Скачать 221.93 Kb.
|
Утверждаю: Декан ГФ Рубанов В.Г. _________________________ (подпись) «______» ______________ 2009 г. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Рабочая программа для специальности 030602«Связи с общественностью» Факультет: Гуманитарный (ГФ) Обеспечивающая кафедра: Культурологии и социальной коммуникации Курс 5 Семестр 9 Учебный план набора 2008 годов Распределение учебного времени Лекции 18 ч. Практические занятия 18 ч. Всего аудиторных занятий 36ч. Самостоятельная (внеаудиторная) работа 36ч. Общая трудоемкость 72ч. Зачет в 9 семестре Томск 20091. Предисловие
«____»______________2009 г. Протокол № ________________
Аннотация Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Связи с общественностью в социальной сфере» предназначены для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью», которая входит в состав профессиональной подготовки специалистов в области связей с общественностью. Рабочая программа включает цели и задачи изучения дисциплины, перечень основных теоретических тем дисциплины, темы практического раздела дисциплины, вопросы и задания для текущего, рубежного и итогового контроля, варианты заданий для контрольных работ, самостоятельной познавательной деятельности студентов, список литературы. 1. Цели и задачи учебной дисциплины «Связи с общественностью в социальной сфере» 1.1. Цель преподавания дисциплины Целью данного курса является формирование у студентов взглядов на связи с общественностью в социальной сфере как на стратегический инструмент управления третьем сектором экономики; осознания специфики социально-культурной сферы, в которой происходит удовлетворение жизненно важных потребностей личности; понимания необходимости социального PR в создании стабильного и сплоченного общества через воздействие не на отдельные целевые аудитории, а на весь социум. Теоретическое освоение курса предполагает изучение специфики, природы и состава социальной сферы, ее актуальных проблем; использования методов и технологий связей с общественностью по исследованию и диагностики социальной сферы с учетом ее специфики; места некоммерческих организаций в третьем секторе экономики, возможностей и особенностей работы PR-специалиста в их структуре; возможностей привлечения волонтеров и оптимизация работы с ними средствами PR; разработки и реализации проектов социального фандрайзинга в интересах организаций социально-культурной сферы. Практическое освоение курса предполагает приобретение навыков работы с волонтерами, управления коммуникациями в социальной сфере, управление имиджем и репутацией через спонсорство и благотворительность, разработки фандрайзингового проекта, создания и реализации спонсорского пакета под конкретное социально значимое мероприятие, совершенствование навыков PR-работы, полученных на предыдущих этапах обучения и практики, с учетом специфики третьего сектора. 1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины
2. Содержание теоретического раздела дисциплиныТема 1. Связи с общественностью в социальной сфере (2 часа) Социальный институт: определения, сущность, характеристики, функции и дисфункции. Роль институтов в стабильном управлении обществом.Сущность, природа и состав социальной сферы. PR как социальный институт, его понятие и сущность. Социальный PR и проблема его невостребованности в России. Тема 2. Социальная реклама как PR-технология в социальной сфере (4 часа) Социальная реклама: определения, сущность, историческая ретроспектива развития. Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе». Классификации рекламы. Отличие социальной, общественной, коммерческой, некоммерческой рекламы. Место и роль социальной рекламы в системе связей с общественностью в социальной сфере. Социальная реклама Советского периода и ее направленность. Социальные рекламные кампании в современной России и мире и анализ их эффективности. Тема 3. Некоммерческие организации (НКО) (2 часа) Некоммерческая организация: определение, сущность, признаки. Функции некоммерческих организаций в жизни общества. Цели PR-деятельности в НКО. История становления и развития PR в НКО в США. Анализ востребованности социального PR российскими НКО. Правовое регулирование деятельности НКО. Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях». Российские НКО: численность, историческая ретроспектива их появления, сферы деятельности, проекты. Тема 4. Миссия некоммерческой организации (2 часа) Миссия: определение, сущность, цели и функции. Отличия миссии коммерческой и некоммерческой организации. Специфика разработки и формулировки миссии, ее элементы. Семантическая наполненность текста миссии. Разработка целей и задач деятельности НКО на основе миссии. Принцип SMARTE в формулировке задач. Тема 6. Фандрайзинг (4 часа) Основные понятия и значение фандрайзинга. Источники финансирования социокультурной сферы. Негосударственная поддержка социальной сферы. Виды и этапы фанрайзингвой кампании. Специальные акции и формы фандрейзинга. План действий фандрайзера при подготовки фандрайзинговой кампании. Подготовка документов (спонсорский пакет). Проведение фандрайзинговых кампаний. Особенности проведения переговоров с потенциальным контрибутором. Анализ эффективности фандрайзинга. Тема 5. Спонсорство и благотворительность как социальный фандрайзинг (4 часа) Спонсорство: определение, основные характеристики. Цели и формы спонсорства. Спонсоринг. Основания для выделения спонсорских средств просителю. Типы пожертвование контрибуторов: неограниченные, ограниченные, корпоративные дополняющие и пр. Благотворительность: определение, специфика, общие и частные цели и принципы. Движущие мотивы контрибуторов в благотворительной деятельности. Функции благотворительности. Спонсорство и благотворительность: общее и отличное. Основные сферы благотворительности и спонсорства.
Семинар 1. Социальное действие и социальное взаимодействие (2 часа) Социальное действие и взаимодействие: определения, сущность, концепция социального взаимодействия, типы и модель единичного действия Т. Парсонса. Структура, разновидности и уровни взаимодействия. Принципы регуляции социального взаимодействия. Формы и виды социального взаимодействия. Социальное взаимодействие как обмен. Социальное взаимодействие и коммуникация. Принципы регуляции взаимодействия. Семинар 2. Место связей с общественностью (ПР) в системе управления организацией (2 часа) Система управления организацией. Стратегическая направленность ПР-деятельности. Место ПР в организационной структуре управления. Цели и задачи ПР в организации. Основные функции ПР. Взаимопонимание между организацией и общественностью. Внутрикорпоративные связи. Семинар 3. Стимулирование социальной ответственности общества средствами PR (2 часа) Корпоративная социальная ответственность и ее значение для развития и совершенствования социальной сферы. Модели взаимодействия бизнеса, органов власти местного самоуправления в социальной сфере и их эффективность. Социальное партнерство и его актуальность в решении проблем социальной сферы. Социальные технологии как инструмент достижения взаимопонимания и гармоничных отношений с социальной общественностью Семинар 4. Волонтеры – основной ресурс некоммерческой организации (4 часа) Добровольцы и добровольчество (волонтеры и волонтерство): определения, основные характеристики. Волонтерские движения и их миссия. Формы и виды волонтерства. Правовое регулирование волонтерской деятельности, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Цели и принципы добровольчества. Волонтерские движения в России и Томске: типология, реестр движений, направления деятельности, социальные проекты и их эффективность. Кодекс волонтера. Волонтеры и волонтерская деятельность «Гринпис». Некоммерческие благотворительные фонды Томска. Волонтерское движение Томского политехнического университета «Стиль жизни». Семинар 5. Специфика связей с общественностью в учреждениях образования (2 часа) Место и роль PR в учреждениях третьего сектора. Трудности во внедрении PR и причины его низкой востребованности в образовательном секторе. Задачи службы PR в школах, вузах. Целевые аудитории для PR в образовательной среде и специфика выработки и/или оптимизации эффективных коммуникативных взаимодействий с ними. PR как основа создания атмосферы добровольного партнерства и благотворительной поддержки. Технологии и методы социального PR в сфере образования, репутационный менеджмент. Семинар 6. Связи с общественностью в системе здравоохранения (2 часа) Сущность деятельности PR-специалиста в системе здравоохранения. Организация PR-службы в медицинских учреждениях, ее актуальность и востребованность в коммерческих и некоммерческих учреждениях. Пропаганда и утверждение здорового образа жизни средствами PR. Формирование общественного мнения и проведение PR-кампаний в поддержку системы здравоохранения / реформы системы здравоохранение на практических примерах. Семинар 7. Проектная работа «Разработка спонсорского пакета для проведения социально значимого мероприятия» (2 часа) Семинар 8. Защита проектных работ (2 часа) 4. Программа самостоятельной познавательной деятельности Программа самостоятельной познавательной деятельности включает подготовку рефератов, докладов по тематикам семинарских и лекционных занятий. Студентам предлагается выбрать из нижеприведенного списка тему и выполнить ее письменно согласно требованиям и/или представить устно с использованием презентации.
по выполнению реферата в письменной форме и/или представлению доклада в устной форме Подготовка реферата имеет цели: а) закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по изучаемому курсу; б) развитие практических навыков самостоятельной работы со специальной литературой; в) выявление степени подготовленности студента к самостоятельным, ответственным суждениям и оценкам теорий, концепций. Реферат представляет собой обзор литературы по какой-либо проблеме (изложение содержания работ (книг, статей) с обозначением позиций их авторов по соответствующим вопросам). Автор реферата анализирует, сопоставляет эти позиции и высказывает свою точку зрения, формулирует свою позицию. Текст реферат обязательно должен включать ссылки на источники, обозначенные в списке литературы с указанием страниц. Структура реферата:
Объем реферата не менее 15 страниц формата А 4, кегель 14, интервал 1,5, верхнее и нижнее поле 2 см., правое – 1,5 см., левое – 3 см. Возможны иллюстрации, рисунки, таблицы. Реферат скрепляется. Письменно выполненный реферат представляется в форме устного доклада. Докладчику предоставляется 15-20 минут для доклада по заявленной теме. Использование презентации в Power Point приветствуется.
и дискуссионных вопросов
5. Текущий, рубежный и итоговый контроль результатов изучения дисциплины Целью применения контрольных заданий в ходе изучения материалов дисциплины является проверка усвоения информации и умение оперировать ей как в ходе ответов на простые вопросы с выбором вариантов ответа, так и при ответе на вопросы, предполагающие свободный ответ. Периодичность проведения контрольных работ или тестов зависит от объема информации и в среднем проводится через каждые две-три лекции. 5.1. Образцы тестовых заданий и контролирующих материалов 1. Объясните в чем отличие социального ПР от ПР в сфере экономики. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Структура фандрайзингового процесса включает: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Каковы отличительные признаки благотворительности и спонсорства: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Как называется волонтерское движение Томского политехнического университета? А) Точка зрения Б) Стиль жизни В) ДОМ 5. На сколько групп подразделяются все волонтерские движения? А) на три Б) на четыре В) на пять 6. Сколько лет должно быть человеку, чтобы он мог официально вступить в ряды добровольцев? А) 13 лет Б) 14 лет В) 15 лет Г) 16 лет 7.Назоваите формы социального взаимодействия. А) Кооперация Б) Воздействие В) Конкуренция Г) Конфликт Д) Конфронтация 8. Напишите пять пунктов, входящих в план действий фандрайзера при подготовки фандрайзинговой кампании. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Фандрайзинг – это … А) целенаправленный систематический поиск спонсорских или иных средств Б) добровольная помощь нуждающимся В) форма попечительства, устанавливаемого над совершеннолетним дееспособным гражданином 10. Каким Федеральным законом регулируется деятельность НКО? А) ФЗ «О некоммерческих организациях» Б) ФЗ О рекламе В) ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях 11. Как расшифровывается аббревиатура НКО? _____________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Как называется закон, регулирующий благотворительную деятельность в Российской Федерации? В каком году был принят этот закон? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ РЕЙТИГ-ЛИСТ Всего баллов 1000 по дисциплине Связи с общественностью в социальной сфере число недель 18 Зачет 600min на осенний семестр 2009/2010 уч.г. лекций 18 ч. Лектор Конюхова Т.В. семинары 18 ч. Факультет ГФ СРС 36 ч. Курс 5 Группы 11150
Лектор _______________________________ Зав.кафедрой КТЛ______________________ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Перечень используемых информационных продуктов - Power Point - Media Player - Winamp -Microsoft Office 6.2. Перечень рекомендуемой литературы Основная литература
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Теория и практика : учебное пособие / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — М. : Дело, 2007. — 552 с.
Дополнительная литература
Приложение 1 Образец титульного листа ___________________________________________________________ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Гуманитарный факультет Кафедра культурологии и социальной коммуникации Специальность «Связи с общественностью» ___________________________________________. (название реферата) Выполнил: ________________ ФИО студента ________________ группа Проверил: ________________ ФИО ________________ должность, уч.степень Томск 2009 СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Рабочая программа, методические указания и контрольные задания Составитель: КОНЮХОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА доцент, кандидат философских наук Рецензент: Скворцова В.Н., к.ф.н., доцент каф. культурологии и социальной коммуникации ГФ ТПУ Подписано к печати … Формат 60х84 / 16 Бумага писчая ZOOM Плоская печать. Усл. печ. л. …. Уч.- изд. л…. Тираж … экз. Заказ № … Цена свободная. Издательство ТПУ. 634050, Томск, пр. Ленина,30 Документ: Рабочая программа Дата разработки: сентябрь 2009 Разработчик: доцент Конюхова Т.В. |
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» | Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Утверждаю Рабочая программа составлена на основе гос впо по направлению специальности 032301 «Регионоведение», утвержденного 14 марта 2000... | ||
Рабочая программа дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической... | Рабочая программа для направления 351400 «прикладная информатика (по областям)» Рабочая программа составлена на основе гос по специальности 351400 «прикладная информатика (по областям)», утвержденного 14. 03.... | ||
Томский политехнический университет согласовано утверждаю Руководящие материалы по составлению индивидуальных планов работы преподавателей. – Томск: Изд-во тпу, 2003. 34 с | Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | ||
Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | ||
Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... |