «листья и кустик», «розан и ромашка», «купавка и бутон», «Расписное панно», «Расписная доска»; слушание народных мелодий; рассматривание иллюстраций, изделий с городецкой росписью; оформление кукольного уголка; презентация детско-родительского проекта «Городецкая роспись».
Продолжается подбор иллюстраций, игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства для оформления выставки. Готовится оформление зала, костюмы для проведения «Весёлой ярмарки». Разучиваются песни, частушки, стихи, танцы к «Весёлой ярмарке».
5 неделя
С дошкольниками продолжается образовательная деятельность по различным направлениям Рассказ-беседа «Знакомство с искусством Жостова»; чтение стихотворений; рисование «Жостовские орнаменты», «Кистевые мазки», «Простые узоры Жостово», «Жостовские подносы»; разучивание частушек по теме проекта; знакомство с разнообразием форм подносов (рассматривание иллюстраций в центре художественного творчества); презентация детско-родительского проекта «Жостовская роспись».
Осуществляется подбор предметов декоративно-прикладного искусства, альбомов, презентаций и др. для оформления выставки. Продолжают разучиваться песни, частушки, стихи, танцы к «Весёлой ярмарке».
Заключительный этап
Организуется выставка игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства; творческих работ детей и альбомов с презентациями детско-родительских проектов. Проводится итоговое мероприятие проекта: «Весёлая ярмарка».
| |