Учебный курс культурология





НазваниеУчебный курс культурология
страница1/11
Дата публикации31.03.2015
Размер1.38 Mb.
ТипУчебный курс
100-bal.ru > Культура > Учебный курс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная юридическая академия»

Филиал ГОУ ВПО УрГЮА в г. Уфе
Кафедра государственно-правовых дисциплин

УЧЕБНЫЙ КУРС

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Для студентов, обучающихся на дневной форме обучения (СО)
специальность 03.05.01 - юриспруденция

квалификация 65 — юрист

Уфа 2011

Рекомендовано учебно-методическим советом

Уральской государственной юридической академии

Составитель

Зулькарнаева Розалия Зубаировна, кандидат философских наук,

Филиал ГОУ ВПО УрГЮА в г. Уфе

АННОТАЦИЯ

Учебно методический комплекс содержит программу курса «Культурология», планы практических занятий, список основной и дополнительной литературы в соответствии с изучаемыми темами. В УМК сформулированы вопросы и рекомендации для самостоятельной работы студентов. Предлагаются темы рефератов, тесты.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также практических работников.


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. Курс «Культурология» играет важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление разносторонней, эрудированной, коммуникабельной личности будущего специалиста. Культурология развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал будущего специалиста, способствует формированию толерантности и освоению общечеловеческих культурных ценностей.

Изучение дисциплины «Культурология» имеет цель:

• дать целостное представление о культуре, ее содержании и сущности, структуре и функциях, видах и типах, месте и роли в жизни человека и общества;

• способствовать формированию представления о закономерностях и специфике развития мировых культур, их роли в становлении культуры человечества.

В результате изучения курса студент должен знать:

  • основной категориально-понятийный аппарат культурологии;




  • содержание основных теоретических концепций, сформировавшихся в процессе становления и развития культурологической науки;




  • место и роль различных видов и типов культуры в общественной жизни;

  • хронологическую последовательность культурно-исторических событий;

  • специфику той или иной культурной эпохи, ее культурную динамику, вклад в мировой культурный процесс и смысловые границы, отделяющие данную эпоху от соседних;



уметь:

  • логично формулировать, излагать и аргументировано обосновывать собственное понимание культурологических проблем.



  • применять культурологические знания в профессиональной и любой другой деятельности;

  • анализировать, понимать и применять различные гуманитарные тексты;

  • отличать культурологический подход к эмпирическому материалу от подхода других гуманитарных наук;

  • аргументировать личную позицию по отношению к проблемам культуры.

Примечание:

Настоящая программа предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и входит в цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Курс включает цикл лекций, практические занятия, тематику реферативных докладов, вопросы к зачету и экзамену.

Методические указания для преподавателей:

Данный курс имеет установочный характер и является базой для усвоения других курсов гуманитарного цикла, а также ряда специальных дисциплин.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста по гуманитарным направлениям и специальностям.

Учебная дисциплина «Культурология» относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Главный стержень, вектор формирования культуры современного человечес­кого общества составляет гуманизм. Поэтому изучение культуро­логии — системы знаний о сущности, закономерностях существо­вания и развития, способах постижения культуры — в высших учебных заведениях является одним из эффективных направлений воспитания гуманистически ориентированной, духовно развитой и высоконравственной личности, способной стать активным, ответственным и деятельным субъектом происходящих в обществе модернизационных процессов.

В процессе учебы в соответствии с требованиями Государствен­ного образовательного стандарта высшего профессионального об­разования студенты имеют возможность получить знания в обла­сти развития мировой и отечественной культуры; понять мир раз­нообразных явлений духовной жизни общества, уяснить сущность культуры, особенности и разновидности регионально-нацио­нальных культур; ознакомиться с основными современными куль­турологическими школами, направлениями и теориями, сущнос­тью и разновидностями художественной культуры; познать осно­вы использования и сохранения культурного наследия.

Усвоение важнейших понятий и категорий культурологии (культура и цивилизация, морфология и динамика культуры, ее нормы и ценности, язык, символ и код культуры, традиции и со­циальные институты и др.) углубляет представления не только об основных тенденциях современных культурных процессов в мире а стране, но и о своей собственной причастности к явлениям, происходящим в этой интереснейшей сфере человеческого бытия.

Цель культурологии как учебной дисциплины: в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об истории культурологической мысли, познакомить с категориальным аппаратом и исследовательскими методами, раскрыть сущность основных проблем культурологии, а также познакомить студентов со спецификой и закономерностями развития различных культур.

Задачи «Культурологии»:

1. Сформировать у студентов целостное представление о
мире как развивающейся системе, как совокупности
культурных достижений человеческого общества;

2. Развитие у студентов стремления к
постоянному пополнению знаний о культуре в нашей стране и мире, умения
анализировать и делать выводы, опираясь на источники и научную
литературу по культурологической проблематике;

3. Воспитать у студентов чувства гордости и уважения к достижениям собственной национальной и отечественной культуры, к ценностям общечеловеческой культуры, приобщить к идее диалога как основе бытия различных культур и народов в современном поликультурном пространстве, сформировать принципы толерантности и взаимопонимания в межличностном общении представителей различных культур.
Методические указания для студентов:

В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен иметь:

- научное представление о сущности культуры, ее генезисе и развитии, об основных методологических подходах к ее анализу, о роли культуры в разрешении многочисленных глобальных и национальных проблем, о значении культуры для развития личности. Студент должен глубоко усвоить необходимость гуманитаризации образования и гуманизации современной жизни.
Студент должен знать:

- этапы становления культурологии как науки;

- основные категории и методы исследования культурологии;

- наиболее распространенные в мировой и отечественной культурологической мысли подходы и концепции изучения культуры;

- сущность, социальные институты, структурную организацию и функциональные возможности культуры;

- типологию культур, динамику и характер изменений в культуре, тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе;

- основные черты, факторы развития и достижения мировой культуры на различных этапах исторического развития;

- особенности, социодинамику, важнейшие достижения отечественной культуры на основных этапах ее развития;

- проблемы взаимодействия общества и культуры, личности и культуры;

- особенности башкирской культуры и достижения культуры Башкортостана.

Студент должен уметь:

- самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами;

- применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий культуры и давать им самостоятельную оценку;

  • ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального культурного развития;

- пользоваться достижениями эстетической и художественной культуры, вырабатывать эстетическое отношение к действительности, уметь понимать и оценивать памятники художественной культуры;

- находить междисциплинарные связи культурологии с другими учебными дисциплинами.

Студент должен иметь навык:

- активного поиска необходимой информации, умения четко
формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным культурологическим проблемам;

- анализа и объективной оценки фактов и процессов мировой и отечественной культуры;

- выработки объективной и принципиальной эстетической и художественной позиции в осмыслении мозаичного мира современного эстетического и художественного плюрализма, ориентации в сущности прекрасного и безобразного, истинно художественного и подделок, вечного и преходящего (временного).

Работа студентов по дисциплине «Культурология» состоит из двух аспектов:


  • аудиторной (прослушивание лекций);

  • внеаудиторной, самостоятельной работы студентов (работа с литературой, выполнение практических заданий, написание рефератов, докладов).

Самостоятельная работа

  1. Изучить рекомендованную литературу.

  2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к докладу и к участию в обсуждении и дополнении докладов.

Студенты могут получить у преподавателя дополнительные методические советы о подготовке к очередному семинару (об узловых и дискуссионных вопросах, о степени разработки той или иной проблемы, о новой литературы и т.д.).

Надо иметь в виду, что успех обучения зависит, прежде всего от самостоятельной работы студента.

Итоговый контроль проводится в форме зачета.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование тем


Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Самостоятельная

работа





в том числе




лекции

семинары




  1. Теория культуры как учебный предмет. Место теории культуры в системе общественных и гуманитарных наук

4

2

4

  1. Генезис культуры. Первобытные корни мировых цивилизаций.



  1. этап развития культуры и как региональный тип.









  2. Типологическая классификация цивилизаций

4

-

4

  1. Генезис культуры.

3.Культура древних цивилизаций. Традиционные общества Древнего Востока.

2

-




4

4 Культура античного мира как западный тип цивилизации.


2

2

2

2


4

5Средневековая европейская культура. Формирование христианской цивилизации.


4

6. Арабо-исламский тип культуры

к





7.Культурный облик Возрождения и Реформации

2

2

4

8.Новое время: европейская культура XVII-XVIII вв. Формирование индустриальной цивилизации в XIX в

2

2

4

9. Культура ХХ века. Кризис гуманистических идеалов и зарождение постиндустриального общества.

2

2

4



10. Современные лики культуры. Информационное общество к. XX-н.XXI в


2

2

2

Зачет (СО) – 3 семестр





Всего

22

14

34




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение в теорию культуры. Культурология как учебный предмет. Место теории культуры в системе общественных и гуманитарных наук Феномен и сущность культуры. Социальные функции культуры. Типология культуры. Цивилизация как этап развития культуры и как региональный тип. Типологическая классификация цивилизаций.

Становление науки о культуре. Место культурологии в системе наук. Специфика разных видов познавательной деятельности (естественное, техническое, социально-гуманитарное знание) и процессы сближения и интеграции различных областей знания. Комплексный, системный и целостный характер культурологического знания. Предмет и задачи культурологии. Методы культурологии. Структура и состав культурологического знания. История и теория культуры. Фундаментальная и прикладная культурология. Культурология и философия культуры. Культурология и социология культуры. Культурная антропология. Культурология и история культуры.

Культурология и образование. Образовательный и воспитательный потенциал культурологии.

. Культура как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой.

Эволюция понятия «культура». Многогранность понятия «культура». Многообразие философских концепций культуры (деятельностная, аксиологическая, коммуникативно-диалогическая и системная). Западные культурологические концепции.

Культура как система. Структура культуры. Материальная и духовная культура: единство и различие. Артефакты. Идеалы, нормы, ценности в структуре культуры. Культурные традиции. Значение и смыслы в структуре культуры. Язык, символика, знаковые системы как носители культурных смыслов.

Культура и общество. Сферы общественной жизни как основа образования различных видов культуры. Экономическая культура. Политическая культура. Правовая культура. Эстетическая культура. Нравственная культура. Научная культура. Философская культура. Религиозная культура. Религиозная и светская культура.

Культура и личность. Человек – творение и творец культуры. Личность и творчество. Инкультурация и социализация.

Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Типы цивилизаций.

Основные функции культуры: познавательная, гуманистическая, функция преобразовательная, коммуникативная, информационная, ценностно-нормативная, защитно-адаптивная, психологической разрядки, социализации.

Динамика культуры, ее основные понятия: изобретение, инновация, культурные контакты, эволюция, диффузия, синтез, дифференциация. Прогресс и регресс в культуре.

Проблема единства и многообразия культур. Понятие типа, типологии и типологизации культур. Критерии типологизации культур (исторический, социальный и др.). Историческая типология культуры. Формационная типология культуры. Цивилизационная типология культуры. Линейная типология культур К. Ясперса. Методологическая роль понятия концепции идеального типа М. Вебера.

Элитарная и массовая культура. Возникновение и развитие массовой культуры, ее роль в современном обществе. Средства массовой коммуникации в массовой культуре.

Профессиональная и народная культура как социальные тиры культуры.

Специфические и «срединные» культуры. Субкультуры и критерии их классификации. Тенденции развития молодежной культуры в современном обществе.

Контркультура, ее истоки и сущность. Маргинальная культура.

Национальная и этническая культура. Нация и культура. Национализм и модернизация.

Восточные и западные типы культур. Культурные различия между Западом и Востоком. Диалог культур.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебный курс культурология iconУчебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание
Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый...
Учебный курс культурология iconУчебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание
Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый...
Учебный курс культурология iconУчебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Франции»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебный курс культурология iconУчебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «История Французского языка»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебный курс культурология iconУчебный курс Новосибирск 2013 учебный курс «Французские прецендентные тексты и перевод песни»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебный курс культурология iconУчебный курс “Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация...
...
Учебный курс культурология iconРабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины по информатике...
Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах), согласно фк буп от 2004 года....
Учебный курс культурология iconМетодические указания по выполнению срс (написание реферата) по дисциплине «культурология»
Целью творческой работы является углубление знаний основных теоретических положений раздела «Культурология», самостоятельная проработка...
Учебный курс культурология iconПрограмма педагогической практики по специальности «050403. 65 Культурология»...
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 33 с
Учебный курс культурология iconП. П. Марченя Курс «Культурология» читался автором в Московской финансово-юридической...
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
Учебный курс культурология iconКультурология рекомендации студентам заочной формы обучения. Продолжительность курса
Продолжительность курса – один семестр. Курс «Культурология» реализуется на I курсе заочной формы обучения
Учебный курс культурология iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Учебный курс культурология iconУчебно-методическое обеспечение литература Литература основная Гуревич...
Содержание пособия позволяет студенту самостоятельно изучить пропущенный учебный материал или познакомиться с дополнительным материалом,...
Учебный курс культурология iconРабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные...
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Учебный курс культурология iconАннотация Курс «История и методология изучения культуры. Часть 1»
Культурология, и входит в базовую часть профессионального цикла М. 2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам...
Учебный курс культурология iconПрограмма дисциплины Культурология
Культурология для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск